По мысли н макиавелли самый надежный способ обеспечения повиновения подданных государю есть

Обновлено: 18.04.2024

Эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени, получила название Возрождение (Ренессанс). Термин «Возрождение» означает возврат к ценностям античного мира, поворот к античной литературе, искусству, науке.

Зародилось оно в Италии в XIV веке, достигнув пика в XVI веке. Возрождение оказало значительное влияние на Европу. В этот период произошли кардинальные перемены в культурной, политической, религиозной сферах.

В процессе преодоления феодальной раздробленности формировались централизованные абсолютистские государства. Авторитет католической церкви постепенно ослабевал. Все происходящие процессы повлияли и на политикоправовую мысль Западной Европы.

Так, произошли отказ от схоластики и обращение к опыту и эмпирическим методам исследования. Усилились критическое отношение к религиозным доктринам и интерес к научному потенциалу античности. Основой научных знаний стал гуманизм, т. е. изучение человека, его психологии и морали. Произошло признание ценности человеческой личности, и появились первые ростки теории прав человека.

Одним из первых представителей эпохи Возрождения является Никколо Макиавелли.

Никколо Макиавелли (Макьявелли) (1469­ – 1527) – итальянский мыслитель, писатель, политический деятель. Вплоть до 1512 года занимал должности секретаря во второй канцелярии, коллегии Десяти Флорентийской республики.


Свои взгляды на политику, государство он изложил в таких сочинениях, как «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» (1513-1517), «Государь» (1513, издан в 1532), «История Флоренции» (1520-1525) и др.

В первую очередь следует отметить, что как яркий представитель новой эпохи Н. Макиавелли освободил свое учение от теологии. Свои политические взгляды он сформировал на основе изучения исторического опыта и современного ему опыта в области государствоведения. Макиавелли считают основоположником науки политологии. Ему приписывают введение в научный оборот термина «stato» (государство).

Государство, по мнению Н. Макиавелли, появляется в связи с потребностью людей в общем благе. Люди объединились для того, чтобы лучше защищаться. Поэтому целью государства является безопасность личности и незыблемость собственности. Государство отличает от других форм объединений наличие аппарата принуждения и законов.

Так, основой власти в государстве «служат хорошие законы и хорошее войско». Однако у Н. Макиавелли первое зависит от второго, т. к. «хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы».

Мыслитель сделал важный вывод о том, что армия должна состоять только из итальянцев, а не из наемников, что является одним из условий создания общенационального государства. В условиях раздробленной Италии это было крайне важно.

Все государства Н. Макиавелли делил на республики и монархии. Приоритетной формой правления считал смешанную республику, состоящую из элементов монархии, аристократии и демократии. В качестве важного средства управления подданными рассматривал религию. Религия на службе у государства, а не наоборот. Критиковал католическую церковь за то, что та держала страну раздробленной.

В «Государе» Н. Макиавелли дает советы, как нужно поступать правителю, чтобы удержать власть. Например, государь должен вести себя с подданными так, чтобы никакое событие – ни дурное, ни хорошее – не заставляло его изменить своего обращения с ними, т. к. «случись тяжелое время, зло делать поздно, а добро бесполезно, ибо его сочтут вынужденным и не воздадут за него благодарностью».

Больше всего правитель должен опасаться презрения и ненависти подданных. Так как главной причиной гибели императоров были либо ненависть к ним, либо презрение. Поэтому лучше быть скупым, чем щедрым, ибо «больше мудрости в том, чтобы, слывя скупым, стяжать худую славу без ненависти, чем в том, чтобы, желая прослыть щедрым и оттого поневоле разоряя других, стяжать худую славу и ненависть разом».

На вопрос о том, что лучше, чтобы государя любили или боялись, Н. Макиавелли отвечает, что мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого, т. е. страх, ибо «любят государей по собственному усмотрению, а боятся – по усмотрению государей».

Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости, поскольку, «учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица».

Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Кроме того, Н. Макиавелли учит, что государь должен быть сильным, как лев, но хитрым, как лис.

Государю надо уметь выбирать себе советников, т. к. об уме правителя судят по тому, каких людей он к себе приближает. Если они преданные и способные, значит и правитель мудрый, поскольку умел распознать их способности и удержать их преданность.

Как итог, Н. Макиавелли отмечает, что самое главное для государя – своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся.

Эти и другие советы Николо Макиавелли о том, что нужно делать, чтобы завоевать власть и ее удержать, вошли в историю политической мысли под термином «макиавеллизм». А его произведения на долгие века стали практическим пособием для многих правителей. Таким образом, главная идея его творчества – создание единого светского национального итальянского государства – отодвинута была на второй план.

Никколо Макиавелли родился во Флоренции в 1469 г., принадлежал к древнему, но не богатому роду. По своим политическим симпатиям принадлежал к республиканцам. Хорошее (в основном, домашнее) образование воспитало в нем любовь к классической греко-римской литературы. В течение всей жизни его спутниками были книги Цицерона, Плутарха, Тита Ливия. Университетское образование оказалось ему не по средствам, что, как полагают, сыграло свою положительную роль: освободило его от влияния схоластической науки и позволило сохранить независимость суждений.

Макиавелли был талантливым человеком во многих отношениях – философом, историком, военным теоретиком, дипломатом и великим политическим мыслителем. Жизнь его волею судьбы была расколота на два периода – активной политической деятельности и писательского творчества.

В 1498 г. он был избран на пост секретаря Совета Десяти и занимал это место в течение 14-лет, вплоть до восстановления тирании Медичи в 1512 г. Пост секретаря был довольно скромный пост не государственного деятеля, а чиновника. Секретарь не принимал решений, а давал советы. Но этот пост был очень удобен для наблюдения, обеспечивал широкую осведомленность о состоянии дел. Тем более что Макиавелли покровительствовал и доверял пожизненный гонфалоньер республики (глава исполнительной власти) Пьерро Содерини. Предметом занятий Макиавелли были внешние сношения, оборона. В качестве дипломата он 4 раза был во Франции и 2 раза в Германии, был при дворе Итальянских монархов.

После падения республики политик пережил лишение всех прав, тюремное заключение, долгое изгнание. Время ссылки было посвящено размышлениям о судьбах государства и писательскому труду, однако он мечтал вернуться к политической жизни.

В пору военной угрозы он предложил проект обороны стен Флоренции, который был принят. Но когда в 1527 г. восстановилась Флорентийская республика, и Макиавелли выдвинул свою кандидатуру на пост канцлера, его не поддержали. Спустя месяц Макиавелли умер.

Характеризуя свои занятия, он называл себя историком, комиком, трагиком. Политическими идеалами пронизаны все сочинения великого Итальянца, включая поэму: «О золотом осле» (1518 г.) и комедию «Мандрогора» (1518 г.). Но квинтэссенция их содержится в трудах «О военном искусстве» (1519 – 1520 гг.), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1516 – 1517 гг.), «История Флоренции». Однако обессмертило имя Макиавелли небольшая книжка «Государь» (1513 г.). В 1546 г. среди «отцов» Тридентского собора был распространен мемориал, в котором было сказано, что «Государь» написан рукою сатаны. В 1559 г. все сочинения Макиавелли были включены в первый «Индекс запрещенных книг».

Макиавелли, прежде всего, – политик. В своих работах он пользуется методологией рационального политического анализа, решительно освобождается от догм католической схоластики. Политика для него – совершенно самостоятельная область знания, и он исследует его, исходя из реальности, из исторических фактов. В основе теории лежит особое видение природы человека.

В истории концепций государства и права немного найдется таких, которые вызывали бы столь яростные споры их приверженцев и противников, доброжелателей и радикальных критиков, как политические идеи знаменитого итальянского мыслителя Никколо Макиавелли. Творческое наследие Макиавелли по своему духовному содержанию весьма противоречиво. Объяснение этому кроется в характере самой личности писателя, во влиянии на него драматически сложной эпохи, современником и вдумчивым аналитиком которой он был. Исследователи отмечают его пламенную любовь к отечеству, тяжко страдавшему от внутренних междуусобиц, вмешательства церкви в светские дела, вторжений иноземных держав. Также не без оснований подчеркивают его симпатии республиканскому строю, отдельным демократическим институтам.

Особенности Макиавелли как практического деятеля и политического писателя запечатлелись главным образом в «Рассуждениях…», «Истории Флоренции» и в некоторых других его произведениях. Однако наибольший след в развитии мировой политической мысли оставил «Государь».

«Государь» при первом ознакомлении с ним предстает трактатом (скромным по объему) о роли, месте и значении правителя, главы государства в Италии и Европе XVI в. Более внимательное его изучение показывает: в человеческих качествах и поведении государя Макиавелли раскрывает черты, закономерности политической деятельности самого государства, персонифицированного в правителе. В этой установке на выявление природы государства, а не в составлении портрета нужного стране правителя и даче ему советов, приспособленных к злобе дня, заключается глубокий концептуальный смысл «Государя».

Мировоззренческая позиция Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики и государства – позиция религиозного равнодушия. Он практически исключает религиозную точку зрения из арсенала своих объяснительных средств. Главный авторитет для него – опыт истории. Трактовка политики отделяется от теологии, религиозная аргументация устраняется из государствоведения. Макиавелли формулирует новый, по существу не известный ни античным писателям, ни мыслителям средневековья, закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно, под воздействием «действительного хода вещей, а не воображаемого».

Постулат самостоятельной трактовки политики, принятый Макиавелли, побудил его отъединить государствоведение от теологии и этики. С его точки зрения, неуместно осмы

сливать и решать политические проблемы, руководствуясь моральными критериями и суждениями, так как власть, политика, технология политического господства (им, в первую очередь, посвящен «Государь») – изначально явления внеморального плана.

Автор «Государя» мало озабочен решением этических вопросов. Главное для него выяснить: «какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними». Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фундамента власти. Власть государя «должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всех государствах служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и, наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы.

Есть ряд политических приемов, с помощью которых государь в состоянии достичь высшей своей цели. Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра». Чтобы удержаться у власти, благоразумный государь не станет пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспечивают ему благополучие и безопасность. Не грех государю «ради сохранения государства» пойти против своего же слова. Поскольку о действиях всех людей заключают по результатам, «пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу». Надо заимствовать из истории все наилучшее и наиболее достойное для сохранения государства. Государственная власть должна быть твердой и решительной. Для Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой – доминирующий интерес государственности.

Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в «Государе» преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц; другими словами то, что современным языком можно было бы назвать центральной администрацией. Этому аппарату, а вернее государю, распоряжающемуся им, принадлежит публичная власть – право командовать государством, страной по своему усмотрению. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только у себя.

Симпатии свои Макиавелли отдает тем единолично управляемым государствам, «где государь правит в окружении слуг, которые поставлены на высшие должности, помогают ему управлять государством». Управляя с помощью слуг, государь «обладает большей властью, так как подданные по всей стране знают лишь одного властелина; если же повинуются его слугам, то лишь как чиновникам и должностным лицам, не питая к ним никакой привязанности».


Государь просто поручает своим чиновникам и должностным лицам практическое выполнение его (и только его) воли.

Макиавелли отрицательно относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьей-либо волей, испытывал давление постороннего интереса. Суть власти, самодержавия государя в том и заключается, что все в государстве определяется лишь его собственным усмотрением. Отсюда возражения итальянского мыслителя против наличия властных полномочий не только у чиновников и должностных лиц, получивших свои посты из рук государя, но также у баронов и магистратов.

Совершенно чуждо Макиавелли и представление о народе как о носителе, источнике верховной власти. Ни слова нет о правах народа на управление государством. В политической сфере народу надлежит быть пассивной массой, превращаемой всевозможными манипуляциями со стороны государей в удобный и послушный объект государственной власти.

В «Государе» мало говорится о деятельности правителя, обращенной непосредственно к потребностям и интересам самих управляемых (народа, знати, войска и пр.). По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. При этом правителю следует пребывать в убеждении, что

знать – честолюбива, а народ – необузданная масса. Ему следует хорошо помнить, что в мире нет ничего, кроме черни, которая прельщается внешними эффектами и успехом. Умелый государь занимается наведением порядка в стране (городе), исключающим совершение преступлений должностными и частными лицами. Он ограждает подданных от грабежа чиновников, предоставляет обиженным возможность взывать к его (государя) суду. Плох тот правитель, который не столько опекает своих подданных, сколько обирает их, который не ищет путей их умиротворения. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной (т.е. своей) власти.

Набор благодеяний, идущих от государства к подданным, узок. Военные и полицейско-охранительные меры (обеспечение внешней безопасности, устранение внутреннего беспорядка), покровительство ремеслам, земледелию и торговле – вот почти и все. В этом наборе нет, например, места такому благодеянию, как предоставление подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. В этом вопросе «Государь» занимает позицию умолчания. Она не случайна.

Там, где жизнь людей направляется приказом, где ими командуют, с правами и свободами подвластных одни только хлопоты. Кроме того, сам Макиавелли склонен считать, что подданные не очень уж заинтересованы в обладании такими правами и свободами. Людей волнует не их отсутствие, а прежде всего возможность сохранять в неприкосновенности свою собственность. Они в состоянии, думает Макиавелли, смириться с утратой свободы, престижа, власти, но никогда и никому не простят потерю имущества.

Опекая подданных, воздерживаясь (при отсутствии экстраординарных обстоятельств) от «притеснения» народа, государю одновременно нужно совершать все свои действия, адресуемые подданным и рассчитанные на их восприятие, именно как благодеяния. Обычно люди не надеются получить от государства что-либо полезное, хорошее для себя. Поэтому, когда они видят «добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям». В отличие от обид, которые надо наносить разом, благодеяние разумно оказывать малыми порциями, чтобы оно длилось дольше и чтобы подданные ощутили его как можно полней.

Макиавелли прекрасно сознает, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Он буквально заклинает правителя ни в коем случае не навлекать на себя их антипатии: «презрение и ненависть подданных – это то самое, чего государь должен более всего опасаться». Завоевывать расположение народа – вот его задача. Ему надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в нем. Если люди отчуждаются от государя, то в таком случае оказывается обреченным и народ – он ввергается в пучину анархии, беспорядка.

Каким образом добиться от подданных того, чтобы они действовали соответственно воле государя и чтобы его власть в стране (городе) осуществлялась нормально? По Макиавелли, такая власть осуществляется нормально, если подданные полностью повинуются государю. Существует два способа достижения повиновения: первый – любовь к государю; второй – страх перед ним. Что эффективней и надежней? С точки зрения Макиавелли, лучше всего, разумеется, «когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать «страх» и поддерживать его «угрозой наказания, которой невозможно пренебречь».

Делая выбор в пользу страха как такого состояния, которое вернее всего гарантирует государству (государю) покорность его подданных, Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии – аксиомой об асоциальной, антиобщественной природе порочности людей – существ эгоистичных и злобных. О людях в целом, убежден автор «Государя», «можно сказать, что они неблагодарны и

непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива». Спустя столетие макиавеллевскую идею асоциальной сущности человека воспримет и разовьет Томас Гоббс.

Правитель, чтобы заставить своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми суровыми, нещадными карами. Жестокость допустима не только в военное, но и в мирное время. Например, людей, причисляемых к врагам государственной власти, опасных для нее, государь может просто уничтожать. Опасаться ответственности ему нечего. Государи находятся вне юрисдикции суда: с государей «в суде не спросишь». Их решения, касающиеся частных дел подданных, должны быть бесповоротными. Вообще подданным нужно постоянно давать чувствовать абсолютную непререкаемость государственной власти. Эту непререкаемость может сообщить государственной власти только верховная воля, единая и ни от кого не зависящая, господствующая над всеми безгранично. Лишь такая воля способна обеспечивать само существование государства, его могущество и порядок в стране.

В словаре Макиавелли нет понятия «государственный суверенитет». Однако его представления о свойствах, которыми должна обладать государственная власть, показывают, что фактически он совсем близко подошел к формулированию данного понятия – одного из важнейших для науки о государстве, для характеристики природы государства.

В «Государе» доминирует, как нам уже известно, отнюдь не превознесение высокого достоинства человеческой личности. Нет в нем апологии свободной воли, направленной к добру и общему благу; нет рассуждений о призвании индивида к гражданско-нравственной деятельности на поприще политики. В фокусе макиавеллиевского сочинения – идеальный правитель и технология его властвования. Прообразом же подобного правителя выступает Цезарь Борджиа – государственный муж, в котором автор хотел видеть объединителя Италии.

Отмеченный разлад Макиавелли с гуманизмом проистекает не из личных симпатий и антипатий флорентийца. Глубинные истоки разлада лежат в трагическом несовпадении (а зачастую в открытом конфликте) двух качественно отличных друг от друга измерений, двух разных способов социального бытия: этического и политического. У каждого из них свои собственные критерии: «добро» – «зло» у первого, «польза» – «вред» («выигрыш» – «проигрыш») у второго. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и выразил это объективно существующее соотношение политики и морали.

Заслуги Макиавелли в развитии политической теории велики:

· он отбросил схоластику, заменил ее рационализмом и реализмом;

· заложил основы политической науки;

· выступил против феодальной раздробленности, за единую Италию;

· продемонстрировал связь политики и форм государства с «социальной» борьбой, ввел понятия «государства»;

· сформулировал противоречивый, чреватый злоупотреблениями и бедствиями, но вечный принцип «цель оправдывает средства».

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

В истории концепций государства и права немного найдется таких, которые вызывали бы столь яростные споры их приверженцев и противников, доброжелателей и радикальных критиков, как политические идеи знаменитого итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469– 1527). Большой знаток античной литературы, дипломат и политик, он вошел в историю политико-юридической мысли как автор ряда замечательных трудов: "Государь" (1513), "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1519), "История Флоренции" (первое издание – 1532) и др.

"Государь" при первом ознакомлении с ним предстает трактатом о роли, месте и значении правителя, главы государства в Италии и Европе XVI в. Более внимательное его изучение показывает: в человеческих качествах и поведении государя Макиавелли на свой лад раскрывает черты, закономерности политической деятельности персонифицированного в нем (т.е. в правителе) самого государства. В этой установке на выявление природы государства, а не в составлении портрета нужного стране правителя и даче ему советов, приспособленных к злобе дня, заключается глубокий концептуальный смысл "Государя".

Мировоззренческая позиция Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства – позиция религиозного индифферентизма. Он практически исключает религиозную точку зрения из арсенала своих объяснительных средств. Главный авторитет для него – опыт истории. Трактовка политики отделяется, таким образом, от теологии, религиозная аргументация устраняется из государствоведения. Макиавелли постулирует новый, по существу не известный ни античным писателям, ни мыслителям средневековья, закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно, под воздействием "действительного хода вещей, а не воображаемого".

Постулат самостоятельной трактовки политики, принятый Макиавелли, побудил его отъединить государствоведение не только от теологии. Это же он делает по отношению к этике. С его точки зрения, неуместно, нереалистично осмысливать и решать политические проблемы, находясь в кругу моральных критериев и суждений, ибо власть, политика, технология политического господства – изначально явления внеморального плана.

Автор "Государя" мало озабочен решением этических вопросов. Главное для него выяснить: "какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними". Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фундамента власти. У Макиавелли опора законов (так же, как опора государственной власти) – армия, вооруженная сила. О праве, справедливости и т. п. речи нет.

Есть ряд политических приемов, с помощью которых государь в состоянии достичь высшей своей цели. Государь, "если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра". Чтобы удержаться у власти, благоразумный государь не станет пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспечивают ему благополучие и безопасность. Не грех государю "ради сохранения государства" пойти против своего же слова. Поскольку о действиях всех людей заключают по результатам, "пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу"; надо заимствовать из истории все наилучшее и наиболее достойное для сохранения государства. Государственная власть должна быть твердой и решительной; содействовать этому призвано – помимо всех прочих мер – ее прославление и возвеличивание. Для Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой – доминирующий интерес государственности.

Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в "Государе" преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц. Этому аппарату, а вернее, конечно, государю, распоряжающемуся им, принадлежит публичная власть – право командовать государством, страной по своему усмотрению. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только у себя.

По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. При этом правителю следует пребывать в убеждении, что знать – честолюбива, а народ – необузданная масса. Ему следует хорошо помнить, что в мире нет ничего, кроме черни, которая прельщается внешними эффектами и успехом. Умелый государь занимается наведением порядка в стране (городе), исключающим совершение преступлений должностными и частными лицами. Он ограждает подданных от грабежа чиновников, предоставляет обиженным возможность взывать к его (государя) суду. Плох тот правитель, который не столько опекает своих подданных, сколько обирает их, который не ищет путей их умиротворения. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной (т. е. своей) власти.

Набор благодеяний, идущих от государства к подданным, узок. Военные и полицейско-охранительные меры (обеспечение внешней безопасности, устранение внутреннего беспорядка), покровительство ремеслам, земледелию и торговле – вот почти и все. В этом наборе нет, например, места такому благодеянию, как предоставление подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических.

Опекая подданных, воздерживаясь (при отсутствии экстраординарных обстоятельств) от "притеснения" народа, государю одновременно нужно совершать все свои действия, адресуемые подданным и рассчитанные на их восприятие, именно как благодеяния. Обычно люди не надеются получить от государства что-либо полезное, хорошее для себя. Поэтому, когда они видят "добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям".

Макиавелли прекрасно сознает, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Он буквально заклинает правителя ни в коем случае не навлекать на себя их антипатии: "презрение и ненависть подданных – это то самое, чего государь должен более всего опасаться". Завоевывать расположение народа – вот его задача.

Каким образом добиться от подданных того, чтобы они действовали соответственно воле государя и чтобы его власть в стране (городе) осуществлялась нормально? По Макиавелли, такая власть осуществляется нормально, если подданные полностью повинуются государю. Есть два способа достижения повиновения. Первый – любовь к государю. Второй – страх перед ним. С точки зрения Макиавелли, лучше всего, разумеется, "когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать "страх" и поддерживать его "угрозой наказания, которой невозможно пренебречь".

В "Государе" от угрозы наказания, поддерживающей в людях страх перед государством, до самого наказания, расправы расстояние почти незаметное. Правитель, чтобы заставить своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми суровыми, нещадными карами. Жестокость допустима не только в военное, но и в мирное время. Например, людей, причисляемых к врагам государственной власти, опасных для нее, государь волен просто уничтожать. Опасаться ответственности ему нечего. Государи находятся вне юрисдикции суда: с государей "в суде не спросишь". Их решения, касающиеся частных дел подданных, должна быть бесповоротными. Вообще подданным нужно постоянно давать чувствовать абсолютную непререкаемость государственной власти.

Эту непререкаемость может сообщить государственной власти только верховная воля, единая и ни от кого не зависящая, господствующая над всем безгранично и безусловно. Лишь такая воля способна обеспечивать само существование государства, его могущество и порядок в стране.

Первым среди тех мыслителей, которые стали смотреть на государство человеческими глазами и выводить его зако­ны и политику не из теологии, а из разу­ма и опыта, считается флорентиец Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Именно он ввел в научный оборот термин «госу­дарство» для определения политически организованного обще­ства и перестал отождествлять государство с обществом. Неко­торые исследователи считают, что он же впервые употребил слово «республика» в его современном понимании, как госу­дарственную форму, противоположную монархии.

Главное в исследовании Макиавелли – государственная власть, анализ её завоевания, отправления, сохранения, приум­ножения и утраты. При этом он в противоположность средне­вековой схоластике исследовал не абстрактные идеи, не субъек­тивные логические конструкции, а живую социально-полити­ческую реальность. Макиавелли широко прибегал к сравнитель­ному методу, сопоставляя формы государственности, особен­ности управления, способы ведения войны в разных странах. Это позволило ему прийти к обобщающим выводам относи­тельно принципов государственного строительства, политичес­кого искусства властителей, условий достижения политических целей. Основной его вывод гласит: для сохранения и упроче­ния власти в государстве должны быть использованы все сред­ства.

Какими способами государи могут управлять государства­ми и удерживать власть над ними, Макиавелли подробно описал в знаменитом труде «Государь». Основой власти во всех государствах, полагал он, служат «хорошие законы и хоро­шее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хоро­шего войска, и, наоборот, где есть хорошее войско, там хоро­ши и законы». Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать армия, вооруженные силы. Но зако­нодательство и право, по Макиавелли, также должны быть предметом внимания правителя. «Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной».

Непременным условием эффективного осуществления вла­сти Макиавелли считал согласие с ней подданных. «Презрение и ненависть подданных, – пишет он, – это то самое, чего госу­дарь должен более всего опасаться». Добиться согласия и бе­зусловного повиновения подданных государю можно, как счи­тал Макиавелли, двумя способами. Первый – любовь к госуда­рю. Второй – страх перед ним. Что эффективнее и надежнее? С точки зрения Макиавелли лучше всего, разумеется, «когда бо­ятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому, если уж приходится выбирать, то надеж­нее выбирать «страх» и поддерживать его «угрозой наказания», которой невозможно пренебречь».

Чтобы добиться блага государства, советовал Макиавел­ли, правитель обязан использовать не только закон, силу, уме­ние, но и хитрость, обман, лицемерие, тактику лисицы и одно­временно льва. А чтобы сохранить престиж власти, следует любые действия прикрывать нравственными и религиозными добродетелями. Как видим, и догматы христианства, считал он, также следует оценивать, исходя из их земной полезности. Го­сударство должно использовать религию для руководства под­данными.

Вероломство и жестокость в управлении Макиавелли обо­сновывал асоциальной сущностью человека, исконной его по­рочностью как существа эгоистичного и злобного. О людях в целом, писал автор «Государя», «можно сказать, что они не­благодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива». При этом Ма­киавелли советовал все жестокости учинять разом: «ибо за ма­лое зло человек может отомстить, а за большое – не может», а благодеяния же оказывать мало-помалу, «чтобы их распробо­вали как можно лучше».

В конечном счете, исходя из того, что политику определяет не Бог и мораль, а сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология, Макиавелли сформулировал прин­цип политического реализма,который предполагает учет в по­литике подлинных условий действительности, подчинение по­литических действий практическим интересам и оставление без внимания того, что должно быть согласно априорным схемам или предписаниям религиозной морали. В политике, подчер­кивал он, действуют особые правила, не тождественные, а под­час противоположные требованиям морали. Действия, конкрет­ные поступки властителя, по мнению Макиавелли, должны оце­ниваться не в соответствии с моралью, а в соответствии с их конечным результатом. «Пусть обвиняют его поступки, – счи­тает он, – лишь бы оправдывали результаты».

Макиавелли и макиавеллизм как синоним постулата «цель оправдывает средства» по-разному оценивались в после­дующей истории. Чаще всего Макиавелли упрекали в том, что он освободил политику от морали, проповедовал и оправды­вал обман и коварство. В известной мере это так. Но не следует забывать, что его рекомендации не носят абсолютного харак­тера, а лишь выступают злом против большего зла во имя бла­га государства. Его установки были обусловлены историчес­кой ситуацией, реакцией на обстановку, сложившуюся тогда в Италии.

В этом контексте вряд ли есть основание упрекать Макиа­велли в цинизме и коварстве, в том, что гуманистический дух едва обозначился в «Государе». Он не превозносил высокое достоинство человеческой личности и не испытывал радости от предлагаемых им методов управления людьми и государ­ством, но он не мог в тех условиях предложить ничего другого для благой цели объединения своей страны, обеспечения её не­зависимости. Жизнь делала иные методы нереальными, не эф­фективными.

Во всяком случае и много позже все централизованные го­сударства (Англия, Франция, Россия) создавались именно в со­ответствии с его рекомендациями и методами, а его «Государь» до сих пор является настольной книгой многих политиков и правителей.

То же можно сказать о его идее политического республика­низма, которую он предлагал для будущих времен. Современ­ная Макиавелли итальянская действительность требовала установления единовластия, что он и доказывал в «Государе». Но его тезис о том, что демократическая республика – идеал государства, оказал глубокое влияние на развитие европейской и американской политической мысли и впоследствии был реа­лизован во многих странах.

В истории концепций государства и права немного найдется таких, которые вызывали бы столь яростные споры их приверженцев и противников, доброжелателей и радикальных критиков, как политические идеи знаменитого итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469– 1527). Большой знаток античной литературы, дипломат и политик (в частности, 14 лет работы на посту секретаря Флорентийской республики), он вошел в историю политико-юридической мысли как автор ряда замечательных трудов: "Государь" (1513), "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1519), "История Флоренции" (первое издание – 1532) и др.

Исследователи согласны в том, что творческое наследие Макиавелли по своему духовному содержанию весьма противоречиво. Объяснение этому ищут в характере самой личности писателя, во влиянии на него драматически сложной эпохи, современником и вдумчивым аналитиком которой он был. Отмечают его пламенную любовь к отечеству, тяжко страдавшему от внутренних междоусобиц, неистовства мелких тиранов, вмешательства церкви в светские дела, вторжений иноземных держав. Также не без оснований подчеркивают его симпатии республиканскому строю, отдельным демократическим институтам.

По иронии судьбы вышло так, что отмеченные сейчас (и иные подобные им) особенности Макиавелли как практического деятеля и политического писателя запечатлелись главным образом в "Рассуждениях. ", "Истории Флоренции" и в некоторых других его произведениях. Однако наибольший след в развитии мировой политической мысли оставили, конечно, не они, а макиавеллиевский "Государь". Но в нем-то как раз республикански-демократические мотивы, гражданско-гуманистические ноты звучат максимально приглушенно (если звучат вообще). Тут нет ничего удивительного. Макиавелли писал его вовсе не для прославления демократических и республиканских ценностей, не ради апологии права и гуманизма.

".Государь" при первом ознакомлении с ним предстает трактатом (скромным по объему) о роли, месте и значении правителя, главы государства в Италии и Европе XVI в. Более внимательное его изучение показывает: в человеческих качествах и поведении государя Макиавелли на свой лад раскрывает черты, закономерности политической деятельности персонифицированного в нем (т. е. в правителе) самого государства. В этой установке на выявление природы государства, а не в составлении портрета нужного стране правителя и даче ему советов, приспособленных к злобе дня, заключается глубокий концептуальный смысл "Государя". Дальше разговор будет идти в основном о нем.

Мировоззренческая позиция Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства – позиция религиозного индифферентизма. Он практически исключает религиозную точку зрения из арсенала своих объяснительных средств. Главный авторитет для него – опыт истории. Трактовка политики отделяется таким образом от теологии, религиозная аргументация устраняется из государствоведения. Макиавелли постулирует новый, по существу не известный ни античным писателям, ни мыслителям средневековья, закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно, под воздействием "действительного хода вещей, а не воображаемого".

Постулат самостоятельной трактовки политики, принятый Макиавелли, побудил его отъединить государство-ведение не только от теологии. Это же он делает по отношению к этике. С его точки зрения, неуместно, нереалистично осмысливать и решать политические проблемы, находясь в кругу моральных критериев и суждений, ибо власть, политика, технология политического господства (им в первую очередь посвящен "Государь") – изначально явления внеморального плана.

Автор "Государя" мало озабочен решением этических вопросов. Главное для него выяснить: "какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними". Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фундамента власти. Власть государя "должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всех государствах. служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и, наоборот, где есть хорошее войско, так хороши и законы". Логично, что у Макиавелли опора законов (так же, как опора государственной власти) – армия, вооруженная сила. О праве, справедливости и т. п. речи нет.

Есть ряд политических приемов, с помощью которых государь в состоянии достичь высшей своей цели. Государь, "если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра". Чтобы удержаться у власти, благоразумный государь не станет пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспечивают ему благополучие и безопасность. Не грех государю "ради сохранения государства" пойти против своего же слова. Поскольку о действиях всех людей заключают по результатам, "пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу"; надо заимствовать из истории все наилучшее и наиболее достойное для сохранения государства. Государственная власть должна быть твердой и решительной; содействовать этому призвано – помимо всех прочих мер – ее прославление и возвеличивание. Для Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой – доминирующий интерес государственности.

Государство (введение самого термина stato, т. е. "государство" в политическую науку Нового времени связывают с Макиавелли) выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в "Государе" преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц, другими словами, то, что современным языком можно было бы назвать центральной администрацией. Этому аппарату, а вернее, конечно, государю, распоряжающемуся им, принадлежит публичная власть – право командовать государством, страной по своему усмотрению. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только у себя.

Симпатии свои Макиавелли отдает тем единолично управляемым государствам, "где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности, помогают ему управлять государством". Управляя с помощью слуг, государь "обладает большей властью, так как подданные по всей стране знают лишь одного властелина; если же повинуются его слугам, то лишь как чиновникам и должностным лицам, не питая к ним никакой привязанности". Государь просто поручает своим чиновникам и должностным лицам практическое выполнение его (и только его) воли.

В "Государе" мало говорится о деятельности правителя, обращенной непосредственно к потребностям и интересам самих управляемых (народа, знати, войска и проч.). По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. При этом правителю следует пребывать в убеждении, что знать – честолюбива, а народ – необузданная масса. Ему следует хорошо помнить, что в мире нет ничего, кроме черни, которая прельщается внешними эффектами и успехом. Умелый государь занимается наведением порядка в стране (городе), исключающим совершение преступлений должностными и частными лицами. Он ограждает подданных от грабежа чиновников, предоставляет обиженным возможность взывать к его (государя) суду. Плох тот правитель, который не столько опекает своих подданных, сколько обирает их, который не ищет путей их умиротворения. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной (т. е. своей) власти.

Набор благодеяний, идущих от государства к подданным, узок. Военные и полицейско-охранительные меры (обеспечение внешней безопасности, устранение внутреннего беспорядка), покровительство ремеслам, земледелию и торговле – вот почти и все. В этом наборе нет, например, места такому благодеянию, как предоставление подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. "Государь" на сей счет занимает, в общем, позицию умолчания. Она не случайна.

Там, где жизнь людей направляется приказом, где ими командуют, с правами и свободами подвластных одни только хлопоты. Кроме того, сам Макиавелли склонен считать, что подданные не очень уж заинтересованы в обладании такими правами и свободами. Людей волнует не их отсутствие, а прежде всего возможность сохранять в неприкосновенности свою собственность. Они в состоянии, думает Макиавелли, смириться с утратой свободы, престижа, власти (влияния), но никогда и никому не простят потерю имущества.

Опекая подданных, воздерживаясь (при отсутствии экстраординарных обстоятельств) от "притеснения" народа, государю одновременно нужно совершать все свои действия, адресуемые подданным и рассчитанные на их восприятие, именно как благодеяния. Обычно люди не надеются получить от государства что-либо полезное, хорошее для себя. Поэтому, когда они видят "добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям". В отличие от обид, которые, по Макиавелли, надо наносить разом, благодеяние разумно оказывать малыми порциями, чтобы оно длилось дольше и чтобы подданные ощутили его как можно полней, лучше.

Макиавелли прекрасно сознает, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Он буквально заклинает правителя ни в коем случае не навлекать на себя их антипатии: "презрение и ненависть подданных – это то самое, чего государь должен более всего опасаться". Завоевывать расположение народа – вот его задача. Ему надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в нем, если люди отчуждаются от него, то в таком случае оказывается обреченным и народ – он ввергается в пучину анархии, беспорядка.

Каким образом добиться от подданных того, чтобы они действовали соответственно воле государя и чтобы его власть в стране (городе) осуществлялась нормально? По Макиавелли, такая власть осуществляется нормально, если подданные полностью повинуются государю. Оно (повиновение) возможно. Есть два способа достижения повиновения. Первый – любовь к государю. Второй – страх перед ним. Что эффективней и надежней? С точки зрения Макиавелли, лучше всего, разумеется, "когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать "страх" и поддерживать его "угрозой наказания, которой невозможно пренебречь".

Делая выбор в пользу страха как такого состояния, которое вернее всего гарантирует государству (государю) покорность его подданных, Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии – аксиомой об исконной, от их асоциальной, антиобщественной природы идущей порочности людей – существ эгоистичных и злобных. О людях в целом, убежден автор "Государя", "можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива". Столетие спустя макиавеллиевскую идею асоциальной сущности человека воспримет и разовьет Т.Гоббс.

В "Государе" от угрозы наказания, поддерживающей в людях страх перед государством, до самого наказания, расправы расстояние почти незаметное. Правитель, чтобы заставить своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми суровыми, нещадными карами. Жестокость допустима не только в военное, но и в мирное время. Например, людей, причисляемых к врагам государственной власти, опасных для нее, государь волен просто уничтожать. Опасаться ответственности ему нечего. Государи находятся вне юрисдикции суда: с государей "в суде не спросишь". Их решения, касающиеся частных дел подданных, должна быть бесповоротными. Вообще подданным нужно постоянно давать чувствовать абсолютную непререкаемость государственной власти.

Эту непререкаемость может сообщить государственной власти только верховная воля, единая и ни от кого не зависящая, господствующая над всем безгранично и безусловно. Лишь такая воля способна обеспечивать само существование государства, его могущество и порядок в стране. В словаре Макиавелли нет понятия "государственный суверенитет". Однако его представления о свойствах, которыми должна обладать государственная власть, показывают, что фактически он совсем близко подошел к формулированию данного понятия – одного из важнейших для науки о государстве, для характеристики природы государства.

Гуманистический дух эпохи Возрождения, каким его наследовал европейский XVI в., "Государя" едва коснулся. В этом труде доминирует, как нам уже известно, отнюдь не превознесение высокого достоинства человеческой личности, создающей и творящей самое себя. Нет в нем апологии свободной воли, направленной к добру и общему благу; нет рассуждений о призвании индивида к гражданско-нравственной деятельности на поприще политики. В фокусе этого макиавеллиевского сочинения – идеальный правитель и технология его властвования. Прообразом же подобного правителя выступает Цезарь Борджиа – поистине сатанинский злодей, в котором автор хотел видеть великого государственного мужа, объединителя Италии.

Отмеченный разлад Макиавелли с гуманизмом проистекает не из прихотливых личных симпатий и антипатий флорентийца. Его (т. е. разлада) глубинные истоки лежат в трагическом несовпадении (а зачастую в открытом конфликте) двух качественно отличных друг от друга измерений, двух разных способов социального бытия: этического и политического. У каждого из них свои собственные критерий: "добро" – "зло" у первого, "польза" – "вред" ("выигрыш" – "проигрыш") у второго. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил это объективно существующее соотношение политики и морали.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: