Почему суда ходят а не плавают

Обновлено: 27.03.2024

Люди, живущие на суше, говорят, что корабли ПЛАВАЮТ. Однако моряки это слово не любят, и утверждают, что они не ПЛАВАЮТ, а ХОДЯТ.

Моряки говорят:
"Мы ИДЁМ в Мурманск", а не "Мы ПЛЫВЁМ в Мурманск".
"Мы ПОЙДЁМ на Одессу", а не "Мы ПОПЛЫВЁМ в Одессу".

Хотя в официальном морском языке слово ПЛАВАТЬ имеет место. Например, "капитан дальнего плавания", или "плавсостав".

Почему моряки употребляют слово ХОДИТЬ вместо ПЛАВАТЬ, они сами толком объяснить не могут. Существуют лишь предположения.

По одному из них, слово ПЛАВАТЬ намеренно заменено словом ХОДИТЬ, чтобы не гневить морские божества: Нептуна, Морского Царя и других грозных обитателей пучин. Мол, мы с водой вообще никак не завязаны, мы даже по ней не плаваем. Так что мы не подчиняемся вашей подводной юриспруденции.

Неужели Морской Царь настолько туп и невнимателен, что не увидит судна, которое плывёт по воде? Зато услышит разговор моряков?

По другой версии считается, что плавает мусор и всякие отходы жизнедеятельности, а моряки - они целенаправленно ходят.

Ну и что, рыба тоже осмысленно и целенаправленно плавает, никто не говорит, что рыбы ходят.

Ещё одна версия глаголет, что все морские термины русские моряки взяли из иностранных языков. Например в английском выражение TO GO обозначает движение куда-то, как по суше, так и по морю. Поэтому русские просто перевели слово GO на русский как ИДТИ.

Хотя непонятно, зачем устраивать такие выкрутасы, если в русском языке давно имеется слово ПЛАВАТЬ.

Как обычно, такое количество разных версий говорит о том, что никто точно ничего не знает, а лишь строят предположения.

А вот знают ответ, почему моряки именно ХОДЯТ, а не ПЛАВАЮТ, в Институте Русского Языка Ясна .

Как всегда, всё очень просто. Подумайте, какой в прошлом был самый доступный и самый часто используемый измерительный инструмент? Конечно, человеческое тело. Шаги, аршины, футы, локти, пальцы, пяди - вот средства измерения, которые всегда под рукой. То есть всё окружающее человек мерял своим телом и его частями.

Поэтому, предметы окружающего мира человек прошлого соотносил со строением своего тела. И не только природные, а так же искусственные, которые сам сделал. Корпус корабля - тоже тело. В задачках по физике это ясно указывается.

Раз корпус корабля это тело, то:
Палуба - соответствует лицу человека;
Жилые отсеки , которые под палубой - соответствуют груди ;
Ещё ниже трюм - это живот ;
Ниже трюма днище - что у нас по телу соответствует днищу? Что ниже живота? Ноги .

Получается, что днище корабля - это ноги. На которых корабль как бы ИДЁТ. Он же движется по воде, и ноги у него вроде как есть, по соответствию с телом человека. И получается, что корабль ХОДИТ. Отсюда пошло выражение, что моряки ХОДЯТ по морю.

Теперь вы знаете, почему моряки не ПЛАВАЮТ, а ХОДЯТ. Что получилось из-за проекции названий частей человеческого тела на части корпуса корабля.

Если понравилось, подписывайтесь на канал Познавательное ТВ и жмите палец вверх.

Почему моряки называют район действия ветров западного переноса

Интересно

Бесконечные океанские просторы – это риск, сильный ветер, возможность налететь на рифы. На нашей планете есть масса мест, где чаще всего случаются кораблекрушения, пропадают моряки. О них распространяется дурная слава с древних времён. И каждый морской волк обязан знать их досконально.

“Ревущие сороковые”: что это?

Всё океаническое пространство южного полушария с сорокового по пятидесятый градус принято называть “Ревущими сороковыми”. Здесь постоянно дует мощный западный ветер, который является причиной частых штормов и ужасной погоды.

На карте ниже отображена глобальная высота волн. Измерения произвел радар ERS-2 во время австралийской зимы 1995 г. Ревущие сороковые широты видны как красные области со значительной высотой волн.

Ревущие сороковые

Ревущие сороковые

История мореплавания полна тайн и загадок. Но первенство данному определению приписывают голландскому моряку Хендрику Брауверу. Ориентировочный год – 1611. В то время Голландия была крупной морской державой, соперничала с Англией. Несколько веков назад только через океан можно было добраться из Европы на Дальний Восток, в Австралию и Новую Зеландию. Именно этот мореход закрепил данный термин в судоходном лексиконе, много времени посвятил прокладыванию оптимального маршрута в этих широтах.

Хендрик Браувер

Хендрик Браувер

Отважные штурманы пытались найти кратчайшие и безопасные пути. И очень важен был нюанс скорости. А парусному судну поможет идти только сильный попутный ветер, который изобиловал в тех широтах. Но любой ветер способен и погубить. Только самые опытные и храбрые решались на этот маршрут, ведь ложка дорога к обеду.

В то время у географов в обиходе был Южный океан, который вплотную прилегал к Антарктиде. Иногда само расстояние было намного больше, чем краткий путь по прямой. Но именно сила ветра позволяла делать выигрыш в скорости. Интерес к такому маршруту исчез примерно 150 лет назад – парусники вышли из обихода. А позже был прорыт Панамский и Суэцкий каналы. В наши дни все срочные грузы перевозят по воздуху.

Почему сильные ветра в “Ревущих сороковых”?

Южные морские просторы планеты – это полное отсутствие материков и гор. На такой равнине ветер способен разгоняться до огромных скоростей: никакого барьера и сдерживающих факторов нет. А ещё воздушные массы находятся между тёплым воздухом экватора и холодом Антарктиды. Подобная разница и создаёт “сквознячок”. Не стоит приписывать всему происходящему мистический смысл числа 40. Всё в мире природы и географии обосновано.

Интересный факт: сто дней смог продержаться Фёдор Конюхов на лодке с вёслами. Он первый, кто прошёл половину Тихого океана по “Ревущим сороковым”!

Фёдор Конюхов

Фёдор Конюхов

Неистовые пятидесятые

Ещё существует родственный морской термин “Неистовые пятидесятые”. Это часть океана, которая вплотную прилегает к Антарктиде. Пересекать эти голубые глади Земли приходилось тем, кто был вынужден обогнуть мыс Горн. Погодные условия там ещё хуже.

Тихие “Конские тридцатые”

Совсем иначе обстояли дела в тихих “Конских тридцатых”. Близость к материкам снижала поток воздушных масс. Ветер здесь на вес золото. Из-за продолжительных штилей корабли просто стояли на одном месте в океане. Подобный покой дорого стоил – из-за нехватки еды и отсутствия корма матросы поедали лошадей, которых брали в дальние походы.

Море в наши дни остаётся источником опасностей, местом, где природа проявляет свой непростой нрав. Не стоит испытывать судьбу и доказывать свою удачливость. Даже очень храбрый человек – это песчинка в масштабе нашей голубой планеты! А любое суровое природное и погодное явление научно доказано.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Корабли ходят или плавают?

Интересно

Жаргон моряков самобытен и интересен. Так, на судне нет кухни, есть камбуз. И туалета тоже нет – есть гальюн. А еще корабль не плавает, а ходит. К этому моменту все сторонники морских традиций относятся очень ревниво. Почему же принято говорить именно так, почему судно идет, а не плывет? Существует сразу несколько версий ответа на этот вопрос, и рассмотреть стоит каждую из них.

Предрассудки? А только ли они?

Древнегреческая триера

Древнегреческая триера

Кто-то скажет, что подобная формулировка связана с уважением к водной стихии, которая испокон века обожествлялась, которой люди откровенно побаивались. Из уважения к морю и его божествам, а может быть, с целью успокоить себя и утешить близких, принято было говорить «ушел в море». Не уплыл, рискуя утонуть, а именно ушел, как по земле. А значит, скорое возвращение будет гарантировано.

Бревно плывет

Бревно плывет

Возможно, речь здесь идет даже об уважении к самому судну. Стоит вспомнить, что в английском языке корабль – это одушевленный предмет, единственное фактическое исключение в своем роде. А все потому, что англичане – признанные мореплаватели, которые за счет мощи своего флота смогли колонизировать полмира. Плавать может бревно или какой-нибудь мусор, мелкая рыбешка в пучине, а корабль, который становится домом для матросов на годы вперед, который обладает для них собственной душой и своим особым характером, может только идти. Но предрассудки – это одно, а что до хода корабля – тут есть и другое, вполне логичное, даже техническое объяснение.

Также моряки утверждают, что плавать – значит перемещаться в толще воды. А идти – значит, передвигаться по ее поверхности. Отсюда идет закономерная формулировка, что корабль – ходит. Исходя из этой трактовки, говорить о том, что судно плывет – как минимум, дурной знак.

Еще одна версия говорит о том, что плыть – значит передвигаться по воде неуправляемо, как это делает различный мусор. Ветки и бревна – плывут. А пароходы и корабли – ходят: в загранку, против ветра или по нему, в любом направлении, но с четко заданной целью.
Возвращаясь к английским традициям, которые действительно заложили многое в вопросах мореплавания по всему миру, стоит отметить, что и там есть понятие «to go to sea», то есть, дословно, «выйти в море», «идти по морю», а никак не плыть. Английские и другие иностранные заимствования в морском деле – это фактическая норма, удивляться этому не стоит. Так что подобная формулировка могла иметь и английское происхождение.

Ход винта и ход корабля

Штурвал корабля

Штурвал корабля

История использования паруса для обеспечения кораблю хода велика – но даже и тут прослеживается слово «ход». Далее, на смену зависимому от ветров куску материи пришел гребной винт, для которого слово ход стало особенно актуальным. Измеряя скоростные показатели корабля, отмечали, сколько он может пройти за один полный оборот винта. И в этот же период родились команды «малый ход», «полный ход», определяющие, с какой скоростью должно двигаться судно. Корабль идет, потому что он движется за счет тех средств, которые придают ему ход. Корабль идет за счет парусов, винта, двигателя. Это вполне закономерно.

Как правильно: ходит или плавает?

Но правы ли моряки, говоря, что судно идет, относительно правил русского языка? На самом деле, это понятие остается актуальным только для морского жаргона, которым даже сами морские волки не всегда особо стремятся пользоваться на берегу. Придерживаясь правил и норм русского языка, можно отметить, что ходьба – это передвижение посредством ног по суше, а плавание – перемещение по воде или в ее толще, в любых случаях и без исключений. Все, что может держаться на воде или в ее толще, по определению плавает – таковы языковые нормы.

В итоге можно сказать, что по законам русского языка любое судно, корабль, лодка – плавает. Но согласно морскому жаргону, опять же, любое судно, любой корабль или лодка – ходят. Однако официальный морской язык все же не поддерживает таких вольностей, и по его нормам корабль тоже плавает. Отсюда и возникают такие термины, как капитан дальнего плавания, плавающий адмирал, и многое другое. И даже провожая моряков, им желают счастливого плавания, а не хождения или похода.

Жаргон – это сложное явление, характерное для своей среды и актуальное именно для той среды, в которой он появился. Морской жаргон имеет свои глубокие традиции, порой корни тех или иных фраз, слов отыскать бывает непросто. Точно так же можно сказать о фразе «корабль ходит»: существует множество версий, объясняющих происхождение данной формулировки. Сегодня можно только гадать, какая из них является верной. Возможно, их влияние оказалось комплексным, что и сформировало такие суждения в морской среде. Но как бы то ни было, именно так говорят сейчас, и наверняка так будут говорить в будущем.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Почему корабли не тонут?

Силы и частицы

С самого зарождения кораблестроения люди прилагают массу усилий, стараясь создать корабли, которые не тонут. Первые деревянные суда были легче воды. Но развитие науки и знание законов физики позволило строить и стальные, и даже железобетонные суда.

Железобетонные корабли строились в Северной Америке в первой половине XX века, когда во время двух мировых войн ощущался дефицит стали.

Кораблю помогают не тонуть законы физики

Законом Архимеда

Законом Архимеда

Плавучесть судна определяется законом Архимеда: жидкость выталкивает тело с силой, равной весу жидкости в объеме погруженной в нее части тела. Основная хитрость здесь заключается в объеме – чем больше объем корабля, тем более толстыми можно сделать его металлические борта и тем больше дополнительного груза он может взять на борт, оставаясь при этом на плаву. Так получается потому, что основной внутренний объем корабля заполнен воздухом, который в 825 раз легче воды. Именно воздух придает плавучесть кораблю.

По этому же принципу возможно погружение и всплытие подводных лодок – при погружении балластные цистерны заполняются водой, лодка теряет плавучесть и погружается. При всплытии – в них подают воздух под давлением, вытесняющий воду. По этому же принципу плавает в ванне металлический тазик – внутри него находится воздух, занимающий большую часть всего объема тазика. Если же внутренний объем тазика заполнить камнями или металлом – он утонет, потому что вес его станет слишком большим.

Инженерные решения-остойчивость корабля

На плавучесть корабля, его способность сопротивляться силам ветра и волн действует принцип рычага. Если тазик, который спокойно плавает в ванне, запустить в речку – он вскоре наберет воды и утонет, потому что его будет наклонять ветер и захлестывать волны.

малая остойчивость

малая остойчивость

С кораблем тоже может случиться нечто подобное, если у него малая остойчивость. В истории бывали случаи, когда сотни пассажиров, собравшиеся у одного борта – вызывали крен судна и его затопление. Много кораблей гибло во время штормов из-за того, что их переворачивал ветер и волны.

Остойчивость судна

Остойчивость судна

Остойчивость судна – это его способность сохранять устойчивое положение в воде. Зависит она от места, где находится центр тяжести судна. Чем он ближе к поверхности – тем проще перевернуть корабль и тем меньше остойчивость.

Именно поэтому у современных кораблей самые тяжелые агрегаты – ходовые двигатели, генераторы, танки с запасами воды и топлива находятся в нижней части. Там же располагаются грузовые трюмы. Моряки знают, что на полностью загруженном судне – качка ощущается намного меньше, чем на пустом.

Для смещения центра тяжести как можно ниже, конструкторы специально утяжеляют киль с помощью свинцовых накладок. В спортивных судах утяжеленный киль вообще крепится под судном отдельно на балках и называется выносным.

На остойчивость сильно влияет и форма борта – наименьшей обладают суда с полукруглым дном, наибольшей – спортивные тримараны, имеющие два выносных корпуса-опоры по бокам. Действительно, наличие дополнительных опор в верхней части борта помогает сохранять остойчивость, мешая судну накреняться. Это знали еще в древности и прикрепляли вдоль верхней части борта лодки связки сухого камыша. А современные туристы с этой целью используют надувные баллоны, привязывая их по бортам байдарок.

Обязательные правила морехода

Чтобы избежать смещения центра тяжести, при загрузке современных кораблей используются компьютерные программы, помогающие просчитать – куда и сколько груза можно поместить, чтобы сохранить мореходные качества судна. Ответственным за правильное размещение груза является старший помощник капитана. Он командует погрузкой и в соответствии с расчетами, самые тяжелые грузы размещаются в трюмах, а более легкие – на палубе. Груз на корабле обязательно «найтовится», то есть привязывается. Это нужно, чтобы во время шторма он не перекатывался по трюмам и не изменял центр тяжести судна.

Почему корабли не тонут – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Многие привыкли говорить, что корабль не плывет по морю, а идет. Принято считать, что последний вариант используют только настоящие моряки. Бывают забавные ситуации, когда человек, видавший море только в фильмах и на картинках, начинает учить настоящего моряка, как правильно называть процесс передвижение корабля.

В литературе и на экране телевизора специально злоупотребляют морским жаргоном, чтобы подчеркнуть принадлежность того или иного персонажа к числу бывалых моряков. Но в реальной жизни моряки весьма редко используют жаргонные слова. Каждый говорит так, как привык, причем опытные мореплаватели редко пытаются выставить себя напоказ.

Легенда

Насколько сильно ни продвинулось вперед кораблестроение, море по-прежнему осталось непредсказуемой и опасной стихией. Поэтому отголоски верований древних людей видны в морском жаргоне.

Как говорят опытные мореплаватели

К числу бывалых моряков, как правило, относятся капитан, его старший помощник и механик. Должностные обязанности этих лиц включают составление различных официальных документов, которые просто не могут содержать жаргонные слова. Им зачастую приходится вести диалог с представителями властей и различных проверяющих организаций. Неверно произнесенное слово при общении на высоком уровне может повлечь серьезные последствия.

Другое дело обычные матросы, от слов которых практические ничего не зависит. В общении между собой они часто используют морской жаргон. Матросы являются своеобразными «носителями морских традиций», поэтому в их речи зачастую можно услышать слово «идет», а не «плывет».

Многое зависит от контекста

Чаще всего говорят, что моряки и корабли «уходят» в море, корабль «идет» по морю. Но есть и устойчивые выражения, в которых используется слово «плывет» и однокоренные слова. Например, «плавающий адмирал», «плавали – знаем» и прочие.

Как бы там ни было, не стоит полагаться только на сведения, взятые из литературы и кино. Никто не сможет объяснить причину употребления слова «ходить» лучше, чем опытный моряк.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: