Почему государственный совет называли кладбищем либеральных законопроектов думы

Обновлено: 28.03.2024

Торгашов Андрей Андреевич, аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета РГТЭУ.

В данной статье рассматривается место Государственной Думы в системе государственных органов в период с 1906 по 1917 г. Автор анализирует не только правовой статус Государственной Думы, но и исторические предпосылки ее создания. Опираясь на важнейшие исторические документы того времени, автор раскрывает вопрос о полномочиях представительного органа и дает оценку эффективности его создания в России. Большое внимание уделено проблеме функционирования Государственной Думы в условиях неограниченной власти монарха.

Ключевые слова: Государственная Дума, представительный орган, Манифест 17 октября 1905 г., ведение Государственной Думы, Государственный совет, абсолютная монархия, Правительство, самодержавие.

The present article considers the place of the State Duma in the system of state agencies during the period from 1906 to 1917. The author analyses not only the legal status of the State Duma but also the historical pre-requisites of creation thereof. On the basis of the most important historical documents of that time the author reveals the issue on the powers of the representative agency and evaluates the efficiency of creation thereof in Russia. The special attention is drawn to the problem of functioning of the State Duma in conditions of unlimited power of monarch.

Key words: State Duma, representative agency, Manifest of 17 October 1905, competence of the State Duma, the State Council, absolute monarchy, Government, monarchy.

Для того чтобы наиболее точно определить, какое место Государственная Дума занимала в системе государственных органов де-юре и какую роль играла фактически, необходимо рассмотреть, какими документами регулировалось ее создание и последующее функционирование.

Совершенно очевидно, что на пути становления парламентаризма в России важнейшими документами стали: Манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной Думы), ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную парламентскую систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти.

Однако, говоря о месте Государственной Думы, нельзя не упомянуть о документе, принятом несколько ранее. Необходимость создания Государственной Думы, а вместе с этим и предоставление минимального набора гражданских прав и свобод была жестко продиктована сложившимися социальными и политическими условиями в стране. События 9 января 1905 г. и последовавший вслед за этим бурный рост революционного движения в стране заставили правительство форсированно искать выход из кризиса. Опасаясь нового выступления народных масс, Николай II подписал 18 февраля Манифест, в котором обещал привлечь представителей народа к участию в предварительной разработке и обсуждению законодательных предположений. Министерству внутренних дел было поручено разработать законопроект об учреждении Думы как высшего представительного законосовещательного органа. Однако Государственная Дума как совещательный орган совершенно не отвечала политическим чаяниям общества, поэтому подписанный Николаем II 6 августа 1905 г. Манифест об учреждении Государственной Думы, согласно которому Дума не обладала правом законодательной инициативы и не могла обсуждать вопросы, связанные с государственным бюджетом, нисколько не сгладил обстановку. Более того Положение о выборах в Государственную Думу устанавливало такую избирательную систему, основанную на сочетании сословного и имущественного ценза, которая лишала значительную часть населения избирательных прав. Общество снова получило политическую фикцию вместо коренных изменений. Принятие этих документов вызвало очередную волну общественного недовольства.

Таким образом, императору ничего не оставалось, как признать законодательные акты от 6 августа устаревшими. 17 октября 1905 г. был принят Манифест об усовершенствовании государственного порядка, в котором населению было обещано расширение круга гражданских прав и свобод, основанных на демократических принципах, таких как неприкосновенность личности, свободы совести, свободы слова, свободы собраний и организаций. Касательно статуса Государственной Думы было положено начало радикальным изменениям. Провозглашалось правило, что ни один закон не может вступить в силу без одобрения Государственной Думой. Помимо этого обещалось наделение Думы полномочиями по надзору за соблюдением законности деятельности властей. В октябрьском Манифесте не был подробно прописан круг полномочий Государственной Думы, и, соответственно, статус Думы все еще был размытым. Эти вопросы прояснили принятые позже Указы от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" и от 23 апреля 1906 г. "Свод основных государственных законов".

Прежде всего эти законы не колебали царской власти. Император по-прежнему являлся носителем верховной самодержавной власти (ст. ст. 4 - 22 Свода Основных государственных законов).

Законодательную власть он осуществлял совместно с Государственным советом и Государственной Думой (ст. ст. 86 - 87 Свода основных государственных законов). Таким образом, провозглашался двухпалатный парламент.

Согласно Указу от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" Государственная Дума учреждалась как орган для разработки и обсуждения законопроектов для Государственного Совета и Верховной Самодержавной власти. Каждый созыв Думы формировался сроком на 5 лет путем выборов.

О том, что Дума не ограничивала самодержавие, нам говорит ст. ст. 3 - 4, в которой указано, что Дума может быть распущена и до истечения пятилетнего срока по указу императора. Таким образом, Государственная Дума первых двух созывов просуществовала недлительный период. Большинство заседаний I и II Думы было посвящено процедурным проблемам. Это стало формой борьбы с правительством в ходе обсуждения тех или иных законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела права ставить и обсуждать. Правительство, подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы, не хотела подчиняться такому положению вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих целей. В конечном счете подобные конфликты стали одной из причин того, что 3 июня 1907 г. самодержавие произвело государственный переворот, изменив закон о выборах и распустив II Думу. Из всех созывов только III созыв проработал положенный пятилетний срок.

Ведению Государственной Думы подлежали:

а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

б) финансовые сметы министерств и главных управлений и государственная роспись доходов и расходов, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, - на основании особых по этому предмету правил;

в) отчет Государственного контроля по исполнению государственной росписи;

г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем Высочайшего соизволения;

д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;

е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при этом испрашиваются изъятия из действующих законов;

ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям (ст. 33).

Также Государственной Думе предоставлялось право возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов (ст. ст. 54 - 57). Однако предположения эти не должны были касаться начал государственного устройства, провозглашенных законами как основные начала.

Однако и здесь император законодательно обладал правом вето на законопроекты Государственной Думы.

Не была забыта и объявленная в октябрьском Манифесте надзорная функция Думы. Но в данном вопросе необходимо отметить, что Государственная Дума могла только информировать (заявлять) о нарушении законов министров и главноуправляющих (ст. ст. 34, 46, 58 - 61).

Таким образом регламентировалась деятельность Государственной Думы.

Установившаяся политическая система являлась сложной системой трехзвенной власти - царь, Государственный Совет и Государственная Дума должны были утвердить закон прежде, чем он вступит в силу. Таким образом, законопроект от Государственной Думы могли не принять еще до того, как его рассмотрит монарх. В итоге при неутверждении хотя бы одним звеном власти закон считался отклоненным. Данное обстоятельство определенно осложняло думский законотворческий процесс. Именно поэтому Государственная Дума I созыва после ее роспуска вошла в историю как Дума неоправданных и неоправдавшихся надежд. Взять хотя бы инициативу думцев об отмене смертной казни и об амнистии политическим заключенным, инициативу, вызвавшую категорический протест со стороны правительства, так и не реализованную в жизни.

В то же время благодаря этим реформам в России впервые предоставлялась возможность предложить законопроекты, требующие, по мнению Думы, рассмотрения.

Сложившуюся форму правления нельзя назвать парламентарной монархией, поскольку абсолютная власть монарха была все же незыблема. Государственная Дума полностью зависела и от Правительства, которое, в свою очередь, было зависимо от императора. Круг вопросов, решаемых Государственной Думой, был ограничен. И несмотря на то, что для развития политической системы России создание двухпалатного парламента - это огромнейший скачок на пути к демократизации политической системы, Государственная Дума все же была крайне зависимой и полномочия ее, в сравнении с другими органами власти, были крайне малы.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

По закону, Государственный совет и Государственная дума ежегодно созываются указами императора. Продолжительность созывов Государственного совета и Государственной думы определяются теми же указами.

Государственный совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам. Общее число членов Совета, призываемых высочайшей властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам. Это весьма показательная статья: выборные члены Государственного совета должны были, по сути, соответствовать по численности назначенным, т. е. император не имел права отстранить выборных и посадить в Государственного совета большинство своих сторонников.

Но в крайнем случае император оставлял за собой право роспуска Государственного совета: состав членов Государственного совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий этих членов по указу императора, которым назначаются и новые выборы членов Совета.

Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в законоположениях о выборах в думу. В крайнем случае император оставлял за собой право роспуска думы: Государственная дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена указом императора. Тем же указом назначаются новые выборы в думу и время ее созыва.

Оба учреждения должны были следовать должностным инструкциям. Членом Государственного совета и членом Государственной думы одно и то же лицо одновременно быть не может. Государственный совет и Государственная дума пользуются равными в делах законодательства правами. Законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет. Законодательные предположения, предначертанные по почину Государственного совета, рассматриваются в совете и, по одобрении им, поступают в думу. Законопроекты, не принятые Государственным советом или Государственной думой, признаются отклоненными. Этот двойной контроль законопроектов должен был не допустить, с одной стороны, либеральных законов Думы, с другой — ультраконсервативных законов Государственного совета.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Государственная Дума

Государственная Дума Государственная Дума – это нижняя палата Федерального Собрания, состоящая из 450 депутатов, которые избираются сроком на пять лет (начиная с 2011 г.; до этого депутаты избирались на четыре года).В отличие от Совета Федерации, Госдума формируется

Глава V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, СОЗДАВАЕМЫХ ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ. ВНЕСЕНИЕ В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ИНЫХ ЗАПИСЕЙ В СВЯЗИ С РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Глава V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, СОЗДАВАЕМЫХ ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ. ВНЕСЕНИЕ В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ИНЫХ ЗАПИСЕЙ В СВЯЗИ С РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Статья 13.1. Уведомление о реорганизации юридического

Статья 64. Совет директоров (наблюдательный совет) общества

Статья 64. Совет директоров (наблюдательный совет) общества 1. Совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего

§ 1. Геополитические замыслы украинских стратегов по вытеснению России из Черноморского бассейна. Государственная Дума защищает национальные интересы России

§ 1. Геополитические замыслы украинских стратегов по вытеснению России из Черноморского бассейна. Государственная Дума защищает национальные интересы России С середины 90-х годов внешняя политика украинских лидеров, пришедших к власти при мощной западной поддержке,

§ 2. Государственная Дума Российской Федерации поддерживает призывы и обращения жителей Крыма и Севастополя, воинских частей Черноморского флота

§ 2. Государственная Дума Российской Федерации поддерживает призывы и обращения жителей Крыма и Севастополя, воинских частей Черноморского флота В Комитет по делам СНГ поступали многочисленные обращения и решения из Крыма и Севастополя.«Российская община г.

47. Государственный Совет Российской Федерации

47. Государственный Совет Российской Федерации Деятельность Государственного Совета РФ регламентируется Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602 (ред. от 23.02.2007) «О Государственном Совете РФ».Государственный Совет РФ является совещательным органом, содействующим реализации

§ 23. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума

§ 23. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума Российская Федерация – государство с республиканской формой правления. Высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в России в полном соответствии с принципами

1906–1907 гг. стали периодом отступления революции. Постепенно спадала волна забастовочных выступлений, хотя она и оставалась довольно высокой. Если в 1905 г. число участников стачек насчитывало примерно 3 млн. человек, то в 1906 г. — несколько превышало 1 млн., а в 1907 г. — 749 тыс. человек. В первые месяцы 1906 г. обозначился и спад крестьянского движения. Положение правительства, таким образом, несколько улучшилось, чему в немалой мере способствовал большой заем, предоставленный в апреле 1906 г. французскими финансовыми кругами.

20 февраля 1906 г. Николай II утвердил новый закон о Государственной думе, в соответствии с которым она наделялась законодательными правами. В тот же день император санкционировал акт о преобразовании Государственного совета, превращавший Совет в еще одну (наряду с Думой) палату возникшего таким образом российского парламента (собственно закон о новом статусе Государственного совета был издан несколько позже, в апреле 1906 г.). Существенно изменив саму организацию государственной власти, эти реформы сделали необходимой и подготовку нового Свода Основных законов. После продолжительного обсуждения в верхах в самый канун созыва I Государственной думы 23 апреля 1906 г. Николай II одобрил соответствующий проект.

Упомянутые акты юридически оформили утверждение в России представительного строя. При этом за монархом сохранялись весьма широкие полномочия. Однако законодательную власть император отныне должен был делить с Думой и Государственным советом. В принципе никакой новый закон не мог вступить в силу без согласия обеих палат. В прежнем своде Основных законов царь характеризовался как «монарх самодержавный и неограниченный», то в новом его власть определялась лишь как самодержавная. Власть управления по-прежнему, впрочем, принадлежала во всей полноте императору. Он мог издавать в соответствии с законами указы «для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления…» Царь являлся верховным руководителем «всех внешних сношений Российского государства с иностранными державами», ему предоставлялось право объявления войны и заключения мира, равно как и вообще заключение любых международных соглашений. Императору принадлежало «верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского государства». Распоряжениями монарха те или иные местности могли объявляться на военном или исключительном положении. Правительство зависело только от императора. Председатель Совета министров и министры назначались и сменялись со своих постов по решению царя. Монарх наделялся правом абсолютного вето, и без его санкции никакой закон в силу не вступал.

В перерывах между сессиями Государственной думы (а она созывалась и распускалась царем) император мог в случае чрезвычайных обстоятельств издавать по представлению правительства те или иные законодательные акты с последующим внесением их на одобрение парламента.

Возможности Государственной думы в смысле влияния на законодательный процесс оказывались весьма ограниченными. Поскольку председатель Совета министров и министры зависели лишь от императора, постольку и способность Думы контролировать исполнительную власть была невелика. Значение представленного депутатам права законодательной инициативы уменьшалось в силу того, что с почином пересмотра Основных законов мог выступать только царь. Все это, однако, отнюдь не превращало Думу в некий лишенный всякого влияния государственный орган. Весьма существенное значение имело, как показала практика, предоставленное ей право рассматривать бюджет. Согласие Думы требовалось для получения ведомствами дополнительных ассигнований. Поэтому так или иначе, но с депутатами правительству приходилось считаться.

Государственный совет получил права, тождественные правам Думы. Прошедшие через Думу законопроекты должны были заручиться поддержкой Государственного совета и лишь в этом случае они поступали на утверждение к императору. Правящие круги рассматривали Государственный совет как своеобразный противовес Думе, призванный парализовать нежелательные для монарха и высшей бюрократии думские инициативы. Согласно новому закону о Государственном совете в его состав наряду с «членами по высочайшему назначению» вводились «члены по выборам». Число членов Совета, назначенных императором, не должно было превышать число «членов по выборам», которые посылались в Государственный совет губернскими земскими собраниями, дворянскими обществами, торгово-промышленными организациями, православной Церковью в лице Синода, Академией наук и университетами. Представляя общественные верхи (главным образом дворянство), Государственный совет играл роль оплота наиболее консервативных сил.

В марте — апреле 1906 г. в стране прошли выборы в I Государственную думу. Существенных успехов на них добились кадеты, получившие более Уз всех мандатов (153). Упиравшие на возможность решения наболевших проблем российской действительности мирным, парламентским путем кадеты смогли добиться гегемонии (правда, временной и непрочной) в массовом движении благодаря тем надеждам, которые широкие слои населения связывали с Государственной думой. Значительную по численности фракцию в Думе (107 человек) образовали трудовики, в рядах которых оказались преимущественно крестьянские депутаты, выступившие в ходе выборов с позиций «левее кадетов». Социал-демократы (на IV съезде РСДРП в апреле 1906 г. произошло объединение большевиков и меньшевиков) бойкотировали выборы в Думу. Эта тактика, однако, успехом не увенчалась, и сорвать созыв Государственной думы не удалось. Крайне правые партии в Думе мест не получили. Октябристам же удалось провести только 13 депутатов. В целом итоги выборов, давших леволиберальную по составу Думу, вызвали беспокойство в верхах. Накануне созыва Думы С. Ю. Витте и большая часть членов его правительства подали в отставку. Новый кабинет возглавил И. Л. Горемыкин, пользовавшийся репутацией консерватора. Такую же репутацию имели и некоторые другие новые министры.

Торжественное открытие I Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. Ужиться с ней самодержавие, однако, не смогло. Попытки кадетов убедить правящие круги пойти на превращение Российской империи в «обычную» конституционную монархию, в частности, сделать министров ответственными перед Государственной думой, успехом не увенчались. Расценив действия депутатов как посягательство на прерогативы короны, правительство Горемыкина вступило в конфронтацию с Государственной думой. Последняя, в свою очередь, не была настроена на сотрудничество с властью. Многие депутаты видели в Думе чуть ли не Учредительное собрание. Некоторые представители придворно-бюрократических сфер выступали, впрочем, за соглашение с кадетами. Влиятельнейший неофициальный советник Николая II дворцовый комендант Д. Ф. Трепов высказывался даже за формирование кадетского правительства и вел на этот счет переговоры с П. Н. Милюковым. Некоторые сановники считали целесообразным создание коалиционного (полукадетского, полубюрократического) кабинета. Вокруг всех этих планов в июне 1906 г. разыгрывались хитроумные политические интриги.

Важнейшее место в ряду проблем, обсуждавшихся I Государственной думой, занимал аграрный вопрос. Кадеты подготовили так называемый законопроект 42-х, составленный в соответствии с их аграрной программой. За постепенную национализацию земли и введение уравнительно-трудового землепользования ратовали трудовики (законопроект 104-х). Законопроект 33-х, правда, отвергнутый Думой без обсуждения, предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю. В целом характер аграрных прений в Думе вызывал недовольство правящих кругов.

В конечном счете после долгих колебаний в верхах возобладала точка зрения сторонников разгона Думы. В начале июля 1906 г. I Государственная дума была распущена. Часть депутатов, переехав в Выборг, обратилась к народу с Манифестом, который призывал население ответить на роспуск Думы отказом платить налоги, давать новобранцев на службу в армию. Роспуск I Государственной думы прошел сравнительно спокойно. Одновременно в отставку ушел и И. Л. Горемыкин. Новым главой правительства Николай II назначил П. А. Столыпина, занимавшего с апреля 1906 г. пост министра внутренних дел.

Столыпин в отличие от своего предшественника, бесспорно, обладал качествами крупного государственного деятеля. Он понимал необходимость проведения серьезных реформ, призванных ввести развитие страны в нормальную колею. Широкая программа соответствующих преобразований была изложена им уже в августе 1906 г. в правительственной декларации, сопровождавшей закон о введении военно-полевых судов.

Революционное движение в стране между тем продолжалось, хотя в целом по масштабам и не достигало уровня 1905 г. Летом 1906 г. вспыхнуло военное восстание в Кронштадте и Свеаборге. В сельских местностях Урала, Прибалтики, Польши, Кавказа шла настоящая партизанская война Широкого размаха достиг эсеровский террор. В августе 1906 г. эсеры-максималисты (Союз социалистов-революционеров — максималистов; объединял наиболее экстремистски настроенных членов партии) устроили взрыв на даче Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге. В результате были убиты 32 и ранены 22 человека. Эсеры, социал-демократы и анархисты активно «экспроприировали» денежные средства, бывшие собственностью государства и частных лиц. При этом среди боевиков, принадлежавших к левым (равно как и к правым) организациям, было немало чисто уголовных элементов, использовавших те или иные политические лозунги для придания своей «деятельности» идейной окраски или просто «ловивших рыбу в мутной воде». В этих условиях 19 августа 1906 г. Николай II утвердил закон о военно-полевых судах, которым отныне могли предаваться те или иные лица в случае, если «учинение преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании». В 1906–1907 гг. по приговорам военно-полевых судов были казнены 1102 человека.

20 февраля 1907 г. начала свою работу II Государственная дума. По своему составу она была в целом левее первой. Кадеты, чья деятельность в I Думе разочаровала широкие слои населения, потерпели на выборах тяжелое поражение, потеряв 80 мандатов. Значительно усилились правый и левый фланги. Довольно большую фракцию (65 человек) образовали социал-демократы, отказавшиеся от бойкота, 37 мест завоевали эсеры, 104 — трудовики. Правые партии и октябристы получили 54 мандата. В центре внимания II Думы, как и ее предшественницы, находился аграрный вопрос. Кадеты продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу ее крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на национализации земли. В конечном счете со II Думой правительство ужиться также не смогло. 1 июня 1907 г. Столыпин предъявил социал-демократической фракции обвинение в подготовке военного заговора. 3 июня 1907 г. II Государственная дума была распущена Одновременно появился новый избирательный закон, резко перераспределявший голоса избирателей в пользу помещиков и крупной буржуазии. Третьеиюньский государственный переворот (новое Положение о выборах в Думу в нарушение Основных законов было утверждено царем без санкции Думы и Государственного совета) означал поражение революции 1905–1907 гг.

§ 9. I и II Государственные думы. Последний период первой российской революции

§ 9. I и II Государственные думы. Последний период первой российской революции Закон о выборах в Государственную думу. Подготовленный правительством Витте закон был издан ещё в декабре 1905 г., в разгар Московского вооружённого восстания. Согласно ему Дума избиралась сроком

Государственные органы власти. Государственные и политические деятели XX в.

Государственные органы власти. Государственные и политические деятели XX в. Председатели Государственной Думы (представительного законодательного учреждения царской России в 1906–1917 гг.)Муромцев Сергей Андреевич, кадет, председатель I Государственной Думы (7 апреля – 8

§ 4. Опыт русского парламентаризма. Первая и Вторая Государственные думы

§ 4. Опыт русского парламентаризма. Первая и Вторая Государственные думы Подпись под Манифестом 17 октября далась императору нелегко. Он долго переживал, колебался, но в конце концов принял решение, которое не отвечало его собственным представлениям, но, как его убеждали

16. Отступление Ксеркса из Эллады — это отступление войск Грозного из Ливонии Поражение персов при Платеях — это поражение русских под Полоцком

16. Отступление Ксеркса из Эллады — это отступление войск Грозного из Ливонии Поражение персов при Платеях — это поражение русских под Полоцком 16.1. Русско-Ордынские ямы и ямщики в «истории» Геродота По Геродоту, после нескольких серьезных поражений Ксеркс наконец

§ 8. Отступление революции. I и II Государственные думы

§ 8. Отступление революции. I и II Государственные думы 1906–1907 гг. стали периодом отступления революции. Постепенно спадала волна забастовочных выступлений, хотя она и оставалась довольно высокой. Если в 1905 г. число участников стачек насчитывало примерно 3 млн. человек, то

Глава 23 1917 Моя телеграмма с обзором положения в России для сведения имперской конференции. – Начало революции. – Телеграмма Родзянко императору. – Позиция правительства и Думы. – Император решает назначить военного диктатора и возвратиться в Петроград. – Назначение Думой Временного комитета. – Об

Глава 23 1917 Моя телеграмма с обзором положения в России для сведения имперской конференции. – Начало революции. – Телеграмма Родзянко императору. – Позиция правительства и Думы. – Император решает назначить военного диктатора и возвратиться в Петроград. – Назначение

№ 42. Доклад члена Государственной Думы Родзевича временному комитету Думы от 25 марта 1917 года

№ 42. Доклад члена Государственной Думы Родзевича временному комитету Думы от 25 марта 1917 года Я был командирован Временным Комитетом государственной думы в с. Медведь Новгородской губ. для бесед с офицерами и солдатами 175-го пехотного запасного полка. По сведениям,

№ 58. Телеграмма чл. Госуд. Думы Манькова председателю Думы Родзянко от 10 мая 1917 года

№ 58. Телеграмма чл. Госуд. Думы Манькова председателю Думы Родзянко от 10 мая 1917 года [В] середине апреля Ахтырский полк 137-й дивизии отказался сменить [на] позиции Полтавский полк, мотивировав малочисленностью штыков [в] ротах. По моему ходатайству [в] мобилизационном

Глава пятая. О ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, РАССМАТРИВАЕМОЙ В ЕЕ АНТИРЕЛИГИОЗНОМ СВОЙСТВЕ. ОТСТУПЛЕНИЕ О ХРИСТИАНСТВЕ

Глава пятая. О ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, РАССМАТРИВАЕМОЙ В ЕЕ АНТИРЕЛИГИОЗНОМ СВОЙСТВЕ. ОТСТУПЛЕНИЕ О ХРИСТИАНСТВЕ (стр.69 >) Есть во французской Революции сатанинское свойство, которое отличает ее от всего, что видели, и может быть, от всего, что увидим.[103]Вспомним великие

4. Дальнейший подъем революции. Всероссийская политическая стачка в октябре 1905 года. Отступление царизма. Царский манифест. Появление Советов рабочих депутатов.

4. Дальнейший подъем революции. Всероссийская политическая стачка в октябре 1905 года. Отступление царизма. Царский манифест. Появление Советов рабочих депутатов. К осени 1905 года революционное движение охватило всю страну. Оно нарастало с огромной силой.19 сентября в

5. Декабрьское вооруженное восстание, поражение восстания. Отступление революции. Первая Государственная дума. IV (Объединительный) съезд партии.

5. Декабрьское вооруженное восстание, поражение восстания. Отступление революции. Первая Государственная дума. IV (Объединительный) съезд партии. В октябре и ноябре 1905 года революционная борьба масс продолжала развиваться с огромной силой. Продолжались забастовки

6. Разгон I Государственной думы. Созыв II Государственной думы. V съезд партии. Разгон II Государственной думы. Причины поражения первой русской революции.

6. Разгон I Государственной думы. Созыв II Государственной думы. V съезд партии. Разгон II Государственной думы. Причины поражения первой русской революции. Так как I Государственная дума оказалась недостаточно послушной, царское правительство разогнало ее летом 1906 года.

4. Дальнейший подъем революции. Всероссийская политическая стачка в октябре 1905 года. Отступление царизма. Царский манифест. Появление Советов рабочих депутатов.

4. Дальнейший подъем революции. Всероссийская политическая стачка в октябре 1905 года. Отступление царизма. Царский манифест. Появление Советов рабочих депутатов. К осени 1905 года революционное движение охватило всю страну. Оно нарастало с огромной силой.19 сентября в

5. Декабрьское вооруженное восстание, поражение восстания. Отступление революции. Первая Государственная дума. IV (Объединительный) съезд партии.

5. Декабрьское вооруженное восстание, поражение восстания. Отступление революции. Первая Государственная дума. IV (Объединительный) съезд партии. В октябре и ноябре 1905 года революционная борьба масс продолжала развиваться с огромной силой. Продолжались забастовки

6. Разгон I Государственной думы. Созыв II Государственной думы. V съезд партии. Разгон II Государственной думы. Причины поражения первой русской революции.

6. Разгон I Государственной думы. Созыв II Государственной думы. V съезд партии. Разгон II Государственной думы. Причины поражения первой русской революции. Так как I Государственная дума оказалась недостаточно послушной, царское правительство разогнало ее летом 1906 года.

Демин В.А., кандидат исторических наук, доцент юридического факультета (кафедры истории и социологии) Московского государственного индустриального университета.

Согласно Основным государственным законам от 23 апреля 1906 г. законодательная власть делилась между императором и двумя палатами - Государственным советом и Государственной думой. Они формально пользовались равными правами. При обсуждении реформы Государственного совета несколько министров предлагали предоставить ему право отлагательного вето. Однако большинство высших сановников отождествляли такой порядок с однопалатной системой, а также указывали, что с ограниченными правами Совет не сможет выполнить свою основную задачу - предотвращать прямые столкновения Думы и императора .

Мемория совещания для разработки необходимых в действующем Учреждении Государственного совета изменений. (СПб., 1906). Протоколы секретного совещания в феврале 1906 года под председательством бывшего императора по выработке Учреждения Государственной думы и Учреждения Государственного совета // Былое. 1917. N 5 - 6.

Можно отметить, что двухпалатная система с формальным равноправием палат в начале XX в. существовала в большинстве конституционных монархий Европы (кроме нескольких балканских стран и, с оговорками, Норвегии), а также Японии. Впервые права верхней палаты были ограничены отлагательным вето в Великобритании лишь в 1911 г.

Законодательство 1906 г. (Учреждение Государственной думы 20 февраля; Правила 8 марта о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов, а равно о производстве из казны расходов, росписью не предусмотренных; Учреждение Государственного совета 24 апреля) предусматривало следующий порядок взаимодействия палат. Все правительственные законопроекты (кроме выработанных по инициативе Государственного совета) первоначально вносились в Думу и после одобрения ею передавались в верхнюю палату.

Совет мог одобрить законопроект, отклонить его или частично согласиться с ним. В первом случае проект представлялся на утверждение императору, во втором считался отпавшим, в последнем Совет либо возвращал проект в Думу со своими поправками, либо передавал его в согласительную комиссию, образуемую законодательными палатами на паритетных началах. Ее численность определялась Советом (обычно в составе 6 - 7, иногда 10 членов от каждой палаты). Заключение комиссии с мнением меньшинства рассматривалось Думой. Если она соглашалась с поправками Совета, законопроект представлялся императору без нового обсуждения в верхней палате. Иначе законопроект вновь передавался в Государственный совет. Он либо соглашался с проектом в редакции Думы, либо его отклонял.

Законопроекты, разработанные по инициативе Совета, первоначально рассматривались им, после его одобрения поступали в Думу, которая пользовалась теми же правами, что и Совет, относительно остальных проектов. Впрочем, практического значения законодательная инициатива верхней палаты не имела, за исключением частных вопросов его формирования.

Бюджет империи ("государственная роспись доходов и расходов") также первоначально вносился в Думу. В случае неустраненных разногласий между палатами считалась принятой сумма, установленная прошлогодней росписью. Однако, если обе палаты предлагали изменить ее в одну сторону, считалось принятым меньшее изменение. Таким образом, для отмены или сокращения существующих расходов требовалось соглашение обеих палат. Не допустить введения новых законов или увеличения существующих Дума (формально - и Совет) по общему правилу могла собственной властью .

Об исключениях из правила см.: Демин В.А. Государственная дума России (1906 - 1917). М., 1996. С. 56 - 60. Правила 8 марта // Государственная дума России. Энциклопедия. Т. 1. М., 2006. С. 508 - 509. В мирное время эти исключения не отменяли общий принцип.

На практике в России, как и в других странах, фактического равноправия палат не сложилось. Из примерно 3,5 тыс. проектов, одобренных Думой за все время ее существования, Совет отклонил 46, 19 отказался рассматривать (из-за роспуска одобрившего их состава нижней палаты), не успел рассмотреть 158. По 39 проектам не была окончена согласительная процедура. Остальные законопроекты были одобрены верхней палатой, в том числе без поправок - около 3,3 тыс. (93%). В редакции, установленной Советом при первом рассмотрении, Дума одобрила лишь 23 проекта.

Из права Думы рассматривать проекты первой вытекало два фактических ограничения прав верхней палаты. Во-первых, были случаи, когда Дума в конце сессии одобряла срочный законопроект, который по практическим причинам было необходимо принять до каникул. Если в этих случаях Государственный совет был согласен с проектом в принципе, то фактически был лишен возможности вносить в него поправки (палаты не имели времени для выработки согласованного решения) даже в случае несогласия с существенными положениями думской редакции. В частности, таким образом было принято Положение о Московском народном университете (1908 г.). Имели место и другие подобные случаи .

Всеподданнейший отчет председателя Государственного совета за III сессию. СПб., 1908. С. 19.

Еще более ограниченными были права Государственного совета при обсуждении законопроектов, ранее проведенных в чрезвычайно-указном порядке. Они фактически не могли быть отменены и даже пересмотрены верхней палатой. Во-первых, Государственная дума могла не рассматривать их неопределенное время, не передавая в Совет. В частности, таким образом с 1911 по 1917 гг. действовало положение о земском самоуправлении в западных губерниях (Белоруссии и Правобережной Украине), законопроект о котором ранее был отклонен верхней палатой.

Во-вторых, при нормальном ходе законодательного процесса такие вопросы не могли попасть в верхнюю палату раньше чем через несколько лет после издания, так как приемлемые для Думы проекты этого рода не могли быть для нее срочными: они уже действовали. Отмена уже вошедших в жизнь страны законодательных указов была отнюдь не всегда возможна по политическим причинам. Например, Совет не решился отменить указ об облегчении положения старообрядцев, которому не сочувствовал.

При рассмотрении соотношения палат по остальным законопроектам можно заметить следующее. В начале XX в. в зарубежной Европе решающую роль в законодательстве играли нижние палаты как представляющие нацию и вследствие этого более легитимные. В вопросах, имеющих политическое значение, верхние палаты не решались длительное время блокировать решение нижней. Такая попытка, имевшая место в Великобритании на рубеже 1-го и 2-го десятилетий, повлекла за собой, как указывалось, сокращение полномочий верхней палаты. Обратное положение имело место в США из-за особенностей их партийной системы .

Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. Т. 2. М., 1930. С. 243.

В России Государственный совет фактически играл роль арбитра между Думой и правительством. Во времена I и отчасти II Думы (1906 - 1907 гг.), а также Первой мировой войны и Прогрессивного блока (1915 - 1917 гг.), когда нижняя палата в определенной степени отражала настроения общества, верхняя стремилась избегать конфликтов с ней. В частности, почти все важные решения думские решения времен войны одобрялись Советом (кроме тех, которые он не успел рассмотреть). В 1906 - 1907 гг. решения Думы по финансовым вопросам также неизменно утверждались верхней палатой, несмотря даже на возражения правительства. Думские проекты, направленные против контрреволюционных репрессий, отклонялись Советом по формальным мотивам.

В то же время в 1907 - 1914 гг. Государственная дума, избранная по "бесстыжему" Положению о выборах 3 июня 1907 г., не представлялась полноценным народным представительством. Поэтому Государственный совет обычно поддерживал правительство против него, внося существенные поправки или отклоняя думские проекты о либеральных преобразованиях, а также предложения о сокращении или, в отдельных случаях, повышении государственных расходов.

Определение членов Совета министров и Николая II, данное соответствующему проекту при его обсуждении (Крыжановский С.Е. Воспоминания. Берлин, б.г. С. 112 - 113).

Вопреки мнению правительства Совет отклонил лишь три важных проекта, из которых одному (о введении условного осуждения) правительство не придавало важного значения (его поддерживал лишь министр юстиции, а не председатель Совета министров), по второму (о введении земства в западных губерниях) сам император разрешил членам верхней палаты голосовать "по совести", по третьему (о введении городского самоуправления в Польше) имелись разногласия в среде министров .

ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 982.

Рассматривая общие итоги законодательства начала XX в., можно отметить следующее. Государственный совет отклонил целый ряд реформаторских проектов (о создании волостного земства, расширении веротерпимости, введении земства на большинстве окраин, введении условного осуждения, допуске женщин в адвокатуру, подчинении ведомству народного просвещения церковно-приходских школ и др.) и внес консервативные поправки в другие.

Тем не менее большинство реформ было одобрено верхней палатой. Из трех важнейших преобразований (крестьянского землевладения, местного суда, создания волостного земства) Совет одобрил два первых. Из других реформ значительное большинство также прошло через верхнюю палату. В частности, были приняты законы о распространении земского самоуправления на юго-восточные губернии, усилении финансирования местного самоуправления, введении и улучшении страхования промышленных рабочих от несчастных случаев и болезни, очень значительном увеличении расходов на народное образование, введении условного досрочного освобождения, разрешении суду засчитывать время предварительного заключения в срок наказания, введении права застройки, увеличении максимального срока аренды до 36 лет, уравнении женщин в наследственных правах (кроме внегородских земельных владений) и др.

Таким образом, именно Государственная дума определяла направление развития законодательства. Совет в соответствии с требованиями императора и правительства ограничивался корректировкой думских реформ, практически отказавшись от права законодательной инициативы и не пытаясь провести контрреформы.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Иванова О.В., адъюнкт кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России.

Права законодательного учреждения Государственному Совету были предоставлены Манифестом 20 февраля 1906 г. . Государственный Совет, как и Государственная Дума, наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями. Положения закона о том, что "законодательные предположения рассматриваются в Государственной Думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный Совет" и др., а также практика работы названных учреждений позволяют сделать вывод, что Государственный Совет превратился во вторую палату российского парламента, Дума стала первой палатой парламента.

Об изменении Учреждения Государственного Совета и пересмотр Учреждения Государственной Думы // ПСЗ-3. Т. XXVI. Отд. 1. N 27423.

Согласно Указу "О переустройстве учреждения Государственного Совета" от 20 февраля 1906 г. были радикально изменены принципы формирования Государственного Совета. Ранее его члены назначались царем, по новому же закону преобразованный орган состоял из двух категорий членов: назначаемых монархом и выборных. Названный указ содержит перечень пяти категорий выборных членов Государственного Совета: избираемые Синодом от православного духовенства (6 членов), избираемые от Академии наук и университетов (6 членов); выборные от промышленности и торговли (12 членов); выборные от каждого губернского земского собрания (по одному члену); выборные от дворянских обществ (18 членов). Был принят новый демократический избирательный закон от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу". Он содержал нововведение: к существовавшим ранее трем избирательным куриям (земледельческой, городской и крестьянской) добавилась еще одна - рабочая курия . Закон, однако, закреплял неравные представительства от каждой из четырех курий. Предусматривались многостепенные выборы, причем для каждой курии устанавливалось разное количество ступеней: двухступенные выборы для крупных землевладельцев и буржуа, четырехступенные - для крестьян и трехступенные - для рабочих. Крестьянству России, насчитывавшему 100 млн. человек, обеспечивалось значительное представительство в Государственной Думе (45% мест). Авторы избирательного закона надеялись на консервативные и монархические установки крестьян, но ошиблись. В I и II Государственных Думах крестьяне требовали ликвидации помещичьего землевладения.

Политическая история России: Хрестоматия для вузов. М. С. 574 - 578.

23 апреля 1906 г. были опубликованы "Основные государственные законы Российской империи" в новой редакции (из них было изъято определение "неограниченное" самодержавие) . В них устанавливалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Думой. Прерогативами императора объявлялись: пересмотр Основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами; объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, увольнение и назначение министров, помилование осужденных и общая амнистия.

Палиенко Н.И. Основные законы и формы правления в России. Ярославль, 1910. С. 78.

Однако и после появления Манифеста и Основных законов многие важные вопросы оставались неразрешенными. Какова будет отныне роль самодержавия, о котором в Манифесте не говорилось ни слова? Как сочетать самодержавие и Думу? Почему в Манифесте не упоминается о конституции? Каковы будут полномочия новой Думы? В советской историографии отмечалось, что акт 17 октября декларировал основные начала конституционного строя, однако это была юридическая, а не фактическая конституция. При этом авторы воспроизводили ленинскую точку зрения, согласно которой Манифест 17 октября был шагом по пути превращения абсолютизма в буржуазную монархию .

Тихомиров Л.А. Верховная власть и Основные законы. М., 1909.

Авторитетный эмигрантский исследователь, профессор В.В. Леонтович наиболее четко охарактеризовал либеральную точку зрения: Манифест 17 октября - это "переход к конституционному строю", а новые Основные законы - это дуалистическая непарламентская конституция.

По Основным законам 23 апреля 1906 г. никакой выработанный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного Совета. Тем самым власть российского императора утратила свой неограниченный характер. Согласно ст. 112 Основных законов Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения его царем.

В гл. 8 новой редакции Основных законов сформулированы принципы гражданской свободы: обязанности граждан (всеобщая воинская повинность (ст. 70) и всеобщая обязанность платить налоги); права подданных определены в соответствии со статьями Декларации прав (ст. ст. 72 - 74 касаются гарантий, предоставленных человеку в случае ареста или судебного преследования, ст. 75 гарантирует неприкосновенность жилища, ст. 77 - неприкосновенность частной собственности; в ст. 76 признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу; ст. ст. 78 - 80 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения; ст. 81 признает свободу вероисповедания). Утверждение этих принципов зависело от законов, регулирующих каждый отдельный случай из дарованных конституцией свобод, а также развития административной практики. Привести законодательство и административную практику в полное соответствие с конституционными принципами не удалось, хотя некоторые шаги в этом направлении все же были сделаны. Были приняты Указ от 24 ноября 1905 г. "О печати", Указ от 4 марта 1906 г. "О союзах и объединениях" и Указ "О собраниях" (также от 4 марта 1906 г.). Окончательное урегулирование этих проблем оставалось за народным представительством, однако Дума так и не смогла провести изложенные в новых законодательных актах положения в жизнь. Россия обладала сегментарной государственной формой, которая предполагает определенное разделение ролей между различными государственными институтами при осуществлении политической власти, но при отсутствии системы сдержек и противовесов и доминировании одного из органов власти (императора), жесткую централизацию и преобладание авторитарных методов управления при наличии ограниченных демократических свобод и самостоятельного местного самоуправления .

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С. 22 - 24.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: