По какому принципу государство оказывает гражданину моносервис

Обновлено: 28.03.2024

Суперсервисы — часть большого проекта по цифровизации основных государственных, муниципальных и региональных услуг. Большая их часть начнет функционировать в 2020 году. В пилотном режиме некоторые суперсервисы уже работают в отдельных регионах России, а к 2024 году проект должен быть запущен окончательно. По данным Росстата, эти услуги могут оказаться популярны у 146,7 млн пользователей.

Что такое суперсервис?

Суперсервис — это новый тип предоставления государственных электронных услуг, с помощью них граждане смогут свести к минимуму использование бумажных документов и посещение различных госорганов. По сути это комплексы госуслуг, сгруппированные по различным жизненным ситуациям, которые чаще всего случаются в жизни каждого человека. В рамках нацпроекта «Цифровая экономика» в России планируется запустить 25 суперсервисов по предоставлению федеральных, региональных, муниципальных и сопутствующих негосударственных услуг. Их перечень Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций разработало в феврале 2019 года.


В июле 2019 года были представлены первые пять прототипов: «Рождение ребенка», «Поступление в вуз онлайн», «Переезд в другой регион», «Оформление европротокола онлайн», «Цифровое исполнительное производство». Впоследствии к ним добавились прототипы суперсервисов «Утрата близкого человека», «Трудовые отношения онлайн», «Цифровые документы об образовании онлайн», «Мое здоровье онлайн», «Онлайн помощь при инвалидности», «Имущество онлайн», «Обжалование штрафов онлайн», «Подача заявлений в правоохранительные органы», «Пенсия онлайн», «Правосудие онлайн».

Когда и как начнут запускать суперсервисы?

В 2019 году в пилотном режиме в отдельных регионах уже запустили суперсервис «Цифровое исполнительное производство». С его помощью можно отслеживать ход исполнительного производства в приложении, а также подавать жалобы и ходатайства онлайн. К 2020 году запустятся функции электронных уведомлений взыскателя и должника. А к 2021 году возможно будет снять судебный запрет на выезд и другие ограничения, оплатив задолженности онлайн.


В пилотном режиме на территории Татарстана, Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей с 1 ноября 2019 года заработал суперсервис «Оформление европротокола онлайн». Автомобилисты могут заполнить онлайн электронное извещение о ДТП, скачав мобильное приложение «Помощник ОСАГО». Планируется, что к 2021 году можно будет дистанционно заполнить заявление в страховую и направление автомобиля на ремонт, а в 2022 для изображения схемы аварии начнут использовать конструктор ДТП.

В 2020 году также планируют запустить в пилотном режиме суперсервисы «Подача заявлений в правоохранительные органы», «Имущество онлайн» и «Переезд в другой регион». Также станет доступной онлайн-запись на профилактические осмотры и диспансеризацию, и появится возможность просматривать медицинские документы в цифровом профиле с помощью суперсервиса «Мое здоровье онлайн». С помощью суперсервиса «Трудовые отношения онлайн» в 2020 году трудовые книжки начнут вестись в электронном виде, а информация о трудовой деятельности будет передаваться в пенсионный фонд. Также в 2020 году начнет работать суперсервис «Онлайн-помощь при инвалидности» — граждане получат возможность дистанционно записаться на медицинскую экспертизу и в случае необходимости обжаловать ее результаты онлайн.

В 2021–2022 годах ожидается запуск суперсервисов «Пенсия онлайн», «Поступление в вуз онлайн», «Рождение ребенка». Планируется, что 2023–2024 годах все суперсервисы полноценно заработают по всей стране.

В рамках Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» проводятся мероприятия по Цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг.

Цифровая трансформация и оптимизация государственных и муниципальных услуг будет базироваться на следующих принципах:

  • в государстве нет физических документов кроме удостоверения личности гражданина;
  • запрет на запрос у граждан информации, которая имеется в распоряжении государства, все необходимые документы запрашиваются из электронных реестров органов власти;
  • принцип комплексного подхода к решению жизненных ситуаций заявителей посредством суперсервисов;
  • минимизация участия чиновников в принятии решений по оказанию услуг, перевод услуг в режим online;
  • омниканальность взаимодействия с использованием любых удобных пользователю инструментов обращения за услугами (мобильные устройства, соцсети, сайты, банковские приложения, email);
  • проактивное предоставление услуг на основании изменения статусов граждан в ведомственных реестрах;
  • исключение бумажных носителей в процессах оказания услуг, межведомственного взаимодействия и документооборота между органами власти.

Оптимизация государственных услуг ведется по 2-м направлениям: комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса (далее – Суперсервисы) и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг (моносервисы).

Федеральным проектом «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» запланировано следующее мероприятие:

- задача 06.01.001 «Разработаны и утверждены требования к целевому состоянию и определено целевое состояние цифровой трансформации приоритетных массовых социально значимых, в том числе разрешительных государственных и муниципальных услуг, в том числе сгруппированных по жизненным ситуациям, в соответствии с утвержденным перечнем услуг и сервисов».

С целью реализации вышеуказанного мероприятия, на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова 28 марта 2019 г. были одобрены и утверждены:

- положение о рабочих группах подкомиссии Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности по реализации первоочередных жизненных ситуаций (суперсервисов);

- типовой план деятельности рабочих групп при подкомиссии Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности по реализации первоочередных жизненных ситуаций (суперсервисов).

- перечень суперсервисов, ответственные ведомства и руководители рабочих групп по реализации суперсервисов;

- перечень государственных услуг, включаемых в план оптимизации в 2019 году;

- матрица оценки цифровой зрелости государственных и муниципальных услуг;

- типовая форма дорожной карты оптимизации государственных и муниципальных услуг на основе расширенного использования информационных технологий;

- типовые целевые показатели оптимизации государственных и муниципальных услуг на основе расширенного использования информационных технологий.

На 2019 год планируются следующие мероприятия.

- До июля 2019 года планируется разработать и утвердить на Президиуме правительственной комиссии целевые состояния и дорожные карты оптимизации и цифровой трансформации приоритетных услуг и суперсервисов.

- Обеспечить проектирование ведомственных и государственных информационных систем и подготовить изменения в нормативные правовые акты, позволяющие достичь целевое состояние оптимизации и цифровой трансформации государственных услуг в 2020 году.

Ответственные департаменты

Материалы

Прототипы суперсервисов, одобренные на совещании у Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К.Ю.Носкова 04.06.2019г.

Переезд в другой регион

Поступление в ВУЗ онлайн

Рождение ребенка

Утрата близкого человека

Цифровое исполнительное производство

Перечень документов, утвержденный на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова 28 марта 2019 г.

Моносервисы — наиболее востребованные государственные и муниципальные услуги, которые подверглись цифровой трансформации и предоставляются на качественно новом уровне в составе суперсервисов или независимо от них.

Востребованность определяется количеством заявлений. Если мы получаем более 100 тысяч заявлений в год — значит услуга востребована.

34 государственные услуги федерального уровня должны стать моносервисами в первую очередь согласно решению президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию от 28 марта 2019 года.

Выберите организацию, чтобы увидеть, какие услуги должны предоставляться в формате моносервиса в ближайшее время.

Оформление и выдача приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства

Выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации

Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами и выдача водительских удостоверений

Выдача справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования

Выдача заключений об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растения, судимости

Предоставление в пользование геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр

Государственная регистрация продукции

Выдача, приостановление действия и аннулирование разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесение в них изменений

Получение разрешения на использование радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения

Выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)

Всего к формату моносервисов должны быть приведены 203 муниципальные и государственные услуги регионального уровня. Для достижения этой цели важно понимать, каким требованиям они должны соответствовать:

Подача заявления на оказание услуги в электронном виде на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) без обязательного личного посещения органа власти или многофункционального центра (МФЦ) для предъявления оригиналов документов.

Услуга предоставляется заявителю вне зависимости от места его регистрации и/или жительства (пребывания) и места подачи заявления.

Получение результата оказания услуги в личном кабинете заявителя на ЕПГУ в виде электронного документа.

Проактивное информирование заявителя через ЕПГУ о возможности получить услугу при наступлении соответствующей жизненной ситуации.

Возможность записаться на прием для получения результата оказания услуги в виде выписки из электронного реестра при необходимости.

Не все девять требований обязательны: подход к предоставлению каждой конкретной услуги осуществляется с учетом ее специфики, однако соблюдение именно этих требований позволяет трансформировать госуслугу в формат моносервиса.

Цифровая зрелость — степень готовности услуги стать моносервисом. Оценить ее можно, руководствуясь специальной матрицей.

В матрице проработаны расшифровки стадий зрелости, условия доступности, условия принятия решения по предоставлению услуги, количественные критерии.

Мы предлагаем вам ознакомиться с ней самостоятельно.

После определения уровня цифровой зрелости услуги формирование моносервиса происходит по плану.

Этот план в виде дорожной карты оптимизации услуг также был утвержден Правительственной комиссией.

Вы также можете ознакомиться с ней самостоятельно, а мы расскажем, как выглядит типовая дорожная карта.

Подготовка задания на доработку ведомственной системы и финансово-экономического обоснования бюджетных расходов, необходимых для ее модернизации и развития.

Суперсервисы — комплексные государственные и муниципальные услуги, сгруппированные по основным жизненным ситуациям и предоставляемые в автоматическом режиме.

Сервис распознает, что нужно человеку в жизненной ситуации, подбирает услуги, напоминает о положенных выплатах и присылает уведомление, когда все готово. Без бумажных документов и очередей, вовремя.

Граждане и специалисты экономят время, промежуточные запросы и обращения хранятся в системе распределенного реестра, а возможность предоставления услуги не зависит от местонахождения человека.

Работа над внедрением 25 суперсервисов портала Госуслуг ведется децентрализованно, одновременно разными ведомствами. Над каждым суперсервисом трудится рабочая группа, возглавляемая профильным министерством. А для оптимизации работы используется гибкий подход к управлению проектами — аджайл (agile).

Создание целевого процесса оказания сервиса и проектирование требований к информационным системам для поддержки нового процесса.

Эти принципы были определены Министерством цифрового развития. Они справедливы для любого суперсервиса.

А еще для любого суперсервиса зафиксирована целевая модель. Она показывает, чего необходимо добиться в процессе реализации, какие задачи должны быть решены и что должно получиться в результате.

Реализацию каждого суперсервиса курирует профильное федеральное министерство, федеральное ведомство или служба. На нижнем уровне структуры по разработке суперсервисов — 25 самостоятельных рабочих групп.

Также к работе подключена рабочая группа АНО «Цифровая экономика» по федеральному проекту «Цифровое государственное управление». Перед тем как вынести суперсервис на рассмотрение президиума, его рассматривают и согласовывают на заседании рабочей группы. Данное согласование необходимо, чтобы получить обратную связь от бизнеса, представители которого входят в состав рабочей группы.

Ответ: Под экстерриториальностью понимается возможность граждан, подающих заявление в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации или в МФЦ получить государственную услугу независимо от места регистрации заявителя.

С 01.01.2018 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 05.12.2017 №384-ФЗ, которые позволили нам реализовать принцип экстерриториальности предоставления государственных услуг.

На сегодняшний день прием заявлений на оказание и получение результатов предоставления услуг возможны в любом территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации или многофункциональном центре в пределах территории Российской Федерации по выбору заявителя независимо от его места жительства или места пребывания (для индивидуальных предпринимателей), либо места нахождения (для юридических лиц).

Вопрос: Какие именно государственные услуги можно получить по экстерриториальному типу в Хабаровском отделении ФСС?

Ответ: В перечень таких государственных услуг Фонда включены следующие услуги:

•государственная услуга по регистрации и снятию с регистрационного учета лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

•государственная услуга по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей-физических лиц, заключивших трудовой договор с работником;

•государственная услуга по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей – физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора;

•государственная услуга по приему документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты страховых взносов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.

К примеру, в текущем месяце к нам обратился индивидуальный предприниматель, назовем его Иванов И. И., который открыл бизнес в городе Санкт-Петербурге, а проживает (место постоянной регистрации) в городе Хабаровске. Предприниматель заключил трудовые договоры со своими работниками, в связи с чем он обязан встать на регистрационный учет в отделении Фонда социального страхования по месту жительства (месту постоянной регистрации). Благодаря принципу экстерриториальности Иванову И. И. нет необходимости ехать в Хабаровское региональное отделение, а достаточно собрать пакет необходимых документов и обратиться в Санкт-Петербургское отделение ФСС, которое примет все документы и перенаправит их в г. Хабаровск, где предпринимателя уже поставят на регистрационный учет и направят уведомление о постановке на регистрационный учет в качестве страхователя.

Вопрос: Какие плюсы для работодателя появились вместе с этим нововведением?

Ответ: Возможность получения вышеперечисленных услуг независимо от места жительства, местонахождения или пребывания. А также положительным моментом является минимизация материальных и временных издержек физических и юридических лиц при получении государственных услуг.

Таким образом, указанное нововведение направлено прежде всего на повышение качества оказания и доступности государственных услуг.

ТАТЬЯНА СЕМЕНЮК, ИСПОЛНЯЮЩАЯ ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 05 (187) дата выхода от 21.05.2018.

К 2024 г. россияне будут совсем иначе взаимодействовать с государством: все данные о них будут храниться в специальном реестре, поэтому людям не придется обращаться за оформлением услуг – они будут проактивны, делится планами по цифровизации государственного управления в разговоре с «Ведомости&» заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве России и руководитель Центра компетенций по цифровому госуправлению Михаил Прядильников.

Что значит проактивно? Например, когда придет время замены документа, реестр автоматически запустит процедуру выдачи нового. Пользователю нужно будет только прийти, поставить подпись и его забрать. Любую услугу можно будет получить в цифровом виде, людям не придется посещать госучреждения без особой необходимости. Использование потенциала перевода госуслуг в цифровой вид может высвободить до $1 трлн в год по всему миру, утверждают аналитики McKinsey в статье «Цифровой государственный сектор: задача на триллион долларов».

Общение граждан и государства стало похожим на взаимодействие пользователей с приложениями в телефоне не вчера. Россия уже несколько лет один из заметных игроков в области государственных сервисов, доступных гражданам онлайн. В 2018 г. Россия заняла 32-е место из 193 возможных в индексе развития eGovernment (электронных госуслуг) ООН, поднявшись за два года на 3 строчки. Лидерами этого рэнкинга в прошлом году стали Дания, Австралия и Южная Корея.

Суперсервисами называются

комплексные госуслуги гражданам или бизнесу, которые требуют одновременного участия сразу нескольких ведомств. Сами же услуги сгруппированы по типичным жизненным ситуациям (например, рождение ребенка или получение разрешения на строительство).

В 2018 г. Россия также вошла в десятку стран, где граждане наиболее часто используют госуслуги в цифровом виде, по результатам опроса Boston Consulting Group. Опрос 14 500 человек в 30 странах показал, что в России 47% респондентов пользуются цифровыми государственными сервисами хотя бы раз в неделю, из них 11% опрошенных – раз в день и чаще. Причем доля россиян, использующих цифровые сервисы государства, за последние два года выросла на 42% – это 3-й показатель в мире по темпам роста после Австралии и Швеции. В среднем за последние два года россияне пользовались 9 цифровыми сервисами государства каждую неделю.

Несмотря на высокие позиции в международных рейтингах, цифровизация госуправления должна стать еще более результативной. В конце ноября премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил дорожную карту по созданию цифровой платформы госуправления до 2024 г., на основе которой будет создан план работ для ведомств, писал «Коммерсантъ». Работа по этому плану начнется уже в 2020 г., когда должны быть запущены конкретные пилоты с ведомствами по разработке цифровых сервисов (суперсервисов).

Эта дорожная карта предлагает полностью изменить подход к цифровизации государства: вместо автоматизации регламентов все процессы изначально должны быть цифровыми. Это должно упростить взаимодействие ведомств, а затем и пользовательский опыт общения с государством.

В процессе реализации карты часть существующих сегодня услуг, вероятно, получится вовсе устранить – например, справки некоторых ведомств, нужные лишь для предоставления их в другое ведомство, надеется Прядильников (он один из архитекторов нынешней концепции цифровизации госуправления). Цель стратегии – ведомства и взаимодействие с ними должны стать незаметными для граждан и бизнеса, полагает он.

Тиражировать московский опыт

Еще выше в международных рейтингах по цифровизации госуслуг российская столица. В 2018 г. ООН поставила Москву на 1-е место в мире по качеству и доступности госуслуг. ООН проводила многосоставный анализ, состоящий из 60 индикаторов, учитывая, например, технологичность, доступность информации, наличие госуслуг и вовлечение граждан в использование цифровых услуг. Оценка мировых столиц проводилась впервые. Москва обошла Кейптаун, Таллин, Лондон, Сеул и Нью-Йорк. Есть планы тиражировать московский опыт на всю страну, говорит Прядильников. Заложенная модель взаимодействия органов власти предусматривает возможность организовать обмен данными не только между федеральными ведомствами, но и между федеральными и региональными с той же легкостью – протоколы и принципы организации взаимодействия должны быть схожи. Многие решения из успешной московской практики госуправления уже перенесены на федеральный уровень, и вскоре планируется внедрять такие решения в других регионах.

более 340

Источник: департамент информационных технологий

У Москвы есть опыт управления в сфере IТ, который пришел от международных коллег, но на примере Москвы отработан и может лечь в основу системы управления цифровой трансформацией госуправления. Наконец, Москва демонстрирует высокие результаты в части сбора, анализа и реагирования на обратную связь от граждан и их вовлечения в процессы управления через приложение «Активный гражданин», перечисляет Прядильников.

На федеральном уровне

На федеральном уровне с 2009 г. работает портал госуслуг. Через него государство оказывает значительную часть госуслуг. Государственный заказчик и владелец портала – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, оператором выступает «Ростелеком». Чаще всего россияне пользуются на нем сервисами для записи к врачу и в детский сад, получения информации о пенсионных накоплениях, регистрации автотранспортных средств, подачи заявления на сдачу экзамена в Госавтоинспекцию и получения водительского удостоверения.

Стратегия для цифрового государства

Высокие позиции в международных рейтингах, конечно, не основная цель в цифровизации госуправления. Например, ООН пишет, что цифровизация способна существенно повысить эффективность оказания государственных услуг. Особенно это актуально для развивающихся стран, где значительная часть людей живет вне крупных городов и государству сложно до них «дотянуться» (например, в удаленном населенном пункте нет ни почты, ни отделения МФЦ). Кроме того, цифровизация способна снизить коррупционную составляющую.

«Сверхцель цифровизации государственного управления – минимизировать временные издержки в экономике, связанные с проникновением государства в жизнь граждан и организаций», – отмечал в корпоративном издании Борис Глазков, вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома» (компания с 2009 г. поддерживает и развивает портал госуслуг). Максимального эффекта можно достичь только благодаря максимальной прозрачности, предупреждает он: дать государству доступ к банковскому аккаунту, превратить учетную запись на портале госуслуг в целый цифровой профиль, чтобы государство могло проактивно реагировать на возникшие жизненные ситуации. «Если вы владеете бизнесом, дайте государству доступ в ERP-систему, чтобы не сдавать отчетность, и подключите сенсоры к станкам для дистанционного контроля. В результате государство начнет само справляться с учетами, не используя время граждан и компаний, и тогда они, возможно, просто перестанут замечать его вмешательство», – считает Глазков.

Воспользоваться первым суперсервисом –

оформлением европротокола при ДТП онлайн – можно, скачав приложение «Помощник ОСАГО». Оба участника аварии должны иметь учетную запись на «Госуслугах», с ее помощью они авторизуются в приложении. Там нужно указать номера полисов (приложение проверит их наличие) и описать весь ущерб, после чего получить форму извещения о ДТП. Если форма подписана обоими участниками, она передается в базу Российского союза автостраховщиков, а в мобильном приложении появляется уведомление об успешном завершении оформления ДТП и его уникальный номер. С этим номером можно обратиться в ГИБДД.

Добиться бесшовности в оказании госуслуг невозможно без цифровизации взаимодействия ведомств друг с другом. Именно поэтому в дорожную карту по цифровизации госуслуг, утвержденную Медведевым, легли требования к информационным системам. Ведомства должны взаимодействовать по единым стандартам и быть одинаковыми с точки зрения пользовательского опыта как для гражданина, так и для бизнеса, объясняет Прядильников. Государство – единая сущность, поэтому ведомства не должны не только перенаправлять гражданина ради решения какой-то задачи в другой орган, но и допускать ситуации, когда запрос информации одним ведомством у другого занимает месяц, указывает он.

Первый такой суперсервис – оформление европротокола при ДТП онлайн – был запущен в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области 1 ноября. Всего по национальному проекту «Цифровая экономика» Минкомсвязи обязано разработать 25 суперсервисов и внедрить их на федеральном уровне.

Москва, в свою очередь, планирует начать пилотный проект по внедрению комплексных услуг (те же суперсервисы) на базе цифровой площадки в области строительства (подробнее см. статью). На этой площадке участникам будут доступны базовые компоненты: цифровой паспорт объекта капитального строительства, среда для совместной работы разных участников (бизнеса и ведомств), единое хранилище проектной, градостроительной и разрешительной документации, а также собственно библиотека доступных сервисов. Также там может появиться, например, калькулятор процедур – достаточно будет указать технико-экономические параметры объекта будущей застройки, чтобы он просчитал перечень необходимых комплексных услуг и условий их предоставления.

Внедрение платформы должно сократить количество обращений застройщиков за услугами в госорганы в 5–7 раз и ускорить проведение административных процедур в 2–2,5 раза. Экономия времени должна достигаться за счет параллельного или совместного рассмотрения документов разными органами, на основании чего они могут формировать как атомарные услуги, так и комплексные при участии различных ведомств, рассчитывают разработчики. Также органы власти должны будут проактивно формировать перечень необходимых действий для застройщиков на каждом этапе реализации проекта.

Москва проделала огромную работу в создании инфраструктуры для комплексных услуг, говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова, эксперты рассчитывают, что экономический эффект для строительной отрасли от внедрения комплексных услуг станет очевиден и для других регионов. Застройщикам внедрение суперсервисов даст новые инвестиционные возможности, продолжает Дыбова: они смогут в реальном времени получать информацию о состоянии площадки и наличии мощностей для подключения. Внедрение комплексных услуг даст толчок развитию строительной отрасли, что будет способствовать росту ВВП, отмечает она. &

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: