Почему правовое государство ассоциируется в первую очередь с порядком и пресечением произвола власти

Обновлено: 28.03.2024

Власть варьируется от состояния полной анархии до жесто­чайшей диктатуры. В сущности неразрешимая антиномия меж­ду ними делает достижение более или менее приемлемого поло­жения между этими двумя крайностями весьма трудным делом. Как показывает исторический опыт, всякая анархия, беспоря­док, революция кончаются установлением самых крайних форм всевластия. Когда перестают действовать внутренние обязатель­ства, в действие вступают внешние формы, призванные обеспечить организационные принципы. Существует своего рода закономер­ность: чем меньше мы способны обуздывать свои внутренние сти­хийные побуждения, особенно деструктивные, тем больше ве­роятность их подавления извне помимо нашей воли и желаний. Если в обществе господствуют нетерпимость, анархия, хаос, война всех против всех, то рано или поздно это кончается ус­тановлением той или иной формы диктатуры. А диктатура, в свою очередь, ведет к полному подавлению всех проявлений свободы.

В Новое время более или менее приемлемое решение данной проблемы было найдено на путях создания политической демо­кратии и правового государства. Как уже отмечалось, государ­ство основано на силе, в правовом государстве эта сила узаконе­на, более того, она строго подчинена нормам права. Отвергая постановку вопроса о том, что первично — право или государ­ство, германский правовед Г.Хенкель не без оснований утверждал, что «государство есть право как нормирующая деятельность, а право есть государство как нормированное состояние».

Иными словами, в правовом государстве они взаимно пред­полагают и дополняют друг друга. Государство становится пра­вовым именно потому, что оно подпадает под власть права. С этой точки зрения можно, по-видимому, говорить, что праву принадлежит приоритет перед государством, и вслед за Л. Дю­ги утверждать, что «государство есть не что иное, как сила, от­данная на служение праву». В правовом государстве четко и точ­но определены как формы, пути и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые пра­вом. Это значит, что государство связано правом; оно вправе раз­рабатывать и принимать тот или иной закон, но само в свою оче­редь обязано действовать в рамках этого закона, подчиняться ему. Иначе говоря, государство, издавшее закон, обязано уважать этот закон до тех пор, пока он существует и продолжает действовать, хотя оно и правомочно его пересмотреть или даже отменить. Бо­лее того, оно подсудно своим собственным судом и может быть осуждено ими. Именно это в значительной мере обеспечивает пра­вовой характер государства.

Соответственно представление о правовом государстве ассо­циируется с двумя основополагающими принципами: порядок в го­сударстве и защищенность гражданина. Отцам-основателям либерального мировоззрения принадлежит идея, что в государ­стве должны властвовать не отдельные личности, а право и за­коны. Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого со­блюдения законов, которые призваны гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности и другие права че­ловека и гражданина. В сугубо юридически-правовом смысле пра­во и закон призваны установить и обеспечить порядок, а не справедливость. Тем не менее нельзя безоговорочно принять по­зицию тех, кто считает, что право и закон регулируют внешнее поведение, в то время как нравственность — исключительно вну­треннее поведение. Ведь существуют тождественные по содержа­нию нормы права и нормы нравственности, например, такие, как «не убий», «не кради», «не лжесвидетельствуй» и т.д., хотя они по разному реализуются в государственно-правовой и морально-этической сферах. Нормы права призваны прежде всего фикси­ровать взаимные претензии и обязанности, вытекающие из спон­танно формирующихся в гражданском обществе отношений.

Основное различие норм права от норм обычая и морали со­стоит в том, что действенность первых обеспечивается силой го­сударства, а вторых — обществом. В правовом государстве толь­ко законно избранное правительство правомочно применять силу в качестве инструмента принуждения. Как подчеркивал немец­кий правовед XIX в. Р. Еринг, право никогда не может заменить или вытеснить основной стихии государства — силы. Слабость вла­сти есть смертельный грех государства, она зачастую в глазах лю­дей менее простительна, чем жестокость и произвол со стороны государства. Не случайно, например, в мусульманском мире средневековья был весьма популярен хадис: «имам-деспот лучше смуты». В Европе в период религиозных войн формировалось убеж­дение, что даже тирания лучше гражданской войны, ввергающей народ в хаос. И действительно, нередко для большинства людей бывает важнее эффективность и дееспособность власти в обеспече­нии порядка в обществе, нежели ее легитимность и демократичность. Именно из-за слабости власти, ее неспособности защищать инте­ресы как своих граждан, так и национально-государственные интересы Веймарская республика рухнула под натиском нацио­нал-социалистического движения, установившего в Германии самую свирепую тираническую диктатуру. Точно так же во мно­гом из анархии периода Гражданской войны в нашей стране ро­дился жесткий большевистский режим.

В данном контексте правовое государство призвано достичь более или менее приемлемую гармонию между властью государ­ства и принципом правовой самостоятельности подвластного. За­дача, прямо скажем, весьма трудная, особенно если учесть ан-тиномичность отношений власти и права. «Власть,— писал Б.П.Вышеславцев,— стремится сбросить с себя оковы права и все­гда получает известную сферу, непроницаемую для права. Пра­во всегда стремится подчинить себе власть, сделать ее ненуж­ной, ибо право есть, по своей идее, взаимодействие свободных и равных лиц, есть идея безвластной организации». Если власть в принципе содержит в себе момент бесконтрольности и произ­вола, то право не признает их. Во власти всегда есть бесправие, а в праве — безвластие. Но это отнюдь не значит, что право и власть несовместимы и исключают друг друга. В действительности они не только взаимоисключают, но и взаимно дополняют друг дру­га. «В самом своем зародыше власть уже предполагает элемент права. И, с другой стороны, в самом своем завершении право то­же сохраняет известное отношение к власти. Всякая власть предполагает минимум права; всякое право предполагает ми­нимум власти».

Достижение некоего равновесного состояния между этими дву­мя началами обеспечивается конституционной юрисдикцией, призванной оспаривать любой акт государственных органов, ес­ли он противоречит конституции или ущемляет права и свобо­ды личности. Она служит защите не только частных прав, но и публичных интересов, не только прав индивида, но и кон­ституции. Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само себя ограничивает определенным комплек­сом постоянных норм и правил. В прежние времена ограниче­ния носили чисто личностный и духовный характер. Прави­тель считался наместником самого бога и в силу этого как бы добровольно соглашался с моральными императивами тради­ций, обычного права, веры, учения церкви и т.д. В Новое вре­мя с победой правового государства или республиканской фор­мы правления нормы и правила, ограничивающие власть государства, получили законодательное закрепление в конститу­ции. Закон и право были поставлены выше личности короля. Кон­ституция, независимо от формы, включает принципы организа­ции, законы, правила, нормы, регулирующие деятельность государства.

Как уже указывалось, в правовом государстве должны гос­подствовать законы, а не люди, функции государства состоят в ре­гулировании отношений между гражданами на основе закона. Пре­дусматривается неукоснительное соблюдение принципа верховенства права и закона, призванного обеспечить права и свободы всех граждан во всех сферах жизни, а со стороны граж­дан — уважение к законам и институтам существующей систе­мы. При таком понимании сила государства законна лишь в том случае, если она применяется в строгом соответствии с правом, всецело служит праву. Причем закон, каким бы суровым он ни был, обязывая отдельного гражданина к соблюдению общепри­нятых правил поведения, в то же время ставит четко очерчен­ные границы прерогативам государства в отношении индивиду­альной свободы. Еще И. Кант сформулировал основополагающую идею правового государства: «Каждый гражданин должен обла­дать той же возможностью принуждения в отношении власт­вующего к точному и безусловному исполнению закона, что и вла­ствующий в его отношении к гражданину». Законодатель так же подзаконен, как и отдельный гражданин. Подзаконность го­сударственной власти дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшест­вующих самому государству. Именно при таком подходе свобо­ду можно рассматривать как право каждого индивида делать то, что позволяют законы. В правовом государстве законы имеют оди­наковую силу для всех без исключения членов общества, неза­висимо от их социального, политического или иного статуса, за­щита отдельного человека от власти и произвола соответствует защите всех. Поэтому личное право невозможно без гарантии в по­литическом праве, уравновешивающем всех друг перед другом. Как писал К.Ясперс, «даже величайшие заслуги перед государ­ством не являются основанием неприкосновенности власти ин­дивидуума. Человек остается человеком, и даже лучший из лю­дей может стать опасным, если его власть не сдерживается определенными ограничениями».

Смотрите также:

Политология в США ориентируется преимущественно на прикладные эмпирические исследования.

Правовым называют такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Признаки правового государства:

· Верховенство закона: все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона — в России оно выражается главным образом в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции. В статье 15 устанавливается, что Конституция имеет высшую правовую силу;

· Соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах;

· Последовательно проведённый принцип разделения властей, взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;

· Взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушения закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность нарушителя.

Предпосылки создания и функционирования правового государства:

· производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства;

· режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

· высокий уровень политического и правового сознания людей;

· юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства;

· важнейшей предпосылкой является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Правовое государство – это государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона во всех сферах общественной жизни, где признаются и гарантируются права и свободы человека, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Осуществляется взаимная ответственность государства и личности (все, что не дозволено законом власти, ей запрещено), где соблюдается прочный режим законности и стабильности правового порядка.

Три ветви власти

Принцип разделения властей означает, что каждая государственная власть (исполнительная, законодательная, судебная) осуществляет присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Это делается для ограничения возможных злоупотреблений.

Понятие о правовом государстве было выдвинуто впервые в работах великих мыслителей эпохи Просвещения, которые ввели в политическую практику понятия: общественный договор, естественные права человека. Правовое государство, по мнению философа И. Канта, можно построить лишь тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание. Это означает, что члены общества будут высоко ценить свою нравственную и политическую свободу и осознавать свою ответственность перед обществом.

Основные признаки правового государства

Прежде всего для правового государства характерно верховенство права.

Верховенство основного закона заключается и в том, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы. Эти законы обязательны для всех – от главы государства до рядового гражданина. Превышение власти чиновниками, выход за пределы своей компетенции нарушает принцип правового государства.

Правовое государство подразумевает обязательное существование гражданского общества, в котором граждане, имея собственные, часто различающиеся интересы, выражают их индивидуально или объединяясь в общественные организации. Гражданское общество является социальной основой правового государства, которое в свою очередь должно примирять различные интересы граждан.

Немаловажным принципом является гласность права. В Конституции РФ содержится требование обязательного опубликования законов для всеобщего сведения. Для правового государства характерно не только верховенство права и закона, но и справедливость законов. Высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина. В правовом государстве эти права и свободы, основанные на естественном праве, закреплены в Конституции и гарантируются государством. Конституция РФ пронизана таким подходом к правам человека. В этом правовое государство тождественно конституционному демократическому государству. За личностью признаются неотъемлемые права; неприкосновенность человека обеспечивается законом.

Правовое государство в отличие от деспотического или тоталитарного, ограничивает себя комплексом норм. Они включают разделение властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них имеет строго очерченные полномочия. Однако они уравновешивают и сдерживают друг друга. Необходимо, чтобы при этом они взаимодействовали и сотрудничали.

Важным признаком правового государства является принцип взаимного контроля. Он подразумевает, что граждане, участвуя в избирательном процессе, имеют возможность контролировать власть и путём волеизъявления корректировать, подправлять их действия.

Ещё одним признаком правового государства является приоритет международного права.

Важным принципом является независимость суда. Только независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей. Принцип независимости суда закреплён в статье 120 Конституции РФ; о нём говорится и он обеспечивается и в ряде других статей – о несменяемости и неприкосновенности судей, установлении демократических принципов судопроизводства. Но положения Конституции нуждаются в детализации и дополнении рядом законодательных и нормативных актов.

Принцип приоритета права означает: рассмотрение всех вопросов с позицией права, соединение нравственно-правовых ценностей с формально-регулятивными, необходимость идеологически-правового обоснования решения государственных органов.

Принцип правовой защищенности человека и гражданина: равенство сторон и взаимной ответственности государства и гражданина, особый тип регулирования и формы правоотношений, стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

Принцип единства права и закона: должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам, быть принятым легитимным органом государственной власти и при издании должен быть использован весь комплекс правовых средств.

Он означает, что законы государства не должны противоречить международному праву. В Конституции РФ (статья 15, часть 4) закреплены два положения. Во-первых, указывается, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы. Во-вторых, в спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдаётся международному договору. Включение данного принципа в Конституцию РФ означает, что Россия стремится вписаться в мировое сообщество, являясь его членом, уважающим международные законы, в выработке которых она сама участвует.

Для правового государства очень важно развитое правосознание граждан. Жители страны должны знать о её законах, о своих правах и обязанностях, соблюдать законы. Это способствует развитию конституционной демократии.

Объясните, как Вы понимаете известное высказывание Цицерона: «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными».

В настоящее время в конституциях многих государств (ст.1 Конституции РФ) есть положения, определяющие эти государства как правовые. Как Вы считаете, является ли Россия на самом деле правовым государством? Какие, на Ваш взгляд, признаки правового государства ещё не получили в России должного развития?

В начале XX столетия русский государствовед Л.А.Тихомиров писал: «Действие государственности имеет свои пределы, переходя которые государство перестает быть силою устроительной и благодетельной. Быть может, несоблюдение должных пределов государственного, властного регламентирования жизни и вызывает отчасти тот протест, который, хотя и неразумно, выражается в социалистическом отрицании государственности вообще».

Как Вы думаете, почему эти пределы государству может установить право? Почему правовое государство ассоциируется в первую очередь с порядком и пресечением произвола власти?

Практическая работа №2.

II вариант.

Напишите небольшое эссе на тему: «Какая судебная власть должна быть в правовом государстве?»

Идея правового государства перекликается и тесно сопряжена с рядом близких идей, такими как идеи разделения властей, господства права, обеспечения прав человека. Но, тем не менее, каждая из них – это самостоятельные цели, задачи, механизмы реализации. Уточните различия между ними.

В середине 50-х гг. XX в. Верховный Суд США вынес решение по делу Брауна, которым фактически отменил сегрегацию в американских школах. Тем самым был нанесен смертельный удар расовой дискриминации, процветавшей в стране в тот период. Для выполнения этого судебного решения президент Д.Эйзенхауэр был вынужден применить войска против мятежных расистских штатов, не желавших подчиниться решению суда.

Как Вы относитесь к использованию оружия для утверждения режима верховенства закона? Имеют ли значения в правовом государстве средства, применяемые для действия механизмов обеспечения законов?

Цель: определить , что такое правовое государство, каковы его признаки.

Образовательные - раскрыть сущность понятия «правовое государство».

Создать условия выявления учащимися признаков правового государства.

Развивающие - Продолжать учить работе с письменными историческими

источниками( выделять главное, делать выводы на основе анализа информации из текста.)

Продолжать учить составлять кластер.

Закрепить умение учащихся работать со словарной статьей.

Воспитательные - Вызвать в учащихся заинтересованность в построении в России правового государства, заставить задуматься над тем, что необходимо для этого сделать.

Развивать навыки совместной деятельности.

Планируемые результаты УУД

Личностные :

§ Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

§ Ценностные ориентиры, основанные на идеях поддержания гражданского мира и согласия, отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, признания равноправия народов, единства разнообразных культур

Регулятивные :

  • Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
  • Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
  • Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения.
  • Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Познавательные :

  • Умение планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя, определять область незнания
  • Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).

Коммуникативные :

Методы: частично-поисковый

Приемы работы: критического мышления (кластер), работа с документами, работа с понятиями, работа с текстом статьи, стратегия смыслового чтения «Знаю. Хочу узнать. Узнал», поисковый метод,

Формы работы: групповая, парная, самостоятельная работа, дискуссия, самооценка, взаимооценка

Основные понятия изучаемые на уроке: Государство

Правовое государство

Верховенство права

Верховенство конституции

Гласность права

Приоритет прав и свобод

Разделение властей

Независимость суда

Приоритет международного права

Гражданское общество

Кластер - одна из технологий критического мышления. Кластер (от англ. Class -разряд) позволяет классифицировать, распределять информацию, наглядно

продемонстрировать признаки изучаемого понятия.

1.Органазационный блок

- распределение по группам

- выработка правил работы

Желаю успехов в работе на уроке, чтобы каждый в конце урока мог сказать: Я понял…, Я знаю…, Для меня это было важно.

2. Актуализация знаний

Дать определение – государство – это…

(организация власти в стране)

«составь схему» ( данный вид работы является проверкой домашнего задания. На предыдущих уроках рассматривались вопросы происхождения, признаков, функций государства, политических режимов и т.д. Учащимся предлагается на доске составить кластеры:

1. Признаки государства

2. Функции государства

3. Формы государства

4. Политические режимы

(Стадия вызова)

- Мы многое можем сказать о государстве по составленному кластеру. Но мы не можем с уверенностью сказать о том, как чувствует себя человек в этом государстве. Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно? (ответы детей)

Люди, формируя свое обще­ ство, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помог­ ла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом.

Мы сегодня продолжим говорить о государстве, т.к. для того, чтобы человек чувствовал себя в государстве комфортно у него должны быть определённые права давайте вместе определим тему урока

Тема урока: «Правовое государство»

Использую стратегию смыслового чтения «З/Х/У»

«Мозговой штурм»

Давайте запишем на листе бумаги известные вам слова-ассоциации, которые связаны с понятием «правовое государство»

групповая работа.

Попробуем сгруппировать похожие понятия и назвать признаки, по которым проводилось объединение.

Запишите все идеи, которые у вас появились

Я предлагаю вам сформулировать вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке

Это и будут наши цели урока

Фиксирую учебную задачу:

Цель: узнать что такое «правовое государство» и определить его характерные признаки.

Сегодня на уроке мы

- определим сущность правового государства как основного института политической системы, его особенности и признаки;

- продолжим развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познаватель­ ные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие тео­ ретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

- выясним, в чём заключаются трудности построения справедливого общества.

- Оценим уровень правовой культуры среди учащихся класса, предложив свои меры по повышению ее.

- Продолжим формирование умений анализировать текст, работать в группе, выполнять задания в формате ГИА.

Мы сегодня будем работать по следующему плану.

1. Понятие правового государства.

2. Власть в правовом государстве.

3. Принципы правового государства


Многие мыслители прошлого и современности рассуждали о том, насколько необходимо государство и каково должно быть идеальное государство. И пришли к выводу о том, что государство должно быть правовым. Что это значит? Подумаем и мы.

1. Понятие правового государства.

Первым употребил выражение «правомерное государ­ ство» И. Кант. Термин же «правовое государство» утвердилось в XIX в.

Каковы же сущность и основные черты правового государства?

Давайте обратимся к тексту параграфа стр стр 29 прочитать пункт 1.

- Дать определение правовое государство

- в групповом обсуждении создать обобщённый ответ на вопрос1 стр 36

Ораторы групп представляют продукт групповой работы.

Дают определение правовое государство

ответ на вопрос1 стр 36

Самостоятельная работа : чтение текста параграфа, заполнение графы «Узнал»,

Правовое государство - организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека и наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.

Выделите главное, существенное в этом определении.

Во все времена государство довлело над обществом. Законодательство носило ограничительный для человека характер. В правовом же государстве личность должна стоять на первом месте, а правовые ограничения создаются в основном для государства.

Основы идеи правового государства возникли в древности как реакция на произвол и злоупотребления властью. Средство от всевластия государства нашли в праве, которое может регламентировать полномочия государства, определив пределы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.

О значении закона говорили еще античные философы.

Власть и право тесно связаны между собой, значит, неправовых государств нет, так как в каждом государстве свои законы, своя система права.

Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы.

2. Власть в правовом государстве.

Прочитайте изречения мыслителей различных стран и эпох о правовом государстве.

Как вы понимаете эти положения? Какую проблему общественной жизни пытались разрешить философы?

Ответ: Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму, деспотии.

ü На экран, с помощью мультимедийного оборудования, проецируется информация:

Послушайте притчу

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая- то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее:

- Вы так убиваетесь - похоже, что скорбите не впервой?

Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.

- Отчего же вы не покинете эти места? - спросил Конфуций.

- Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина . »

- Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора

- Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора Конфуций?

«Запомни это, ученик, - сказал Конфуций. Жестокая власть свирепее тигра».

3 а д а н и е 4 .

Познакомьтесь с категорическими императивами И. Канта:

- в сфере государственного устройства: «Государство долж-
но быть правовым, с разделением властей»;

_ - в сфере права и сфере морали: «Как гражданин, так и госу-
дарство обязаны подчиняться строго определенным и общепри-
нятым ограничениям - правовым законам, и это разумное огра-
ничение есть подлинная свобода»;

_- в сфере прав человека: «Поступай так, чтобы свобода тво-
их поступков была совместима со свободой каждого и со все-
общими законами».

1. Почему, согласно мнению И. Канта, необходимо точное

определение и сохранение границ свободы?

2. В чем, по мнению И. Канта, заключается высший замысел

3. Какова, согласно И. Канту, мера сохранения границ сво-

В ы в о д. Гуманистическая концепция права говорит, что свобода не может быть безграничной. Нерегулируемая свобода может обернуться своей противоположностью - беззаконием, произволом, правовым беспределом, ведущим человека к катастрофе самоистребления. Определить границы свободы способны лишь два великих социальных регулятора - право и мораль.

З а д а н и е 5.

Соотнесите понятия «свобода» и «ответственность», «правовое государство»

1) Составьте синквейн со словами «свобода» и «ответственность», «правовое гос-во»

У ч и т е ль. Свобода порождает ответственность. Ответственность направляет свободу, формирует ее, участвуя таким образом в наполнении ее особым смыслом, значением тех или

иных поступков личности. Ответственность - это та цена, которую мы. платим за свободу. Взаимосвязь свободы и ответственности конституционно закреплена установлением неразрывного единства прав и обязанностей граждан, а также наличием законодательных гарантий обеспечения прав граждан государством.

Давайте снова обратимся к тексту параграфа стр 32

Задание: прочитать п.4 стр 32 и выделите основные признаки
правового государства и оформите работу в виде кластера.

Учащиеся работают в 4 группах по 3-4 человека. В группе выбирается модератор,

который руководит деятельностью группы. При ответе выступает любой желающий из

Работа по группам

На основе работы с документами каждая группа учащихся готовит кластер «Правовое государство».

Защита кластера группой (краткий комментарий). Разъяснить выделенные признаки, их необходимость.

Обсуждают заполнение кластеров, сравнивают, анализируют и корректируют результаты заполнения.

Дополнительные вопросы (при необходимости)

В чем заключается сущность разделения властей?

Какова взаимосвязь трех ветвей власти?

Почему закон должен быть « владыкой» над всеми гражданами без исключения?

Почему только при демократическом режиме может быть построено правовое государство?

Объясните требование не просто законодательного закрепления прав и свобод человека, но и гарантий их осуществления.

В чем должна заключаться взаимосвязь государства и гражданина?

Составление в ходе беседы основного кластера на доске и в тетрадях.

Признаки и черты правового государства:

1. верховенство закона.

2. полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан.

3. принцип взаимной ответственности гражданина и государства.

4. принцип разделения властей.

5. создание и поддержание режима демократии, законности и конституционности.

6. реальное обеспечение прав и свобод граждан.

Подобрать документы, которые характеризуют принципы правового государства (ответ представить в виде цитатного плана)

группа работает таким образом – читает и анализирует текст по предложенной форме. После прочтения текста и анализа на отдельном листе ватмана группа создает схему или тезисы ответа на вопрос «Почему не достигли (или достигли) цели?»

Работа с текстом Конституции

Как отражены принципы правового государства в положениях Конституции Российской Федерации

(создает схему или тезисы ответа на вопрос)

- Каковы условия построения правового государства?

1 .высокий уровень политического и правового сознания людей. (Высокий уровень правовой культуры).

2.Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.

3.Наличие в стране гражданского общества.

Мы выявили признаки правового государства, давайте вернёмся к определению

Правовое государство- это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.

-Найдите в определении 2 ключевых слова ( государство и право).

Если государство- это власть, то какое из этих двух слов- власть или право вы

поставите первым, выше?

ПРАВО выше ВЛАСТИ ( карточки со словами закрепляются на доске).

- Могла ли эта фраза стать эпиграфом к нашему уроку?

Что из того, о чем мы говорили на уроке, вам уже было известно? Что вы узнали нового?

Время урока подошло к концу. Но дома вы можете продолжить размышление о власти, праве и правах.

Стадия рефлексии.

Какие вопросы мы решали на уроке?

На все ли поставленные вопросы мы ответили?

Какие вопросы остались без ответа?

Где можно найти ответы на эти вопросы?

Что мешало работать?

Что помогло достичь цели?

Чему мы учились?

Что понравилось на уроке?

В чем вы видите важность и полезность полученных знаний и умений?

Поблагодарите друг друга за хорошую работу

Я вас также благодарю за активную, плодотворную работу на уроке.

«Стандартный минимум» - читать §4 «Правовое государство», выписать и знать термины

«Повышенный уровень» - «Стандартный минимум» + Таблица


Творческое задание ( по желанию, на отдельную оценку)

Ученые считают, что правовое государство – это, конечно, правовой идеал. Какие аргументы вы можете привести в доказательство того, что он способен обрести реальные черты.

Дополнительный материал.

Основные отличия правового государства от неправового.

Государственная власть не ограничивается никакими законами.

Разделение властей носит реальный характер.

Реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина

Разрешено все, что не запрещено законом

Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо на практике не соблюдается.

Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством, приведение второго в соответствие с первым.

В международных отношениях делается ставка на силу в соответствии с принципом «цель оправдывает средства».

v Социологи отмечают, что каждый год на россий­ ских дорогах гибнет примерно столько же людей, сколько погибло в результате взрыва атомной бомбы, сброшенной
на Нагасаки. Происходит это, по их мнению, не только вследствие недоработок ГИБДД, а в немалой степени еще и потому, что слишком много среди автолюбителей тех, кто изо всех сил пытается «проскочить», «подрезать», словом, показать, «кто на дороге хозяин». Как связаны между со­ бой приведенные факты и современное состояние россий­ ского государства ?

v В одной из развитых демократических стран некий гражданин, в прошлом однокурсник и друг президента, был приговорен по решению суда к трем годам лишения свободы. Супруга осужденного обратилась к президенту с просьбой посодействовать изменению приговора. Как мо­ жет поступить президент правового государства? Аргумен­тируйте свой ответ.

v Приведем исторический факт. Сократу, находивше­ муся в тюрьме накануне казни, его друг Критон предложил совершить побег. Великий философ отказался от этого пред­ ложения, пояснив: «Если бы, чуть только собрались мы от­сюда удрать. вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: „Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который пыта­ешься совершить, погубить. Законы и все Государство?» Какие общественные явления могут быть проиллюстри­ рованы на основе приведенного факта? Ответ поясните.

v В 1974г. 35 молодых американских юристов собрали неопровержимые доказательства того, что президент США, республиканец Ричард Никсон, причастен к установлению в штаб-квартире своих «коллег»-демократов подслушивающего устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское дело». Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона виновным, он вынужден был уйти в отставку. Какие принципы правового государства проявились в «уотергейтском деле»? Свой ответ поясните.

Правовое государство - это… Понятие: какое государство является правовым? Признаки и основы гражданско-правового государства. Общество в правовом государстве. Правовое государство и гражданское общество. Функции правового государства. Россия - правовое государство? Ответы на вопросы ЕГЭ.

Фото Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Что такое правовое государство

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин - legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство - это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом - защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».

Важнейшие принципы правового государства - верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права - это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство - признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство - обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия - правовое демократическое государство.

Признаки и принципы правового государства

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.

Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом - без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

Верховенство права - подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.

Гарантированность прав и свобод человека - права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.

Всеобщее равенство перед законом - все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Эффективная система контроля за соблюдением закона - контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.

Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.

Реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ни один из государственных органов не имеет всей полноты власти, существует система «сдержек и противовесов».

Взаимная ответственность государства и личности - государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.

Единство права и закона - все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.

Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» как основа регулирования поведения.

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость индивида.

Внутренне единая и непротиворечивая система законов.

Высокий уровень правового сознания, политической культуры.

Россия - правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Однако что именно означает это понятие, в основном законе страны не разъясняется. «Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность», - признавал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в 2011 году.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

«Существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру. Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система», - указывал политолог Владимир Кудрявцев в статье для «Ведомостей» в 2018 году.

«Трудно не заметить, что индекс в целом адекватно фиксирует российскую специфику. Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга», - объяснял эксперт.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать смысл термина «правовое государство», знать признаки и уметь перечислить принципы правового государства. Разберем ряд заданий на эту тему из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.
2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.
4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство - это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.
2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.
5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Задание 4
Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того,к чтобы так же тиранически их применять». Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.
Правильный ответ:
Философ Шарль Монтескьё выдвинул принцип разделения властей.
Два других принципа правового государства:
1. Верховенство права.
2. Приоритет прав и свобод личности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: