Почему ссср не предоставили крупных государственных кредитов капиталистические страны

Обновлено: 24.04.2024


Поднятый сперва президентом России Владимиром Путиным, а затем дополненный его пресс-секретарем Дмитрием Песковым вопрос о неполучении нашей страной по праву причитающихся ей активов Советского Союза, находящихся за рубежом, на самом деле гораздо глубже и шире высказанной Кремлем краткой претензии, уложившейся буквально в пару фраз.

Однако прежде чем разбираться с ним по существу, следует для начала, вспомнить: что это за долги такие, откуда и почему они появились, каким образом выплачивались. А также уточнить – кто конкретно из «постсоветских республик» в данной ситуации повел себя порядочно и честно, а кто проявил самую черную неблагодарность.

Только после этого станет возможно подойти к пониманию сути проблемы и причин, по которой сегодня она озвучивается на столь высоком уровне.

Долги наши тяжкие


Вопрос о том, откуда у Союза Советских Социалистических республик, страны с мощнейшим и чрезвычайно развитым народным хозяйством, «нарисовались» вдруг громадные долги, рассчитываться по которым нашей стране пришлось чуть ли не до нынешнего времени (последняя часть внешней задолженности – перед давно не существующей Югославией, была выплачена Боснии и Герцеговине в 2017 году), сам по себе является достаточно интересным.

Отечественные экономисты либерального толка говоря на эту тему неизменно утверждают, что причина тут в резком падении цен на нефть, которое произошло в 80-е годы прошлого века и заставило Советский Союз делать займы для закупки за кордоном самого необходимого – зерна и продовольствия. На самом деле, действительности это соответствует в достаточно небольшой степени.

Да, внешний долг СССР начал расти в 1984 году, сразу увеличившись на 300% – с 5 до 15 миллиардов долларов. Однако все это было сущим пустяком в сравнении с тем, что происходило после 1986 года, ознаменовавшегося приходом к власти Михаила Горбачева.

Кредитная зависимость Советского Союза начала расти просто, как снежный ком – в 1989 году мы были должны зарубежным заимодавцам уже 50 миллиардов долларов, а к моменту крушения СССР эта цифра «перехлестнула» за 100 миллиардов! Михаил Сергеевич и его «команда», угробив экономику страны своими бестолковыми и откровенно предательскими «реформами», загоняли нашу Родину в долговую яму без всякого зазрения совести.

И, конечно же, к громадной радости своих «друзей» и хозяев с Запада. Крупнейшими кредиторами страны в конечном итоге стали государства так называемых «Парижского» и «Лондонского «клубов».

Естественно, к таковым относились наиболее развитые и богатые страны капиталистического мира: США, Великобритания, Франция, Германия, Япония. Уж они тогда нам «помогли». загнать в гроб великую страну. А потом, естественно, потребовали причитающиеся за это денежки. Мало того – Горбачев, от «великого» ума умудрился взвалить на СССР долги еще и царской России, признавать которые все до единого его предшественники на посту Генсека отказывались категорически.

Сперва, в 1986 году это было сделано в отношении Британии, а затем подобный же «широкий жест» достойный продолжатель дела Горбачева, Борис Ельцин, повторил уже с Францией.

При этом вопросы о колоссальных суммах из казны Российской Империи, «зависших» в странах Запада в годы Первой мировой войны в качестве оплаты за военные поставки, так и оставшиеся невыполненными, эти деятели поднимать и не подумали.

Конечно – вдруг «белые господа» обидятся, а то и осерчают? Впрочем, долги СССР «акулам капитализма» составляли далеко не весь объем той кредитной нагрузки, что упала на Россию, как на его правопреемницу. Злую шутку с нашей страной тут сыграла ее ключевая роль как раз в лагере социалистическом.

Стремление всемерно помогать своим союзникам и партнерам по организации Совета экономической взаимопомощи, «аукнулось» Москве неподъемным грузом долгов перед ними, которые вчерашние «друзья» прощать не желали ни в какую.

И это – при том, что само существование доброй половины из них на политической карте мира оплачено было кровью и жизнями сотен тысяч советских солдат, а впоследствии СССР внес огромный вклад в преодоление странами той же Восточной Европы послевоенной разрухи.

Да и сами по себе долги нашей страны перед странами-членами СЭВ возникли исключительно в силу того, что получаемые от них в обмен на советское оружие или энергоносители ТНП оценивались значительно выше реальной стоимости, цена же наших поставок искусственно занижалась.

Кому должны – мы всем прощаем


Впрочем, резкая «амнезия», изрядно «замешанная» на самой обычной жадности, охватившая после 1991 года «страны соцлагеря» не идет ни в какое сравнение с тем беспредельным и бессовестным цинизмом который был проявлен большинством вчерашних «братских республик» рухнувшего СССР.

В их столицах нисколечко не возражали против того, чтобы Москва взвалила на себя все долги Союза. Но вот по поводу того, что причиталось уже ей самой – тут моментально возникли вопросы.

Вообще говоря, «по уму» разговоры о том кому, сколько и за что конкретно должен, стоило бы вести после грамотной инвентаризации и оценки на «постсоветском пространстве» всех до единого объектов, имевших статус «всесоюзных строек».

Промышленные «гиганты», энергетическая и транспортная инфраструктура, а, зачастую и значительная часть жилого фонда в союзных республиках – во все это вкладывались неограниченные средства и ресурсы всего СССР, не говоря уж о том, что на возведении и запуске заводов, фабрик, электростанций и железных дорог трудились специалисты со всех концов страны.

По моему глубокому убеждению какие-либо материальные претензии со стороны новоявленных «небратьев» должны были бы вдребезги разбиться о цифры вложений в их экономики, сделанных за годы пребывания в составе единого государства.

Однако кто бы этим занимался в 90-е годы? Ельцин? Гайдар с Чубайсом?! Вот-вот, мне тоже смешно до слез. В конечном результате, Россия, став полноправной правопреемницей СССР получила вроде бы выгодное «наследство».

Но так дело выглядело только лишь на первый взгляд. Казалось бы – сумма в 100 миллиардов долларов госдолга с лихвой перекрывалась кредитами и ссудами, которые были предоставлены самим СССР на все 150 миллиардов. Тем не менее, с этими деньгами все было не так-то просто.

Как уже было сказано выше, кредиторами СССР являлись государства богатые, сильные, к тому же, объединенные в военно-политический блок НАТО, с момента распада Союза занявший на планете абсолютно непререкаемое главенствующее положение. А кто должен был нам? В основном, «развивающиеся» страны, у которых, по большому счету, в уплату за давно просроченные займы и взять-то было нечего.

Куба, Вьетнам, Монголия, Эфиопия, Ирак – вот далеко не полный список тем, кому Россия в качестве «проявления доброй воли» (а на самом деле, скорее, от безысходности), списала колоссальные средства, на которые когда-то была предоставлена советская военная и экономическая помощь. Остается надеяться лишь на то, что когда-нибудь эта щедрость будет «конвертирована» в те или иные геополитические выгоды для нашей страны.

Впрочем, имеется и еще одна «доходная статья», вполне конкретная и осязаемая. Речь о более, чем значительном перечне объектов той же дипломатической недвижимости, которой за рубежом владел советский Союз.

Вот они-то, все без исключения должны были перейти в собственность России, раз уж она взялась платить советские долги. Более того – данный момент в свое время был вполне цивилизовано оговорен и документально оформлен заинтересованными государствами.

Еще до того, как СССР распался, в Москве прошла официальная встреча, в которой приняли участие представители как 7 государств – наиболее значительных кредиторов страны, так и большинства союзных республик. Наотрез участвовать отказались только Узбекистан и Прибалтика.

Украина – в своем амплуа


В процессе этого саммита и было выработано решение о том, что правопреемниками СССР, и, соответственно, его долгов, становятся ВСЕ республики без исключения. Такое положение было зафиксировано сперва в меморандуме от 28.10.1991 года, а затем, месяц спустя и в официальном межправительственном коммюнике.

Долги и зарубежные активы Советского Союза делились в оговоренных пропорциях, в соответствии с которыми на Россию приходилось 61,34 их процента, Украине доставалось 16,37%, Белоруссии – 4,13%. Ну, и так далее – по списку. Тем не менее, подобное положение было категорически невыгодно, прежде всего, Западу.

Одно дело – вести расчеты с одним должником и совсем другое – с дюжиной таковых. К тому же – разбежавшихся, как мыши по норам и отчаянно доказывающих, что их национальная «хата» с краю.

Более того, как становится понятно только теперь, на Западе наверняка имели своей целью создать максимальную нагрузку как раз на экономику и финансовую систему России, не принимая всерьез остальные республики. Так или иначе, но в конечном итоге именно Москва выступила с предложением: «Вы нам – права на все активы за границей, а мы вам – свободу от каких-либо долговых обязательств!»

Надо сказать, что подобное предложение было воспринято более или менее благосклонно везде. Кроме Киева. Украинский парламент дважды, в 1997 и 2009 годах с треском проливал ратификацию соответствующего соглашения о «нулевом варианте».

В последнем случае депутаты Верховной Рады стали вовсе уж откровенно «включать дурака», заявляя: как же, мол, можно подписывать, если «никто не понимает, что и как считать»?

На самом деле, все прекрасно понятно и совершенно ясно, однако, всем известная жаба, являющаяся для «нэзалэжной», по мнению многих, настоящим национальным символом, все давит и давит.

На сегодня Украина остается единственной постсоветской республикой, так и не согласившейся на справедливый «нулевой вариант»! Даже Грузию, упиравшуюся до последнего, в 2002 удалось «додавить». Киев же занимает просто замечательную позицию: долги то Россия уже раздала, так отчего ж теперь не покочевряжиться?!

В конечном итоге это привело к тому, что наша страна, решившаяся в 2006 году заняться наконец-то юридическим переоформлением на себя зарубежных активов СССР (это стало возможным только после полного погашения займов, сделанных у «большой семерки»), в целом ряде государств столкнулась с отказом:

«Сперва решите вопрос с другими возможными претендентами, а уж потом – милости просим!» По состоянию на 2015 год, насколько это известно, полной имущественной правопреемницей СССР наша страна признана лишь в Швеции, Финляндии, Исландии, Болгарии и Венгрии. Да и то даже в этих странах с Украиной пришлось договариваться, «откупаясь» частью советской недвижимости.

В более, чем 30 государствах вопрос остается открытым – так, что, при всем уважении к господину Пескову, речь идет ни в коем случае не об «одной-двух» странах или «чуть большем» их количестве. Проблема достаточно серьезна и масштабна.

И, кстати, если кто-то думает, что подобное наглое и хамское отношение к выполнению обязательств перед Россией возникло в «нэзалэжной» после последнего «майдана», то ошибается он очень глубоко.

Напомню, что в 2010 году о непризнании «претензий Москвы на получение всей собственности бывшего СССР за границей» заявил никто иной, как президент Украины Виктор Янукович.

Да, да – тот самый, который вот уже больше пяти лет отсиживается в нашем Ростове. Понятно, что о выплате России своей доли советских внешних долгов, как о первом шаге к последующему «разделу имущества» в Киеве все это время и слышать не хотят.

Очень хочется верить, что претензии, высказанные Владимиром Путиным, были вполне конкретным сигналом вполне конкретной стране, в последнее время с очень большим энтузиазмом принявшейся «выбивать» из России растущие на глазах «долги» и предъявлять к ней миллионные, а то и миллиардные иски в международных судах.

Раз уж мы собираемся делать наше государство страну «по-настоящему суверенным» и усиливать его позиции в мире, неплохо бы начать это благое дело с того, чтобы поставить на место некоторых особо жадных нахалов.
Автор: Александр Неукропный

Советское правительство постоянно внушало народу, что все технические и научные достижения, все великие стройки и победы СССР добивался за счет собственных внутренних ресурсов. До какого-то момента тема эта вообще была чуть ли не запретной. Но, в то же время, даже сам Сталин не отрицал, что Советский Союз имеет внешний долг, но не собирается увиливать от своих обязательств. Справедливости ради нужно заметить, что пока был жив Иосиф Виссарионович, наша страна на международной арене имела твердую репутацию добросовестного заемщика.

У кого брали кредиты

До середины 20-х годов молодое советское государство, говоря современным языком, имело отвратительную кредитную историю, и это при том, что не успело взять взаймы ни цента иностранных денег. Все просто – большевики четко сказали «западным партнерам», что долги Царской России они списывают, и просят по их поводу не беспокоиться. Ну и как, спрашивается, сотрудничать с таким ненадежным заемщиком? Но вскоре Сталин и его «близкие» поняли, что своими силами у них не получится:

  • восстановить промышленность и как таковую экономику страны после революционных событий и Гражданской войны;
  • как следует вооружиться;
  • провести индустриализацию.

Началось все с мелких кредитов от Германии и Чехословакии (порядка 100 млн), причем, сотрудничали Советы не с государственными органами стран-партнеров, а с частными банками.

В 1927-м году к делу кредитования молодого государства подключились США. Полная сумма займов того времени не известна, но за 1927-й год было взято у разных американских фирм:

  • 40 млн. долларов у Фаркуара;
  • 50 млн. у Фримана;
  • 75 млн. у «Стандарт Ойл».

Точный список привести сейчас нереально, но к 1932-му году госдолг СССР к США составлял порядка 630 млн долларов. Причем, в 1934 г. сам Сталин сказал, что у Советского Союза госдолга примерно на 1.4 млрд долл., и это с учетом того, что с 1933-го года эту сумму удалось снизить аж на миллиард, то есть долг был, по меньшей мере, около 2.5 млрд!

Ленд-лиз в годы ВОВ особо не считаем, сумма не была точно известна даже в то время. Кроме того, некоторые из поставок союзников оплате не подлежали, да никто особо и не требовал. А вот после войны был взят еще один крупный кредит. Хоть сталинское правительство и заверяло, что экономику страны восстановит своими силами, но в 1972-м году США определили, что долг этот составляет 722 миллиона «вечнозеленых». Кстати, этот кредит СССР так и не погасил.

Внешний долг на момент распада страны

До 1984-го года внешний долг СССР не превышал 20 миллиардов долларов, причем, 450 млн. из них были взяты у тех же США в 1966-м году на строительство автозавода в Тольятти, а еще 11 млн. страна получила в начале 70-х на развитие нефтегазовой отрасли. После прихода к власти Горбачева внешний долг Союза начал стремительно увеличиваться:

  • на 1986 год – около 30 миллиардов;
  • к 1989 г. – 50 млрд;
  • на начало 1993 г. – 96 млрд.

На что брались эти деньги – не совсем понятно, но после исчезновения «Красной империи» с карты мира сразу стало понятно, что отвертеться от долгов не получится.

Кроме того, бывшие советские республики претендовали на экономическое наследие СССР, в том числе, за рубежом, поэтому, не особо раздумывая, подписали меморандум о солидарной ответственности по этим обязательствам. Россия оказалась впереди планеты всей. В апреле 1993-го года наше правительство волевым решением взяло на себя все внешние долги Советского Союза, назвав себя правопреемниками СССР. При этом была достигнута договоренность с бывшими республиками, что они отказываются от любых претензий на то самое экономическое наследие, ради которого в свое время подписали меморандум о солидарной ответственности.

Сейчас, при желании конечно, можно много чего узнать не только о прошлых событиях, но и о современных.

Наверное, многим понятно, что во властных структурах находятся представители самых разных политических сил, которые ни на минуту не прекращают борьбу за интересы своих кланов. Их предпочтения часто не совпадают с интересами государства и простых людей. Борьба так называемых элит происходит всегда и во всех странах.

Межвидовое противостояние элит приводит к государственным переворотам (революциям). Осуществление деятельности против своего государства по заказу иностранных спецслужб и на иностранные деньги является предательством, государственной изменой.

Как будет функционировать государство, зависит от возможностей тех, кто стоит на страже его интересов.

В начале XX века России извне была навязана роль преобразователя мирового устройства, чтобы истощить и разрушить наше государство под нежизнеспособным лозунгами о соединении пролетариев всех стран и победе над мировым капиталом.

Троцкисты на протяжении всего советского периода прилагали много усилий, чтобы СССР сгорел в огне мировой революции, в противостоянии капиталистической и социалистической модели существования общества.

В 90-е нашим врагам показалось, что они добились своей цели. Но они ошиблись.

Ответ очень прост. Нереально что-либо сделать, если не пытаться этого сделать в принципе, и даже более того, не просто бездействовать, но и активно идти в противоположном направлении.

Соответственно, в предыдущем абзаце кратко изложена история СССР послевоенного периода, Со всеми его мирными сосуществованиями и прочими кулебяками.

И сколько бы кто не говорил, что всё это было изначально обречено, это совершенно не так. Нужно было продолжать преобразования и углублять их качественно, используя к тому же и всякую возможность вовлечь дополнительные регионы мира в дело. Ни тем, ни другим не занимались и заниматься категорически не желали. Мало того, проводили всякие дурацкие реформы в противоположном духе. То школу разделят, то совнархозы учредят.

Ну и с самого начала слабости пошли, которые затем крупным пакостям развернуться дали. Ну ладно, ещё куда ни шло, нужно было выбить козырь из рук нациков и показать, что "у нас настоящий расцвет всякой культуре даётся". Но нафига это надо было после войны сохранять, спрашивается. Ввели бы упор на совокупную культуру СССР, а на всю локальщину забили гигантский ржавый болт, только выиграли бы. Единое сообщество, без всяких балалаек, вышиванок и тюбетеек, и точка.

Потом, вся кретиническая апелляция к "героическому древнему прошлому". Ну, в критический период это ещё куда ни шло, но впоследствии-то зачем всё это было сохранено как образец для подражания, совершенно понять-уловить невозможно.

Анализировать истории кредитов, которые брал СССР за годы своего существования, довольно сложно, по ним очень мало достоверной информации. Надо сказать, что СССР, примерно до середины 80-х прошлого века был известен как очень надежный заемщик, так как после отказа от выплаты долгов Российской империи, выплачивал долги очень аккуратно. А в первый послевоенный период СССР не брало крупных кредитов, как считается, еще и по другой причине, СССР не ратифицировало Бреттон-Вудские соглашения.

Поэтому, насколько понимаю, речь все же идет о ленд-лизе.

За период ВОВ США , как утверждается, поставила в СССР оружия и техники, различных изделий, продуктов питания на общую сумму 11 миллиардов долларов. Согласно договоров оплачивать СССР должен был, после окончания войны не все, что было поставлено США, а только то, что уцелело. В 1948 году, когда начались согласования, США выставило к оплате 2,7 миллиарда долларов. Представители СССР с этой суммой не согласились, и заявили о готовности выплатить только незначительную его часть. В 1951 году американское правительство снизило сумму долга до 800 миллионов долларов, но СССР заявило, что согласен с выплатой только 300 миллионов.

К 1972 году стороны договорились о сумме долга и графике выплат. СССР обязывался выплатить 722 миллиона долларов, включая проценты, к 2001 году. В 1973 году были выплачены 48 миллионов долларов, но потом платежи прекратились.

Вновь этот вопрос был поднять в 1990 году. Стороны договорились об окончательной сумме в 674 миллиона долларов и сроке выплаты до 2030 года.

После распада СССР Россия взяла на себя все долговые обязательства бывшего СССР, по так называемому "нулевому варианту", когда все государства, бывшие члены СССР,кроме РФ, отказались от доли активов, а по долгам отвечала только РФ. Таким образом долг по ленд-лизу перешел на РФ.

Российская Федерация, досрочно, в 2006 году выплатила полностью все долги по ленд-лизу.

Примерно так ).

И напоследок, мое сугубо личное мнение о ленд-лизе. Конечно, помощь США помогла народу СССР, немало жизней было спасено благодаря продуктам питания, немало помогла техника, в которой СССР остро нуждался. За это им огромное спасибо. И все равно, чисто по человечески, вся это торговля "мы Вам помогли, теперь платите" оставляет очень неприятный осадок. Невольно вспоминаешь Хемингуэя:


особенно в той части, которая касается спекулянтов. Для СССР это была страшная, опустошительная война, а для США, повод поторговать.

Учитывая, сколько принесли народы СССР жертв ради общей победы, могли бы посчитать, что это была гуманитарная помощь.

А сейчас, РФ освободилось от этого "кредита" полностью его погасив, что хорошо.

Соседка против: кто и как мешает России вернуть все зарубежные активы СССР

Нулевой вариант

К моменту распада СССР его внешний долг составлял около 100 миллиардов долларов . После того как Советский Союз прекратил свое существование, кредиторов стал остро интересовать вопрос: кто же теперь будет выплачивать долги по старым кредитам. Не менее остро стоял и другой вопрос: как разделить советское заграничное имущество между новыми государствами.

Наиболее очевидным и логичным вариантом было разделение долга и доли в имуществе между всеми бывшими союзными республиками. Долги предполагалось разделить по весьма сложной методике. Для каждой экс-республики СССР рассчитывалась масса параметров: вклад республики в общесоюзный ВВП, население и т.д. В зависимости от этого рассчитывались и часть долга, которую она должна была выплатить, и ее доля в заграничном имуществе.

Однако сделать это оказалось не так просто. Эти расчеты вызывали массу споров, а между тем всем новым странам требовались новые кредиты, поскольку резкий переход от плановой экономики к рыночной серьезно пошатнул их финансовую стабильность. Но прежние кредиторы и слышать не хотели о новых кредитах до тех пор, пока бывшие члены советской семьи не разберутся между собой, кто и сколько должен платить по старым счетам.

Чтобы максимально ускорить процесс урегулирования, Россия предложила т.н. "нулевой вариант" : она принимала на себя все долги Советского Союза и обязалась расплатиться по ним единолично. Взамен все остальные бывшие союзные республики отказывались от претензий на заграничные активы СССР. С этим предложением согласились все новые государства за исключением Украины , которая так и не ратифицировала договор.

Стоимость советского имущества

Точный размер зарубежных активов СССР неизвестен. Оценить стоимость имущества в рыночных ценах оказалось весьма затруднительно, во всяком случае, сразу этого сделать не удалось. Различные эксперты в своих оценках давали кардинально разные цифры: от нескольких сотен миллионов до нескольких сотен миллиардов долларов.

Все зарубежные активы Советского Союза можно разделить на 3 категории. В первую входила недвижимость и сопутствующее имущество по дипломатической линии — здания дипмиссий, торговых представительств и т.д. Вторая категория — это долги других стран перед СССР. Уже одна только сумма совокупного долга стран Азии, Африки и Латинской Америки превосходила сумму внешнего долга СССР. Задолженность перед СССР оценивалась примерно в 140 с небольшим миллиардов долларов . Третья категория — это активы т.н. совзагранбанков и доли в заграничных предприятиях.


Посольства России в разных странах: Австрия, Нидерланды, Япония, Италия, Португалия, Испания, Чехия, Британия, Китай 1/9


Посольства России в разных странах: Австрия, Нидерланды, Япония, Италия, Португалия, Испания, Чехия, Британия, Китай 2/9


Посольства России в разных странах: Австрия, Нидерланды, Япония, Италия, Португалия, Испания, Чехия, Британия, Китай 3/9


Посольства России в разных странах: Австрия, Нидерланды, Япония, Италия, Португалия, Испания, Чехия, Британия, Китай 4/9


Посольства России в разных странах: Австрия, Нидерланды, Япония, Италия, Португалия, Испания, Чехия, Британия, Китай 5/9


Посольства России в разных странах: Австрия, Нидерланды, Япония, Италия, Португалия, Испания, Чехия, Британия, Китай 6/9


Посольства России в разных странах: Австрия, Нидерланды, Япония, Италия, Португалия, Испания, Чехия, Британия, Китай 7/9


Посольства России в разных странах: Австрия, Нидерланды, Япония, Италия, Португалия, Испания, Чехия, Британия, Китай 8/9


Посольства России в разных странах: Австрия, Нидерланды, Япония, Италия, Португалия, Испания, Чехия, Британия, Китай 9/9










К 1991 году СССР имел целую сеть заграничных банков, которые предоставляли услуги местному населению, как и обычные "капиталистические банки". Как правило, на нескольких должностях в подобных банках работали специально откомандированные советские граждане, но большую часть персонала набирали из граждан той страны, где располагался банк. Самый известный из заграничных банков — Moscow Narodny Bank LTD — был открыт в 1919 году в Лондоне по инициативе Ленина.

Активы одного только лондонского банка оценивались не меньше чем в миллиард фунтов стерлингов. Помимо него, совзагранбанки работали в Швейцарии, Австрии, ФРГ, Франции и Люксембурге. Общая сумма их активов к моменту распада СССР оценивалась примерно в 3 миллиарда долларов .

Что удалось вернуть

Совзагранбанки, как правило, учреждались либо Госбанком СССР, либо при участии других государственных организаций. Соответственно, после распада СССР они остались во владении Центробанка РФ. Они продолжали вести коммерческую деятельность, но к середине нулевых годов оставшиеся на плаву банки были перепроданы другим российским банкам с государственным участием.

А вот основную часть советских долговых активов вернуть так и не удалось. Как уже говорилось, совокупная сумма долгов других государств перед СССР существенно превосходила сам внешний долг СССР. Однако почти ничего из этой колоссальной суммы получить не удалось.


Российский Коммерческий банк (Бывшее отделение Внешэкономбанка СССР) в Цюрихе | Фото: Reuters

Большая часть советских должников — это страны третьего мира, которые и сегодня исправно входят в списки беднейших государств планеты. Среди них: Эфиопия, Мозамбик, Йемен и т.п. страны. Практически никто из них не имел возможности выплачивать свои долги даже с учетом весьма мягких кредитных процентов.

Кроме того, в 90-е годы Россия стремилась добиться членства в Парижском клубе кредиторов. По правилам этой организации, в случае вступления Россия должна была списать другим государствам все долги за поставки военной техники и оружия. Если учесть, что доля подобных долгов составляла свыше 80% от общей суммы задолженности , фактически Российская Федерация добровольно отказалась от этой суммы в обмен на вступление в клуб. Впрочем, даже если бы этого не произошло, получить эти долги вряд ли было возможно.

В нулевые и десятые годы Российская Федерация осуществила еще ряд списаний как в рамках международных программ, так и в порядке двусторонних переговоров. По меньшей мере 90% оставшихся после первого списания долгов также были списаны уже в XXI веке, остатки реструктуризованы.

Фактически из 140 миллиардов долларов долга перед СССР Россия смогла получить от 1,5 до 3-5 миллиардов долларов по различным оценкам.


Госдолг России | Иллюстрация: Wikimedia

Не менее сложной стала и перерегистрация зарубежной недвижимости на Российскую Федерацию. Инвентаризация заграничного имущества затянулась более чем на 10 лет. Точная стоимость движимого и недвижимого имущества, перешедшего от СССР к РФ, никогда не называлась. Даже ФГУП "Предприятие по управлению собственностью за рубежом", в чьем ведении находится все заграничное имущество, не публикует никаких данных и отчетов. По более-менее адекватным оценкам, общая стоимость всех оставшихся от СССР активов (недвижимость, банки, доли в компаниях) может оцениваться примерно в 9-10 миллиардов долларов .

Кто помешал получить все

Несмотря на то что к 2017 году Россия окончательно расплатилась по советскому долгу, не все советские объекты недвижимости удалось перерегистрировать на РФ. Камнем преткновения оказалась Украина. Эта вторая крупнейшая союзная республика стала единственной, кто до сих пор так и не урегулировал спор с Россией об имуществе.

Леонид Кучма подписал с Борисом Ельциным соглашение о "нулевом варианте". Однако Верховная рада категорически отказалась ратифицировать подписанное президентами соглашение. Депутаты, разгоряченные популярными тогда газетными утками про несметное золото партии, спрятанное в европейских банках, посчитали, что в Москве их хотят обмануть. Утверждать документ они отказались, но и принимать на себя долги не пожелали.


Верховная рада в начале 90-х | Фото: Валерий Милосердов

В результате вопрос оказался заморожен на долгие годы. Урегулировать его не удалось ни во времена Кучмы, ни при Ющенко, ни при Януковиче. При каждом новом правителе переговоры возобновлялись либо как самостоятельная проблема, либо как часть другого переговорного процесса. Но договориться ни разу не удалось.

Наиболее близки к этому стороны были в конце 90-х. Тогда Украина согласилась подтвердить договоренность о "нулевом варианте" в обмен на 36 объектов недвижимости, которые планировалось передать посольствам. Российская сторона соглашалась передать их в долгосрочную аренду с символической платой, однако лишь несколько объектов из всего списка удовлетворили Киев.

В дальнейшем аппетиты украинской стороны росли вместе с инфляцией . Одним из последних требований, озвученных уже после ухудшения отношений между странами, была сумма в 20 миллиардов долларов как часть от общего советского пирога . Причем она не подразумевала то, что Украина компенсирует часть советского долга, который уже выплачен Россией.

Стратегия украинской стороны свелась к тому, что она рассылала в разные страны уведомления о том, что считает тот или иной объект недвижимости спорным. Одни страны не обращали внимания на эти уведомления, поскольку считали вопрос исчерпанным после подписания президентами соглашений о "нулевом варианте". Однако в ряде государств местные органы отказались регистрировать имущество на Россию до того момента, пока этот двусторонний спор не будет улажен. Именно с этим и связано то, что Россия до сих пор получила не все советские активы за границей, несмотря на то что расплатилась со всеми долгами и выполнила прочие условия. Очевидно, что в ближайшее время этот спор вряд ли будет улажен.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: