Почему право собственности на большую часть земельных ресурсов принадлежит государству

Обновлено: 25.04.2024

1. В федеральной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Утратил силу с 1 июля 2006 года. - Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ.

Комментарии к ст. 17 ЗК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает основной принцип отнесения земель к федеральной собственности. Согласно ст. 3.1 Федерального закона о введении в действие ЗК РФ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (см. комментарий к данной статье).

Существует порядка 20 федеральных законов, которые устанавливают исключительную федеральную собственность на земельные участки. Отнесение земельных участков к федеральной собственности в силу прямого указания закона, как правило, вызвано правовым режимом земельного участка, т.е. соотношением его целевого назначения и вида разрешенного использования.

Примерами отнесения земельных участков к федеральной собственности могут служить, в частности: Закон РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах" (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г.), Закон РФ от 15 апреля 1993 г. "О статусе столицы Российской Федерации", Федеральные законы от 29 декабря 1994 г. "О государственном материальном резерве", от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях", от 27 мая 1996 г. "О государственной охране", от 31 мая 1996 г. "Об обороне", от 6 февраля 1997 г. "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", от 27 февраля 2003 г. "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", ЛК РФ и др.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 11 ст. 154) установлено, что в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения:

а) осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией РФ, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства РФ к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;

б) стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом РФ по представлению Правительства РФ;

в) деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения, для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Согласно Закону РФ от 15 апреля 1993 г. "О статусе столицы Российской Федерации" в федеральной собственности находятся: а) земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся на территории г. Москвы, и помещения, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ; б) земельные участки, которые расположены на территории г. Москвы и право собственности Российской Федерации на которые признано федеральными законами или возникло при разграничении государственной собственности на землю либо которые приобретены Российской Федерацией по предусмотренным гражданским законодательством основаниям.

Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемые в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью (ст. 4 названного Федерального закона).

Федеральным законом от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти (п. 6 ст. 2).

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. "О государственном материальном резерве" в п. 3 ст. 4 определяет, что запасы государственного материального резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный материальный резерв не подлежит приватизации.

Здания, строения, сооружения, оборудование и другое имущество, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны; водные объекты, прилегающие к указанным зданиям, строениям, сооружениям; имущество, созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета и иных средств, а также земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной охраны, в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. "О государственной охране" являются федеральной собственностью.

Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности (Федеральный закон от 31 мая 1996 г. "Об обороне").

В федеральной собственности находятся согласно Федеральному закону от 6 февраля 1997 г. "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" земли для размещения и постоянной деятельности органов управления внутренними войсками, соединений, воинских частей (подразделений), военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск и другие природные ресурсы, предоставленные указанным организациям, и используются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (п. 1 ст. 8 ЛК РФ).

Как уже отмечалось, разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Кодексом и федеральными законами (см. комментарий к п. 2 ст. 16 Кодекса).

Распоряжение земельными участками, отнесенными в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности в соответствии со ст. 3.1 Вводного закона (земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли), осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.

Изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на такие земельные участки.

Российской Федерацией как субъектом гражданского права земельные участки могут приобретаться в собственность по основаниям, предусмотренным ГК РФ (в том числе в результате заключения сделок). Право собственности и другие права на землю регулируются гл. 17 ГК РФ (ст. ст. 260 - 287). Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с юридическими и физическими лицами (об участии Российской Федерации в таких отношениях см. гл. 5 ГК РФ). От имени Российской Федерации органы государственной власти в рамках своей компетенции могут приобретать и осуществлять права и обязанности и выступать в суде. В иных случаях, предусмотренных нормативными актами, от имени Российской Федерации могут выступать по ее поручению государственные и муниципальные органы, юридические лица и граждане.

Имущество, относящееся к федеральной собственности, в том числе и земельные участки, подлежит учету. Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" было утверждено Положение об учете федерального имущества. Положение устанавливает состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества. В соответствии с п. 3 Положения объектом учета является расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом недвижимое имущество, в том числе земельные участки, а также движимое имущество, указанное в названном пункте Положения.

2. Пункт 2 настоящей статьи Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ признан утратившим силу.

Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муни­ципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). Земли и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собствен­ностью (ч. 2 ст. 214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ).

Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ.

Определены следующие уровни государственной собственностина землю.

1. Федеральная собственность (федеральные земли). К ним от­носятся, прежде всего, земли, занятые объектами, отнесенными исклю­чительно к федеральной собственности, а также иные земли, необхо­димые для осуществления задач федерального значения (ст. 17 ЗК РФ).

В состав федеральных земель входят:

· земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасно­сти страны, охраны государственных границ РФ;

· земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, связи, метеорологической службы, добывающей про­мышленности, Топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерально­го значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли закрытых административно-территориальных об­разований, земли лесного и водного фондов федерального значения, зем­ли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;

· земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных при­родных заказников, памятников природы, объектов историко-культур­ного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов;

· земельные участки Российской академии наук, отраслевых ака­демий наук федерального значения, научно-исследовательских учреж­дений, высших учебных заведений федерального значения, федераль­ных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных науч­но-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводческих хозяйств, государ­ственных мелиоративных систем, конкретный перечень которых ут­верждает Правительство РФ;

· иные земельные участки, предусмотренные федеральными зако­нами и договорами о разграничении предметов ведения и полномо­чий между федеральными органами РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ общеприз­нанными принятыми нормами права, международными договорами за Российской Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Земли, находящиеся в государственной собственности, могут пере­даваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяй­ственного производства и иных целей. В государственную собствен­ность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у част­ных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным ЗК РФ и другими законами.

2. Собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пре­делах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных и частных земель (ст. 18 ЗК РФ).

Специфика права государственной собственности на землю заклю­чается в следующем.

- Данный вид права собственности характеризуется высоким уров­нем субъектов собственности.

- Государственные земли используются только в соответствии со своим целевым назначением.

- Основания возникновения права государственной собственности на землю имеют свои особенности.

- Правомочия собственности на землю совпадают у государства с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фон­да, а также с осуществлением контрольных функций за использовани­ем земель иными собственниками.

Обобщая характеристику государственной собственности на землю, можно сделать следующие выводы:

а) чем выше уровень государственной собственности на землю, тем шире диапазон использования земли по целевому назначению;

б) в одной и той же административно-территориальной единице (например, район, город) находятся земельные участки, состоящие в различных формах собственности и имеющие различный правовой режим.

3. Право муниципальной собственности на землю. Муниципаль­ная собственность на землю — это собственность городских, сель­ских и иных населенных пунктов, других муниципальных образова­ний (ст. 19 3K РФ).

К этому виду собственности могут относиться земли, занятые объек­тами муниципальной собственности, а также земли, необходимые для непосредственного осуществления коммунального обслуживания на­селения, находящегося на соответствующей территории района, горо­да, и др.

Указанные земли проходят государственную регистрацию в Госу­дарственном реестре в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 03.10.2002).

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправ­ление осуществляет владение, пользование и распоряжение муници­пальной собственностью, к которой относится все то, что не являет­ся федеральной собственностью субъектов РФ и частной собствен­ностью.

Распоряжениями Правительства РФ из федеральной собственно­сти в муниципальную собственность ряда субъектов РФ передают­ся объекты социально-культурного и коммунально-бытового назна­чения.

В муниципальной собственности находятся земли в пределах чер­ты городов, поселков и сельских поселений, а также земельные участ­ки за их чертой, переданные в ведение органов местного самоуправ­ления. В муниципальную собственность городов и других поселений, а также районов (кроме районов в городах) для обеспечения их раз­вития могут дополнительно передаваться земли, находящиеся в госу­дарственной собственности. В муниципальную собственность могут приобретаться земли органами местного самоуправления у собствен­ников земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земельных участков и на иных законных основаниях.

Основное целевое назначение земель, находящихся в муниципаль­ной собственности, - служить удовлетворению коммунальных потреб­ностей местного населения (обслуживание нужд жилого фонда и коммунального хозяйства, объектов инженерной инфраструктуры, внеш­него благоустройства и т.п.). В силу этого муниципальная земельная собственность имеет более узкое назначение по сравнению с государ­ственной собственностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подведем итоги проделанной работы.

Право собственности имеет многозначное толкование и мо­жет пониматься как институт земельного права; как правоотно­шение; как правомочие собственника и как юридический факт, име­ющий правообразующее, правоизменяющее и правопрекращающее значение.

В понятие «права собственности на землю» можно включить:

· институт российского земельного права, нормы которого со­держатся в Конституции РФ (ст. 8, 9, 36 и др.), ГК РФ, ЗК РФ, в законах и подзаконных актах. Для института права собственности на землю характерно сочета­ние двух признаков: экономического и экологического, которые нахо­дятся в тесном взаимодействии;

· земельное правоотношение, в котором выступают как субъек­ты права собственности, так и иные лица, являющиеся носителями земельных прав и обязанностей;

· субъективные правомочия собственников земли (право на совершение определенных действий и на бездей­ствие, на требование к другим лицам и на защиту, на взыскание убытков);

· юридический факт, порождающий определенные правоотноше­ния как для собственников, так и для иных лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности.

Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.

В настоящее время в России существует 2 формы собственности на землю:

- государственная;

Принцип многообразия форм земельной собственности получил закрепление в акте, имеющем высшую юридическую силу, а именно в Конституции Российской Федерации. Одним из видов данного многообразия является государственная собственность на землю.

Государственная собственность на землю в России практически всегда играла особую роль. В советское время она была единственно возможная. Проводимые в нашей стране реформы потребовали коренного пересмотра сложившихся за многие десятилетия подходов к решению проблем, связанных с собственностью на землю. В результате экономических и политических преобразований государственная собственность утратила свое исключительное положение и получила статус одной из форм собственности. Это повлекло за собой значительные изменения, затрагивающие всю систему правового регулирования земельных отношений в целом, в том числе новые подходы к характеристике государственной собственности на землю.

Участие государства в гражданско-правовых отношениях предполагает, что оно строится на принципе равенства субъектов. Вместе с тем государство наделено суверенными правами, политической властью.

В соответствии с положениями законодательства Российская Федерация и субъекты РФ признаются собственниками земли. Однако значительное число земель находится в неразграниченной государственной собственности, что вызывает необходимость проведения разграничения государственной собственности на землю.

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года в нашей стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Земля, как и другие природные ресурсы также может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Земли, которые не находятся в частной собственности граждан и юридических лиц, либо в муниципальной собственности, являются государственной собственностью. Земли государственной собственности подразделяются на федеральную собственность (федеральные земли) и собственность области(субъекта Федерации).

При отнесении земельных участков к той или иной форме собственности государство руководствуется определенными целями:

1) предотвращение концентрации крупных земельных участков в руках одного лица;

2) соединение собственника земельного участка и сельскохозяйственного производителя в одном лице;

3) обеспечение выполнения экологических требований при хозяйственном использовании земли как уникального дара природы;

4) обеспечение целевого использования земельных участков в зависимости от их качественных характеристик, определяемых в соответствии с земельным кадастром;

5) регулирование рынка земли с целью минимизации негативных социально-экономических последствий.

Большинство земель в РФ находится в основном в государственной собственности. Это связано, надо полагать, с тем, что государство в отличие от частных лиц выступает наиболее эффективным собственником.

В государственной (федеральной) собственности находятся:

- все земли лесного фонда;

- часть земель водного фонда;

- земли особо охраняемых природных территорий федерального значения; часть земель областей, переданных в процессе разграничения государственной собственности на землю.

К собственности областей относятся:

- земли фонда перераспределения;

- земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности областей, а также ранее приватизированные предприятия, находящиеся в собственности областей;

- земельные участки, на которых расположены государственные унитарные предприятия, государственные учреждения, созданные органами власти областей (Экономическая теория. Курс интенсивной подготовки / Под редакцией И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. - М.: ТетраСистемс, 2009. - с. 72).

К муниципальной собственности относятся: все земли на территории муниципальных образований, кроме земель частной собственности и земель, отнесённых к федеральной собственности и к собственности областей.

Перечень земельных участков, которые отнесли к тому или иному уровню территориальной государственной собственности готовился территориальными органами исполнительной власти РФ, департаментами имущества и земельных отношений областных и районных администраций, областными и районными Советами (Законодательными собраниями) депутатов, главами администраций областей и муниципальных образований.

В частной собственности находятся:

- земельные участки граждан, оформленные в установленном порядке, на которых расположены индивидуальные жилые дома;

- земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства;

- садовые участки;

- участки для ведения личного подсобного хозяйства за пределами поселений, выделенные за счёт земельных долей;

- земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения физических лиц в общей долевой собственности;

- земельные участки крестьянских (фермерских) хозяйств;

- земельные участки, приобретённые в собственность под приватизированными предприятиями (Носова С.С., Новичкова В.И. Экономическая теория для бакалавров. - М.: КНОРУС, 2009. - с. 142).

Вопрос 11. Рынок земли России в новых экономических условиях

Россия - страна, богато наделенная самыми разнообразными природными ресурсами. По запасам многих из них России принадлежит первое место в мире. Зарубежные путешественники, ученые и дипломаты издавна восхищались сказочными богатствами российских недр. Главное богатство России - это щедрая природа: бескрайние леса, поля, моря. Это ее регионы, каждый из которых играет свою незаменимую роль в жизни страны, давая ей кто нефть и газ, кто машины и научные открытия. Земля, ее недра, леса, животный мир и другие ресурсы составляют основу жизни и деятельности людей.

В настоящее время практически во всем мире с каждым годом наблюдается постепенное глобальное ухудшение состояния окружающей природной среды. Особенно ярко это проявляется в нашей стране так как, и уровень технического развития оставляет желать лучшего, и степень защищённости предприятий никуда не годится. Это происходит под воздействием различных факторов, в основном это обусловленная жизненной необходимостью, всевозрастающая активная деятельность человека по приспосабливанию окружающей среды для себя и своих нужд. И все это приводит к необходимости принятия мер по сохранению как самих земель, так и их ценных качеств.

Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества. Как мы выяснили ранее, рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей:

1. Земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения.

2. В зависимости от тех или иных природно-климатических условий, а также местонахождения участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли. Но она может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы называется экономическим. Повышение экономического плодородия почвы практически возможно на любых участках. Однако оно имеет определенные границы, связанные с известным законом убывающего плодородия почвы, когда при сложившейся технологии обработки земли каждая последующая единица затрат обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу.

3. Вследствие фиксированности площади земельных угодий природой, предложение земли характеризуется в общественном масштабе совершенной неэластичностью, хотя для конкретного пользователя землей дело обстоит иначе: предложение земли обладает определенной эластичностью, поскольку пользователь имеет возможность увеличить имеющуюся у него земельную площадь за счет конкурентов. Ограниченность предложения земельных ресурсов усиливается закрепленностью земли в частную собственность. В условиях рынка земельные собственники весьма неохотно идут на продажу своих земельных участков, отдавая предпочтение сдаче земли в виде аренды они получают право получения стабильного дохода, именно поэтому каждый определенный момент продается лишь незначительная часть земельного фонда, в этом заключается принципиальная особенность рынка земли.

Земельный рынок формирует условия стимулирующие эффективное использование земли и вынуждает отдельных субъектов отказаться от части земли или от всего участка если он не функционирует эффективно.

Однако рынок земли далек от совершенства и не является гарантом стабильности. Восполнение недостатков рынка - важнейшая задача государства. Государство обязано в первую очередь создать условия защиты прав собственности на землю, соблюдения субъектами своих договорных обязательств, целенаправленного и разумного использования земельного фонда страны, при этом политика государства должна базироваться на сочетании интересов всех хозяйствующих субъектов аграрного сектора. Любая государственная система управления должна базироваться на земельном кадастре - это официально составленный, систематизированный свод сведений, касающийся земельного фонда страны. Очевидно, что вне наличия у государства банка данных о земле невозможно разрешение проблем аграрного сектора.

Под рынком земли следует понимать не только куплю-продажу земли, но и предоставление ее в аренду, а также весь рынок сельскохозяйственной продукции, на котором реализуются в той или иной форме отношения собственности на землю.

На рынке земли объектом купли продажи является не сама земля, а право принадлежности земельного участка кому-либо или право пользования им, или то и другое вместе. В России юридически право частной собственности на землю признано еще с декабря 1990 года, когда была принята Конституция РСФСР, однако в ней был определен 10-летний мораторий на куплю-продажу земли. Принятые вслед за этим Конституция РФ, Указы Президента РФ порождали ситуацию довольно противоречивую: с одной стороны, право частной собственности и возможность рыночного оборота земель юридически не возбранялись, с другой - во многих регионах вводился запрет на сделки с земельными участками, являвшимися средством и условием производства. Принятие Земельного Кодекса снимает некоторые противоречия, разрешая куплю-продажу 2% земельного фонда страны, которые включают земли городов и населенных пунктов, предприятий промышленности, транспорта, связи, радиовещания и т.п., однако эффективного механизма его реализации пока нет. Тем не менее, многими аналитиками констатируется существование рыночного оборота земель в России.

Особенности становления рынка земли:

1. Образование первичного рынка земли в современной России связано с тем, что государство постепенно уступает право пользования землей и право собственности на землю субъектам хозяйственной деятельности (Давыденко Л.Н., Давыденко Е.Л., Соболенко И.А. Экономическая теория. Практикум. - М.: Высшая школа, 2008. - с. 102). На первых этапах этим правом наделяли в административном порядке, такая земля используется для нужд государства и безвозмездно распределяется между производственными и административными единицами. На современном этапе государство стремится воплотить в жизнь свое право собственности на землю и прибегает к платным формам его уступки.

2. Отождествление сущности рыночного оборота земли с ее свободной куплей-продажей, трактовка частной собственности на землю как права полного безграничного распоряжения землей сформировали негативное отношение многих законодателей к рынку земли, что не могло способствовать его эффективному становлению, развитию, а, тем более - совершенствованию.

3. Борьба в законодательных органах власти между сторонниками крайних позиций в отношении частной собственности на землю и ее купли-продажи не позволила разработать механизм контроля и регулирования не только рынка земли, но и ее использования как на общегосударственном, так и муниципальном уровнях, в целях предотвращения различных злоупотреблений и негативных процессов, связанных с земельными отношениями: спекуляции земельными участками, их монопольной концентрации, а также дробления при передаче по наследству и др.

4. Правовой вакуум создает беспрецедентные условия для вмешательства чиновников в процессы распределения и перераспределения земли, исходя из их личных, корыстных интересов, далеких от интересов как хозяйствующих субъектов, так и государства, что, в свою очередь, способствует росту трансакционных издержек.

5. Введение моратория на куплю-продажу земли в период, когда происходило распределение земельных участков бывших колхозов и совхозов между работниками этих предприятий, породило никем не контролируемый процесс стихийного перераспределения этих земель. А так как на рынке земли объектом торговли может быть право пользования земельным участком, многие владельцы долей переуступали это право за символическую плату и часто субъектам, не имевшим отношения к данному хозяйству или даже району. Результат этого процесса - появление теневого рынка земли (Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория. Конспект лекций. - М.: Юрайт, 2009. - с. 85).

Скрытые формы рынка земли или теневые рынки земли - порождение переходного периода от плановой экономической системы социалистического типа к рыночной экономике, - явление, характерное не только для российской экономики. С ней сталкиваются многие постсоциалистические страны. Основные формы теневых сделок реализуются следующими способами:

1. Путем продажи недвижимости (зданий, сооружений и др.), которая сопровождается передачей сопутствующей земли. По форме - это сделка по поводу недвижимости, а на самом деле в стоимость помещения включена стоимость земли. Например, департамент по управлению муниципальным имуществом получает право пользования землей безвозмездно путем административного выделения, а затем продает помещение торговой организации. Причем в стоимость помещения включается и стоимость земли, хотя при оформлении документов она не учитывается;

2. Сдача в аренду помещений вместе с землей. В ходе таких сделок аренда земли реализуется в скрытой форме.

Перед Россией в настоящее время стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.

1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Комментарии к ст. 16 ЗК РФ

1. В качестве объекта права государственной собственности комментируемой статьей называются не земельные участки, а земли. В данном случае признание нахождения земель в государственной собственности не требует для этого формирования земельных участков.

Нормы комментируемой статьи могут быть соотнесены с положениями ГК РФ о праве государственной собственности. Так, еще до принятия ЗК РФ ст. 214 ГК РФ было определено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Той же статьей ГК РФ установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Данное положение созвучно нормам ст. ст. 17, 18 ЗК РФ, согласно которым государственная собственность на землю выступает в форме федеральной собственности и собственности субъектов РФ. В то же время в Российской Федерации действует ряд положений, определяющих правовой режим земель, находящихся в государственной собственности, без закрепления их за Российской Федерацией или субъектами РФ. Земельным законодательством закреплены нормы не только о порядке разграничения такой государственной собственности на федеральную и субъектов РФ, но и об управлении и распоряжении землями (ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ, Федеральный закон о введении в действие ЗК РФ и комментарий к ним).

Субъекты, органы государственной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, определяются в соответствии со ст. 29 ЗК РФ, нормами Федерального закона о введении действие ЗК РФ, а также законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, подзаконными нормативными правовыми актами, устанавливающими конкретные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по управлению и распоряжению землями.

2. Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальных образований. В настоящее время разграничение государственной собственности на землю осуществляется на основании ст. ст. 17 - 19 ЗК РФ, а также статьями Федерального закона о введении в действие ЗК РФ (см. комментарий к нему).

Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" была установлена новая система отношений по регулированию отношений разграничения государственной собственности на землю, которая пришла на смену Федеральному закону "О разграничении государственной собственности на землю" (признан утратившим силу с 1 июля 2006 г.).

Новая формулировка п. 2 ст. 16 Кодекса объемна по содержанию и позволяет трактовать ее расширительно: разграничение государственной собственности на землю осуществляется с 1 июля 2006 г. в соответствии с Кодексом и любым федеральным законом, касающимся сферы земельных и связанных с ними гражданско-правовых отношений, возникающих в связи:

с возникновением права собственности у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю;

с определением оснований внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у названных субъектов возникает право собственности;

с установлением порядка разграничения государственной собственности на землю, а также порядка разрешения споров в данной сфере.

Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Федерации возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По этому поводу в связи с многочисленными вопросами, возникающими в судебной практике, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дал разъяснения, которые целесообразно учитывать в практической деятельности. Согласно ст. ст. 6 и 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вместе с тем согласно п. 10 ст. 3 Вводного закона до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.

При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Таким образом. Конституция РФ, предусматривая указанные формы собственности, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности, и том числе и в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю и другие природные ресурсы.

Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому права на их использование охраняются и гарантируются всей правовой системой нашего государства.

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Подобный подход представляется оправданным по основаниям, о которых говорилось в начале данной главы.

Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ разграничение права государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, т.е. основные правомочия собственника, федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы. При анализе правовых норм по данному вопросу важно учитывать также положения федеративных договоров, которые сохраняют свое действие наряду с Конституцией РФ

Государственной собственностью являются все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ). Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» признано целесообразным в соответствии с действующим законодательством осуществлять разграничение государственной собственности на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения.

К федеральным природным ресурсам относят:

-земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;

-земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

-земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

- месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное значение;

- водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и транспортные водные объекты;

- иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Муниципальная собственность на природные объекты

Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: