Почему государство защищает права лица обвиняемого в совершении административного

Обновлено: 23.04.2024

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.».

Статья 47 Конституции РФ провозглашает:

«1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2.Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.».

1. Конституция РФ провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Это свидетельствует о том, что Российская Федерация не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных государственных функций.

Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов - судов.

Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения. Таким образом, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц и отсутствуют какие-либо формализованные ограничения на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам.

Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, как принадлежащие индивиду в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления, но не противоречащие закону. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.

Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти. В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи, на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц.

2. Весьма важное значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности принадлежит положению Конституции РФ о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции).

На суд как орган правосудия кроме защиты субъективных прав посредством рассмотрения дел об уголовных и административных правонарушениях, разрешения споров между участниками частноправовых отношений возлагается конституционная обязанность контролировать деятельность публичной власти в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в судебном порядке могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Граждане вправе обжаловать как сами решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, так и послужившую основанием совершения этих действий (решений) информацию либо то и другое одновременно. При этом граждане освобождены от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (бездействия), однако должны доказать факт нарушения этими действиями (бездействием) своих прав и свобод. Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на органы и лица, действия (бездействие) которых обжалуются.

В зависимости от вида оспариваемых актов, содержания публично-правового спора, его субъектного состава и характера обжалуемых действий таким судом может быть Конституционный Суд РФ или конституционный (уставной) суд субъекта РФ, Верховный Суд РФ и другие суды общей юрисдикции, суды арбитражной юрисдикции.

Конституционный Суд РФ обеспечивает реализацию права граждан и их объединений на судебную защиту посредством проверки конституционности федерального закона или закона субъекта Федерации, примененного в конкретном деле, осуществляемой по их жалобам на нарушение конституционных прав и свобод.

3. Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее востребованным у российских граждан является Европейский суд по правам человека, куда они получили возможность обращаться с 5 мая 1998 года после ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Свою деятельность он осуществляет на основе принципа субсидиарности, подключаясь к вопросу реализации конвенционных положений, являющихся составной частью российской правовой системы, лишь в спорных ситуациях после исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты.

Федеральным законом о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что Российская Федерация признает в силу самого факта и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией этих договорных актов. Следовательно, обязательный характер на территории страны имеют и постановления Суда, принятые в отношении Российской Федерации, что непосредственно влияет на уровень судебной защиты, осуществляемой российскими судами.

4. Статьи 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливают, что все равны перед законом и судом и что каждый при определении его гражданских прав и обязанностей имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. По смыслу этих положений право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом, означает, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда. Соответственно часть 1 статьи 47 Конституции РФ гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Для организации судопроизводства важным является определение подсудности рассматриваемых дел в качестве суда первой инстанции, которая закреплена процессуальным законодательством. Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает подсудность гражданских дел мировому судье (ст. 23), районному суду (ст. 24), военным и иным специализированным судам (ст. 25), судам субъектов Российской Федерации (ст. 26), Верховному Суду Российской Федерации (ст. 27). В каждой из этих статей приводится перечень дел, подлежащих рассмотрению в соответствующем суде по первой инстанции.

Подсудность дел арбитражным судам регламентируется статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции судами субъектов Российской Федерации, суда по интеллектуальным правам Российской Федерации и федеральных арбитражных судов округов.

Правовой институт подсудности позволяет установить компетенцию конкретного суда судебной системы на разрешение конкретного дела в качестве суда первой инстанции, что оказывается весьма важным в условиях существования двух параллельных судебных систем судебной власти.

Объединение двух действующих высших судебных органов позволит исключить не только конкуренцию судов двух параллельных ветвей судебной власти при принятии подсудных дел, поскольку вся судебная система станет замыкаться на один Верховный Суд Российской Федерации, но и конкуренцию судебных решений и постановлений высших судебных органов по вопросам правоприменения.

5. В части 2 статьи 47 Конституции РФ гарантируется право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом, причем исключительная мера наказания - смертная казнь - может быть назначена только при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20).

Значение конституционного права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей заключается в том, что процессуальная форма суда присяжных обеспечивает более надежную защиту прав и свобод человека и гражданина от незаконного и необоснованного обвинения и уголовного наказания, уменьшает риск судебной ошибки и произвольного осуждения подсудимого. Функционирование суда присяжных имеет важное общественно-политическое значение, заключающееся в предъявлении повышенных требований к качеству предварительного расследования и судебного разбирательства, профессионализму органов дознания, следователей, прокуроров, адвокатов и судей, соблюдению ими как своих профессиональных обязанностей, так и требований Конституции РФ и уголовно-процессуального законодательства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судьей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т.е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения.

Процессуальная форма суда присяжных содержит двойной процессуальный механизм защиты невиновного человека от ошибок, обвинительного уклона профессиональных и непрофессиональных судей. Благодаря этому механизму суд присяжных по своему правозащитному потенциалу не имеет себе равных.

Эта форма судопроизводства зарекомендовала себя положительно и может быть с полным основанием отнесена к достижению судебной реформы.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.


Тип 20 № 40623

Автор утверждает, что правовой механизм производства по делу об административном правонарушении гарантирует защиту прав граждан, обвиняемых в совершении административного правонарушения. Почему государство защищает права лица, обвиняемого в совершении административного правонарушения? (Приведите три причины.)

Близость сущности административной ответственности и административного наказания настолько велика, что часто их отождествляют как равнозначные правовые категории. Между тем в законодательстве указанные термины достаточно четко разделены. Понятие административной ответственности имеет гораздо более широкий смысл, чем административное наказание. Чаще всего обыватель даже не задумывается о том, что прежде чем наказать, правоприменителю требуется разрешить многочисленные процессуально-правовые вопросы, закреплённые в законе в качестве обязательных. Это необходимо в целях обеспечения баланса между лицом, обвиняемым в совершении административного правонарушения, как правило, не имеющим опыта защиты своих интересов, и искушёнными в своем деле должностными лицами правоохранительных органов.

С одной стороны, такой правовой механизм (производство по делу об административном правонарушении) гарантирует гражданам соблюдение прав, возможность полноценно защищать их, с другой стороны — минимизировать риски, связанные с превышением должностных полномочий субъектов правоохранительных органов.

Административная ответственность — это юридически значимое действие и состояние, а административное наказание — их качественный результат, причём часто лишь технического характера. Действие связано с правоприменителем и нарушителем. Первый возбуждает дело в случае административного правонарушения, применяет различные действия по установлению его обстоятельств и приходит к определённому решению в отношении правонарушителя. Второй обязан исполнить решение об административном наказании в установленные законом и правоприменителем сроки, после чего будет находиться в течение года или более в особом правовом состоянии, при котором повторное совершение им однородного административного правонарушения будет считаться отягчающим обстоятельством при назначении последующего административного наказания.

Административное наказание является итоговым решением во взаимодействии правоприменителя и правонарушителя. Со стороны правоприменителя это оценка противоправного поведения нарушителя, призванная восстановить социальную справедливость и предупредить совершение им нового административного правонарушения. Со стороны правонарушителя это искомый правоприменителем эффект переживания от материальных и (или) физических потерь, способное, по мнению правоприменителя, изменить его поведение.

Легендарный курс - Предбанник. Повтори весь материал ЕГЭ и ОГЭ за 5-9 дней!

Легендарный курс - Предбанник. Повтори весь материал ЕГЭ и ОГЭ за 5-9 дней!

Есть искажение смысла. не сам режим плох, а люди не умеют его реализовать, в том числе и власть держащие.

Необходимо отразить плюсы и минусы демократического режима. превалирование которых зависит уже от граждан


Близость сущности административной ответственности и административного наказания настолько велика, что часто их отождествляют как равнозначные правовые категории. Между тем в законодательстве указанные термины достаточно четко разделены. Понятие административной ответственности имеет гораздо более широкий смысл, чем административное наказание. Чаще всего обыватель даже не задумывается о том, что прежде чем наказать, правоприменителю требуется разрешить многочисленные процессуально-правовые вопросы, закреплённые в законе в качестве обязательных. Это необходимо в целях обеспечения баланса между лицом, обвиняемым в совершении административного правонарушения, как правило, не имеющим опыта защиты своих интересов, и искушёнными в своем деле должностными лицами правоохранительных органов.

С одной стороны, такой правовой механизм (производство по делу об административном правонарушении) гарантирует гражданам соблюдение прав, возможность полноценно защищать их, с другой стороны – минимизировать риски, связанные с превышением должностных полномочий субъектов правоохранительных органов.

Административная ответственность – это юридически значимое действие и состояние, а административное наказание – их качественный результат, причём часто лишь технического характера. Действие связано с правоприменителем и нарушителем. Первый возбуждает дело в случае административного правонарушения, применяет различные действия по установлению его обстоятельств и приходит к определённому решению в отношении правонарушителя. Второй обязан исполнить решение об административном наказании в установленные законом и правоприменителем сроки, после чего будет находиться в течение года или более в особом правовом состоянии, при котором повторное совершение им однородного административного правонарушения будет считаться отягчающим обстоятельством при назначении последующего административного наказания.

Административное наказание является итоговым решением во взаимодействии правоприменителя и правонарушителя. Со стороны правоприменителя это оценка противоправного поведения нарушителя, призванная восстановить социальную справедливость и предупредить совершение им нового административного правонарушения. Со стороны правонарушителя это искомый правоприменителем эффект переживания от материальных и (или) физических потерь, способное, по мнению правоприменителя, изменить его поведение.

(По Дерюга А.Н., Шаклеину С.Н.)

21. Почему, по мнению автора, прежде чем назначить наказание, правоприменителю требуется разрешить многочисленные процессуально - правовые вопросы, закрепленные в законе в качестве обязательных? Каковы цели правоприменителя при оценке противоправного поведения нарушителя? (Укажите две цели.) Как объясняет автор связь между административной ответственностью и административным наказанием?

По мнению автора, прежде чем назначить наказание, правоприменителю требуется разрешить многочисленные процессуально - правовые вопросы, закрепленные в законе в качестве обязательных в целях обеспечения баланса между лицом, обвиняемым в совершении административного правонарушения, как правило, не имеющим опыта защиты своих интересов, и искушёнными в своем деле должностными лицами правоохранительных органов.

Цели правоприменителя: восстановить социальную справедливость и предупредить совершение нарушителем нового административного правонарушения.

Автор объясняет связь между административной ответственностью и административным наказанием: административная ответственность – это юридически значимое действие и состояние, а административное наказание – их качественный результат, причём часто лишь технического характера.

  • 2 из 2 К0 Количество баллов
  • ИТОГО: 2 из 2

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «административная юрисдикция». Какой юридический механизм препятствует повторному совершению однородного административного правонарушения в течение определённого срока? Как административная ответственность в качестве юридически значимого действия связана с нарушителем?

Административная юрисдикция – это возбуждение дела в случае административного правонарушения, применение различных действий по установлению его обстоятельств и вынесение решения в отношении правонарушителя.

Повторному совершению однородного административного правонарушения в течение определённого срока препятствует особое правовое состояние, при котором повторное совершение нарушителем однородного административного правонарушения будет считаться отягчающим обстоятельством при назначении последующего административного наказания.

В качестве юридически значимого действия нарушитель обязан исполнить решение об административном наказании в установленные законом и правоприменителем сроки.

  • 2 из 2 К0 Количество баллов
  • ИТОГО: 2 из 2

Вер­но, но в 25 за­да­ние за та­кое опре­де­ле­ние адми­ни­стра­тив­ной юрис­дик­ции вы по­лу­чи­те толь­ко 1 балл, так как про­стое на­ло­же­ние штра­фа на ули­це то­же от­но­сит­ся е адми­ни­стра­тив­ной юрис­дик­ции .а не толь­ко "воз­буж­де­ние де­ла"

Автор упоминает о действиях правоприменителя при нарушении административного права. Укажите любые три действия правоприменителя, названные в тексте, и конкретизируйте каждое из них примером. (Сначала указывайте действие, затем приводите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Действия правоприменителя при нарушении административного права:

1) возбуждение дела в случае административного правонарушения (Гражданка О. нарушила правила дорожного движения, поэтому правоприменитель возбудил дело по её правонарушению)

2) применение различных действий по установлению обстоятельств правонарушения (У Гражданина И. был проведён обыск, так как он был главным подозреваемым в краже чужого драгоценного имущества)

3) назначение административного наказания правонарушителю (В целях предупреждения совершения дальнейших административных правонарушений гражданка Н. была лишена водительских прав на полгода, поскольку пересекла двойную сплошную линию на дороге)

  • 1 из 3 К0 Количество баллов
  • ИТОГО: 1 из 3

Автор утверждает, что правовой механизм производства по делу об административном правонарушении гарантирует защиту прав граждан, обвиняемых в совершении административного правонарушения. Почему государство защищает права лица, обвиняемого в совершении административного правонарушения? (Приведите три причины.)

Государство защищает права лица, обвиняемого в совершении административного правонарушения, так как:

1) В демократическом государстве у граждан есть право на защиту (помощь адвоката) в случае совершения правонарушения или преступления.

2) Демократическое государство руководствуется правилом: человек не виновен, пока его вина не доказана, - поэтому обвиняемые граждане имеют право на защиту в ходе судебного процесса.

3) Государство гарантирует гражданам соблюдение их прав и свобод даже в случае совершения правонарушения.

  • 3 из 3 К0 Количество баллов
  • ИТОГО: 3 из 3

Используя обществоведческие знания,1) раскройте смысл понятия «общественный прогресс»;2) составьте два предложения:− одно предложение, содержащее информацию о критериях общественного прогресса;− одно предложение, раскрывающее какое-либо из противоречий общественного прогресса. (Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

1) Общественный прогресс – это направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной жизни к более высоким и сложным.

2) Критериями общественного прогресса являются материальная сфера жизни (производительные силы и производственные отношения), духовная сфера жизни (стремление к культурному обогащению, получению знаний) и общий философский критерий (уровень качества жизни граждан, средняя продолжительность жизни населения и др.), а главный показатель общественного прогресса – уровень гуманизма общества. Общественный прогресс противоречив, так как его положительное влияние в одной сфере общественной жизни может повлечь негативные последствия в другой: например, развитие компьютерной техники показывает технический прорыв общества, но приводит к распространению ряда заболеваний: близорукость, искривление осанки и проблемы с нервной системой.

  • 2 из 2 К0 Раскрытие смысла понятия
  • 2 из 2 К1 Количество баллов
  • ИТОГО: 4 из 4

Назовите любые три вида безработицы и проиллюстрируйте примерами каждый из них. (Сначала назовите вид безработицы, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Виды безработицы с примерами:

1) Структурная (В связи с внедрением новых технологий на производстве легковых автомобилей, предприятие сократило кадры и большинство наёмных работников было уволено, в связи с чем возникла структурная безработица)

2) Фрикционная (Выпускники экономического ВУЗа состоят на учёте в центре занятости, так как ищут работу по специальности, отказываются от любых других вакансий, поэтому возникает фрикционная безработица)

3) Циклическая (В связи с экономическим кризисом в государстве Н. обанкротившемуся предприятию по производству электропылесосов пришлось уволить всех наёмных работников, поэтому возникла циклическая безработица)

  • 2 из 3 К0 Количество баллов
  • ИТОГО: 2 из 3

В стране Z развито массовое конвейерное производство, численность городского населения пять лет тому назад превысила численность сельских жителей. На промышленных предприятиях трудятся преимущественно мужчины. Большинство семей в стране Z традиционного типа. Раз в четыре года совершеннолетние граждане страны Z участвуют во всеобщих и равных выборах президента, который, в соответствии с конституцией Z, является главой государства, формирует правительство и распускает его. В государстве Z пять областей, которые возглавляют губернаторы, назначенные президентом. Раз в пять лет граждане избирают депутатов однопалатного парламента, голосуя за партии, допущенные к выборам. К какому типу общества относится Z? Какие особенности традиционной семьи могут проявляться в семейной жизни жителей Z? (Приведите любые две особенности.) Какая форма правления установлена в государстве Z? (Укажите полное название.) Какой факт из условия задания позволяет сделать вывод, что государство Z является унитарным? (Укажите один любой факт.)

Общество Z относится к индустриальному обществу. В семейной жизни жителей этой страны могут проявляться особенности традиционной семьи: патриархальный тип семьи и авторитарный метод воспитания детей. Форма правление государства Z: президентская республика. Факт того, что в государстве Z пять областей, которые возглавляют губернаторы, назначенные президентом, помогает сделать вывод, что это государство является унитарным.

  • 3 из 3 К0 Количество баллов
  • ИТОГО: 3 из 3

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Федеративное устройство Российской Федерации». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

1) Виды государственно-территориального устройства:

а) унитарное государство

б) федеративное государство

2) Особенности федеративного устройства РФ

б) наличие у субъектов РФ Конституций или уставов субъектов РФ

в) автономные округа и др.

4) Принципы федеративного устройства РФ

а) Верховенство Конституции РФ

б) правовое равенство субъектов

в) разграничение вопросов ведения федерального центра РФ и совместного ведения центра и субъектов РФ

5) Вопросы ведения федерального центра РФ

б) таможенная пошлина

в) государственный бюджет и др.

6) Вопросы совместного ведения федерального центра и субъектов РФ

а) определение границ территорий субъектов РФ

б) общие вопросы образования

в) борьба с последствиями катастроф и стихийных бедствий

г) защита окружающей среды и др.

  • 2 из 3 К0 Раскрытие темы по существу
  • 0 из 1 К1 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана
  • ИТОГО: 2 из 4

29.4. Политология: «Совершенно несправедливо винить демократию за политические недостатки демократического государства. Правильнее было бы винить в этом самих себя, то есть граждан демократического государства» - К. Поппер.

«Совершенно несправедливо винить демократию за политические недостатки демократического государства. Правильнее было бы винить в этом самих себя, то есть граждан демократического государства» - К. Поппер. В данном высказывании автор рассуждает на тему значения участия граждан в управлении демократическим государством. Данная тема актуальна в условиях действующего политического режима Российской Федерации. Автор убеждён в том, что народ играет немаловажную роль в условиях демократии в стране, поэтому за большинство важных политических решений должен брать ответственность на себя, а не винить государство.

Рассмотрим высказывание с точки зрения политической науки. Существует два вида политических режимов: демократия и диктатура (подразделяется на тоталитарный, авторитарный и другие режимы). Демократия – это политический режим, при котором народ (или его большинство) является источником и носителем государственной власти. Признаками демократии являются: политический плюрализм, многопартийность, правовой и светский характер государства, осуществление разделения властей. Высшей ценностью в демократической стране являются права и свободы граждан. В России их закрепляет основной закон – Конституция РФ. Таким образом, мы видим важное значение народа в осуществлении власти в демократическом государстве, весомый объём его свобод, который должен непременно повлечь за собой ответственность.

Множество примеров из истории нашей страны подтверждает мысль автора. Т ак в 1991 году прошёл референдум, по решению которого Крым получил автономию и присоединился к Российской Федерации, став субъектом РФ и получив Конституцию субъекта РФ. Именно решение жителей крыма привело к такому историческому повороту событий, так как количество положительно проголосовавших превысило 90% при значительно высокой явке. Этот пример иллюстрирует народовластие при демократическом политическом режиме, при котором важные государственные решения принимает именно народ.

Другой пример можно привести из общественной жизни. Граждане муниципального образования N. обратились в органы местной власти с просьбой полностью отремонтировать главную улицу города. Их просьба была услышана и в летний период начались активные строительные работы. Поскольку ремонту подлежала вся улица, протяженность которой была велика, огромный участок дороги, бывший некогда оживлённым, оказался перекрытым на долгое время. В связи с этим на соседних участках дороги формировались пробки и возникали аварийные ситуации, что не могло не вызвать недовольство граждан города. Это событие демонстрирует нам последствия, которые может повлечь власть народа в демократическом государстве, если она осуществляется необдуманно и несогласованно.

На основании своих рассуждений я могу сделать вывод о том, что в демократическом государстве граждане в большей степени самостоятельно отвечают за управление им, а государство осуществляет в большей степени регулирующую, направляющую роль. Именно поэтому, при демократии в стране граждане должны не только довольствоваться широким спектром прав, но и помнить о большой ответственности, которая на них возложена.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях, виды административных правонарушений и ответственность за их совершение установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев возбуждения дела об административном правонарушении прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ), назначения наказания на месте совершения административного правонарушения, когда вместо протокола выносится постановление о привлечении к административной ответственности (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ), либо когда административное правонарушение фиксируется с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, определены в ст. 25.1 КоАП РФ.

Так, при составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, либо его представителю, в обязательном порядке, разъясняются его права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая отметка.

Одной из важных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, является право пользоваться юридической помощью защитника (статья 25.5 КоАП РФ). В качестве защитника может выступать адвокат или иное совершеннолетнее лицо по усмотрению лица, привлекаемого к административной ответственности.

Кроме того, правонарушителю предоставлено право давать объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке, либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Копия протокола вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица под расписку (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

Кроме вышеперечисленных, к правам лиц, в отношении которых возбуждено административное производство, также относятся: право знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства (например – о проведении экспертизы и т.п.) и отводы, а также иные процессуальные права в соответствии с КоАП РФ (статья 25.1 КоАП РФ).

Важно отметить, что на правонарушителя распространяются положения ст. 51 Конституции РФ, согласно которым, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Также, в целях обеспечения гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, дело об административном правонарушении рассматривается с его участием. Допускается возможность рассмотрения дела в отсутствие такого лица, но при условии, что оно надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, и что от него не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Что же касается обязанностей, то в ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ законодатель указывает на обязанность правонарушителя явиться на рассмотрение дела в случае, если судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, признали обязательным его присутствие при рассмотрении дела. Так, лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязано присутствовать при рассмотрении дела, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, либо лица без гражданства или обязательные работы.

Кроме того, в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ закреплена обязанность лиц, подвергнутых административному штрафу - уплатить штраф, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки.

Рассматриваемая обязанность иным образом сформулирована применительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Так, административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении. Установление более короткого срока для уплаты административного штрафа обусловлено тем, что административный штраф иностранному гражданину или лицу без гражданства может назначаться одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Также в ч. 6 ст. 32.10 КоАП РФ закреплена обязанность иностранного гражданина или лица без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, - выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.

Защита прав обвиняемого требует профессионального подхода. Если в отношении Вас идет уголовное преследование, то защита обвиняемого, это то, что Вам необходимо получить от нашего адвоката по уголовным делам именно сейчас. Поскольку время не терпит промедления при доказывании своей невиновности либо смягчении наказания, обращение уже сегодня даст Вам преимущества в позиции.

В случае, если в отношении Вас не возбуждено уголовное дело и обвинение не предъявлено – не стоит расслабляться, возможно, ряд действий по защите подозреваемого помогут избежать данного процесса в будущем.


Право обвиняемого на защиту

Обвиняемый в совершении уголовно наказуемого деяния в уголовном производстве обладает следующими правами и обязанностями, которые необходимо знать в рамках защиты обвиняемого:

Положения о языке, на котором ведется уголовный процесс

В Конституции РФ (ст. 26, 68), в УПК (ст. 18) сконцентрированы положения о языке, на котором ведется уголовный процесс. Уголовное судопроизводство, как правило, ведется на русском языке, на государственных языках республик, входящих в состав РФ. Производство по уголовным делам в Верховном Суде, в военных судах ведется на русском языке.

Если участники уголовного судопроизводства недостаточно владеют или полностью не владеют языком, на котором ведется дело, то им должно быть обеспечено право:

  • предоставлять заявления;
  • давать показания и объяснения;
  • приносить жалобы;
  • заявлять ходатайства;
  • выступать на судебном заседании на языке, которым они владеют;
  • пользоваться бесплатно помощью переводчика.

Если судебные и следственные документы подлежат вручению подозреваемому лицу, обвиняемому лицу, иным участникам уголовного производства, то эти документы необходимо перевести на родной язык (или язык, которым владеет) участника уголовного судопроизводства.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Защита прав обвиняемого в уголовном суде

  • Вы, как обвиняемый имеете право участвовать в судебном рассмотрении Вашего дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций, знакомиться с протоколом любого судебного заседания и подавать на него замечания;
  • одним из наиболее важных прав является обжалования приговора по уголовному делу, определения, постановления суда, поскольку если имело место судебная ошибка, необходимо указать внимание вышестоящего суда на этот факт.

ВНИМАНИЕ: смотрите видео о защите прав обвиняемого адвокатом и подписывайтесь на наш канал YouTube, вам станет доступна бесплатная юридическая помощь адвоката через комментарии к видеоролику.

Понятие защиты в уголовном процессе

В период обвинения преследуемое лицо получает положение подозреваемого. В некоторых случаях обвиняемый может быть непричастен к преступлению или принимать в нем меньше участия, чем предполагают подозрения. В таких ситуациях важно знать о праве на защиту.

В юриспруденции существует два основных значения защиты – общеправовое и уголовно-процессуальное. Согласно первому – это соблюдение интересов, прав и свободы гражданина в различных сферах правовой практики. В статье 46 Конституции Российской Федерации данное понятие является конституционным значением слова «защита».

Может пригодиться:

Особенности примирения сторон в уголовном процессе

Основания для возбуждения уголовного дела

Как подать кассационную жалобу в верховный суд

Уголовно-процессуальное значение для защиты – оппозиция обвинения, законные способы борьбы с подозрением уголовно-преследуемого лица.

Защищают подозреваемого гражданина в таких целях:

  • для установления обстоятельств, частично или полностью означающих его непричастность, опровержения предъявляемого обвинения;
  • для выявления и противостояния несоблюдению его законных прав;
  • для избавления от уголовной ответственности по реабилитирующим (непричастность) и нереабилитирующим (амнистия) основаниям или назначения наименьшего наказания.

Потерпевшему же защитник нужен, чтобы привлечь виновного к ответственности, грамотно составить исковое заявление и по желанию организовать процедуру примирения с возмещением вреда.

Подзащитное лицо в уголовном процессе

Различаются две стороны уголовного преследования – органы, его производящие (прокурор) и противостоящая им обвиняемая сторона (подозреваемый и его адвокат).

Во время обвинения уголовно-преследуемая личность называется обвиняемым, по ст. 46 УПК РФ.

Обвиняемый характеризуется следующими критериями:

  1. Только физическое лицо.
  2. Возраст лица должен достичь возраста уголовной ответственности (14-16 лет).
  3. Психическая вменяемость на момент совершения преступления и на момент обвинения.
  4. Объем доказательств должен подтверждать действительность осуществления этим лицом правонарушения.
  5. На этапе предварительного расследования определен факт преступления и получены обоснования.
  6. Вынесен акт о постановлении в дознании, привлечении лица в роли обвиняемого.

Принципы защиты и её реализация в уголовном процессе

Обвиняемый, согласно ст. 46 УПК РФ, обретает статус подозреваемого в 4 случаях:

Потерпевшее лицо может быть не только физическим, но и юридическим, при условии нанесения вреда его имуществу или деловой репутации. Процессуальное положение потерпевшего гораздо менее защищено нормами отечественного уголовного права, в отличие от подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Поэтому ему также нужен адвокат.

Исполнители права на защиту

Согласно ст. 48 Конституции РФ, на грамотную юридическую защиту имеет право каждый человек с момента предъявления ему обвинений или его задержания.

Обеспечение подсудимому защиты гарантируется не только Конституцией, но и Уголовно-процессуальным кодексом, в частности, ст. 16 УПК РФ. Обеспечение такого права может быть формальным, если не создаются необходимые условия для его реализации.

Справка. Предоставление возможности обвиняемому защищаться — один из принципов уголовного процесса (ст. 16 УПК РФ).

Защита лиц в уголовном процессе осуществляется в трех формах:

  1. Самозащита, то есть самостоятельное отстаивание уголовно-преследуемым лицом, без помощи защитника, своих прав и интересов.
  2. С помощью защитника, как правило, адвоката.
  3. К третьей форме защиты можно отнести обязанность дознавателя обеспечивать уголовно-преследуемому лицу и его защитнику возможность защищаться как предусмотренными УПК РФ, так и иными, не запрещенными законом, способами (ст. 16 УПК РФ).

В предварительном следствии в качестве защитника может выступать только лицо, имеющее право на юридическую деятельность и статус адвоката. Уже в дальнейшем, во время судебных разбирательств, кроме такого лица, разрешается содействие одного из близких родственников и юристов без должного статуса.

Принципы защиты и её реализация в уголовном процессе

На прокуроре лежит ответственность по обеспечению условий, при которых подсудимый сможет пригласить защитника по своему усмотрению.

Справка. Количество приглашенных защитников не ограничено законом.

Если обвиняемое лицо не отказывается от юридической помощи, но и не приглашает защитника, на суд падает бремя по предоставлению адвоката из государственных резервов, согласно праву на защиту по УПК РФ.

Иметь защитника — это законное право обвиняемого, однако в ст. 51 УПК РФ оговорены ситуации, когда наличие защитника в уголовном процессе обязательно. Если защитник не приглашен подозреваемым, его предоставляют прокурор или суд. В таких случаях отказ подсудимого не имеет значения.

По закону адвокат не имеет права отказаться от принятой им защиты подозреваемого. Единственным исключением является запрет на представление одновременно нескольких противостоящих лиц, поскольку это затрагивает интересы обеих сторон.

Некоторая самостоятельность защитника в уголовном процессе имеется, но его суждения не могут противоречить позиции лица, сторону которого он представляет.

Закон предусматривает замену приглашенного защитника в том случае, если специалист не явился на производство процессуальных действий.

В ситуациях, когда адвокат направлен прокурором к участию в деле, расходы на его труд оплачиваются за счет средств государственной казны, однако, в соответствии со ст. 132 УПК РФ, такие издержки могут взыскаться с осужденного лица по приговору суда.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: