Почему организация использует взвешенное голосование делая права государств неравными

Обновлено: 24.04.2024

Взвешенное голосование может существовать в политическом или законодательном органе, в котором каждый представитель имеет переменное право голоса (взвешенный голос), определяемое количеством руководителей, сделавших этого человека своим доверенным лицом , или населением или электоратом, которого они обслуживают.

Напротив, взвешенное предпочтение / предпочтительное голосование обычно формирует качественный вердикт избирателей. В рамках этой формы рейтингового голосования несколько продвинутых методов пропорционального голосования требуют, чтобы каждый избиратель оценил пригодность к должности столько кандидатов, сколько он пожелает. Например, заслуги каждого кандидата должны быть оценены как «Отлично», «Очень хорошо», «Хорошо», «Приемлемо», «Плохо» или «Отклонено» (и там, где учитываются все эти оценки, присваиваются значения от 5 до 0). В соответствии с этим каждый член может быть выбран и / или может осуществлять голосование с разным весом. Таким образом, каждый голосующий гражданин представлен пропорционально. Ни один голос гражданина не считается « потраченным зря ».

Третье определение - голосование с взвешенной предвзятостью. Это существует в избирательной системе, в которой не все голоса по своей сути различаются по силе в зависимости от избирателя. Некоторым избирателям, возможно, основанным на опыте, придают больший вес, чем другим. Это прямо аналогично некоторым привилегированным акциям . Правила листинга , риск иска по производным финансовым инструментам и действий по искажению фактов могут налагать ограничение на любые расширенные права голоса, прилагаемые или подлежащие привязке к привилегированным акциям. Точно так же существование нереформированных малых муниципальных корпораций , назначающих франшизу в Палату общин , было одной из несправедливостей, частично решенных Законом о реформе 1832 года (широко известным как Закон о Первой великой реформе) в Соединенном Королевстве. Находясь в финансовом кармане спонсора, их упрекали как карманные районы .

Первое определение, определение взвешенного голосования делегата, избирателя или представителя, широко используется на высших уровнях управления и принятия решений. Этот тип избирательной системы используется на собраниях акционеров многих компаний . Как и третий вариант, в компаниях, который называется опросом, голоса взвешиваются по долям, которыми владеет каждый акционер. Такое голосование может потребоваться, если только соответствующий кворум не будет единодушно поднят руки; однако оба принципа определены нормами корпоративного права и могут быть нарушены правилами компании, если это соответствует закону страны регистрации (в идеале - юрисдикции по спорам акционеров). Другими примерами первой формы взвешенного голосования являются Коллегия выборщиков США и Европейский совет , где количество голосов каждого государства-члена пропорционально населению штата или избирательному возрасту избирателей.

СОДЕРЖАНИЕ

Исторические примеры

Древний Рим

В римские собрания , предусмотренные взвешенного голосования после того, как племенной принадлежности человека и социальный класс (т.е. богатство). Вместо того, чтобы подсчитывать один голос на каждого гражданина, собрания созывались блоками (племенами или столетиями), при этом множественность избирателей в каждом блоке решала голос блока как единого субъекта (какого кандидата поддержать, одобрить или отклонить закон, например). Мужчины определенных племен и с более высоким социальным статусом собирались в более мелкие блоки, таким образом придавая своему индивидуальному голосованию эффект голосов многих бедных граждан. В плебейском соборе , где могли участвовать только плебеи, эти эффекты были несколько ослаблены, что сделало решение придать его решениям (так называемым плебисцитам ) всю силу закона спорным ( Lex Hortensia в 287 г. до н.э.).

Центральная Европа

Французские колонии

После 1946 года и Браззавильской конференции 1944 года французские колониальные власти создали систему двойного коллежа, в которой местное население будет разделено на две избирательные коллегии, обе возвращающие одинаковое количество делегатов, первая из которых будет состоять из французских граждан и évolués, а во-вторых, аборигены со статусом коренного населения.

Эта система также использовалась во французском Алжире до 1958 года.

Эта система была отменена в 1958 году Loi Cadre Defferre .

Южная Родезия

В соответствии с Конституцией 1961 года в британской колонии Южная Родезия была предусмотрена особая форма взвешенного голосования, называемая перекрестным голосованием. По сути, избиратели были объединены в два списка избирателей, при этом требования к списку избирателей обычно выполнялись для населения европейского происхождения, но лишь в некоторых случаях для африканцев. Бросок Б предоставил многим африканцам и нескольким европейцам, но не всему взрослому населению. Несмотря на свой ограниченный размер с точки зрения избирателей, списки А сыграли решающую роль при избрании 65 членов парламента, чему способствовало отсутствие поддержки для участия в списках Б и гораздо более низкая явка.

В 1969 году перекрестное голосование было полностью отменено в пользу сегрегационной системы взвешенного голосования де-юре , в которой список A (выбор 50 мест) был зарезервирован для европейцев, цветных и азиатов, отвечающих требованиям к высшему имуществу и образованию, а рейтинг B ( выбор восьми мест) зарезервирован для африканцев, отвечающих более низким требованиям к собственности и образованию. На всеобщих выборах 1970 года около 50 000 избирателей по списку А (в основном все белые) избрали 50 мест в парламенте, немногим более 1000 вождей племен избрали восемь специальных мест, в то время как остальная часть населения должна была довольствоваться оставшимися восемью местами.

Гонконг

Законодательный орган Hong Kong избирает 30 из 90 его членов с помощью так называемых «функциональных» избирательных округов , которые в действительности представляют собой локальные бизнес - интересы в корпоратистской образом.

Математика взвешенного голосования

Система взвешенного голосования характеризуется тремя вещами - игроками, весами и квотой. Избиратели - это игроки ( P 1 , P 2 , . P N ). N обозначает общее количество игроков. Вес игрока ( w ) - это количество голосов, которые он контролирует. Квота ( q ) - это минимальное количество голосов, необходимое для принятия предложения. Для квоты можно выбрать любое целое число, если оно составляет более 50% от общего числа голосов, но не превышает 100% от общего числа голосов. Каждая взвешенная система голосования может быть описана с использованием стандартной формы [ д : ш 1 , ш 2 ,. . ., w N ]. Веса всегда указываются в числовом порядке, начиная с наибольшего.

Понятие власти

При рассмотрении предложений все разумные избирательные системы будут иметь тот же результат, что и правила большинства. Таким образом, математика систем взвешенного голосования рассматривает понятие власти: у кого она есть и сколько у них? Сила игрока определяется как способность этого игрока влиять на решения.

Рассмотрим систему голосования [6: 5, 3, 2]. Обратите внимание, что движение можно передать только при поддержке P 1 . В этой ситуации P 1 имеет право вето. Считается, что игрок имеет право вето, если движение не может быть принято без поддержки этого игрока. Это не означает, что движение гарантированно пройдет при поддержке этого игрока.

Теперь давайте посмотрим на систему взвешенного голосования [10: 11, 6, 3]. С 11 голосами P 1 называют диктатором. Игрок обычно считается диктатором, если его вес равен квоте или превышает ее. Разница между диктатором и игроком с правом вето в том, что движение гарантированно будет принято, если диктатор проголосует за него.

Манекен - это любой игрок, независимо от его веса, не имеющий права голоса при исходе выборов. Игрок, не имеющий права голоса в исходе, - это игрок без силы. Рассмотрим систему взвешенного голосования [8: 4, 4, 2, 1]. В этой системе голосования избиратель с весом 2 кажется, что у него больше власти, чем у избирателя с весом 1, однако в действительности оба избирателя не имеют никакой власти (ни один из них не может повлиять на принятие предложения). Манекены всегда появляются в системах взвешенного голосования, в которых есть диктатор, но также встречаются и в других системах взвешенного голосования (пример выше).

Измерение силы игрока

Вес игрока не всегда является точным отображением силы этого игрока. Иногда у игрока с несколькими голосами может быть мало силы. Например, рассмотрим систему взвешенного голосования [20: 10, 10, 9]. Хотя у P 3 почти столько же голосов, сколько у других игроков, их голоса никогда не повлияют на результат. И наоборот, игрок с небольшим количеством голосов может обладать довольно большой властью. Возьмем, к примеру, систему взвешенного голосования [7: 4, 2, 1]. Ни одно движение не может быть принято без единодушной поддержки всех игроков. Таким образом, P 3 обладает такой же мощностью, как P 1 .

Более точно измерить силу игрока, используя индекс силы Банцафа или индекс силы Шепли-Шубика . Два индекса силы часто дают разные меры силы для каждого игрока, но ни один из них не обязательно является более точным изображением. Таким образом, какой метод лучше всего подходит для измерения мощности, зависит от того, какое предположение лучше всего соответствует ситуации. Мера власти Банцафа основана на идее, что игроки могут свободно приходить и уходить из коалиций, договариваясь о своей лояльности. Мера Шепли-Шубика основана на предположении, что игрок берет на себя обязательство остаться после присоединения к коалиции.

Тимур Овезов

Процедура принятия органами МО: За время существования МО данная процедура претерпела значительные изменения.
Л.Принцип единогласия - долгое время являлся единственным принципом при принятии решений. Он имеет две разновидности: полное единогласие, при котором необходимо голосование всех членов МО и отсутствие какого-либо государства - члена на заседании или его воздержание при голосовании делает невозможным принятие решения. Относительное единогласие - при нем необходимо единогласие присутствующих и участвующих в голосовании членов МО.
P.S. Полное единогласие имело место в Лиге Наций. В современных международных организациях. Где еще применяется принцип единогласия, он действует в виде относительного единогласия.
2).Принпип большинства голосов - сегодня в МО основной принцип при голосовании. Имеет три разновидности: простое большинство (50%+1), квалифицированное большинство (2/3 голосов-т.е. около 66%) и высококвалифицированное большинство - (3/4 голосов, что равно 75 %).
В различных МО в зависимости от характера органа и рассматриваемого им вопроса применяется принцип большинства в том или ином виде.
Данный принцип содержит формулу «присутствующие и участвующие в голосовании члены», которая относится только к членам голосующим «за» или «против». Члены которые воздерживаются от голосования, рассматриваются как не участвующие в голосовании. Этот принцип является главным при голосовании в ООН, а также в МО системы ООН.
P.S. Что касается принципа единогласия великих держав в СБ ООН, то он ничего общего не имеет с принципом полного единогласия всех членов Лиги Наций. Принцип единогласия великих держав в СБ ООН находится в полном соответствии с особой ответственностью этих государств за сохранение международного мира и безопасности.
Принцип взвешенного единогласия вошел в практику МО финансового характера (МБРР, МВФ, MAP- Международная Ассоциация развития, МФК- Международная Финансовая Корпорация). Этот принцип является отходом от принципа суверенного равенства государств - членов, т.к. число голосов, которым располагает каждый член МО, не равно и определяется долевым участием (финансовым вкладом в МО). Однако, с другой стороны, нельзя его рассматривать как нарушение суверенитета, поскольку он принят государствами на основе соглашения между ними.
Консенсус - обеспечивает баланс интересов государств. В практике ООН консенсус определяется как «общее соглашение без голосования, но не обязательно единогласие». (К-ция 1982 года по морскому праву).
Принятие в пакете - несколько вопросов, по которым голосование могло бы проводиться в каждом случае отдельно, объединяются в один «пакет», и по нему проводится голосование. Все это позволяет сэкономить время, а также обеспечивает принятие решения необходимым большинством голосов.

Решения международных организаций принимаются ее органами. Решение международной организации можно определить как волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава данной организации. Процесс формирования решений зависит от многих факторов: положений учредительного акта, правил процедуры, состава органа, расстановки политических сил внутри него.

Процесс формирования решения начинается с проявления инициативы. Она может исходить от государства, от группы государств, от органов или должностных лиц международной организации. Как правило, инициатор предлагает изучение определенной проблемы. Но в ряде случаев он может внести на обсуждение и проект будущего решения. Свои проекты решений могут вносить и другие государства, а также группы государств.

В международных организациях широко применяется практика привлечения к проектам соавторов. При этом следует иметь в виду, что, если соавторами выступает слишком много стран, возникают трудности с согласованием каждого положения внесенного проекта. Здесь в каждом конкретном случае требуется взвешенный подход.

Следующий этап формирования решения - внесение проблемы в повестку дня органа, принимающего решение. В Генеральной Ассамблее ООН предварительная повестка дня составляется за 60 дней до открытия очередной сессии, дополнительные пункты вносятся за 30 дней, новые срочные пункты - менее чем за 30 или во время очередной сессии. Генеральный комитет, руководящий работой сессии, рассматривает предварительную повестку дня вместе с дополнительными пунктами и по каждому пункту дает рекомендацию о включении в повестку дня, либо отклонении, либо переносе на последующие сессии. Затем Генеральная Ассамблея принимает повестку дня. В специализированных учреждениях ООН обычно исполнительные органы подготавливают повестку дня пленарных органов.

После внесения вопроса в повестку дня он либо обсуждается непосредственно в самом органе, либо передается на рассмотрение специально создаваемых комиссий или комитетов. После этого вопрос снова представляется на рассмотрение полномочного органа. Например, по правилу 65 Правил процедуры Генеральной Ассамблеи ООН она, если только не решит иначе, не принимает окончательного решения ни по одному вопросу, стоящему на повестке дня, до тех пор, пока не получит по нему доклад соответствующего комитета.

В большинстве международных организаций решения, прежде чем они выносятся на обсуждение пленарного органа, передаются на рассмотрение вспомогательных органов, где по существу и вырабатывается проект решения, выявляются его сторонники и противники. Поэтому работе вспомогательных органов уделяется большое внимание.

Важное место в процессе формирования решений международных организаций занимает этап обсуждения. Будь то в глазных или во вспомогательных органах, это обсуждение имеет непосредственное политическое значение и конкретный юридический результат: будет ли поставлен на голосование проект решения или резолюции.

Решающим этапом принятия решения является голосование. В подавляющем большинстве органов международных организаций каждая делегация имеет один голос. Лишь в органах со взвешенной системой принятия решений голоса государств разнятся в зависимости от принятых в организации критериев. Например, в финансовых организациях системы ООН каждое государство имеет количество голосов, пропорциональное его взносу.

В правилах процедуры каждого органа устанавливается кворум, необходимый для принятия решений и составляющий чаще всего простое большинство членов органа.

Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным большинством. В XIX веке решения в международных организациях в большинстве случаев принимались на основе принципа абсолютного единогласия. Однако практика показала неудобство такого метода принятия решений, так как даже одно государство могло сорвать всю работу органа. Поэтому постепенно международные организации перешли к относительному единогласию, простому и квалифицированному большинству.

Принцип относительного единогласия требует положительного голосования членов органа без учета отсутствующих или воздерживающихся от голосования членов. Такова была, например, практика голосования в Совете и Ассамблее Лиги Наций.

Простое и квалифицированное большинство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное большинство требует учета всего количества членов органа, относительное большинство - только присутствующих и голосующих "за" или "против".

В некоторых случаях решения в органах международной организации могут приниматься без голосования, путем аккламации или без возражений. Такие методы принятия решений применяются чаще всего в отношении процедурных вопросов.

В практике деятельности международных организаций все большее распространение находит процедура принятия решений на основе консенсуса. Для консенсуса характерен путь согласования позиций государств - членов органа на основе учета мнений и интересов всех и при общем согласии. Согласованный текст решения объявляется председателем органа без проведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решения в целом.

Совет Европейского Союза, как и Европейский парламент, работает в сессионном порядке. Однако, поскольку членами Совета выступают министры правительств государств-членов, его сессии не могут продолжаться длительное время. В течение года проходят в среднем 100 сессий Совета в разных формациях; каждая сессия длится, как правило, один день (реже два дня). Количество сессий Совета и даты их проведения определяются заранее, в программе государства-председателя, рассчитанной на срок его полномочий (шесть месяцев).

Наряду с официальными сессиями, где принимаются нормативные акты и другие решения, в практике Совета получили широкое распространение неформальные заседания (также в разных формациях), на которые министры съезжаются для обсуждения текущих проблем развития Европейского Союза.
Кворум на заседаниях Совета составляет большинство от его списочного состава (т.е. 15 из 27), причем один член Совета может делегировать свое право голоса другому члену (такая возможность используется очень редко).

В качестве основных способов принятия решений Советом выступают единогласие и квалифицированное большинство; какой именно способ подлежит использованию в конкретном случае, определяют уполномочивающие статьи учредительных договоров.

Единогласие в Совете предполагает, что проект решения получил поддержку со стороны всех его членов. Голосование, тем не менее, не проводится: документ считается одобренным, если никто из присутствующих на заседании министров не выступил против. Таким образом, на практике в Совете вместо единогласия используется консенсус (принятие решений без голосования при отсутствии прямо заявленных возражений).

В связи с тем, что единогласие дает возможность государствам-членам через собственных министров накладывать вето на проекты, данный способ принятия решений постепенно заменяется другим, более гибким и эффективным - квалифицированным большинством.

В соответствии с проектом Конституции именно этим способом Совет по общему правилу будет утверждать европейские законы и рамочные законы, а также иные правовые акты. Единогласие сохранится лишь как исключение, в наиболее "чувствительных" для государств сферах жизни.

Особенность квалифицированного большинства в Совете заключается в том, что оно учитывает дуалистическую (двойственную) природу организации Европейский Союз: объединение государств и союз народов. Соответственно для принятия решения в данном случае необходимо выполнить два основных условия:

- проект должны поддержать абсолютное большинство членов Совета (т.е. 15 из 27), а по некоторым вопросам - 2/3 (т.е. 15 из 27);

- "за" должно быть подано не менее 255 из 375 так называемых взвешенных голосов. "Взвешивание" голосов представителей разных стран производится в соответствии с численностью их населения, причем соответствующие квоты (как и для числа избираемых депутатов Европарламента) жестко зафиксированы в Договоре о ЕС (ст. 205). Так, министры из Германии, Великобритании, Франции и Италии имеют каждый по 29 "взвешенных голосов"; испанский и польский министры - по 27; нидерландский - 13 и т.д. Наименьшее число "взвешенных голосов" у представителя Мальты (3);

Зафиксированные в Договоре о ЕС квоты государств-членов не являются строго пропорциональными (т.е. неточно отражают соотношение их по численности населения). По этой причине Ниццкий договор 2001 г. наделил каждого члена Совета правом требовать проверки того, что "государства-члены, образующие это квалифицированное большинство, представляют не менее 62 % всего населения Союза. Если окажется, что данное условие не выполнено, то соответствующее решение не принимается" (новый параграф 4 ст. 205 Договора о ЕС).

Лиссабонский договор 2007 г. предусматривает отмену "взвешенного голосования" (вместе с дополнительным условием о перепроверке 62%). Он устанавливает новое определение квалифицированного большинства на основе метода "двойного большинства" (большинство представленных в Совете государств-членов + большинство населения Европейского Союза в целом).

Согласно ст. 16 Договора о Европейском Союзе в редакции Лиссабонского договора квалифицированное большинство в Совете определено следующим образом: "не менее 55% членов Совета, включая как минимум пятнадцать из них, представляющих государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения Союза". По некоторым вопросам предусмотрено также суперквалифицированное большинство: "не менее 72% членов Совета, представляющих государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения Союза" (ст. 238 Договора о функционировании Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора).

В то же время, по настоянию ряда государств-членов, прежде всего Польши, введение в действие нового определения квалифицированного большинства отложено Лиссабонским договором до 1 ноября 2014 г. До наступления этой даты в Совете продолжит использоваться метод "взвешенного голосования", как он существует в настоящее время (переход к методу "двойного большинства" будет осуществляться постепенно и должен окончательно завершиться к 1 апреля 2017 г.).

Кроме единогласия (консенсуса) и квалифицированного большинства Совету известен и такой способ принятия решений, как простое большинство (большинство от списочного состава). Он используется, в основном, для принятия процедурных решений.

С учетом непостоянного характера работы Совета в функционировании данного института огромную роль играют вспомогательные органы (комитеты). Важнейший среди них - Комитет постоянных представителей, обозначаемый также аббревиатурой Coreper. В его состав входят главы официальных представительств государств-членов при Европейском Союзе (в ранге послов) либо их заместители. Coreper в предварительном порядке рассматривает проекты, вносимые на утверждение Совета, и старается достигнуть консенсуса между представителями государств-членов. Если это удалось, то Совет, как правило, автоматически (без обсуждения) утверждает текст, согласованный в Coreper.

Аппарат Совета представлен его Генеральным секретариатом (примерно 3000 сотрудников). Руководитель последнего с 1999 г. совмещает две должности: Генеральный секретарь Совета - Высокий представитель Европейского Союза по общей внешней политике и политике безопасности (сокращенно: "Генеральный секретарь - Высокий представитель"). В качестве Высокого представителя это должностное лицо помогает Председателю Совета в осуществлении внешнеполитических функций Европейского Союза.
В целях усиления последовательности и согласованности внешней политики Европейского Союза Лиссабонский договор 2007 г. предусматривает ликвидацию совместной должности Генерального секретаря - Высокого представителя. Пост Генерального секретаря Совета в дальнейшем сохранится лишь в качестве внутренней административной должности (начальника аппарата).

Что касается поста Высокого представителя, то вместо него вводится новое должностное лицо под названием "Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности".
Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности будет курировать все аспекты внешнеполитической деятельности Европейского Союза, действуя в двойном качестве:

- с одной стороны, Верховный представитель наделен правом председательствовать (без права голоса) на заседаниях Совета Европейского Союза при принятии им внешнеполитических решений;

- с другой стороны, Верховный представитель будет являться вице-председателем главного исполнительного института Союза - Европейской комиссии.

Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что в обобщенном виде отражено в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».

Данный принцип закреплен также в уставах международных организаций системы ООН, в уставах подавляющего большинства региональных международных организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций. Объективные закономерности международных отношений, их постепенная демократизация привели к расширению содержания принципа суверенного равенства государств. В современном международном праве он с наибольшей полнотой отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 года, Парижской хартии для новой Европы 1990 года и ряде других документов.

Основное социальное назначение принципа суверенного равенства — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

Согласно Декларации 1970 года, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

а) государства юридически равны;

б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970 года, но и уважать права, присущие суверенитету. Последнее означает, что в своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

Указание на связь между принципом суверенного равенства и уважением прав, присущих суверенитету, одновременно конкретизирует и расширяет содержание данного принципа, который лежит в основе международго сотрудничества. Отмеченная связь особенно отчетливо проявляется в области международных экономических отношений, где наиболее остро стоит проблема защиты суверенных прав развивающихся государств. В последние годы на необходимость уважения прав, присущих суверенитету, особенно часто указывают в связи с достижениями научно-технической революции, которые не должны использоваться в ущерб другим государствам. Это касается, например, проблемы непосредственного телевизионного вещания, опасности военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и т. п.

Юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Одним из примеров этого является особое правовое положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Встречаются утверждения, что нормальные международные отношения невозможны без ограничения суверенитета. Между тем суверенитет является неотъемлемым свойством государства ц фактором международных отношений, а не продуктом международного права. Никакое государство, группа государств или международная организация не могут навязывать созданные ими нормы международного права другим государствам. Включение субъекта международного права в любую систему правоотношений может осуществляться только на основе добровольности.

В настоящее время государства все чаще передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. Происходит это по разным причинам, в том числе в связи с возрастанием числа глобальных проблем, расширением сфер международного сотрудничества и соответственно увеличением количества объектов международно-правового регулирования. В ряде международных организаций государства-учредители отошли от формального равенства при голосовании (одна страна — один голос) и приняли метод так называемого взвешенного голосования, когда количество голосов, которым обладает страна, зависит от размера ее взноса в бюджет организации и иных обстоятельств, связанных с оперативно-хозяйственной деятельностью международных организаций. Так, при голосовании в Совете министров Европейского Союза по ряду вопросов государства обладают неодинаковым количеством голосов, причем малые страны — члены ЕС неоднократно и на официальном уровне отмечали, что подобное положение способствует укреплению их государственного суверенитета. Принцип взвешенного голосования принят в ряде международных финансовых организаций системы ООН, в Совете Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) и др.

Есть все основания предполагать, что жизненно важная необходимость сохранения мира, логика интеграционных процессов и другие обстоятельства современных международных отношений приведут к созданию таких юридических конструкций, которые адекватно отражали бы эти реалии. Однако это ни в коей мере не означает умаления принципа суверенного равенства в межгосударственных отношениях. Передавая часть своих полномочий международным организациям добровольно, государства не ограничивают свой суверенитет, а, наоборот, реализуют одно из своих суверенных прав — право на заключение соглашений. Кроме того, государства, как правило, оставляют за собой право контроля за деятельностью международных организаций.

Пока существуют суверенные государства, принцип суверенного равенства будет оставаться важнейшим элементом системы принципов современного международного права. Строгое его соблюдение обеспечивает свободное развитие каждого государства и народа.

Как уже отмечалось, в Декларации о принципах международного права 1970 года подчеркивается, что при истолковании и применении изложенных в ней принципов они являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других. В этой связи особенно важно подчеркнуть тесную связь, существующую между принципом суверенного равенства государств и их обязанностью не вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию. Международное право в принципе не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством должны считаться любые меры государств или международных организаций, представляющие собой попытку воспрепятствовать субъекту международного права решать свои внутренние проблемы самостоятельно.

Понятие внутренней компетенции государства на практике часто вызывает споры. Оно меняется с развитием международных отношений, с ростом взаимозависимости государств. В частности, современная концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого сложного вопроса. В частности, не подлежит сомнению, что понятие «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства» не является чисто территориальным понятием. Это означает, что какие-то события, хотя они и происходят в пределах территории конкретного государства, могут рассматриваться как не относящиеся исключительно к его внутренней компетенции. Например, если Совет Безопасности ООН констатирует, что события, происходящие в пределах территории какого-либо государства, угрожают международному миру и безопасности, то такие события перестают быть внутренним делом данного государства, и действия Объединенных Наций в отношении этих событий не будут вмешательством во внутренние дела государства.

Суверенитет не означает полной независимости государств или тем более их изолированности, поскольку они живут и сосуществуют во взаимосвязанном мире. С другой стороны, увеличение числа вопросов, которые государства на добровольной основе подчиняют международному регулированию, не означает их автоматического изъятия из сферы внутренней компетенции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: