Почему изменилось название главы в конституции рф судебная власть и прокуратура

Обновлено: 18.04.2024

Накал обсуждений поправок не стихает, день голосования неумолимо приближается. К этому дню мы должны быть во всеоружии, должны понимать содержание поправок и сделать правильный выбор. Рассматриваем поправки, касающиеся судебной власти и прокуратуры - ст. 118 , ст. 119 , ст. 125 , ст. 126 , ст. 128 . Далее, выделенный текст - вносимые изменения в Конституцию.

ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА

О судебной системе Российской Федерации

статья 118 (в части 2 и 3 внесены изменения) :

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного , административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации . Создание чрезвычайных судов не допускается.

Это технические правки. У вас есть, что возразить? Я нигде не нашёл обсуждений по этой поправке. Это понятно, обсуждать здесь нечего.

О судьях Российской Федерации

статья 119 (внесены изменения) :

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации .

Данная статья дублирует статью 4 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 02.08.2019) " О статусе судей в Российской Федерации ":

«1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:
--------------------------------------------------------------------------------
3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;»

При этом появляются новые требования. О них почему-то умалчивают противники. Они говорят, что нет смысла в этой поправке, потому что уже есть закон. Но согласитесь, поправка полнее статьи закона.

О формировании, правах и обязанностях Конституционного Суда Российской Федерации

статья 125 (внесены изменения в части 1, 2, 4, 6, 7, дополнена новыми частями 51, 8) :

1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации . Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных конституционных законов , федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

4. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет:

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле.

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъектов Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу;
не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий , в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

8. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

По этой поправке нам говорят, что КС хотят лишить независимости. Где вы это увидели, господа? Господа отвечают, что в связи с поправками будут большие изменения в соответствующих нормативных актах и из них, якобы могут убрать признаки самостоятельности и независимости КС. Во-первых, не уберут. Какой в этом смысл? Во-вторых, если уберут, ну и что? Ведь, есть Конституция. Вот у них такой бред-бред.

Также не нравится предельный возраст Председателя КС - 77 лет. Вам не нравится, а мне нравится. А по существу есть что-то?

Так же протестуны исходят из предположения, что Председатель КС будет креатурой Президента. И из кожи вон лезут, чтобы притянуть поправки к своему предположению. А если не будет? А если, наоборот, будет, то что из того? Опять бред-бред.

Не нравится протестунам и п. 5-1 б. А не нравится потому, что любое положение, не соответствующее Конституции или весь договор государство, после соответствующего заключения КС, может не применять или применять, но так как нам выгодно. А у нас же и так отношения со всеми не очень. А чтобы были нормальные отношения, надо исполнять, служить (может и пресмыкаться). Короче, бесятся сильно. А мне нормально.

О Верховном Суде Российской Федерации

статья 126 (внесены изменения) :

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам , образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики .

Ничего особенного в этой поправке нет.

О порядке формирования судов Российской Федерации

статья 128 (внесены изменения) :

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством.

Правка техническая. Но ещё до изменений, при обсуждении этой статьи Конституции звучало то, что Путин назначает судей и тем самым судьи становятся зависимыми от него. Видимо, этот процесс представляется им так: пошел к Путину претендент на вакансию судьи, договорился и Путин назначил. И теперь какой-нибудь судья какой-нибудь Нижней Кулейки, по приказанию Путина, сделает для него всё что угодно. А для грамотных протестунов эта статья интереса не представляет.

здравствуйте, подскажите пожалуйста: а почему в 2015 главы конституции судебная власть и прокуратура объединили в одну?

Этот вопрос является дискуссионным — так, есть мнение, что помещение положений о прокуратуре в главу о судебной власти является неким компромиссом, поскольку, согласно одной точке зрения, прокуратура как надзорный орган не относится ни к одной из ветвей власти, а согласно другой — прокуратуру можно отнести к органам исполнительной власти (как орган государственного обвинения), а суд выполняет функции надзора за соблюдением закона. Например, в Киргизии (кстати, в единственном государстве из стран СНГ) прокуратура прямо отнесена к органам исполнительной власти.

Это следствие такой законодательной техники. Есть глава «судебная власть». О прокуратуре в Конституции — всего одна статья. Не делать же для нее специальную главу. И хотя прокуратура не является судебной властью, но решили ее, эту статью, вставить в главу «Судебная власть», а куда еще? Вот так получилось. Возможно в новой Конституции РФ будет иначе…

С уважением, адвокат, к.ю.н. Воробьев Н.И.

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, почему прокурорам запрещается быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления?

Здравствуйте. Судебный приказ по алиментам имеется с 2021 года. Обратилась далее в службу судебных приставов, а в ответ пришло что документ на исполнении в структурных подразделениях судебных приставов отсутствует . Куда нести судебный приказ и почему отсутствует документ в ссп? хотя заявление к исполнению судебного приказа было направлено в судебный пристав

Здравствуйте, наложили взыскание в сбербанке, по решению судебного органа, не могу найти за что и почему, есть только номер судебного приказа 2-1356/21 Дата 04.06.21 и Взыскатель ООО "РСВ", помогите пожалуйста найти, кроме этого никаких других документов не приходило

Через Госуслуги получил письмо(см. вложение) Вкратце: " В соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании постановления судьи (. ) от 06.07.2021 г. Вы вызываетесь в Московский городской суд, расположенный по адресу: . к 10:00 11.05.2022 г. для исполнения обязанностей присяжного заседателя в судебном заседании. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» Вы внесены в общий список кандидатов в присяжные заседатели путем случайной выборки из списка избирателей" Вопрос: Если я не приду, возможно ли какие-либо санкции или штрафы, и какие?

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:

1) пункт "о" статьи 71 изложить в следующей редакции:

"о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;";

а) пункт "е" изложить в следующей редакции:

"е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;";

б) дополнить пунктом "е.1" следующего содержания:

"е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;";

а) пункт "ж" изложить в следующей редакции:

"ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;";

б) пункт "з" изложить в следующей редакции:

"з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;";

4) часть 1 статьи 104 изложить в следующей редакции:

"1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.";

5) наименование главы 7 изложить в следующей редакции:

"ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА";

6) часть 2 статьи 125 изложить в следующей редакции:

"2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.";

7) статью 126 изложить в следующей редакции:

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.";

8) в статье 127 текст заменить словами "Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации").";

9) статью 128 изложить в следующей редакции:

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.";

10) статью 129 изложить в следующей редакции:

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.".

Федеральная палата адвокатов предлагает включить в нее положение о том, что адвокатура является независимой самоуправляемой частью правосудия, функции и организация которой определяются федеральным законом


Президент ФПА Юрий Пилипенко сообщил, что соответствующее предложение будет направлено в рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ и в Государственную Думу. В этот же день стало известно, что сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников предложили поправки к президентскому законопроекту об изменении Конституции, которые переносят на конституционный уровень некоторые положения, касающиеся судебной системы.

4 февраля пресс-служба ФПА опубликовала заявление президента Федеральной палаты Юрий Пилипенко, которое касается внесения изменений в Конституцию, предложенных Президентом России: «Если изменение Конституции неизбежно, то стоит обратить внимание на “запретное слово” современного Основного Закона России. Это – адвокатура».

Место адвокатуры в Конституции

Он пояснил, что в 1993 г. законодатели торопились, и им было не до адвокатуры, поэтому она упоминается только в той части текста Конституции, где речь идет о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Владимир Путин предложил внести коррективы, касающиеся перераспределения полномочий органов власти и усиления роли парламента и иных вопросов

По словам Юрия Пилипенко, само название главы 7 «Судебная власть и прокуратура» является не идеальным и более правильно было бы называть ее «Судебная власть, прокуратура и адвокатура». «Добавить в главу 7 упоминание адвокатуры – крайне важно», – считает президент ФПА.

В связи с этим Федеральная палата адвокатов предлагает включить в главу 7 Конституции РФ следующее положение: «Адвокатура является независимой самоуправляемой частью правосудия, функции и организация которой определяются федеральным законом».

«Этого вполне достаточно, чтобы и эта глава, и в целом Конституция перестали иметь в некотором смысле “обвинительное звучание”. Ведь принцип состязательности, прямо указанный в п. 3 ст. 123, не может быть реализован без института, его обеспечивающего, то есть без адвокатуры», – подчеркнул Юрий Пилипенко.

Поправки Андрея Клишаса и Павла Крашенинникова

Между тем 4 февраля Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству сообщил о поступлении поправок сенатора Андрея Клишаса и депутата Павла Крашенинникова ко второму чтению президентского законопроекта, которые также касаются изменения главы 7 Конституции. Отмечается, что предложенные изменения переносят на конституционный уровень некоторые положения, касающиеся судебной системы, а также уточняют ряд конституционных норм в целях обеспечения большей ясности и точности.

В частности, предлагается дополнить ч. 3 ст. 118 Конституции положениями, раскрывающими, что судебную систему Российской Федерации составляют: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ.

В ходе встречи сенатор сообщил, что поправки могут не ограничиваться предложениями, обозначенными президентом в послании Федеральному Собранию, а адвокаты высказали свое мнение о законопроекте

В ст. 125, посвященную Конституционному Суду, предлагается внести несколько уточняющих изменений. Во-первых, предложено уточнить, что КС может разрешать дела о соответствии Конституции не только федеральных законов и иных нормативных актов, но и федеральных конституционных законов.

Во-вторых, уточняются положения ч. 4 этой статьи – о проверке конституционности законов и иных нормативных актов по жалобам граждан и по запросам судов. Предлагается указать, что по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан КС проверяет конституционность законов и иных нормативных актов, которые были применены в конкретном деле, в случае если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты. Либо по запросам судов – тех законов и актов, которые только подлежат применению в конкретном деле.

В-третьих, предложено дополнить ч. 6 ст. 125 указанием на то, что признанные конституционными акты или их отдельные положения в истолковании, данном Конституционным Судом, не подлежат применению в ином истолковании (сейчас это предусмотрено только в федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде»).

Также предлагается внести в ст. 126, посвященную Верховному Суду, уточняющую правку, конкретизировав суды, которые осуществляют судебную власть посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В ч. 3 ст. 128 предусмотрено внесение дополнения о том, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда и других федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Помимо этого закрепляется, что порядок осуществления гражданского, административного и уголовного судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством.

Предлагается распространить предложенный Владимиром Путиным порядок назначения региональных прокуроров на приравненных к ним прокуроров военных, природоохранных и иных специализированных прокуратур, а также на Генерального прокурора РФ и его заместителей. Соответствующие изменения подготовлены в ст. 129 Конституции.

Ранее сообщалось, что поправки к законопроекту необходимо представить до 6 февраля, а второе чтение было запланировано на 11 февраля. Однако в связи с серьезностью вопроса и большим количеством поступающих предложений эти сроки были сдвинуты – сейчас поправки к проекту можно представить вплоть до 14 февраля, а дата второго чтения не обозначена. Сегодня Владимир Путин высказался о том, что срок рассмотрения поправок в Конституцию займет около 3,5 месяцев.

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства .
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается .

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
  1. Судьи несменяемы.
  2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
  1. Судьи неприкосновенны.
  2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
  1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

  1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .
  3. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации") .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: