По наличию и характеру правовой базы можно выделить государственную инвестиционную политику

Обновлено: 23.04.2024

Глава 7 инвестиционная политика региона и ее реализация: Региональная экономика и управление, Фетисов Г.Г., 2006 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В учебнике изложены основы региональной экономики, взаимосвязи показателей и понятий, характеризующих место регионального подхода в исследовании экономических проблем.

Глава 7 инвестиционная политика региона и ее реализация

7.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СРЕДСТВА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

7.1.1. Сущность, виды и цели инвестиционной

Инвестиционная политика — совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе.

Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации.

Характер инвестиционной политики определяется степенью государственного вмешательства в экономические процессы, степенью увязки данной политики с иными государственными институтами, к которым относятся налоговая, финансово-кредитная, лицензионная и ценовая политика, политика доходов и занятости, привлечения иностранных инвестиций, правовое поле и общий административный уклад. Амортизационная политика входит в общую инвестиционную политику. Амортизационная политика, в свою очередь, должна быть увязана с налоговой политикой. В странах развитого рыночного типа при общем повышении уровня налогов на прибыль компаний, как правило, в фазе экономического кризиса поощряются методы ускоренной амортизации и вводятся льготы по инвестиционным кредитам. В этом случае ускоренная амортизация применяется только к новому оборудованию.

По наличию и характеру правовой базы можно выделить формализованную и неформализованную государственную инвестиционную политику. При этом формализованная инвестиционная политика означает наличие целостной правовой базы, регулирующей

параметры инвестиционного процесса, такие, как налоги, цены, доходы, тарифная система, сроки амортизации оборудования и методы учета основных фондов. Как правило, ей

присуща высокая степень государственного участия в экономике.

Неформализованная инвестиционная политика характеризуется сравнительно низкой долей капиталовложений (до

30\%), большим объемом частного капитала (до 80\% от всех хозяйствующих субъектов и объемов промышленного производства),

свободным перемещением капитала за рубеж и из-за рубежа и

главное — несистематизированной правовой базой.

По форме управления можно выделить следующие типы

инвестиционной политики: либеральная и централизованная.

Либеральному типу инвестиционной политики присущи преимущественно экономические методы государственного регулирования

инвестиционными развитая вертикальная система

инвесторов (государство — финансовые институты — бизнесмены — мелкие инвесторы), а также разнообразные источники инвестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.), развитая финансовая инфраструктура. Роль государства состоит в установлении «правил игры» во взаимоотношениях «инвестор — государство», что позволяет экономической системе саморегулироваться и развиваться относительно свободно. Этому типу инвестиционной политики противостоит централизованная инвестиционная политика, основной чертой которой является использование преимущественно жестких административных методов управления. Источники инвестиций в этом случае формируются посредством аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса. Участие фондового рынка в инвестиционном процессе чисто номинальное.

Исходя из этих критериев современную региональную инвестиционную политику, проводимую большинством регионов сии, можно оценить как формализованную и централизованную. Роль государственного вмешательства значительна как по объемам контролируемых им инвестиций, так и по степени регулирования данного процесса. Средства государственного инвестиционного бюджета составили чуть больше 60\%. Любое решение, касающееся привлечения крупных кредитов государственными или компредприятиями, так или иначе контролируется государственными ведомствами.

В настоящее время происходит постепенный переход от формализованного централизованного типа государственной инвестиционной политики к формализованному либеральному ее типу.

Инвестиционному процессу в регионах Российской Федерации присущи следующие особенности.

Децентрализация инвестиционного процесса. Можно выделить по крайней мере два направления этого процесса: федеральный центр — регион; региональное правительство — региональные промышленные и финансовые институты. В первом случае происходит передача централизованных управляющих функций в пользу региональных властных структур при одновременном истощении федеральных источников инвестиций. В настоящее время ни в одном регионе России федеральное правительство не осуществляет комплексную инвестиционную политику, поэтому все инвестиционные потоки формируются на локальном уровне. Во втором случае экономическая политика региональных властных структур приводит к постепенному сокращению объемов государственных инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части собственных контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства. Доля прямых государственных инвестиций в валовых капитальных вложениях незначительна. Следовательно, современный инвестиционный процесс в регионе характеризуется сокращением доли государственных инвестиций при сохранении государственного контроля над подавляющим объемом капитальных вложений.

Переход к преимущественно экономическим методам воздействия. Государство утрачивает свои функции главного планирующего и распределяющего института и приобретает иные, ранее не присущие ему, роли: собственника, равноправного участника, долевого партнера, финансового агента, гаранта и кредитора.

Для установления принципиально иных взаимоотношений в сфере воспроизводства необходим достаточно большой период времени. Так же как и любой другой развитой системе, экономике присуща инерция, поэтому процесс преобразований встречает сопротивление старой модели управления. К новым формам государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионах страны можно отнести: формирование инвестиционного бюджета как ключевого элемента планирования, долгосрочное государственное кредитование, государственные гарантии и регулирование деятельности акционированных предприятий посредством управления пакетами акций, принадлежащих государству. Существуют значительные резервы во внедрении новых форм государственного управления инвестиционным процессом и совершенствовании имеющихся. Так, практически не задействованы механизмы долевого участия государства, вяло стимулируется фондовый рынок, нет четкой системы поощрений и преференций для отечественных инвесторов. Поэтому в настоящий момент процесс смены системы управления сопровождается падением управляемости системы.

Появление новых участников инвестиционного процесса. На управляемость инвестиционным процессом воздействует и его структурное развитие, которое характеризуется появлением большого числа новых субъектов. Примитивная система воспроизводственных отношений «государство — промышленное предприятие» перерастает в разветвленную структуру участников инвестиционного процесса. Изменение количественных и качественных параметров, с одной стороны, усложняет реализацию инвестиционной политики, с другой — позволяет государству передать часть своих инвестиционных обязательств и интересов иным участникам.

В настоящее время инвестиционное проектирование выступает основным средством реализации инвестиционной политики региона.

Под «проектом» понимается комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели. Разработка инвестиционного проекта предполагает обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, а также описание практических действий по их осуществлению.

Инвестиционные проекты можно классифицировать следующим образом (табл. 7.1).

В соответствии с этой классификацией к инвестиционным проектам регионального масштаба относятся такие проекты, реализация которых влияет в первую очередь на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионе.

Цели инвестиционной политики региона. В осуществлении собственной инвестиционной политики каждый регион России может преследовать самые разнообразные цели. Главная проблема состоит в том, что локальные инвестиционные устремления не должны противоречить установкам как внутренней региональной

Инвестиционная политика — совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий вос­производства капитальных ресурсов в регионе.

Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроиз­водственных отраслей, их расширении и модернизации.

Характер инвестиционной политики определяется степенью государственного вмешательства в экономические процессы, сте­пенью увязки данной политики с иными государственными институтами, к которым относятся налоговая, финансово-кредит­ная, лицензионная и ценовая политика, политика доходов и за­нятости, привлечения иностранных инвестиций, правовое поле и общий административный уклад.

Классификация государственной инвестиционной политики.

По наличию и характеру правовой базы можно выделить фор­мализованную и неформализованную государственную инвестиционную политику.

Формализованная инвестиционная по­литика означает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса, такие, как на­логи, цены, доходы, тарифная система, сроки амортизации обо­рудования и методы учета основных фондов. Данной политике присуща высокая степень государственного участия в экономике.

Неформализованная инвестиционная политика характеризуется срав­нительно низкой долей государственных капиталовложений (до 30%), большим объемом частного капитала (до 80% от всех хозяй­ствующих субъектов и объемов промышленного производства), свободным перемещением капитала за рубеж и из-за рубежа и главное — несистематизированной правовой базой.

По форме управления можно выделить следующие типы инвестиционной политики: либеральная и централизованная.

Либеральному типу инвестиционной политики присущи преимуще­ственно экономические методы государственного регулирования инвестиционными процессами, развитая вертикальная система инвесторов (государство — финансовые институты — бизнесме­ны — мелкие инвесторы), а также разнообразные источники ин­вестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.), раз­витая финансовая инфраструктура. Роль государства состоит в установлении «правил игры» во взаимоотношениях «инвестор — государство», что позволяет экономической системе саморегулироваться и развиваться относительно свободно.

Основной чертой централизованной инве­стиционной политики является использование преимущественно жестких административных мето­дов управления. Источники инвестиций в этом случае формиру­ются посредством аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляет­ся долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса. Участие фондового рынка в инвестиционном процессе чисто номинальное.

Целями текущей инвестиционной политики для большинства регионов в настоящее время являются:

ü структурная перестройка региональной экономики;

ü достижение экономической самостоя­тельности и обеспечение экономической безопасности региона;

ü рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы;

ü выделение приоритетных инвести­ционных проектов, исходя из интересов регионального хозяй­ственного комплекса.

Инновационный характер инвестиций.

Одно из важнейших тре­бований современности — инновационный характер развития эко­номики регионов.

Инновации становятся важнейшим условием экономическо­го подъема страны. Обеспечение необходимого уровня инноваци­онной активности в экономике региона — ключевая экономичес­кая проблема успешности его развития.

В то же время инновационная активность в российской эко­номике пока еще достаточно низка, что вызвано слабой прорабо­танностью организационно-экономических моделей деятельнос­ти экономических агентов.

Механизм эффективной реализации инновационных проектов включает в себя:

ü разработку стратегии реализации проекта;

ü создание специальной бизнес-оболочки;

ü формирование инновационного климата на предприятии;

ü стратегию продвижения проекта и его активный маркетинг;

ü новые способы финансирования проекта;

ü контроль и мониторинг.

Принципами формирования обоснованной региональной инве­стиционной политики являются:

Инвестиционная политика — совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе.

Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации.

Характер инвестиционной политики определяется степенью государственного вмешательства в экономические процессы, степенью увязки данной политики с иными государственными институтами, к которым относятся налоговая, финансово-кредитная, лицензионная и ценовая политика, политика доходов и занятости, привлечения иностранных инвестиций, правовое поле и общий административный уклад. Амортизационная политика входит в общую инвестиционную политику. Амортизационная политика, в свою очередь, должна быть увязана с налоговой политикой.

В странах развитого рыночного типа при общем повышении уровня налогов на прибыль компаний, как правило, в фазе экономического кризиса поощряются методы ускоренной амортизации и вводятся льготы по инвестиционным кредитам. В этом случае ускоренная амортизация применяется только к новому оборудованию. По наличию и характеру правовой базы можно выделить формализованную и неформализованную государственную инвестиционную политику.

При этом формализованная инвестиционная политика означает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса, такие, как налоги, цены, доходы, тарифная система, сроки амортизации оборудования и методы учета основных фондов. Как правило, ей присуща высокая степень государственного участия в экономике.

Неформализованная инвестиционная политика характеризуется сравнительно низкой долей государственных капиталовложений (до 30%), большим объемом частного капитала (до 80% от всех хозяйствующих субъектов и объемов промышленного производства), свободным перемещением капитала за рубеж и из-за рубежа и главное — несистематизированной правовой базой.

По форме управления можно выделить следующие типы инвестиционной политики: либеральная и централизованная.

Либеральному типу инвестиционной политики присущи преимущественно экономические методы государственного регулирования инвестиционными процессами, развитая вертикальная система инвесторов (государство — финансовые институты — бизнесмены — мелкие инвесторы), а также разнообразные источники инвестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.), развитая финансовая инфраструктура.

Роль государства состоит в установлении «правил игры» во взаимоотношениях «инвестор — государство», что позволяет экономической системе саморегулироваться и развиваться относительно свободно.

Этому типу инвестиционной политики противостоит централизованная инвестиционная политика, основной чертой которой является использование преимущественно жестких административных методов управления. Источники инвестиций в этом случае формируются посредством аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса. Участие фондового рынка в инвестиционном процессе чисто номинальное.

В осуществлении собственной инвестиционной политики каждый регион России может преследовать самые разнообразные цели. Главная проблема состоит в том, что локальные инвестиционные устремления не должны противоречить установкам, как внутренней региональной экономической политики, так и глобальной цели экономического развития страны.

Целями текущей инвестиционной политики для большинства регионов в настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы (прежде всего, экспортоориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания); выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса. Разработка обоснованной инвестиционной политики региона на перспективу проистекает из глобальной целевой установки по развитию данного региона. Большинство регионов страны (особенно национальные образования) ставят своей стратегической целью создание структурно и технологически развитой экономики с устойчивым типом воспроизводства.

Сущность инвестиционной политикизаключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации.

Характер инвестиционной политики определяется степенью государственного вмешательства в экономические процессы, степенью увязки данной политики с иными государственными институтами, к которым относятся налоговая, финансово-кредитная, лицензионная и ценовая политика, политика доходов и занятости, привлечения иностранных инвестиций, правовое поле и общий административный уклад. Амортизационная политика входит в общую инвестиционную политику. Амортизационная политика, в свою очередь, должна быть увязана с налоговой политикой. В странах развитого рыночного типа при общем повышении уровня налогов на прибыль компаний, как правило, в фазе экономического кризиса поощряются методы ускоренной амортизации и вводятся льготы по инвестиционным кредитам. В этом случае ускоренная амортизация применяется только к новому оборудованию.

По наличию и характеру правовой базыможно выделить формализованную и неформализованную государственную инвестиционную политику. При этом формализованная инвестиционная политикаозначает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса, такие, как налоги, цены, доходы, тарифная система, сроки амортизации оборудования и методы учета основных фондов. Как правило, ей присуща высокая степень государственного участия в экономике.

Неформализованная инвестиционная политикахарактеризуется сравнительно низкой долей государственных капиталовложений (до 30%), большим объемом частного капитала (до 80% от всех хозяйствующих субъектов и объемов промышленного производства), свободным перемещением капитала за рубеж и из-за рубежа и главное — несистематизированной правовой базой.

По форме управленияможно выделить следующие типы инвестиционной политики: либеральная и централизованная. Либеральному типу инвестиционной политикиприсущи преимущественно экономические методы государственного регулирования инвестиционными процессами, развитая вертикальная система инвесторов (государство — финансовые институты — бизнесмены — мелкие инвесторы), а также разнообразные источники инвестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.), развитая финансовая инфраструктура. Роль государства состоит в установлении «правил игры», во взаимоотношениях «инвестор — Государство», что позволяет экономической системе саморегулироваться и развиваться относительно свободно. Этому типу инвестиционной политики противостоит централизованная инвестиционная политика,основной чертой которой является использование преимущественно жестких административных методов управления. Источники инвестиций в этом случае формируются посредством аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, аобщее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса. Участие фондового рынка в инвестиционном процессе чисто номинальное.

Исходя из этих критериев современную региональную инвестиционную политику, проводимую большинством регионов России, можно оценить как формализованную и централизованную. Роль государственного вмешательства значительна как по объемам контролируемых им инвестиций, так и по степени регулирования данного процесса. Средства государственного инвестиционного бюджета составили чуть больше 60%. Любое решение, касающееся привлечения крупных кредитов государственными или коммерческими предприятиями, так или иначе контролируется государственными ведомствами.

В настоящее время происходит постепенный переход от формализованного централизованного типа государственной инвестиционной политики к формализованному либеральному ее типу.

Инвестиционному процессув регионах Российской Федерации присущи следующие особенности.

Децентрализация инвестиционного процесса.Можно выделить по крайней мере два направления этого процесса: федеральный центр — регион; региональное правительство — региональные промышленные и финансовые институты. В первом случае происходит передача централизованных управляющих функций в пользу региональных властных структур при одновременном истощении федеральных источников инвестиций. В настоящее время ни в одном регионе России федеральное правительство не осуществляет комплексную инвестиционную политику, поэтому все инвестиционные потоки формируются на локальном уровне. Во втором случае экономическая политика региональных властных структур приводит к постепенному сокращению объемов государственных инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части собственных контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства. Доля прямых государственных инвестиций в валовых капитальных вложениях незначительна. Следовательно, современный инвестиционный процесс в регионе характеризуется сокращением доли государственных инвестиций при сохранении государственного контроля над подавляющим объемом капитальных вложений.

Цели инвестиционной политики региона.В осуществлении собственной инвестиционной политики каждый регион России может преследовать самые разнообразные цели. Главная проблема состоит в том, что локальные инвестиционные устремления не должны противоречить установкам как внутренней региональной экономической политики, так и глобальной цели экономического развития страны.

Целями текущей инвестиционной политики для большинства регионов в настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы (прежде всего, экспортно-ориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания); выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса.

Разработка обоснованной инвестиционной политики региона на перспективу проистекает из глобальной целевой установки по развитию данного региона. Большинство регионов страны (особенно национальные образования) ставят своей стратегической целью создание структурно и технологически развитой экономики с устойчивым типом воспроизводства. В соответствии с этим определяются принципы инвестиционной политики региона. Для большинства регионов России в настоящее время актуальна проблема разработки и реализации промышленной политики, которая была бы нацелена на более эффективное развитие реального сектора, выделение приоритетных направлений индустриального роста, активизацию вложения в них инвестиционных и финансовых ресурсов.

Промышленная политика региона должна включать три блока:

§ политики обновления и модернизации производительных сил;

§ финансово-кредитной политики совместного участия;

Основная задача первого блока — укрепление и развитие промышленности региона, своеобразное закрепление существующих позиций. Второй блок должен быть нацелен, прежде всего, на более эффективное использование традиционных источников производственных инвестиций, а также на привлечение новых финансовых ресурсов. Задача третьего блока — качественное обновление индустриальной базы на основе внедрения новых ресурсосберегающих и эффективных технологий в промышленность

Принципами формирования обоснованной региональной инвестиционной политики являются: эффективность, структурное равновесие, целенаправленность, общенациональная значимость.

1. Ориентир на эффективное инвестирование. Инвестиции, направляемые в экономику региона, должны приносить прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта,

периодом его реализации, привлекаемыми под него ресурсами.

2. Стремление к достижению структурного равновесия. В региональной экономике инвестиционные потоки имеют определенные ограничения структурного характера. Каждое структурное соотношение нуждается в установлении некоторых предельных уровней развития или текущего состояния. Предельные значения должны устанавливаться взвешенно, в зависимости от тактических условий реализации того или иного этапа программы и возможности вмешательства государства в решение этих проблем, поскольку возможно сознательное манипулирование подобными соотношениями.

3. Целенаправленность инвестирования. Необходимость этого принципа связана с ограниченностью инвестиционных ресурсов.

Инвестиции следует направлять на реализацию конечного числа проектов, имеющих конкретное обоснование и практическую пользу.

4. Общенациональная значимость.Проведение инвестиционной политики в регионах (особенно в национальных республиках) не предполагает осуществление той или иной национальной идеологии, оно аккумулирует материализацию корпоративных, групповых и частных интересов сторон, лишь опосредованно представляя собой реализацию интересов общества в целом. В этом ее уязвимость. Интересы различных групп пересекаются и зачастую тормозят развитие экономики. Поэтому основными условиями реализации инвестиционной политики должны стать концентрация и общая направленность финансовых и иных интересов основных субъектов инвестиционного процесса, их ответственность в принятии решений и реализации тех или иных программ. Формирование такого подхода должны взять на себя государственные органы региона.

Инвестиционная политика – это сложный комплекс действий, цель которых – развитие компании, извлечение прибыли. Базируется она на общих принципах.

Что представляет собой инвестиционная политика

Инвестиционная политика – это составляющая финансовой стратегии организации. Ее суть – воплощение наиболее эффективных инвестиций, что позволит компании развиваться наиболее активно. Инвестиционная политика должна соответствовать долгосрочным целям фирмы. Политика включает в себя эти составляющие:

  • Формирование долгосрочных целей компании.
  • Подбор наиболее прибыльных инвестиционных вариантов.
  • Формирование приоритетов в развитии.
  • Анализ альтернативных инвестиционных направлений.
  • Формирование прогнозов касательно таких направлений, как маркетинг, технологии и финансы.
  • Анализ итогов внедрения инвестиционной политики.

Грамотная инвестиционная политика обеспечивает эффективное использование ресурсов, объединение оптимальных ресурсов финансирования.

Формы инвестиционной политики

Инвестиционная политика подразделяется на категории в зависимости от целей ее использования. Выделяются виды инвестиционной политики, направленные на достижение следующих результатов:

  • Увеличение результативности производства.
  • Модернизацию оборудования и процессов.
  • Формирование новых производств.
  • Завоевание новых сегментов рынка.

Поставленные цели определяют используемые инвестиционные инструменты. При выборе формы инвестиционной политики нужно ориентироваться на эти факторы:

  • Финансово-экономическое состояние компании.
  • Особенности рыночной ситуации.
  • Техническое состояние производства.
  • Наличие объектов неоконченного строительства.
  • Возможность заключать договоры лизинга.
  • Объем привлечения займов.
  • Условия инвестирования.
  • Наличие государственных льгот.
  • Финансовую и бюджетную эффективность.
  • Наличие страховки от коммерческих рисков.

Инвестиционная политика всегда основывается на состоянии предприятия. Она должна быть адаптирована к конкретным условиям.

Принципы формирования инвестиционной политики

Инвестиционная политика базируется на следующих принципах:

  1. Наличие правовой защиты инвестиций.
  2. Независимость и автономность.
  3. Системность.
  4. Эффективность (основная цель внедрения инвестиционной политики – получение наибольшей прибыли).

К СВЕДЕНИЮ! Разработка инвестиционной политики предполагает множество этапов, включающих анализ, разработку инвестиционных направлений, оценка результатов.

Этапы формирования инвестиционной политики

Процесс разработки инвестиционной политики подразделяется на множество этапов. Все задачи должны решаться последовательно. Рассмотрим подробнее все этапы.

Анализ нынешней деятельности

Разработать новую инвестиционную политику невозможно без предварительного анализа прежней политики. Определяются все ее преимущества, недостатки, соответствие текущему состоянию компании. Анализ также подразделяется на этапы:

  1. Исследование общего объема деятельности.
  2. Анализ соотношения направлений вложения средств.
  3. Исследование уровня диверсификации инвестирования.
  4. Установление эффективности инвестирования в отчетном периоде.

Анализируются «слабые» стороны инвестиционной деятельности, ее проблемы. Оценивается соответствие инвестиционной политики целям компании.

Анализ внешней инвестиционной среды

В процессе исследования анализируются эти аспекты:

  1. Правовые условия среды, а также отдельных форм вложения средств.
  2. Анализ существующей конъюнктуры и факторы, которые ее обусловили.
  3. Прогноз относительно конъюнктуры в следующих периодах.

В рамках исследования используются такие инструменты, как стратегический и фундаментальный анализ.

Учет стратегической направленности

Инвестиционная политика представляет собой комплекс стратегических целей. Направление политики устанавливается на основании жизненного цикла предприятия.

Аргументирование разработанного вида инвестиционной политики

Деятельность по вложению средств устанавливается на основании соотношения предполагаемого дохода и ожидаемых рисков. Принимаются во внимание существующие принципы финансового управления. Выделяют следующие типы инвестиционной политики в зависимости от рисковой составляющей:

  • Консервативная. Предполагает минимум рисков.
  • Умеренная. Это компромиссный вариант. Отличается среднерыночными значениями риска, доходности и темпов роста.
  • Агрессивная. Отличается максимумом рисков, а также максимальной прибылью.

Чем больше рисков, тем больше прибыли. Однако при выборе инвестиционной политики нужно ориентироваться на текущее состояние фирмы: корпоративную стратегию, наличие проектов на реальном рынке.

Создание по базовым направлениям

Осуществляется оптимизация показателей реального и финансового вложения средств. Этот процесс проводится с учетом ряда факторов, к которым относятся:

  • Функциональное направление работы компании.
  • Фазы жизненного цикла.
  • Масштаб организации.
  • Особенности стратегических перемен операционной работы.
  • Предполагаемая ставка процента.
  • Предполагаемые размеры инфляции.

К примеру, для образований, ведущих производственную деятельность, актуальны реальные вложения.

Создание инвестиционной политики в отраслевом размере

Необходимо установить отраслевое направление работы. В рамках этой процедуры осуществляется прогнозирование инвестирования, учет корпоративной стратегии. Нужно выполнить анализ разумности отраслевой концентрации или диверсификации. Большинство успешных компаний используют именно стратегию концентрации. Одновременно с этим концентрация на одной отрасли предполагает повышенный риск банкротства.

Стратегия отраслевой концентрации актуальна только на 1-3 стадиях жизненного цикла. В данном случае рассматриваемое направление обуславливает повышенные темпы развития, извлечение прибыли. В дальнейшем актуальной становится диверсификация. Диверсификация предполагает создание определенных хозяйственных зон. В дальнейшем анализируется разумность той или иной формы диверсификации.

Создание инвестиционной политики компании в региональном разрезе

Создание политики по вложению средств в региональном разрезе определяется этими условиями:

  • Масштабом предприятия. Небольшие компании работают, как правило, в одном регионе. Большие предприятия пользуются влиянием во множестве регионов.
  • Длительностью функционирования компании. В начальные жизненные циклы разумно сосредоточение на одном регионе. В дальнейшем образуется потребность в диверсификации по регионам.

База формирования региональной направленности – это анализ инвестиционной привлекательности регионов.

Обеспечение взаимосвязи базовых направлений инвестиционной политики

Все направления должны быть согласованы. В обратном случае уменьшается результативность инвестиционной деятельности. Согласованности нужно достичь по таким направлениям, как объемы, период реализации.

Возможные ошибки при формировании

Главная ошибка при разработке политики – отсутствие четко определенных целей. В этом случае невозможно подобрать эффективную инвестиционную политику, так как она зависит именно от предполагаемых целей. Вторая частая ошибка – игнорирование контекста. Формирование инвестиционной политики базируется на ресурсах компании, а также на состоянии инвестиционного рынка. Вне контекста внешней среды невозможно проанализировать эффективность политики. Даже если политика эффективна с точки зрения внешних условий, нужно учитывать с ресурсами предприятия. Также нужно учитывать, насколько компания может и хочет рисковать. Учитывается и степень защиты от рисков. Правильный выбор инвестиционной политики обеспечит активное развитие фирмы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: