Почему миронова просит у императрицы милости а не правосудия

Обновлено: 23.04.2024

В четырнадцатой главе пушкинской повести «Капитанская дочка», носящей название «Суд», продемонстрирована случайная встреча Маши Мироновой с императрицей. Этот эпизод помогает в раскрытии образа героини.

На протяжении всего повествования подчеркивается робость и смирение Маши Мироновой. Мать героини называет ее трусихой. Петр Гринев дает своей возлюбленной следующие характеристики: «была одарена скромностию и осторожностию». Но уже то, что Маша Миронова отправилась в Петербург, подчеркивает силу ее характера. Она не испугалась незнакомой обстановки и поверила в собственные силы, думая о способах спасения своего возлюбленного. В главе «Суд» Маша Миронова представлена как смелая и храбрая девушка, которая готова защитить своего возлюбленного и добиться справедливости.

Маша Миронова отправилась в Петербург не только из искреннего любовного чувства к Петру Гриневу, которого хотели сослать на каторгу, но и из чувства вины. Героиня чувствовала свою причастность к аресту Петра Гринева, поскольку при ее спасении из плена Швабрина ему помогал самозванец Емельян Пугачев, сподвижников которого казнили или приговаривали к каторге. Маша Миронова прекрасно знала, что Петр Гринев не переходил на сторону восставших, не предавал Родину. Она чувствовала ответственность за его дальнейшую судьбу. И именно стремление добиться справедливости, рассказав всю правду, движет героиней, так как если бы Маша Миронова была уверена в предательстве своего возлюбленного, то, скорее всего, она бы не пыталась найти способы оправдать его в глазах императрицы.

Маша Миронова не ищет способы встретиться с императрицей с глазу на глаз, это получается совершенно случайно. Героиня готова рассказать всю правду, не опуская тот факт, что Емельян Пугачев помогал в ее освобождении из плена Швабрина, из-за чего и кажется, будто Петр Гринев – сподвижник самозванца. Героиня, говоря о своем возлюбленном, утверждает: «И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня».

А.С. Пушкин неслучайно подчеркивает поведение Маши Мироновой при разговоре с императрицей: она «вскрикнула» «Ах, неправда!», когда незнакомка сказала, что Петр Гринев – «безнравственный и вредный негодяй», она «с жаром» начала рассказывать о том, что Петр Гринев – не предатель. Автор демонстрирует, что в трудной жизненной ситуации, когда от ее действий зависит собственная судьба и жизнь других людей, Маша Миронова способна опустить робость и быть настойчивой.

Эпизод встречи с императрицей также подчеркивает свойственную Маше Мироновой способность благодарить человека. Еще не зная, что незнакомая женщина и есть императрица, Маша Миронова говорит о том, что приехала в Петербург не для того, чтобы нажаловаться на кого-то или на что-то. Еще не зная, что она беседует с самой Екатериной II, Маша Миронова признается: «Я приехала просить милости, а не правосудия». Когда же героиня слышит об освобождении Гринева, она плачет и падает к ногам императрицы.

"я приехала просить милости, а не правосудия",-так ответила Маша Миронова на вопрос императрицы о цели ее приезда в Петербург. Как вы понимаете смысл этой реплики, вложенной в уста героини романа "Капитанская дочка"А. С. Пушкиным?

Диалог Маши и Екатерины II внутренне сложен, он совмещает в себе разные функции и потому обладает огромной идейной содержательностью. Оба участника заранее подготовлены Пушкиным к диалогу, их поведение - запрограммировано. Маша - просительница, скромная, робкая девушка, решившаяся во имя любви обратиться за милостью к императрице. Императрица выписана согласно официальной версии - портрету Боровиковского - добрая, милая женщина, пожилая дама, ласково взирающая на людей. Тем самым создана преддиалогическая ситуация - просительница беседует с милой и отзывчивой дамой. Диалог потому построек на коротких репликах - дама спрашивает, Маша отвечает.

Одна просит, другая проявляет участие. Диалог характеризует каждого участника в заранее заданном ключе « - Вы верно не здешние? - сказала она,

- Точно так-с: я вчера только приехала из провинции
- Вы приехали с вашими родными?
- Никак нет-с. Я приехала одна.
- Одна! Но вы так еще молоды.
- У меня нет ни отца, ни матери.
- Вы здесь конечно по каким-нибудь делам?
- Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.
- Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?
- Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия».
Диалог характеризует каждый заданный образ, оказывается иллюстрацией к известному. Дама, узнав, что просительница - сирота, дочь капитана Миронова, казненного Пугачевым, «казалось, была тронута». Она предлагает свою помощь и читает прошение Маши. Пушкин создает еще одну чрезвычайную ситуацию, поручая Гриневу запротоколировать (со слов Маши Мироновой) все происходящее: «Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо ее переменилось, - и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми ее движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному». Изменение лица дамы сказывается на течении диалога, который вдруг обретает остро драматический характер, становится конфликтным.

Пушкину очень важно подчеркнуть мысль, что, даже надев маску частного человека, Екатерина не оказывалась способной смирить в себе императрицу. « - Вы просите за Гринева? - сказала дама с холодным видом. - Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу. Примером поразительной глухоты к пушкинскому тексту, пушкинскому слову является парадоксальная статья С. Лурье «Ирония и судьба» (Заметки о «Капитанской дочке» Л. С. Пушкина). В ней «повесть» объявляется «произведением таинственным». «Невозможно узнать вполне намерения автора, понять его взгляд на происходящее, услышать его голос». Пушкин «доверил повествование Гриневу», но «доверенность эта неполная» - «он дергает за нитки, управляя персонажами». В

Отповедь дамы полностью подтверждает принципиально несправедливое правосудие императрицы. Утверждение приговора Екатериной II и безапелляционно оскорбительное объявление «дамой» (частным человеком) Гринева «вредным негодяем» находятся в одном ряду. Пушкин сознательно уравнивает действия императрицы и «человека».

Диалог Марьи Ивановны с Екатериной II достигает - после этой отповеди «дамы» - кульминации: капитанская дочка неожиданно для себя - возражает «даме», уличает ее во лжи:

«- Ах, неправда! - вскрикнула Марья Ивановна.
- Как неправда! - возразила дама, вся вспыхнув.
- Неправда, ей-богу, неправда! Я знаю всё, я всё вам расскажу».
Диалог, превратившись в спор, обрел новое качество, сделался способным являть спорящих такими, какие они по сути своей есть. Диалог уже не иллюстрирует известное, но открывает новые и истинные лица Маши Мироновой и Екатерины II. Капитанская дочка из робкой просительницы превращается в отважную защитницу справедливости. Она смело отстаивает свою веру, свою правду, обнаруживая в себе неизвестную ей дотоле силу характера.

На ее личности мы видим как бы отсвет тех великих событий, которые разрушили ее смиренность и покорность.

С Екатерины II слетает официальная маска милой дамы - перед читателем является характер властной императрицы, не терпящей чьего-либо свободного мнения, не допускающей возражений. Вспышка гнева («- Как неправда! - возразила дама, вся вспыхнув») раскрыла истинный характер самодержицы российской.

Ход дальнейших событий оправдан всем течением сюжета. Ложность мнения Екатерины II точно известна читателю романа - ведь действительно Гринев не «приставал к самозванцу», не изменял присяге, оставался верным долгу на всем протяжении восстания.

Ирина Голай Мудрец (15886) Знающий истину читатель не случайно упомянут в этой сцене - он призван быть свидетелем, перед которым императрица оказалась принужденной держать ответ. Что ей оставалось делать? Настаивать на несправедливом своем приговоре? Но в создавшихся условиях это выглядело бы проявлением безрассудного деспотизма. Подобное изображение Екатерины противоречило бы правде истории, И Пушкин не мог пойти на это. Ему же важно было другое: показать сначала несправедливость осуждения Гринева и демагогического по существу помилования его Екатериной II, а потом - вынужденное исправление ею своей ошибки.


Задания Д2 C2 № 217

1.1.2. Какие средства привлекает А. С. Пушкин для характеристики героев в данном фрагменте текста?

1.2.2. Почему стихотворение о судьбе крестьянина называется «Несжатая полоса»?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание.

— Вы, верно, не здешние? — сказала она.

— Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.

— Вы приехали с вашими родными?

— Никак нет-с. Я приехала одна.

— Одна! Но вы так еще молоды.

— У меня нет ни отца, ни матери.

— Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам?

— Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.

— Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?

— Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия.

— Позвольте спросить, кто вы таковы?

— Я дочь капитана Миронова.

— Капитана Миронова! того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?

Дама, казалось, была тронута. «Извините меня, — сказала она голосом еще более ласковым, — если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чем состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь».

Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила. Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя.

Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо ее переменилось, — и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми ее движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному.

— Вы просите за Гринева? — сказала дама с холодным видом. — Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.

— Ах, неправда! — вскрикнула Марья Ивановна.

— Как неправда! — возразила дама, вся вспыхнув.

— Неправда, ей-богу неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. — Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна.

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет.

Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?

Или не дружно цвели-колосились?

Нет! Мы не хуже других — и давно

В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял,

Чтобы нас ветер осенний развеял. »

Ветер несет им печальный ответ:

— Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет.

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли, как плети,

Очи потускли, и голос пропал,

Что заунывную песню певал,

Как, на соху налегая рукою,

Пахарь задумчиво шел полосою.

Н. А. Некрасов


Задания Д1 C1 № 216

1.1.1. Какую роль в развитии судьбы Гринева играет данный эпизод?

1.2.1. В чем проявилась связь некрасовского стихотворения с русским фольклором?

1.1.1. Судьба Гринева, осужденного — и, с точки зрения формальной законности дворянского государства, справедливо, — в руках Екатерины II. Как глава дворянского государства Екатерина II должна осуществить правосудие и, следовательно, осудить Гринева. Замечателен разговор ее с Машей Мироновой: «Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?» — Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия». Противопоставление милости и правосудия, невозможное ни для просветителей XVIII в., ни для декабристов, глубоко знаменательно для Пушкина. В основе авторской позиции лежит стремление к политике, которая возводит человечность в государственный принцип, не заменяющий человеческие отношения политическими, а превращающий политику в человечность..Екатерина II помиловала Гринева, подобно тому как Пугачев Машу и того же Гринева.

1.2.1. В образах стихотворения «Несжатая полоса» нетрудно заметить связь с традициями устного народного творчества. В стихотворении поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой труженика, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай. Даже приметы осеннего пейзажа — «поля опустели» даны через восприятие пахаря. Беда также осмысливается с крестьянской точки зрения: жалко неубранного урожая, «несжатой полосы». Земля-кормилица также по-крестьянски одушевляется: «Кажется, шепчут колосья друг другу…» Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?».

1.1.2. Образ Екатерины II, справедливой, милосердной, благодарной, написан Пушкиным с нескрываемой симпатией, овеян романтическим ореолом. Это не портрет реального человека, а некий обобщенный образ. Создается этот образ с помощью художественных деталей «Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую». Используемые эпитеты: «приятный женский голос», «легкая улыбка» и др. — подчеркивают положительные черты императрицы.

1.2.2. Несжатая полоса — предвестник смерти в стихотворении. Образ «несжатой полосы» имеет и иной, метафорический смысл: Некрасов писал данное стихотворение, будучи тяжело больным человеком, отправляясь на лечение за границу. «Несжатая полоса» — это и крестьянская нива, и «нива» поэтического труда, тяга к которому у больного поэта сильнее смерти, подобно любви крестьянина к своей земле.

систематизировать изученный материал по образу Маши Мироновой, раскрыть смысл названия романа “Капитанская дочка»; содействовать воспитанию чувства патриотизма и гражданского долга на примере героев романа, раскрытие нравственной чистоты и душевного богатства, способоствовать формированию культуры учащихся с глубоким и вдумчивым отношением к прочитанному произведению;

развивать коммуникативные способности учащихся, умение осмысливать нравственно-этический выбор героев романа, анализировать, обобщать, оценивать

Результаты обучения для учащихся

реализовать в ходе учебного процесса коммуникативные навыки и умения;

систематизировать имеющиеся знания по теме урока;

активизировать свою речемыслительную деятельность;

участвовать в диалоге;

уметь формулировать полученную информацию на этапе рефлексии.

уметь оценивать себя и одноклассников

Основные идеи, отработанные по теме урока

Маша Миронова - нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).

Чем будет заниматься учитель

Чем будут заниматься ученики

2. Деление на группы

Предлагаю: 1) членам обеих групп возможность перехода в противоположную с целью возможно лучше реализовать свой потенциал в комфортных условиях;

2) назначить в группах так называемых «хранителей времени», которые определяет время выполнения заданий с целью рационального его использования

В мировой (в частности, русской) литературе женские образы представлены довольно широко. Давайте вспомним хотя бы программные произведения по литературе, где бы были представлены эти образы. В дальнейшем, изучая русскую литературу, мы убедимся, что практически все писатели обращались в своём творчестве к женским образам. Но у Пушкина отношение к русским женщинам особое. Ему удалось раскрыть лучшие национальные черты характера русской женщины.

- А сейчас отгадайте, кто этот человек: «Трусиха… До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется» (Маша)

- Загадочным ли вам кажется ее характер? (Нет. Вначале верим Швабрину, который представил капитанскую дочку «Совершенною дурочкою». Но Пушкин позволяет за внешней скромностью увидеть характер удивительный.)

- Кто первым найдет, как Маша отвечает на слова Гринёва: «Я готов на всё, кинемся в ноги к твоим родителям, они нас благословят, мы обвенчаемся»? («Нет, Петр Андреич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия».)

- Кто точнее назовет черту характера Маши, которая проявилась в этой ситуации? (чувство долга, самоотверженность.)

- Но вот она в заточении у Швабрина. Что отвечает она освободившему ее Пугачеву на слова: «Скажи, голубушка, за что твой муж тебя наказывает? В чем ты перед ним провинилась?» («Он мне не муж. Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят».)

- Какие черты характера здесь проявляются? (Твердость, решительность)

- Интересует ли характер Маши Пушкина? (Да).

- Почему? (Она прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешней простотой героини – любящей, стойкой в минуты опасности, живущей по правильным, благородным законам. Эти законы делают значительной жизнь скромной капитанской дочки Маши Мироновой, помогают окружающим ее людям, спасают их.)

- Судьба приготовила Маше новый удар, и она решает начать борьбу за спасение своего жениха. Права ли Маша, считая себя виновницей ареста героя?

Учащиеся: Маша понимает, что ради спасения ее чести, достоинства Гринев на суде не произнесет ее имени никогда. Она принимает решение ехать в Петербург и самостоятельно обдумывает план действий, требующий и энергии, и смелости. В Маше есть способность располагать к себе самых различных людей и по характеру и по положению.

Задание А: Заполнить предложенную таблицу.

Задание В: определить какие качества по отношению к Маше раскрываются в Гриневе, Пугачеве, Швабрине, Екатерине 2

Задание С: составить кластер.

Анализ эпизода встречи Маши и императрицы.

Почему Мария просит именно «милости», а не «правосудия»?

Потому, что по закону Гринев был виновен: вошел в сотрудничество с бунтовщиком: странным образом был взят в плен и отпущен. Тем более Гринев не стал называть подлинных причин своих поступков, чтобы сохранить доброе имя Маши Мироновой. Поэтому Гринев осужден вполне справедливо, и спасти его может только милость

Почему Екатерина Вторая поизносит фразу: «Я в долгу перед дочерью капитана Миронова»? Капитан Миронов не изменил своей присяге императрице. Из-за этого Маша осталась сиротой, и государыня платит этот долг тем, что не оставляет Машу без покровительства. Пугачев сказал как-то Гриневу: «Долг платежом красен». Этому же следует и Екатерина Вторая.

- Почему же А.С. Пушкин назвал свой роман “Капитанская дочка”, а не предположим “Пугачев”, “Гринев”, “Швабрин” или “Маша Миронова”?”

Маша – дочь капитана Миронова, русского офицера, патриота, не перебежавшего на сторону самозванца, оставшегося верным Родине, престолу. Миронов воспитал дочь благородную, честную. Неспроста роман начинается эпиграфом, русской пословицей: “Береги честь смолоду”. Честность, нравственность, чистота – основные черты характера Марьи Ивановны.

Читают эпизод встречи Марьи Ивановны с императрицей, где она откровенно и с жаром рассказывает, что Гринев подвергся всему ради нее одной и что она просит милости, а не правосудия.

6.Работа в тетради

Маша Миронова – центральный образ произведения, дочь русского офицера, патриота, не перебежавшего на сторону самозванца, оставшегося верным Родине, престолу. Миронов воспитал дочь благородную, честную. Неспроста роман начинается эпиграфом, русской пословицей: “Береги честь смолоду”. Честность, нравственность, чистота – основные черты характера Марьи Ивановны.

Запись в тетради

7. Оценивание. Рефлексия.

Выбрать из таблицы смайликов тот, который наиболее характеризует ваше состояние на данный момент. Самооценка

Изображают своё отношение к уроку

Несомненно, А.С.Пушкина привлекает образ Марьи Ивановны. Поэтому одним из средств поэтизации образа служит привлечение в качестве эпиграфов, относящихся к Марье Ивановне, прекрасных народных песен, по содержанию своему отвечающих той или иной ситуации, которая поставлена ходом событий героини романа. Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Она преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Петра Андреевича Гринева, его честь, его семью.

- Какие же основные черты характера Марьи Ивановны? (честность, нравственность, чистота души). Неслучайно роман носит такое название – «Капитанская дочка». Марья Ивановна – любимый женский образ А.С.Пушкина.

Подготовиться к сочинению

Записывают в дневник

«Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели.»

«В самую эту минуту дверь отворилась, и Марья Ивановна вошла с улыбкою на бледном лице. Она оставила свое крестьянское платье и одета была по-прежнему просто и мило.»

«Я взглянул на Марью Ивановну; она вся покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку».

«Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причиненное всем моею ссорою с Швабриным. «Я так и обмерла…»

«Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности и сказала, что ее родители конечно рады будут ее счастию».

«Марья Ивановна выслушала меня просто, без притворной застенчивости, без затейливых отговорок».

«Марья Ивановна так просто рассказала моим родителям о странном знакомстве моем с Пугачевым, что оно не только не беспокоило их, но еще заставляло часто смеяться от чистого сердца».

«Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы».

«Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила».

«Смела ли Маша?» — отвечала ее мать. — «Нет, Маша трусиха».

«Я в ней нашел благоразумную, и чувствительную девушку».

«А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович».

«Но она повторила, что не иначе будет моею женою, как с согласия моих родителей».

«Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию».

«Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце ее сильно билось и замирало».

«Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала ее, что она с трудом могла держаться на ногах».

«Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцаловала».

«Проснувшись подозвал я Савельича, и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал».

«Марья Ивановна от меня не отходила. Разумеется, при первом удобном случае я принялся за прерванное объяснение, и Марья Ивановна выслушала меня терпеливее. «Но подумай хорошенько» — прибавила она: — «со стороны твоих родных не будет ли препятствия?»

«Я показал письмо Марьи Ивановне, которая нашла его столь убедительным и трогательным, что не сомневалась в успехе его, и предалась чувствам нежного своего сердца со всею доверчивостию молодости и любви».

«Я пошел объявить обо всем Марье Ивановне. Она побледнела в свою очередь. Прочитав, она возвратила мне письмо дрожащею рукою и сказала дрожащим голосом: «Видно мне не судьба… Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы…» «Нет, Петр Андреич», — отвечала Маша — «я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую — бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…»

«Марья Ивановна мучилась более всех. Будучи уверена, что я мог оправдаться, когда бы только захотел, она догадывалась об истине и почитала себя виновницею моего несчастия. Она скрывала от всех свои слезы и страдания, и между тем непрестанно думала о средствах, как бы меня спасти».

«Марья Ивановна отвечала, что вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей, как дочь человека, пострадавшего за свою верность».

«На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад.

— Ах, неправда! — вскрикнула Марья Ивановна.

— Неправда, ей богу, неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. — Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю».

«В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню…»


Э тот вопрос о действиях властителя в отношении своих подданных занимал Пушкина на протяжении всего его творчества. Дитя эпохи Просвещения, он писал в 1817 году в оде «Вольность»:

Владыки! вам венец и трон
Даёт Закон, а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

Но с особенной актуальностью этот вопрос встал перед ним после утверждённого Николаем смертного приговора пяти декабристам. Дело в том, что в официальном российском законодательстве не было такого наказания, как смертная казнь. Утверждая приговор, царь нарушал законы. Впрочем, и сам Николай, и его юристы считали это не насилием над законом, а чрезвычайным одноразовым исключением из правил, адекватным экстремистским действиям бунтовщиков, убивших генерал-губернатора Петербурга и собиравшихся убить царя. Другое дело, что Николай мог казнить своих врагов и не нарушая закона даже в виде исключения. Лишив бунтовщиков дворянства, он мог приговорить их как обычных простолюдинов к порке шпицрутенами, как это он сделал с двумя евреями, преодолевшими в 1827 году карантинные преграды и схваченными после тайного их перехода реки Прут. На донесении графа Палена, который требовал для нарушителей смертной казни, Николай начертал: “Виновных прогнать сквозь тысячу человек 12 раз. Слава Богу, смертной казни у нас не бывало и не мне её вводить”.

“Не бывало”! Николай пишет это в октябре 1827 года, словно забывая о пяти повешенных на Голодае полтора года назад. А скорее всего, не принимая этот факт во внимание: он ведь не правило, он — исключение из правил, а царю важно было донести до сознания подданных, что он правит в строгом соответствии с действующим законодательством.

Эта мысль красной нитью проходит через всю его стихотворную повесть «Анджело» (1833), где обстоятельно описаны беды, обрушившиеся на государство “предоброго” властителя Дука, и когда он правил, прощая своих сограждан — нарушая этим законы:

Сам ясно видел он,
Что хуже дедушек с дня на день были внуки,
Что грудь кормилицы ребёнок уж кусал,
Что правосудие сидело сложа руки
И по носу его ленивый не щелкал, —

и когда, убедившись в этом, он передал власть наместнику Анджело, восстановившему все законы, которые нашёл “в громаде уложенья”, в том числе и архаичный, бесчеловечный, который сам же и нарушил, запятнав этим свою безупречную репутацию.

А «Капитанская дочка»? Роман, в котором герою патронируют и в котором героя последовательно спасают от петли и от неволи два правящих антагониста — самозванец Пугачёв и императрица Екатерина?

Чем они отличаются друг от друга, почему, не заглядывая в исторические источники, читая только текст пушкинского романа, мы с уверенностью можем сказать, что Пугачёв выдаёт себя за правителя, а Екатерина — законная российская императрица?

Конечно, не потому, что простонародные герои романа простодушно принимают татуировку на теле Пугачёва за царские атрибуты: “. в бане, слышно, показывал царские свои знаки на грудях: на одной двуглавый орёл, величиною с пятак, а на другой персона его”. В конце концов, никогда не видевшая императрицу Марья Ивановна не опознаёт её по внешнему виду: “Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”. Но вот — реакция каждого из них на заступничество за Гринёва.

Савельич — Пугачёву: “Отец родной. Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!”

“Пугачёв дал знак, и меня тотчас развязали и оставили”.

Марья Ивановна — не опознанной ею Екатерине: “Я приехала просить милости, а не правосудия. Я дочь капитана Миронова”. “Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала её незнакомой своей покровительнице, которая стала читать её про себя”.

“— Вы просите за Гринёва? — сказала дама с холодным видом. — Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй”.

То есть в отличие от Пугачёва императрица не милует Гринёва, не проявляет к нему той милости, о которой просит её Марья Ивановна.

Я оставляю в стороне сейчас причины, по которым Пугачёв помиловал Гринёва и по которым он и в дальнейшем будет ему покровительствовать. Обращу внимание читателя на собственное заявление самозванца: “Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай”. Иными словами, что хочу, то и делаю, и никто мне в этом не указ!

Но истинный правитель, по мысли Пушкина, творит не произвол, а правосудие. Вот почему просить у Екатерины, даже симпатизирующей просителю, “милости, а не правосудия” — дело безнадёжное. Она приняла решение не прежде, чем внимательно выслушав Марью Ивановну и вникнув в сложную, запутанную историю Гринёва:

“Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха”.

Итак, уже сама по себе опора на правосудие отличает истинного правителя от ложного, убеждённого, что закон писан не для него. А то, что отчасти в этом был убеждён и Николай I, может, на мой взгляд, пролить дополнительный свет на напряжённые отношения Пушкина с царём.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: