Почему правосудие и конституционный контроль занимают важное место в правоохранительной деятельности

Обновлено: 24.04.2024

Понятие правоохранительной деятельности, ее основные признаки, цели и задачи. Основные направления (функции) правоохранительной деятельности. Конституционный контроль, правосудие, организационное обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений, оказание юридической помощи и защита по уголовным делам как основные правоохранительные функции, их соотношение. Особое место конституционного контроля и правосудия в системе правоохранительных функций.

Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции.

Общая характеристика и институционально-правовые особенности пра­воохранительных органов Российской Федерации. Понятие и основные элементы правоохранительной системы Российской Федерации.

Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», основные вехи ее эволюции, соотношение с другими юридическими дисциплинами.

Тема. Законодательство и иные правовые акты

О правоохранительных органах

Общая характеристика законодательства и иных нормативно-правовых актов (НПА) о право­охранительных органах Российской Федерации. Классификация этих актов по содержанию, юридическому значению, объему и характеру действия.

Классификация по содержанию. Характеристика основных групп актов: общего характера; о судебной власти, правосудии и судах; об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих; о прокурорском надзоре и органах прокуратуры; об организации расследования преступлений; об органах обеспечения безопасности; о юридической помощи и ее организации.

Классификация актов по юридическому значению: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные акты исполнительной и судебной власти.

Характеристика основных международных документов, касающихся организации и деятельности правоохранительных органов. Юридическое значение этих документов.

Источники официального опубликования правовых актов о правоохранительных органах.

Проектное (практическое) задание

Тема. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы».

Тема. Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах

Основные вопросы

1. Правоохранительная деятельность: понятие, признаки, основные

направления (функции) правоохранительной деятельности.

2. Общая характеристика правоохранительных органов. Государственные и негосударственные правоохранительные органы, выполняющие правоохранительные функции. Правоохранительная система понятие и основные элементы.

3. Предмет и система курса «Правоохранительные органы РФ», основные этапы ее развития.

4. Соотношение дисциплины «Правоохранительные органы РФ» с другими юридическими дисциплинами.

Используя рекомендуемую учебную, специальную литературу и лекционный материал изучить дать вопрос о практическом толковании понятия «правоохранительные органы» в законодательстве Российской Федерации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные признаки правоохранительной деятельности?

2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные направления (функции) правоохранительной деятельности.

3. Чем можно объяснить особую роль правосудия и конституционного контроля в правоохранительной деятельности?

4. Какими критериями следовало бы руководствоваться при определении круга правоохранительных органов?

5. Определите место и роль судов системе таких органов.

Тема. Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах

1. Общая характеристика нормативно-правовых актов, регламенти­рующих деятельность правоохранительных органов Российской Федера­ции.

2. Классификация нормативно-правовых актов по их содержанию.

3. Классификация нормативно-правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению.

· Используя специальную литературу и лекционный материал изучите вопрос, какой круг вопросов по теме курса «Правоохранительные органы» решается в Конституции РФ?

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте основания классификации законодательных и иных правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность и устройство соответствующих органов.

2. Сгруппируйте по содержанию основные нормативные правовые акты, регламентирующие правоохранительную деятельность и устройство соответствующих органов.

3. Назовите группы правовых актов по их юридическому значению.

4. Каково значение Международных соглашений для правоохранительных органов.

Перечень рекомендуемой литературы ко всем темам.

1. Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М.,1994.

2. Правоохранительные органы Российской Федерации: Сборник нор­мативных актов с учетом последних изменений и дополнений. М., 2008.

3. Абросимова Е.Б. Суд в системе разделения властей: российская модель (конституционно-теоретические аспекты) Учебное пособие. – М., 2002.

4. Беркашвили Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности в дея­тельности правоохранительных органов: Учебное пособие. М., 1999.

5. Вандышев В.В., Лиманский В.А. Основы судоустройства и правоох­ранительной деятельности. Энциклопедия правоведения. Вып. 1. СПб., 1996.

6. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. М., 2008.

7. Скрынник А.М., Чупилкин Ю.Б. Классные чины, воинские и специальные звания в правоохранительных органах и судебной системе (учебно-практическое пособие). Ростов-на-Дону. 2007.

Учебный модуль № 2.

Судебная власть, правосудие и его демократические основы.

Комплексная цель модуля – показать самостоятельность и значение судебной власти. Независимость судебной власти обеспечивается конституционными демократическими основами. Независимость судебной власти, справедливое правосудие и властный характер деятельности суда возможны только при организационном обеспечении деятельности судебной системы, которое выполняется таким органами, как Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба исполнения наказания и др.

Осветить всеобъемлющий характер проверки вышестоящими судами решений судов первой инстанции, отличие проверки не вступивших в законную силу судебных решений от проверки судебных решений, вступивших в законную силу, показать место и роль в судопроизводстве апелляции, кассации, производства в надзорной инстанции и возобновления дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам

Краткое изложение программного материала.

Тема. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих правосудие в Российской Федерации

Закрепление разделения властей в Конституции РФ. Судебная власть в Российской Федерации: понятие и основные признаки. Соотношение судебной власти с законодательной и исполнительной ветвями власти. Общая характеристика полномочий судебной власти. Суд как орган судебной власти.

Общее понятие судебной системы. Судебная система Российской Федерации, ее структура. Система федеральных судов. Место в этой системе Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и возглавляемых им судов общей юрисдикции, а также Высшего Арбитражного Суда РФ и арбитражных судов. Суды общей юрисдикции: общая характеристика их системы (подсистемы). Суды субъектов РФ, их соотношение с федеральными судами.

Понятие звена судебной системы. Основные суды, суды среднего звена и высшие суды. Понятие судебной инстанции. Суды первой инстанции. Суды второй (кассационной, апелляционной) инстанции. Судебные инстанции, проверяющие приговоры и иные судебные решения, вступившие в законную силу, в порядке надзора (надзорные инстанции) либо в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами. Вышестоящие и высшие судебные инстанции.

Особое место в системе правоохранительныхорганов занимают конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

В России функционирует система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи – суды субъектов РФ. При Верховном Суде рФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности.

Прокурорский надзор включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, составляют прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, таможенные службы. Министерство юстиции участвует в обеспечении нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, организует исполнение судебных постановлений, лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.

Выявление и расследование преступлений – особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц, входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и таможенных служб. Их задачи – выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.

Правовое обеспечение и правовая помощь – составляющая часть мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функции адвокатов – оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.

Негосударственная правоохранительная деятельность реализуется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

Конституционный контроль[3] занимает особое место в правоохранительной деятельности. Эту функцию осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации. Задача Конституционного Суда РФ - защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на территории Российской Федерации.

Отправление правосудия – это деятельность специально создаваемых государственных органов – судов по рассмотрению и разрешению различных категорий дел (гражданских дел, разрешению экономических споров, уголовных дел, административных и иных дел, подсудным делам, образованных в соответствии с федеральным конституционным законом) в пределах своей компетенции и вынесению по ним законных, обоснованных и справедливых решений. Для реализации этой функции в Российской Федерации создана система федеральных судов общей юрисдикции, система федеральных арбитражных судов и мировые судьи в субъектах Российской Федерации.

Организационное обеспечение деятельности судов заключается в осуществлении мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на обеспечение нормального функционирования судебных органов и создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов судейского сообщества, обеспечение оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, и обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями, формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Прокурорский надзор – направление правоохранительной деятельности, осуществляемое от имени государства специально уполномоченными должностными лицами – прокурорами. Прокурорский надзор призван обеспечить верховенство закона, точное исполнение и единообразное применение законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Выявление и расследование преступлений – правоохранительная деятельность должностных лиц (оперативных сотрудников, дознавателей, следователей), направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц, привлечение их к уголовной ответственности, а также установление всех обстоятельств совершенного преступления.

Обеспечение правопорядка и безопасности в Российской Федерации – это деятельность правоохранительных органов исполнительной власти (органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов службы внешней разведки, органов федеральной службы охраны, органов юстиции, таможенных и налоговых органов), в пределах их компетенции, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка, обеспечение общественной безопасности, а также на борьбу с преступлениями и правонарушениями, создающими угрозу безопасности личности, обществу и государству.

Исполнение судебных решений – деятельность органов Министерства юстиции в лице Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, направленная на обеспечение исполнения наказаний и принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Оказание юридической помощи – деятельность, направленная на обеспечение правовой защищенности личности в обществе. Эту функцию призваны осуществлять: адвокаты путем оказания квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию; нотариусы путем совершения предусмотренных законодательными актами Российской Федерации нотариальных действий от имени государства; частные детективные и охранные службы в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

Предупреждение преступлений и правонарушений – эту функцию реализуют все правоохранительные органы. Она направлена на установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, выявление нарушений прав и свобод граждан, а также других нарушений закона, допущенных при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом и принятие мер по их устранению.

Особое место в системе правоохранительных органов занимают конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

В России функционирует система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи – суды субъектов РФ. При Верховном Суде рФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности.

Прокурорский надзор включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, составляют прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, таможенные службы. Министерство юстиции участвует в обеспечении нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, организует исполнение судебных постановлений, лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.

Выявление и расследование преступлений – особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц, входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и таможенных служб. Их задачи – выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.

Правовое обеспечение и правовая помощь – составляющая часть мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функции адвокатов – оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.

Негосударственная правоохранительная деятельность реализуется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

Особое место в системе правоохранительных органов занимают конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

В России функционирует система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи – суды субъектов РФ. При Верховном Суде рФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности.

Прокурорский надзор включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, составляют прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, таможенные службы. Министерство юстиции участвует в обеспечении нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, организует исполнение судебных постановлений, лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.

Выявление и расследование преступлений – особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц, входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и таможенных служб. Их задачи – выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.

Правовое обеспечение и правовая помощь – составляющая часть мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функции адвокатов – оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.

Негосударственная правоохранительная деятельность реализуется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

Известно, что многие государства, например США, Англия, Франция, придерживаются принципа разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной. Суть такого принципа состоит в независимости этих властей друг от друга, обеспеченной системой “противовесов” и процедур, которые повышают их ответственность, максимально сокращают возможность злоупотребления властью. Представляется, что правоохранительные органы и их деятельность следует оценивать с позиции существа названного принципа. При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод.[4] Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций:

- исполнения судебных решений;

- оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;

- предупреждения преступлений и иных правонарушений.

В совокупности эти функции характеризуют распределение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа. Ниже будет дана подробная характеристика всех правоохранительных органов. Здесь же рассмотрим только некоторые общие вопросы соотношения функций, распределения их между правоохранительными органами и другими участниками правоохранительной деятельности, определения места правоохранительных органов в системе органов власти и управления.

Наиболее тесно связаны между собой функции, осуществляемые по уголовным делам: оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, могут реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функцию обвинения, сам подсудимый - выполняет функцию защиты.

Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключения правоохранительные органы. Депо в том, что осуществление любой другой функции так или иначе в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной. Такая обязанность прямо записана, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия.[5]

Выполняемой функцией определяется место правоохранительных органов в системе органов власти и управления. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ с системой общих и военных судов, а также Высший Арбитражный Суд РФ и нижестоящие арбитражные суды представляют судебную власть в стране - одну из трех ветвей власти. Это важно подчеркнуть, поскольку в печати и иных средствах массовой информации иногда высказывается мнение о том, что судебная власть - это только Конституционный Суд. Такая трактовка субъектов судебной власти противоречит главе VII Конституции Российской Федерации о судебной власти (ст. 118 и 128).

Отправление правосудия имеет приоритетное значение среди других функций. Оно состоит в том, что суды при отправлении правосудия являются единственными в государстве органами, которые по всем вопросам, отнесенным к их подведомственности или подсудности, после соответствующих процедур обжалования принимают окончательное решение.[6] Такое высокое и независимое положение судов, которое теперь, по общему правилу, не является пустой декларацией, дало повод для предложений не относить суды к правоохранительным органам. Сторонники такого подхода упускают из вида, по крайней мере, два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных не означает ни лишения его независимости, ни подчинения другим правоохранительным органам. К примеру, отнесение органов юстиции к правоохранительным органам не должно вести и не ведет к их зависимости от органов внутренних дел и прокуратуры. Во-вторых, исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной прав. Это уже совсем лишено логики и прямо противоречит Конституции РФ. Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, которая в значительно большей мере, чем другие ветви государственной власти, должна и может охранять право. Принадлежность судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на страже права. И данное обстоятельство никто не оспаривает.[7]

В то же время нельзя отрицать, что суды, как органы одной из ветвей власти занимают среди правоохранительных органов особое место. Поэтому вряд ли было верно включать председателей судов в число членов комитетов по усилению борьбы с преступностью, которые были созданы в 1989г., по решению Верховного совета СССР в районах, городах, областях (краях), республиках и СССР в целом. Сомнительно также оставление открытым по существу того же вопроса в ст. 8 Федерального закона РФ “О прокуратуре Российской Федерации” (председатель суда входит в состав координационного совещания при прокуратуре). По нашему мнению, председатель суда (от районного до Верховного) может приглашаться на координационные совещания при прокуроре только в качестве наблюдателя. Решения этого совещания при прокуроре не могут быть обязательны для суда не только по отдельным делам или по отдельным категориям дел, но и по более общим вопросам правовой политики. Для него во всех случаях обязательны только указания закона, который применяется в результате судебного разбирательства.

Каждой функции соответствуют наиболее целесообразные, выработанные опытом и закрепленные в законе средства и процедуры реализации, которые предоставляются - в зависимости от содержания функции - тем или иным правоохранительным органам. Исходя именно из этих положений, была построена правоохранительная система в дореволюционной России; в период тоталитарного режима от нее допускались серьезные, ведущие к произволу отступления. В то время в МВД были сосредоточены: оперативно-розыскная, дознавательная и следственная функции, в значительной степени - судебная (“особое совещание”, “тройки”, “двойки”) и исполнение уголовных наказаний.

В настоящее время уже проведены и разрабатываются меры по разукрупнению ведомств по обеспечению общественного порядка (МВД РФ) и безопасности (бывшее КГБ). Подразделения и службы по обеспечению безопасности уже рассредоточены в ряде ведомств. В настоящее время (по данным Министерства юстиции РФ) в стадии интенсивной разработки находится вопрос о передаче мест заключения и исполнения наказаний из МВД РФ в Минюст РФ.

Следственный аппарат в настоящее время функционирует в рамках четырех ведомств - прокуратуры, органов МВД, ФСБ, ФСНП. При наличии необходимых финансовых, кадровых и других средств обеспечения, видимо, будет предпринята проработка вопроса о сосредоточении следственного аппарата в рамках.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: