Почему адвокатские конторы называются и партнеры

Обновлено: 19.04.2024

Согласно Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) юрист, получивший статус адвоката, вправе самостоятельно выбрать форму адвокатского образования (адвокатский кабинет, коллегию адвокатов или адвокатское бюро) и место своей деятельности, руководствуясь собственными целями. О своем выборе адвокат обязан уведомить Совет адвокатской палаты. С помощью вице-президента Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Михаила Толчеева редакция онлайн-журнала «Сфера» составила краткий обзор адвокатских образований с особенностями их организации.

«Закон предусматривает три организационно-правовых формы, в которых адвокатом может осуществляться профессиональная деятельность, – пояснил Михаил Толчеев. – Две коллективные и одна индивидуальная – адвокатский кабинет. Первыми двумя являются коллегия адвокатов и адвокатское бюро. Адвокат обязан избрать одну из названных форм, при этом адвокатская деятельность может осуществляться только в одном адвокатском образовании».

Адвокатский кабинет – прием на дому

Кто может учредить: Адвокат, чей стаж в качестве защитника составляет не менее трех лет. Согласно ст. 21 Закона об адвокатуре эта организационно-правовая форма подходит для тех, кто решил осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально.

Налогообложение: Статус адвокатского кабинета представляет собой форму, близкую по организации и налогообложению к индивидуальному предпринимателю. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» защитники обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ), а налоговая ставка в отношении доходов от профессиональной адвокатской деятельности составляет 13%. Адвокат, открывший свой кабинет, вправе не вести бухгалтерский учет и не сдавать отчетность. Деятельность защитников (аналогично для коллегий адвокатов и адвокатских бюро) не облагается НДС. Кроме того, защитники имеют право на стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты. Адвокаты на данный момент не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Однако в ФПА РФ сейчас разрабатывают поправки в действующее законодательство, которые направлены на устранение дискриминации адвокатов в сфере налогообложения.

Процедуры: Адвокат ставит в известность Совет адвокатской палаты, который ведет реестр образований, заказным письмом. Отправленный документ должен содержать сведения о самом защитнике, адрес кабинета, контакты (телефон, почта). Учредитель кабинета открывает счета в банках в соответствии с законодательством, приобретает печать, штампы и официальные бланки. Последние должны содержать адрес, наименование и регион, где учредили кабинет. Вольности в названиях пресекаются Советами палат субъектов РФ. Например, недопустимо включать в наименование кабинета словосочетание «юридическая компания». Дело в том, что это подразумевает некую группу людей, объединенную одной целью, что противоречит прямому указанию в законе об индивидуальном характере деятельности адвоката (адвокатский кабинет).

Место: У индивидуально работающего адвоката есть право вести практику, не арендуя офис для своей работы. Зарегистрировать кабинет можно по закону в жилом помещении, принадлежащем самому адвокату или членам его семьи на правах собственности (с согласия последних). Подойдет для этих целей и жилье, которое защитник арендует по договору найма (с согласия наймодателя и всех совершеннолетних, проживающих на жилой площади).

Отношения с клиентом: Адвокатский кабинет в силу своей правовой природы устанавливает с клиентом наиболее простые отношения по сравнению с иными организационно-правовыми формами. Соглашение об оказании юридической помощи заключается здесь между адвокатом и доверителем, что регистрируется в документации кабинета. Несмотря на то что защитник работает индивидуально, у него могут быть помощники и стажеры. Согласно Кодексу профессиональной этики адвоката учредитель обязан предупредить этих сотрудников о необходимости сохранять адвокатскую тайну и взять с них подписку о неразглашении.

Коллегия адвокатов – классика

Кто может учредить: Два или более защитника вправе основать коллегию адвокатов. Среди учредителей должно быть не менее двух специалистов со стажем более трех лет. Сведения об учредителях этого образования должны быть внесены в один региональный реестр. Руководители обязаны проследить, чтобы члены коллегии выполняли свои обязанности по оказанию бесплатной юридической помощи и участию в делах по назначению. Зона ответственности учредителей также распространяется на контроль отчислений на общие нужды адвокатской палаты и выполнение решений органов ФПА.

Налогообложение: Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава. Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ адвокатские образования – это налоговые агенты, которые представляют адвокатов-участников. Коллегия ведет бухгалтерский учет, переводит страховые взносы, а также уплачивает налог на прибыль организации (аналогично для адвокатских бюро и юридических консультаций). Возможны иные налоги: например, если коллегия владеет имуществом – налог на имущество организации. Налоговая ставка для коллегий адвокатов (как и для адвокатских бюро) составляет 24%. Отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов или адвокатского бюро не входят в налоговую базу на прибыль.

Процедуры: Адвокаты-учредители заключают договор. Он должен определять порядок совместной деятельности по учреждению коллегии и условия передачи основателями их имущества в пользу образования. Определяющим документом является устав коллегии адвокатов, который описывает место нахождения организации, предмет и цели деятельности, управление, условия приема новых членов и выхода учредителей и т.д. Полный перечень содержится в ст. 22 Закона об адвокатуре. Однако устав может содержать также положения, которые не перечислены в законе, но не противоречат ему или иным федеральным законам. Коллегия адвокатов и ее учредители должны следовать требованиям этого устава.

Отношения с клиентом: Коллегия (как и адвокатское бюро) представляет собой способ коллективной организации адвокатской деятельности. Каждый адвокат в коллегии при этом работает самостоятельно, но аренда помещений, бухгалтерский учет деятельности и т.д. – это общие организационные механизмы. Защитник не может переуступить кому бы то ни было право денежного требования к доверителю по заключенному между ними соглашению без специального согласия на то доверителя. Члены коллегии не отвечают по обязательствам данного адвокатского образования и наоборот.

Соглашения об оказании юридической помощи, как в случае с адвокатским кабинетом, в коллегии заключаются между защитником и доверителем. Средства, которые адвокату выплатили, например, в качестве вознаграждения, вносятся в общую кассу или на расчетный счет. Отношения между адвокатом и клиентом регулируются соглашением с доверителем, где, в том числе, прописан размер и характер ответственности адвоката по принятому к исполнению поручению.

Адвокатское бюро – во главе угла партнерский договор

Кто может учредить: Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Возникшие отношения в связи с учреждением и деятельностью бюро регулируются так же, как и в отношении коллегии адвокатов, Законом об адвокатуре. Однако бюро предполагает гораздо более значительную интеграцию процессов оказания юридической помощи. Основой документ, определяющий взаимодействие между адвокатами внутри образования, – партнерский договор.

Налогообложение: Адвокатское бюро – некоммерческая организация, которая выступает налоговым агентом для партнеров. Таким образом, налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается адвокатским бюро. Вознаграждения и компенсации расходов, связанных с исполнением поручения, вносятся в кассу или на расчетный счет бюро. Адвокатское образование должно для этого оформить кассовые операции в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, прием наличных денег в кассу производится по приходным кассовым ордерам. Бюро является плательщиком налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, налоговая ставка, как и для коллегий адвокатов, составляет 24%.

Процедуры: Адвокаты еще до учреждения бюро по закону должны заключить между собой партнерский договор. Все защитники, которые заключили такой договор и присоединились к нему впоследствии, признаются партнерами бюро. В процессе государственной регистрации этот документ не представляется. Однако партнерский договор определяет такие важные моменты, как порядок и условия оказания юридической помощи от имени всех партнеров: каким образом принимаются решения, компетенцию общего собрания, порядок избрания управляющего партнера (и его полномочия), прием в состав новых партнеров и исключение из числа членов бюро.

Закон предусматривает возможность для партнеров прописывать в договоре разные условия работы. Например, определить равное или различное количество голосов для партнеров при принятии решений общим собранием. Дифференцированный подход возможен и к распределению вознаграждения. Размер выплат может быть установлен как в фиксированной форме, так и в «плавающей» в зависимости от предусмотренных партнерским договором условий.

Отношения с клиентом: Ведет общие дела адвокатского бюро управляющий партнер, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается также им или иным партнером, но обязательно от имени всех партнеров. Оформить такие документы позволяют выданные доверенности адвокатов, где прописаны ограничения компетенции партнера в отношении соглашений с доверителями и иных сделок с третьими лицами. Клиентов в обязательном порядке необходимо уведомить об этих ограничениях.

Участники несут с момента прекращения партнерского договора солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам. Если один из партнеров вышел из договора, то он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам. Согласно Кодексу профессиональной этики адвоката партнеры, осуществляющие профессиональную деятельность совместно, должны придерживаться правила о распространении тайны на всех членов бюро при оказании юридической помощи.

Партнеры в юрфирмах: как они зарабатывают

На западе институт партнерства существует давно и сейчас отражает не просто форму организации адвокатских компаний, а структуру управления юрбизнесом. И количество зарабатываемых денег там зависит в первую очередь от того, какую роль играет юрист в развитии компании. Подобная система перекочевала и на российский юррынок. Правда, пока требования к российским партнерам значительно мягче. Но и сами партнерства в России менее долговечны, констатируют эксперты.

Классический подход

Особенность юркорпорации в том, что долями в ее капитале могут владеть только адвокаты. Такое объединение платит налоги на двух уровнях: с прибыли самой корпорации и с доходов акционеров как физлиц, которые те получают после распределения прибыли организации. А в партнерстве весь заработок компании распределяется между партнерами, которые уплачивают только подоходный налог.

Принципиальнее при выборе формы ведения бизнеса становится вопрос об ограничении личной ответственности адвоката (партнера или акционера). По общему правилу, в корпорации акционер личным имуществом отвечает только за собственные ошибки. А в структуре partnership партнер всеми своими активами несет ответственность не только за себя, но и за ущерб, который причинен клиенту по вине других партнеров. Аналогичным образом решается вопрос и об ответственности по другим долгам фирмы.

Новый взгляд на партнерство

Вместе с тем, в конце нулевых годов под давлением профессионального сообщества (в первую очередь, бухгалтеров) американские законодатели позволили юристам создавать партнерства с ограниченной ответственностью (LLP – limited liability partnership). Преимущества LLP в том, что оно сочетает в себе: и возможность использовать упрощенную схему уплаты налогов как в партнерстве, и ограничение ответственности акционера как в корпорации. Учитывая перечисленное, новая форма стала особенно популярна у вновь создаваемых юридических компаний. И не только в США, но и в Великобритании.

В LLP партнер юрфирмы является полноправным участником бизнеса и участвует в распределении прибыли, которую организация получила за отчетный период. В большинстве партнерств такой период составляет один календарный год. Кроме того, партнеры могут делиться на старших и младших, обычно это бывает в крупных ильфах, объясняет Дмитрий Панченко, советник Коблев и партнеры Коблев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Профайл компании × . Первые – это те, кто принимают участие в распределении прибыли всей организации на глобальном уровне. Вторые делят дивиденды лишь от отдельного офиса, где они трудятся (московского, минского, лондонского и т.п.).

Если говорить про ильфы, то они часто имеют двухступенчатую структуру, где партнеры делятся на equity and non-equity partners. Первые владеют долей в фирме и делят ее прибыль. «Non-equity partners» имеют фиксированную оплату и могут иметь отдельные права голоса по определенным вопросам деятельности фирмы. В частности, об открытии нового офиса или принятия в команду нового партнера. Статус «non-equity partner» обычно длится от 1 до 3 лет и является переходным этапом на пути к полному партнерству, говорит Панченко: "Для перехода в «equity partner» может потребоваться материальный вклад в капитал юридической фирмы".


Нет универсального вида партнёрства, которое подходит всем. Ведь партнёрство в юрфирме всегда завязано на личность и персональные качества партнера, которые порой довольно сложно подвести под какую-то математическую формулу, справедливо отражающую его роль и вклад в партнёрство. Как говорится: что русскому может быть хорошо, то немцу смерть.

Махнева отмечает, что сейчас институт партнерства в западных юрфирмах отражает не столько правовую форму организации адвокатских компаний, сколько структуру управления бизнесом. На уровне HR — это система поощрения юристов, «преемственности поколений», воспроизводства бизнес-традиций и профессиональных ценностей. На уровне бизнес-администрирования — это система органов управления юрфирмой, в которой каждый партнер выполняет определенную функцию. И, наконец, на финансовом уровне — это система распределения прибыли и финансовых рисков между партнерами.

Деньги партнеров

По мнению Клэренса Келлога, внештатного советника Hopkins & Carley, в американских юрфирмах есть три фундаментальных подхода к распределению прибыли между партнерами. Первый из них – принцип старшинства, когда учитывается продолжительность работы партнера в юрфирме. То есть, чем дольше юрист трудится в компании, тем больше он получает. Плюс такой системы — в ее прозрачности, поясняет эксперт: «Зная, сколько адвокат работает в фирме, вы можете сказать, сколько он зарабатывает, и наоборот».

Еще один вариант – распределять деньги по принципу производительности, когда партнеру начисляют определенный процент от заработанных им денег. Кроме того, в этой системе учитывается и процент от тех клиентов, которых юрист привел, но не работал с ними лично. Существуют вариации формул, когда добавляется коэффициент, связанный с работой партнера, которую нельзя измерить деньгами или часами, поясняет эксперт: это административная нагрузка, работа с персоналом и т.п.

Помимо двух перечисленных есть еще и субъективный принцип, когда руководители юрфирмы не анализируют досконально итоговые финансовые показатели каждого из партнеров, а оценивают их деловые и профессиональные качества, общий вклад в развитие юридических практик, сотрудников, бизнеса компании в целом.

На практике фирмы обычно стараются найти компромисс между этими тремя решениями, потому что применение только одного из них в чистом виде может привести к нежелательным последствиям, объясняет Келлог: «То же поощрение партнеров только на основании финансовых показателей не стимулирует те виды работ, которые не приносят очевидного дохода». Речь идет про менторство, обучение младшего персонала или административную работу.

К конфликтным моментам может привести ситуация, когда одни партнеры знают точные цифры доходов друг друга в компании. Чтобы исключить или хотя бы минимизировать такой риск, некоторые юрфирмы пользуются системой "чёрным ящиком" (black box model). Она подразумевает, что вознаграждение партнёрам устанавливается управляющим комитетом или управляющим партнёром на основе определённых правил/формулы. При этом партнёры не знают, сколько получают их коллеги.

Такая система позволяет не только избегать конфликтов между партнёрами из-за сумм вознаграждения, но и с большей легкостью "уводить" нужных фирме партнёров из других компаний на особых условиях, не боясь зависти и недовольства других партнёров. Структуру "чёрного ящика" используют такие крупные фирмы, как Jones Day, Sidley Austin, Greenberg Traurig и некоторые другие. А на прошлой неделе издание The American Lawyer опубликовало информацию о том, что на такую систему распределения прибыли между долевыми партнёрами в своих североамериканских офисах уже перешла Baker McKenzie. Но в самом ильфе американскому изданию уточнили, что не закрывали полностью информацию о суммах партнёрского вознаграждения, а просто перестали её направлять партнёрам. В то же время, каждый партнёр может получить информацию от фирмы о суммах вознаграждения других партнёров по его просьбе.

1) Eat what you kill («Получи то, что заработал»). Этот тип организации заставляет партнеров трудиться в поте лица, объясняет партнер Ковалев, Тугуши и партнеры Ковалев, Тугуши и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Страховое право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Морское право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Частный капитал группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Уголовное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) 14 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 17 место По количеству юристов 24 место По выручке Профайл компании × Сергей Кислов: «Не приведешь проект, считай – остался голодным». Эта система в меньшей степени свойственна ILFам.

Плюсы: Большой процент от собственных проектов.

Минусы: Стресс, нежелание отвлекаться на общефирмовые нужды и развиваться.

2) Equity («Равенство»). В такой системе ежедневно не только ты зарабатываешь, но и каждый партнер обеспечивает тебя, говорит Кислов: «Каждый новый проект – доход для всех партнеров в соответствии с определенными процентами. Именно в соответствии с ними будет распределиться доход про итогам определенного периода времени – квартала, полугодия или года». Эта система более свойственна ILFам.

Плюсы: Уверенность в том, плохой период помогут пережить твои партнеры, наличие желания и времени заниматься развитием фирмы.

Минусы: Эта система расслабляет. Она малоподвижна – партнеры с большим процентом не хотят им делиться. Они гарантировано получат большую часть того, что заработают остальные партнеры.

3) Смешанная. При этой структуре партнеры получают процент от приводимых проектов, а то, что остается – делится по принципу «equity», разъясняет Кислов: «Как кажется, наиболее сбалансированная система, которая позволяет не только изменять показатели партнеров на будущий год, но и оценивать их «рублём» в текущем периоде».

Минусы и плюсы у этой модели зависят от того какие принципы партнерства из первых двух видов она объединяет.

Жизнь партнеров в рульфах

Учитывая все перечисленное, можно сказать, что решение стать партнером в ильфе является судьбоносным выбором, который потребует усилий на протяжении десятка лет, резюмирует Панченко: «Нужно много лет оказывать юридические услуги высочайшего качества».

Несколько иная ситуация с обсуждаемым институтом в российских юрфирмах. В небольших рульфах к присвоению партнерского статуса проявляется более гибкий подход и не учитывается формальное требование об определенном сроке работы в фирме. Соответствие корпоративной культуре и профессиональный уровень безусловно являются существенными критериями для рульфов, но коммерческие интересы могут с легкостью выходить на центральное место при принятии решений о партнерстве, поясняет Панченко. По словам эксперта, такой подход объясняется тем, что для отечественных организаций объединение юристов под совместным брендом – это во многом коммерческий союз, направленный на получение прибыли. Поэтому на практике российские юрфирмы обычно создаются как коммерческие организации, иначе без этого получать прибыль им будет затруднительно.

Но не всегда все завязано именно на деньги. Порой в отечественных юркомпаниях партнером может стать даже пиарщик, который вовсе не приносит прибыль. Более того, есть много случаев, когда предложение о партнёрстве делают юристу не только исходя из прибыли, которую может принести потенциальный партнёр, говорит управляющий партнер КА Pen&Paper Валерий Зинченко: «Партнёрство даётся как некий аванс, как показатель веры в кандидата, и это далеко не всегда плохо».



Если брать какие-то аналогии, то партнёрство в ильфах похоже на большую «шведскую семью по расчету» с четкой регламентацией прав и обязанностей по брачному контракту. А рульфы - это классическая форма «брака по любви», где только эмоции, договорённости и в горе, и в радости. И если уход из шведской семьи одного или даже нескольких партнеров остаётся практически незаметным, то при ухудшении отношений между партнёрами в бутиках очень редко, когда обходится без «битья посуды», скандалов и эмоциональных расставаний с созданием двух новых фирм.

Кому передать партнерство

В обсуждаемом институте не менее важным аспектом является и преемственность между партнерами. По словам Зинченко, она невозможна без единства взглядов на развитие компании: «Единство взглядов на жизнь тоже приветствуется, но далеко не всегда достижимо». Он подчеркивает, что преемственность не должна подменяться неосуществимыми попытками более опытных партнеров клонировать себе подобных: «Это не приносит никакого результата».


Сила партнёрства - в разности партнёров. С их разными сильными сторонами и преимуществами. Здоровая и правильная преемственность достигается, только когда старшее поколение партнеров наряду с передачей собственного опыта хочет и готово принимать опыт, знания и умения от более молодых.

X, Y и партнеры: откуда взялись правила нейминга в юрбизнесе

Да, юридические фирмы, как правило, называются по именам партнеров. Но что происходит, если их несколько десятков или кто-то покидает компанию, или умирает, или фирма сливается с другой? И откуда тогда взялись фирмы, как итальянская Legance, №63 в списке крупнейших юридических фирм континентальной Европы? Партнера с таким именем там никогда не было. "Право.Ru" разбирается в традициях и правилах именований юридических фирм.

Расцвет юридических фирм стал ответом на новые запросы экономики, возникшие после промышленной революции. "Индустриализация была одним из важнейших стимулов развития юридической практики в Европе и США, — пишет Джон Флад, профессор юриспруденции и социологии. — Землевладельцы начали интенсивно использовать природные ресурсы, что привело к участию юристов в создании бизнесов и поиске финансирования для них. Крупные предприятия, например, железнодорожное строительство, требовали специфических познаний в области финансов, корпоративного права и банкротства — и все это могли предложить юристы."

Главный капитал адвоката — это его репутация. Поэтому логично, что партнерства вплоть до конца ХХ века назывались по именам партнеров, а по мере расширения их числа — ключевых для бизнеса или просто наиболее известных юристов. Иногда в названии оставались имена основателей, как в случае вышеупомянутой Norton Rose, даже после их смерти — репутация растет годами, и партнеры-преемники хотели пожинать плоды трудов своих предшественников.

Вопрос о принципах наименования фирм непосредственно связан с пониманием природы юридической фирмы — если это лишь союз отдельных личностей, то использование "торговых названий" нежелательно, потому что имена партнеров позволяют клиентам формировать ожидания о качестве услуг на основе их репутации. Поначалу партнерства были неформальными объединениями адвокатов, позднее использовалось т.н. General Partnership (в США эта форма вышла из употребления только ближе к концу ХХ века) и "партнерство с ограниченной ответственностью" (LLP, Limited Liability Partnership). Такое партнерство, по природе своей, не является отдельным юридическим лицом, хотя споры по этому поводу начались уже давно. Одной из первых авторитетных работ на эту тему стала изданная в 1916 г. книга Юлиуса Генри Коэна (Julius Henry Cohen), названная "Юриспруденция: бизнес или профессия?" (Law: Business or Profession?). В ней рассматривались вопросы, например, о том, можно ли подать в суд на все партнерство целиком — традиционно считалось, что партнерство есть лишь конгломерат отдельных юристов, но юридические фирмы во многих случаях действовали как единое целое. В свою очередь, распространяющаяся практика использования торговых наименований, очевидно, связана с тенденцией переноса в юридический бизнес практик из других секторов рынка.

В действующих модельных правилах Американской ассоциации адвокатов присутствует пункт 7.5 о наименованиях фирм, и он требует, чтобы название не было "неверным или вводящим в заблуждение" — это правило появилось одновременно и в Великобритании и в США еще в середине XIX века. В частности, если фирму покидает партнер, то она обязана изменить имя соответствующим образом, за исключением случаев, когда партнер выходит на пенсию или умирает, и то при условии, что фирма как юридическое лицо продолжает существовать без реорганизации. Аналогичные правила действуют и в других странах англосаксонского права, а также и в большинстве стран континентальной Европы. Впрочем, с конца ХХ века правила в большинстве стран Европы и Америки уже допускают использование торговых имен (адвокатские ассоциации штатов США имеют право использовать свои, но большинство придерживаются модельных правил с минимальными поправками), что сделало возможным появление фирм с названиями вроде "Правовой центр "Интеллект" и CBA Studio Legale e Tributario. Впрочем, нью-йоркская адвокатская ассоциация - одна из самых многочисленных — по-прежнему требует составлять название фирмы только из имен партнеров.

Чаще всего торговое имя для юрфирмы выбирают из маркетинговых соображений. Например, фирма Telecommunications Law Professionals ("Юристы, специализирующиеся на законодательстве в области телекоммуникаций"), созданная в августе 2011 года. Майкл Лазарус, один из ее основателей, объясняет: "Когда мы отделились и открыли специализированную фирму, мы хотели выбрать название, точно описывающее то, чем мы занимаемся. С точки зрения маркетинга наше название позволяет сразу понять, чего ждать от нас".

Так или иначе, профессиональная этика требует, чтобы фирмы использовали в названиях имена партнеров, или хотя бы некоторые из них — число партнеров в крупных фирмах может быть двузначным. Это должны быть реальные имена, поэтому если, скажем, китайская фирма King & Wood решит выйти на американский рынок, то, скорее всего, будет вынуждена изменить название, потому что основателей фирмы с фамилиями Кинг и Вуд никогда не существовало, это лишь маркетинговый прием — в Китае нет существенных ограничений на выбор названия юрфирмы. "Если фирма называется King & Wood, то предполагается, что Кинг и Вуд там работают, — объясняет Майк Дауни, вице-председатель Секции менеджмента юридических услуг в Американской ассоциации адвокатов. — Иными словами, если фирма использует имя человека, к которому не имеет никакого отношения, то это можно быть сочтено "вводящим в заблуждение".

Особняком стоят страны бывшего СССР и, в частности, Россия. Наша страна оказалась в стороне от мировых процессов в области становления коммерческих организаций — здесь юридические фирмы появились менее четверти века назад. До 1917 года юридических фирм не было, а при советской власти их и быть не могло. Возможно, поэтому из 82 российских юрфирм, входящих в список 100 лучших в России по версии "Право.Ru" в 2010 г., когда рейтинг выпускался в таком виде последний раз, (остальные 18 — филиалы зарубежных юрфирм), только 23 имеют названия, составленные по классической формуле, из имен партнеров. Еще три содержат имя в названии, но схема несколько иная (Юридическое бюро "Падва и Эпштейн", Юридическое бюро Юрьева, Адвокатский кабинет Дениса Шашкина), а одна — "Адвокат ФРЕММ" — названа по первым буквам фамилий основателей.

Как и всякая традиция, использование имен партнеров неизбежно приводит к курьезам, вроде фирм Rush, Rush & Delay (т.е. дословно "Спеши, Спеши & Откладывай") и Bickers & Bickers (to bicker — браниться, спорить по мелочам (англ.). Или просто неудобоваримо длинным названиям, когда самолюбие партнеров берет верх над здравым смыслом — и получается Ziffren, Brittenham, Branca, Fischer, Gilbert-Lurie, Stiffelman, Cook, Johnson, Lande & Wolf, специализирующаяся на индустрии развлечений. Как пояснил Кеннет Зиффрен, один из основателей фирмы, "У нас работает много замечательных людей, и мы хотим, так сказать, рекламировать этот факт".


Поклонники сериала «Suits» помнят как Харви Спектер жаждал появления своей фамилии в названии фирмы. Стать именным партнером – едва ли не вершина карьеры юриста в консалтинге, но случаются ситуации, когда человек уходит, а его имя в названии компании остается. Как разрешить спор о наличии имени юриста, который ушел из фирмы?

Один из самых лучших англоязычных блогов по интеллектуалке IPKAT рассказал о судебном решении, где британский суд разбирался в таком вопросе.

Спор возник после того, как, проработав 3,5 года, госпожа Bhayani ушла из фирмы Taylor Bracewell, последняя продолжил использовать в качестве фирменного наименования словосочетание «Bhayani Bracewell», которые еще и зарегистрировала как торговую марку. Истица просила запретить указывать ее имя и отменить регистрацию ТМ. Ответчик – бывший работодатель – обвинил её в нарушении условий партнерского соглашения, поскольку она открыла фирму, в названии которой использовала свою фамилию (Bhayani Law).

Ключевой вопрос – кому принадлежит goodwill (в т.ч имя «Bhayani Bracewell»), который создала госпожа Bhayani за время работы в фирме и может ли она запретить своей прошлой фирме использовать его?

На первый взгляд, ответ очевиден – название не должно вводить в заблуждение потребителей услуг, а использование имени партнера, который уже не работает в фирме, указывает на его присутствие в составе фирмы, но есть один нюанс.

Дело в том, что в период работы в юрфирме госпожа Bhayani заключила партнерское соглашение, одно из условий которого регулировало использование ее имени. Партнерское соглашение содержит категорический запрет партнеру, который выходит «carry on business under the Name or any other practising or trading name from time to time used by the LLP or any name which may sound or appear similar to any of the foregoing save where the Name or any other practising or trading name is the same as or contains the surname».

Суд признал, что госпожа Bhayani за 23-летнюю практику приобрела репутацию юриста, специализирующегося в трудовом праве, но следует различать репутацию и goodwill. Юрист может иметь профессиональную репутацию, но это не означает, что он владеет goodwill на собственное имя.

Юридический статус goodwill должен рассматриваться в неразрывной связи с бизнесом, в рамках ведения которого он возник, потому вполне разумно предполагать, что созданный партнерами goodwill переходит от физических лиц к юридическому лицу – партнерству. Тем более, что стороны прямо предусмотрели это в договоре.

Суд допустил, что человек может создавать и владеть goodwill помимо своей работы – но его источником должна быть другая деятельность (например, хобби коллекционирование марок превратило имя человека во всемирно известного эксперта по маркам). Goodwill госпожи Bhayani возник исключительно в связи с её работой партнером юридической фирмы – ответчика.

Рассуждая на эту тему, британский суд вспомнил дело Landa v Greenberg [1908] 24 TLR 44 – спор автора газетной колонки, которая публиковались под псевдонимом «Aunt Naomi», который завершился запретом газете публиковать материалы другого журналиста под этим же псевдонимом, после увольнения автора псевдонима из издания.

Также суд упомянул дело Irvine v Talksport Ltd [2003] EWCA Civ 423, пилота Формулы-1 «Scuderia Ferrari» Эдди Ирвайна против радиостанции TalkSport. Суд признал незаконным использование радиостанцией искаженного изображение Эдди Ирвайна в рекламных целях, так как спортсмен не давал согласие на такое использование.

Чей же интерес защитит суд: потенциального потребителя, который может быть введен в заблуждение фамилией юриста, который уже не работает или фирмы, в которой трудился партнер?

Вот цитата из решения: «Ultimately the quality of services of any individual solicitor is guaranteed by the firm. If the quality falls short, any compensation is available from the firm, not the individual solicitor. The goodwill generated by a solicitor's work qua solicitor vests in the firm».

Суд отказал в запрете бывшему работодателю использовать фамилию истца, но признал основания для отмены регистрации торговой марки, но этот вопросу будет решен отдельно (решение IP Enterprise Court от 22.12.2016 г. Juthika Bhayani, Bhayani Law LTD v Taylor Bracewell LLP [2016] EWHC 3360).

Если читателю известна практика разрешения подобных споров в РФ — пишите в комментариях.


И вновь про юридические фирмы, гарантирующие 100% результат. В данном случае речь пойдет о взыскании денежных средств за некачественные юридические услуги.

О многочисленных юридических компаниях, которые зазывают на бесплатные консультации наших граждан, обещая 100% успех в суде, написано довольно много.

Обратилась ко мне как-то женщина, которая не могла получить согласие органов опеки на продажу квартиры своего недееспособного родственника, которому она была официальным опекуном. Причем, оснований для отказа не было, ведь используя эти деньги, она планировала купить квартиру побольше, где у родственника была бы соответствующая доля, был уже заключен предварительный договор купли-продажи, найден покупатель на спорную квартиру. Всё упиралось лишь в отсутствие разрешения опеки.

К сожалению, прежде чем попасть к нормальному специалисту, обратилась она к «дельцам» из юридической фирмы. Пообещав решить все ее вопросы, «профессионалы» составили официальное письмо в органы опеки. Взяли они за свои услуги 87 700 рублей. Наобещали добиться положительного решения любой ценой, в том числе путем подачи искового заявления в суд. Написали письмо и отправили его … в органы опеки совсем другого района, территориальное подразделение, которое не имело никакого отношения к моему будущему доверителю.

Вот тут женщина и заподозрила что-то неладное. Ошибка была настолько детской, что ставила крест на всем профессионализме юристов. Деньги они естественно возвращать отказались.

Работа с адвокатом

С опекой я ей помог решить вопрос в рамках одной консультации. Совет был простой: пишите письменное заявление, получайте официальный письменный ответ и если он вас не устраивает, то обжалуйте его.

Написав официальное письменное обращение, она получила письменный ответ с … согласием на сделку купли-продажи. На практике такое бывает довольно часто: в устной форме гражданин получает один ответ, а на бумаге, где стоит подпись и печать, совсем другой.

Доверительница была настолько благодарна, что попросила меня также заняться взысканием денежных средств за некачественные юридические услуги. Подобные споры с юридическими компаниями попадают под действие закона о защите прав потребителей со всеми вытекающими из этого преимуществами: отсутствие госпошлины, штраф в размере 50% от суммы. Это не совсем мой профиль, но отказать я не смог.

Как и следовало ожидать, суд наши требования удовлетворил в полном объеме. Ответчик в последний день подал краткую апелляционную жалобу— известный прием для затягивания получения исполнительного листа. Но в итоге лист был получен, обратились к приставам, которые в течении пары месяцев взыскали сумму задолженности. И здесь моей доверительнице очень повезло, так как в подавляющем большинстве подобные «юрки» не имеют денег на счетах. Оплату берут наличными денежными средствами, платежи по счетам не проводят, да и ООО порой меняют каждые полгода.

И из-за таких «коллег» приходится оправдываться за все юридическое сообщество.

За такие промахи мне, как адвокату, пришлось бы отвечать перед дисциплинарной комиссией и на кону стоял бы мой адвокатский статус. А эти ребята из юридических фирм, максимум, чем могут отделаться — это иском по ЗПП.

Разница между адвокатом и юридическими фирмами

Есть такой документ — «Кодекс профессиональной этики адвоката», положений которого адвокаты обязаны придерживаться. Чтобы понять, в чем все же разница в мировоззрении и работе адвокатов и обычных работников юридических фирм-однодневок, предлагаю разобрать некоторые пункты.

Адвокат не затягивает дело

Ст. 7 п. 2
Предупреждение судебных споров является составной частью оказываемой адвокатом юридической помощи, поэтому адвокат заботится об устранении всего, что препятствует мировому соглашению. Первостепенная задача адвоката — урегулировать вопросы доверителя в досудебном порядке. Если это уголовный процесс, развалить дело на стадии следствия, если раздел имущества — помочь мирно все поделить и у нотариуса подписать добровольное соглашение о разделе совместно нажитого имущества. Юристы, скорее всего, доведут все до суда, потому что стоимость сопровождения в процессе существенно выше.

Адвокат не наживается на вас

Ст. 9 п. 1
Адвокат не вправе:
1) действовать вопреки законным интересам доверителя, оказывать ему юридическую помощь, руководствуясь соображениями собственной выгоды, безнравственными интересами или находясь под воздействием давления извне;

Тут для вас, наверное, будет небольшое открытие. Юридический бизнес — это бизнес. Поэтому, вам будут пытаться продать как можно больше услуг. А работа адвоката — не бизнес. Да, адвокат получает гонорар, вознаграждение, и сумму этого гонорара волен устанавливать сам. Но первостепенной целью является не получение прибыли, а защита интересов доверителя. Подчеркну — доверителя, не клиента. Адвокаты коммерческой деятельностью не занимаются. Мы на службе обществу, мы исполняем свой долг.

Адвокат не навязывает услуги и не обещает 100% результат

Ст. 9 п. 6
Адвокат не вправе навязывать свою помощь лицам и привлекать их в качестве доверителей путем использования личных связей с работниками судебных и правоохранительных органов, обещанием благополучного разрешения дела и другими недостойными способами .

Ст. 10 п. 2
Адвокат не вправе давать лицу, обратившемуся за оказанием юридической помощи, или доверителю обещания положительного результата выполнения поручения.

В юридических фирмах сотрудники делятся на «первичников» и «исполнителей». Первых еще называют «закрываторы», потому что их задача — не отпустить вас из офиса без подписанного договора. Людей заманивают обещанием бесплатной консультации, а на деле с ними общаются часто даже люди без юридического образования, а опытные продажники. Внимание: они пообещают вам ЧТО УГОДНО, чтобы вы заключили договор.

Адвокат:
НИКОГДА не будет гарантировать конкретный результат
НИКОГДА не станет консультировать бесплатно очно, потому что ценит свое время
Никаких гарантий, — спросите вы. — За что я тогда плачу?

Не может быть никаких гарантий и обещаний положительного исхода дела, потому что выносит решение по делу суд. Если вам обещают конкретный результат, это либо обман (что вероятнее всего), либо перспектива для вас по 291 УК РФ — Дача взятки.

Как следствие —
Ст .10 п. 1
Закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя. Никакие пожелания, просьбы или требования доверителя, направленные к несоблюдению закона или нарушению правил, предусмотренных настоящим Кодексом, не могут быть исполнены адвокатом.
Нормальный адвокат никогда не понесет для вас взятку судье или следователю, не станет предлагать «мутных схем», которые будут чреваты для вас правовыми последствиями, даже если вы этого страстно желаете и считаете, что такая схема — это хороший вариант.

В данной статье речь идет именно о юридических консультациях, которые зачастую в основном обманом и занимаются, обещая «золотые горы». Автор не имеет ввиду порядочных юристов, которые добросовестно делают свою работу.

К сожалению, всё чаще я общаюсь с людьми, которые отнесли очень большие суммы в подобные конторы, не получив никакой квалифицированной юридической помощи. Добропорядочным адвокатам и юристам, сложно конкурировать с ними в части привлечения клиентов, ведь для нас репутация это не пустой звук.

Добавлено: 17:29 14.10.2021

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком " "

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: