Почему бедный земледелец выиграл все три судебные тяжбы

Обновлено: 27.03.2024

1–9. Законы, разъясняющие девятую заповедь. 10–19. Законы о праздниках и праздничных временах. 20–33. Обещание покровительства народу израильскому во время пути в обетованную землю, при завоевании ее и после водворения в ней.

Исх.23:1 . Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды.

Произнесению справедливого приговора о подсудимом немало мешает существование разного рода недостоверных, ложных о нем слухов. Поэтому во имя справедливости не следует распространять о нем что-нибудь дурное, как выдуманное самим, так и слышанное от других: не следует быть «переносчиком в народе» ( Лев.19:16 , Притч. 10:18 , Пс. 100:5 ). Из желания угодить «великому» ( Лев.19.15 ), стремящемуся погубить невинного подсудимого, не следует помогать ему («давать руку») ложным показанием против обвиняемого. Такого свидетеля ждет установленное законом наказание ( Втор. 19:18–19 , Притч. 19:5, 9 ).

Исх.23:2 . Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды;

При показаниях на суде должно руководиться не мнением большинства, а одной лишь истиной. Ей не нужно изменять даже в том случае, когда большинство свидетелей показывает заведомую неправду с целью погубить подсудимого ( Притч. 18:5 , Мф. 27:24–26 , Мк. 15:15 , Лк. 23:23 , Деян. 24:27, 25:9 ).

Исх.23:3 . и бедному не потворствуй в тяжбе его.

Снисходительное, сострадательное отношение к бедным ( Исх. 22:22, 24 и др.) не должно мешать справедливости; если он виновен, то следует наказать его ( Лев.19:15 ).

Исх.23:4 . Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему;

Исх.23:5 . если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним.

Справедливость заставляет относиться и к врагу, как к брату ( Втор. 22:1–4 ). Эта мысль и поясняется двумя примерами помощи врагу в бедствии, причем во втором случае помощь требует уже больше самоотвержения, так как гораздо труднее работать вместе с врагом в его интересах ( «развьючь вместе с ним» ), чем помочь врагу в его отсутствие ( Исх.23:4 ).

Исх.23:6 . Не суди превратно тяжбы бедного твоего.

Судя по еврейскому «шафат», употребляемому для обозначения деятельности судьи, требование данного стиха предъявляется уже не свидетелям, а судьям. Они извращают дело нищего в том случае, когда принимают во внимание ложные показания свидетелей и произносят несправедливые приговоры ( Втор. 27:19 , Ис. 10:1–2 , Иер. 5:28 ). Хотя права каждого, и богатого, и бедного, не должны быть нарушаемы на суде, но о бедном говорится потому, что бедному легче пострадать на суде, чем богатому.

Исх.23:7 . Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника.

По связи речи ясно, что под неправдой нужно разуметь намеренно неправильное постановление приговора. Избегать сознательно несправедливых приговоров тем большая обязанность судьи, что они приводят невинных к смерти, которая не остается ненаказанной ( Втор. 27:25 , Притч. 17:26 , Иер. 7:6–7 ).

Исх.23:8 . Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых.

Принятый от тяжущегося подарок невольно вызовет к подсудимому такое расположение, при котором судья утратит способность правильно рассмотреть дело. Взятки заставляют не видеть неправды там, где она есть ( Ис. 33:15 ), и правды там, где она несомненна. Они ослепляют глаза даже мудрых ( Втор. 16:19 , Сир. 20:29 ) и в результате прекращают дело правых, – у правого отнимают законное ( Мих.7:3 ).

Исх.23:9 . Пришельца не обижай [и не притесняй его]: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской.

Повеление: «пришельца не обижай» не составляет повторения Исх. 22:21 . Там речь шла об отношениях между собой частных лиц, здесь о судебном разбирательстве. Пришельцы, как подчинившиеся в известном отношении законам народа еврейского, и должны быть рассматриваемы с точки зрения этих законов: «один суд должен быть для еврея и для пришельца» ( Втор. 1:16, 24:17, 27:19 ).

Исх.23:10 . Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее,

Исх.23:11 . а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею.

Продолжением субботнего недельного покоя является покой в седьмой субботний год. Необрабатываемая в это время земля восстановляла свои естественные силы, истощенные предшествующей шестилетней работой. Все выросшее на ней без содействия отдельных личностей ( Лев.25:5 ) являлось общим достоянием и потому было предметом свободного пользования со стороны неимущих.

Исх.23:12 . Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец.

Закон о субботнем покое преследует цель восстановления сил утомленного шестидневной работой раба и скота.

Исх.23:13 . Соблюдайте всё, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих.

Праздничные времена, бывшие для евреев благодеянием, должны были напоминать народу о виновнике их установления – Боге, причем благодарность за благодеяние естественно приводила к точному исполнению Его повелений, исключающему возможность мысли о других богах.

Исх.23:14 . Три раза в году празднуй Мне:

Почитание Всевышнего должно найти свое выражение не в одном устном исповедании Его Богом истинным, но и в троекратном в течение года праздновании Ему. Три ниже перечисляемые праздника имеют ближайшее отношение к жизни евреев, как народа земледельческого.

Исх.23:15 . наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками;

Праздник опресноков, первым днем которого было 15-е авива ( Лев.23:6 ), совпадал с началом жатвы ( Исх.23:10 , Втор. 16:9 ), и потому в благодарность за новопоспевший хлеб и для снискания благоволения Божия на второй день его совершалось возношение пред Господом снопа из начатков жатвы ( Лев.23:10, 11 ) и с этого же времени разрешалось вкушение нового хлеба ( Лев.23:14 ).

Исх.23:16 . наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою.

Праздник жатвы новых плодов труда народа еврейского ( Лев.23:16 ), праздник седмиц ( Исх.23:15 , Втор. 16:9 ), или пятидесятница, был праздником «начатков жатвы пшеничной» ( Исх. 34:22 ). Начатки этой последней, два кислые хлеба, испеченные из лучшей новой муки, приносились Господу, как первый плод ( Лев.23:16–17 ). Праздник собирания плодов в конце года ( Исх. 34:22 ), или праздник кущей ( Втор. 16:13 ), продолжавшийся семь дней ( Лев.23:34 , Чис. 29:12 ), был временем веселья и благодарения Бога за божественное благодеяние, наглядное проявление которого еврей видел в собранных плодах ( Втор. 16:15 ).

Исх.23:17 . Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа [твоего].

Так как земледельцы видели в перечисленных праздниках проявление благодетельной руки Божией, то для исповедания владычества Господа они и собирались пред «лице Его» ( Втор. 16:16 ), т.е. в скинию. Являлся мужеский пол; на нем лежал труд обработки земли, и поэтому он имел более оснований и побуждений прославлять давшего урожай; но его присутствие не исключало явления на эти праздники и женщин ( 1Цар. 1:3–4 и др.).

Исх.23:18 . [Когда изгоню язычников от лица твоего и распространю пределы твои], не изливай крови жертвы Моей на квасное, и тук от праздничной жертвы Моей не должен оставаться до утра.

Три частные предписания, относящиеся к трем годичным праздникам.

Исх.23:19 . Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его.

Так как общий закон о посвящении Богу начатков был объявлен ранее ( Исх. 22:29 ), то предписание данного стиха нельзя считать его повторением. Скорее можно думать, что в настоящем случае идет речь о принесении начатков в праздник седмиц, или пятидесятницу. «Не вари козленка в молоке матери его» . Религиозное усердие собиравшихся на великие праздники могло выражаться желанием употребить лучшие способы приготовления в пищу тех частей жертвенных животных, которые были оставляемы для употребления как представивших животное в жертву, так и священников. Евреи и сами опытом могли дознать, и от иноземцев получить сведения, что мясо, сваренное в молоке, особенно любимое мясо козленка ( Быт. 27:9 , Суд.6:19, 13:15 , 1Цар. 16:20 ), получает особую нежность. В большой праздник, при святилище, приготовить мясо наиболее вкусным образом было достаточно побуждений. Закон и не воспрещает варить мясо в молоке: он только воспрещает употреблять для этого молоко матери козленка, потому что и естественное чувство может возмущаться употреблением матернего молока для наиболее вкусного изготовления ее детеныша.

Исх.23:20 . Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [Моего] хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил [тебе];

Исх.23:21 . блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем.

Исх.23:22 . [Если будешь слушать гласа Моего, и будешь исполнять все, что скажу тебе, и сохранишь завет Мой, то вы будете у Меня народом избранным из всех племен, ибо вся земля Моя; вы будете у Меня царственным священством и народом святым. Сии слова скажи сынам Израилевым.] Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу [тебе], то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих.

Исх.23:23 . Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, [Гергесеям,] Евеям и Иевусеям, и истреблю их [от лица вашего],

Исх.23:24 . то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их:

Исх.23:25 . служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой [и вино твое] и воду твою; и отвращу от вас болезни.

Исх.23:26 . Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным.

Исх.23:27 . Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих;

Исх.23:28 . пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего [Аморреев,] Евеев, [Иевусеев,] Хананеев и Хеттеев;

Исх.23:29 . не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые:

Исх.23:30 . мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей.

Исх.23:31 . Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки [великой Евфрата], ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего;

Исх.23:32 . [не смешивайся и] не заключай союза ни с ними, ни с богами их;

Исх.23:33 . не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью.

1. Кто герои повести"Шемякин суд"? Кто из них прав? На чьей стороне автор? Каковы преступления герои повести? Кто из героев наказан?
2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?
3. О каком суде говорят"Шемякин суд"?
4. Какие приемы сатирического изображения использует в повести?

Сегодня как раз читали "Шемякин суд".
Герои: Богатый и убогий браты, поп, отец, Шемякин (судья) , лошадь. Автор на стороне убого, т. к. ему постоянно везло, например, когда он сам не убился, а упал на отца и убил его. Преступления совершил убогий убил двух людей, путем удушения и когда на отца с моста свалился. Из героев наказан Шемякин. Повесть высмеивает лошадь (мы смеемся когда отрвали хвост, потому что такого насамом деле быть немогло, это преувеличение) и конечно же убого. Шемякин суд - Несправедливый суд.

1. Кто герои «Повести о Шемякиной суде»? Кто из них прав? На чьей стороне автор? Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?

Герои повести «Шемякин суд»— это богатый и убогий, братья-земледельцы, поп, «житель града», у которого убогий убил отца, и судья Шемяка.
Каждый из героев по-своему прав. Каждое несчастье в повести является следствием предыдущего, поэтому трудно сказать на чьей стороне автор, — в определённые моменты он сочувствует каждому герою.
Главный герой повести совершил три преступления: «оторвал» хвост у лошади, которую взял в аренду у богатого брата; в доме попа упал с полатей и убил его сына; собираясь покончить жизнь самоубийством, прыгнул с моста и задавил дедушку, которого сын вёз мыться в баню.
Шемяка наказывает на суде трёх пострадавших героев: богатого земледельца, попа и «жителя града», у которого убогий убил отца.

2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?

Повесть высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей; отсутствие упорядоченной законодательной системы в государстве.
Сочувствие вызывают герои повести «Шемякин суд» поп и «житель града», у которого погиб отец. Они потеряли своих близких родственников, пошли в суд искать справедливого наказания для обидчика, а нашли издевательства продажного судьи.

3. О каком суде говорят: «Шемякин суд»?

Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, продажный суд.
Основным приёмом сатирического изображения в повести является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Решения суда возведены в степень абсурда: Шемяка предлагает попу отдать убогому попадью до того времени, пока она не приживёт нового сына; богатому земледельцу предлагает отдать убогому лошадь до того времени, пока у неё не отрастёт хвост.

4. Какие приемы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используются в повести? Приведите примеры использования этих приемов в тексте повести.

Развивайте дар слова

2.Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развернутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд как поговорку.

«Повесть о Шемякиной суде» производит очень противоречивое впечатление, подобное тому, какое испытываешь, глядя некоторые фильмы Квентина Тарантино.
С одной стороны, ситуации совершенно нелепые, описание нескольких убийств обставлено бытовыми мирными деталями, нет никакого эмоционального напряжения от всех этих смертей, напротив, иногда хочется смеяться, даже не смеяться, а фыркать недоумённо, читая о них и последующих реакциях потерпевших. Творимый в городе Шемякин суд усиливает это впечатление, создавая ощущение сумасшедшего дома, когда люди с самым серьёзным видом говорят и выслушивают как должное поразительно несуразные вещи. С одной стороны, ужасаешься, стоит только представить на миг реальность происходящего: с другой стороны, все персонажи кажутся героями страшилок типа «маленький мальчик пошёл погулять» или «гоблинских» переводов «Властелина Колец».
Чудовищное несоответствие Шемякина суда минимальным представлениям о су

После многочисленных войн ряд земледельцев вернулись с войны и обнищали. Это привело к скоплению бедноты и нищеты в Риме, а также ослаблению военного могущества Рима: в армию не брали неимущих. В результате Тиберий Гракх предложил ограничить пользование землей до 1000 югеров, а остатки безвозмездно раздать бедным гражданам, таким образом создать слой крепких землевладельцев.
(Тема: "Земельный налог братьев Гракхов").

Отправленный квестором в Испанию, Тиберий Гракх сделал по дороге много поучительных наблюдений над состоянием римских земель; особенно в Этрурии он был поражён пустынностью страны и исчезновением крестьян-землевладельцев. В нём сложилось убеждение, что преобладание крупного землевладения и страшное обеднение среднего класса — существеннейший недостаток римского экономического и социального строя и источник всех бедствий республики.

Но больше всего побуждал Тиберия выступить сам народ. Разоряющиеся римские крестьяне жаждали земли и выражали свои желания в многочисленных надписях на стенах храмов и общественных зданий.

Ещё в ту далёкую пору, когда римляне шаг за шагом, завоёвывали Италию, они обычно отбирали у побеждённых одну треть их земель. Отобранная земля поступала в распоряжение государства. Это была так называемая «общественная земля» . Римское правительство сдавало её в аренду за небольшую плату. Многие знатные римские семьи столетиями пользовались этой землёй и стали считать её как бы своей собственностью. Часть этой общественной земли и хотел передать крестьянам Тиберий Гракх.

Отбирая у побеждённых народов часть земель, римляне объявляли их собственностью своего государства. … Ведя непрерывные войны с народами, населявшими Италию, римляне захватывали одну область за другой.

После многочисленных войн ряд земледельцев вернулись с войны и обнищали. Это привело к скоплению бедноты и нищеты в Риме, а также ослаблению военного могущества Рима: в армию не брали неимущих. В результате Тиберий Гракх предложил ограничить пользование землей до 1000 югеров, а остатки безвозмездно раздать бедным гражданам, таким образом создать слой крепких землевладельцев.

После многочисленных войн ряд земледельцев вернулись с войны и обнищали. Это привело к скоплению бедноты и нищеты в Риме, а также ослаблению военного могущества Рима: в армию не брали неимущих. В результате Тиберий Гракх предложил ограничить пользование землей до 1000 югеров, а остатки безвозмездно раздать бедным гражданам, таким образом создать слой крепких землевладельцев.
5 дней назад

После многочисленных войн ряд земледельцев вернулись с войны и обнищали. Это привело к скоплению бедноты и нищеты в Риме, а также ослаблению военного могущества Рима: в армию не брали неимущих. В результате Тиберий Гракх предложил ограничить пользование землей до 1000 югеров, а остатки безвозмездно раздать бедным гражданам, таким образом создать слой крепких землевладельцев.
(Тема: "Земельный налог братьев Гракхов").

В основе повести лежит сюжет о судебной тяжбе двух братьев-крестьян, богатого и бедного. Повесть изобличает неправый суд на Руси в XVII в., рассказывая о поведении судьи-взяточника, проз­вище которого связано с личностью ближе нам не известного судьи, носившего имя Шемяка, очень распространённое в XVI — XVII вв.

В некиих местах, рассказывает повесть, были два брата-земле­дельца — богатый и убогий. Богатый много лет ссужал своего бед­ного брата и не мог «исполнити скудости его». Однажды убогий брат пришёл к богатому с просьбой дать ему лошадь, чтобы при­везти себе дров. Брат в сердцах дал лошадь, но не дал хомута. Убо­гий привязал лошадь к дровням за хвост, набрал дров и, проезжая через подворотню, которую забыл выставить, ударил лошадь кну­том, а та изо всей силы рванулась и оторвала себе хвост. Богатый отказывается принять назад бесхвостую лошадь и отправляется в город к судье Шемяке с жалобой на брата; убогий идет вслед за ним. Не доходя до города, богатый решил заночевать в одном селе у знакомого попа. К тому же попу пришёл убогий и лёг у него на полатях. И начал поп с богатым ужинать, убогого же не зовут ку­шать. Засмотревшись, как брат с попом едят, убогий упал с пола­тей на люльку и задавил попова сына до смерти. Поп присоеди­няется к богатому и идёт вместе с ним бить челом судье на винов­ника смерти своего сына. Когда все трое, приближаясь к городу, шли через мост, некий городской житель вёз под мостом через ров больного отца в баню. Не ожидая для себя ничего хорошего от предстоящего суда, убогий замыслил покончить самоубийством и бросился прямо в ров, но, падая, задавил больного старика, сам же остался цел. В качестве жалобщика на убийцу отправляется к судье и сын убитого.

Размышляя о том, чем бы подкупить судью, и ничего у себя не найдя, убогий поднял с дороги камень, завернул его в платок, по­ложил в шапку и стал перед судьёй. Каждый раз при допросе судьёй обвиняемого по поводу жалоб потерпевших убогий пока­зывает судье из шапки завёрнутый в платок камень; судья же, думая, что обвиняемый предлагает ему всё новый посул золотом, определяет: оставить у убогого лошадь до тех пор, пока у неё не отрастёт хвост, отдать ему попадью, пока он с ней не приживёт ребёнка, и того ребёнка вместе с попадьей вернуть попу, а сыну убитого отца самому с моста броситься на убийцу, когда тот бу­дет стоять под мостом, и задавить его, как он задавил больного старика.

Само собой разумеется, что такой приговор не удовлетво­ряет ни одного из жалобщиков, и все спешат отделаться от него путём отступного убогому и за присуждённые ему лошадь, и по­падью, и за то, чтобы сыну убитого старика не бросаться с моста, а судья, узнав, что в платке был не посул, а камень, рад, что он именно так присудил, иначе ему, как он думал, угрожала бы смерть.

В литературах Востока и Запада существует ряд произведений, которых с разнообразными вариациями выступают мотивы, при­сущие нашей повести. В этих литературах фигурирует судья боль­шей частью праведный, наподобие Соломона руководствующийся в своих решениях исключительно чувством справедливости. Харак­терной особенностью многих из этих иноземных повестей о правед­ных судах является мотив вырезывания точной меры мяса у ответ­чика, присутствующий, как известно, и в «Венецианском купце» Шекспира. В русских сказках, изображающих бедняка как добро­го, но неудачливого человека, жестоко эксплуатируемого его братом-богатеем, речь идёт также о праведном судье, без тени какой-либо сатиры на судейское неправосудие. Но в литературной обработке на­шей повести получилась сатира на судебные приговоры, а сам судья выступает как судья неправедный: приговоры его формально спра­ведливы, но иа деле они диктуются исключительно корыстными побуждениями. Исходя из того, что в некоторых рукописях «Шемякина суда» есть указание на то, что повесть «выписана» из «поль­ских книг», или из «Жарт польских», Тихонравов предполагал возможность существования для русской повести польского ориги­нала и в подтверждение своей мысли привёл одно сатирическое сти­хотворение польского писателя XVI в. Рея из Нагловиц, где рас­сказывается о неправедном приговоре корыстного судьи. Однако полное отсутствие в русских рукописных текстах повести каких-либо следов польского оригинала, не говоря уже о том, что в поль­ской литературе не найдены до сих пор произведения, вполне соответствующие нашей повести, противоречит мысли о непосред­ственной связи её с этим оригиналом. Правильнее полагать, как это и делал Пыпин, что указанная ссылка на «польские книги» объяс­няется недоразумением и явилась в результате того, что в древ­нейшем сборнике, содержавшем повесть о Шемякином суде, она стояла рядом со «смехотворными» повестями, действительно пере­ведёнными с польского.

Русское происхождение повести доказывается прежде всего тем, что в ней присутствуют характерные особенности русского быта, русская юридическая терминология XVII в., а также нашли себе очень широкое отражение русский судебный процесс и судебная практика того времени. Судя по тому, что в повести изображается приказно-воеводский суд, учреждённый у нас лишь во второй поло­вине XVII в., возникновение повести следует датировать не ранее 60-х годов этого века '.

Рукописные тексты повести, очевидно, следует вести от записей русских устных сказок, которые хронологически нужно считать бо­лее старыми, чем рукописные тексты, судя по тому, что в них речь идёт о праведном судье, без приурочения даже к Шемяке. На осно­ве русских сказок создана была письменная повесть, превратившая дидактический материал в сатирический, обернувшая дело так, что речь пошла о судье неправедном.

В XVIII в. повесть о Шемякином суде была переложена стиха­ми, перешла в лубочную литературу и затем у некоторых писателей подверглась дальнейшей литературной обработке.

Повесть «Шемякин суд» — образец русского народного творчества, обличающий судейские порядки на Руси в XVII веке. В сатирической манере народ высмеивает продажность и лицемерие судей, которые становятся на сторону тех, кто посулит им богатое вознаграждение.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Шемякин суд», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 8 классе.


Главные герои

  • Бедный брат — бедный крестьянин, который от страшной нищеты и отчаяния готов был пойти на преступление.

Другие персонажи

  • Богатый брат — зажиточный крестьянин, скупой, прагматичный мужик.
  • Купец — богатый мужчина, чей отец стал случайной жертвой бедняка.
  • Шемяка — продажный судья, жадный и расчётливый.

для самых занятых -

Краткое содержание

Богач нехотя согласился дать брату лошадь, но предупредил, что больше не будет ему помогать: « сегодня дай да завтра дай, а потом и сам по миру ступай ».

Бедняк очень обрадовался, но когда привёл коня домой, вспомнил, что забыл попросить хомут. Ему ничего не оставалось, как привязать « покрепче дровни к хвосту братнина коня ». Но во время дороги домой дрова случайно зацепились за пень, и у коня оторвался хвост. Богач, увидев своего коня бесхвостым, не на шутку рассердился и подал на брата в суд.

Спустя какое-то время обоих братьев взывали в город, в суд. Бедняк шёл туда, понурив голову. Он хорошо знал пословицу: « Слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись » – и не сомневался, что его засудят.

Когда братья проходили по мосту, бедняк споткнулся и упал вниз. Как на беду, под мостом в этот миг проезжал купец с больным отцом, которого он вёз к лекарю. Бедняк упал на больного старика и зашиб насмерть, а « сам остался жив и невредим ». Купец пригрозил ему судом, и бедняк « пригорюнился: “Теперь уж наверняка засудят”».

Наткнувшись по дороге на большой камень, бедняк положил его за пазуху на всякий случай. Он решил, что если судья будет совсем уж несправедливым, он его прибьёт тем камнем.

Выслушав обвинения, судья Шемяка принялся думать, как же наказать бедного крестьянина. Бедняк же время от времени многозначительно показывал судье камень, завёрнутый в платок. Судья решил, что ему предлагают взятку — слиток серебра или золота.

Шемяка присудил бедняку держать коня до тех пор, пока у того не отрастёт хвост. А купцу для восстановления справедливости велел самому спрыгнуть на бедняка с моста и раздавить его насмерть.

Богач дал брату тридцать рублей, лишь бы вернуть своего коня. Купец же не пожалел и ста рублей, чтобы не брать грех на душу и не убивать человека.

Судья подозвал к себе бедняка и потребовал « посулённое ». Крестьянин показал ему камень и сказал, что непременно убил бы его, если бы тот засудил его. Шемяка подумал и решил, что правильно поступил: « а то бы и живу не быть ». А довольный бедняк, напевая песни, отправился домой.

Заключение

Повесть о двух братьях и продажном судье учит тому, как важно, чтобы в государстве была неподкупная судебная система, где виновные получают по заслугам, а ни в чём не повинные люди не становятся жертвами произвола.

После ознакомления с кратким пересказом «Шемякина суда» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: