Почему фреска микеланджело страшный суд возмущала многих церковных деятелей которые называли ее

Обновлено: 22.04.2024

Пожалуй, это самый знаменитый потолок в мире. Он находится в Ватикане, в Сикстинской капелле, и сюда стремятся миллионы посетителей, жаждущих своими глазами увидеть фрески Микеланджело.

Этот бесконечный поток людей не дает никакой возможности подробно рассмотреть шедевр. Туристам там запрещено останавливаться, можно только пройти, максимально замедляя шаг, задрав голову и разинув рот. Но, по крайней мере, остается ощущение сопричастности. Типа, я там был.

Грандиозная роспись, посвященная библейским темам, была сделана Микеланджело в 1508—1512 годах по заказу Папы Римского Юлия II. Первоначальная задумка была в том, чтобы расписать потолок декоративными узорами (так называемые гротески), по краям расположить апостолов, а над парадной дверью расположить образ Христа.

Однако Микеланджело такая программа показалась слишком упрощенной, не очень интересной для воплощения, и он убедил Папу дать ему самому возможность выбрать сюжеты для росписи. В результате мы имеем то, что имеем - мощное философское и гуманистическое послание, ставшее художественным воплощением мировоззрения Ренессанса.

Микеланджело взял за основу Ветхий Завет, буквально пересказав его в форме фрески, выстроив и сюжетно, и геометрически так, чтобы сборище разнообразных персонажей, событий и символов обрело стройность и четкое построение, будучи направленным к главному событию - возникновению человека.

Три сюжета с самом центре росписи - создание Адама, создание Евы и сцена грехопадения и изгнания из Рая - это, собственно, то, ради чего существует все остальное, начиная с отделения света от тьмы, и к чему ведет - включая предков Христа и сивилл с пророками, предсказавшими его явление.

Откровенно антропоцентристский характер всего построения отражает то изменение, которое произошло в Эпоху Возрождения в понимании мира и человека. Эту идею выразили словами Пико делла Мирандола и другие гуманисты, а живописно - Микеланджело Буанаротти. Речь о том, что Бог создал человека как свое главное творение с той целью, чтобы человек продолжал на Земле божественное дело по дальнейшему развитию и изменению мира и самого себя.

То есть Бог как бы делегирует часть своих полномочий человеку, и именно это делает человека образом и подобием божьим. И одновременно налагает на него огромную ответственность.

Центральный момент - это тот жест, которым Бог протянул свою руку Адаму, а тот ответно тянет к нему свои пальцы. Его кисть пока еще расслаблена, сам Адам еще безмятежен, и это последняя секунда перед тем, как своим прикосновением Бог обрушит на человека всю тяжесть ответственности за собственную жизнь и за весь мир, передав ему часть своей безграничной свободы, творческой энергии, разума, устремленности и всего того, что мы называем сейчас духовным миром человека.

Через мгновение человек станет самым противоречивым, самым счастливым и самым несчастным существом на свете.

Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью.

Лойола и иезуиты были одним из главных факторов влияния при создании обновленной инквизиции, или Священной канцелярии. Не меньшее влияние оказал честолюбивый и фанатичный доминиканец Джованни Караффа. В период между 1515 и 1522 годами Караффа состоял папским нунцием в Испании, где его, как и Лойолу, поразила эффективность машины испанской инквизиции. По возвращении в Италию он стал лидером благочестивого кружка из высокопоставленных священнослужителей, одержимых идеей восстановления чистоты и моральных устоев Церкви. Одним из средств достижения этого для Караффы и одновременного привлечения к себе внимания была кампания против фрески Микеланджело с изображением Страшного суда в Сикстинской капелле. Когда фреска была открыта для обозрения публикой в 1541 году, Караффа и его кружок подняли шум. Они были возмущены откровенным фаллическим символизмом Микеланджело, изображенной им сценой, в которой одного мужчину тащат за гениталии, а другие целуются, и с гневом осудили произведение как непристойное. Их негодованию скоро вторили коллеги-единомышленники, и критика не умолкала в течение ближайших двадцати четырех лет.

В 1551 году, например, видный доминиканец писал, что Микеланджело «превосходно изображает обнаженные тела людей и их половые органы» , и посетовал, что «совершенно неприлично повсеместно видеть всю эту наготу – на алтарях и в храмах Божьих» . В конце концов Тридентский собор постановил, что на фреске надлежит сделать «исправления» . В 1565 году для этой цели был специально нанят художник, который благопристойно облек все оскорбляющие взор выпуклости набедренными повязками и одеяниями. До сих пор сохранилась расписка, удостоверяющая в том, что он получил за свои старания «причитающуюся сумму в 60 скудо… в оплату работы, которую выполнил в 1565 году, прикрыв половые органы фигур в капелле папы Сикста» . К тому времени сам Караффа был уже мертв. Но его нападки на фреску в 1541 году вызвали сочувственный интерес папы Павла III, который произвел Караффу и пятерых других членов его кружка в кардиналы. В конце концов в 1555 году Караффа и сам стал папой; он взял имя Павел IV и занимал Престол Святого Петра вплоть до своей смерти в 1559 году.


Папа Павел четвертый предложил Микеланжело привести картину "в порядок" т. е. "прикрыть срамные части" на что мастер ответил "передайте папе, что это дело пустячное. Пусть он тем временем наведет порядок в мире, а навести порядок в живописи можно быстро. " Тем не менее Тридентский собор постановил прикрыть наготу фигур драпировками.

голышом в раю ни кто не ходит, тока бесы ходят нагие, тут вообще сборище Садомское, а не суд Божий, не Христа, не матери Его, ни ангелов, ни пророков, ни Бога сидящего на троне, тут ересь сплошная.

Представления о живших в эпоху Возрождения людях и об их портретных образах может быть искажены и не точны, если вдруг пройти мимо одного из основных титанов искусства – Микеланджело, о котором было принято думать, что он никогда не занимался написанием портретов. Так ли было на самом деле?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо вспомнить существенные подробности из биографии итальянского скульптора, мыслителя, поэта, архитектора и художника Микеланджело. Это позволит выяснить основные принципы, которым он следовал в художественных изображениях людей, раскрыть замысел в живописном оформлении Сикстинской капеллы и представить окружающую художника обстановку в моменты творения.

Как говорил о принципах Микеланджело его друг Вазари, он преклонялся перед красотой человеческой, всячески стараясь подражать ей в своем искусстве, всегда из прекрасного выбирая прекрасное.

Микеланджело, в стремлении к совершенству своего искусства, посвятил многие годы на изучение анатомии, углубляясь в познания строения и соединения мускул, жил, сосудов, костей, фиксируя все это на бумаге, не забывая про позы человеческих тел. Обретенные познания его, отображенные в его работах, были подчас выше знаний человека, посвятившего себя этой науке. Навыки по анатомии Микеланджело получил в монастырском госпитале, где ему приходилось добывать эти знания мучительной практикой и трудом, подрывая свое здоровье.

Микеланджело считал, что полные анатомические знания необходимы для изображения человека и движения его тела. Он даже желал и в старости заниматься изучением анатомии и написать руководство для своих учеников, несмотря на то, что многими был искренне разочарован.

Многие неверно считают, что Микеланджело пренебрежительно относился к изображению людей в портрете. Мотивируется это тем, что некогда художник не стал придавать портретных черт двум статуям, не примечательным представителям фамилии Медичи. Он посчитал, что через сотню лет никто и не вспомнит их лиц. Его предсказание сбылось.

В такой атмосфере недоброжелательности началась постройка лесов и дальнейшая работа, которая длилась около четырех лет. Все это время художник не допускал никого до своих работ, что ужасно разгневало Юлия II, желающего посмотреть на произведения, но не имеющего к этому доступа. Микеланджело стойко защищал свои творческие владения, что даже кидал с лесов на переодетого Папу мусор и доски, приведя того в бешенство.

В окружении недоброжелателей и любопытствующих художнику было чрезмерно волнительно, особенно от того, что первоначального плана росписи у него не имелось. Но основываясь на Книге бытия и тексте из Библии, Микеланджело стремился придерживаться сюжетной линии, которая потом резко меняется.

Он создает всю картину мира от самого его создания, переходя к Богу, затем к Адаму и Еве, изгнанию из рая, ковчегу Ноя, и так до «Всемирного потопа» и «Страшного суда».

Вся его роспись огромной площади Сикстинской капеллы с первого взгляда не имеет отношение к портретной тематике, в конкретном значении, но все лица персонажей, от пророков до рабов, вынуждают задуматься о прообразах, которые вписывал Микеланджело по памяти. Зарисовки сохранились на листах бумаги, что свидетельствует о заранее заготовленных рисунках, которые художник делал с живых людей. Многие из них были очень узнаваемы, так как были не последними людьми в эпоху Возрождения.

Закончив работать над сводом. Микеланджело переходит на алтарную стену, где размещает «Страшный суд». Почерпнув из Нового завета сюжет, он представляет облачную композицию в которой располагаются парящие человеческие тела, но замысел адской картины мира был навеян «Божественной комедией».

Не удивительно тогда, почему спустя много столетий, в «Страшном суде» были обнаружены изображения не только вдохновляющих друзей Микеланджело: Данте, маркиза Пескара, Беатриче, но и собственный автопортрет, с портретами недоброжелателей.

В центре фрески находится Христос, вершащий суд, а у его ног Варфоломей, лысый старик с рыжей бородой. Этот старец держит в правой руке нож, а в левой - содранную кожу человека. Эта кожа, искаженная мукой и болью, олицетворяет Микеланджело. А вот палачом, Варфоломеем, Микеланджело с поразительным сходством изобразил писателя Пьетро Аретино.

Аретино был блистательным и могущественным человеком, популярным драматургом, венецианцем и другом Тициана. Но больше всего был известен излишней высокой самооценкой, мстительностью и злопамятностью. Он вознамерился оказать не только свое покровительство Микеланджело, но и навязать ему новый сценарий «Страшного суда», расписав подробно свое виденье в личном письме мастеру. Микеланджело оценил по достоинству перо Аретино, но ответил ему отказом, так как не собирался отступать от намеченной в работе линии, что драматургом было расценено как смертельное оскорбление. Более того, он так же получил отказ о демонстрации ему работы. Злопамятный Аретино никак не мог простить такое обхождение, и затаил, в ожидании подходящего случая, злобу.

Случай для мести не заставил себя долго ждать. Аретино подговаривает папу Павла III и церемониймейстера Чезена наведаться для оценки «Страшного суда». Они приказали художнику скрыть все срамные части голых людей, что это является достойным только кабаков и бань. На что, после их ухода, Микеланджело поместил их фигуры с портретными сходствами в ад. Как не просили художника убрать изображение папы из картины, но тот оставил его без изменений.

За такое возмутительное поведение, художника обвиняли в связях со сторонниками Лютера, что могло послужить поводом для казни, но известность Микеланджело позволила избежать расправы. Фреска «Страшный суд» тоже оставалась неприкосновенной, но до тех пор, пока был жив художник. После его смерти, ученик предатель де Вольтерра, навсегда изуродовал работу Микеланджело, накинув на красивые голые тела драпировки.

Мог ли предугадать Микеланджело такие последствия для своего «Страшного суда»? Скорее всего – да. Но главное, что никто не посмел вмешаться в портреты его современников, что остается главным от него наследием.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Почему на фреске Микеланджело в святом месте так много обнажённых тел? Что это - искусство, скандал или богохульство? Под святым местом понимается Сикстинская капелла. И в этой статье пойдёт речь о фреске Микеланджело - Страшный суд.

По заказу Папы Павла III Фарнезе (1534 - 1549 гг. правления) Микеланджело расписал алтарную стену в Сикстинской капелле. Великий гений Возрождения создал настоящий шедевр - Страшный суд.

Кратко о сюжетах на фреске Микеланджело "Страшный суд"

Согласно христианской концепции мессия (Иисус Христос) явился на землю. Был распят и на третий день воскрес. И будет второе Его пришествие, и будет Суд. Во время этого Суда грешники попадут в ад, а праведники - в рай.

Как раз этот кульминационный момент изображён на фреске Микеланджело.

Это Иисус Христос и святая Дева Мария:

Иисус поднимает свою правую руку вверх, как бы возвещая о том, что настал час суда, когда каждому воздастся по его заслугам. Вокруг них вереница праведников.

Это проклятый, которому явно не суждено попасть в рай:

В левом нижнем углу восстают мёртвые, их кости покрываются плотью и кожей, чтобы предстать на суд:

А в правом нижнем углу изображён ад и Харон, который перевозит души умерших через реку забвения в подземное царство мертвых:

В самом верху мы видим ангелов, которые держат орудия страстей Христовых:

Это очень кратко об этой фреске. На самом деле, я могу о ней рассказывать несколько часов подряд. Но тогда мы отклонимся от темы статьи.

Почему на своей фреске Микеланджело изобразил человеческие тела обнаженными?

Обратите внимание, сколько обнажённых человеческих тел изображено повсюду. Почему Микеланджело на это решился, и как Папа Римский допустил такую "порнографию" в святом месте?

Существуют разные мнения по этому поводу. Некоторые утверждают, что мускулистые мужеподобные фигуры женщин и сюжет с поцелуем родственников являются проявлением нетрадиционной ориентации художника.

В интернете можно найти много всяких версий. Но в этой статье я хочу выразить моё мнение по этому вопросу.

Во-первых, Микеланджело был очень религиозным человеком. И его фреску ни в коем случае не следует рассматривать как богохульство.

Во-вторых, он был, прежде всего, скульптором, а не художником. Именно поэтому мы видим объёмное изображение тел на его фресках. Прорисован каждый мускул. Микеланджело очень хорошо знал анатомию человеческого тела, и он восхищался его красотой.

В-третьих, он был отличным учеником античных ваятелей. Он изучал древнегреческие скульптуры и их древнеримские копии. Часами проводил около торса Бельведерского, чтобы понять технику и умение древних скульпторов.

Почему эпоха Возрождения получила такое название? Потому что речь идёт о возрождении античных ценностей.

В то время Папы Римские имели в своих коллекциях античные статуи, изображающие человеческое тело, и это не было скандалом.

Правда, когда фреску Микеланджело увидел папский церемонимейстер Бьяджо да Чезена, он её высмеял и сказал, что она достойна бани или иного подобного заведения. За эти слова Микеланджело ему отомстил, изобразив его в образе бога подземного царства Миноса. И видно, что змей кусает его за самое интересное место:

А вы обратили внимание, что некоторые фигуры одеты или самые интимные места прикрыты повязками?

В истории был период жёсткой Контрреформации, когда Папы Римские хотели уничтожить эту фреску. Тогда художник Даниеле да Вольтерра предложил её оставить, но одеть обнажённые фигуры.

Не только Даниеле да Вольтерра, но и другие художники в последующие века "прикрывали неприглядную наготу" фрески Микеланджело.

Когда в 90-ые прошлого века эту фреску реставрировали, то решили убрать "одежку". Оставили только у некоторых персонажей, чтобы сохранить историческую память о периоде "замазывания".

И я рада, что сейчас мы видим эту фреску почти в том виде, как её задумал Великий Микеланджело.

Хотите еще больше узнать о Риме и о жизни в Италии? Тогда ставьте лайк и подписывайтесь на мой Яндекс.Дзен , чтобы не пропустить новые публикации.


Откровенно непристойная роспись, учинившая предательство Евангельской истины – именно такой оценке со стороны папского двора удостоилась огромная фреска, покрывающая всю стену за алтарем Сикстинской капеллы в Ватикане. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Работа, которой мастер посвятил более пяти лет, впоследствии стала величайшим шедевром западного искусства.

Кто изображен на фреске Микеланджело

«Страшный суд» всегда был одной из основополагающих тем для больших церковных фресок, традиционно занимавших место с тыльной стороны над главным входом в церковь. Размещение росписи над алтарем было крайне необычно – это ломало устоявшиеся каноны, вызывало возмущение и нещадную критику.

страшный суд микеланджело

Фреска «Страшный суд» Микеладжело (1536-1541)

Несмотря на то, что при написании фрески художника вдохновляла, прежде всего, Библия со сценами из Апокалипсиса и произведения Данте «Божественная комедия», Микеланджело в своей работе передал собственное философское видение трагедии дальнейшей человеческой судьбы. Кроме того, изображенные персонажи были довольно узнаваемы.

На фоне голубого неба в центре – Дева Мария и судья Христос, жестом руки определяющий судьбы людей. Некоторые исследователи считают, что лицо Иисуса – не что иное, как портрет Томмазо Кавальери – любимого ученика мастера.

Микеланджело «Страшный суд» – секреты знаменитой фрески

Портрет Томмазо Кавальери

Немецкий историк-искусствовед Генрих Вильгельм Пфайффер в своей знаменитой книге «Сикстинская капелла: новый взгляд» писал:
Впервые художник осмелился нарисовать неузнаваемый лик Христа. Как это могло произойти всего в нескольких шагах от церкви, в которой поклонялись истинному образу Иисуса? Он скорее напоминает один из бюстов Аполлона Бельведерского времен язычества.

Рядом с Христом его мать Дева Мария с опущенным вниз лицом, чтобы не видеть своего сына в акте правосудия – теперь ее заступничество не имеет никакой силы. Считается, что Микеланджело изобразил здесь своего близкого друга и почитательницу его таланта Витторию Колонна – дочь Фабрицио Колонна и Агнессы ди Монтефельтро, являвшихся одним из благороднейших семейств Италии.

Среди окружающих Богородицу и Христа фигур, историки отметили удивительное сходство изображенного Святого Варфоломея с Пьетро Аретино – итальянским писателем, сатириком и шантажистом, оказавшим сильное влияние на искусство и считающимся прародителем современной эротической литературы. В своих руках он держит содранную шкуру с автопортретом самого Микеланджело. Возможно, так художник отметил свое видение сыпавшейся на него со стороны Аретино клеветы после того, как Мастер не принял его советов при работе над фреской.

Отдающий обратно Иисусу Христу ключи от церкви, Святой Петр имеет сходство с обликом Павла III Алессандро Фарнезе (1534 – 1549), возглавлявшим в то время папский престол.

микеланджело Страшный суд

Святой Петр на фреске Микеланджело

В самом низу росписи, среди тел, воскресающих после смерти, можно различить фигуру, наполовину показавшуюся из-под земли в облике Джироламо Савонаролы.

микеланджело Страшный суд

Савонарола на фреске Микеланджело

Итальянский религиозный проповедник, принадлежавший к ордену доминиканцев, по обвинению в раскольничестве был отлучен от церкви папой Александром VI, повешен и сожжен на костре в 1497г. как еретик. Изображая его в таком образе, Микеланджело как настоящий провидец предрек беатификацию Савонаролы, которая состоялась спустя сотни лет – в 1997 году во Флоренции.

Микеланджело «Страшный суд» – секреты знаменитой фрески

Портрет Джироламо Савонарола

В нижнем правом углу «Страшного суда» Микеланджело изобразил в образе Миноса – главного Судьи преисподней – церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена.

Микеланджело Страшный суд

Бьяджо да Чезена в образе судьи Миноса

Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». За столь нелестный отзыв, Микеланджело дорисовал ему уши осла, явно намекая на умственные способности Чезены. Униженный Бьяджо даже пожаловался Папе, который ответил ему, что у него нет никакой власти ни над адом, ни над чертом, и посоветовал самому договариваться с художником.

Музеи Ватикана — история шедевров и «зеркало» эпох

Погрузиться во времена сотворения великих шедевров и открыть важные этапы истории и культуры Рима

€160 за экскурсию

Вечерняя экскурсия по музеям Ватикана

Творения мастеров Возрождения, интриги римских пап и совершенная красота Сикстинской капеллы

€195 за экскурсию

Микеланджело «Страшный суд» – секреты знаменитой фрески

Вечерняя прогулка по Ватикану

Насладиться знаменитыми произведениями искусства в галереях ватиканских музеев

€157 за экскурсию

Секреты фрески, ставшие достоянием

Микеланджело Страшный суд, сикстинская капелла

Сикстинская капелла. Фреска «Страшный суд»

Лишь более двадцати лет спустя, сразу после смерти великого мастера в начале 1564 года, Конгрегация Трентийского Совета постановила прикрыть неприличную наготу изображенных на фреске фигур. Художник Даниеле да Вольтерра – искренний и ярый поклонник Микеланджело, которому было поручено закрасить гениталии, пытался максимально сохранить оригинальную роспись и свести изменения к минимуму. Однако вскоре его работа была прервана из-за кончины папы Пия IV в декабре 1565г., так как часовню требовалось освободить от строительных лесов для проведения похорон и сбора конклава.

Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала во времена Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Однако никто из них так и не посмел полностью уничтожить картину, ограничиваясь лишь вуалированием отдельных фрагментов. В общей сложности было перекрашено около 40 фигур в технике fresco secco, когда изменения наносились по сухой штукатурке. Это значительно облегчило восстановление оригинальной работы Микеланджело во время последней реставрации капеллы, начавшейся в 1990 году. Было принято решение удалить некоторые поздние правки, добавленные после 1600 года, оставив лишь изменения, внесенные в роспись Даниеле да Вольтерра.

Микеланджело «Страшный суд» – секреты знаменитой фрески

Сикстинская капелла Ватикана

Строительство Сикстинской капеллы, начатое в 1475 году, было практически завершено к весне 1481 года. Над росписью стен работали лучшие флорентийские мастера, а Пирматтео Лауро ди Амелио украсил.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: