По отношению к государству люди могут рассматриваться как гражданин иностранец инженер

Обновлено: 19.04.2024

Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты Обществознание Обществознание 11 класс А.И. Кравченко § 29. Гражданство в Российской Федерации

§ 29. Гражданство в Российской Федерации

§ 29. Гражданство в Российской Федерации

Быть гражданином и иметь гражданство. Многие столетия тому назад люди начали осознавать свою связь с государством, которое выступало в роли покровителя и защитника. Звание гражданина было дано не каждому. Чтобы им стать, в греческих городах-государствах нужно было обладать земельной собственностью. Также важным было и происхождение, принадлежность к определённой семье, роду. Мужчины до 30 лет или женщины не являлись полноправными гражданами. Женщины, например, были лишены права обращаться в суд и обладать земельной собственностью.
В Средневековье гражданин ассоциировался с подданным, человеком, связанным вассальной зависимостью с другими вышестоящими лицами. Термин «подданный» в России распространился во второй половине XVII в.
Слово «гражданин» можно рассматривать по-разному. Кто-то видит в нём характеристику высоконравственной личности, в другом же смысле — это юридическая категория.
Гражданство — постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
Документом, удостоверяющим российское гражданство, является паспорт гражданина Российской Федерации, который получают в 14 лет. Выдача и замена паспортов про¬изводятся органами внутренних дел по месту жительства граждан. Гражданам, не имеющим места жительства, выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту их пребывания.
Срок действия российского паспорта: от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет — бессрочно.
Российское гражданство — устойчивая правовая связь человека с Российской Федерацией как самостоятельным государством, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
По отношению к государству люди могут рассматриваться как граждане, иностранцы, лица без гражданства.
Гражданин — человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, установленных в государстве, к которому он принадлежит и с которым он связан.
Иностранец — человек, имеющий гражданство другого государства и не связанный с тем государством, в котором он находится или по отношению к которому он рассматривается.
Лицо без гражданства — тот, кто не является гражданином данной страны и не имеет доказательства наличия гражданства иностранного государства.
Двойное гражданство — наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства.
Порядок взаимоотношений человека и государства устанавливается Конституцией РФ, международными договорами, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».
Гражданство в России является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданина нельзя лишить гражданства, а его проживание за пределами страны не лишает его правового статуса.
Правовой статус — совокупность прав и обязанностей, которыми наделяется субъект права.
Приобретение гражданства. Для приобретения или прекращения российского гражданства ребёнком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Ребёнок приобретает гражданство по рождению, если его оба родителя (или единственный) имеют российское гражданство (независимо от места рождения ребёнка). Если один родитель имеет гражданство РФ, а другой — без гражданства, то маленький человек становится российским гражданином. То же происходит, если оба родителя иностранцы или лица без гражданства, но проживают на территории Российской Федерации, а ребёнок родился в России, при этом государство, гражданами которого являются родители, не предоставляет ему гражданства.
Иностранцы или те, кто не имеет гражданства, могут обратиться с заявлениями о приёме в гражданство. При этом они должны проживать на территории России в течение пяти лет непрерывно (им разрешается выезжать не более чем на три месяца в течение одного года). Важным является и владение русским языком.
В некоторых случаях срок проживания на территории России сокращается до одного года. Это происходит в тех случаях, когда человек родился на территории РСФСР, или в прошлом имел паспорт СССР, или состоял в браке с российским гражданином не менее трёх лет. Возможно, что у претендента на получение российского гражданства есть высокие достижения в области науки, техники и культуры, он обладает важной для страны профессией или специальностью.
Законом предусмотрен упрощённый порядок приёма в гражданство Российской Федерации. Он может быть использован теми, у кого есть нетрудоспособные родители или один родитель, имеющий российское гражданство. Этими льготами пользуется ребёнок, один из родителей которого имеет российское гражданство, по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя.
Если изменяется государственная граница Российской Федерации в соответствии с международным договором, то лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменяется, имеют право выбрать, гражданином какого государства они хотят быть.
Человека нельзя лишить гражданства, однако он вправе решить самостоятельно вопрос о выходе из гражданства. Заботясь о человеке, российский закон не разрешает уход «в никуда», а поэтому не отпустит гражданина, если он не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
Государственными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:
Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
Федеральная миграционная служба, подведомственная Министерству внутренних дел Российской Федерации;
Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
У каждого уполномоченного органа по решению вопросов о гражданстве своя компетенция.
Компетенция — полномочия конкретных органов государства или должностных лиц по совершению определённых действий на основе закона.
Например, глава государства — Президент РФ решает вопросы: приёма в гражданство в общем порядке;
восстановления в гражданстве; выхода из гражданства; отмены решений по вопросам гражданства. Он издаёт указы по вопросам гражданства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие уполномоченных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.
Заявление по вопросам гражданства подаётся по месту жительства заявителя. Такое заявление подаётся лично.
Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований для их принятия.
Основные термины и понятия
Гражданство, российское гражданство, гражданин, иностранец, лицо без гражданства, двойное гражданство, правовой статус, компетенция
Вопросы и задания
1. Какой юридический смысл у понятия «гражданин»? В каких ещё значениях может употребляться это слово?
2. Каким образом человек может приобрести гражданство страны? При каких обстоятельствах он может воспользоваться правом приёма в гражданство по упрощённой схеме?
3. В каких случаях заявление о выходе из российского гражданства может быть отклонено?
4. Что является документом, удостоверяющим российское гражданство? В каком возрасте его получают и каков срок его действия?
5. Какие государственные органы решают вопросы гражданства в нашей стране?
Практикум
1. По отношению к государству люди могут рассматриваться как:
1) гражданин;
2) иностранец;
3) инженер;
4) лицо без гражданства.
Какая позиция здесь лишняя и почему?
2. Закончите фразу: «Полномочия конкретных органов государства или должностных лиц по совершению определённых действий на основе закона». Приведите примеры.
3. Продолжите список.
Государственными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:
1) Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
2)
3)
4. Напишите небольшое эссе на тему «Двойное гражданство: плюсы и минусы для граждан государства».

Уголовный кодекс > Раздел I УК РФ. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН > Глава 2 УК РФ. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ > Статья 12. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

1. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

2. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Комментарии к ст. 12 УК РФ

1. Принцип гражданства (ч. 1 ст. 12 УК) состоит в том, что граждане РФ и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие вне пределов России преступление против интересов, охраняемых УК, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения иностранного суда.

Для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы совершенное лицом общественно опасное деяние признавалось преступлением по УК независимо от того, является ли это деяние преступным по уголовному закону государства места совершения преступления.

Имеющийся приговор - как обвинительный, так и оправдательный - иностранного суда в отношении российского гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающего в Российской Федерации, за деяние, совершенное на территории иностранного государства, означает невозможность его привлечения к уголовной ответственности по УК за это же деяние после его возвращения в Россию.

Лицом без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации, является лицо, получившее вид на жительство (ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Вид на жительство выдается на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению лица без гражданства может быть продлен еще на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8 названного Закона).

2. Принцип специальной миссии состоит в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 2 ст. 12 УК).

Этот принцип действует при вводе войск на территорию иностранного государства по согласованию с этим государством. В соответствии с договоренностями государств по делам о преступлениях, совершенных указанными лицами, а также членами их семей, применяется уголовное законодательство страны пребывания, т.е. используется территориальный принцип.

Из данного правила имеется исключение. Военнослужащие несут ответственность по УК за совершенные в стране пребывания преступления, направленные только против интересов Российской Федерации либо ее граждан, а также за преступления против военной службы.

3. Реальный принцип действия закона состоит в том, что иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина РФ или постоянно проживающего в России лица без гражданства, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12 УК).

Реальный принцип дополняет территориальный и принцип гражданства, предусматривая преступность и наказуемость совершенных вне пределов РФ деяний иностранцев и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории РФ.

Под преступлениями, направленными против интересов Российской Федерации, понимаются преступления, совершенные против государства, его органов и организаций.

Лицом без гражданства, не проживающим постоянно в Российской Федерации, является лицо, получившее разрешение на временное проживание (ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (ст. 6 указанного Закона).

4. Универсальный принцип состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12 УК). Универсальный принцип пользуется абсолютным приоритетом перед другими принципами действия закона в пространстве.

В соответствии с универсальным принципом определяются преступность и наказуемость наиболее опасных международных преступлений и преступлений международного характера по национальному законодательству государства места привлечения лица к уголовной ответственности независимо от его государственной принадлежности и территории, где было совершено преступление, если иное не предусмотрено международно-правовыми нормами.

Универсальный принцип действует, когда лицо не осуждалось в иностранном государстве. Такое условие реализует принцип невозможности двойного осуждения лица за одно и то же преступление.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданин – человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, установленных в государстве, к которому он принадлежит и с которым связан.

Лицо без гражданства (апатрид) – человек, не являющийся гражданином данной страны и не имеющий доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Иностранный гражданин – человек, имеющий гражданство другого государства и не связанный с тем государством, где он находится или по отношению, к которому рассматривается.

Двойное гражданство (бипатрид) – наличие у гражданина данной страны гражданства иностранного государства.

Компетенция – полномочия конкретных органов государства или должностных лиц по совершению определённых действий на основе закона.

Трансферт – переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому

Репатриация – возвращение на родину военнопленных, перемещённых лиц, беженцев, эмигрантов с восстановлением в правах гражданства или возвращение в страну проживания застрахованного при наступлении страхового случая.

Реинтеграция – восстановление в гражданстве какого-либо государства лиц, ранее его имевших и затем утративших.

Оптация – в международном и конституционном праве выбор гражданства лицами, имеющими двойное гражданство, либо проживающими на территории, изменившей государственную принадлежность.

Натурализация – юридический процесс приобретения гражданства на основе добровольного желания соискателя гражданства.

Список литературы

Обязательная литература:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углублённый уровни в 2 ч. Ч.2/. Е.А. Певцова– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – с.120-130 (Инновационная школа).

Что нужно знать о защите своих прав и интересов сотруднику, который может работать дистанционно в любой стране, отправляется в заграничную командировку или заключил договор с иностранным работодателем?

О правах работающих за границей россиян

Условия заграничного труда российского работника: все по закону

На лиц, которые осуществляют профессиональную деятельность за рубежом, не всегда распространяется трудовое законодательство страны пребывания.

Если гражданин работает за пределами своей страны, но трудовые отношения возникли в России с российским работодателем, то на них распространяются нормы российского права. Например, в случае дистанционной работы, нахождения работника в зарубежной служебной командировке, работы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях.

Если же гражданин нашел работу за пределами территории Российской Федерации 1 и заключил с иностранным работодателем договор (контракт), он подчиняется требованиям трудового законодательства страны работодателя. Факт наличия российского гражданства не влечет за собой автоматического применения норм законодательства РФ. К российским гражданам, как и к другим иностранцам, применяются существующие в иностранном государстве общие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и иные специальные правила. Однако условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев – граждан других государств.

Заграничные командировки – по российским законам, но с учетом правил зарубежной страны пребывания

В случае заграничных служебных командировок вне зависимости от их продолжительности в отношении работников продолжают действовать общие правила российского трудового законодательства.

Однако граждане РФ подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на территории, где они фактически осуществляют свою трудовую деятельность. Это означает, например, что выходные праздничные дни страны пребывания будут для таких сотрудников нерабочими. Также командированные работники обязаны следовать правилам внутреннего трудового распорядка и техники безопасности, установленным на территории «принимающей» организации. Вместе с тем они не вступают в трудовые отношения с местными работодателями, т.е. сохраняются трудовые отношения с организацией, направившей их в командировку.

(Оплачиваются ли выходные и праздничные дни, если работник в это время в командировке; заплатят ли за дни выезда, приезда и дни нахождения в пути в выходной или нерабочий праздничный день во время командировки; как совместить служебную командировку и выходные дни или отпуск – читайте об этом в статье «Сколько заплатят за работу в выходные и праздничные дни?»)

Дистанционная работа: как не лишиться гарантий, предусмотренных трудовым законодательством РФ

Сегодня многие работники трудятся дистанционно. Они не привязаны к конкретному рабочему месту и вправе выполнять свои обязанности из любой точки планеты. Некоторые наши соотечественники предпочитают в зимнее время года улетать в теплые страны, например на Бали или в Таиланд, и там продолжают работать удаленно. При наличии трудового договора с работодателем из России на таких сотрудников будут распространяться нормы трудового права нашей страны, и им должны быть предоставлены те же права и гарантии, что и иным работникам.

Будет ли договор считаться заключенным, если при его оформлении не использовалась электронная подпись? А если сотрудник сначала трудился в офисе, а потом устно договорился о дистанционной работе?

Однако несколько лет назад Министерство труда и социальной защиты РФ высказало неоднозначную позицию по вопросу регулирования отношений с работниками, постоянно выполняющими свои трудовые обязанности за границей: с ними нужно заключать не трудовой договор с условием о дистанционном характере работы, а гражданско-правовой договор 2 . Данный подход аргументирован тем, что российские нормативные правовые акты в сфере трудовых отношений действуют только на территории России. Плюс работодатель лишен возможности в полном объеме выполнять свои обязанности перед работником. Например, он не сможет обеспечить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 3 , если работник находится за границей.

Но российское законодательство не содержит запрета на заключение трудового договора с сотрудником, работающим удаленно, вне зависимости от его реального местонахождения, а письма Минтруда носят рекомендательный характер. Несмотря на это, работодатели послушно следуют рекомендациям министерства и обычно заключают с такими сотрудниками именно гражданско-правовые договоры, лишая их гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, таких как предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, выплата пособия по временной нетрудоспособности, обязательное социальное страхование и др.

Международные договоры дают россиянам гарантии граждан страны пребывания и отменяют требования легализации российских документов при трудоустройстве

Важное место в системе защиты прав граждан РФ за рубежом занимают межгосударственные договоры и соглашения о правовом сотрудничестве.

Так, конвенции Международной организации труда, участницей которой является Россия, охватывают практически все вопросы сферы труда, включая отмену принудительного и детского труда, устранение дискриминации в сфере занятости, равное вознаграждение и др. Цель этой организации – помогать гражданам находить рабочие места достойного качества по всему миру, чтобы они могли трудиться в условиях свободы, справедливости и безопасности. Поэтому она поддерживает постоянный контакт одновременно с работниками, работодателями и правительствами стран.

Среди актов международного права, затрагивающих вопросы трудовых правоотношений, следует выделить Соглашение от 15 апреля 1994 г. «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов», заключенное государствами – членами Содружества независимых государств (СНГ). Соглашение регулирует основные направления сотрудничества стран в области трудовой деятельности и социальной защиты работников и членов их семей. В частности, работники-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением в соответствии с действующим законодательством страны трудоустройства. Их медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя (нанимателя) и аналогично тому, которое предоставляется гражданам страны пребывания. Участники соглашения взаимно признают дипломы, свидетельства об образовании, документы о присвоении звания, разряда, квалификации, другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы, а также трудовой стаж. Дополнительное подтверждение и легализация не требуются.

Подобные договоренности, отменяющие требования легализации (апостилирования) официальных документов России, действуют с рядом государств на основании положений двусторонних договоров о правовой помощи. К таким государствам относятся: Босния и Герцеговина, Венгрия, Вьетнам, Корейская Народно-Демократическая Республика, Куба, Литва, Монголия, Польша, Румыния, Сербия, Хорватия, Черногория, Чехия, Эстония. То есть при трудоустройстве в этих странах не потребуется дополнительно проставлять апостиль (штамп, удостоверяющий подлинность подписи и должность лица, подписавшего документ, а также подлинность печати или штампа), например на дипломе о высшем образовании. Работодателю достаточно будет предоставить диплом и перевод к нему.

Консульства и дипломатические представительства – на защите трудовых прав граждан РФ за рубежом

Функции защиты прав и интересов российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность за границей, возлагаются на дипломатические представительства и консульские учреждения РФ в иностранных государствах. Если консул установит нарушение прав граждан, он должен будет принять меры для их восстановления 4 . Поэтому если вы работаете за рубежом и пострадали от незаконных действий, следует идти в консульство или дипломатическое учреждение.

Но, к сожалению, не всегда усилия российских дипломатов могут положительно повлиять на исход дела. Так, летом 2019 г. в Греции были задержаны российские граждане Константин Семенов и Иван Возниковцев. Их обвинили в незаконной перевозке мигрантов. Россияне утверждали, что прибыли в Турцию, чтобы работать: они должны были перевозить туристов, но из-за незаконных действий работодателя оказались заложниками сложившейся ситуации. В результате два российских моряка были приговорены к 253 годам колонии за организацию нелегальной миграции, торговлю людьми и незаконное пересечение границы Греции. Вину свою они не признали и настаивают на том, что работодатель ввел их в заблуждение и вынудил совершить противозаконные действия.

Обращение к Уполномоченному по правам человека в РФ как способ защиты прав российских работников за границей

Еще одним способом защиты прав является обращение к Уполномоченному по правам человека в РФ 5 . Жалобу уполномоченному необходимо подать до истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении. В жалобе нужно указать Ф.И.О. и адрес заявителя, изложить суть решения или описать действия, нарушающие его права. К ней следует приложить копии решений, принятых по жалобе, рассмотренной в административном или судебном порядке.

Часто к уполномоченному поступают просьбы об оказании содействия в возвращении на родину российских граждан, в том числе моряков, которые удерживаются на территории иностранных государств из-за недобросовестных работодателей, нарушающих правила перевозки грузов. Так, к уполномоченному обратились родственники членов экипажа российского сухогруза «Мерле» петербургской компании «МТ group», задержанного 5 марта 2017 г. у побережья Ливии и отконвоированного на военно-морскую базу в порт города Триполи. Экипаж, состоявший из семи человек, был снят с судна и перемещен в тюрьму на базу Митинга (Ливия). Уполномоченный направил обращение в МИД России с просьбой предоставить информацию о принятых мерах по урегулированию возникшей кризисной ситуации. Благодаря совместным действиям уполномоченного и российского министерства все члены экипажа сухогруза были освобождены 6 .

Восстанавливать права находящихся за рубежом россиян уполномоченному позволяет сотрудничество с омбудсменами иностранных государств (уполномоченными по правам человека) и международными организациями. Например, в феврале 2019 г. поступило коллективное обращение от российских моряков теплохода «Стримлайн», арестованного в порту Стамбула. Им не выплачивалась зарплата, а на борту судна заканчивались продовольствие и средства гигиены. Уполномоченный направил обращения в МИД России и Главному омбудсмену Турецкой Республики Ш. Малкочу. В результате продовольственные и бытовые потребности членов экипажа были удовлетворены, а позднее им выплатили заработную плату в полном объеме 7 .

Помимо прочего в компетенцию уполномоченного входят вопросы защиты свободы слова и доступа к информации в рамках профессиональной деятельности журналистов. Примером может служить такой случай: журналист Кирилл Вышинский подвергся преследованию за то, что в 2018 г. освещал празднование Дня Победы на Украине. Распространение этой информации шло вразрез с политическими интересами Киева, поэтому профессиональная деятельность Вышинского была приравнена к государственной измене. Журналисту грозило от 10 до 15 лет лишения свободы. Уполномоченный по правам человека в РФ неоднократно обращалась с призывом содействовать освобождению Вышинского к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, украинским властям и Комиссару Совета Европы по правам человека, Генеральному секретарю Совета Европы, представителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. В результате объединения усилий уполномоченного, властных структур и журналистского сообщества журналист был освобожден 8 .

Незнание закона не освобождает от ответственности, даже если это закон иностранного государства

Переезжая в другую страну на работу, внимательно изучайте ее трудовое законодательство и внутренние локальные акты работодателя. При этом, рассчитывая на соблюдение принципа равенства прав работников вне зависимости от их гражданства, не забывайте и о возможной ответственности. При пересечении границы РФ россияне автоматически приобретают статус иностранных граждан, и в отношении них начинают действовать законы страны пребывания. Это правило применимо как к туристам, так и к тем, кто уезжает в зарубежные страны на заработки. В случае нарушения закона иностранного государства привлечение к ответственности будет осуществляться в соответствии с действующими там правовыми нормами.

1 Статья 10 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ».

2 Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 января 2017 г. № 14-2/ООГ-245 «О возможности заключения трудового договора о дистанционной работе с гражданином РФ, с иностранным гражданином или лицом без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность за пределами РФ».

3 Статья 312.3 Трудового кодекса РФ.

4 Федеральный закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации».

5 Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

6 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2017 г.

7 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2019 г.

8 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2018 г.

Коновалов Андрей

Конец 2020 г. ознаменовался принятием очередного пакета «ограничительных» актов, среди которых Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 481-ФЗ, дополнивший Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 272-ФЗ) ст. 2.1, позволяющей при определенных обстоятельствах признавать физических лиц иностранными агентами 1 .

Суть нововведений

Перед новым годом президент подписал закон о расширении субъектов, признанных иностранными агентами, и установил уголовную ответственность за несоблюдение соответствующего законодательства

Из ч. 1 указанной статьи следует, что под иностранным агентом понимается физическое лицо, осуществляющее на территории России в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, а также иностранных граждан или лиц без гражданства (далее – иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 275 и 276 УК РФ), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в его интересах российскими гражданами и организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).

Если с военной и военно-технической деятельностью в целом все понятно, то изложенное в законе понятие политической деятельности заслуживает особого внимания.

В контексте абз. 2 ч. 1 ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ политической признается любая деятельность (в сфере обеспечения законности, правопорядка, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина и т.д.) с целью оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование госорганов, органов местного самоуправления, их решения и действия и осуществляемая в предусмотренных данной статьей формах (собраний, митингов, пикетирований, в проведении опросов общественного мнения и т.п.). Исчерпывающий перечень форм политической деятельности из текста данной нормы вывести, на мой взгляд, невозможно.

Норма ч. 2 ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ гласит, что любое физическое лицо, чья деятельность хоть каким-то образом подпадает под перечень, приведенный в ч. 1, и получившее даже минимальную поддержку от иностранного источника (в том числе в виде небольшого денежного пожертвования), обязано подать заявление о включении в список иностранных агентов 2 , а не являющееся гражданином РФ – уведомить об этом уполномоченный орган до своего въезда на территорию страны. В случае выявления физического лица, выполняющего функции иностранного агента и не сообщившего об этом, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе внести его в список по собственной инициативе (ч. 3 ст. 2.1).

Последствия такого внесения указаны в ч. 6–7 ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ и заключаются в обязанности:

  • не реже раза в полгода представлять отчет о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, а также об их фактическом расходовании и использовании;
  • указывать о наличии этого статуса при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, в том числе при обращении в госорганы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации, а также на материалах, издаваемых и (или) распространяемых таким физическим лицом, в том числе через СМИ.

Дополнительно в ч. 8 ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ предусмотрен запрет для физических лиц, включенных в список иностранных агентов, на допуск к службе в госорганах и органах местного самоуправления, имеющий немалое сходство с применявшимся во времена раннего РСФСР таким видом уголовного наказания, как поражение в политических и отдельных гражданских правах в виде лишения права занимать ответственные государственные должности 3 .

За неисполнение приведенных обязанностей введены административная и уголовная ответственность.

Соответствие заявленным целям

Согласно пояснительной записке к законопроекту, на основании которого был принят Закон № 272-ФЗ, целями его разработки являлись совершенствование правового регулирования деятельности общественных объединений и иных лиц, получающих иностранное финансирование и участвующих в политической жизни страны, а также повышение законности и прозрачности их деятельности.

Проанализировав ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ, в том числе на предмет соответствия заявленным целям, можно сделать следующие выводы.

Приведенные в законе условия, наличие которых позволяет признать физическое лицо иностранным агентом, настолько «размыты», что фактически к присвоению данного статуса может привести любая деятельность по отстаиванию не только чужих, но и собственных интересов, в том числе путем выражения личного мнения о ситуации в стране, принимаемых законах, действиях органов власти и т. п. только по той причине, что осуществляющее ее лицо получает какую бы то ни было поддержку от иностранного источника. Исключением является лишь деятельность, прямо перечисленная в абз. 11 ч. 1 ст. 2.1 (например, в области науки, культуры, искусства, здравоохранения и т.д.).

Используемая законодателем в абз. 1 ч. 1 ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ формулировка «может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента» позволяет прийти к выводу, что соответствие физического лица требованиям, предъявляемым к иностранным агентам, само по себе основанием для его включения в список не является и вопрос о таком включении во многом будет зависеть от волеизъявления должностного лица, уполномоченного принимать соответствующее решение, допуская возможность избирательного применения нормы.

Поскольку внесение лица в список автоматически блокирует его возможность занимать должности в госорганах и органах местного самоуправления, такое правовое регулирование неизбежно наводит на мысль о возможности его использования в качестве инструмента для борьбы с неугодными оппонентами. Его эффективность видится, в первую очередь, в том, что оспаривание включения в список иностранных агентов (соответственно ограничения в допуске к госслужбе) займет у заинтересованного лица определенное – возможно, продолжительное – время, по истечении которого должность, на которую претендовал кандидат, может уже не быть вакантной.

Соответствие Конвенции и подходам ЕСПЧ

Кроме того, внесение в список иностранных агентов, запрет занятия определенных должностей, а также требование представления отчетности о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученного от иностранных источников, вызывают серьезные сомнения с точки зрения соответствия ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция), гарантирующей каждому право на неприкосновенность частной жизни.

Разъясняя этот термин, ЕСПЧ уже обращал внимание, что частная жизнь является широким, не подлежащим исчерпывающему определению понятием, охватывающим различные аспекты физической и социальной индивидуальности человека, включая право на личную автономию, личное развитие, установление и развитие отношений с иными людьми и окружающим миром 4 , а также психологическую неприкосновенность личности, под которой понимается «право вести свою жизнь по собственному усмотрению при минимальном постороннем вмешательстве» 5 .

Мне не известны примеры рассмотренных ЕСПЧ дел, в которых заявители обжаловали вмешательство государства в их «личную жизнь», выразившееся в установлении контроля за расходованием денежных средств физическими лицами. Однако, исходя из изложенного, такие действия властей, на мой взгляд, вполне могут быть истолкованы как посягательство на права, гарантированные ст. 8 Конвенции 6 .

Что касается запрета занятия государственных должностей, то Европейский Суд не усматривает принципиальных оснований для исключения профессиональной деятельности человека из сферы его частной жизни. По мнению Суда, на ограничения, налагаемые на профессиональную деятельность, при условии, что они влияют на формирование социальной идентичности индивидуума и развитие общения с другими людьми, в полной мере распространяется действие ст. 8 Конвенции 7 , гарантирующей право на частную жизнь, включая право вести «частную общественную жизнь», – т.е. возможность человека развиваться в качестве социальной единицы 8 .

Поскольку замещение должностей государственной и муниципальной службы является разновидностью профессиональной деятельности, занятие которой может рассматриваться как способ самореализации и развития личностных качеств, можно прийти к выводу, что применение ст. 8 Конвенции не видится явно необоснованным. Более того, право на допуск к госслужбе в своей стране без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений закреплено и в ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.

Другое заслуживающее внимания обстоятельство заключается в том, что присвоение определенным физическим лицам статуса иностранных агентов способно привести к их «стигматизации» и формированию негативного отношения к ним в глазах общества, что возможно расценить как посягательство на честь и репутацию, также защищаемых ст. 8 Конвенции. В качестве обоснования такого подхода можно вновь сослаться на практику ЕСПЧ, считающего, что репутация и честь составляют часть идентичности и психологической неприкосновенности человека и, следовательно, также входят в сферу его частной жизни. Однако для применения ст. 8 Конвенции посягательство должно достичь определенной степени и осуществляться способом, нарушающим право на уважение частной жизни 9 .

Например, в одном из постановлений ЕСПЧ признал, что несанкционированная публикация фотографии сына заявительницы имела негативные последствия для его репутации, помешав заявительнице пользоваться правом на уважение частной жизни 10 .

Еще одним интересным примером, подтверждающим, что внесение в список иностранных агентов может рассматриваться как нарушение неприкосновенности частной жизни, является дело «Шимоволос против России», в котором Европейский Суд признал внесение имени заявителя в базу данных «Сторожевой контроль», а также последующие сбор и хранение информации о нем правоохранительными органами нарушением прав, гарантированных п. 1 ст. 8 Конвенции 11 .

Если признать, что перечисленные требования и запреты, возложенные законом на физическое лицо, получившее статус иностранного агента, могут рассматриваться как посягательство на его гарантированные п. 1 ст. 8 Конвенции права, государству придется привести весомые доводы, позволяющие оправдать внедрение такого правового регулирования. На это указано, в частности, в п. 2 ст. 8 Конвенции, допускающем некоторое вмешательство в «личную» жизнь человека лишь при совокупном наличии двух условий: оно осуществлено «в соответствии с законом» и является «необходимым в демократическом обществе» для достижения одной или нескольких «законных» целей, перечисленных в данном пункте.

Однако если начать с первого же условия, видно, что в ситуации с ограничениями, введенными Законом № 272-ФЗ, его соблюдение является исключительно формальным. Объясняется это тем, что в практике Европейского Суда условие «предусмотрено законом» трактуется не только как требующее соблюдения внутреннего законодательства государства, но и как касающееся его качества, отвечающего принципу верховенства права, – т.е. являющегося четким, предсказуемым и достаточно доступным 12 .

Установленные ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ требования, позволяющие признавать российских физических лиц иностранными агентами и, соответственно, ущемлять их права на неприкосновенность частной жизни, предусматривают широкий простор для свободы усмотрения в части как видов деятельности, так и мер поддержки со стороны иностранных источников, получение которых способно привести к внесению физического лица в соответствующий список, что, на мой взгляд, свидетельствует о низком качестве обсуждаемого законодательного акта.

Для сравнения: действующий в США закон об иностранных агентах, несмотря на столь же неопределенное понятие политической деятельности (п. «о» § 611), допускает возможность признания лица иностранным агентом лишь в случае его действия по приказу, просьбе, под руководством, контролем иностранного принципала или лица, чья любая деятельность прямо или косвенно контролируется, направляется, финансируется или субсидируется полностью или в значительной части иностранным принципалом непосредственно или через любое другое лицо, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (п. «с» § 611 закона).

Понятно, что сформулировать абсолютно определенное понятие политической деятельности весьма затруднительно, и винить в этом недостатке законодателя не стоит. В то же время, в отличие от Закона № 272-ФЗ, его американский аналог содержит четкий и понятный ориентир, позволяющий однозначно отделить иностранного агента от иных, не относящихся к нему лиц, а именно – полный или в значительной части контроль, финансирование или субсидирование иностранным принципалом как непосредственно, так и через другое лицо.

Представляется, что установление в Законе № 272-ФЗ тождественных критериев отнесения к иностранным агентам позволит хотя бы минимально приблизить его к стандартам «качества», применяемым ЕСПЧ к нормативным правовым актам.

Вторым обязательным условием, оправдывающим вмешательство государства в частную жизнь, является «необходимость в демократическом обществе» – т.е. в целях, прямо перечисленных в п. 2 ст. 8 Конвенции, перечень которых является исчерпывающим 13 .

Помимо мотива необходимости любое вмешательство (с учетом обстоятельств конкретной ситуации) также должно быть соразмерным защищаемому интересу, справедливым и не выходить за пределы дозволенного при соблюдении баланса частных и публичных интересов 14 .

Вместе с тем введение для физических лиц – иностранных агентов ограничений, предусмотренных ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ, на мой взгляд, вряд ли оправданно и соразмерно таким провозглашенным разработчиками законопроекта № 1057914-7 целям, как совершенствование правового регулирования деятельности лиц, получающих иностранное финансирование и участвующих в политической жизни страны, а также повышение законности и прозрачности их деятельности, поскольку их достижению не способствует.

Мотивы и результат

В такой ситуации неизбежно напрашивается одна из двух версий, объясняющих принятие обсуждаемого Закона:

  • реальные мотивы, которыми руководствовались его авторы, не соответствуют декларируемым;
  • введенные им ограничения представляют собой ничем не обоснованное вторжение в сферу частной жизни.

Безусловно, реальная цель, которую преследовал законодатель, позволяя признавать физических лиц иностранными агентами, может и не быть известна, однако, полагаю, что конечный результат, выразившийся в нормах ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ, с точки зрения соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права неприемлем.

1 Ранее таковыми в России могли признаваться исключительно юридические лица.

2 Во всяком случае именно такой подход встречается в настоящее время в судебной практике в отношении некоммерческих организаций, получающих зарубежное финансирование. Ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения для признания организации иностранным агентом не имеют и судами во внимание не принимаются (см., например, кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 г. по делу № 88а-27084/2020).

В отношении физических лиц судебная практика пока отсутствует, однако оснований полагать, что к ним будет применяться какой-либо иной подход, нет.

3 Пункт «д» ст. 20, п. «б» ст. 31 УК РСФСР в редакции 1926 г.

4 См., например, п. 27 Постановления по делу «Калачева против России» (жалоба № 3451/05); Постановление по делу «Сидабрас и Джяутас против Литвы» (жалобы № 55480/00 и 59330/00) ECHR 2004-VIII, § 43 и др.

5 См., например, Постановление ЕСПЧ по делу «Мосли против Соединенного королевства» (жалоба № 48009/08).

6 До вступления в силу Закона № 272-ФЗ контроль за расходованием денежных средств применялся исключительно в отношении категорий физических лиц, указанных в Федеральном законе от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», целями которого являлись выработка наиболее эффективных мер по борьбе с коррупцией и предупреждение незаконного обогащения субъектов, осуществляющих публичные функции, что в полной мере соответствует задачам демократического правового государства.

7 См., например, Постановление по делу «Бигаева против Греции» (жалоба № 26713/05).

8 Пункт 70 Постановления Большой Палаты ЕСПЧ от 5 сентября 2017 г. по делу «Бэрбулеска против Румынии».

9 См, например, п. 51 Постановления ЕСПЧ по делу «Богомолова против России» (жалоба № 13812/09); Постановление Большой палаты ЕСПЧ по делу «Компания “Аксель Шпрингер АГ” против Германии» (жалоба № 39954/08, § 83) и др.

10 Пункт 55 Постановления ЕСПЧ по делу «Богомолова против России».

11 См. п. 66 Постановления ЕСПЧ от 21 июня 2011 г. по делу «Шимоволос против России» (жалоба № 30194/09).

Несмотря на то что, в отличие от Закона № 272-ФЗ, приказ, регламентирующий создание и ведение базы данных «Сторожевой контроль», не был опубликован, поскольку является конфиденциальным, правовая позиция, изложенная в приведенном постановлении, заслуживает внимания при оценке изложенных доводов.

12 Постановление ЕСПЧ от 25 июня 1997 г. по делу «Холфорд против Соединенного Королевства» (§ 42–46, Reports 1997-III).

13 Постановление Большой Палаты ЕСПЧ по делу «S.A.S. против Франции» (жалоба № 43835/11, § 113, ECHR 2014).

14 Схожая правовая позиция изложена в п. 85 Постановления от 7 марта 2017 г. по делу «Полякова и другие против России» (жалоба № 35090/09 и три других).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: