По запросу суда банк обязан

Обновлено: 25.04.2024

Взыскивая задолженность по кредиту, банк обязан доказать обоснованность всех сумм по иску. С этой целью оформляется расчет долга в виде отдельного документа, либо непосредственно в исковом заявлении. Так как заемщик имеет право знакомиться со всеми материалами дела, он может подготовить и представить контррасчет задолженности по кредиту для суда.

В нем можно ссылаться на неточные суммы основного долга или процентов, на необоснованность начисления комиссий и штрафов, на отсутствие оснований для взыскания по срокам давности. Подробнее о правилах расчета задолженности читайте в нашем материале.

Что такое расчет задолженности для суда

Одно из главных правил судебного дела — каждая сторона должна доказать обоснованность своих требований. Взыскателем задолженности по кредиту является банк. Именно он должен обратиться в суд с заявлением о выдаче приказа или с иском. Для подтверждения обоснованности требований банк должен доказать:

  • факт наличия кредитных обязательств между истцом и ответчиком (это подтверждается договором);
  • факт возникновения просрочки по одному или нескольким кредитным платежам (подтверждается выпиской по счету о поступлении средств от заемщика);
  • все суммы долга, которые банк просит взыскать с ответчика (с этой целью оформляется расчет задолженности).

Банк может представить в суд документ, в котором заемщик признает всю сумму основного долга, начисленные проценты, комиссии, штраф. Для истца это идеальный вариант, так как взыскать задолженность будет проще.

В распоряжении банка есть все необходимые сведения и документы, чтобы сделать расчет долга. Расчет основывается на кредитном договоре и графике платежей, выпискам по счету. Порядок начисления процентов определяется по условиям договора или по нормам Гражданского кодекса РФ.

Заемщик может полностью признать иск и согласиться со всеми требованиями. В этом случае контррасчет задолженности не потребуется. Заемщик может вообще ничего не писать в суд, не участвовать в заседании. Дело будет рассмотрено в отсутствие ответчика, завершится полным удовлетворением иска. Если же у заемщика есть возражения по сумме взыскания, он вправе подготовить и представить контррасчет задолженности по кредиту.

Можно ли в суде снизить размер штрафных
санкций и процентов, которые пытается
взыскать банк? Спросите юриста

Когда нужно сделать расчет задолженности

Порядок взыскания по судебному приказу и по исковому заявлению существенно отличается. Банк обязан подготовить и представить расчет задолженности по обоим указанным вариантам взыскания. Но у должника возможность ссылаться на контррасчет появиться только при рассмотрении иска. В возражениях на приказ тоже можно ссылаться на неправильность расчета задолженности, но это не влияет на выдачу или отмену судебного акта.

При вынесении судебного приказа

Выдача судебных приказов возможна только по бесспорным обязательствам. К ним относится и кредит, так как заемщик подтверждает свою обязанность вернуть деньги в договоре. Банк сможет получить приказ, если общая сумма долга не превышает 500 тыс. рублей. Вопрос с расчетом задолженности в приказном производстве решается следующим образом:

  • при подаче заявления мировому судье банк обязан представить расчет долга, подтверждающие документы (договор на кредит, график платежей, выписку по счету и т.д.);
  • должника уведомляют об обращении взыскателя, дают время на подачу возражений (10 дней);
  • в возражениях можно указать только о несогласии с приказом и просьбе об его отмене;
  • контррасчет долга по кредиту для отмены приказа не нужен.

Подавая возражения, должник может указать там любые доводы и основания, в том числе о несогласии с расчетом сумм. Но даже если таких доводов не будет, судья все равно отменит приказ. Самое важное, чтобы возражения были направлены в суд в течение 10 дней.

Если судья отменит приказ, банк сохраняет право на взыскание кредитного долга по иску. Скорее всего, исковое заявление будет подано сразу после аннулирования приказа. При разбирательстве иска ответчик сможет представить любые доказательства и возражения, в том числе контррасчет задолженности по кредиту.

Нужна помощь в подготовке возражений
на расчет задолженности банком? Закажите
консультацию кредитного юриста

При рассмотрении иска

Разбирательство по исковому заявлению — это состязательный процесс. Судья будет проводить заседания, заслушивать стороны, изучать представленные доказательства. В части расчета задолженности по кредиту у истца и ответчика есть следующие права и обязанности:

  • банк обязан представить расчет и обоснование своих требований вместе с иском (расчет можно сделать отдельным документом или прямо в исковом заявлении);
  • ответчик вправе знакомиться со всеми материалами дела, проверять обоснованность взыскания и правильность расчетов;
  • при несогласии с взыскиваемыми суммами можно подготовить контррасчет для суда;
  • чтобы доказать обоснованность контррасчета, ответчику нужно представить соответствующие документы (например, платежки по кредиту, если банк не учел какие-либо суммы в своем расчете).

До вынесения решения истец может уточнять свои требования, в том числе увеличивать или уменьшать сумму взыскания. Например, банк может доначислить неустойку на количество дней судебного процесса. Для уточнения исковых требований подается отдельное заявление, и делается дополнительный расчет.

При наличии в деле расчета и контррасчета задолженности стороны могут оформить мировое соглашение. Например, если ответчик признает всю сумму основного долга, но возражает против начисления комиссий и штрафов, банк может согласиться снять эти требования. Заключение мирового соглашения позволяет быстро закончить рассмотрение дела, в чем напрямую заинтересован взыскатель. Но без согласия обеих сторон суд не вправе утверждать мировое соглашение.

Нет возможности вернуть
банку кредит, что делать?
Закажите звонок юриста

Кто делает расчет долга для суда

Истец обязан сделать расчет задолженности по кредиту для суда, независимо от варианта взыскания. Если банк уступил право требования коллекторской компании, она сама может подать документы на судебное взыскание. Так как коллекторская фирма будет истцом в суде, она тоже будет обязана представить расчет.

У ответчика нет обязанности подавать в суд какие-либо документы и доказательства и свои контррасчеты. Но если заемщик намерен защищаться от взыскания, путем подачи контррасчета и доказательств можно:

  • доказать отсутствие задолженности, если все платежи по кредиту были выплачены точно в срок;
  • уменьшить сумму взыскания по срокам исковой давности;
  • снизить размер долга, если банк неправильно рассчитал проценты;
  • уменьшить общую сумму задолженности за счет отказа во взыскании комиссий и штрафов.

У заемщика есть право оформить и подать контррасчет по взыскиваемым суммам. Для подготовки контррасчета нужно знать общую сумму задолженности, период просрочки, процентную ставку, даты и суммы внесенных платежей. Для расчета можно воспользоваться онлайн-калькулятором, в котором уже есть все необходимые формулы.

Чтобы использовать все варианты защиты при взыскании по кредиту, заемщик может поручить ведение дел в суде юристу, другому представителю. В доверенности нужно указать перечень полномочий представителя, в том числе по подписанию документов. При наличии такого полномочия юрист сможет сам подготовить, подписать и представить контррасчеты, заявления, ходатайства, жалобы и другие документы.

Как рассчитать задолженность

Оспорить расчет задолженности по кредиту очень сложно. Банк считает все суммы требований в специальных программах, поэтому вероятность технической ошибки невелика. Но путем подготовки контррасчета и сверки его с данными банка ответчик может добиться:

  • частичного снижения суммы взыскания по срокам давности (например, если период просрочки по некоторым платежам графика превысил 3 года);
  • снижения суммы процентов, если она будет несоразмерна основному долгу (такие вопросы решаются на усмотрение суда);
  • снизить сумму взыскания, доказав факт оплаты по части платежей (например, если банк не учел их в своем расчете).

Для подготовки к судебному процессу по взысканию кредита рекомендуем проконсультироваться с нашими юристами. Они изучат вашу ситуацию, помогут выбрать варианты защиты, обосновать доводы для снижения суммы задолженности.

При каких долгах можно их списать
через процедуру банкротства?
Спросите юриста

Какие исходные данные нужны для расчета

Для подготовки контррасчета будут нужны исходные данные по кредиту. В частности обязательно потребуются сведения:

  • из кредитного договора — там указана общая сумма кредита, размер процентной ставки, порядок начисления комиссий и штрафных санкций;
  • из графика платежей — по нему видны точные суммы и даты внесения ежемесячных платежей;
  • из выписки по кредитному счету — по ней можно проследить суммы и даты зачисления всех ежемесячных платежей;
  • из письменных или электронных платежных документов — по ним видно, когда и в какой сумме заемщик платил по кредиту.

Расчет задолженности по кредиту ведется по каждому помесячному платежу из графика. Чем больше количество месяцев, на которые выдавался кредит, тем объемнее будет расчет и контррасчет.

Калькулятор расчета задолженности

Если задолженность по кредиту рассчитана за несколько месяцев, можно оформить контррасчет вручную. Если же речь идет о большом количестве месяцев просрочки, для расчета лучше использовать онлайн-сервисы. Калькулятор задолженности по кредиту для суда поможет рассчитать все суммы и оформить их в виде документа. Для работы с онлайн-калькулятором нужны следующие данные:

  • общая сумма кредита по договору;
  • общий период кредитования;
  • размер процентной ставки;
  • период, за которые начисляются проценты (обычно со следующего дня после даты неоплаты);
  • суммы внесенных платежей по кредиту, даты оплаты;
  • суммы комиссий и штрафов, если их начисление предусмотрено договором.

Банк подал на вас в суд за неуплату кредита,
а вы не знаете, как теперь правильно
поступить? Закажите консультацию юриста

В калькуляторе придется вручную указывать все выплаченные суммы и даты платежей. Учтите, что по условиям кредитных договоров сначала погашаются проценты, а затем уже основная сумма долга. Это уже учтено в формулах онлайн-калькулятора.

После ввода данных будет рассчитана реальная сумма задолженности по кредиту. Итоговый расчет можно распечатать, чтобы представить как доказательство в суд. Но сначала нужно сравнить полученные данные с документами, представленными банком.

Сравнение с расчетом истца

Не имеет смысла подавать контррасчет по кредиту, если он полностью соответствует сумме исковых требований банка. В большинстве случаев именно так и будет. Но если ваши данные сильно отличаются от расчета истца, нужно отстаивать свою позицию в суде.

Как правильно оформить

Сам контррасчет можно подготовить в виде отдельного документа. Как правило, это будет таблица с указанием:

  • периодов, за которые сделан расчет;
  • размеров ежемесячных платежей и начисленных на них процентов;
  • сумм платежей, которые банк не учел в своем расчете;
  • суммы расхождения между расчетом истца и ответчика.

При защите в суде нужно обосновать правильность своих расчетов. Для этого можно подготовить заявление, отзыв, возражения. Не важно, как именно будет назван документ, так как решающее значение имеет его содержание. В заявлении (отзыве) нужно указать все исходные данные для контррасчета, сделать ссылку на документы и доказательства.

При вынесении решения суд будет анализировать все доказательства, представленные истцом и ответчиком. Также непосредственно в заседаниях стороны могут давать пояснения по своим доказательствам, документам и расчетам.

Образец контррасчета по кредиту для суда

Нельзя сделать расчет или контррасчет, не обладая исходными данными о сумме задолженности, периоде просрочки, процентных ставках. Поэтому единого образца контррасчета вы не найдете в интернете. Его можно оформить только после введения указанной выше информации. Чтобы представить ваши доводы и контррасчет в суд, можно скачать образец отзыва на исковое заявление.

Какие доказательства представить в суд

Точный перечень доказательств всегда определяется индивидуально, после изучения всех нюансов спора по кредиту. Со стороны заемщика-должника в перечень доказательств могут входить:

  • платежные документы, подтверждающие даты внесения ежемесячных выплат по кредиту;
  • выписки по кредитным счетам и картам;
  • контррасчеты;
  • переписка с банком, где заемщик указывает на несогласие с суммами долга.

Если ранее банк направлял претензии и уведомления, где ссылался на совершенно иные цифры задолженности, это документы тоже можно представить в суд как доказательство.

Если вам нужна помощь в защите от взыскания и в подготовке контррасчета задолженности по кредиту, обратитесь к нашим специалистам. Мы поможем найти выход даже в самой сложной ситуации!

Клиенты многих банков зафиксировали тренд: банки просят представлять документы, «обеляющие» операции, до проведения самой операции и сделок. С одной стороны, какая-никакая, а гарантия отсутствия претензий. С другой — может, операция и так бы прошла, без сбора документов?

Совсем недавно счета «замораживались», как правило, по инициативе налоговиков, но теперь блокировки по решению самих кредитных организаций случаются не реже. Подозрение на обналичку, транзит, вывод капитала за рубеж — все это основания для «заморозки». Что далеко не всем нравится.

Банк обязан контролировать операции клиентов и не станет рисковать лицензией, закрывая глаза на подозрительные операции. Тем самым и объясняется просьба банков представлять документы по операциям, которые могут быть сочтены сомнительными, заранее.

Предварительный контроль

Рекомендации о подаче документов до проведения нетипичных для бизнеса операций уже поддержали в ряде крупнейших банков, но это не рекомендации Центробанка. ЦБ сейчас работает над запуском платформы «Знай своего клиента», которая должна помочь бизнесу и банкам найти взаимопонимание (о ней мы еще расскажем в этой статье).

Несомненный плюс нового подхода — не придется доказывать реальность и законность операции уже по факту ее блокировки. Для малого бизнеса, да и для предпринимателей в целом, важна оперативность проведения платежей, а при «заморозке» операций по счету сделку придется приостановить.

Но есть и минус — предпринимателям придется анализировать каждую сделку и принимать решение — относится она к подозрительным для банка или нет, собирать пакет документов и передавать его на проверку. При этом в малом бизнесе контракт заключается буквально день в день с платежом, то есть подать документы в банк оперативно не представляется возможным.

Давайте все таки разберем, какие операции банк считает сомнительными и стоит ли действительно беспокоится заранее.

На сайте Ак Барс Банка опубликованы подробные советы относительно того, как избежать блокировки и что делать, если она уже произошла.

В зоне особого подозрения

Блокировки чаще всего происходят в автоматическом режиме. Клиент получает уведомление со ссылкой на закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ, что часто порождает недовольство. Между тем для того, чтобы избежать подобных ситуаций, достаточно изучить сам закон, а также памятки, которые банки, обслуживающие бизнес, давным-давно разработали и рекомендуют к изучению. Клиентоориентированный банк заинтересован в блокировке счета еще меньше, чем клиент.

Приведем стандартный перечень операций, которые непременно вызовут у банка подозрения — и, как следствие, приостановление операций. Вот перечень «опасных» операций из методички одной из крупнейших кредитных организаций, входящих в ТОП-20 по активам и капиталу.

  1. Регулярное снятие с расчетного счета крупных сумм денежных средств на прочие цели.
  2. Единовременное снятие крупной суммы, только что поступившей на расчетный счет.
  3. Использование корпоративных карт для регулярного снятия наличных денег.
  4. Операции по поступлению и снятию (переводу) наличных денег, проводимые в короткий период времени.
  5. Операции по снятию денежных средств на прочие цели не сопоставимы с масштабом деятельности организации.
  6. Операции, не имеющие экономического смысла (например, выплата шестизначной зарплаты в фирме с нулевой бухгалтерской отчетностью).
  7. Многочисленные счета (вклады), открываемые на короткие сроки (до месяца) в целях безналичного поступления на них денежных средств и их последующего снятия в наличной форме с закрытием счета.
  8. Совершаемые без видимых оснований переводы на счета другого банка, где действуют худшие условия (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и т.д.).
  9. Операции, по которым невозможно установить контрагента по сделке.
  10. Если уровень наличных операций по отношению к безналичным превышает 30%.
  11. Если обороты резко увеличились, а остальные показатели, например, сумма уплаченных налогов, остались прежними.
  12. Если один из участников транзакции подозревается или обвиняется в уголовных преступлениях (не обязательно в отмывании денег) или терроризме.
  13. Если участники сделки действуют от имени лиц, имеющих негативную репутацию.
  14. Если банк сомневается в подлинности документов, подтверждающих законность операции.
  15. Если запрашиваемые банком документы, подтверждающие операции или подтверждающие источник происхождения денежных средств, не представлены.
  16. Если счёт часто используется как транзитный — для перевода денег с одного счёта на другой через третий.
  17. Если ИП или компания часто отправляет переводы физическим лицам, не связанные с заработной платой.
  18. Если назначение платежей не прописано или не соответствует кодам ОКВЭД, указанными при регистрации бизнеса.
  19. Если вы изменили паспортные данные (физическое лицо) или учредительные документы (юридическое лицо) и не уведомили об этом банк.

Мораль проста: не желаете блокировки операций и счетов — не совершайте вышеописанных действий.

Если без гнева и пристрастия проанализировать этот перечень, то станет очевидно, что он логичен. В повседневной деятельности бизнесмен не станет, скорее всего, иметь дело с магазином автозапчастей, приторговывающем нерудными материалами, чтобы избежать обвинений в неосмотрительности (п.18), или если крупную сделку подписывает некто с сомнительной доверенностью (п. 14). Это не говоря уже о крупных оборотах при полном отсутствии активов (помещений, транспорта, офиса и проч.) (п. 11).

Что делать?

В случае если операция заморожена, следует выяснить характер претензий. Достаточно часто оказывается, что счет не заблокирован, а лишь приостановлено дистанционное обслуживание. В таком случае нет причин предъявлять претензии банку, поскольку он по-прежнему готов исполнять «бумажные» платежки. Но формально счет не заморожен.

Как правило, банк сам требует документы в подтверждение легитимности операции. В таком случае алгоритм действий ясен. Необходимо, не откладывая, предоставить их, поскольку задержка невыгодна прежде всего вам. Представить документы по сделке — что может быть проще? Тем более что и закон, и правила бухгалтерского и налогового учета требуют того же, что и банки (в данном случае — сохранности документов, прозрачности операций и проч.) После предоставления документов, подтверждающих легальность доходов и расходов, доступ к счетам и картам восстанавливается.

Право «заморозить» подозрительную операцию — это именно право, а не обязанность банка. Так, Ак Барс Банк к каждому клиенту подходит индивидуально, и указанные методы применяет лишь к тем клиентам, чья деятельность объективно сомнительна.

На комиссию

Возможно, что решение и (или) ответ банка не устроят клиента — в таком случае возникает право обратиться в межведомственную комиссию при Банке России, представив свои претензии и приложив документы. Комиссия должна рассмотреть обращение в течение 20-ти рабочих дней, вынести решение и в течение 3-х дней сообщить о нем сторонам. Если решение вынесено в пользу клиента, то банк уже не вправе отказывать в проведении операции. При достаточной активности самого клиента «разморозить» счет можно и самому — максимум за 33 дня.

Мы не будем рассматривать судебный порядок «отбеливания» подозрительной операции, поскольку это процесс, требующий особого разговора. И так понятно, что проще не вставать в позу, а оперативно представить банку требуемые документы и пояснения, нежели доказывать свою правоту в течение месяца с хвостиком.

Банк! Знай своего клиента!

Не исключено, что скоро схема оценки рисков упроститься и станет более понятной. Речь идет о запуске платформы Банка России «Знай своего клиента» (соответствующий законопроект № 1116371-7 в настоящее время в Госдуме). Идея в том, чтобы распределить банковских клиентов на высокую, среднюю и низкую группы рисков. Предыдущий аналогичный законопроект был более красочным и предполагал еще и маркировку цветом (красный, желтый и зеленый соответственно). В новом документе красочности нет вообще, но и логики, и определенности побольше.

Так, дано следующее определение подозрительных операций:

Предусмотрено создание централизованного информационного сервиса — Платформа «Знай своего клиента» на базе Банка России. Сами же клиенты будут поделены на группы риска.

Низкий уровень риска — хозяйствующие субъекты, честно ведущие реальную деятельность.

Средний — это те, кто оставаясь «как бы» законопослушными, нет-нет, одной ножкой да преступают пределы дозволенного, допуская некие сомнительные операции, или выводя деньги клиентов в тень, или имеют дело с клиентами из рискового сектора и проч.

Для «красной» клиентуры под запрет попадут снятие наличных, переброс средств со счета на счет, интернет-банкинг, сервисы быстрых платежей. Неизменным остается обязанность банка проводить платежи по перечислению налогов, взносов, зарплаты (с обязательным перечислением взносов и НДФЛ), в счет оплаты необходимых для ликвидации (закрытия) фирмы или ИП, выплаты кредиторов и т.п.

В какую группу попадет клиент — решает сам банк, а если речь идет о контрагенте клиента, то банк обязан будет руководствоваться информацией о его группе риска.

Надеемся, после ее реализации ясности в процессах «заморозки» станет больше. Представляется, однако, что можно уже сейчас строить свой бизнес и отношения с кредитными организациями на законных основаниях, взаимоуважении и оперативном обмене информацией. Предоставить документы по просьбе своего банка гораздо проще, чем ходить по комиссиям и судам, доказывая свою невиновность.

Обращение в суд — это один из вариантов защиты интересов физических и юридических лиц. Не является исключением и сфера кредитования, а также иные области оказания финансовых услуг. Заявление в суд на банк могут подать заемщики, созаемщики и поручители по кредитам, владелец счета или привязанной к этому счету карты, плательщик по каким-либо операциям.

В зависимости от особенностей спора и статуса истца, документы можно подать в арбитражные, мировые или районные суды. О том, как подать в суд на банк и правильно оформить все документы, расскажем в этом материале.

Подать заявление в суд на любой банк, будь то Сбербанк или банк «Траст» надо тогда, когда четко осознаешь цели своего обращения в суд. Исковое заявление в суд на банк должно содержать четкие основания против банка — на что и почему истец жалуется.

Например, банк МТС незаконно списал с вас лишнюю комиссию по кредиту и не хочет ее возвращать, хотя вы указали в претензии в ЦБ и в сам банк о незаконности этого списания. Или же банк «Восточный» ничего не хочет предпринимать против шквала звонков своей службы взыскания, а сотрудники названивают и днем, и ночью.

Или банк «Хоум Кредит» запретил клиенту досрочно погашать кредит. Составить иск на банк физлицо может за многие нарушения закона. Но всегда надо помнить, что жалоба на действия банка в суд — это крайний вариант решения проблемы, когда иные меры в отношении банка уже не помогают.

Однозначно гражданский иск на кредитную организацию надо подавать за мошенничество. Этот тот случай, когда кто-то иной, а не вы оформили по вашим документам кредит, а банком, в свою очередь, предъявлен иск (или хотя бы уже высказаны словесные требования) о возврате денег вам. Для начала надо написать заявление в полицию, дождаться возбуждения уголовного дела и оспорить иск банка о взыскании задолженности.

В каких случаях можно подать в суд

Обращаться в суд можно по любым нарушениям прав и законных интересов. Во многих случаях можно избежать судебных тяжб, если использовать досудебные варианты защиты.

Граждане могут подать иск в мировые и районные суды. Юридические лица и ИП. а также граждане при обращении на банкротство, подают заявления в арбитраж

Чаще всего можно встретить судебные дела, где истцом является банк. Например, это может быть взыскание задолженности и штрафных санкций по кредитам. Клиенты банков намного реже обращаются в суд. О ситуациях, когда подача иска поможет защитить ваши права, расскажем ниже.

Подавая административный иск или апелляционную жалобу нужно учитывать территориальную подсудность. Например, банк «Русский стандарт» имеет головной офис в Москве, Совкомбанк — в Костроме, а ВТБ — в Санкт-Петербурге. Обычно клиент подает в суд на банк по месту регистрации самого банка, но иногда допускается это делать и по месту проживания истца.

По кредитам

Подписав кредитный договор, заемщик принимает на себя обязательства по возврату денег с процентами. При этом заемщик праве защищать свои интересы, если банк нарушил условия договора или нормы закона. Вот самые распространенные причины, по которым можно подать в суд на банк по кредиту:

  • при одностороннем изменении условий кредитного договора (например, при повышении процентной ставки. Но при кредитовании физ. лиц такое поведение банка запрещено. Запрет прописан в законе «О потребительском кредите (займе)»;
  • при оспаривании навязанных услуг, которые повлекли увеличение общей стоимости кредита. Например, раньше банки любили брать с клиентов комиссии за ведение ссудного счета или за выбор способа погашения кредита;
  • при введении комиссий, не указанных в договоре (например, за досрочное погашение кредита);
  • при отказе в предоставлении кредитных или ипотечных каникул, если банк обязан это сделать по закону (например, каникулы по ипотеке можно получить в силу закона);
  • при оспаривании расчета задолженности и процентов по договору;
  • при отказе или препятствовании в досрочном погашении кредита.

Нельзя подать в банк за отказ в выдаче кредита. Одобрение заявки или отказ по ней является правом банка. Исключения есть только для программ кредитования с государственным субсидированием. Например, по программе льготной ипотеки в 2021 году основные условия кредитования определены законодательством.

Можно ли подать в суд на банк за отказ
в рефинансировании кредита, если моя цель
— снизить ставку? Закажите звонок юриста

Нарушения могут быть связаны с действиями банка при просроченном и погашенном кредите. Например, можно обращаться в суд за отказ внести изменения в кредитную историю, если банк обязан это сделать. Прежде чем подавать иск, рекомендуем обратиться к юристам, проверить условия договора и основания для судебной защиты. Если у вас нет оснований для подачи искового заявления, вы только потеряете время и деньги.

В некоторых случаях можно подать в суд на банк за звонки, смс или другие действия по взысканию долга. Ограничения по количеству и времени указанных действий есть только для коллекторов. Но если сотрудник банка достает звонками не самого должника, а его родственников или знакомых, то это уже является нарушением. За такие действия можно взыскать компенсацию морального вреда. Правда, суды, если и присуждают такую компенсацию, то суммы в решениях фигурируют смехотворные.

Иск к банку по кредитному договору чаще всего подается по процентам, которые банк насчитывает на долг. Чтобы верно рассчитать сумму процентов, понадобится помощь профессионального кредитного юриста. Потому что переспорить профессиональных юристов, например, из ОТП банка обычному заемщику, да еще и не очень юридически подкованному, очень сложно, почти нереально.

По оказанию банковских услуг

На действия банка может подать жалобу или иск гражданин, заключивший договор на обслуживание счета и карты. Основанием для обращения в суд может быть:

  • отказ в выдаче денег с вклада или счета;
  • отказ в выдаче самой карты;
  • незаконная блокировка карты и счета, списание со счета средств;
  • одностороннее снижение ставки по вкладу или на остаток средств по счету, если это не предусмотрено договором;
  • незаконное закрытие счета или вклада;
  • введение комиссий по банковским операциям или их завышение;
  • ошибка банка при переводе средств.

Даже разовая платежная операция относится к банковским услугам. Например, если вы платили пошлину, а сотрудник банка допустил ошибку при переводе средств, можно требовать их возврата. При отказе в возврате денег их можно взыскать через суд.

Я — ИП, и банк заблокировал мой счет
за «подозрительные операции».
Что мне делать?

По мошенничеству с денежными средствами

По фактам мошенничества нужно обращаться в полицию. Типичным примером является оформление кредита другими лицами по вашим документам или хищение средств со счета. В банк тоже нужно сообщить о мошенничестве, так как по факту обращения проводится служебное расследование.

Иногда в мошеннических действиях замешаны сотрудники банка, так как все клиенты оставляют в отделениях банков копии и сканы своих документов — паспортов, ИНН, СНИЛС и тд. И с помощью этих копий можно легко «повесить» на человека кредит, который ему банк не выдавал. В этом случае можно взыскать причиненный ущерб через суд.

Банкротство физического лица

Физ. лица могут банкротиться через арбитраж и МФЦ. При этом в арбитражный суд подается заявление с требованием о признании банкротом. Поэтому банк будет являться не ответчиком, а кредитором по банкротному делу. Это важно, так как с кредитора при банкротстве нельзя что-либо взыскать.

При обращении в МФЦ судебные процедуры вообще не проводятся. Однако кредиторы вправе подать возражения и потребовать передачи дела в арбитраж. Основанием для такого требования может стать информация об имуществе должника, которая стала известна после окончания исполнительного производства.

Что можно и нужно сделать до подачи иска в суд

Прежде чем обращаться в суд можно использовать другие варианты защиты. Во многих случаях это будет эффективнее, чем ждать рассмотрения спора по иску. Даже если досудебное урегулирование спора не принесло результата, оно поможет:

  • собрать доказательства для обращения в суд (например, таким доказательством может стать переписка с банком);
  • снять часть спорных вопросов во внесудебном порядке (например, банк может согласиться сделать перерасчет, разблокировать счет или провести рефинансирование кредита по сниженной ставке);
  • показать суду добросовестность истца, который пытался решить вопрос мирным путем (например, это будет важно при взыскании компенсации морального вреда).

Можно ли подать в суд сразу после выявления нарушения? Это зависит от предмета спора и характера нарушений. Например, если со стороны банка допущено нарушение прав потребителя, нужно обязательно соблюсти претензионный порядок урегулирования спора. По некоторым нарушениям нужно подать жалобу финансовому омбудсмену. Поэтому рекомендуем проконсультироваться у наших юристов, прежде чем подавать в суд, например, на Сбербанк или на любую другую кредитную организацию.

Многие положения кредитных договоров
написаны непонятным языком. Что делать
перед подачей в суд?

Как правильно подать в суд на банк?

Перейдем непосредственно к теме статьи и разберем, как подать в суд на банк. Чтобы вам не вернули документы и приняли положительное решение, нужно заранее определить:

  • предмет спора, перечень и цену исковых требований:
  • подсудность и подведомственность рассмотрения спора;
  • надлежащего ответчика или нескольких ответчиков, круг других заинтересованных лиц;
  • перечень доказательств, которые нужны для рассмотрения дела.

Вот пример по одному пункту из списка. В суд нужно подавать не на сотрудника банка, обманувшего вас, а на само кредитное учреждение, оказывающее услуги. Именно банк несет ответственность за всех своих сотрудников, обязан возмещать ущерб, причиненный их действиями. Поэтому, если менеджер допустил ошибку и незаконно списал деньги с вашего счета, надлежащим ответчиком по иску будет банк.

Способы подачи иска

Заявитель может подавать документы в суд самостоятельно или через представителя. На представителя нужно оформить нотариальную доверенность. Подать иск с приложениями можно:

  • непосредственно в канцелярию суда;
  • по почте;
  • через систему «Мой арбитр» (в арбитражные суды);
  • через сайты судов или систему ГАС «Правосудие» (в мировые и районные суды).

Как подать в суд на банк онлайн? Для этого нужна ЭЦП или подтвержденная учетная запись госуслуг (ЕСИА) По ним идентифицируется личность заявителя на всех онлайн-сервисах. Напрямую через госуслуги иски подать нельзя.

Если у меня в банке счета ИП и физ. лица,
и дело касается переводов между ними,
то в какой суд подавать иск?

Подсудность

При нарушении норм подсудности вам вернут иск без рассмотрения. Вот основные правила подсудности:

  • экономические споры с участием организаций и ИП рассматриваются только через арбитраж;
  • заявления на банкротство тоже подаются исключительно в арбитраж;
  • мировые судья могут рассматривать дела с ценой иска до 100 тыс. руб., если речь идет о защите прав потребителей;
  • дела о выдаче судебного приказа;
  • остальные имущественные (денежные) споры мировые судьи рассматривают при цене иска до 50 тыс. руб.;
  • дела, которые не относятся к подсудности мировых судей, будет разбирать районный суд.

Приведем пример. Если вы требуете от банка возврат денег на сумму 20-30 тыс. руб., то и заявление нужно подавать мировым судьям. Если же речь идет о неимущественном споре или о взыскании суммы более 100 тыс. руб., дело будет рассматривать районный суд.

Не менее важно определить, в какой именно суд направлять документы. Если допущено нарушение прав потребителя по банковским услугам, истец может подать иск по своему месту жительства. Это удобнее, так как не придется тратить время и деньги на поездки, на командировки юриста.

По остальным спорам иски подаются по месту нахождения ответчика. Но если спор вытекает из деятельности филиала, можно обращаться в суд по их адресу. Например, если вы подаете иск по кредиту ВТБ или Альфа-банка, можно обращаться в судебный орган по адресу регистрации филиала.

Если кредит брался в Орле,
может ли решение о его реструктуризации
заблокировать центральный офис?

Сложнее ситуация с банками, которые работают онлайн. Например, у банка Тинькофф есть только головной офис в Москве, а почти все услуги оказываются через онлайн-сервисы. Если дело касается нарушения прав потребителя, обращайтесь с документами по своему месту проживания. По другим спорам придется подавать иск в судебные органы Москвы, по адресу головного офиса Тинькофф.

Что можно требовать в иске

Это зависит от предмета и сути спора, от характера требований. Исковые требования к банку могут включать:

  • взыскание денежных средств (например, при незаконном списании с карты);
  • взыскание компенсации морального вреда (например, при неправомерных действиях при взыскании);
  • взыскание расходов, связанных с обращением в суд (например, на оплату услуг юриста, на пошлину);
  • отмена незаконных решений (например, при отказе в предоставлении кредитных каникул);
  • понуждение к определенным действиям (например, передача сведений в бюро кредитной истории);
  • расторжение или изменение договора (например, при незаконном подключении к программе коллективного страхования).

Основные требования нужно указать сразу при подаче иска. В ходе процесса их можно менять и дополнять. Это может сделать сам истец или его представитель по доверенности.

Форма и содержание искового заявления в суд на банк

В законах нет образцов заявления и жалоб в суд. В ГПК РФ или АПК РФ можно найти только основные требования по форме и содержанию документов. Если вы не знаете, как написать заявление, поручите это юристам. Ошибки в оформлении документов могут повлечь оставление их без движения, отказ в возбуждении дела.

Типовые образцы заявлений в судебные органы можно найти и скачать на нашем сайте. Обязательно укажите в тексте иска:

  • наименование судебного органа;
  • данные об истце и ответчике, других заинтересованных лицах;
  • цена иска, ее расчет;
  • описание сути обязательств между сторонами;
  • описание сути нарушения со ссылкой на доказательства;
  • обоснование правовой позиции истца со ссылками на нормативные акты;
  • перечень исковых требований;
  • перечень приложений;
  • дата, подпись заявителя или его представителя.

Образец иска о защите прав потребителя

Образец иска о защите прав потребителя

Лучше сразу указать подробную правовую позицию, чтобы суд изучил ее до рассмотрения дела по существу. В некоторых случаях можно ссылаться на судебную практику по аналогичным делам, если она подтверждена Верховным судом РФ.

Сколько стоит подать в суд на банк

Если вы подаете иск на Сбербанк или другое кредитное учреждение по нарушениям прав потребителей, пошлину платить не нужно. В остальных случаях размер пошлины зависит от суммы исковых требований. Размеры пошлин для обращения в мировые и районные суды можно найти в ст. 333.19 Налогового кодекса РФ. По неимущественным спорам размер пошлины составляет 300 руб. (для граждан) или 6000 руб. (для организаций). При успешном завершении дела пошлину можно взыскать с проигравшей стороны.

Какие расходы по суду можно
взыскать с проигравшей стороны?
Закажите звонок юриста

Нужен ли юрист для ведения дел

Юрист нужен не только для составления иска и его подачи в судебные органы. По всем видам споров требуется профессиональная юридическая поддержка. В судебном процессе ваш представитель сможет:

  • подавать заявления, ходатайства, доказательства, запросы;
  • выступать в заседаниях, давать пояснения, задавать вопросы другим участникам дела;
  • знакомиться с материалами дела и делать их копии;
  • менять размер исковых требований, заключать мировое соглашение.

Точный перечень полномочий юриста указывается в доверенности. Учтите, что у любого банка есть своя юридическая служба, которая наверняка направит представителя в судебный процесс. Без юридической поддержки вы вряд ли сможете обосновать свою позицию, ответить на возражения ответчика, правильно трактовать доказательства.

Судья принял иск: что дальше

Если вы не можете лично участвовать в процессе, заявите об этом письменное ходатайство, просите рассмотреть дело в отсутствие истца. Продолжительность гражданского дела в мировых судах составляет до 1 месяца, а в районных — до 2 месяцев. На практике сроки могут продлеваться, особенно если стороны просят перенести заседания или делаются какие-либо запросы.

Командировка — это уважительная
причина для отсутствия в суде?
Закажите звонок юриста

Что делать после вынесения решения

Если судья вынес положительное решение по вашему иску, нужно дождаться вступления его в силу. На подачу жалобы дается 30 дней, чем наверняка воспользуется банк. Если за 30 дней жалоба не подана, можно обращаться за исполнительным листом. Если жалоба подана, лист выдадут после рассмотрения дела в апелляции.

По всем вопросам, связанным с подачей исков на банки, вы можете обратиться к нашим юристам. Мы объясним, как подать жалобу в суд, какие доказательства потребуются для победы в процессе. С нашей помощью вы отстоите интересы даже в самой сложной ситуации!

Stock.com / PicLeidenschaft

Важные разъяснения Верховный суд России сделал в своем специальном обзоре судебной практики. В качестве примера приведено дело, когда некий взыскатель пришел в банк и попросил объяснить: почему по исполнительному листу перечислено столько-то, а не столько-то. Банкиры отказали ему, ссылаясь на банковскую тайну. Однако суды с этим не согласились. "Предоставление данной информации не может считаться нарушением общих правил об охране банковской тайны", - подчеркнул Верховный суд России.

Как отметила первый заместитель заведующего бюро адвокатов Валентина Петрова, закон об исполнительном производстве гарантирует взыскателю право запросить сведения о ходе исполнительного производства. А значит, у взыскателя должна быть возможность запросить информацию и у банка. Ведь исполнительный лист можно принести и напрямую в банк, если знаешь, где у должника открыт счет. И тогда получить деньги можно, минуя судебных приставов. Но если средств на карте нет, можно хотя бы получить выписку со счета.

"Порядок запроса сведений у банков четко законом не установлен, но, применяя закон по аналогии, представляется, что он должен быть в письменной форме направлен по адресу банка или его территориального подразделения, в которое сдан документ на исполнение, - говорит Валентина Петрова. - Как правило, такие сведения требуются взыскателю для определения остатка задолженности и установления наличия карточки к счету должника для последующего принятия решения об отзыве исполнительного документа и поиска иных способов взыскания". Теоретически, по словам адвоката, навести справки о счетах должника можно в налоговой инспекции. "Однако зачастую налоговый орган предоставляет сведения только о банках и открытых счетах должника, сведения о балансе счета и движениях по счету не предоставляются со ссылкой на возможность запроса таких сведений напрямую у банков", - сказала Валентина Петрова. И еще: банки обязаны компенсировать человеку ущерб, если по исполнительному листу списали с него деньги, которые запрещено списывать.

Соцвыплаты защитят

Группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму законопроект, расширяющий список защищенных социальных выплат. Иммунитет от взыскания будет распространяться и на любые разовые социальные выплаты, установленные президентом России или правительством.

Как пояснила заместитель главы Минтруда России Ольга Баталина, в список добавлены все выплаты, которые направлены на социальную поддержку граждан и вводятся актами правительства РФ или указами президента РФ, а также поддержка малообеспеченных беременных женщин и государственная социальная помощь, в том числе в виде социального контракта. Их нельзя не только удержать, но и заморозить.

Когда положены компенсации от банка

Валентина Петрова, первый заместитель заведующего бюро адвокатов:

Суды обяжут банк возместить убытки должнику, если с его счета было списано денежных средств больше, чем установлено по закону, или нарушен порядок принятия исполнительного документа к исполнению - пропущен срок предъявления исполнительного документа, но он в нарушение такого пропуска принят к исполнению.

В другом случае суды обяжут банк возместить убытки взыскателю, если банк при наличии возможности исполнения требований исполнительного документа его не исполнит при отсутствии установленного законом запрета, тем самым причинит ущерб в виде убытков (неполученных денежных средств) взыскателю.

В обоих случаях размер убытков посчитать не составит труда. Он рассчитывается исходя из излишне взысканной или невзысканной суммы денежных средств. Исковые заявления такого характера широко распространены в юридической практике и, как правило, доказательства по делу собираются без каких-либо осложнений.

Очень полезное толкование закона сделал Верховный суд РФ для тех, кто устал от бесконечных звонков коллекторов и решил на них жаловаться. Понятно, что спор, который изучал Верховный суд, касается конкретной коллизии, но для всех остальных такое разъяснение полезно в первую очередь правовым анализом очень распространенной ситуации.

Александр Корольков

Наша история началась в Ростове-на-Дону с того, что должница, которую довели до белого каления бесконечные звонки и СМС коллекторов, пожаловалась на них в Федеральную службу судебных приставов. Напомним, что именно эта организация следит, чтобы коллекторы не нарушали закон.

Приставы жалобу приняли и запросили у мобильного оператора информацию о звонках заявительнице с номера коллекторского агентства. Пытались узнать, как часто те беспокоили должницу. Но получили неожиданный ответ - телекоммуникационная компания ответила им, что у приставов нет полномочий требовать такую информацию. Сотовый оператор плюс к такому ответу попросил суд признать обращение приставов незаконным.

Уточним, что в 2016 году был принят Закон N 230 "О защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. ". На основании которого полномочия по контролю за коллекторским рынком отдали службе судебных приставов. Так что законом приставам разрешено проверять коллекторов и выписывать административные протоколы за нарушения норм общения с должниками. Но несостыковки все же остались, и их выявила ситуация в Ростове-на-Дону.

Но сотовая компания отказалась отвечать на запрос пристава и обжаловала их действия в суде. В общей сложности прошло три местных судебных инстанции. И все они приняли решение, что запрос пристава был законным - пристав исполнял свои обязанности. Судьи добавили, что представитель госоргана действовал единственным верным путем, который предусмотрен действующим законодательством для подобных случаев.

Сотовая компания с таким решением не согласилась и пожаловалась на местные суды в Верховный суд.По мнению оператора, у приставов в подобных случаях есть право получить от них доступ только к персональным данным. А конкретно в этом случае пристав хотел получить сведения, которые относятся к тайной связи абонента - юридического лица. И по действующему закону приставы не имеют полномочий запрашивать такую информацию. По мнению оператора, термины "персональные данные" и "сведения об абоненте" - не одно и то же.

Приставы же настаивали, что действовали в рамках своих полномочий и защищали права гражданина. Но Верховный суд изучил материалы дела и решил, что прав именно сотовый оператор - приставам нельзя направлять запросы мобильным операторам с требованием предоставить детализацию телефонных переговоров абонентов - юридических лиц.

Юристы говорят, что при разработке закона N230 не увидели технические нестыковки нового документа с другими законами. Так согласно статье 53 закона "О связи" информация об абоненте считается сведениями "ограниченного доступа" и может предоставляться третьим лицам без согласия самих абонентов только в случаях, прямо перечисленных в законе. Но это полномочие у приставов в законе N230 действительно прямо не предусмотрено.

Суды в этом деле должны были установить, относятся ли запрошенные у оператора сведения к предмету проверки, которую проводил пристав. Но они этого не сделали. Госорган, по сути, может запрашивать любую информацию в рамках проверки, но при условии, что эти сведения относятся к предмету проверочных мероприятий. Эксперты перечислили, кто может получать информацию об абонентах у оператора связи.

Это органы, которые осуществляют оперативно-разыскную деятельность и обеспечивают безопасность РФ, - могут запрашивать информацию, которая необходима для "выполнения возложенных на эти органы задач". Следом идут приставы, которые могут запрашивать информацию о персональных данных. Если речь идет об абоненте - физлице, то эти сведения могут предоставить только по решению суда.

И, наконец, сам суд в рамках рассматриваемых им дел (в объеме, необходимом для такого рассмотрения).

Да и сами абоненты при желании могут узнать у своего оператора, кто и какую информацию о них запрашивал. Для этого надо написать запрос в компанию с просьбой сообщить, кто, когда и на каком основании требовал информацию о нем. Правда, может случиться так, что из-за тайны следствия оператор не расскажет своему клиенту о некоторых запросах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: