Почему необходимо существование гражданского общества в правовом государстве

Обновлено: 25.04.2024

Я очень много внимания в своих статьях уделила государству (перечень смотрите в конце публикации) и упустила вопрос о гражданском обществе. Поэтому перед ЕГЭ (по просьбе своих постоянных читателей) решила осветить этот вопрос. Изучается он в разделе "Политика". В кодификаторе занимает позицию 4.6. "Гражданское общество и государство".

Что такое гражданское общество?

При составлении определения в задании № 25 не забывайте про видовые отличия гражданского общества (выделены в рамке).

Для его возникновения необходимы определённые предпосылки, которые должны сложиться во всех сферах общественной жизни:

Эти позиции могут пригодиться при написания сочинения (задание № 29). Тем сочинений по этому вопросу очень много. Я для примера выбрала одну:

Так как развитое гражданское общество возможно только при демократическом режиме, эффективно работающей рыночной экономике и в реально существующем правовом государстве.

Какие институты входят в гражданское общество?

Для реализации своих интересов и потребностей люди создают неполитические институты :

Они развиваются вне рамок и без вмешательства государства. Каждый из них связан с определенной сферой человеческих отношений, что позволяет понять структуру и механизм действия гражданского общества.

Время от времени могут появляться новые институты. Они являются ответом на вызовы современности и вновь возникшие потребности общества. Например, в нашей стране в 2005 году бала создана "Общественная палата РФ".

Какова структура гражданского общества?

Так как гражданское общество призвано помочь человеку удовлетворить свои потребности, то каждый его институт можно соотнести с определённой группой этих потребностей и составить структуру гражданского общества.

По мнению профессора Р.Т. Мухаева, из потребностей можно выстроить иерархическую систему:

Первый уровень традиционно занимают базовые потребности, затем социокультурные, а на вершине иерархии располагаются политико-культурные потребности.

Для удовлетворения базовых потребностей человек устраивается на работу или становится предпринимателем, создавая собственный бизнес.

О нашем здоровье заботятся родители, информацию о достижениях культуры мы получаем из СМИ.

Для отстаивания своих политических взглядов и интересов мы можем участвовать в работе политических клубов или стать членами партии. Благодаря партиям гражданское общество "связывается" с государством и доводит до его сведения нужды и чаяния народа.

Какие функции у гражданского общества?

У гражданского общества достаточно широкий спектр обязанностей. Большинство из них направлены на контроль за деятельностью государства и сдерживание его стремлений к господству над обществом.

Совет : все пункты этой статьи (при условии их утвердительной формулировки) могут стать элементами развернутого плана в задании № 28.


В статье раскрываются понятия гражданского общества и правового государства, взаимосвязь и влияние друг друга при построении и развитии социального, демократического общества. Кроме того, в статье рассматриваются и анализируются основные функции гражданского общества. Также раскрываются идеи и цели правового государства, которое строится исходя из стремлений и интересов гражданского общества.

Ключевые слова: правовое государство, гражданское общество, государственная власть, сферы общественной жизни, диалектика взаимоотношений.

The article reveals the concepts of civil society and the rule of law, the relationship and influence of each other in the construction and development of a social, democratic society. In addition, the article considers and analyzes the main functions of civil society. Also, the ideas and goals of the rule of law, which is built on the basis of the aspirations and interests of civil society, are revealed.

Keywords: rule of law, civil society, state power, spheres of public life, dialectics of relationships.

На сегодняшний день абсолютное большинство европейских государств, а также Российская Федерация в качестве политического режима конституционно закрепляют демократию, что неразрывно связано с установлением правового государства, которое в общественном сознание воспринимается как особый тип организации государственной власти, возводимый на фундаменте права. Основная идея правового государства, выдвинутая в XVIII в. немецким философом И. Кантом, устанавливает концепцию постепенно развивающихся демократизма, суверенитета народа, как единственного источника власти, и в целом подчинение государства обществу. Говоря о данном явлении, нельзя не отметить его основной принцип — верховенство права, что в первую очередь означает господство закона. В ст. 15 Конституции РФ закреплено «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» [1].

Сегодня Россия, хоть и провозглашена правовым государством, объективно говоря, все еще находится на пути становления такой политической власти, которая создает наиболее оптимальные условия для полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, осуществления последовательного ограничения государственной власти в целях недопущения ее злоупотреблений. Можно сказать, что наша страна создает свой образ правового государства, определяемый историей, традицией и культурой, что и позволит российскому обществу стать поистине свободным и демократичным [2].

Правовое демократическое государство имеет одной из своих целей обеспечение необходимых условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства [3]. В свою очередь наличие гражданского общества можно рассматривать как одну из основ построения страны, признающей верховенство права.

«Гражданское общество — это система негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе. В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот. В принципе между ними должен быть конструктивный диалог». Иначе говоря, гражданское общество в различных своих проявлениях призвано выражать интересы и потребности индивидов в экономической, культурной и иных сферах.


Данный правовой институт существует как автономная единица, независимая от государственной власти и выступающая относительно нее в качестве направляющей силы, способной поставить под свой контроль государственный аппарат управления, заставив тем самым работать его во благо своих граждан, защищая их права и интересы. Это ли не первоочередная цель правового государства?

Однако нельзя делать ошибку, абсолютно противопоставляя гражданское общество государству. Исходя из того, что одна из важных функций государства — это координация и регулирование общественных отношений, что по преимуществу достигается использованием правового механизма, то необходимо понимать, что государство, по сути, должно контролировать деятельность институтов гражданского общества, дабы не допустить нарушение правопорядка и создание угрозы безопасности. В том числе действия гражданского общества направлены на установление стабильности в обществе, поддержания достойного уровня жизни населения. Немаловажное значение приобретает структурирование общественного мнения и информирование населения о ходе деятельности гражданского общества, которая во многом направлена на повышение правосознания населения, формирование правовой культуры. Работа соответствующих объединений граждан в итоге оказывает непосредственное влияние на содержание и ход проводимых реформ, в первую очередь, в социальной и культурной сферах, так как государственные органы, принимая во внимание конкретную деятельность институтов гражданского общества, составляют полноценное понимание того, что на данный момент необходимо для удовлетворения потребностей граждан, какие проблемы должны стать первоочередными для скорого разрешения [4].


Россия на сегодняшнем этапе развития является правовым и демократическим государством, что подтверждает её главный закон, Конституция РФ: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». [1]

Одним из неотъемлемых признаков такого типа государства является гражданское общество. На данный момент в России актуальность данного института поднята на высочайший уровень, как властями, так и самим населением страны. Хотелось бы отметить, что гражданское общество в нашем государстве существенно отличается от обществ в других демократических странах, так как в его долгом формировании отразились многие стороны менталитета Россиян. Важность данной проблемы, а также направленность России в данном вопросе отражают слова В. В. Путина: «Сегодня всё больше людей стремится участвовать в жизни своей страны, города либо небольшого посёлка, браться за социально значимые проекты, приносить реальную пользу окружающим, помогать нуждающимся, тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Добровольчество, благотворительность, меценатство имеют в России глубокие корни, а чувство гражданского долга, патриотизм, доброта, милосердие всегда являлись нашими базовыми ценностями. Эти традиции нам нужно укреплять. Вижу в этом мощнейший ресурс развития России, консолидации общества, обеспечения социальной и межнациональной гармонии». [6]

В данной статье мы проанализируем состояние гражданского общества в России и предложим некоторые варианты по улучшению его состояния, но для начала хотелось бы определить суть данного понятия и его основные черты, а также дать историческую справку гражданского общества в России.

Под гражданским обществом понимается состояние социальной сферы государства, при котором созданы все возможности для соблюдения и исполнение субъективных прав и обязанностей, развития правосознания и правовой активности граждан, а также в политике. Как ранее отмечалось, у данного явления есть глубокие корни в истории России. Можно сказать, что гражданское общество начало появляться в момент предпосылок создания правового и демократического государства и продолжает развиваться вместе с развитием данного государства, а также помогает этому развитию.

Американский политолог О. Энкарнасьон считает, что гражданское общество охватывает обширный и разнородный мир организаций, созданных частными индивидами для отстаивания своих интересов и ценностей. Этот мир включает в себя свободно созданные низовые организации граждан, такие, например, как ассоциации людей, проживающих по соседству, так же как и иерархически организованные группы типа общенациональных союзов и этнических ассоциаций. [5]

Б. Н. Чичерин трактует понятие гражданского общества, как совокупность частных отношений между людьми, управляемых гражданским или частным правом. [4]

В понимании Гегеля гражданское общество- это частная собственность, религия, мораль, семья, долг, законы, а также реализованные в них юридические отношения между членами общества, ибо без них, без соотношения с другими людьми человек не может достичь всех своих целей. [2]

В научных источниках нет существенных различий в трактовке понятия данного явления, при этом выделяются характерные признаки гражданского общества. К ним относят: экономическую свободу, демократичность и легитимность государственной власти, разделение ветвей власти, политический и идеологический плюрализм, взаимная ответственность государства и граждан и др.

Во время последнего десятилетия СССР главной задачей являлось разделение государства и общества, данная проблема существует и в наше время, являясь уровнем социума, который определяет путь развития России. Это означает нахождение того или иного минимума социальности, который бы не подпадал под тотальное огосударствление. В России существует целое многообразие форм политической и правовой организации граждан, являющееся огромным ресурсом для всестороннего развития России. Гражданское общество невозможно без чувства ответственности населения за решения проблем, как в общественных интересах, так и в государственных. Поэтому государство обязано поддерживать данные объединения и давать им больше самостоятельности в решении важных вопросов государственного значения.

Что же касается развития гражданского общества в России, то на него огромное влияние оказали радикальные реформы последнего десятилетия 20 века и не совсем положительное. В данный период произошло крушение коммунистической системы, а также было выдвинуто направления на переход к правовому государству с рыночной экономикой и гражданским обществом. Но власти пришли к отказу от такого принципа социальной справедливости, что означало к ухудшению уровня жизни большинства населения. Государство попросту отказалось от своих прямых обязанностей перед населением о создании социальных, экономических и иных условий, что привело к криминализации большей части этого общества. Всё это привело к почти полному разрушению гражданского общества.

Ещё в 2004 году В. В. Путин признал ошибки, совершенные тогда. «Переход к демократии и рыночной экономике вначале 90-х был самым активным и решительным образом поддержан гражданами России, которые сделали окончательный и бесповоротный выбор в пользу свободы. Это было огромным и реальным достижением российского народа, одним из самых больших достижений нашей страны в ХХ веке. Но какую цену мы вынуждены были заплатить за это? Деструктивные процессы разложения государственности при развале Советского Союза перекинулись… на саму Российскую Федерацию. Политические спекуляции на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ привели тогда к очень тяжелым последствиям. За чертой бедности оказалась фактически треть населения страны. При этом массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье всех денежных вкладов и всех своих сбережений, не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства». [7]

В настоящее время состояние гражданского общества в России значительно отличается от состояния в последние десятилетия ХХ века. Сейчас в стране уровень развития гражданских движений достигает небывалых величин. Создается все больше гражданских объединений в различных сферах жизни: экономические, культурные, спортивные, объединения по возрастам, политические. Однако проблема современных гражданских движений заключается в их качественном развитии, т. е. огромное количество объединений являются не профессиональными в своей сфере и реально не отстаивающими интересы своих участников.

Данная проблема проявляется в том, что главным направлением объединений является получение финансовой помощи, а также решение вопросов определенной группы людей, а не большинства людей. Мы говорим о том, что сегодня гражданское общество стало более корыстным, а это означает, что для тех самых определенных групп людей оно является незаконным способом заработка. Это подтверждает 160 и 201 статьи УК РФ. Однако вместе и с негативными проявлениями в гражданском обществе появились положительные. Так общества реагируют на сиюминутные проблемы людей, а так же развиваются в различных направлениях.

Что заставляет государство облегчить контроль над деятельностью объединений, а это в свою очередь приводить к развязыванию рук данных обществ и усилению инициативности. Это приводит к эволюции гражданского общества и выходу некоторых объединений из границ неполитичности, что ставит вопрос об отношении этих объединений к гражданскому обществу. Все эти факторы говорят об усилении иерархичности элементов гражданского общества. Вскоре можно будет говорить, хоть и в переносном смысле, о гражданском обществе как о государстве в государстве.

Но вместе с осложнением структуры и усилением самостоятельности общества приходит самодостаточность. По мнению А. Хлопина, «особое соотношение целого и части с характерной для каждой части самодостаточностью, не оставляющей места для общественных интересов, обрывает социальное взаимодействие многих добровольных объединений в российском Третьем секторе». [3] Все это говорит о том, что многие объединения, во-первых, чаще всего не знают о родственных объединениях, а во-вторых, у них просто отсутствует потребность в объединение с ними из-за недостаточного осознания общих интересов, а это уже, как мы говорили, проблема качественного развития.

Еще одна проблема кроется во взаимодействии гражданского общества с органами государственной власти и местного самоуправления. Такие связи сводятся к скрытому характеру и нелегальным способам таким, как взятка. Гражданское общество — это общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых. [8] Это означает, что государству необходимо решить не только проблему инициативности граждан, но и улучшить экономическую составляющую, т. е. систему социальной поддержки граждан.

В России существует так же одно из неразрешимых противоречий, кроющееся в менталитете законотворчества. Оно заключается в предпочтении нашего государства к изданию расплывчатых, двусмысленных и неопределенных норм права, которые порождают коллизии в праве и неразрешимые ситуации в социуме, зависящим от этих норм. Такие акты издаются из-за того, что данное законодательство быстрее приспосабливается к окружающей обстановке и почти не доставляет хлопот государству.

Однако государство нашло способ использования таких расплывчатых норм в своих целях — монополия на официальное толкование данных норм. Существует точка зрения, что власти используют данную способность для всестороннего контроля частной жизни граждан, что уж говорить о гражданских правах и обязанностях людей, они просто нивелируются. А это уже приводит к несвободному гражданскому обществу, а значит к еще одной проблеме гражданского общества в России.

Между гражданским обществом и правовым государством существует взаимозависимость, которая проявляется в гарантиях, даваемых государством, и участии гражданского общества во многих сторонах государственной жизни. Развитие правового государство означает увеличение гарантий и возможностей гражданского общества, а значит его улучшению. Однако такому улучшению препятствуют некоторые факторы такие как:

1) не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом;

2) недостаточное качественное развитие гражданских обществ;

3) увеличиваются корыстные побуждения граждан, что приводит к действиям направленным не на удовлетворения общих интересов, а на получение прибыли незаконным путем с помощью гражданских объединений;

4) ухудшаются взаимосвязи между родственными гражданскими объединениями и усиливается их отдаленность от всего общества, а так же ухудшается результат деятельности данных объединений;

5) проблема коррупции во взаимоотношениях между гражданским обществом и властями;

6) отсутствие твердого экономического фундамента для гражданских обществ;

7) расплывчатость и двусмысленность российского законодательства

8) ставится под сомнение свобода слова и прессы — через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям.

Мы считаем, что общество в современной России пока что нельзя точно назвать гражданским, так как оно является неким объектом манипуляции со стороны государства.

Становлению именно гражданского общества могут содействовать ряд факторов, которые мы предлагаем:

1) реальное признание гражданских, политических и социальных прав всего населения;

2) улучшение качества образования и его доступности, а также перенаправление его с интровертного характера на экстравертный;

3) развитие системы доверия между обществом и государством, но также усиление наказания за преступления в сфере гражданских объединений;

4) деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма;

5) финансовая поддержка политических объединений;

6) создание более точной и упрощенной законодательной базы;

В конце нам хотелось бы подвести итог и обозначить перспективу становления гражданского общества в современной России. У российского общества однозначно существуют трудности, не позволяющие назвать его с точностью на сто процентов гражданским: здесь и излишняя подконтрольность государству, и отсутствие экономической основы для него, и ограниченность частной жизни граждан, и отсутствие необходимого качественного развития, и т. д.-, однако в сравнении с прошлыми периодами истории России общество в ней достигает новых величин, усложняется, увеличивает количество сторон жизни государство, в которых оно участвует. Все это показывает потенциал и перспективу становления гражданского общества в России, однако не без помощи государства и при исправлении названных нами выше проблем. Гражданское общество имеет закономерную возможность на существование в нашей стране, и оно будет существовать.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, Россия, государство, общество, объединение, проблема, государственная власть, демократическое государство, качественное развитие, массовая информация.

Похожие статьи

Развитие гражданского общества в современной России.

гражданское общество, Россия, государство, объединение, общество, проблема, массовая информация, качественное развитие, демократическое государство, государственная власть.

Процессы демократизации и становления гражданского общества

гражданское общество, Россия, государство, объединение, общество, проблема, массовая информация, качественное развитие, демократическое государство, государственная власть.

Понятие социального государства | Статья в журнале.

гражданское общество, Россия, государство, объединение, общество, проблема, массовая информация, качественное развитие, демократическое государство, государственная власть.

Роль местного самоуправления как института гражданского.

гражданское общество, Россия, государство, объединение, общество, проблема, массовая информация, качественное развитие.

Местное самоуправление — это форма народовластия, признак демократического строя, наличия гражданского общества.

Гражданская активность и бюрократия в информационном.

гражданское общество, Россия, государство, объединение, общество, проблема, массовая информация, качественное развитие, демократическое государство, государственная власть.

Перспективы построения государства как гражданско-правового.

гражданское общество, Россия, государство, объединение, общество, проблема, массовая информация, качественное развитие, демократическое государство, государственная власть.

Современные проблемы функционирования некоммерческих.

гражданское общество, Россия, государство, объединение, общество, проблема, массовая информация, качественное развитие, демократическое государство, государственная власть.

Проблемы становления государственной власти в обществе

государственная власть, власть, общество, политическая власть, государство, противный случай, длительное время, демократическое общество, государственное управление, социальная власть.

Проблемы построения правового государства в России

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и гражданина, демократия, правосознание, правовая культура. В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым.

Обоснуйте необходимость существования институтов гражданского общества в правовом, демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях). Какие институты гражданского общества существуют в Российской Федерации? (Назовите любые три. ) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции в жизни общества и государства.

(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции. )

Обоснование. Гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные как индивидуальные, так и групповые интересы и потребности граждан в различных сферах жизни. Согласно Конституции, РФ – демократическое, правовое государство. Однако, чтобы эти основы не оставались только на бумаге, а воплощались в реальности, необходимо, чтобы в РФ существовало развитое гражданское общество и развитые институты гражданского общества именно в политической сфере. . Только развитое гражданское общество, которое, по сути, не нужно и неудобно государственным чиновникам, способно осуществлять общественный контроль над деятельностью государственных органов власти. Институты гражданского общества помогают реализации важнейших принципов правового государства – верховенству закона и ответственности не только личности перед государством, но и государства перед личностью, а такой институт гражданского общества как местное самоуправление является формой народовластия, т. е. институтом демократии. Развитое гражданское общество характеризуется активным политическим участием граждан и их развитой правовой культурой.

- оппозиционные политические партии

- Общественная палата РФ (общественные палаты разных уровней)

Примеры. Институт- функция.

- негосударственные СМИ – медиаконтроль за решениями, которые принимают представители власти, формирование общественного мнения. Местная газета города В. опубликовала серию статей в защиту парковой зоны, которую местные власти вместе с генеральным застройщиком города запланировали очистить от деревьев, чтобы построить там торговый центр. В результате чего большинство жителей проявили активную гражданскую позицию, собрали подписи против строительства, в результате парк был сохранен.

-политические партии – обеспечение возможности гражданам сменить власть на свободных выборах. Партия «Яблоко», являясь оппозиционной, приняла участие в последних выборах в ГД РФ. Партия не преодолела 5% барьер, набрав всего 1, 34%. Но партия не собирается само распускаться, так как по-прежнему пусть и небольшая часть населения поддерживает её программу и у этой части электората должна быть возможность проголосовать за своих депутатов на выборах в парламент. Чтобы победить в будущем, руководство партии должно сделать выводы: уточнить программу, активизировать свою деятельность, работать в молодежной среде, объединяться с другими оппозиционными партиями.

-Общественная палата РФ – возможность гражданам выступать в качестве экспертов, советников, консультантов при разработке того или иного властного решения. На очередном заседании Общественной палаты РФ состоялась экспертиза законопроекта о QR-кодах ко 2 чтению в ГД. В результате обсуждения было предложено увеличить количество мест, куда можно попасть без QR-кода: в поликлиники, к стоматологу и др.

[BR]1. Дано обоснование роли гражданского общества (только развитое гражданское общество, которое, по сути, не нужно и неудобно государственным чиновникам, способно осуществлять общественный контроль над деятельностью государственных органов власти. Институты гражданского общества помогают реализации важнейших принципов правового государства – верховенству закона и ответственности не только личности перед государством, но и государства перед личностью, а такой институт гражданского общества как местное самоуправление является формой народовластия, т. е. институтом демократии).[/BR]

[BR]2. Дан ответ на вопрос: названы три института гражданского общества.[/BR]

[BR]3. Указаны различный функции гражданского общества на конкретных примерах.[/BR]

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сегодня считается, что гражданское общество нужно государству. Для децентрализации власти, для развития местного самоуправления, для контакта общества и власти в целом. Это так. Но не меньше (если не больше) гражданское общество необходимо для развития самого человека. Попробуем показать это.

Все дело в ответственности. Точнее, в способности человека отвечать за что-то. По мере развития человека его ответственность тоже развивается, растет ее радиус.

В младенческом возрасте человек не в состоянии за себя отвечать. Вместо него эту функцию выполняют родители.

Потом он постепенно учится самостоятельно есть, одеваться, выполнять гигиенические процедуры. Ходить в школу, в магазин, убираться в своей комнате.

Через некоторое время его ответственность вырастает настолько, что он становится способным самостоятельно существовать: зарабатывать себе на жизнь и полностью себя обеспечивать.

Еще через некоторое время радиус ответственности вырастает настолько, что в поле её (ответственности) действия попадают другие люди. Человек становится зрелым настолько, что может отвечать не только за себя , но и за других людей. Он становится готовым создать семью.

Но ведь процесс не должен остановиться? Если человек продолжает расти и развиваться, то будет расти и его способность отвечать за других. Радиус ответственности будет расти, и в поле её действия неизбежно попадут другие люди. Это очень естественно: становясь сильнее, мудрее, более зрелым, человек в состоянии отвечать за все большее количество людей.

И вот тут мы сталкиваемся с проблемой: для этого в обществе не предусмотрены формы. До этого момента существует семья, школа, потом человек создает собственную семью - это очевидные социальные институты. А где ему дальше реализовывать свою потребность быть полезным для других?

Мне кажется, именно гражданское общество может послужить формой для такого сознательного и добровольного служения на благо других. Нечто подобное уже известно: в старину такие группы добровольцев назывались " живыми силами ".

Гражданское общество объединит граждан. Граждан не по факту наличия паспорта, а граждан в древнегреческом понимании: тех, кому есть дело до развития общества и кто хочет добровольно ему помогать. Но нужны и очень важны толковые механизмы взаимодействия гражданского общества с властью. Это отдельный и сложный вопрос.

Мне же просто хотелось обратить внимание на то, что гражданское общество - это, по сути, очередная ступенька внутреннего роста для человека. Ступенька, которой сегодня очень не хватает.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: