По положениям судебной реформы второй половины 19 века суд возвращался к нормам

Обновлено: 28.03.2024

Судебные установления и новый порядок судопроизводства. Старый дореформенный суд особо противоречил потребностям буржуазного развития страны. Он находился в полной зависимости от администрации, которая вмешивалась в решение судебных дел, носил сугубо сословный характер (для каждого сословия были свои судебные органы). Следствие проводилось полицией, гласности судебного процесса не существовало, равно как и состязательности. В судах царили неописуемая волокита (дела тянулись многие годы), взяточничество и дикий произвол 1 О распространении взяточничества можно судить хотя бы по такому факту: министр юстиции граф В.Н. Панин при совершении рядной записи в пользу своей дочери для ускорения дел был вынужден передать судьям через одного из чиновников Министерства юстиции взятку в 100 руб. (см.: Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской империи. 1802-1917 гг. М.. 1988. С. 60). . Все это вызывало всеобщее недовольство существовавшей судебной системой.

В подготовке судебной реформы, которая началась еще в 1861 г., участвовали известные юристы (С.И. Зарудный, Д.А. Ровинский и др.), 20 ноября 1864 г. после рассмотрения в Государственном Совете царь утвердил судебные уставы. Всего было введено в действие четыре акта:

  1. Учреждение судебных установлений;
  2. Устав уголовного судопроизводства;
  3. Устав гражданского судопроизводства;
  4. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Судебная реформа провозгласила: отделение суда от администрации, которое обеспечивалось несменяемостью судей и судебных следователей; создание всесословных судебных органов; равенство всех перед судом; суд присяжных; выборность мировых судей; прокурорский надзор за законностью судопроизводства.

Сам порядок судопроизводства был перестроен на основе принципов состязательности, гласности, устности, непосредственности, права обвиняемого на защиту. Введена вместо системы формальных доказательств оценка доказательств по внутреннему судейскому убеждению.

Судебные учреждения и их полномочия. Судебные уставы предусматривали создание бессословных судебных учреждений двух типов — общих судов и мировых судов.

Мировые суды учреждались для рассмотрения мелких уголовных и гражданских дел. Дела решались мировыми судьями единолично в порядке упрощенного судопроизводства. Мировые судьи, а их было несколько в каждом уезде и городе, избирались уездными земскими собраниями из лиц, имевших высшее или среднее образование, высокий имущественный ценз, который несколько понижался только для отставных офицеров.

Приговор или решение мирового судьи можно было обжаловать в уездный съезд мировых судей (в апелляционном порядке) и, наконец, в кассационном порядке в Сенат.

Система общих судов состояла из окружных судов и судебных палат. Первой инстанцией системы общих судов был окружной суд. Их было учреждено 106. Обычно судебный округ совпадал с территорией губернии. Именно в окружном суде рассматривалась основная масса судебных дел как уголовных, так и гражданских.

Те уголовные дела, по которым подсудимым грозили наказания, связанные с лишением или ограничением гражданских прав, рассматривались с участием присяжных заседателей. Заседание окружного суда с участием присяжных заседателей происходило следующим образом: судебным заседанием руководил председатель коллегии коронных судей (судебных чиновников). Он же по окончании судоговорения делал заключение и ставил вопросы перед присяжными.

Присяжные, удалившись в совещательную комнату, выносили вердикт — виновен или невиновен подсудимый и, если виновен, то заслуживает ли снисхождения. Иными словами, вопрос о виновности присяжные решали самостоятельно, независимо от коронных судей. Затем коронные судьи уже без участия присяжных определяли меру наказания и выносили приговор. Приговоры суда, вынесенные с участием присяжных заседателей, не подлежали апелляции, а могли быть обжалованы лишь в Сенат в кассационном порядке по признаку формального нарушения процессуального закона.

Имущественный ценз, необходимый для включения в состав присяжных, был сравнительно высок. В присяжные допускались и крестьяне, занимавшие должности в крестьянском самоуправлении — сельские старосты, волостные старшины и т.д. Но присяжные не избирались, а назначались. Порядок подбора присяжных был такой: специальные комиссии в уездах под председательством уездных предводителей дворянства составляли списки лиц, могущих быть присяжными. Эти списки передавались председателям окружных судов, а те уже составляли списки присяжных: годовые, месячные и на конкретные заседания. Следовательно, решающую роль в подборе присяжных играли предводители дворянства и председатели судов, т.е. представители сословия дворян.

Второй инстанцией по всем уголовным и гражданским делам (за исключением уголовных дел, решаемых с участием присяжных) выступали судебные палаты. Их было всего 14, каждая из них направляла деятельность 8—10 окружных судов. Вместе с тем судебная палата рассматривала в качестве первой инстанции дела по обвинению в преступлениях государственных, должностных и некоторых иных. Эти дела судебная палата рассматривала с участием сословных представителей: губернского и одного из уездных предводителей дворянства, городского головы губернского города и одного из волостных старшин (по жребию). Сословные представители заседали в одной коллегии с коронными судьями (чиновниками), что фактически сводило к нулю роль этих представителей.

Высшей судебной инстанцией оставался Сенат, в котором были кассационные департаменты. Кроме того, при Сенате в 1872 г. было учреждено Особое присутствие для рассмотрения особо важных политических дел. Дела высших должностных лиц и особо важные дела могли рассматриваться в Верховном уголовном суде, состав которого по каждому конкретному делу назначался императором.

Предварительное следствие было изъято из ведения полиции и передано вновь учрежденному институту судебных следователей, действовавших под общим надзором прокуратуры, однако не входивших в ее состав, а причисленных к окружным судам и пользовавшихся правом несменяемости.

Реорганизовывалась прокуратура. Ее главной задачей стало поддержание государственного обвинения в суде, надзор за деятельностью судебных следователей, полиции, судов и мест заключения. Особое внимание уделялось подбору судебных и прокурорских кадров. Для назначения членом суда, судебным следователем или на прокурорскую должность надо было иметь высшее юридическое образование, стаж работы в правоохранительных органах не менее пяти лет и отличаться «благопристойным поведением». Выпускники юридических факультетов университетов обычно стажировались при судах не менее пяти лет в качестве кандидатов на судебные должности. Одновременно учреждалась адвокатура. Адвокаты делились на две категории: присяжные поверенные, выступавшие защитниками в судах всех видов, и частные поверенные, имевшие право выступать лишь в мировых судах.

Присяжные поверенные должны были иметь высшее юридическое образование и стаж работы в качестве помощника присяжного поверенного не менее пяти лет, после чего обязаны были сдать экзамен на право самостоятельного ведения дел.

Судебная реформа была наиболее последовательной буржуазной реформой по сравнению с другими. Но и она сохраняла серьезные пережитки феодальных порядков. Отделение суда от администрации было непоследовательным: Сенат, высший судебный орган страны, одновременно был и административным учреждением. Местные суды фактически контролировались губернаторами. Принцип несменяемости судей и судебных следователей правительство также обходило. Например, широко практиковалось назначение исполняющих обязанности судебных следователей, которых годами не утверждали в должности, поскольку в этом случае на них не распространялся принцип несменяемости. Бессословные по принципам организации мировые и общие суды фактически почти полностью состояли из дворян, так как высшее образование и необходимый имущественный ценз в те времена имели преимущественно дворяне.

Сохранены были и чисто сословные суды — духовные, которые, кроме дел духовенства, рассматривали и некоторые дела светских лиц (например, бракоразводные дела), крестьянские волостные суды, разбиравшие мелкие тяжбы между крестьянами.

Со второй половины 1860-х гг. правительство начинает наступление на новые судебные уставы, стремясь ликвидировать принцип несменяемости судей и ограничить компетенцию суда присяжных. В 1866 г. из окружных судов в судебные палаты передаются дела о преступлениях в печати, в 1878 г. — дела о неповиновении властям, оскорблении властей, насильственных действиях в отношении должностных лиц. Присяжные отстранялись от решения этих категорий дел. Следствие по политическим делам передается жандармским управлениям. Все это приводит к тому, что в 1889 г. институт мировых судей на большей части территории страны был упразднен и заменен институтом земских участковых начальников.

Тест по истории Реформы второй половины XIX в. 8 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 12 заданий.

Вариант 1

1. Укажите даты правления Александра II

1) 1881-1894 гг.
2) 1855-1881 гг.
3) 1801-1825 гг.
4) 1825-1855 гг.

2. Основные принципы судебной реформы 1864 г.

1) независимость судей от администрации
2) обязательность состязательности обвинения и защиты
3) бессословность
4) закрытость судебных процессов

3. Отмена крепостного права была продиктована объективными причинами. Среди них

1) крестьянские волнения в южных губерниях
2) Крымская война показала растущую отсталость России
3) крепостное право было безнравственно, и это осознавали многие
4) попытка избежать революции

4. По случаю коронации Александра II были амнистированы

1) декабристы
2) участники польского восстания
3) народовольцы
4) солдаты Черниговского полка

5. Продолжите своими словами.

6. 3 января 1857 г. начали свою работу

1) Редакционные комиссии для работы с материалами
2) Секретный комитет по освобождению крестьян
3) Главный комитет по крестьянскому делу
4) Секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта крестьян

7. По крестьянскому вопросу изучался опыт таких стран, как

1) Пруссия
2) Англия
3) Франция
4) Голландия

8. Цель учреждения земств заключалась

1) в решении вопросов в социальной области (школы, больницы)
2) в расширении прав населения
3) в распределении земли между крестьянами
4) в укреплении государственной власти

9. В 1864 г. была проведена реформа

1) земская
2) военная
3) судебная
4) административная

10. На основе городской реформы вводилась новая форма городского самоуправления

1) распорядительный орган — Городская дума
2) исполнительный орган — Городская дума
3) распорядительный орган — городская управа
4) исполнительный орган — городская управа

11. Укажите купеческие и предпринимательские династии

1) Гучковы, Рукавишниковы, Мазурины
2) Третьяковы, Морозовы, Рябушинские
3) Алексеевы, Чичерины, Куманины
4) Хлудовы, Бестужевы, Мазурины

12. Доказательствами незавершенности реформ 60-70-х гг. являются

1) сохранение феодальных пережитков
2) сохранение сословий
3) ликвидация помещичьего землевладения
4) рекрутская система набора в армию

Вариант 2

1. Военная реформа ввела принцип

1) всесословной воинской повинности
2) выборности командного состава
3) всеобщей воинской повинности
4) состязательности

2. С окончанием Крымской войны в истории России началась новая эпоха. Современники назвали ее эпохой

1) освобождения
2) великих реформ
3) царя-освободителя
4) реформистская

3. Александр II в начале своего царствования

1) ликвидировал военные поселения
2) усилил цензуру
3) разрешил свободную выдачу заграничных паспортов
4) увеличил армию

4. Кто был автором «Записок об освобождении крестьян»

1) Н.Г. Чернышевский
2) Н.П. Огарев
3) К.Д. Кавелин
4) М.А. Бакунин

5. Правительство при реформе местного самоуправления преследовало цель

1) снять ответственность по решению проблем местного благоустройства
2) усилить поддержку государства на местах
3) начать процесс демократизации общества
4) снять проблему напряженности земельного вопроса

6. В пореформенный период отрезками называли

1) земли, отрезанные от сельской общины для временного пользования армией
2) земли, изъятые у помещиков в пользу крестьянских общин
3) лучшие земли, изъятые у крестьян в пользу помещика
4) часть земель, которые при пересчете у крестьянских общин отрезались как «лишние»

7. Гласных губернского земского собрания избирали

1) дворяне и помещики
2) уездные земские собрания
3) избирательные съезды от каждого уезда
4) на свободных выборах

8. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 года» и Манифест сделали крестьян

1) лично свободными
2) правоправными гражданами России
3) частными собственниками
4) полноправными гражданами России

9. К смертной казни могли (мог) приговорить

1) военные суды
2) Особое присутствие Сената
3) император
4) Синод

10. Реформы 60-70-х гг. способствовали

1) полному уничтожению пережитков феодализма
2) упразднению крестьянской общины
3) росту производительных сил
4) распространению просвещения

11. Реформам 60-х гг. оказывали серьезное противодействие

1) большинство родственников императора
2) придворная камарилья
3) старая бюрократическая гвардия
4) помещики-крепостники

12. Крестьянская реформа 1861 г. характеризовалась

1) освобождением крестьян за выкуп
2) ограничением крестьян в гражданских правах
3) наделением крестьян политическими правами
4) безвозмездным предоставлением крестьянам земли

Тест по истории Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. 8 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 13 заданий.

Вариант 1

А1. Какая реформа была проведена позже других?

1) городская
2) земская
3) судебная
4) крестьянская

А2. Что означало разделение выборщиков при выборах в городские думы на три съезда (курии)?

1) равное представительство от всех слоев населения
2) введение всеобщего избирательного права
3) уничтожение имущественного ценза
4) установление льгот для представителей крупной буржуазии

A3. Согласно земской реформе второй половины XIX в.

1) земствам передавалась политическая власть
2) дворянство отстранялось от местного управления
3) вводились прямые и демократические выборы в земства
4) деятельность земств ограничивалась хозяйственными вопросами

А4. Как назывались исполнительные органы местного самоуправления, созданные во второй половине XIX в.?

1) думы
2) приказы
3) общины
4) управы

А5. Согласно военной реформе второй половины XIX в.

1) вводился 25-летний срок службы
2) создавалась наемная армия
3) вводилась всесословная воинская повинность
4) профессиональная армия заменялась народным ополчением

А6. По положениям судебной реформы второй половины XIX в.

1) суд возвращался к нормам феодального права
2) отменялась гласность и состязательность судебных процессов
3) судьи и присяжные заседатели назначались губернатором
4) сохранялся особый суд для крестьян, духовенства и военных

А7. О чьей деятельности идет речь в указе о судебной реформе?

Разбор маловажных дел, как гражданских, так и уголовных, отделить от ведомства судебных мест или полиции, учредив для сих дел… избираемых из землевладельцев всеми сословиями уезда.

1) сенаторов
2) адвокатов
3) мировых судей
4) предводителей дворянства

А8. Согласно реформе в области просвещения в 60-е гг. XIX в.

1) вводилось обязательное начальное образование
2) началось развитие среднего и высшего женского образования
3) отменялась автономия университетов
4) прекращался доступ детей из низших сословий в средние учебные заведения

А9. Какое высказывание верно?

1) согласно реформе в армии вводилась выборность командного состава
2) при выборах в земства отсутствовал имущественный и возрастной ценз
3) деятельность городских дум была независима от государства
4) согласно земской реформе местное самоуправление вводилось не на всей территории страны

А10. Реформы 60-70-х гг. XIX в. привели к

1) исчезновению феодальных пережитков
2) ликвидации самодержавия
3) ускорению развития общества
4) уничтожению дворянских привилегий

A11. Либеральные реформы 1860-1870-х гг. привели к изменениям в области

1) государственно-территориального устройства
2) центрального аппарата управления
3) местного самоуправления
4) комплектования армии
5) судопроизводства

А12. Какое понятие связано с реформами 1864-1870 гг.?

1) гласные
2) мировой посредник
3) присяжные заседатели
4) городской голова
5) временнообязанный

В1. Строй, при котором обеспечены господство закона во всех сферах жизни общества, защита прав личности и взаимная ответственность граждан и государства, получил название __________.

Вариант 2

А1. Какая реформа была проведена ранее других?

1) городская
2) крестьянская
3) судебная
4) военная

А2. Что означали многоступенчатость и наличие имущественного ценза на выборах в земства?

1) выборы строились по сословному признаку
2) выборными стали центральные органы власти
3) самодержавие превратилось в конституционную монархию
4) ликвидировались дворянские привилегии

A3. Согласно городской реформе второй половины XIX в.

1) объявлялась независимость местного самоуправления от администрации
2) городские думы становились законосовещательными органами власти
3) выборы в Думу были всеобщими и прямыми
4) городская дума занималась только хозяйственными вопросами

А4. Как назывались распорядительные органы местного самоуправления, созданные во второй половине XIX в.?

1) собрания
2) съезды
3) управы
4) советы

А5. В результате военной реформы в российской армии

1) сохранялся принцип комплектования по сословиям
2) вводились рекрутские наборы
3) лица дворянского сословия освобождались от призыва
4) сокращался срок службы в армии и на флоте

А6. В результате судебной реформы 1864 г.

1) Россия превратилась в правовое государство
2) судебные заседания становились закрытыми
3) прекращалась деятельность Сената
4) судебный процесс объявлялся гласным и состязательным

А7. В чье ведение по реформе 1864 г. передавался круг вопросов, перечисленных в документе?

III. Меры обеспечения народного продовольствия.
VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

1) земств
2) суда присяжных
3) губернаторов
4) Государственного совета

А8. Согласно реформе в области просвещения в 60-е гг. XIX в.

1) восстанавливалась автономия университетов
2) вводилось бесплатное среднее и высшее образование
3) отменялась цензура
4) запрещалось ввозить учебники из-за границы

А9. Какое утверждение верно?

1) по военной реформе в армии вводились телесные наказания
2) реформа в области просвещения вводила обязательное восьмилетнее образование
3) по судебной реформе судьи всех уровней назначались императором
4) по городской реформе думы становились всесословными выборными органами власти

А10. Реформы 60-70-х гг. XIX в.

1) ограничили самодержавие
2) уничтожили феодальные пережитки
3) способствовали становлению гражданского самосознания
4) замедлили социально-экономическое развитие страны

A11. Либеральные реформы 1860-1870-х гг. привели к

1) преобразованию центральных органов власти
2) расширению прав сословий
3) изменению финансирования предприятий
4) преобразованию судопроизводства
5) преобразованию местных органов власти

А12. Какое понятие связано с реформой 1864 г.?

1) прокурор
2) мировой посредник
3) присяжные заседатели
4) городской голова
5) адвокат

В1. Совокупность отношений в сфере экономики, культуры и т. д., развивающихся на демократической основе, независимо от государства, получила название __________.


2. Что было одной из причин отмены крепостного права?
1) технико-экономическая отсталость России.
2) желание большинства российского дворянства.
3) Решение, принятое Государственным советом
4) ультиматум, предъявленный ведущим странами Европы
3. За сколько лет крестьяне обязаны были вернуть взятую у государства ссуду на покупку земли:
1) за 10 2) за 25 3) за 36 4) за 49

4. В чем состояло главное значение крестьянской реформы?
1) в уничтожении помещичьего землевладения 2) в ликвидации общины
3) в личном освобождении крестьян 4) в освобождении крестьян с землей без выкупа

5. Кто сыграл большую роль в разработке крестьянской реформы?
1) М. М. Сперанский 2) А. А. Аракчеев 3) В. Г. Белинский 4) Н. А. Милютин
6. Когда в XIX веке началась подготовка к крестьянской реформе?
1) в первой половине 50-х годов 2) во второй половине 50-х годов
3) в начале 60-х 4) в середине 60-х
7. Как назывались земли, которые изымались у крестьян, если их надел превышал норму, установленную по крестьянской реформе?
1) отрезками 2) арендой 3) наделами 4) десятиной

8. Какая реформа была проведена позже других?
1) городская 2) земская 3) судебная 4) крестьянская

9. Что означало разделение выборщиков при выборах в городские думы на три съезда (курии)?
1) равное представительство от всех слоев населения
2) введение всеобщего избирательного права
3) уничтожение имущественного ценза
4) установление льгот для представителей крупной буржуазии

10. Согласно земской реформе второй половины XIX в.:
1) земствам передавалась политическая власть
2) дворянство отстранялось от местного управления
3) вводились прямые и демократические выборы в земства
4) деятельность земств ограничивалась хозяйственными вопросами

11. Как назывались исполнительные органы местного самоуправления, созданные во второй половине XIX в.? 1) думы 2) приказа 3) общины 4) управы

12. Согласно военной реформе второй половины XIX в.:
1) водился 25-летний срок службы
2) создавалась наемная армия
3) вводилась всесословная воинская повинность
4) профессиональная армия заменялась народным ополчением

13. По положениям судебной реформы второй половины XIX в.:
1) суд возвращался к нормам феодального права
2) отменялась гласность и состязательность судебных процессов
3) судьи и присяжные заседатели назначались губернатором
4) сохранялся особый суд для крестьян, духовенства и военных

14. О чьей деятельности идет речь в указе о судебной реформе?
Разбор маловажных дел, как гражданских, так и уголовных, отделить от ведомства судебных мест или полиции, учредив для сих дел… избираемых из землевладельцев всеми сословиями уезда.
1) сенаторов 2)адвокатов 3) мировых судей 4) предводителей дворянства

15. Согласно реформе в области просвещения в 60-е гг. XIX в.:
1) вводилось обязательное начальное образование
2) началось развитие среднего и высшего женского образования
3) отменялась автономия университетов
4) прекращался доступ детей из низших сословий в средние учебные заведения

16. Какое высказывание верно?
1) согласно реформе в армии вводилась выборность командного состава
2) при выборах в земства отсутствовал имущественный и возрастной ценз
3) деятельность городских дум была независима от государства
4) согласно земской реформе местное самоуправление вводилось не на всей территории страны

17. К чему привели реформы 60-70-х гг. XIX в.?
1) к исчезновению феодальных пережитков 2) к ликвидации самодержавия
3) к ускорению развития общества 4) к уничтожению дворянских привилегий

18. Либеральные реформы 1860-1870-х гг. привели к изменениям в области:
1) государственно-территориального устройства 2) центрального аппарата управления
3) местного самоуправления 4) комплектования армии 5) судопроизводства

19. Какое понятие связано с реформами 1864-1870-х гг.?
1) гласные 2) мировой посредник 3) присяжные заседатели
4) городской голова 5) временнообязанный

20. Строй, при котором обеспечены господство закона во всех сферах жизни общества, защита прав личности и взаимная ответственность граждан и государства, получил название _________________________________

Вариант 2
1. Когда был обнародован манифест "О даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быть"?
1) в 1859 г. 2) в 1860 г 3) в 1861 г 4) в 1964 г
2. Размер земельного надела, получаемого крестьянами, зависел:
1) от их желания 2) от воли помещика 3) от качества земли 4) от решения общины

3. Земли, которые изымались у крестьян в том случае, если их надел до реформы превышал норму, установленную Положением 19 февраля, называлась_________.

4. Что было одной из причин отмены крепостного права?
1) предсмертное указание Николая I
2) поражение России в Крымской войне
3) стремление Александра II сделать Россию правовым государством
4) решение, принятое Государственной думой.
5. Главное значение крестьянской реформы состояло:
1) в уничтожении всех феодальных пережитков
2) в передаче земли в собственность крестьянам
3) в предоставлении крестьянам гражданских прав
4) в освобождении крестьян с землей, выкупленной государством
6. Кто сыграл большую роль в разработке крестьянской реформы?
1) М.М.Сперанский 2) А.А.Аракчеев 3) В.А.Жуковский 4) Я.И.Ростовцев
7. Как называлось должностное лицо из дворян, назначавшееся для утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками в ходе проведения реформы?
1) мировой посредник 2) временнообязанный 3) староста 4) председатель

8. Какая реформа была проведена ранее других?
1) Городская 2) крестьянская 3) судебная 4) военная

9. Что означали многоступенчатость и наличие имущественного ценза на выборах в земства?
1) выборы строились по сословному признаку
2) выборными стали центральные органы власти
3) самодержавие превратилось в конституционную монархию
4) ликвидировались дворянские привилегии

10. Согласно городской реформе второй половины XIX века:
1) объявлялась независимость местного самоуправления от администрации
2) городские думы становились законосовещательными органами власти
3) выборы в Думу были всеобщими и прямыми
4) городская дума занималась только хоз. вопросами

11. Как назывались распорядительные органы местного самоуправления, созданные во второй половине XIX века? 1) собрания 2) съезды 3) управы 4) советы

12. В результате военной реформы в российской армии:
1) сохранялся принцип комплектования по сословиям
2) вводились рекрутские наборы
3) лица дворянского сословия освобождались от призыва
4) сокращался срок службы в армии и на флоте

13. В результате судебной реформы 1864 г.:
1) Россия превратилась в правовое государство
2) судебные заседания становились закрытыми
3) прекращалась деятельность Сената
4) судебный процесс объявлялся гласным и состязательным

14. В чье ведение по реформе 1864 г. передавался круг вопросов, перечисленных в документе?
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
1) земств 2) суда присяжных 3) губернаторов 4) Государственного Совета

15. Согласно реформе в области просвещения в 60-е гг. XIX века:
1) восстанавливалась автономия университетов
2) вводилось бесплатное среднее и высшее образование
3) отменялась цензура
4) запрещалось ввозить учебники из-за границы

16. Какое утверждение верно?
1) по военной реформе в армии вводились телесные наказания
2) реформа в области просвещения вводила обязательное восьмилетнее образование
3) по судебной реформе судьи всех уровней назначались императором
4) по городской реформе думы становились всесословными выборными органами власти

17. Реформы 60-70 х гг. XIX века:
1) ограничили самодержавие
2) уничтожили феодальные пережитки
3) способствовали становлению гражданского самосознания
4) замедлили социально-экономическое развитие страны

18. Либеральные реформы 1860-70 гг. привели к:
1) преобразованию центральных органов власти 2) расширению прав сословий
3) изменению финансирования предприятий 4) преобразованию судопроизводства
5) преобразованию местных органов власти

19. Какое понятие связано с реформой 1864 г.?
1) прокурор 2) мировой посредник 3) присяжные заседатели 4) городской голова 5) адвокат

20. Совокупность отношений в сфере экономики, культуры и т. д., развивающихся на демократической основе, независимо от государства, получила название _____________________.


2. Что было одной из причин отмены крепостного права?
1) технико-экономическая отсталость России.
2) желание большинства российского дворянства.
3) Решение, принятое Государственным советом
4) ультиматум, предъявленный ведущим странами Европы
3. За сколько лет крестьяне обязаны были вернуть взятую у государства ссуду на покупку земли:
1) за 10 2) за 25 3) за 36 4) за 49

4. В чем состояло главное значение крестьянской реформы?
1) в уничтожении помещичьего землевладения 2) в ликвидации общины
3) в личном освобождении крестьян 4) в освобождении крестьян с землей без выкупа

5. Кто сыграл большую роль в разработке крестьянской реформы?
1) М. М. Сперанский 2) А. А. Аракчеев 3) В. Г. Белинский 4) Н. А. Милютин
6. Когда в XIX веке началась подготовка к крестьянской реформе?
1) в первой половине 50-х годов 2) во второй половине 50-х годов
3) в начале 60-х 4) в середине 60-х
7. Как назывались земли, которые изымались у крестьян, если их надел превышал норму, установленную по крестьянской реформе?
1) отрезками 2) арендой 3) наделами 4) десятиной

8. Какая реформа была проведена позже других?
1) городская 2) земская 3) судебная 4) крестьянская

9. Что означало разделение выборщиков при выборах в городские думы на три съезда (курии)?
1) равное представительство от всех слоев населения
2) введение всеобщего избирательного права
3) уничтожение имущественного ценза
4) установление льгот для представителей крупной буржуазии

10. Согласно земской реформе второй половины XIX в.:
1) земствам передавалась политическая власть
2) дворянство отстранялось от местного управления
3) вводились прямые и демократические выборы в земства
4) деятельность земств ограничивалась хозяйственными вопросами

11. Как назывались исполнительные органы местного самоуправления, созданные во второй половине XIX в.? 1) думы 2) приказа 3) общины 4) управы

12. Согласно военной реформе второй половины XIX в.:
1) водился 25-летний срок службы
2) создавалась наемная армия
3) вводилась всесословная воинская повинность
4) профессиональная армия заменялась народным ополчением

13. По положениям судебной реформы второй половины XIX в.:
1) суд возвращался к нормам феодального права
2) отменялась гласность и состязательность судебных процессов
3) судьи и присяжные заседатели назначались губернатором
4) сохранялся особый суд для крестьян, духовенства и военных

14. О чьей деятельности идет речь в указе о судебной реформе?
Разбор маловажных дел, как гражданских, так и уголовных, отделить от ведомства судебных мест или полиции, учредив для сих дел… избираемых из землевладельцев всеми сословиями уезда.
1) сенаторов 2)адвокатов 3) мировых судей 4) предводителей дворянства

15. Согласно реформе в области просвещения в 60-е гг. XIX в.:
1) вводилось обязательное начальное образование
2) началось развитие среднего и высшего женского образования
3) отменялась автономия университетов
4) прекращался доступ детей из низших сословий в средние учебные заведения

16. Какое высказывание верно?
1) согласно реформе в армии вводилась выборность командного состава
2) при выборах в земства отсутствовал имущественный и возрастной ценз
3) деятельность городских дум была независима от государства
4) согласно земской реформе местное самоуправление вводилось не на всей территории страны

17. К чему привели реформы 60-70-х гг. XIX в.?
1) к исчезновению феодальных пережитков 2) к ликвидации самодержавия
3) к ускорению развития общества 4) к уничтожению дворянских привилегий

18. Либеральные реформы 1860-1870-х гг. привели к изменениям в области:
1) государственно-территориального устройства 2) центрального аппарата управления
3) местного самоуправления 4) комплектования армии 5) судопроизводства

19. Какое понятие связано с реформами 1864-1870-х гг.?
1) гласные 2) мировой посредник 3) присяжные заседатели
4) городской голова 5) временнообязанный

20. Строй, при котором обеспечены господство закона во всех сферах жизни общества, защита прав личности и взаимная ответственность граждан и государства, получил название _________________________________

Вариант 2
1. Когда был обнародован манифест "О даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быть"?
1) в 1859 г. 2) в 1860 г 3) в 1861 г 4) в 1964 г
2. Размер земельного надела, получаемого крестьянами, зависел:
1) от их желания 2) от воли помещика 3) от качества земли 4) от решения общины

3. Земли, которые изымались у крестьян в том случае, если их надел до реформы превышал норму, установленную Положением 19 февраля, называлась_________.

4. Что было одной из причин отмены крепостного права?
1) предсмертное указание Николая I
2) поражение России в Крымской войне
3) стремление Александра II сделать Россию правовым государством
4) решение, принятое Государственной думой.
5. Главное значение крестьянской реформы состояло:
1) в уничтожении всех феодальных пережитков
2) в передаче земли в собственность крестьянам
3) в предоставлении крестьянам гражданских прав
4) в освобождении крестьян с землей, выкупленной государством
6. Кто сыграл большую роль в разработке крестьянской реформы?
1) М.М.Сперанский 2) А.А.Аракчеев 3) В.А.Жуковский 4) Я.И.Ростовцев
7. Как называлось должностное лицо из дворян, назначавшееся для утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками в ходе проведения реформы?
1) мировой посредник 2) временнообязанный 3) староста 4) председатель

8. Какая реформа была проведена ранее других?
1) Городская 2) крестьянская 3) судебная 4) военная

9. Что означали многоступенчатость и наличие имущественного ценза на выборах в земства?
1) выборы строились по сословному признаку
2) выборными стали центральные органы власти
3) самодержавие превратилось в конституционную монархию
4) ликвидировались дворянские привилегии

10. Согласно городской реформе второй половины XIX века:
1) объявлялась независимость местного самоуправления от администрации
2) городские думы становились законосовещательными органами власти
3) выборы в Думу были всеобщими и прямыми
4) городская дума занималась только хоз. вопросами

11. Как назывались распорядительные органы местного самоуправления, созданные во второй половине XIX века? 1) собрания 2) съезды 3) управы 4) советы

12. В результате военной реформы в российской армии:
1) сохранялся принцип комплектования по сословиям
2) вводились рекрутские наборы
3) лица дворянского сословия освобождались от призыва
4) сокращался срок службы в армии и на флоте

13. В результате судебной реформы 1864 г.:
1) Россия превратилась в правовое государство
2) судебные заседания становились закрытыми
3) прекращалась деятельность Сената
4) судебный процесс объявлялся гласным и состязательным

14. В чье ведение по реформе 1864 г. передавался круг вопросов, перечисленных в документе?
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
1) земств 2) суда присяжных 3) губернаторов 4) Государственного Совета

15. Согласно реформе в области просвещения в 60-е гг. XIX века:
1) восстанавливалась автономия университетов
2) вводилось бесплатное среднее и высшее образование
3) отменялась цензура
4) запрещалось ввозить учебники из-за границы

16. Какое утверждение верно?
1) по военной реформе в армии вводились телесные наказания
2) реформа в области просвещения вводила обязательное восьмилетнее образование
3) по судебной реформе судьи всех уровней назначались императором
4) по городской реформе думы становились всесословными выборными органами власти

17. Реформы 60-70 х гг. XIX века:
1) ограничили самодержавие
2) уничтожили феодальные пережитки
3) способствовали становлению гражданского самосознания
4) замедлили социально-экономическое развитие страны

18. Либеральные реформы 1860-70 гг. привели к:
1) преобразованию центральных органов власти 2) расширению прав сословий
3) изменению финансирования предприятий 4) преобразованию судопроизводства
5) преобразованию местных органов власти

19. Какое понятие связано с реформой 1864 г.?
1) прокурор 2) мировой посредник 3) присяжные заседатели 4) городской голова 5) адвокат

20. Совокупность отношений в сфере экономики, культуры и т. д., развивающихся на демократической основе, независимо от государства, получила название _____________________.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: