Почему для государства важно чтобы никто не уклонялся от уплаты налогов

Обновлено: 24.04.2024

Таким вопросом в последнее время задается немалая часть жителей нашего края. Для того чтобы дать ответ необходимо разобраться в том, что же такое налоги и куда они направляются.

На страницах налогового вестника мы ответим на этот крамольный вопрос и попутно рассмотрим основные вопросы налогообложения и налогового администрирования в Агинском Бурятском округе.

Налоги – это плата общества за выполнение государством его функций. Это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованной стране. Каждый из нас полагается на государство, которое может обеспечивать национальную безопасность, сохранение окружающей среды, защиту от внешней экспансии, гражданский мир, хорошие дороги, доступ к образованию и здравоохранению и множество других услуг. Для выполнения своих функций государству нужны средства, значительная часть которых формируется за счет налоговых поступлений. Понятна важность и значимость труда налогового инспектора, от результатов которого зависит экономическое развитие страны и благополучие ее граждан.

– Наш бюджет

Налог на прибыль организаций

Налог на добавленную стоимость

Платежи за пользование природными ресурсами

Земельный налог

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Налоги на совокупный доход

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

520 млн. руб

230 млн. руб

139 млн. руб

1 388 млн. руб

328 млн. руб

2 212 млн. руб

Общий объем поступлений налогов и сборов от налогоплательщиков, состоящих на налоговом администрировании в Инспекции, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году (включая страховые взносы на обязательное страхование) составил 5 млрд. руб.

Поступления в консолидированный бюджет Забайкальского края составили 2 млрд. 848 млн. руб., что составляет 35.9% от общих поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Поступления в бюджеты муниципальных образований составили 1 млрд. 162 млн. руб., что составляет 15.3% от общего числа поступлений в консолидированный бюджет Забайкальского края. В целом, объем налоговых поступлений по имущественным налогам за 2018 составил 75 млн. 518 тыс. руб.

Что происходит с долгами по налогам?

Они растут, и с каждым днем долговое бремя неплательщика будет уверенно расти за счет обрастания пенями, штрафами и судебными издержками. Немаловажно и то, что должник понесет репутационные издержки, так как налоговая задолженность не является налоговой тайной и информация о ней общедоступна на сайте ФССП где каждый может узнать о наличии либо отсутствии задолженности .

Несмотря на то, что сегодня основной принцип работы налоговой службы с должниками в добровольном и досудебном урегулировании задолженности з а 4 месяца 2019 года сумма поступлений по имущественным налогам составила 8 млн. 849 тыс. руб.

Сегодня налоговая служба совместно с судебными приставами, органами прокуратуры и местного самоуправления применяет комплекс мер по принудительному взысканию задолженности. В декабре 2018 года губернатором Забайкальского края Александром Осиповым и Руководителем Управления ФНС России по Забайкальскому краю Ириной Войлошниковой был подписан план совместной работы направленный на пополнение краевого и местных бюджетов. Важно отметить что, местные налоги играют значимую роль в стабильности и финансовой обеспеченности бюджетов муниципальных образований. Поэтому рост поступлений налоговых доходов является одним из приоритетных направлений совместной деятельности налоговых органов и местных органов власти.

Совсем скоро, с 1 июля, начнется рассылка новых налоговых уведомлений и их рассылаются сотни тысяч. Что делать честному налогоплательщику, если он сомневается в данных содержащихся в уведомлении?

Для налогового органа первостепенное значение имеет качество оказания государственных услуг. В большинстве своем подобные ситуации возникают из-за ошибок при регистрационных действиях налогооблагаемого имущества и будет преждевременно винить только инспекцию, так как при формировании налоговых уведомлений мы опираемся на данные из соответствующих регистрирующих органов. Для нас важно разобраться в корне каждой проблемы, и мы стараемся точечно разобраться в сути обращения каждого отдельно взятого налогоплательщика.

В соответствии с налоговым кодексом такие регистрирующие органы как ГИБДД, органы, осуществляющие кадастровый учет и госрегистрацию права на недвижимое имущество обязаны сообщать сведения в налоговый орган в течение 10 дней со дня регистрации. Кроме того ежегодно регистрирующие органы обязаны представлять информацию перед началом формирования налоговых уведомлений. (для ред. Просим выделить отдельным абзацем жирным шрифтом)

Если же кто-то из читателей столкнется с такой ситуацией, то мы рекомендуем обратиться к сервису «Жизненные ситуации» в личном кабинете налогоплательщика или же обратиться в налоговый орган, изложив суть проблемы.

Есть проблема!

Практика работы налоговой службы показывает, что основная масса вопросов возникает при исчислении транспортного налога

Самая распространенная проблема это начисление налога на уже проданный автомобиль. Важно отметить, что при продаже по доверенности, налог обязан уплачивать не фактический владелец, а юридический собственник. Неважно владеете вы или нет автомобилем фактически, где он находится и в каком состоянии пребывает, если существует действующая регистрация, то налоги, и не только они, будут приходить на имя и по адресу собственника, на которого эта регистрация оформлена.

Из практики можно обратиться к случаю с налогоплательщиком, которому в течение нескольких лет начислялись налоги на большегруз после его продажи. В данном конкретном случае нами был проведен ряд мероприятий, в том числе неоднократные запросы в органы ГИБДД. Отметим, что, в конце концов, был произведен перерасчет на сумму более чем 13 тысяч рублей.

Качество ведения базы данных регистрирующих органов напрямую влияет на корректное начисление имущественных налогов (для ред. Просим выделить отдельным абзацем жирным шрифтом)

Почему мы должны платить налоги?

Потому что поступления от местных налогов расходуются на решение вопросов местного значения. Подавляющую долю занимают расходы, связанные с нашим жизнеобеспечением.

Более половины всех расходов местного бюджета идет на социально-культурные мероприятия: образование, здравоохранение, ЖКХ и многие другие вопросы. Обеспечение малоимущих нуждающихся в улучшении жилищных условий, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, и других вопросов.

Более того мы все хотим, что бы в наших домах было светло и тепло, чтобы наши дети получили достойное образование от яслей до высшего, а в экстренной ситуации к нам моментально приехала скорая помощь, служба спасения. Все это, как и содержание дорог, функционирование общественного транспорта и многое другое финансируется из наших с вами налогов.

Другой вопрос: «куда направляются уплаченные мной налоги?» не дает покоя практически каждому налогоплательщику в момент расставания с денежными средствами. Этот вопрос честный налогоплательщик может задать уже органам местной власти.

Постскриптум

Налоговая служба это, прежде всего фискальный орган власти, обладающий широким спектром действенных мер по взысканию задолженности. Но, как упоминалось выше, для администраторов налогообложения самое главное это своевременная и осознанная уплата налогов.

Сегодня важно, что бы наши жители относились к налогообложению как к заключению общественного договора, по которому граждане создают государство как аппарат по производству общественных благ и договариваются об объеме и финансировании этого производства, о распределении благ и т. д. Существенный элемент договора — его цена. А это, по сути, и есть налоги.

Полное или частичное отсутствие налогов, означало бы полное или частичное отсутствие производства общественных благ: социальной поддержки, оборонной мощи и многих других вещей без которых государство не сможет вести нормальную внутреннюю и внешнюю политику.

Земельный налог - что изменилось в 2019 году?

По земельному налогу физических лиц вступил в силу целый ряд изменений, которые в рамках исполнения Послания Президента Российской Федерации направлены на социальную поддержку некоторых слоев населения и смягчение налоговой нагрузки. Данные изменения введены в действие Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ (далее - Закон)

1) Начиная с налогового периода 2018 года, в качестве дополнительных мер социальной поддержки для многодетных к числу льготников, имеющих право на налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 600 кв.м в отношении одного земельного участка, отнесены физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (далее – многодетные) (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ в редакции Закона ).

2) Начиная с налогового периода 2018 года, в п. 10 ст. 396 НК РФ включено правило предоставления налоговых льгот физическим лицам без заявлений в налоговый орган: в случае, если налогоплательщик, относящийся к категориям лиц, указанным в пп. 2 – 4, 7 – 10 п. 5 ст. 391 НК РФ (пенсионеры, инвалиды, лица предпенсионного возраста, многодетные), и имеющий право на льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами.

Такой порядок представления льгот носит название – «проактивный» порядок. Укажем, что практика показывает, что пока что все же быстрее и надежнее всего представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу лучше всего представить вместе с заявлением в налоговый орган самому заявителю.

3) Начиная с налогового периода 2018 года, ст. 396 НК РФ дополнена п. 17:

"В случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка (без учета положений п. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пп. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в размере, равном исчисленной сумме налоге (без учета положений пп. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пп. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога."

Говоря проще, если сумма земельного налога за земельный участок, по каким-то причинам повысилась, то это повышение не может быть больше 10% по сравнению с предыдущим годом.

Коэффициент 10-ти процентного ограничения роста налога не применяется при исчислении налога в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, в связи с несвоевременной застройкой которых за соответствующий налоговый период для расчета налога применены коэффициенты 2 или 4.

4) Со дня официального опубликования Закона переносится с 1 ноября на 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, предельный срок для возможности подачи налогоплательщиком-физическим лицом в налоговый орган уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого будет применяться налоговый вычет (п. 61 ст. 391 НК РФ ). Это позволит реализовать возможность представления уведомления в отношении земельного участка, права на которые возникли в течение последних двух месяцев года.

5) С налогового периода 2020 года абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ (в редакции Закона), устанавливающий предельное значение налоговой ставки в размере, не превышающей 0,3 %, излагается в новой редакции в отношении земельных участков: «не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 2019 года гражданам не надо платить транспортный налог за угнанные машины

Сведения о возврате транспортного средства, находящегося в розыске, представляются в налоговые органы в виде документа от уполномоченных правоохранительных органов, ведущих или инициировавших розыск, либо в рамках информационного обмена, предусмотренного ст. 85 Кодекса.

Налог на имущество физических лиц - какие важные изменения вступили в силу в 2019 году?

По налогу на имущество физических лиц вступил в силу целый ряд изменений, которые в рамках исполнения Послания Президента Российской Федерации направлены на социальную поддержку некоторых слоев населения и смягчение налоговой нагрузки. Данные изменения введены в действие Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ (далее - Закон)

1) Во исполнение Послания Президента РФ, начиная с налогового периода 2018 года, в ст. 403 НК РФ внесены изменения, увеличивающие размер налоговых вычетов для жилых помещений многодетных семей, то есть имеющих 3 и более детей.

В частности, налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения, находящихся в собственности многодетных семей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 кв.м в отношении квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв.м в отношении жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Указанный вычет предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома) в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пп. 6, 7 ст. 407 НК РФ, в том числе в случае непредставления в налоговый орган заявления о предоставлении налоговой льготы или уведомления о выбранном объекте.

2) Начиная с налогового периода 2018 года «проактивный» порядок предоставления налоговых льгот (то есть порядок при котором налоговые льготы представляются физическим лицам без заявлений в налоговый орган) вводится Законом для расчета налога с использованием имеющихся у налоговых органов сведений о «льготниках», относящихся к пенсионерам, инвалидам, лицам предпенсионного возраста и владельцам хозпостроек площадью не более 50 кв.м, указанных в пп. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ.

3) Аналогично поправкам, касающимся земельного налога, Законом изменен срок для возможного представления уведомления о выбранном объекте недвижимости в отношении которого применяется налоговый вычет: с 1 ноября на 31 декабря года, являющегося налоговым периодом (поправка в п. 7 ст. 407 НК РФ ). Это позволит реализовать возможность представления уведомления в отношении объекта, права на которые возникли в течение последних двух месяцев года.

4) Со дня официального опубликования Закона урегулирован вопрос об исчислении налога в отношении объектов, прекративших существование в т.ч. в результате сноса или уничтожения (п. 2.1 ст. 408 НК РФ в редакции Закона ). В таких случаях исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения на основании заявления, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.

С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта. В случае, если такие документы в налоговом органе отсутствуют, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта, у лиц, у которых имеются эти сведения.

Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения утверждается ФНС России (до утверждения указанной формы может применяться рекомендуемая, направленная письмом ФНС России от 14.11.2018 № БС-4-21/22148 ).

Россияне стали чаще оправдывать уклонение от налогов, на что влияет не только падение доходов и рост неуверенности в будущем, но и нежелание государства отчитываться перед налогоплательщиками за расходование их денег.

Допускающих неуплату налогов россиян в кризис стало почти на треть больше, показало исследование Центра стратегических разработок (ЦСР) «Налоги глазами россиян». В декабре 2019 г. 35% респондентов на вопрос «Как вы относитесь к ситуации, когда физические лица уклоняются от уплаты налогов?» отвечали, что не уплачивать налоги иногда допустимо. В мае 2020 г. так ответили уже 45%. Еще сильнее – с 54 до 35% – упала доля тех, кто считает налоги обязательными к уплате и нельзя оправдать тех, кто их не уплачивает. Одновременно с 11 до 20% выросла доля тех, кто затруднился ответить.

Динамику эксперты ЦСР связывают в первую очередь с шоковым падением уровня доходов россиян в марте – мае и опасениями о будущем. Более 60% респондентов отметили снижение доходов в мае по сравнению с февралем 2020 г. Около 53% респондентов ЦСР в мае высоко оценили риск снижения заработной платы в дальнейшем.

В такой ситуации идея не платить налоги оправдывается людьми стремлением выжить, которое оказывается сильнее при изначально слабой поддержке государства и невозможности заработать. Но само по себе все это едва ли привело бы к такому сильному изменению настроений – падение доходов и страхи о будущем, похоже, усилили имеющиеся представления россиян и ухудшили отношение к институту налогообложения в России.

Занятые, полузанятые и совсем не занятые

Чтобы добросовестно и осознанно выполнять налоговые обязательства перед государством, людям важно понимать, как уплачиваемые ими налоги влияют на их жизнь, говорит руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян. Но только 12% опрошенных ЦСР в декабре 2019 г. россиян сказали, что знают, на какие цели государством расходуются поступившие в бюджет налоговые платежи, и регулярно следят за этой информацией.

Еще 38% респондентов о расходах государством собранных налогов не знают ничего – чаще других это люди со средним образованием, безработные, бюджетники, госслужащие и военные (среди них – 60%). Также чаще встречаются люди с низким уровнем дохода и сложным материальным положением. Абсолютное большинство из незнающих все же хотели бы знать, куда государство тратит налоги.

В кризис у одной части людей – со слабой налоговой и финансовой грамотностью – обострилось непонимание, куда идут их налоги, которые воспринимаются нередко просто как обязательное изъятие денег, которые нужно платить под угрозой наказания.

У другой – меньшинства, имеющего представление, как работает бюджет, – сомнения, что налоги действительно эффективно расходуются. Это люди, разочаровавшиеся в действиях правительства в кризис из-за того, что они платят налоги, а в результате помощи от государства не дождались или получили ее мало и поздно, считает руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина.

Да, в кризис государство демонстрирует интенсивную поддержку (счет мер пошел на десятки). Но обычным гражданам сложно уследить из новостей за информацией и разобраться, на что конкретно идут деньги из бюджета, считает Айрапетян: в результате непонимание, куда тратятся средства бюджета, растет, что в условиях снижающихся доходов граждан дополнительно снижает мотивацию платить налоги.

Главный экономист ЕБРР: «Россия более коррумпирована, чем можно ожидать»

Сергей Гуриев о главных проблемах российской экономики, несправедливости пенсионной реформы и программе Навального

Государство в лице ФНС старалось улучшить налоговую культуру – в последние годы налоговики стали более сервисно-ориентированными, удобными в онлайне. Но налоговая культура – это не вопрос доступности и удобства сайта, замечает Суслина. Россияне часто не знают основ рыночной экономики, не понимают, для чего платить налоги, почему их нельзя не платить, как их контролировать, чтобы расходовать эффективно.

Понять, что такое налоги, мешает само государство, которое не отчитывается перед гражданами за расходы, а его высшие руководители и чиновники регулярно заявляют, что деньги в бюджете – государственные (а не налогоплательщиков) т. е. не надо к ним даже подходить. Высокопоставленные лица в России самого высокого ранга тоже впитали советскую парадигму, у них нет понимания, что они ответственны перед налогоплательщиками, говорит Суслина.

Сейчас эта проблема обострилась: политики демонстрируют непонимание, что оказание помощи обычным налогоплательщикам – это не проедание денег, а то, что будет способствовать выходу из кризиса. Обывателям с федерального экрана повторяют: государственные деньги, бюджет поможет – это создает впечатление, что бюджет к ним не имеет никакого отношения, они тут ни при чем. Зачем тогда платить налоги в бюджет?

Сильный рост готовности россиян не платить налоги показывает среди прочего и роль денег в сегодняшней России. Когда резко падают доходы, возникает высокая неопределенность, а поддержки особо ждать не от кого, то деньги компенсируют слабую институциональную среду в стране и низкое доверие к государственным институтам. Человек мало на что может опереться, кроме как на деньги, – если они у него останутся, у него есть шанс, например, откупиться. Такое представление также работает на усиление стимулов не платить налоги в кризис.

Ухудшение отношения к институту налогообложения еще не означает автоматически переход к неуплате налогов, тем более что мониторинг ФНС значительно улучшила, а репрессивные функции автоматизировала. Но время играет, похоже, против налоговой культуры. Возвращение к прежним показателям отношения к уплате налогов прямо зависит от динамики безработицы и уровня доходов, прогнозирует Айрапетян. Когда они вернутся на прежние, докризисные, показатели, полагает он, тогда можно попытаться обнаружить возврат налоговой дисциплины к прежнему уровню. К концу 2020 г. ЦСР на основе экономических ожиданий прогнозирует рост количества безработных до 10–12 млн человек, что в 2,7 раза выше, чем в 2014–2015 гг.


Одной из основных проблем, с которой в современных реалиях сталкиваются многие государства, в том числе Российская Федерация, является уклонение или неуплата налогов и сборов. Возникающая в связи с этим ситуация пагубно сказывается не только на аппарате власти, но и на населении страны в целом. В связи с тем, что государственная казна недополучает определенных денежных средств, на которые она рассчитывает и, в соответствии с этими расчетами, планирует дальнейшую политику, ряд отраслей остаются недофинансированными. Как отмечает Тищенко А. Н., при исследовании данного вопроса, на макроуровне данное явление приводит к недостаточному поступлению денежных средств в бюджеты различных уровней и, как следствие, недостаточному финансированию расходов, направленных на развитие социальной сферы. Другими словами, недофинансированными остаются такие жизненно необходимые составляющие общественной жизни, как образование, медицина, защита и охрана прав, свобод и законных интересов личности, культура, охрана окружающей среды, поддержка малообеспеченных слоёв населения и людей с физическими недостатками и многие другие [1, 119–125].

Но прежде чем переходить непосредственно к причинам уклонения от уплаты налогов, целесообразно будет определиться с тем, что же из себя представляет данное явления, или иными словами, дать определение термину. По моему мнению, следует обратиться к работе Ермаковой Е. А. Согласно ей, уклонение от уплаты налогов представляет собой способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. При этом умышленным считается деяние (действие или бездействие), совершенное лицом осознано, которое желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких деяний [6, 147–151].

Теперь, когда мы раскрыли данный термин можно переходить непосредственно к теме данного исследования — причины возникновения уклонения от уплаты налогов. Сразу хотелось бы оговориться, что исчерпывающего перечня не существует. Во-первых, учёные по-разному классифицируют обстоятельства или факты, способствующие совершению данного правонарушения или даже преступления. Во-вторых, при разработке данной проблемы, носящей массовый характер, нередко исследователи перестают видеть в цифрах людей. То есть, «человеческий фактор» перестаёт учитываться, что, по моему мнению, недопустимо. В начале любой проблемы лежит её социальная особенность, обладающая огромным значением, она может, как подтолкнуть к совершению противоправных деяний, так и воспрепятствовать совершению таковых. В данной работе указанному критерию будет уделено особое внимание.

Предлагаю к рассмотрению следующую классификацию указанных причин: экономические, политические, психологические, социальные.

  1. Политические причины. Проявляются в тех случаях, когда государство в своём стремлении пополнить казну начинает ущемлять интересы граждан, путём использования налоговых механизмов. В данной ситуации человеку, да и населению в целом, видится предпочтительным вариант уклонения от уплаты налога, для удовлетворения своих нужд. Ещё один важный фактор, играющий значительную роль в причинах уклонения от уплаты налога, это несправедливое перераспределение аккумулированных денежных средств. На сегодняшний день, практически не осуществляется регулирование некоторых видов деятельности, в виду, которого происходит чрезвычайно высокий рост организаций, связанных с добычей различного рода сырья, в виду своей относительной простоты и минимизации затрат. Итогом служит огромная зависимость государства от данного вида деятельности и динамики стоимости этого ресурса. Заслуживает внимания и тот факт, что большинство ученых и практиков считают, уклонение от уплаты налогов проявлением неэффективной налоговой системы. Своё подтверждение данный аргумент находит в исследованиях Д. Р. Песковой, которая считает, что весомой причиной ухода фирм в тень является несоответствие размера налоговых выплат количеству и качеству общественных благ, создаваемых государством [2, 14].
  2. Экономические причины. Наиболее полно проявляется в секторах экономики связной с производством сельскохозяйственной продукции. Данный вид деятельности специфичен, во-первых, своей сезонностью, во-вторых, непрогнозируемость. Граждане, занимающиеся данным видом деятельности, не могут точно просчитать ожидаемую прибыль, так как зависят от ряда факторов (отсутствие в определённые периоды оборотных активов), в том числе и непредвиденных (погодные условия, плодородность почвы и т. д.). Однако налоговое бремя не учитывает эти особенности, что затрудняет своевременное исполнение налогоплательщиком своей обязанности. Уклонение от уплаты налогов имеет отрицательные последствия, как для экономики, так и для государства в целом. В случае неполучения государственным бюджетом спрогнозированных денежных сумм, правительство будет вынуждено вносить непредвиденные корректировки, связанные с ограничением реализации некоторых государственных программ (например, не выплата заработной платы работникам, находящимся на государственном обеспечении). Также следует отметить одни из самых актуальных причин уклонения от уплаты налогов в России — нарушения налогового законодательства зачастую возникают из-за высоких налоговых ставок и низкого уровня жизни [3, 267].
  3. Социальные причины. Основной задачей налогов является обеспечение существования и деятельности государства, выполнение им своих функций. В конституции РФ закреплено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1, статья 7) [7]. Следовательно, аккумулированные денежные средства должны не только покрывать расходы государства, но и удовлетворять интересы граждан, служить инструментом социальной политики. По мнению В. Ю. Бурова и В. С. Потаева, «… налоговая система должна выполнять регулирующую функцию и служить инструментом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса. Эффективная налоговая система позволяет оптимизировать деятельность малых предприятий и привлекать инвестиции. В связи с тем, что действующая система налогообложения не отвечает требованию развития малого бизнеса, возникает необходимость ее реформирования» [4, 120]. Следует иметь ввиду, что посильность налогового бремени обуславливается приносимой пользой. Иными словами, при перераспределении доходов, полученных от налогообложения, направленном на функционирование социальных служб, здравоохранения, обеспечение правопорядка и прочее, налогоплательщик усматривает личную заинтересованность в данном процессе. Что, в конечном итоге, снижает сопротивление против уплаты налогов.
  4. Психологические причины. Как уже было отмечено выше, пренебрежение данными причинами является, по моему субъективному мнению, ошибкой. Именно поэтому в данном исследовании будет проведён разбор указанного фактора. Налоги являются одни из важнейших критериев существования государства, выполнение возложенных на него задач и функций, в том числе в социальной среде. Однако неэффективность выполнение данных обязанностей подрывает у населения доверие к власти. Налоговое бремя реально умешает совокупный доход граждан, может привести к ситуации, которая изменит социальное положение. Отсюда возникает стремление избежать уплаты законно установленных налогов и сборов. Но не стоит думать, что такая ситуация сложилась исключительно в нашем государстве. Во всем мире, никто не любит платить налоги. Хорошим примером, хоть и не научного характера, может служить творчество Терри Пратчетта, английского писателя. В своём произведении «Мрачный жнец» высказана следующая мысль: «Есть смерть и есть налоги, только налоги гораздо хуже, потому что смерть случается один раз в жизни, а налоги — каждый год». Приведённый пример служит следующей цели: он иллюстрирует тот факт, что налоги обременяют жизнь абсолютно всех людей, не зависимо от страны их проживания. Отсюда следует вопрос: почему проблема уклонения от уплаты налогов так остро стоит именно в нашем государстве? Причин тому несколько. Первая — низкая правовая культура. Вторая — частые изменения налоговых постановлений, которые и не дают гражданам определиться с их отношением к данному налогу, что справедливо в налогообложении, а что нет.
  5. Технические причины. Находят своё отражение в налоговом контроле: методах и формах его проведения. Как отмечает Карцева М. С., налоговые органы не в состоянии проверять всю бухгалтерскую отчётность и все проводимые операции, таким образом, у налогоплательщика возникает желание скрыть некоторые суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет [5]. Нельзя не согласиться с мнением Сивцевой И. И. и Ноевой Е. Е. что, на государственном уровне следует решить назревшие проблемы для создания справедливой налоговой системы с целью реального облегчения налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков и предотвращения потерь бюджета за счет уклонения от уплаты налоговых платежей [3, 267].

Подводя итог проведённого мною исследования, хотелось бы ещё раз отметить основные его положения. Как мы видим, существует множество причин уклонения от уплаты налогов, носящих самый разных характер, от экономических и политических, вплоть до психологических. Однако первопричиной служит невыполнение государством своих функций, результатом которого служит потеря доверия у населения, что находит своё выражение в стремлении последнего так же избежать исполнения своих обязанностей. Итогом служит существующая ныне ситуация: когда государство уже не в состоянии выполнять стоящие перед ним цели и задачи, и в первую очередь социальные, ввиду недофинансирования бюджета. Получается замкнутый круг, когда уклонение от уплаты налогов, вызванное не способностью правительства выполнять свои обязанности, привело к ситуации, когда правительство уже не в состоянии их исполнить, в виду недостаточных денежных средств, вызванных неуплатой законно установленных налогов и сборов.

  1. Тищенко А. Н. Основные причины уклонения от уплаты налогов — Вестник УрФУ, Серия: Экономика и управление. — 2011. — № 4.
  2. Пескова Д. Р. Теневая экономика и экономический рост — определение направлений взаимовлияния // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике: материалы всерос. науч. конф. — М., 2007.
  3. Сивцева В. И., Ноева Е. Е. Проблемы массового уклонения от уплаты налогов // Молодой учёный № 10 (144)/2017.
  4. Буров В. Ю., Потаев В. С., Суходолов А. П. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе. Монография. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011.
  5. Карцева М. С. Суть причин уклонения от налогов / М. С. Карцева // Молодёжь и наука. — 2015.
  6. Ермакова Е. А. Российская практика противодействия уклонению от уплаты налогов: борьба с «однодневками» / Е. А. Ермакова // Налоги и финансовое право. — 2012. — № 9.
  7. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

Основные термины (генерируются автоматически): уплата налогов, вид деятельности, налог, причина, уплата налога, интерес граждан, мое мнение, налоговое бремя, причина уклонения, Российская Федерация.


В статье рассмотрены основные причины уклонения от уплаты налогов, выявлены актуальные проблемы борьбы с уклонением от уплаты налогов в Российской Федерации. Дана оценка уровня налоговой культуры в России. Разработаны предложения по повышению эффективности налогового контроля в сфере борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Ключевые слова: налоги, уклонение от уплаты налогов, причины уклонения от уплаты налогов, борьба с уклонением от уплаты налогов.

Выявление причин выбора налогоплательщиком в пользу уклонения от уплаты налогов, а не исполнения своих прямых конституционных обязанностей, является важной частью эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Можно выделить следующие основные причины, подталкивающие налогоплательщиков к поиску способов уклонения от уплаты налогов: моральные (нравственно — психологические), экономические, правовые, организационные [3, с. 47].

Моральные причины представлены несколькими основными проблемами: негативное отношение к действующей в стране налоговой системе; низкий уровень правовой культуры налогоплательщиков.

Безусловно, настораживает и отношение общества к преступлениям данной категории, которое проявляется в безразличии, а зачастую — одобрении противоправного поведения.

В декабре 2019 года, а также мае 2020 года Фондом «Центр стратегических разработок» (далее — Фонд ЦСР) проведено исследование налоговой культуры граждан России [5]. Фонд «Центр стратегических разработок» это некоммерческая организация, основная задача которой заключается в разработке стратегических исследований по ключевым отраслям российской экономики страны и ее субъектов.

Результаты исследования показали, что 45 % россиян допускают неуплату налогов. Именно столько респондентов на вопрос «Как вы относитесь к ситуации, когда физические лица уклоняются от уплаты налогов?» ответили, что налоги иногда допустимо не уплачивать.

Экономические причины уклонения от уплаты налогов выражаются в сравнении налогоплательщиком экономических последствий в случае уплаты налога с применяемыми санкциями в случае неуплаты налогов. Экономический эффект от уклонения от уплаты налогов растет при повышении налоговой ставки и снижении размера применяемых санкций. Чем хуже экономическое положение налогоплательщика, тем выше побудительные мотивы уклонения.

Предприниматели при ведении своего бизнеса применяют риск-ориентированный подход: они оценивают последствия уклонения от уплаты налогов и вероятность обнаружения противоправного действия. В случае, если вероятность обнаружения невелика, а последствия уклонения недостаточно тяжелы, большинство бизнесменов предпочтет уйти от налогов всеми возможными способами.

Одной из наиболее серьезных причин уклонения от уплаты налогов является несовершенство и нестабильность российского налогового законодательства. На сегодняшний день законодательство Российской Федерации в сфере налогов включает в себя обширное число разнообразных законов, указов, постановлений, инструкций и разъяснений. Наиболее важное место в правовом регулировании налогообложения занимает Налоговый кодекс Российской Федерации, включающий в себя две части [1]. Однако, в законодательстве наблюдается несогласованность многих налоговых законов с ранее принятыми законодательными актами. Отдельные положения Налогового кодекса недостаточно сформулированы, в результате чего возникает возможность их двойного толкования.

К организационным причинам уклонения от уплаты налогов относятся недостатки во взаимодействии между органами налогового контроля, следственными органами, другими контролирующими и правоохранительными органами.

Таким образом, можно выделить ряд основных проблем борьбы с уклонением от уплаты налогов:

– недостаточная разработанность законодательной и нормативной базы Российской Федерации в сфере борьбы с уклонением от уплаты налогов;

– низкий уровень правовой культуры налогоплательщиков;

– несоразмерность наказания за уклонение от уплаты налогов совершенному деянию, причиняющему значительный вред бюджету государства;

– недостаточное взаимодействие между налоговыми органами и правоохранительными органами.

Уклонение от уплаты налогов является одной из серьезнейших проблем для России, а борьба с ней является одной из основных задач налоговых органов.

Можно предложить следующие мероприятия по повышению эффективности деятельности налоговых органов по борьбе с уклонением от уплаты налогов:

1) стимулирование налогоплательщиков к полной и своевременной уплате налогов в бюджет, формирование условий, при которых уклонение от уплаты налогов становится экономически невыгодным;

2) совершенствование законодательной и нормативной базы Российской Федерации в сфере уклонения от уплаты налогов;

3) ужесточение санкций против нарушителей налогового законодательства;

4) разработка порядка взаимодействия правоохранительных и налоговых органов, внедрение новых программных комплексов, для совместного использования налоговыми и правоохранительными органами;

5) воспитание и развитие налоговой культуры граждан, путем распространения и доведения до налогоплательщиков информации о действующей системе налогообложения, налоговых правонарушениях и преступлениях, а также об ответственности за их совершение.

Данные мероприятия будут оказывать на нарушителей более эффективное стимулирующее воздействие, благодаря чему количество налоговых преступлений может начать снижаться.

Таким образом, какими бы не были причины, побуждающие налогоплательщиков уклоняться от уплаты налогов, негативные последствия подобных действий оказывают влияние на всех граждан страны. А именно, сокращение и недополучение налоговых поступлений в бюджет страны приводит к сокращению финансирования государственных программ: производство общественных благ, выплату социальных пособий, пенсий и прочее.

Для уменьшения данного явления необходимы комплексные мероприятия по совершенствованию законодательства, усилению контроля и воспитанию налоговой культуры населения.

Ключевые слова

уклонение от уплаты налогов, налоги, причины уклонения от уплаты налогов, борьба с уклонением от уплаты налогов


Одной из основных проблем, с которой в современных реалиях сталкиваются многие государства, в том числе Российская Федерация, является уклонение или неуплата налогов и сборов. Возникающая в связи с этим ситуация пагубно сказывается не только на аппарате власти, но и на населении страны в целом. В связи с тем, что государственная казна недополучает определенных денежных средств, на которые она рассчитывает и, в соответствии с этими расчетами, планирует дальнейшую политику, ряд отраслей остаются недофинансированными. Как отмечает Тищенко А. Н., при исследовании данного вопроса, на макроуровне данное явление приводит к недостаточному поступлению денежных средств в бюджеты различных уровней и, как следствие, недостаточному финансированию расходов, направленных на развитие социальной сферы. Другими словами, недофинансированными остаются такие жизненно необходимые составляющие общественной жизни, как образование, медицина, защита и охрана прав, свобод и законных интересов личности, культура, охрана окружающей среды, поддержка малообеспеченных слоёв населения и людей с физическими недостатками и многие другие [1, 119–125].

Но прежде чем переходить непосредственно к причинам уклонения от уплаты налогов, целесообразно будет определиться с тем, что же из себя представляет данное явления, или иными словами, дать определение термину. По моему мнению, следует обратиться к работе Ермаковой Е. А. Согласно ей, уклонение от уплаты налогов представляет собой способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. При этом умышленным считается деяние (действие или бездействие), совершенное лицом осознано, которое желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких деяний [6, 147–151].

Теперь, когда мы раскрыли данный термин можно переходить непосредственно к теме данного исследования — причины возникновения уклонения от уплаты налогов. Сразу хотелось бы оговориться, что исчерпывающего перечня не существует. Во-первых, учёные по-разному классифицируют обстоятельства или факты, способствующие совершению данного правонарушения или даже преступления. Во-вторых, при разработке данной проблемы, носящей массовый характер, нередко исследователи перестают видеть в цифрах людей. То есть, «человеческий фактор» перестаёт учитываться, что, по моему мнению, недопустимо. В начале любой проблемы лежит её социальная особенность, обладающая огромным значением, она может, как подтолкнуть к совершению противоправных деяний, так и воспрепятствовать совершению таковых. В данной работе указанному критерию будет уделено особое внимание.

Предлагаю к рассмотрению следующую классификацию указанных причин: экономические, политические, психологические, социальные.

  1. Политические причины. Проявляются в тех случаях, когда государство в своём стремлении пополнить казну начинает ущемлять интересы граждан, путём использования налоговых механизмов. В данной ситуации человеку, да и населению в целом, видится предпочтительным вариант уклонения от уплаты налога, для удовлетворения своих нужд. Ещё один важный фактор, играющий значительную роль в причинах уклонения от уплаты налога, это несправедливое перераспределение аккумулированных денежных средств. На сегодняшний день, практически не осуществляется регулирование некоторых видов деятельности, в виду, которого происходит чрезвычайно высокий рост организаций, связанных с добычей различного рода сырья, в виду своей относительной простоты и минимизации затрат. Итогом служит огромная зависимость государства от данного вида деятельности и динамики стоимости этого ресурса. Заслуживает внимания и тот факт, что большинство ученых и практиков считают, уклонение от уплаты налогов проявлением неэффективной налоговой системы. Своё подтверждение данный аргумент находит в исследованиях Д. Р. Песковой, которая считает, что весомой причиной ухода фирм в тень является несоответствие размера налоговых выплат количеству и качеству общественных благ, создаваемых государством [2, 14].
  2. Экономические причины. Наиболее полно проявляется в секторах экономики связной с производством сельскохозяйственной продукции. Данный вид деятельности специфичен, во-первых, своей сезонностью, во-вторых, непрогнозируемость. Граждане, занимающиеся данным видом деятельности, не могут точно просчитать ожидаемую прибыль, так как зависят от ряда факторов (отсутствие в определённые периоды оборотных активов), в том числе и непредвиденных (погодные условия, плодородность почвы и т. д.). Однако налоговое бремя не учитывает эти особенности, что затрудняет своевременное исполнение налогоплательщиком своей обязанности. Уклонение от уплаты налогов имеет отрицательные последствия, как для экономики, так и для государства в целом. В случае неполучения государственным бюджетом спрогнозированных денежных сумм, правительство будет вынуждено вносить непредвиденные корректировки, связанные с ограничением реализации некоторых государственных программ (например, не выплата заработной платы работникам, находящимся на государственном обеспечении). Также следует отметить одни из самых актуальных причин уклонения от уплаты налогов в России — нарушения налогового законодательства зачастую возникают из-за высоких налоговых ставок и низкого уровня жизни [3, 267].
  3. Социальные причины. Основной задачей налогов является обеспечение существования и деятельности государства, выполнение им своих функций. В конституции РФ закреплено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1, статья 7) [7]. Следовательно, аккумулированные денежные средства должны не только покрывать расходы государства, но и удовлетворять интересы граждан, служить инструментом социальной политики. По мнению В. Ю. Бурова и В. С. Потаева, «… налоговая система должна выполнять регулирующую функцию и служить инструментом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса. Эффективная налоговая система позволяет оптимизировать деятельность малых предприятий и привлекать инвестиции. В связи с тем, что действующая система налогообложения не отвечает требованию развития малого бизнеса, возникает необходимость ее реформирования» [4, 120]. Следует иметь ввиду, что посильность налогового бремени обуславливается приносимой пользой. Иными словами, при перераспределении доходов, полученных от налогообложения, направленном на функционирование социальных служб, здравоохранения, обеспечение правопорядка и прочее, налогоплательщик усматривает личную заинтересованность в данном процессе. Что, в конечном итоге, снижает сопротивление против уплаты налогов.
  4. Психологические причины. Как уже было отмечено выше, пренебрежение данными причинами является, по моему субъективному мнению, ошибкой. Именно поэтому в данном исследовании будет проведён разбор указанного фактора. Налоги являются одни из важнейших критериев существования государства, выполнение возложенных на него задач и функций, в том числе в социальной среде. Однако неэффективность выполнение данных обязанностей подрывает у населения доверие к власти. Налоговое бремя реально умешает совокупный доход граждан, может привести к ситуации, которая изменит социальное положение. Отсюда возникает стремление избежать уплаты законно установленных налогов и сборов. Но не стоит думать, что такая ситуация сложилась исключительно в нашем государстве. Во всем мире, никто не любит платить налоги. Хорошим примером, хоть и не научного характера, может служить творчество Терри Пратчетта, английского писателя. В своём произведении «Мрачный жнец» высказана следующая мысль: «Есть смерть и есть налоги, только налоги гораздо хуже, потому что смерть случается один раз в жизни, а налоги — каждый год». Приведённый пример служит следующей цели: он иллюстрирует тот факт, что налоги обременяют жизнь абсолютно всех людей, не зависимо от страны их проживания. Отсюда следует вопрос: почему проблема уклонения от уплаты налогов так остро стоит именно в нашем государстве? Причин тому несколько. Первая — низкая правовая культура. Вторая — частые изменения налоговых постановлений, которые и не дают гражданам определиться с их отношением к данному налогу, что справедливо в налогообложении, а что нет.
  5. Технические причины. Находят своё отражение в налоговом контроле: методах и формах его проведения. Как отмечает Карцева М. С., налоговые органы не в состоянии проверять всю бухгалтерскую отчётность и все проводимые операции, таким образом, у налогоплательщика возникает желание скрыть некоторые суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет [5]. Нельзя не согласиться с мнением Сивцевой И. И. и Ноевой Е. Е. что, на государственном уровне следует решить назревшие проблемы для создания справедливой налоговой системы с целью реального облегчения налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков и предотвращения потерь бюджета за счет уклонения от уплаты налоговых платежей [3, 267].

Подводя итог проведённого мною исследования, хотелось бы ещё раз отметить основные его положения. Как мы видим, существует множество причин уклонения от уплаты налогов, носящих самый разных характер, от экономических и политических, вплоть до психологических. Однако первопричиной служит невыполнение государством своих функций, результатом которого служит потеря доверия у населения, что находит своё выражение в стремлении последнего так же избежать исполнения своих обязанностей. Итогом служит существующая ныне ситуация: когда государство уже не в состоянии выполнять стоящие перед ним цели и задачи, и в первую очередь социальные, ввиду недофинансирования бюджета. Получается замкнутый круг, когда уклонение от уплаты налогов, вызванное не способностью правительства выполнять свои обязанности, привело к ситуации, когда правительство уже не в состоянии их исполнить, в виду недостаточных денежных средств, вызванных неуплатой законно установленных налогов и сборов.

  1. Тищенко А. Н. Основные причины уклонения от уплаты налогов — Вестник УрФУ, Серия: Экономика и управление. — 2011. — № 4.
  2. Пескова Д. Р. Теневая экономика и экономический рост — определение направлений взаимовлияния // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике: материалы всерос. науч. конф. — М., 2007.
  3. Сивцева В. И., Ноева Е. Е. Проблемы массового уклонения от уплаты налогов // Молодой учёный № 10 (144)/2017.
  4. Буров В. Ю., Потаев В. С., Суходолов А. П. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе. Монография. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011.
  5. Карцева М. С. Суть причин уклонения от налогов / М. С. Карцева // Молодёжь и наука. — 2015.
  6. Ермакова Е. А. Российская практика противодействия уклонению от уплаты налогов: борьба с «однодневками» / Е. А. Ермакова // Налоги и финансовое право. — 2012. — № 9.
  7. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

Основные термины (генерируются автоматически): уплата налогов, вид деятельности, налог, причина, уплата налога, интерес граждан, мое мнение, налоговое бремя, причина уклонения, Российская Федерация.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: