Почему на судах всегда есть запас пресной питьевой воды

Обновлено: 02.05.2024

Для любого человека пресная вода, ровно как чистый воздух, еда и укромное жилище имеет ключевое значение для выживания. Принято считать, что без воды человек может прожить всего около недели или чуть больше (в зависимости от его физического состояния и окружающей среды).

Отсюда возникает простой вопрос, а как моряки в период Нового времени находясь на кораблях месяцами добывали себе пресную воду? Что происходило, если моряки после шторма, например, заблудились посреди океана или попросту не рассчитали нужное количество запасов пресной воды? Что тогда они делали?

Сейчас мы постараемся подробнее ответить на эти вопросы:

Моряки запасали провизию

Суда эпохи Нового времени, которые выходили в открытый океан в дальние плавания, обычно загружались бочками с провизией, в том числе с пресной водой. Многие экипажи даже имели на борту бондаря для обслуживания этих бочек. Одной из ежедневных задач корабельного стюарда (если таковой имелся на судне) - вести учёт и следить за тем, сколько именно бочек оставалось в начале и конце каждого дня. Это одни из самых распространенных вещей, которые вы чаще всего обнаруживаете в журналах учета Королевского флота и различных китобойных судов того времени.

Кстати, даже у пиратов на борту существовали специальные люди, которые вели учёт и охраняли провизию от наглецов, способных влезть в "общaк" и своровать жизненно необходимые запасы воды или пищи.

Сколько именно питьевой воды было необходимо экипажу? Обычно это напрямую зависело от количества людей на корабле, продолжительности плавания и количества времени между остановками.

Один современный обозреватель подсчитал, что во время « путешествия в Сурат (город на западе Индии), 126 галлонов/476 литра воды - это обычная норма для 1 человека за весь затраченный путь ». От Великобритании до Сурата по морю плыть 10,5 тысяч км, если использовать скорость 5 узлов в качестве средней скорости парусного судна 1700-х годов, то путешествие заняло бы около 240 дней. Если один человек будет пить из одной бочки ( предположим огромной вместимостью 126 галлонов) по 2 литра каждый день, то ему как раз хватит одной такой бочки на 238 дней. Однако, если экипаж корабля состоял из нескольких сотен человек, то вместимости корабля может быть недостаточно на весь такой путь. На фрегате USS Constitution спущенного на воду в 1797 году (старейшем парусном корабле в мире из находящихся на плаву) вместимость для хранения пресной воды составляла всего 140 тыс. литров. Для команды даже из 300 человек вместимость для загрузки одной лишь воды потребовалось бы свыше 142 тысячи литров, а ведь помимо пресной воды, на корабле нужно было хранить и пищу. А даже если бы на корабле хватило место для пресной воды, то здесь же сразу появляется другая проблема - пресная вода быстро портится.

Пресная вода не хранилась долго

Обычно пресная вода хранящаяся в бочках на кораблях, по ряду причин портилась всего за несколько дней (в зависимости от климата), поэтому моряки ещё со времен Древнего Рима пользовались уловкой, когда большую часть пресной воды смешивали с уксусом. Уксус смешанный с водой увеличивал срок хранения пресной воды до 14 дней в зависимости от климата и времени года. Но даже такого времени было очень мало в период длительного плавания.

Чтобы питьевая вода хранилась дольше и сама по себе была чистой и безопасной для питья, моряки также активно использовали aлкoголь в качестве "антисептика", поскольку употребление зapaженной воды могло вызвать серьёзные проблемы со здоровьем, вплоть до дизентерии.

В Британском Королевском флоте известный вице-адмирал Эдвард Вернон «Олд Грог» (командовавший флотом в 1739—1742 годах) начал ежедневно выдавать каждому члену команды по пол-пинты (0.284 литра) рома в виде профилактического средства от цинги и различных недугов связанных с желудком. Из-за того, что после этого многие моряки начинали устраивать пьяныe дебоши, адмирал Вернон нашел блестящий способ решения проблемы и приказал раздавать морякам ром только разбавленным с пресной водой и лимонным соком. Такое нововведение моряки приняли с большим разочарованием и недовольством, так как количество самого напитка было прежним, всего пол-пинты, — а самого poмa в нём содержалось уже вдвое меньше! Этот напиток стал называться «грогом» в честь старой клички адмирала Эдварда Вернона.

Именно к гpoгу в скором времени пристрастятся многие пираты и примут его на вооружение, забивая трюмы именно бочками с гpoгoм, поскольку poм смешанный с чистой питьевой водой дезинфицировал её и увеличивал срок годности на очень долгое время. Также этот метод начали принимать и многие торговые суда, поскольку "дезинфекция" пресной воды алкoголeм была эффективным решением проблемы её хранения.

К 1780-м годам англичане начали добавлять 300 грамм лимонного сока на 2 литра пресной воды, что резко снизило количество микроорганизмов в ней и члены экипажа даже прекратили болеть дизентерией и цингой, такой способ позволил хранить воду около 20-25 дней, что уже было огромным прорывом для тех лет. Мы ещё не говорим о многочисленных попытках французов создать первые примитивные фильтры.

Моряки грамотно планировали свой маршрут

Но даже с учетом возможностей длинного хранения пресной воды, маршрут корабля изначально планировался так, чтобы корабль мог останавливаться несколько раз пути и наполнять бочки с пресной водой для продолжения дальнего плавания. Почти во всех подробных отчетах о морских путешествиях период XVII-XVIII веков упоминаются регулярные остановки военных и торговых судов для добычи и пополнения пресной воды или других продуктов во время плавания из одной точки в другую.

Два основных маршрута путешествий, которые представлены в большей части морской литературы времен золотого века пиратства, — это коммерческие и исследовательские путешествия в Ост-Индию и Вест-Индию. Корабли, направляющиеся в Ост-Индию, «заходили на Канарские острова, острова Зеленого мыса, остров Св. Елены и, обогнув мыс Доброй Надежды, в какое-то место на побережье Мадагаскара или острова расположенные недалеко от Мадагаскара, чтобы пополнять пресную воду.

Самая длинная часть плавания пролегала через Атлантику. В среднем для торгового судна, направлявшегося с Мадейры (региона Португалии) на Барбадос (государство в восточной части Карибского моря) поздней осенью, переход продолжался бы восемь с половиной недель. Именно во время этого плавания наличие достаточного водоснабжения было особенно важной задачей, поскольку в течение этого двухмесячного плавания в близи нигде не было мест, где можно было остановиться для пополнения пресной воды.

Какими интересными способами моряки добывали воду в открытом море?

Потребность в воде во время плавания через Атлантику была настолько велика, что в этот период использовались различные методы, чтобы попытаться добывать пресную воду находясь в море. Более того, смерть от обезвоживания была серьезной проблемой, когда корабли терялись в открытом океане или море после сильного шторма или каких-то серьезных поломок судна.

Моряки в таких ужасных ситуациях старались собирать дождевую воду. Некоторые команды оказавшись в отчаянной ситуации пытались кипятить соленую воду.

Есть также свидетельства о том, что моряки для таких целей (преимущественно пираты) заранее ловили и держали большое количество живых черепах на борту кораблей. У крупных черепах есть специальный водяной пузырь, который при аккуратной paзделке обеспечивал пиратов свежей и чистой питьевой водой, а также свежим мясом.

Но помимо этого существовало и другое, более простое решение.

Например, Гордон Миллер в своей восхитительной книге Voyages: To the New World and Beyond утверждает, что во время плавания в 1773 году капитан Джеймс Кук обнаружил, что айсберги содержат внутри пресную воду при растопке. Поэтому когда море было спокойным, корабли Кука вставали недалеко от айсбергов, его команда подплывала на шлюпках к льдинам, отколачивала множество кусков льда, которые затем растапливались на корабле, тем самым наполняя бочки огромным запасом свежей пресной воды.

Пресную воду получают из морской. Для этого используют разного рода опреснители. Сегодня опишу Вам вакуумный опреснитель.

Пресная вода на судне Машинное отделение, Опреснение воды, Длиннопост

Пресная вода на судне Машинное отделение, Опреснение воды, Длиннопост

Принцип работы. Набор пластин делим на три части: Конденсатор, сепаратор и испаритель. Конденсатор служит для охлаждения пара пресной воды и нагрева забортной воды. Сепаратор для отделения капель с солями от пароводяной смеси. Испаритель для нагрева забортной воды после конденсатора.

Забортная вода поступает на вход забортной воды. Протекает в конденсаторе и забирает теплоту от паров пресной. После идет на эжектор и редукционный клапан. Из-за клапана только часть воды попадает в испаритель, где отбирает теплоту греющей воды, превращается в пар и поднимается вверх по пластине. Пар сепарируется и охлаждается в конденсаторе и откачивается насосом пресной воды в танк.

Эжектор же служит для откачивания рассола, того который отсепарировался в средней части пластин через специальные отверстия. Ну и конечно же для создания вакуума.

Пресная вода на судне Машинное отделение, Опреснение воды, Длиннопост

Также на линии с насосом имеется соленомер. Нужен для непрерывного контроля солености воды. При срабатывании вся вода сбрасывается в танк льяльных вод, до тех пор пока соленость не будет меньше заданного предела ( обычно 15 ppm - parts per million).

Производительность такого испарителя зависит от набора пластин. Для примера скажу, что я работал с таким опреснителем и его реальная производительность была - 25 м3/сутки. Работает он в море, потому что главный в порту остановлен и следовательно греющей воды нет.

Спасибо за внимание. Если будут вопросы отвечу. Кого интересует могу написать про обратный осмос на судне. Фото с мануала.


Сообщество моряков

1.2K постов 4.7K подписчиков

Правила сообщества

“При срабатывании вся вода сбрасывается в танк льяльных вод, до тех пор пока соленость не будет меньше заданного предела ( обычно 15 ppm - parts per million)” - зачем использовать льяльный танк? Тут нет опечатки?

Т.е это дистиллятор который греется от тепла двигателя.

Иллюстрация к комментарию

А самогон в нем можно гнать?

Давайте про осмос тоже) читаю с точки зрения борьбы с накипь, коррозией, микробиологией - работа такая))

Есть 2 вопроса! Извиняюсь за бестактность конечно, но за счет каких факторов вода начинает закипатть при 55?
И второй, как это работает на Атомном двигателе, там ведь воду с охладителя нельзя использовать!

Вопрос — почему такие детям в Африке не ставят?

Скажите пожалуйста, откуда берется соленость 15 ppm, ведь это же дистиллятор? Он должен давать соленость 2-3 ppm, как и все дистилляторы. Видимо, сепаратору не удается уловить все капельки соленой воды, и часть ее попадает в конденсатор.

На мой взгляд, 15 ppm маловато для ежедневного употребления. Не проводится ли у вас реминерализация полученной воды?

Нихуа не понятно, но спасибо что попытались

А какой водой бункеруют суда тогда? Питьевой?

Был у нас опреснитель на корабле. Невкусная вода.

а какой расход энергии? в кВт на литр или куб опресненной воды

Часто очищаются пластины от солей? Как чистить, вручную или химией?

После испарителя и конденсации ещё и осмос требуется?

Вот и я встретил ту, кого надо добиваться⁠ ⁠

Собственно заголовок говорит за себя. Познакомились в тиндере (т9 сначала исправил на тандыр). Художник она. Общались. Что понравилось - писала сама, спрашивала всякую мелочь, интересовалась в общем. Общение перешло в телеграмм. Обменивались фотками, дикпиков с моей стороны не было, с её тоже, что хорошо, я приверженец старой школы. В общем - прошла неделя плотного такого общения. Виртуального. Решили встретиться.

Встречу назначили в центре города. Встретились. Погуляли. Неловкого молчания не было, я сыпал остротами и шутил, она смеялась. Немного раздражал её смех, похожий на скрип пружин старого дивана, но кто не без греха. Потом я перестал обращать на это внимание. Взяли по кофе.

Первый звоночек прозвенел когда она начала говорить про энергию. Про энергетическую совместимость людей. Рассказала что ходила на массаж, но отказала массажисту. Да, отказала в том, что бы он сделал ей массаж. На мой закономерный вопрос о внешности сказала что он был симпатичный и стройный. Просто не тянуло к нему. Не сошлись ауры. А я вот её притягиваю. Есть, мол, контакт у нас. Собственно говоря, меня это радовало - контакта хотелось: дамой она была симпатичной и, не смотря на двоих детей, стройной и с нужными выпуклостями в нужных местах. Классным завершением это вечера стал блюз-концерт на одной из молодёжных площадок.

Так мы общались ещё три дня и решили опять погулять. Я ей привёз клубнику с огорода. Ей вроде как это понравилось. Мы опять говорили друг о друге. Все было классно, вот правда. Идём. И тут она просто замолчала. Спрашиваю: почему у нас монолог, а не диалог. И тут ещё один звонок. Точнее маленький гром. "У меня настроение пропало. Я домой хочу". Вызови, говорит, мне такси, не хочу гулять. Оки. Вызвал. Ладно, думаю, посмотрим.

Вечером, в переписке, на мой вопрос о том, мол, что это было, мне пришёл ответ что я должен был её остановить, уговорить остаться и вообще включить мужика. Ладно, думаю, глянем.

Решили встретиться ещё раз. Она была инициатором - соскучиласьвседела. Приятно конечно было слышать, но такой уставший с работы был, что хотелось только принять душ и завалиться на диван, предварительно полив огород конечно, ибо стояла жара +30. В общем решил приехать. Вызвал такси, ибо автобус уже не ходит. В одну сторону от меня в это время в центр города выходит 500-600р, что для нашего города не сказать что мало. Приехал к её дому. Написал что я на месте, жду только её. Купил ведёрко мороженого, думал прикольно будет его идти и кушать, романтика ж. Ложки естественно тоже купил. Целый набор, блин, ибо поштучно не продавались. Фигня. Жду. Пишу. Вижу что читает, не не отвечает. Чувствую что пахнет гавной, но жду. Начал есть мороженое. А, я звонил ей раза три, она не брала трубку. Прошло минут двадцать, ведёрко ополовинилось. Звонит. И я просто обалдел. Привет, говорит, как дела, я малину кушала, вкусная такая. Я: дамочка, вы ничего не забыли? Я так-то тут. Занята была она! Выбирала малину, она её очень любит. Честно говоря, я такое первый раз видел. Обиделся, спрашивает. Нет, говорю, все ништяк, подумаешь, приехал из своих ебеней в центр, после работы, реально уставший, все нормально. Сарказмом в моем голосе можно было пробить броник сапера, но, видимо, её броня была как у танка. Аааа, ну ладно, говорит, хорошо добраться до дома, пока.

В полном ахтунге от такого я приехал домой. Не писал ей дня два, ибо нахер мне это надо. Тут позвал сосед на плов на огне. Стоим, пьём пиво, смотрим на его детей плещущихся в бассейне, идиллия. И тут пишет она. Приветиккакделачтонепишешьчтоделаешь. Пфф, думаю. Даже привет не буду писать. Отправил фотку плова. Сказала что тоже хочет и было бы крутым мужским поступком привезти ей горячего плова прямо с костра. А я посчитал крутым мужским поступком закинуть её везде в чс и забыть как о страшном деревенском туалете.

Пресная вода является одним из важнейших ресурсов, когда речь заходит о морских плаваниях. Многие современные корабли оборудованы специальными опреснителями, которые позволяют превращать морскую воду в пресную. Но каким образом проблему запаса пресной воды решали в прошлом, учитывая царящую в то время антисанитарию и отсутствие развитых технологий?

Где в прошлом моряки брали пресную воду

В эпоху великих географических открытий плавания могли длиться месяцами, что даже по современным меркам достаточно долго. Естественно, на протяжении всего путешествия экипаж судна нуждался в пресной воде, которая, практически всегда, была в дефиците, а потому ее потребление строго нормировалось.

Большую часть питьевой воды приходилось запасать еще до отплытия в порту, а также регулярно пополнять запасы во время остановок, в том числе и из природных источников, таких как ручьи, реки или дождевая вода.

Ее набирали в деревянные бочки, которые, в свою очередь, играли еще и роль балласта. Как правило, их располагали в трюме, стараясь распределить запасы максимально равномерно. Смещение центра тяжести корабля могло привести к трудностям в управлении, либо накренить судно.

Поскольку запас воды постоянно менялся, расположение бочек корректировалось, что помогало поддерживать правильный баланс.

Однако, даже находясь в закупоренных бочках, вода не могла храниться долго. Она достаточно быстро становилась непригодной для питья и застаивалась. В то время еще не успела появиться микробная теория, а потому решение проблемы было найдено практическим путем.

Воду смешивали с небольшим объемом спиртосодержащих напитков, например, ромом. Сюда же добавляли сок цитрусовых. Казалось, что это позволяет очистить воду, хотя и людям того времени не было понятно почему это происходит. Кроме того, такой напиток позволял предотвратить развитие цинги, которая вызывается дефицитом витамина С. Однако об этом моряки прошлого также не знали, и просто руководствовались практическим опытом.

Также на кораблях можно было обнаружить бочки с элем и вином, которые также выручали моряков во время долгих плаваний.

Использовали ли моряки пресную воду для мытья

В самом начале мы указали, что пресная вода была важнейшим ресурсом на судах прошлого и это действительно так. Дело в том, что она не только была необходима для утоления жажды, но и в буквальном смысле обеспечивала команду корабля питанием.

Мясные запасы провизии в то время в основном состояли из засоленного мяса. Чтобы сделать его хоть немного съедобным, необходимо было вымачивать куски несколько часов в пресной воде, чтобы избавить их от излишков соли.

Что же касается того, использовали ли мореплаватели запасы воды для мытья и стирки, то ответ на этот вопрос, конечно же, отрицательный. Подобная расточительность была непозволительной, так что обычно «мылись» моряки только когда шел дождь. По этой причине запах на судах того времени был соответствующий.

Оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на наш канал! Больше материалов ищите на нашем сайте «На Глубине | On The Deep» . Также вы можете следить за обновлениями в наших группах Вконтакте , Twitter и Facebook .

Без сомнения пресная вода является одним из важнейших ресурсов на нашей планете, поскольку она жизненно необходима большей части живых организмов, в том числе и человеку. Даже такой небольшой срок без воды, как 3-4 дня, может оказаться летальным или же привести к серьезным последствиям для здоровья. Особенно остро проблема нехватки питьевой воды стоит в море – бескрайние просторы водных масс смертельно обманчивы, так как морская вода непригодна для питья.

Именно поэтому еще во времена великих мореплаваний вопросам запаса питьевой воды и предотвращения ее застаивания уделялось особое внимание . С появлением же подлодок проблема нехватки пресной воды оказалась актуальной как никогда ранее. Какое же решение в результате было найдено и почему без наличия на борту чистой воды субмарина времен Второй мировой в буквальном смысле не могла нормально функционировать?

Как на подлодках времен Второй мировой использовали чистую воду

Взглянув на современные атомные подлодки или же субмарины недавнего прошлого, можно отметить, что хоть концепция экономии пространства и остается приоритетной, но она, как правило, не возводится в абсолют. Так, к примеру, на советских подлодках класса «Тайфун» или «Акула» даже имелся собственный бассейн.

Однако во времена Второй мировой подлодки отличались куда более скромными размерами, а потому свободное пространство внутри них было крайне ограниченным.

При этом конструкция подлодки разрабатывалась с учетом целого ряда требований, в том числе необходимости наличия на борту резервуаров с пресной водой.

Чистая вода просто необходима для питья, приготовления пищи, стирки и мытья. Конечно, на некоторых подлодках члены экипажа мылись морской водой, используя специальное мыло, а гигиенические процедуры на других субмаринах и вовсе сводились к минимуму. Однако подобные меры нельзя назвать удовлетворительными.

Что самое интересное, чистая вода использовалась не только в быту подводников. Дело в том, что дистиллированная вода была необходима для функционирования аккумуляторных батарей.

Если коротко, то внутри них находился электролит, состоящий из смеси серной кислоты и чистой дистиллированной воды. По мере функционирования батареи электролит становится более концентрированным, поскольку вода в ходе химических процессов распадается на отдельные элементы.

Именно поэтому в раствор электролита постоянно требовалось добавлять дистиллированную воду, дабы поддерживать необходимую концентрацию. Если же этого не делать, то аккумуляторная батарея достаточно быстро выходила из строя.

Откуда бралась пресная вода на субмаринах времен Второй мировой

Как мы видим, чистая вода на борту подводной лодки времен Второй мировой войны была действительно жизненно важным элементом. Однако как обеспечить ее необходимый объем, находясь посреди океана, вдали от любых источников пресной воды?

Здесь существует два варианта – либо запасать ее впрок, как это успешно делали мореплаватели прошлого, либо производить пресную воду из морской прямо в процессе плавания. Поскольку пространство на подводной лодке достаточно ограниченно, выход был найден в комбинировании этих вариантов.

В среднем подлодка того времени вмещала чуть больше 20 кубов чистой воды, которая, как правило, набиралась еще до отплытия с базы. Из этого объема 4 куба находились в аккумуляторных батареях.

Ежедневно экипаж тратил на свои нужды порядка 1,5 кубов, а для поддержания раствора электролита в батареях в неделю требовалось использовать еще такое же количество воды. В общей сумме, в неделю, на поддержание подлодки в рабочем состоянии уходило около 15 кубических метров воды, так что резервуарного запаса хватало максимум на 10 дней.

Естественно, при использовании одних лишь резервуаров о длительном патрулировании не могло быть и речи. Именно поэтому в дополнение к ним на борту подлодок устанавливались дистилляционные установки.

Благодаря этим устройствам запас пресной воды в резервуарах пополнялся за счет дистилляции морской воды.

Установка оборудовалась своего рода нагнетателем, который обеспечивал пониженное давление в камере с морской водой. По этой причине температура ее кипения была ниже 100 градусов, что крайне положительно влияло на эффективность установки в целом.

Важным этапом после производства дистиллята была проверка его качества. Дело в том, что при выпаривании морской воды, соли и прочие твердые вещества, растворенные в ней, не попадают в пар, однако летучие вещества, например, топливо, могут присутствовать и в конечном продукте, делая его непригодным для использования.

Здесь также нельзя не упомянуть о том, что на борту многих подводных лодок имелись небольшие дополнительные резервуары с водой. Их использовали в экстренных случаях, например, при поломке установки и т.п., однако в нормальных условиях эту воду оставляли в резерве и не тратили.

Оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на наш канал! Больше материалов ищите на нашем сайте «На Глубине | On The Deep» . Также вы можете следить за обновлениями в наших группах Вконтакте , Twitter и Facebook .

В природе практически не встречается вода, не содержащая разных растворённых веществ. Количество растворённого в воде вещества определяет важнейшее свойство воды — солёность. Солёность измеряется в промилле. Если процент (%) — это одна сотая доля числа, то промилле (%о) — это одна тысячная доля числа. Средняя солёность Мирового океана — 35 %о. Это значит, что если 1 л (1 кг) океанической (морской) воды превратится в пар, в осадке останется 35 г солей (твёрдых веществ). Пресной считается вода, солёность которой меньше 1 %о.

Океаническая вода для питья непригодна. Поэтому на морских судах всегда есть запас пресной питьевой воды, а также специальные опреснительные установки.

В водах Океана растворены соединения почти всех химических элементов. Главное место среди них занимают натрий и хлор — более 85 %. Из этих двух элементов состоит поваренная соль — та самая, которую мы ежедневно употребляем в пищу. Она и придаёт океанической воде солёный вкус. А горький привкус добавляют соли магния. Кроме того, в водах Океана обнаружены алюминий, медь, серебро и даже золото, но только в очень малых количествах. Купание в морской воде очень полезно для здоровья.

Откуда берётся соль в Океане? Во-первых, большие количества растворённого вещества приносят в Океан реки. Это одно из звеньев круговорота воды в природе. Хотя в каждом литре речной воды растворено совсем мало солей (менее 1 г), общий объём стекающей в Океан речной воды чрезвычайно велик. Во-вторых, среди горных пород, слагающих дно и берега Океана, немало растворимых (каменная соль, известняк и др.). Подводные вулканы тоже поставляют в океаническую воду многие растворимые вещества.

Везде ли в Океане солёность воды одинакова

В основной толще воды Мирового океана — на глубине от нескольких десятков метров до самого дна — солёность изменяется мало, она близка к средней — около 35 %о. Исключения составляют те области, где на дне происходит извержение вулканов: здесь солёность может возрастать в десять раз. В поверхностных океанических водах солёность изменяется от экватора к полюсам. В экваториальных и умеренных широтах она понижена, в тропических повышена, а в полярных наименьшая. Заметно различаются значения солёности во внутренних морях.

В водах Мирового океана солёность снижается там, где выпадает много атмосферных осадков, мало испарение и куда приносят много пресной воды крупные реки, где активно происходит таяние льдов.

Как меняется температура воды в Океане

Океанские воды, как и всё на Земле, получают тепло в основном от Солнца. Вы знаете, что больше всего тепла Земля получает в жарком поясе — области между тропиками. Температура поверхностных вод в районе экватора круглый год +25. +28 °С. Чем дальше от экватора, тем меньше тепла, тем ниже и температура воды. В полярных областях она составляет от 0 до -1,5 °С (солёная вода замерзает при температуре ниже 0 °С).

Температура поверхностных вод колеблется также в зависимости от сезона года и времени суток.

На глубине температура воды низкая. И в толще Океана она, как и солёность, довольно постоянная — около +2 °С. Только там, где действуют подводные вулканы, температура намного выше.

В полярных широтах большую часть года бывают сильные морозы. На обширных площадях поверхности Океана вода замерзает и образуются морские льды. В полярных широтах льды могут существовать несколько лет и достигать толщины 5—7 м. Поверхностные морские льды не следует путать с айсбергами (рис. 71). Толщина айсбергов от основания до вершины может достигать нескольких сотен метров. Основные источники поступления айсбергов в Океан — обширные ледники Антарктиды и Гренландии.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: