Почему морские и воздушные суда относятся к недвижимости

Обновлено: 24.04.2024

1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Комментарий к ст. 130 ГК РФ

1. Деление вещей на движимые и недвижимые, известное еще римскому праву, основано на естественных свойствах объектов гражданских прав. Как правило, недвижимые вещи постоянно находятся в одном и том же месте, обладают индивидуальными признаками и являются незаменимыми. Напротив, движимые вещи могут свободно перемещаться вместе с теми лицами, которым они принадлежат, могут быть индивидуально-определенными или родовыми и, как правило, являются заменимыми.

Важность данного деления определяется существенными различиями, которые имеются в правовом режиме движимых и недвижимых вещей. Эти различия отражены во многих нормах ГК (см., например, ст. ст. 131, 164, 219, 223, 225, 226, 234, 295, 338, 340, 349 и др.) и иных законов.

Указанное деление в строгом смысле распространяется только на вещи и к другим видам имущества применяться не может. Однако в литературе и на практике его нередко распространяют и на иное имущество, в частности на права требования, что, конечно, является неверным.

2. Пункт 1 ст. 130 выделяет три вида недвижимых вещей. Первую группу составляют вещи, являющиеся недвижимыми по своей природе. К ним закон относит земельные участки и участки недр. До принятия Водного кодекса к ним относились также обособленные водные объекты.

Вторую группу недвижимых вещей образуют все вещи, прочно связанные с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Приведенный в законе перечень объектов такого рода носит сугубо примерный характер. В 2004 г. в целях повышения гарантий инвесторов (дольщиков) и вовлечения данного имущества в гражданский оборот перечень был дополнен объектами незавершенного строительства. Напротив, в 2006 г. в связи с принятием нового ЛК из него были исключены леса и многолетние насаждения; к недвижимому имуществу стали относится лишь лесные участки, т.е. участки земли, границы которых определены в процессе проведения лесоустройства и прошедшие государственный кадастровый учет.

Однако очевидно, что в законе едва ли можно перечислить все виды недвижимых объектов такого рода, тем более что отнесение многих конкретных объектов к недвижимости по признаку прочной связи с землей весьма проблематично. В частности, современные техника и технологии позволяют перемещать здания и сооружения.

Поэтому в данном случае закон следует толковать не буквально, а в соответствии с его смыслом. Он же состоит в том, что недвижимостью закон признает все то, что может использоваться по своему назначению только в неразрывной связи с землей.

К третьей группе недвижимых вещей закон относит объекты, которые признаны недвижимостью не в силу их естественных свойств, а по иным причинам. В частности, недвижимостью считаются подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты (искусственные спутники, космические корабли, орбитальные станции и т.д.). Указанные объекты не только способны к пространственному перемещению безо всякого ущерба их назначению, но и специально предназначены для этого. Признание их недвижимым имуществом обусловлено высокой стоимостью данных объектов и связанной с этим необходимостью повышенной надежности правил их гражданского оборота.

При этом содержащийся в п. 1 ст. 130 перечень недвижимых вещей не является исчерпывающим, поскольку законом ими может быть признано и иное имущество. Так, согласно ст. 132 ГК особым объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс (см. коммент. к данной статье). В соответствии со ст. 1 Закона о государственной регистрации к недвижимости отнесены отдельные жилые и нежилые помещения и т.д.

3. Пункт 2 ст. 130 относит к движимому имуществу все вещи, которые не являются недвижимостью. При этом специально подчеркнуто, что по общему правилу права на движимое имущество не подлежат регистрации, если иное не предусмотрено законом.

Судебная практика по статье 130 ГК РФ

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания права собственности предпринимателя на спорные объекты.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции при повторном рассмотрении дела, сославшись на статьи 130, 167, 168 и пункт 2 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и статью 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) пришел к выводу о недействительности спорной сделки ввиду продажи зданий без продажи принадлежащего продавцу земельного участка, а также неделимости спорного объекта в силу статьи 133 Гражданского кодекса и отсутствия правовых оснований для регистрации права долевой собственности на него за истцом.

Принимая оспариваемые заявителем судебные акты суды руководствовались положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 130, статей 222, 666 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 17 "Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга", пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.07.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и исходили из недоказанности истцом факта возведения ответчиком спорной постройки, либо возведения ее иным лицом по заданию последнего.

Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", подпунктами 2, 3 пункта 1 статьи 39.1, частью 1, пунктом 6 части 2 статьи 39.3, частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 130, пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и правовыми позициями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 17.01.2012 N 4777/08, от 28.05.2013 N 17085/12 и от 24.09.2013 N 1160/1, разъяснениями, данными в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", установив, что сооружение Общества представляет собой заасфальтированный участок, огороженный забором, на котором также расположено здание сторожевой, состоящей из бетонных блоков (фундамент) и кирпичного второго этажа, пришли к выводу, что принадлежащее Обществу сооружение автостоянка площадью застройки 2457,2 кв. м не может быть признано самостоятельным объектом недвижимости, а потому у последнего отсутствует исключительное право на приобретение земельного участка под этим объектом в собственность.

При этом суд указал на отсутствие споров относительно наличия у принадлежащего Диеву О.В. объекта признаков недвижимого имущества по смыслу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и относительно прав на указанный объект.
Правовые выводы окружного суда согласуются со смыслом разъяснений, данных в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Суды, руководствуясь пунктом 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 16, подпунктами 2, 7 пункта 1 статьи 22, статьями 45, 48 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", установили, что отдельный контур многоконтурного земельного участка не отнесен законом к объектам земельных отношений (объектам недвижимости), в связи с чем требования об установлении границ отдельного контура без установления границ всего многоконтурного земельного участка не подлежат удовлетворению.

Не соглашаясь с такими выводами, суд кассационной инстанции, руководствуясь положениями статей 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" подчеркнул, что истцом избран надлежащий способ защиты, восстановление его прав возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим. При этом суд округа указал, что для правильного рассмотрения дела необходимо разрешить вопрос относится ли спорный объект к объектам недвижимости, обладает ли соответствующими признаками.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции при повторном рассмотрении дела, сославшись на статьи 130, 167, 168, пункт 2 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и статью 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), пришел к выводам о недействительности спорной сделки ввиду продажи зданий без продажи принадлежащего продавцу земельного участка, а также о том, что у продавца отсутствует воля на продажу доли в праве собственности на неделимые объекты недвижимости, и следовательно, об отсутствии правовых оснований для регистрации права долевой собственности за истцом.

Признавая указанное решение ответчика незаконным, суд апелляционной инстанции, выводы которого поддержал суд округа, руководствовался пунктом 1 статьи 130, пунктом 1 статьи 218, статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о N 126-ФЗ), пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пунктом 1 статьи 17, пунктом 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ, Положением об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 68 (далее - Положение), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 и исходил из отсутствия у Управления Росреестра законных оснований для отказа в совершении регистрационных действий в отношении упомянутого сооружения.


Статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что к недвижимому имуществу относятся объекты, которые не перемещаются без несоразмерного ущерба. Многих интересует статус морских судов и самолетов - это движимое или недвижимое имущество?

Перечень недвижимости

На 2019 год нормы Гражданского кодекса РФ имеют точный список объектов, относящихся к движимому или недвижимому имуществу. Для того чтобы понять, почему самолет - недвижимое имущество, нужно ознакомиться с полным списком объектов, которые относятся к этой категории, а именно:

  1. Земельные участки, здания и то, что невозможно переместить, не нанося ущерб.
  2. Недостроенные помещения.
  3. Места стоянок.
  4. Воздушные и морские суда, находящиеся на государственном учете.
  5. Космические объекты.

Прочная связь объекта с землей считается главным признаком определения к недвижимому имуществу.

Красивый дом

Все остальное имеет понятие движимости и относится ко второй категории. В нее же попадают деньги и ценные бумаги.

Причины определения категорий

Многие задаются вопросом о том, а зачем иметь точное определение и статус своего имущества? Это необходимо по нескольким причинам, например, из-за уплаты налогов. На каждый вид имущества действует разное налогообложение. За недвижимое имущество компания платит определенную сумму, а за большую часть движимого - нет. Также стоит отметить, что налогом не облагается движимое имущество юридических лиц, которое относится к первой или второй группе амортизации.

Виды имущества

У каждого термина есть свое точное определение. Для того чтобы понять тип имущества, нужно знать основные признаки. Например, недвижимость обязательно должна иметь точное местонахождение и его нельзя изменить без нанесения ущерба. К такой категории относятся:

  1. Строения.
  2. Земельные участки.
  3. Водопровод и канализация.
  4. Недостроенные здания.
  5. Карьеры и разрезы.

Главной отличительной чертой движимого имущества считается возможность передвигаться в пространстве без нанесенного ущерба. К разряду движимости относятся не только неодушевленные предметы, но и домашний скот.

Домашний скот

Каждый человек обязан знать, что к какой категории относится, для того чтобы платить налоги в законном порядке и отстаивать свои права.

Особые исключения

Самолет - это движимое или недвижимое имущество? Этот вид транспортного средства имеет возможность передвигаться и все же имеет статус недвижимости. Все это по причине того, что любое имущество, которое подлежит государственной регистрации, относится к данной категории.

На вопрос, самолет - это движимое или недвижимое имущество, развернутый ответ дает Гражданский кодекс Российской Федерации. Самолет - это воздушное судно, которое перемещается под флагом своей страны и на его борту действуют законы своего государства. Так как оно подлежит государственной регистрации, то и считается недвижимым имуществом страны.

Самолет с флагом

Еще в 1996 году министром труда было подписано постановление о назначении эксперта по оценке и характеристикам имущества. В его обязанности входило проведение оценочной работы по объектам и определение статуса и типа имущества. Именно тогда остро стоял вопрос о воздушных суднах: самолет - это движимое или недвижимое имущество. Основные различия передвижных объектов и воздушных судов в том, что каждое из них имеет разную регистрацию, статус и налогообложение. Все транспортные средства, космические объекты, находящиеся на государственном балансе, считаются недвижимостью или собственностью страны.

Кроме этого, стоит знать такое понятие, как условная недвижимость. Закон действует только на территории определенной страны и не распространяется на другие государства.

1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Комментарии к ст. 130 ГК РФ

1. Деление вещей на недвижимые и движимые основывается на их естественных свойствах. Недвижимые вещи, как правило, не могут быть перемещены, они являются индивидуально-определенными и незаменимыми. Движимые могут свободно перемещаться и быть как индивидуально-определенными, так и родовыми.

2. К недвижимости п. 1 комментируемой статьи, во-первых, относит объекты естественного происхождения - участки земли, участки недр и обособленные водные объекты. Следует отметить, что законы о природных ресурсах несколько по-иному определяют эти объекты применительно к праву собственности. Так, Закон о недрах признает объектом государственной собственности недра в целом как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов, и простирающегося до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, в пределах территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и морской исключительной зоны. Участки же недр в виде горного отвода Законом рассматриваются как объекты, которые могут предоставляться в пользование.

Водный кодекс предусматривает, что объектом государственной собственности являются водные объекты в целом, а под водным объектом понимается и его часть. Обособленные же водные объекты (замкнутые водоемы) могут находиться не только в государственной собственности, но и в муниципальной. В качестве объекта права пользования или вещного права (публичного или частного сервитута) также может выступать только часть водного объекта, т.е. участок водной поверхности.

Во-вторых, к недвижимости отнесено все то, что прочно связано с землей, - здания, сооружения, леса, многолетние насаждения и другие объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Эти объекты признаются недвижимостью до тех пор, пока они связаны с землей. Будучи отделенными от нее, они становятся движимыми вещами.

Недвижимым имуществом признается также предприятие в целом как имущественный комплекс (см. коммент. к ст. 132).

3. ГК закрепляет особенности правового режима недвижимости:

1) право собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (см. коммент. к ст. 131);

2) обязательство, предметом которого является недвижимость, по общему правилу исполняется в месте ее нахождения;

3) право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество или передаваемое по договору возникает с момента государственной регистрации этой недвижимости (см. коммент. к ст. 219) либо перехода права собственности на нее к покупателю (ст. 551);

4) установлен особый порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи (см. коммент. к ст. 225) и более длительные сроки приобретательной давности на недвижимое имущество (см. коммент. к ст. 234); обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество (см. коммент. к ст. 349); распоряжение государственным и муниципальным предприятием принадлежащим им недвижимым имуществом (см. коммент. к ст. 295);

5) действуют специальные правила совершения сделок с недвижимостью, предусматривающие зависимость прав на земельный участок от прав на недвижимость. Так, залог недвижимости (ипотека) допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором она находится, либо его части, необходимой для ее использования, либо права пользования залогодателя этим участком или его частью (см. коммент. к ст. 340).

При продаже или аренде зданий, сооружений и предприятий одновременно с передачей покупателю права собственности на них передаются права на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Если же продается или сдается в аренду лишь земельный участок, владелец недвижимости сохраняет право пользования той его частью, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на предусмотренных договором условиях, а при их отсутствии - право ограниченного пользования (сервитут) (ст. ст. 552, 553 и 652, 653).

Положения ГК о договорах дарения и ренты не содержат аналогичных правил в отношении недвижимости и земельного участка, на котором она находится. Представляется, что к ним по аналогии должны применяться правила купли-продажи недвижимости.

4. К недвижимости ГК относит и некоторые движимые по своим естественным свойствам вещи - воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Недвижимостью являются только те из них, которые подлежат государственной регистрации органами, уполномоченными осуществлять контроль за этими объектами.

Понятие указанных транспортных средств раскрывается в транспортных уставах и кодексах, а космических объектов - в международных конвенциях (договорах, соглашениях). Воздушное судно - это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. Судно, морское или внутреннего водного плавания, - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для плавания по морским или внутренним водным путям. Российское законодательство (Закон РФ от 20 августа 1993 г. "О космической деятельности" // РГ. 6 октября. 1993) не дает определения космического объекта. Международные документы относят к ним объекты, запущенные в космос или доставленные на небесные тела либо сооруженные на них. Некоторые из международных актов в качестве космических объектов рассматривают не только объект в целом, но и его составные части, а также средство его доставки (его часть), указывают виды космических объектов (станции, установки, оборудование, космические корабли).

Порядок регистрации воздушных судов определен ст. 33 ВК. Гражданские суда подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ. Ведение Государственного реестра возлагается на специально уполномоченный орган в области гражданской авиации. Государственные же воздушные суда регистрируются в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны по согласованию со специально уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.

Морские суда регистрируются в порядке, определенном ст. 23 КТМ, а суда внутреннего водного плавания - ст. 26 УВВТ. Регистрации подлежат морские суда, технический надзор за которыми осуществляет Технический регистр, и суда внутреннего водного транспорта, являющиеся самоходными, а также несамоходными, грузоподъемность которых превышает 5 т.

Морские суда вносятся в Государственный судовой регистр в одном из морских или речных портов, а суда внутреннего водного транспорта - в судовые реестры бассейнов рек или судоходных инспекций (суда, постоянно плавающие вблизи морских портов, расположенных на реках, и ниже этих портов подлежат внесению в судовые регистры этих портов). Однако впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК, должен применяться действующий порядок регистрации прав на эти объекты (п. 1 ст. 33 Закона о регистрации недвижимости).

Космические объекты подлежат государственной регистрации, порядок которой должен определяться Правительством РФ. Наряду с этим в данной сфере действует Конвенция 14 января 1975 г. о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство.

5. ГК не исключает возможности распространения режима недвижимости и на иное имущество, помимо указанного в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, но только на основании прямого указания закона.

6. Движимым имуществом являются вещи, включая деньги и ценные бумаги, которые не отнесены ГК и другими законами к недвижимости.

Права на движимые вещи (по общему правилу) не подлежат государственной регистрации. Однако закон может предусмотреть необходимость такой регистрации для отдельных видов движимого имущества. Так, в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. N 17. Ст. 1999).

Российский закон традиционно относит морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты к недвижимости по ст. 130 ГК РФ, хотя они не имеют «классических» признаков недвижимого имущества / Максим Стулов / Ведомости

Минтранс объясняет поправки необходимостью «облегчения оборота гражданских воздушных судов как объектов гражданских прав» в юрисдикции России. С этой целью предлагается в том числе устранить существование «дублирующей регистрации» ВС и отменить обязательную регистрацию прав собственности, аренды, лизинга и т. д. «Ведомости» направили запрос в Минтранс.

Именно авиатранспорт стал одной из наиболее пострадавших отраслей российской экономики из-за санкций США и Евросоюза, последовавших в адрес России после начала специальной военной операции на Украине. К 28 марта европейские лизингодатели должны были расторгнуть договоры аренды самолетов с российскими авиакомпаниями, а те, в свою очередь, вернуть ВС их владельцам. Кроме того, санкциями было запрещено продавать ВС и запчасти к ним российским перевозчикам, а также проводить ремонт и оказывать любые страховые услуги. Большинство иностранных самолетов отечественных эксплуатантов остались в России и были переведены в национальный реестр, но потеряли возможность летать за рубеж без гарантий принимающей борт стороны о неприкосновенности самолета.

Зачем это надо

Юрист юридической фирмы Secretan Troyanov Schaer Николай Бобринский говорит, что речь идет о новых мерах по «национализации» гражданского воздушного флота, которые последовали в качестве ответа на санкции против российской гражданской авиации. Вероятная цель поправок, по словам юриста, – ограничить средства правовой защиты, доступные иностранным собственникам самолетов, которые были включены в национальный реестр ВС. Впрочем, разработка таких поправок, как указывают авторы, шла в рамках законотворческого плана правительства на 2022 г., утвержденного в конце 2021 г.

Российский закон традиционно относит морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты к недвижимости по ст. 130 ГК РФ, хотя они не имеют «классических» признаков недвижимого имущества – прочную связь с землей, невозможность перемещения без несоразмерного ущерба назначению, отмечает партнер коллегии адвокатов Delcredere Анастасия Тараданкина.

В результате такого регулирования на них распространяется особый режим учета прав – внесение их в ЕГРП, объясняет юрист: «Это обеспечивает максимальную защиту прав собственников и стабильность оборота в отношении данных объектов. Отмена указанного режима регистрации может привести к отказу инвесторов от участия в лизинговых схемах в отношении объектов воздушного транспорта, которые обычно используются в этой сфере». Существующая сейчас система регистрации, по ее словам, позволяет оповестить приобретателя о наличии залога, а также снижает риски двойных продаж.

Признание ВС движимым имуществом позволит российским судам признавать свою компетенцию по рассмотрению споров о правах на них независимо от их национальности (страны регистрации), говорит Бобринский. Ранее, по его словам, российские суды отказывались рассматривать иски о правах на самолеты, находящиеся в зарубежном реестре, ссылаясь на то, что это иностранная недвижимость и оснований для компетенции российского суда нет. При принятии поправок Минтранса практика может измениться, считает Бобринский. «А отмена коллизионной нормы об определении применимого права при рассмотрении споров о правах на воздушные суда, по-видимому, позволит российским судам применять законодательство РФ, включая «антисанкционные» нормы о запрете возврата самолетов лизингодателям, независимо от наличия регистрации самолета в иностранном реестре», – резюмирует юрист.

Вместе с законопроектом должны быть изданы подзаконные акты, регламентирующие стандарты технического обслуживания судов, рассуждает собеседник «Ведомостей». «Но западные страны не доверяют российской системе контроля, и лизингодатели отказываются прописывать самолеты в российском реестре. Наша система контроля действительно отличается от принятой там. У США и стран ЕС есть соглашение о взаимопризнании норм летной годности самолетов. Подобного соглашения с Россией у них нет. Его наличие автоматически снимало бы вопрос перевода судов в реестр РФ», – говорит источник.

Возражения совета

В целях минимизации санкций в марте уже были приняты поправки в Воздушный кодекс и другие законы, которые дали полномочия правительству устанавливать особенности госрегистрации полетов гражданских воздушных судов в национальном реестре, а также госрегистрации прав на воздушные суда, напоминают эксперты Совета по кодификации. Это было связано с тем, что иностранные авиационные власти по месту регистрации воздушных судов отказали российским перевозчикам в поддержании летной годности воздушных судов по месту их регистрации. Впрочем, согласно заключению совета, такие проблемы носят чрезвычайный, но временный характер, поэтому достаточно уже принятого в марте закона. Эксперты президентского совета считают, что поддержка такой инициативы в дальнейшем отрицательно повлияет на положение и защищенность субъектов гражданского оборота – как правообладателей воздушных судов, так и их кредиторов.

К примеру, отмечают эксперты, Минтранс обосновывает исключение самолетов из перечня недвижимого имущества тем, что они по своим физическим свойствам не относятся к такому имуществу. «Безусловно, признание летающих объектов недвижимым имуществом может показаться спорным правовым решением, не соответствующим существу этих объектов», – говорится в заключении, но режим владения, пользования и распоряжения самолетами «намного более схож с режимом недвижимого, чем с режимом движимого имущества». Основная характеристика такого правового режима – возникновение прав на имущество только с момента их госрегистрации.

Важным правовым последствием госрегистрации прав на суда является доведение до всеобщего сведения информации об их обременении. К залогу воздушных судов применяются правила о залоге недвижимого имущества – это позволяет защиту интересов залогодержателей или покупателей самолетов перед заключением договоров купли-продажи. Полный отказ от института госрегистрации прав на воздушные суда в совете называют «решительным разворотом гражданско-правового режима воздушных судов». Для этого, как следует из заключения, не представлены достаточные обоснования и инструменты, в том числе для защиты интересов лиц, которые совершают сделки с воздушными судами.

В связи с этим Совет при президенте по кодификации рекомендовал не поддерживать инициативы Минтранса. Заключение совета имеют рекомендательный, но не обязывающий характер. Они направляются президенту, правительству и в парламент.

Председатель совета и глава думского комитета по госстроительству Павел Крашенинников не ответил на звонки «Ведомостей». Председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев сказал, что не комментирует законопроекты, которые не внесены в Госдуму.

§ 6. Морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания и космические объекты как разновидность недвижимости

Особым видом недвижимого имущества являются морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Иногда применительно к ним используется такое понятие как условная недвижимость*(203) или, как ее еще называют, недвижимость в силу закона. Следует отметить, что понятие недвижимости в силу закона характерно и для законодательства других стран. Так, согласно § 658 Гражданского кодекса штата Калифорния допускается возможность отнесения имущества к недвижимому в силу закона.

Необходимость отнесения к недвижимому имуществу морских, воздушных судов, судов внутреннего плавания, космических объектов анализировалась как современными*(204), так и дореволюционными юристами. Так, А.С. Звоницким было отмечено следующее: "Также в особом положении при закладе находятся речные и морские суда. Тогда как строения, будучи по существу имуществами недвижимыми, при известных условиях причисляются юридически к движимым, суда, наоборот, являются по существу движимыми имуществами, но обладают некоторыми юридическими свойствами недвижимых"*(205).

Как отмечал А.В. Черных, необходим более гибкий подход к определению понятия недвижимости по закону, что во многом предопределено постоянным расширением нетрадиционных приемов предпринимательской практики и потребностями оборота. Так, самолет, используемый для пассажирских перевозок, является объектом недвижимости. Тот же самолет, приобретенный физическим лицом для личного пользования, превращается в движимую вещь, а если собственник перестанет использовать его как личное транспортное средство и откроет в нем кафе или музей, то движимая вещь снова превращается в недвижимому, даже при отсутствии прочной связи с землей*(206). С этим мнением вряд ли можно согласиться. Независимо от того, используется ли самолет для предпринимательской деятельности или личных целей он не перестает быть транспортным средством и следовательно недвижимостью в силу закона. Другое дело, когда самолет используется как кафе. В этом случае самолет становится сооружением и вопрос о том, является ли он недвижимостью, будет решаться в зависимости от того, насколько прочно он связан с землей.

Понятие и виды упомянутых транспортных средств, рассматриваемых в качестве недвижимости, раскрываются в соответствующих транспортных уставах и кодексах. В транспортных уставах и кодексах также указывается, на какие транспортные средства регистрируются права, и устанавливается порядок их регистрации.

Одним из видов недвижимости в силу закона, как было отмечено выше, являются морские суда. Кодекс торгового мореплавания (КТМ) Российской Федерации определяет морское судно как "самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое для перевозки и иных целей" (ст. 6). Интересно отметить, что в свое время Г.Ф. Шершеневич определил морское торговое судно как особое сооружение, способное держаться и передвигаться по воде и предназначенное служить средством осуществления морского промысла*(207).

Согласно статье 12 КТМ суда могут находиться в собственности:

граждан и юридических лиц;

Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

При этом суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации. Таким образом, любой субъект гражданского права может быть собственником морского суда.

Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам Российской Федерации и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, устанавливать ипотеку судна и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ст. 13 КТМ РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 14 КТМ собственник судна вправе также передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника (за исключением судов, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, которые не могут быть переданы в доверительное управление). При этом сама по себе передача судна в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Такая передача судна подлежит обязательной регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.

Различают следующие типы морских судов: пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксируемые, спортивные и прогулочные суда, суда рыбопромыслового флота. В литературе высказывается мнение о необходимости выделить в качестве особой разновидности судов научно-исследовательские суда, которые могут вести либо прикладные научные исследования (например, для рыболовства), либо фундаментальные (исследование фауны океана)*(208). С этим мнением можно согласиться.

Каждое морское судно обладает определенной национальностью, которая состоит в исключительной юрисдикции государства, флаг которого несет судно в открытом море. Таким образом, под национальностью судна понимается его принадлежность к определенному государству, которая удостоверяется регистрацией судна. При этом судну выдаются соответствующие документы, которые дают ему право плавать под этим флагом. Соответственно судно должно подчиняться законам того государства флаг, которого указан.

Несколько по-иному определяется судно внутреннего водного транспорта. Так, согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряд, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Суда внутреннего водного транспорта могут находиться в любой собственности. При этом право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет. Передача судна в доверительное управление подлежит обязательной государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Доверительным управляющим может быть компетентный в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

Определение воздушного судна дано в ст. 32 Воздушного кодекса РФ. Согласно указанной статье воздушное судно - это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Как следует из ст. 7 Воздушного кодекса РФ, имущество гражданской и экспериментальной авиации - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства - в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения - только в федеральной собственности, за исключением имущества авиации органов внутренних дел, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации. В собственности граждан Российской Федерации могут находиться гражданские воздушные суда. Из смысла указанной статьи вытекает, что иностранные физические и юридические лица не могут иметь в собственности гражданские воздушные суда.

Российское законодательство не дает определения космического объекта*(209). Понятие космических объектов дается в международных конвенциях, относящих к ним любые объекты, запущенные или предназначенные для запуска в космос, доставленные на небесные тела либо сооруженные на них*(210). Можно встретить и такое определение космического объекта как "искусственного небесного тела, средств его доставки, других его частей, запущенных или сооруженных в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях"*(211). Недостатком последнего определения является то, что запуск или сооружение указанных объектов согласно данному определению может осуществляться только в мирных целях, тогда как в реальности много спутников запускается в военных целях.

Следует отметить, что сам термин "космический объект" страдает юридической неопределенностью. В частности к космическим объектам могут быть отнесены любые небесные тела как естественного, так и искусственного происхождения. Кроме того, космический объект может включать как объект с помощью которого производится запуск с земли (ракета-носитель), так и объекты, вращающиеся вокруг Земли.

Очевидно, что использование космических объектов естественного происхождения вопрос не такого далекого будущего. В связи с этим вопрос о возникновении права собственности на части таких объектов и соответственно о регистрации этого права приобретает особую актуальность в связи с тем, что в настоящее время идет активная торговля участками поверхности Луны и других планет.

Согласно п. D ст. 1 Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам, понятие космического объекта включает его составные части, средства доставки космического объекта, части этого средства доставки. Попытки дать определение отдельных видов космических объектов делались и в научной литературе. Так, Э.Г. Василевская дала следующее определение космического корабля: "Космическим кораблем называется всякий корабль с экипажем или без него, способный двигаться по орбите или маневрировать в космическом пространстве, а также всякий корабль или сооружение, способное действовать как космическая станция"*(212).

В то же время в соответствии со ст. YIII Договора о космосе 1967 г. космический объект и его экипаж (включая международный) при их нахождении в космосе концентрируются и подчиняются власти государства, которое зарегистрировало данный космический объект. Государство сохраняет свои суверенные права в отношении своих космических объектов и их экипажей во время их пребывания в космическом пространстве и их небесных телах. При этом договор о космосе устанавливает также, что права собственности на космические объекты остаются незатронутыми как во время нахождения а космическом пространстве, так и после их возвращения на Землю. Иными словами, космические объекты и их составные части во время пребывания в космосе и после их возвращения на Землю принадлежит тем же государствам, юридическим или физическим лицам, которым они принадлежали до полета*(213).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: