Почему шемякин суд можно назвать кривосуд

Обновлено: 23.04.2024

В русской народной сказке описан некий суд между бедняком и богатым и называется эта сказка:

Шемякин суд

Но что это за суд такой, Почему Шемякин?

Есть "Повесть о Шемякином суде". Произведение 17 - начала 18 века. Там речь о двух братьях. Богатом и бедном. И вот бедному все время не везет. Богатый уже устал ему помогать. Однажды дал ему лошадь, а хомута не дал. (Свой нужно иметь). Ну брат привязал лошадь за хвост. Хвост по дороге и оторвался. Тогда брат потащил бедного к судье. По дороге остановились у попа. Бедный спать лег, а богатый с попом выпивать сели. Брат решил на них посмотреть, упал с печи и придавил насмерть поповского ребенка. Теперь к судье пошел и поп с братом. Бедный совсем загрустил и решил бросится с моста. А под мостом некий горожанин вез старика мыться в баню. Брат упал на старика и убил его. Теперь к судье отправился и третий, горожанин. Пришли к судье. Бедный брат совсем отчаялся. И чтобы хоть как-то пригрозить судье, что побьет его за неправедное решение, завернул камень в платок и во время слушания все время сверток показывал судье Шемяке. Судья решил, что там деньги и все три дела решил в пользу бедного брата. Ну,а когда спросил, что же там за сверток. брат рассказал, что "хотел сим камнем его зашибить". Судья и этому был рад, что не убили его камнем на этом заседании.

Вот такой юмористический рассказ почти 400-летней давности. С тех пор и пошла молва о Шемякином суде.

С тех пор все суды, когда дело решается за взятку или по корысти судьи называют Шемякиными.

Словосочетание "Шемякин суд" это лживый, несправедливых и часто просто абсурдный суд, выражение пошло от одноименного произведения и в нем рассказывается о вынесенном очень странном и гротескном приговоре.

Вся история начинается с двух братьев, один богатый другой бедный, бедный случайно совершает три проступка: отрывает у одолженного старшим братом коня хвост, у попа упав с печи убивает сына и решив покончить жизнь самоубийством прыгая с моста убивает дедушку.

Но попав в суд, где судил судья Шемяка, он посулил ему взятку и все решилось в его пользу.

Старшему брату присудили отдать лошадь бедняку и ждать пока у нее не отрастет хвост, попу отдать свою попадью, пока она не родит сына, все решения доведены до абсурда.

Читать русскую народную сказку "Шемякин суд" конечно интересно, хотя в историческом произведении, народной повести " О шемякином суде" сюжет закручен еще более лихо.

Само выражение "Шемякин суд" означает суд несправедливый, подкупленный одной из сторон, но видится мне не только в этом мораль сей сказки-повести. Посмотрите, сперва случилась с бедняком одна беда - оторвался хвост у коня, которого ему одолжил богатый братец. Потом вторая - зашиб он поповского сына, когда пускал слюнки на угощение, которого ему не предложили. Затем с моста упал и на старичка, которого в баня везли. Семь бед свалилось на бедняка, а он не приуныл и решил, что ответ все равно один будет, так что задумал еще и судью убить.

Судья же предположил, что его подкупают и, купиться рад, присудил дело в пользу бедняка. Вроде как сказка советует нам не терять надежды ни при каких обстоятельствах.

Ну а был ли реальный Шемяка злодеем и мздоимцем не столь и важно.

Словосочетание "шемякин суд" используют в тех случаях, когда хотят подчеркнуть судебный произвол и абсурдность вынесенного судьей решения. Корни этого выражения уходят в такой далекий от нас 17 век, когда было написано шутливое, но очень поучительное произведение с одноименным названием. В его основе - рассказ о некоем судье, который вынес свое решение не на основе представлений о справедливости, а в надежде на прибыль.

Интересный факт: ученые полагают, что прототипом судьи был галисийский принц Шемяка, который правил в первой половине 15 века. Он был известен своей хитростью, жестокостью, пристрастностью и несправедливостью. Считается, что устные легенды о нем были переработаны неизвестными авторами и приобрели форму сатирической сказки.

Выражение "шемякин суд" пришло из народной сказки о двух братьях, богатом и бедном.

Со вторым одно за другим случаются приключения, результат которых - гибель людей, утрата чужого имущества.

В результате бедняк, по вине которого произошла череда бед, предстал перед судьей Шемякой, слывущим человеком хитрым и жадным. Зная это, подсудимый посулил взятку и даже видимо на нее намекнул - свертком (на самом деле это был завернутый камень).

Судья обрадовался и решил спор в пользу бедного крестьянина. Абсурдность вынесенных решений (оставить коня у подсудимого, пока у животного не отрастет оторванный хвост; прыгнуть с моста и т.д.) и объясняет смысл современного устойчивого выражения "шемякин суд": это суд несправедливый, пристрастный.

В пятнадцатом столетии, после того как не стало великого князя Василия I, в Москве развернулась ожесточённая борьба за великое княжение. В итоге московский престол занял Дмитрий Шемяка. Его правление запомнилось жестокими расправами и неправыми судами.

О произволе, творимом в судах того времени, была написана сатирическая повесть, которая и способствовала популяризации выражения "шемякин суд". Когда говорят "Шемякин суд", подразумевают несправедливый суд.

Действительно идиома "шемякин суд" вышла из из одноименной сатирической сказки(повести) и означает пристрастный, корыстный и несправедливый суд.

Официозный историк Карамзин пытался увязать название этой сказки и происхождение идиомы с реальной исторической фигурой, одним из главных участников русских междоусобных войн середины 15 века, князем Угличским и Галицким, сумевшем некоторое время побыть и Великим князем Московским, Дмитрием Юрьевичем Шемякой.

На самом деле мнение Карамзина о несправедливости Шемяки не имеет документальных подтверждений и является еще одним примером того, что история трактуется в угоду победителей.

Князь Шемяка боролся за независимость Руси а потому выступал против Василия II (Темного), который за освобождение из плена в 1445 году привел на Русь татарские войска. Единственным инкриминируемым и документально подтвержденным "преступлением" Шемяки является приказ ослепить Василия II, при этом ни сам Василий ни члены его семьи не были убиты, а на "кормление" им был пожалован город Вологда. Стоит заметить что незадолго до этого по приказу самого Василия был ослеплен брат Шемяки, князь Звенигородский - Василий Юрьевич (Косой). Сам же Василий Темный, вскоре после возвращения на великокняжеский престол, решил больше не размениваться на членовредительство и по его приказу Шемяка был отравлен. При этом Темный с одной стороны, и Шемяка с Косым с другой, доводились друг другу двоюродными братьями.

Поэтому менее официозные историки, с которыми я солидарен, считают что князь Шемяка не имеет к пресловутой идиоме никакого отношения. Сказка "шемякин суд" по своему сюжету удивительно похожа на немецкую песню "Суд Карла Великого", изданную аж в 1493 году

текст при наведении

Стоит учесть что по французски Карл Великий произносится как Шарлемань и лично я думаю что русская сказка "Шемякин суд" является переработанным пересказом "Шарлеманева суда". Скорее всего "пропутешествовав" в пересказах через несколько стран и языков француз "Шарлемань" в конечном итоге "превратился" в знакомого и привычного русскому уху "Шемяку". Имя "Шемяка" было довольно распространено на Руси и по одной версии являлось сокращением от "Шеемяка", означавшего физически сильного забияку, любящего и умеющего "намять шею" ближнему своему.

Это завершение истории о том, почему имя Юрия Звенигородского в официальной историографии не слишком известно. Полный перечень заметок на эту тему внизу статьи.

В 1445 году на Русь с очередным походом отправляется сын Улу-Мухаммеда, того самого, который дал Василию Васильевичу ярлык на великое княжение. Василий, оставшийся без сильных военачальников, был разбит и, раненый, захвачен в плен. В Орде он обещал за себя выкуп: основал на мерянских землях Касимовское ханство и наложил на всех удельных князей дополнительную дань. Раньше плененные князья терпеливо дожидались, пока за них соберут выкуп на их собственных землях, а этот распоряжался тем, что ему не принадлежало, и удельные князья взбунтовались. Их возглавил Дмитрий Шемяка, и в 1446 году легко разбил войско Василия. При этом самого великого князя очередной раз захватили в плен и по приказу князя Ивана Можайского ослепили. Василий Васильевич получил прозвание Темный, и немедленно целовал крест Дмитрию Шемяке. Дмитрий последовал примеру отца и отпустил Василия Темного в Вологду, где тот собрал новое войско и захватил Москву.

Именно этот суд - суд благородства - стал называться Шемякиным. То есть суд не по закону, а по чести. Сейчас же это выражение имеет прямо противоположное значение: несправедливый. Почему? Читайте дальше.

Иллюстрация к древнерусскому сказочно-сатирическому повествованию о неправедном судье Шемяке, литературный памятник неправды в последние времена уделов (XV век). Историки и литературоведы активно исследуют это произведение, споры не утихают

Иллюстрация к древнерусскому сказочно-сатирическому повествованию о неправедном судье Шемяке, литературный памятник неправды в последние времена уделов (XV век). Историки и литературоведы активно исследуют это произведение, споры не утихают

В 1453 году Василий Тёмный послал дьяка Степана Бородатого «в Новогород с смертным зелием уморити князя Дмитрея». Дьяк Степан, по одной версии, передал яд посаднику Исааку Борецкому, который подкупил служившего Дмитрию Юрьевичу повара по прозвищу Поганка; по другой версии, дьяк обратился к боярину Дмитрия Шемяки Ивану Котову (Нотову).

Василий II получил известие о смерти Шемяки на церковной службе и сразу же пожаловал доставившему весть подьячему по имени Василий Беда звание дьяка. Ермолинская летопись содержит замечание о Василии Беде в связи с получением им дьячества: «прорекоша ему людие мнози, яко ненадолго будеть времени его, и по мале сбысться ему».

Митрополит Иона запретил поминовение погибшего Дмитрия Юрьевича. Игумен Боровского монастыря Пафнутий не подчинился этому распоряжению и, возможно, не велел называть митрополитом самого Иону, за что был заключен в темницу, но Пафнутий не смирился и митрополит вынужден был «смириться» с игуменом, «сам пред Пафнотием повинился и мир дав ему и дарова его и отпусти его с миром о Христе Исусе». Один из убийц Дмитрия Юрьевича (повар Поганка или боярин Иван Котов) вскоре постригся в монахи и явился в Боровский монастырь. Узнав об этом, преподобный Пафнутий изобличил его перед учениками («Смотрите, что даже ради иноческого чина он не очистился от крови») и отказался принять в своей обители.

Мартиниан Белозерский, назначенный в 1448 году игуменом Троицкого монастыря в награду за поддержку Василия Васильевича, и ставший тогда же духовником Василия, осудил отравление Дмитрия Юрьевича и назначил Василию Тёмному строгую епитимью. После 3 июля 1453 года Василий II перестал называть Мартиниана по имени в своих грамотах, в 1454 году Мартиниан покинул Троицкий монастырь, игуменом был назначен другой человек.

Но не смотря на все ухищрения, подтасовки и замалчивания, люди видели истинное положение дел, и на записи о смерти Василия Васильевича Темного рукой очевидца написано «Июда душегубец, рок твой пришед».

Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме , а здесь - о Переславле-Залесском

Общее понятие о суде Вы написали. А в чём вообще заключалась соль данного суда? Почему он получил такое название?

Когда хотят указать на пристрастность, несправедливость какого-нибудь суждения, критической оценки, говорят: «Разве это критика? Шемякин суд какой-то». Подразумевается, что высказанный приговор не только несправедлив, но, возможно, и нечестен, основан на корыстных побуждениях судившего.

Есть два мнения по поводу происхождения этого словосочетания. Одни думают, что в нем дожила до наших дней недобрая память о жестоком и коварном галицком князе Дмитрии Шемяке, который в XV веке добился власти, предательски ослепив законного московского князя Василия. Другие указывают на известную русскую народную повесть о «неправедном судие Шемяке», которая была создана примерно в то же время. Впрочем, очень возможно, что в повести отразилась, с некоторыми изменениями, история, связанная с этим самым Дмитрием Шемякой.

ШЕМЯКИН СУД - несправедливый суд. В рукописном произведении конца XVII и XVIII вв. под названием "Повесть о Шемякином суде" рассказывается о неправедном судье (Шемяке), который в расчете на взятку выносит неожиданные для всех приговоры. У древнерусского читателя ассоциации были связаны с судом, творимым князем Дмитрием Юрьевичем Шемякой, активным участником междоусобной войны XV в. Понятие стало нарицательным.

«Повесть о Шемякином суде»
В «некоих местах» жили два брата — богатый и бедный. Богатый постоянно ссужал бедняка, но тот по-прежнему жил скудно. Как-то бедняк попросил лошадь, чтобы привезти из лесу дров. Богатый лошадь дал, но не дал хомута, попрекнув брата: «И того у тебя нет, что своего хомута». Бедный привязал дровни к хвосту лошади. Въезжая во двор, он не открыл подворотню, лошадь зацепилась дровнями и оторвала себе хвост. Богатый, увидев искалеченную лошадь, отправился в город жаловаться на брата судье Шемяке.
«Убогий» отправился вместе с братом. По дороге они заночевали в доме попа. Бедный с завистью смотрел с полатей, как брат его ужинает с попом, загляделся и упал с полатей на зыбку (колыбель), в которой спал поповский сын, и задавил ребенка насмерть. Теперь к судье отправились уже двое истцов — богатый брат и поп. В городе им пришлось идти через мост. Бедняк в отчаянии решил расстаться с жизнью, бросился с моста в ров, но опять же случайно упал на старика, которого некий горожанин вез мыть в баню, и «удави» его. К судье явились теперь уже три истца. Бедняк, не ведая, «как ему напастей избыта и судии чтоб дата», взял камень и, завернув его в «плат», положил в шапку. При разборе каждого из дел он исподтишка показывал судье «узелок» с камнем.
Шемяка, рассчитывая, что ответчик сулит ему «узел злата», во всех трех случаях решил дело в его пользу. Но когда его посыльный спросил у бедняка: «Дай-де то, что ты из шапки судне казал в узлах», тот отвечает, что в узле у него был завернут камень, которым он хотел судью «ушибити». Узнав об этом, судья, однако, не серчает, а радуется: «ак бы я не по нем судил, и он бы меня ушиб».
Бедняк из рассмотренной повести — своеобразный тип героя плутовской новеллы. Строго говоря, он вовсе не плут, а типичный неудачник: бедняк едва не покончил с собой накануне суда и камень-то показывал судье, вовсе не желая его обмануть и перехитрить, а лишь рассчитывая напугать. Неверно рассматривать «Повесть о Шемякином суде» как сатиру на судопроизводство: хотя мотив насмешки над судьей, оправдывающим виновного в расчете на взятку, в повести присутствует, в основе сюжета — забавный рассказ о злоключениях героя, и именно неправедность суда приводит конфликт к благополучному разрешению.

- заглавие старинной сатирической повести о неправедном судье Шемяке, сохранившейся во многих рукописях XVII и XVIII вв. , лубочных картинах и народных сказках, а в конце XVIII и начале XIX в. получившей литературную обработку, сделанную Ф. Задубским, А. Осиповым (или А. Олениным) , П. Свиньиным и новейшими издателями Никольского рынка. Все описательные приемы повести, отчасти моральные, обнаруживают позднюю переработку древней легенды на почве сказочных мотивов.

Общее понятие о суде Вы написали. А в чём вообще заключалась соль данного суда? Почему он получил такое название?

Шемякин суд,
нарицательное выражение, обозначающее несправедливый суд. Связано с одноименным названием русской сатирической повести 2-й половины 17 в. , написанной на основе распространённого среди многих народов сказочного сюжета. Тема повести — обличение взяточничества и произвола суда.

Общее понятие о суде Вы написали. А в чём вообще заключалась соль данного суда? Почему он получил такое название?

Выражение восходит к личности Дмитрия Юрьевича Шемяки (1420-1453), точнее-к его правлению, когда он в 1446 году ослепил Великого князя Василия и узурпировал власть. "Не имея ни совести, ни правил чести, ни благоразумной системы Государственной, Шемяка в краткое время своего владычества усилил привязанность Москвитян к Василию и, в самых гражданских делах попирая ногами справедливость, древние уставы, здравый смысл, оставил навеки память своих беззаконий в народной пословице о суде Шемякине, доныне употребительной. "

Шемякин суд — название старинной русской сатирической повести, обличавшей произвол и корыстность феодального суда

Что означает образное выражение

Что значит

Фразеологизм «Шемякин суд» указывает на несправедливость, пристрастность какой-нибудь критической точки зрения. Человек, когда слышит оценочное мнение, может с ним как соглашаться, так и нет. Выражение «Шемякин суд» используют, когда полностью не согласны с критикой. Это не только несправедливое высказывание, но и нечестное. Почему люди обсуждают и осуждают других, распуская сплетни слухи? Возможно, они руководствуются своими личными мотивами и преследуют корыстные цели.

Откуда произошло это выражение? Существует две точки зрения. Одни исследователи уверены, что словосочетание названо в честь жестокого и коварного Галицкого князя Дмитрия Шемяка. Правитель нечестным путём заполучил власть. Многие считают его предателем, ведь в XV веке он ослепил действующего московского князя Василия, который законно занимал свой пост. С помощью крылатой фразы «Шемякин суд» до нас дошла недобрая слава о его нелицеприятных деяниях. Некоторые учёные уверены, что это выражение берет своё начало из русской народной повести, в которой говорится о «неправедном судие Шемяке». Возникновение повести относят также к тому периоду.

Бывают ситуации, когда человек оказывается в безвыходном положении. Вокруг него полнейшая несправедливость. Однако его никто не слушает и не слышит. Такое состояние неустанно преследует человека. Кроме того, его действиям и словам постоянно дают критическую оценку. Для многих именно это является верхом несправедливости. Каждый человек имеет право на своё мнение. Каждый самостоятельно несет ответственность за свои слова и поступки. Каждый вправе действовать так, как считает правильным и нужным. Естественно, не переходя при этом моральных и нравственных границ, принятых в обществе. Почему мы иногда позволяет другим себя критиковать? Почему многие хотят нас «уколоть», «опустить», поставить в неловкое положение. Такое явление можно назвать «обывательский суд», который сложно охарактеризовать как объективный. Оценочные суждения преследуют человека в повседневной жизни, в трудовой деятельности, на официальном уровне. Полностью избавить себя от критических мнений со стороны невозможно. Именно такую ситуацию и принято называть «Шемякиным судом».

Если решения выносятся в обстановке предвзятости, несправедливости, полной субъективности, то их нельзя назвать верными. Они несут исключительно разрушающие, негативные последствия для человека. У него не только может испортиться настроение, понизиться самооценка, но и изменится общее восприятие окружающих людей и жизни в целом. Поступок человека выставляется на всеобщее обозрения. Его могут высмеять, публично осудить.

При каких обстоятельствах уместно использовать фразеологизм «Шемякин суд»? Словосочетание олицетворяет судебный процесс или критическую оценку, которые основаны на несправедливых и необдуманных решениях. Такие неверные высказывания не просто необоснованны, но и вынесенные намеренно, предвзято. Они чётко направлены на унижение человека ради получения какой-либо выгоды.

Многие годы фразеологизм «Шемякин суд» используется в речи людей. Однако произносить его следует крайне осторожно. Словосочетание может необоснованно обидеть человека, если говорящий его ошибся в понимании значения. Чтобы не попасть в глупую нелепую ситуации, необходимо перед произношением обдумать каждое слово. «Шемякин суд» — это достаточно веское обвинение человека в предвзятых действиях. Если вы до конца не уверены, лучше промолчите и не используйте эту фразу в своей речи.

Смысл произведения

Смысл книги

Демократическое направление в литературе получило широкое распространение в 17 веке. Только посредством такого жанра народ мог выразить свое недовольство, обличить пороки общества и обратить внимание на события, которые имели место быть в те времена. Героями подобной литературы становились самые обыкновенные люди, которые не обладали громогласными заслугами перед отечеством, но имели свои горести и проблемы. Именно «Повесть о Шемякином суде» стала самой яркой представительницей подобного жанра древнерусской литературы.

Это произведение, дошедшее до нас сквозь века, носит обличительный характер. События развиваются в России. Все ее внимание направлено на шаткую и полностью продажную судебную систему. В ней осуждается двуличие представителей закона, их ничем не прикрытое лицемерие, образ судей, которые за звонкую монету выносят лживые приговоры.

Завязка сюжета сходится на одном бедном крестьянине, у которого был более богатый в материальном, но не в духовном плане брат. Бедняк просит у него лошадь для своих нужд и, поносимый за сбою убогость, все-таки получает ее. У убогого с лошадью происходит некий конфуз, в результате которого он возвращает лошадь бесхвостой. Богатый брат пришел в ярость от этой ситуации и отправляется к судье Шемяке, чтобы разобраться в этом деле. Виновнику делать нечего и он тоже плетется рядом.

По пути к судье братья останавливаются у попа. Стол ломится яствами, однако убогого отведать лакомства не приглашают. Он настолько загляделся на уставленный блюдами стол, что по стечению обстоятельств зашибает младенца, оказавшимся сыном попа. В итоге поп и богатей уже вдвоем идут просить челобитную у Шемяки, дабы разобраться с бедняком.

Очевидно, что обвиняемому никак не выйти сухим из воды и ему приходит в голову только одна мысль — самоубийство. Он отправляется на мост и прыгает с него. Однако жизнь не собиралась дарить ему желанного забвения. В этот момент под мостом проходил старик, на которого благополучно и приземлился убогий. Старик умер. Сын покойного присоединяется к рядам челом бьющих и тоже собирается судиться с бедняком.

Обвиняемый совершенно не был готов к таким поворотам судьбы. Он не знал, что предпринять, но зачем-то взял несколько камней, валявшихся на дороге, и завернул их в платок.

Судебный процесс начался, и убогий вытащил свой платок с камнями, показывая его Шемяке. Судья же, подумав, что ему уготована взятка решает все три вопроса в пользу обвиняемого. Он предлагает богатому брату, попу и сыну старика абсолютно невыгодные для них условия перемирия и те, решают просто откупиться от убогого деньгами.

Заседание завершилось, и судья посылает за платком, обнадеженный, что там находится желанная взятка. Убогий открывает свой платок, где лежал камень, уготованный на случай, если Шемяка не смог бы оправдать его. Бедняк собирался просто забить этим камнем судью. Когда Шемяке стал известен этот план, он был в очередной раз доволен собой, что оправдал ответчика.

После знакомства с этим произведением остается осадок горечи от того, насколько актуальна и сейчас эта история о проплаченных судах, о подкупных судьях, о деморализации судебной системы. Ведь прошло столько веков, однако мир практически не изменился и пороки, присущие тем временам, не искоренены до сих пор.

Комичная история, тем не менее, затрагивает важные вопросы. Освещается судебная система, прогнившая до мозга костей, она не радеет за справедливость и осуществляет деятельность в корыстных целях должностных лиц. Ведь убогий не виноват в произошедших ситуациях, как не виноваты и те, кто шел на челобитную к судье. Однако решение было принято, и невиновные были осуждены, а всему виной проплаченный посул, сбивший с толку вынесение судебного вердикта.

Законность и справедливость стали просто словами, они обросли коростой бесчестия, лицемерия и откровенной лжи. Взятка способна перевернуть все на 180 градусов, да и законы прописаны настолько двояко, что могут быть использованы чиновниками ровно на их усмотрение.

Выражение «Шемякин суд» до сих пор существует в нашей жизни и подразумевает коррумпированность нашего общества, взяточничество и сокрытие фактов виновности. Подкупная власть — огромная социальная проблема всех времен, не исключая и нашего столетия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: