По обязательствам государственного автономного учреждения здравоохранения ответственность несет

Обновлено: 28.03.2024

Федеральным законом от 06.03.2022 № 45-ФЗ внесены изменения в статью 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях», в соответствии с которыми собственник имущества автономного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам автономного учреждения

Ранее Федеральным законом «Об автономных учреждениях» предусматривалось, что собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Данное положение входило в противоречие с Гражданским кодексом Российской Федерации, в статье 123.33 которого закреплено, что по обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

В целях устранения существующих противоречий новой редакцией части 5 статьи 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» установлено, что собственник имущества автономного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам автономного учреждения в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Дальневосточная транспортная прокуратура

Дальневосточная транспортная прокуратура

15 марта 2022, 08:58

Собственник имущества автономного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам автономного учреждения

Федеральным законом от 06.03.2022 № 45-ФЗ внесены изменения в статью 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях», в соответствии с которыми собственник имущества автономного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам автономного учреждения

Ранее Федеральным законом «Об автономных учреждениях» предусматривалось, что собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Данное положение входило в противоречие с Гражданским кодексом Российской Федерации, в статье 123.33 которого закреплено, что по обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

В целях устранения существующих противоречий новой редакцией части 5 статьи 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» установлено, что собственник имущества автономного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам автономного учреждения в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

ГК РФ Статья 123.22. Государственное учреждение и муниципальное учреждение

(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

П. 5 ст. 123.22 признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 12.05.2020 N 23-П).

П. 5 ст. 123.22 ГК РФ в части субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного или автономного учреждения по обязательствам в связи с причинением вреда гражданам распространяется на правоотношения, возникшие также после 01.01.2011.

5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

П. 6 ст. 123.22 ГК РФ в части субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного или автономного учреждения по обязательствам в связи с причинением вреда гражданам распространяется на правоотношения, возникшие также после 01.01.2011.

6. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

7. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

8. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

6. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

7. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

8. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

  • Энциклопедия судебной практики. Государственное учреждение и муниципальное учреждение (Ст. 123.22 ГК)
  • 1. Общие вопросы применения ст. 123.22 ГК РФ
    • 1.1. Учреждение является самостоятельным субъектом гражданско-правовых отношений
    • 1.2. Обладатель права оперативного управления несет бремя содержания принадлежащего ему имущества
    • 1.3. ГК РФ не устанавливает запрета на предъявление требований в целях процессуальной экономии одновременно к учреждению и собственнику его имущества
    • 1.4. Государственные и муниципальные учреждения, участвующие в арбитражном процессе не в защиту публичных интересов, не освобождаются от уплаты государственной пошлины
    • 2.1. Привлечение собственника казенного учреждения к субсидиарной ответственности возможно только при отсутствии реальной возможности взыскания задолженности с основного должника
    • 2.2. Ответственность собственника имущества бюджетного учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на которую общие нормы о субсидиарной ответственности распространяются с особенностями, установленными п. 5 ст. 123.22 ГК РФ
    • 2.3. Для определения объема ответственности по неисполненным обязательствам суд обязан определить вид ликвидированного учреждения
    • 2.4. Преобразование муниципального казенного предприятия в бюджетное учреждение не лишает кредитора возможности привлечения собственника к субсидиарной ответственности
    • 2.5. Субсидиарная ответственность собственника имущества автономного учреждения предусмотрена только для случаев причинения вреда гражданам
    • 2.6. Обязательным условием привлечения собственника имущества бюджетного учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, является недостаточность имущества, а не недостаточность денежных средств
    • 2.7. Собственник имущества бюджетного учреждения не отвечает по обязательствам такого учреждения перед иными юридическими лицами
    • 2.8. Возможность привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения не предполагает материального правопреемства
    • 2.9. Собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику

    Энциклопедия судебной практики
    Государственное учреждение и муниципальное учреждение
    (Ст. 123.22 ГК)

    1. Общие вопросы применения ст. 123.22 ГК РФ

    1.1. Учреждение является самостоятельным субъектом гражданско-правовых отношений

    Учреждение является самостоятельным субъектом гражданско-правовых отношений и в силу абзаца 2 пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ собственник имущества бюджетного учреждения не отвечает по обязательствам такого учреждения перед иными юридическими лицами.

    1.2. Обладатель права оперативного управления несет бремя содержания принадлежащего ему имущества

    Обладатель права оперативного управления в силу статей 123.22, 210, 298 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    1.3. ГК РФ не устанавливает запрета на предъявление требований в целях процессуальной экономии одновременно к учреждению и собственнику его имущества

    Казенное учреждение в соответствии с действующим законодательством (статья 123.22 ГК РФ) отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В данном случае - Российская Федерация в лице Министерства обороны. Запрещений на предъявление требований в целях процессуальной экономии одновременно к учреждению (основному должнику) и собственнику его имущества (субсидиарному должнику) действующее законодательство не устанавливает.

    1.4. Государственные и муниципальные учреждения, участвующие в арбитражном процессе не в защиту публичных интересов, не освобождаются от уплаты государственной пошлины

    Само по себе наличие статуса государственного органа не является безусловным основанием для освобождения такого заявителя от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, поскольку такое лицо может действовать как в сфере властных, публичных отношений, так и в области хозяйственных отношений как учреждение (статья 123.22 ГК РФ).

    В рассматриваемом случае учреждение участвовало в настоящем арбитражном процессе не в защиту публичных интересов, поскольку требования истцом предъявлены о взыскании долга по гражданско-правовой сделке. Ответчик в данном случае должен рассматриваться не как государственный орган или иное лицо, имеющее право на освобождение от уплаты государственной пошлины, а как учреждение, действующее от своего имени и в своём интересе (статьи 1, 123.22 ГК РФ).

    2. Субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения

    2.1. Привлечение собственника казенного учреждения к субсидиарной ответственности возможно только при отсутствии реальной возможности взыскания задолженности с основного должника

    В соответствии с [п. 4 ст. 123.22 ГК РФ] собственник имущества казенного учреждения несет субсидиарную ответственность только в случае недостаточности денежных средств у такого учреждения, в связи с чем предъявление требования о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности возможно только если не имеется реальной возможности взыскания присужденной суммы с должника.

    2.2. Ответственность собственника имущества бюджетного учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на которую общие нормы о субсидиарной ответственности распространяются с особенностями, установленными п. 5 ст. 123.22 ГК РФ

    Ответственность собственника имущества казенного учреждения, а также бюджетного и автономного учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьями 123.21, 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    В связи с тем что ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на которую общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

    Ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 ГК Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными ст. 123.21, 123.22 ГК Российской Федерации.

    Проанализировав положения п. 3 ст. 123.21, п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что на собственника имущества бюджетного учреждения возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание.

    Таким образом, ответственность собственника имущества учреждения и его учредителя является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные ст. 399 ГК РФ, распространяются с вышеуказанными особенностями.

    2.3. Для определения объема ответственности по неисполненным обязательствам суд обязан определить вид ликвидированного учреждения

    Из анализа [ст. 123.22 ГК РФ] следует, что для определения объема ответственности по неисполненным обязательствам, в том числе из трудовых отношений, следует определить вид ликвидированного учреждения.

    2.4. Преобразование муниципального казенного предприятия в бюджетное учреждение не лишает кредитора возможности привлечения собственника к субсидиарной ответственности

    В соответствии с п. 5 ст. 123.22 ГК РФ по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

    Факт универсального правопреемства, в результате которого муниципальное казенное предприятие было преобразовано в бюджетное учреждение, не может лишить кредитора возможности привлечения собственника к субсидиарной ответственности.

    2.5. Субсидиарная ответственность собственника имущества автономного учреждения предусмотрена только для случаев причинения вреда гражданам

    В силу положений части 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

    Таким образом, как правильно указал суд, субсидиарная ответственность собственника имущества автономного учреждения предусмотрена только для случаев причинения вреда гражданам.

    Пунктом 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

    Таким образом, по смыслу приведенных норм собственник имущества автономного учреждения несет субсидиарную ответственность не по всем обязательствам данного учреждения при недостаточности имущества последнего, а только в случае причинения вреда гражданам.

    В силу положений ст. 56, 123.22 ГК РФ, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом.

    По обязательствам автономного учреждения субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, и только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам.

    2.6. Обязательным условием привлечения собственника имущества бюджетного учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, является недостаточность имущества, а не недостаточность денежных средств

    Вместе с тем, указание суда о том, что _ несет субсидиарную ответственность при недостаточности денежных средств у муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа не основано на законе, поскольку в силу пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ одним из обязательных условий привлечения собственника имущества бюджетного учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, является недостаточность имущества у этого учреждения, на которое может быть обращено взыскание, а не недостаточность денежных средств.

    2.7. Собственник имущества бюджетного учреждения не отвечает по обязательствам такого учреждения перед иными юридическими лицами

    Учреждение является самостоятельным субъектом гражданско-правовых отношений и в силу абзаца 2 пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ собственник имущества бюджетного учреждения не отвечает по обязательствам такого учреждения перед иными юридическими лицами.

    2.8. Возможность привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения не предполагает материального правопреемства

    Судебная коллегия указала, что гражданское законодательство предусматривает иной способ защиты прав лица, являющегося кредитором учреждения. Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к спорным отношениям) собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения при недостаточности у последнего денежных средств, однако возможность привлечения к субсидиарной ответственности не предполагает материального правопреемства. Собственник имущества учреждения, привлекаемый к субсидиарной ответственности по долгам такого учреждения, является субъектом самостоятельного обязательства, служащего обеспечительным механизмом по отношению к обязательству основному.

    Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к спорным отношениям) собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения при недостаточности у последнего денежных средств.

    Возможность привлечения к субсидиарной ответственности не предполагает материального правопреемства.

    Процессуальное правопреемство и привлечение лица к субсидиарной ответственности являются принципиально разными способами реализации и защиты права.

    Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что привлечение собственника учреждения к субсидиарной ответственности осуществляется в рамках отдельного искового производства. Собственник имущества учреждения, привлекаемый к субсидиарной ответственности по долгам такого учреждения, является субъектом самостоятельного обязательства, служащего обеспечительным механизмом по отношению к обязательству основному.

    2.9. Собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику

    В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств. В связи с этим ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Кодекса.

    Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.

    В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

    Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.

    Ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространялись с особенностями, установленными статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.09.2014). Особенность такой ответственности состояла в том, что собственник имущества учреждения не мог быть привлечен к ответственности без предъявления требования к основному должнику и нес ответственность по обязательствам основного должника только при недостаточности у последнего находящихся в его распоряжении денежных средств.

    Согласно пункту 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

    Собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.

    В силу пунктам 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

    Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

    Материал приводится по состоянию на февраль 2021 г.

    См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

    При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

    • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
      • Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
      • Статья 2. Автономное учреждение
      • Статья 3. Имущество автономного учреждения
      • Статья 4. Виды деятельности автономного учреждения
      • Статья 5. Создание автономного учреждения
      • Статья 6. Учредитель автономного учреждения
      • Статья 6.1. Наименование автономного учреждения
      • Статья 7. Устав автономного учреждения
      • Статья 8. Органы автономного учреждения
      • Статья 9. Компетенция учредителя в области управления автономным учреждением
      • Статья 10. Наблюдательный совет автономного учреждения
      • Статья 11. Компетенция наблюдательного совета автономного учреждения
      • Статья 12. Порядок проведения заседаний наблюдательного совета автономного учреждения
      • Статья 13. Руководитель автономного учреждения
      • Статья 14. Крупные сделки
      • Статья 15. Порядок совершения крупных сделок и последствия его нарушения
      • Статья 16. Заинтересованность в совершении автономным учреждением сделки
      • Статья 17. Порядок совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, и последствия его нарушения
      • Статья 18. Реорганизация автономного учреждения и изменение его типа
      • Статья 19. Ликвидация автономного учреждения
      • Статья 20. Заключительные положения
      • Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона

      Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ
      "Об автономных учреждениях"

      С изменениями и дополнениями от:

      24 июля, 18 октября 2007 г., 8 мая 2010 г., 14 июня, 18 июля, 6 ноября 2011 г., 3 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 3, 23 ноября, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля 2016 г., 7 июня, 27 ноября 2017 г., 15 октября 2020 г., 24 февраля, 2 июля, 29 ноября 2021 г., 6 марта 2022 г.

      Принят Государственной Думой 11 октября 2006 года

      Одобрен Советом Федерации 27 октября 2006 года

      ГАРАНТ:

      См. также Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

      См. комментарии к настоящему Федеральному закону

      Президент Российской Федерации

      3 ноября 2006 г.

      В рамках проводимой реструктуризации бюджетного сектора вводится новый тип государственного (муниципального) учреждения - автономное учреждение.

      Это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

      Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

      Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.

      Основным видом деятельности автономного учреждения является бесплатное либо частично платное для потребителя оказание услуг по заданию учредителя. Финансирование указанной деятельности осуществляется из соответствующего бюджета в форме субвенций, субсидий, государственных внебюджетных фондов и иных источников. Автономное учреждение наделено правом оказывать платные услуги в рамках своей основной деятельности сверх объемов заданий учредителя.

      Определен порядок создания автономного учреждения и управления им. Преобразование существующих государственных (муниципальных) учреждений в автономные осуществляется только с согласия учреждения. При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным (муниципальным) учреждением.

      Создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией.

      Изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается.

      В целях осуществления общественного контроля за деятельностью автономного учреждения создается наблюдательный совет автономного учреждения, куда входят представители учредителя, иных государственных (муниципальных) органов власти, общественности, трудового коллектива. Одной из функций наблюдательного совета является одобрение крупных сделок с имуществом автономного учреждения.

      Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.

      Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования

      Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 9 ноября 2006 г. N 185-186, в "Российской газете" от 8 ноября 2006 г. N 250, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 ноября 2006 г. N 45 ст. 4626

      В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

      Федеральный закон от 6 марта 2022 г. N 45-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 17 марта 2022 г.

      Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 384-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 29 ноября 2021 г.

      Действие части 3.20 статьи 2 приостановлено до 1 января 2022 г. в части возврата остатков средств автономных учреждений при завершении текущего финансового года

      Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г.

      Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 20-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 24 февраля 2021 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.

      Федеральный закон от 15 октября 2020 г. N 327-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 15 октября 2020 г.

      Действие части 3.20 статьи 2 было приостановлено до 1 января 2021 г. в части возврата остатков средств автономных учреждений при завершении текущего финансового года

      Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 347-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 27 ноября 2017 г.

      Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 113-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

      Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

      Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 406-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 312-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 301-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 337-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

      Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 413-Ф3

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 240-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 291-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 2, вступающих в силу с 1 января 2012 г.

      Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 8 января 2007 г.

      Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

      Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 215-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: