Почему сатин защищает луку на суде обитателей ночлежки после ухода старика

Обновлено: 22.04.2024

Пьеса «На дне» была написана автором в начале прошлого века. Ее первая премьера, состоявшаяся в 1902 году в МХАТе, произвела огромное впечатление на зрителей.

Это было неудивительно, ведь молодой драматург смог создать не только трогающий за живое сюжет, но и блестящие образы главных героев.

Сюжетом стала жизнь обитателей ночлежки для бедных, людей, у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения и даже простого хлеба. Судьба их трагична, они не видят смысла своего существования, их будущее – это только смерть и нищета.

Среди героев выделялись два антипода — Лука и Сатин, которые и донесли до зрителей основной смысл пьесы.

Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького На дне?

Свою пьесу Высподи Пулемет Жалостливый нацарапал в 1902 году. Тут-то творенье накануне чтецом стает будто очевидный человек. Он лишен абсолютно всех наружных напластований (культурных, классовых, профессиональных), покупаемых в человечном обществе. Проведение исследования действия обнаженного человека, установленного накануне потребностью жительствовать и действовать в крайне бедственных с целью него жизненных обстоятельствах и является игра Для дне. Само дно это место, будто разыскивающееся за пределами круга людей. Ночлежный дом подсказывает ад: Подвал, одинаковый для пещеру. Предел тяжелые, неподвижные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Ночлежный дом располагается далее ватерпаса земли. Герои пьесы будто бы уже загнувшиеся люди. Это подчеркивается предварительно творения репликой Сатина: Двукратно утрамбовать нельзя. В горьковском аду Сатин играет бесконечно величественную роль. Закономерно сейчас к тому же только, что его имя созвучно имени Сатана. Главные звуки, тот или другой испускает на сцене данный персонаж, рычание. Сатин рассказывает о себе, что в предыдущем был интеллектуальным человеком, функционировал телеграфистом. С самого основания пьесы из его уст звучат таковые сотрясение воздуха как макробиотика, Сарданапал и т. д. Данный богатырь различается через других жителей дна. О себе он говорит: Прискучили мне, брат, человечные сотрясение воздуха все наши сотрясение воздуха надоели! Всякое изо них слышал я наверное, очень, Я был интеллектуальным человеком, Я много книжек читал. И же с ним случилось? Как он сковаться льдом жителем ночлежки? Я четыре возрасты семь месяцев в каталажке пересидел а после каталажки нет ходу! Мы узнаем, что Сатин посиживал в каталажке после убийство, он убил притеснителя своей высококачественный сестры. А потом темпераментно возлюбленная монахиня умерла. По собственной свободе спустившись на самое дно жизни, Сатин прожигает свои талантливости и возможности. Данный богатырь оказывать содействие бесповоротной погибели кое-каких персонажей. Сатин полусерьезно подучивает Ваську Пепла утрамбовать Костылева, а затем в различных аспектах активизирует такое убийство. Он лично бил Костылева, призывал, накаляя страсти: Бей его Лупи их! . . . Сатин хладнокровен к лицам, он проповедует пренебрежение к высоконравственным ценностям. Интенсивная пахота единственная вероятность с целью ночлежников беспорочным хорошенько приобрести себе пропитание. Сатин отклоняет работу. Он открыточный шулер, на это и живет. Свое развращающее воздействие для сожителей Сатин закрывает благородными фразами: Работать? Для чего? Для того чтобы существовать сытым? . . Человек выше! Человек больше сытости! . . . О своем нравственном виду данный протагонист рассказывает следующее: Честь-совесть тем вот нужна, у кого администрацию конечно крепость (у)потреблять честь-совесть состоятельным нужна, ну да . Видимо, неспроста Жалостливый нашел своего богатыря шулером. Своими тирадами Сатин может помочь ночлежникам найти извинение личную аморальность. Сам Сатин человек сильный, располагающий по малой мере непонятно какое образование. Ему предоставлялась возможность бы если не выкарабкаться с дна, то хотя бы зарабатывать себе для жизнедеятельность беспорочным трудом. Он пренебрегает данной возможностью, преднамеренно предпочитая противозаконную деятельность. Сатин проповедует философию независимого человека, доводя ее до крайности. В его случае такое уже человек, беспрепятственный через всего. По этой причине данный богатырь ратифицирует дно как норму существования, исключительно благородную значительного человека. Бесконечно интересно, что конкретно данному персонажу вытаскивается значимостей проповедника. Собственно он выговаривает суперизвестнейший радиомонолог о Человеке: Имеется исключительно человек, все-таки другое мастерство его рук и мозга! Чело-век! Такое великолепно! Это звучит гордо! ; Что есть человек? . . Это не твоя милость не я, не они никак нет это ты, ваш покорнейший слуга они, старик, Наполеон, Мухаммед в в одиночестве ; Надобно почитать человека! Расточать не унижать его жалостью; Неточность религия рабов и хозяев; Фактура бог свободного человека! ; человек вот правда! . Монологи Сатина отделяются через его образа. Исключительно в таком случае что правду воспевает далеко не кто иной, как шулер, человек, существующий ложью. На это сам герой дает ответ По какой причине но время от времени шулеру не говорить хорошо, в случае если добропорядочные люди прошел слух как шулера? . Сатин в течение многом высказывает бардовскую позицию. Сам Горький строчил о том, что, выключая предоставленного персонажа, в пьесе проговорить всегда это просто некому. Существенно заметить, что образ Сатина идентичен с рядом героев ранешних творений Горького. Эти герои высокомерно отшатывались от человеческого сообщества с его серостью, грязью, небольшей суетой. Наиболее важный они ставили личную свободу, в том числе, и свободу от морали. Сатин подобен на них, но он не столько сам добровольно наклоняется для дно жизни, но также причиняет неудобства прочим персонажам скинуть с себя оковы нужды и морального разложения. Он растлевает ночлежников, мешает их попыткам смотаться со дна. Сатин положительно в почти во всех факторах подобен на Сатану. Так, посредством характер данного персонажа Жалостливый в качестве кого бы сводит взаимоотношения с своими минувшими героями.

Позиция Луки

Лука, старичок-странник лет 60, появляется в пьесе не сразу. Он приходит в ночлежку и по-своему пытается утешить тамошних обитателей.

Он обещает умирающей от болезни Анне райское блаженство за перенесенные на земле мучения, разбойнику Ваське – возможность начать новую жизнь в далекой и холодной Сибири, алкоголику – больницу, в которой его вылечат, проститутке – возможность найти настоящую любовь и т. д.

Некоторые обитатели этого заведения начинают верить доброму старику, однако часть из них отвергает его рассказы, считая (и заслуженно считая) их ложью.

Особенности образа

Сатин пытается в пьесе передать позицию автора. Он против фатализма Бубнова, утешительной покорности Луки. Константин убежден, что человек сам строит свою судьбу. Он за созидательный характер. Сатин отражает мнение классика: в человеке заложен дар творить. В любом труде ему есть место. Столяр, плотник, сапожник могут раскрыть свои таланты и стать незаурядными личностями.

Именно Сатин завершает пьесу. Он произносит фразу, как бы подытоживая жизнь одного человека и всех постояльцев. Страшная реплика заставляет задуматься, долго ли еще будут люди попадать в ночлежки, опускаться на самое дно, терять свою сущность, становиться изгоями. Каждая жизнь – это песня, в ней свой мотив, смысл и содержание. Нельзя портить ее своими руками.

Философия Луки

Фактически Лука предлагает своим слушателям примитивно понимаемую им христианскую философию жизни: человек должен все терпеть, потому что он греховен, он несет на земле заслуженное наказание, а после смерти будет награжден по своим делам.

Эта философия по сути оправдывает зло на земле, превращает Бога в могущественного и свирепого повелителя людей, который каждому воздает по заслугам.

История появления в ночлежке

Константин или Костянтин Сатин был до жизни в ночлежке телеграфистом. Он много читал и поэтому знает сложные умные слова. Сатину они нравятся. Слова напоминают о веселом беззаботном прошлом, молодости парня:

  • трансцендентальный;
  • макробиотика;
  • фата-моргана.

Сатин любил плясать и играть на сцене. Выступления были, вероятно, веселыми, потому что

Честный парень ценил семью. Он встал на защиту сестры и по неосторожности убил человека. В тюрьме провел 4 года и 7 месяцев. После тюрьмы никуда не смог пристроиться:

«арестант, убийца, шулер…»,

нет ходу таким людям. Попал в костылевский подвал. Чтобы доставать деньги на жизнь и пьянку, Константин стал шулером.

Позиция Сатина

Сатин – это единственный персонаж ночлежки, который пытается сохранять свое человеческое достоинство в нечеловеческих условиях крайней нищеты.

Когда-то он был более значительным человеком (хотя и являлся шулером и картежником), однако потерял свой статус после того, как вступившись за честь сестры, был осужден на лишение свободы сроком на 5 лет.

Лука и Сатин – очень разные. Их различает не столько возраст, сколько убеждения.

Сатин – гуманист, в тяжелых условиях он не потерял веру в людей, он не хочет верить сладким речам Луки, считая, что каждый человек есть «кузнец своего счастья».

Положительная характеристика персонажа

Сатин считает, что труд должен приносить удовлетворение, радовать человека. Труд, который в тягость, превращает личность в раба, жизнь в беспросветное рабство. Высказывание персонажа: «Когда труд удовольствие – жизнь хороша!», стала крылатой. Сатин отличается положительными чертами характера:

  • Умение увидеть правду.
    Сатин понимает, что Лука обманул. Нет городов с правдой, с лечебницами для отравленных вином. Это фантазия, вымысел, сказка для доверчивых.
  • Рассудительность.
    Константин рассуждает о судьбе без эмоций, спокойно. Такое поведение «греет сердце».
  • Ум.
    Постояльцы признают, что Сатин неглупый человек. Жулик должен быть умным, ему требуется просчитать свою выгоду, найти возможность нажиться за счет других.
  • Веселье.
    Сатин не унывает. Он относится ко всему философски, с юмором.
  • Образованность.
    Константин не потерял всего, что знал. Он доказывает это действиями. Сатин читал книги о лжи из жалости. Он пытается остановить
  • Луку, предупредить гибель Актера, но не может изменить судьбу других.

Жильцы называют мужчину приятным, к нему нет жалости или неприязни. Все относятся ровно или с интересом.

Философия Сатина

Спор Луки и Сатина начинается с того, что последний начинает противоречить словам старика. Нет, Сатину не нужно утешение, он ищет активной деятельности. Его правда – это не христианская философия. Сатину ближе позиция атеизма, полагающего, что все находится в руках самого человека, а не зависит от действия высших сил. Сатин не верит в бессмертие человеческой души, ему не нужен Бог, он считает, что оказался «на дне» не потому, что так сложилась его судьба, а потому что поступил благородно и честно и был наказан несправедливо.

«Правда – есть бог человека свободного!», — восклицает Сатин. Он стремится к тому, чтобы построить новое социально справедливое общество свободных людей, которые могли бы жить в гармонии с собой.

Характеристика Сатина и Луки показывает нам, что два эти человека демонстрируют своим примером две совершенно разные позиции, два разных отношения к жизни и пониманию места человека в этом мире.

Позиция Луки – сострадательная, но пассивная, позиция Сатина – активная, преобразовательная, деятельная. В пьесе фактическую победу в споре одержал Сатин, ведь именно Лука покинул ночлежку.

Отрицательные черты

В ночлежке не мог оказаться человек с честными взглядами и чертами характера. Все персонажи пьесы реальны, в них смешано плохое и хорошее. Сам персонаж называет себя «мертвым». Он потерял душу, разменял ее на пьянство и драки. Какие отрицательные черты ярко выделяются в герое:

  • Шулерство и обман.
    Люди на улице сторонятся мужчину. По его внешности видно, что он жулик и шарлатан, проигрывается мужчина «вдребезги», но это его не останавливает.
  • Тунеядство.
    Константин не хочет работать. Он признается, что обременяет землю, не приносит никому пользы.
  • Бесчестность.
    Для мужчины в жизни нет места честности. Она приведет их к голоду и смерти.
  • Скрытность.
    Немногословен мужчина, когда его начинают расспрашивать о своей жизни. Он не ищет собеседников, не пытается успокоить себя лживыми рассказами.

Сатин пьянствует. Он заводит в ночлежке приятеля Актера и не гнушается попрошайничать, когда своих денег на водку не хватает.

В пьесе М. Горького «На дне» важное место занимает образ Луки, который поддерживал «ложь во имя спасения». Несмотря на то что Сатин выступал за правду, после ухода Луки из ночлежки он начал защищать его в споре с ночлежниками. Почему же так происходит?

М. Горький демонстрирует, что между Сатиным и Лукой, мировоззрения которых, казалось бы, полностью противоположны друг другу, есть что-то общее. И Лука, и Сатин считали, что в центре мироздания находится человек. Это подтверждает деятельность Луки, который хотел помочь ночлежникам, проявляя неравнодушие по отношению к ним. Сатин же утверждает: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!». Он убежден: «Все – в человеке, все для человека!». Уже после ухода Луки из ночлежки Сатин, споря с другими ночлежниками, высказал следующую мысль: «Человек – вот правда». Сатин защищает Луку, объясняя это тем, что он был единственным из жителей ночлежки, кто понял данную истину: «Он это понимал… вы – нет! Вы – тупы, как кирпичи…». Автор показывает, что Сатин защищает Луку, поскольку уважает его за человеколюбие.

М. Горький показывает, что сформулировать собственную позицию Сатину помогло то, что в ночлежке появился странник Лука, который обманывал ночлежников, пытаясь дать им надежду на лучшее. Лука подтолкнул Сатина к философским размышлениям. Сатин утверждал: «Он – умница. Он. подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. ».

Сатин, считающий, что человека нужно не жалеть, а уважать, не мог равнодушно отнестись к словам Луки, который считал, что «всякого человека и уважать надо». Сатин увидел точки соприкосновения своего мировоззрения с точкой зрения Луки, и это заставило его посмотреть на позицию Луки с разных сторон. Читатель понимает, что знакомство Сатина с Лукой не пройдет для него даром. С какими-то мнениями странника он будет не соглашаться, какие-то он, наоборот, поддержит, но то, что Сатин будет вступать в своеобразный спор с Лукой даже после его ухода, очевидно. И защита старика перед другими ночлежниками связана с подсознательной благодарностью за те философские размышления, к которым пришел Сатин.

Размышления Сатина уже после ухода Луки из ночлежки указывают на то, что Сатин не определился со своей позицией, его поведение и речи весьма неоднозначны. Сатин, выступающий за правду, уже говорит о том, что правда может помочь только духовно сильным людям, а тем, кто «слаб душой» и «живет чужими соками», поможет только «утешительная» и «примиряющая» ложь, которая «поддерживает» людей или «прикрывает» их. Сатин утверждает, что он понял мотивы обманывающего ночлежников Луки – «жалость к ближнему», и теперь он не отрицает «ложь во имя спасение», отмечая, что она необходима слабым духом людям. Если Бубнов, также выступающий за правду, не понимает, зачем Лука обманывал жителей ночлежки, то Сатин задумывается над этим. А. В. Луначарский писал так: «Между Лукой и Сатиным нет существенной разницы». Может быть, поэтому Сатин и стал защищать Луку после его ухода.

В пьесе М. Горького «На дне» важное место занимает спор Сатина и Луки относительно правды. Но к финалу произведения жизненные позиции Луки и Сатина сближаются. Как же это отражается на идейно-смысловом содержании пьесы?

М. Горький подчеркивает разные взгляды Сатина и Луки на правду и ложь. Странник считает, что ложь не вредит человеку, если она во имя спасения, что, наоборот, она помогает ему, дает надежду на лучшее и мотивирует на изменения. Сатин же считает, что «богом свободного человека» является правда. Автор показывает, что противоположными являются не только слова героев, но и их поступки: ярким примером становится то, что Лука обманывает Актера, говоря ему о лечебнице для зависящих от алкоголя, а Сатин говорит Актеру о том, что такой лечебницы не существует.

Но ближе к финалу произведения внимание уделяется не отличиям между Лукой и Сатиным, а сходствам между ними. Живя в ночлежке, Лука в разговоре с Наташей высказывал следующую мысль: «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!». Слова Сатина, произнесенные позднее, будто противоречат позиции Луки: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!». Однако Лука также говорил об уважении, о чем рассказывает сам Сатин: «Потому-то всякого человека и уважать надо. ».

М. Горький показывает, что у героев-антиподов есть схожие мысли. Сатину ближе оказывается Лука, а не Бубнов, который также выступал за правду. В отличие от Бубнова, Сатин понимал, почему Лука обманывал жителей ночлежки: «из жалости к ближнему». После ухода Луки Сатин уже не категорически отрицал «ложь во имя спасения», поскольку именно «утешительная» и «примиряющая» ложь могла помочь тем, кто «слаб душой» и «живет чужими соками». Сходство между Лукой и Сатиным проявляется также в том, что они оба по-доброму относились к окружающим людям. Поступки героев относительно Актера противоположны, однако и Лука, и Сатин хотели помочь ему: Лука обманывает Актера не ради шутки, а для того чтобы дать ему надежду на лучшее, Сатин рассказывает Актеру правду не для того, чтобы причинить ему боль, а чтобы тот узнал истину, так как таким правом должен обладать каждый человек.

Почему же М. Горький наделяет Сатина и Луку сходствами и уделяет им внимание в финале произведения? Относительно правды и лжи авторская позиция в пьесе не выражена явно, читателю будто дается право самому выбрать «победителя» в споре. Позиция М. Горького, однако, выражается в одинаковом отношении Сатина и Луки к месту человека в мире. Сатин, утверждая, что именно в человеке заключена правда, заметил, что из всех жителей ночлежки только Лука смог понять эту истину: «Он это понимал… вы – нет!». Утверждение Сатина «Все – в человеке, все для человека!» поддерживается и Лукой, который считал, что «для лучшего люди-то живут». Автор сближает жизненные позиции Луки и Сатина, чтобы подчеркнуть мысль о том, что в центре мироздания находится не кто иной, как человек.

М. Горький в пьесе «На дне» уделяет особое внимание философским вопросам. Выделяется спор Луки, Сатина и Бубнова относительно правды, каждый из них имеет собственное представление о правде. В чем же смысл сопоставления жизненных позиций данных героев?

Странник Лука не видит ничего плохого во лжи во имя спасения. Герой считает, что человек не всегда нуждается в правде, что она даже является «обухом». Читатель видит, что Лука думал о том, что ложь может дать надежду на лучшее, что она замотивирует на изменение собственного существования. «Ложь во имя спасения», которую поддерживал Лука, связана с его желанием пожалеть человека.

Сатин был уверен в том, что человека не нужно жалеть, что его нужно уважать. И именно в том, чтобы говорить людям правду, заключается уважение к ним. Сатин считал, что ложь – это «религия рабов и хозяев». Произнося фразу «Человек – вот правда», Сатин утверждал, что правда должна быть направлена на благо человека. Как и Лука, Сатин сочувствует ночлежникам, но он не обманывает их, не дает им пустые надежды, не тешит их иллюзиями, поскольку он знает о том, что реальная действительность слишком жестока. Именно из уважения к Актеру Сатин говорит ему о том, что лечебницы для алкоголезависимых не существует.

Бубнов, как и Сатин, выступал за правду. Герой утверждал: «Вали всю правду, как она есть!». Однако, в отличие от Сатина, который понимал, зачем Лука обманывает жителей ночлежки, Бубнов не осознает мотивов поступков странника и не понимает, зачем тот лжет. Бубнов выступает за правду, даже если она губительна, причем он не думает о том, каким образом нужно говорить человеку правду, не задумываясь над тем, какое влияние эта правда может оказать.

Для того чтобы понять, кто является победителем в споре о правде, важно рассмотреть отчаянный поступок Актера – самоубийство. Герой лишает себя жизни, когда узнает от Сатина, что лечебницы, о которой говорил Лука, на самом деле не существует. Но губит Актера не сказанная Сатиным правда, а ложь Луки, в которую поверил Актер. Сатин не хотел причинить боль Актеру, он хотел, чтобы тот знал правду, так как каждый человек имеет право знать правду. Автор показывает, что Лука дал Актеру надежду на лучшее будущее, не осознав, что людям «дна» тяжело изменить свою жизнь. Ложь Луки становится губительной силой для Актера, сначала она только смазывает его раны, а затем – обнажает еще больше, чем раньше. Данные жителям ночлежки мечты, которые рано или поздно были обречены столкнуться с жестокой действительностью, хуже примирения с окружающей несправедливостью, за которое выступал Сатин.

М. Горький демонстрирует, что жизненные позиции Сатина и Луки, которые первоначально противопоставлены друг другу, в итоге начинают сближаться. То, что Сатин защищает Луку после его ухода и называет его добрым человеком, говорит о неоднозначности авторского отношения к позициям Луки, Сатина и Бубнова и ко всему спору по поводу правды и лжи. Точка зрения самого писателя не выражена в пьесе, он дает читателям возможность самим выбрать «победителя» спора. Вполне возможно, что автор утверждает мысль о том, что правда неотделима от лжи.

Сочинение: Спор Луки и Сатина? (По пьесе М. Горького «На дне»)

(328 слов) В основе социально-психологической драмы Максима Горького «На дне» лежит проблема столкновения мечты с действительностью. Конфликт в ней представлен на нескольких уровнях: в отношениях между ночлежниками и хозяевами Костылёвыми, личный конфликт каждого героя, традиционный любовный конфликт, а также конфликт человека со средой. Именно последний и является основным сюжетообразующим компонентом, в ходе которого происходит спор между двумя идеологами произведения — Сатиным и странником Лукой.

Столкновение между героями происходит во время разговора о том, что лучше для человека: жалость или истина? Вслед за ними остальные тоже словно разделяются на два лагеря: «скептиков» и «мечтателей», отчего спор приобретает полифонический характер. По мнению первых, к которым относятся Сатин и Бубнов, человек должен знать горькую правду, понимать свое истинное положение. Барон также полагает, что, только осознав трагедию своего существования, человек может бороться и понять истинную свою ценность. «Человек- это звучит гордо!» — вот девиз этого «лагеря». Лука же проповедует «ложь во спасение», и сострадание любому человеческому горю, ведь, по его словам, «ни одна блоха — не плоха». Лука считает, что человек изначально хорош, и лишь социальные обстоятельства опускают его «на дно», делают несовершенным. Он утешает обитателей ночлежки, отчего каждый из них обретает мечту и о лучшей жизни. Так, Актёр возрождается благодаря вере в лечебницу, даже приукрашивает свои представления о ней, говоря о светлом и чистом месте с мраморным полом.

Однако философия Луки терпит поражение в конце пьесы: после его ухода все надежды, рожденные в сознании героев благодаря ему, рушатся. Лишившись его поддержки, они снова погружаются в пучину отчаяния. «Поманил их куда-то.. А сам дорогу не сказал», — замечает Клещ, и тогда становится ясно, что ночлежникам всегда будет необходима внешняя поддержка, опора, ею и был для них странник. Понимая причины, заставлявшие Луку обманывать, Сатин говорит, что ложь необходима лишь тем, кто «слаб душой»: «Правда -вот бог свободного человека!».

Таким образом, в драме сталкиваются два философских воззрения на жизнь, каждый из которых так или иначе примиряет человека с действительностью. В первом случае это происходит из-за незнания истины, ложных надежд. Другое же предполагает полное осознание своего положения и борьбу против мироздания.

Автор: Софья Брудкова

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Многие русские писатели в своем творчестве затрагивают философские темы, такие как «место человека в мире» и «что лучше:горькая правда или сладкая ложь?». Герои драмы Горького «На дне» Лука и Сатин -герои-антиподы, имеющие свое мнение на тему того, как должен жить человек и кем он является в этом мире. В каких-то точках их мнения соприкасаются, но по большей части их убеждения являются полярными друг другу.

Сближает этих героев отношение к человеку. Они оба являются персонажами «дна», то есть людьми, имеющими низкий социальный статус. Лука-бродячий старик без «пачпорта». Сатин же «арестант, убийца, шулер». Но оба героя считают, что весь мир создан для человека, и он в нем волен исполнить свои мечты. Доказательством этого является поведение Луки по отношению к обитателям ночлежки и монолог Сатина. Старик утешает Актера, рассказывая ему о волшебной лечебнице для пьяниц. Он дает надежду Пеплу на новую жизнь в Сибири. «Надо жить!»-восторженно восклицает герой после беседы с Лукой. Сатин так же считает, что человек рожден для лучшего. «Человек…это звучит гордо!», «Все — в человеке, все для человека!»-именно такие лозунги провозглашает герой. Таким образом, жизненные позиции Луки и Сатина сходятся в том, что они оба полагают, что человек-центр мироздания, вольное создание, заслуживающее лучшей жизни.

Антитезой является мнение героев на счет того, что нужно человеку: истина или сострадание. На первый взгляд, эти слова — не

Героям «дна» одинаково нужны в качестве поддержки и высокие слова Сатина о вере в Человека, и конкретные утешения Луки, сеющие успокоение Анне, надежду Клещу, Пеплу и Актёру, понимание Насте. Поначалу кажется, что Лука и Сатин резко противопоставлены: они проповедуют разные взгляды на правду и ложь, на гуманизм, на веру и обречённость. На самом деле они словно дополняют друг друга как любовь к дальнему (человеку вообще) и любовь к ближнему (конкретному).

Суть своего мировоззрения Лука раскрывает в двух притчах. Первая – рассказ о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль в том, что спасти человека и научить добру может не тюрьма, не насилие, а только добро: «Пока верил человек – жил, а потерял веру – удавился». Вторая притча – о праведной земле – фактически предсказывает трагедию Актёра. Суть его философии в том, что вера может изменить правду, т.к. она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий: «Во что веришь – то и есть». Сатин же отстаивает пусть горькую, но правду, верит в человечество, предлагает вместо любви к ближнему любовь к абстрактному человеку, человеку мечты.

Лука исчезает из ночлежки в самый напряжённый момент, но перед этим успел разбудить во всех человеческие желания, чувства, потребности, надежду. Сатин же, провозглашая в своих длинных монологах высокие истины и торжество правды, в то же время высоко оценивая после ухода Луки то, что тот говорил и делал («Подействовал на меня как кислота на старую монету»), сам же холодом своего скептицизма отрезает всем крылья. Получается, что его гимн Человеку относится к другой жизни и другим людям, да и сам Сатин сознаёт свою неспособность подняться со дна. Поэтому его оптимизм, лишённый возможности реализации, как ни парадоксально, лишь усиливает обречённость, тем самым развеивая утешения Луки. В самоубийстве Актёра, которое в пьесе становится главным трагическим событием, в равной степени виноваты и сам Актёр, и исчезнувший Лука, и разбивший своей правдой последние надежды Сатин. И это тоже сближает двух героев.

Итоги чудовищны. Умирают Анна, Актёр, Костылёв. Несчастны Василиса, Наташа, Алёшка. Каторга ждёт Пепла. Опустошены Настя, Сатин, Барон, Бубнов. Но в начале пьесы ремарка: «Начало весны. Утро». В чём же тогда оптимизм пьесы, символически заложенный в ней этой ремаркой?

Очевидно, авторский оптимизм в том, что даже в нечеловеческих условиях дна бьётся настоящая жизнь, испытываются настоящие чувства, совершаются настоящие трагедии, вынашиваются настоящие мировоззрения. Человеческое неискоренимо и занимает свою высоту даже в условиях, располагающих к низости и безысходному пессимизму.

Сочинение на тему лука и сатин единомышленники или антиподы

Кто из них более вдохновенный утешитель? Легкий путь противопоставления героев, идущих сквозь весь персонажный ряд пьесы, втянутых невольно в центральное событие пьесы (убийство Васькой Пеплом хозяина ночлежки Костылева), — путь во многом обманчивый. И не потому, что Лука первым, как мы заметили, почувствовал: неутомимый шутник, пересмешник Сатин, говорящий порой жестокие, циничные слова («Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто — обременяй землю!»), не лицедей, обманывающий самого себя, а тоже страдалец. «Веселый ты, Костянтин… приятный!» — говорит Лука, мягко, ненастойчиво спрашивая его о той стезе, с которой он «свихнулся». Лука чувствует, что оба они утешители, кроме слов да еще немалого жизненного опыта ничем не располагающие. Только слова утешения у них разные. В Луке живет праведник, носитель идей сострадания, в Сатине же много вложенных идей грядущего технократического, интеллектуального обновления человечества, идеи о величии разума человека. Кажущиеся антиподы, Сатин и Лука, во многих случаях ведут себя почти одинаково. И Лука, и Сатин пробуют спасти Ваську Пепла и Наташу, видя, какую коварную интригу спланировала Василиса, любовница Пепла, жена Костылева. Даже после ухода Луки, ухода, обычно трактуемого как бегство лжеца, сеятеля иллюзий, как крах его (хотя старик и не обещал никому задержаться здесь!), именно Сатин страстно защищает его: «Дубье… молчать о старике! (Спокойнее.

Сочинения по русской литературе XX в. (А. Г. Лухминская, 2009)

16. Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

В пьесе «На дне», написанной Максимом Горьким в 1902 г., писатель, как и в рассказах раннего периода, обращается к миру отверженных.

Сам Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти – неизлечимы».

Полтора десятка людей, один другого униженней, разорвавшие все связи с обществом и отвергнутые им, ведут нескончаемые споры не только и даже не столько о хлебе насущном, хотя живут впроголодь, сколько о проблемах порядка духовного. В спорах они поднимают вопросы, что такое человек, для чего он явился на эту землю, в чем смысл его бытия. По-разному отвечают на эти вопросы два обитателя ночлежки Сатин и Лука. Основным проводником лжи, примиряющей с жизнью, выступает странник Лука. Лука – сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые, как утопающие за соломинку, хватаются слабые, безвольные люди. «Ложь во спасение» – вот тот принцип, которому следует Лука. Он считает, что так можно смягчить боль, а правдой трудно вылечить душевно истерзанного человека. Его утешительная философия действительно помогает только умирающей Анне, остальных обитателей дна его ложь только губит. Вору Пеплу Лука внушил бесплодную веру в счастливую страну Сибирь. Актера Лука уверил в существовании бесплатных лечебниц для алкоголиков, и, разуверившись в этом, актер кончает жизнь самоубийством. Образ Луки в пьесе вызывает наиболее ожесточенные споры. Вселяя в обитателей ночлежки иллюзию возможной лучшей жизни, Лука стремится помочь людям. Они для него небезнадежны, они – заблудшие. Причем его собственный жизненный опыт позволяет ему тонко чувствовать людей. Лука не только жалеет их, он втолковывает людям, что только добро по отношению друг к другу несет спасение.

Утешителю Луке в пьесе противопоставлен образ Сатина. Горький не идеализирует и этого героя. Как и другие обитатели ночлежки, Сатин не способен к общественно полезному труду. Он отравлен скепсисом и индивидуализмом. Сатин не просто выброшен на дно, это был его выбор. Он – пьяница и шулер. Порой он жесток и циничен. Но от других обителей дна он отличается умом, относительной образованностью, способностью мыслить.

В ночлежке раздаются знаменитые слова Сатина, заявляющие о праве «человека на личную свободу и человеческое достоинство»: «Все – в человеке, все – для человека! Существует только человек, все же остальное

– дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»

Сатин считает, что ничто так не поднимает человека, как правда, и ничто так не калечит, как ложь. Ложь, по его мнению, не бывает гуманной. Она есть проявление крайнего неуважения к человеку. Сам Сатин лишь теоретик, проводник гуманного отношения к человеку. Он ничего не меняет в своей жизни и не стремится к этому.

С одной стороны, Сатин выступает как антипод Луки. Он не приемлет ложь, считая ее «религией рабов и хозяев», закрывающей человеку путь к разумной и светлой жизни. С другой стороны, он единственный, кто понимает Луку, не считает его проходимцем и шарлатаном. Он сознает, что Лука именно из сострадания стремится помочь людям, спасти которых невозможно. Сближает их то, что оба они убеждены в том, что человек рожден для лучшего.

Но выхода со дна нет! Поэтому прекрасный монолог Сатина не может ничего изменить в жизни обитателей ночлежки. Слова Сатина о правде и величии человека так же, как и ложь Луки, внушают только иллюзию самоценности человека, не способную изменить жизнь этих людей. Они оборачиваются пьяным загулом, после которого их, наверняка, ждет страшное пробуждение. Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны. Ложь Луки и правда Сатина в условиях ночлежки, среди людей обреченных, морально разложившихся являются, на мой взгляд, категориями одного порядка. В пьесе эти герои скорее оказываются невольными единомышленниками, нежели противостоят друг другу.

Слова Сатина о человеке – это конечно же позиция автора, его личные мысли и чаяния. Писатель понимал, что в устах спившегося босяка Сатина слова о гордом и свободном человеке звучат искусственно, но эти слова должны были звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого Горького.

В пьесе произнести их больше некому: «…кроме Сатина… некому сказать, и лучше, ярче сказать он не может».

Но слова эти предназначены для людей, которые стремятся к переменам, хотят и могут вести жизнь деятельную.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: