По какому каналу проходит больше всего судов

Обновлено: 19.04.2024



Судоходные каналы без преувеличения можно назвать одними из самых значимых изобретений за всю историю человечества. Вы наверняка слышали о Суэцком или Панамском канале, через которые ежедневно проходят сотни судов. Однако в самых разных уголках планеты есть еще не один десяток не менее масштабных и значимых судоходных путей, ширина которых зачастую не превышает несколько метров.

1. Августовский канал

Августовский канал| Фото: Википедия.

Августовский канал считается одним из самых старых и узких судоходных каналов в мире. На некоторых участках его ширина не превышает 3 метров, а глубина 2 метров. Августовский канал был открыт для судоходства в далеком 1839 году. Масштабный проект длиной 101 километр соединяет две крупные реки: Вислу и Неман. Канал проходит на территории двух стран: Белоруссии (22 километра) и Польши (79 километров).

Туристы на каяках| Фото: Блог Гродно s13.


Вплоть до середины 20 века канал в большинстве использовался для транспортировки леса из Польши в Беларусь и обратно. После того как размеры судов стали стремительно увеличиваться, грузовые суда и баржи перестали ходить по каналу. Сейчас Августовский канал входит в наследие ЮНЕСКО и является популярным местом у туристов, которые могут передвигаться по нему на лодках и каяках. Судоходный путь насчитывает несколько десятков красивейших разводных мостов и шлюзов.

2. Гета-канал

В живописной Швеции расположился легендарный Гета-канал, соединивший Северное и Балтийское моря. Из-за относительно небольшой глубины (около 3 метров) в настоящее время канал мало подходит для прохождения океанскими торговыми судами, но остается популярным местом для яхт, пассажирских судов и рыбалки. Канал имеет длину 390 километров, а его ширина колеблется в пределах от 7 до 14 метров. Гета-канал известен также большим количеством шлюзов: в общей сложности их насчитывается 58 штук.

Канал Гета Часто описывается как величайший подвиг Швеции в сфере строительства| Фото: Яндекс.


Впервые идея строительства судоходного пути между Северным и Балтийским морями была предложена епископом Ханском Браском еще в 1525 году. Даже был издан соответствующий указ. Тем не менее идею удалось реализовать только в 1832 году, когда по Гета-каналу прошло первое судно. Всего на постройку масштабного сооружения ушло больше двадцати лет. К строительству Гета-канала было привлечено 60 тысяч рабочих, большей частью из которых были шведские солдаты.

3. Коринфский канал

Уникальный во всех смыслах Коринфский канал часто входит в список красивейших мест на планете. Канал, шириной 25 метров вырублен в монолитной известняковой скале. Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов, чтобы посмотреть на зрелище, как между двумя скалами проходит гигантский пассажирский лайнер. Коринфский канал считается одним из самых узких на планете в соотношении глубины с шириной. По нему могут проходить суда с осадкой до 8 метров из Эгейского в Ионическое море, сокращая, таким образом, протяженность маршрута на 400 километров.

Корфинский канал| Фото: Pikabu.

4. Беломоро-Балтийский канал

Беломоро-Балтийский канал| Фото: Википедия.

Беломоро-Балтийский канал входит список достопримечательностей России и является популярным маршрутом пассажирских круизов. Канал соединяет Белое море и Онежское озеро, фактически открывая доступ в Балтийское море. Общая протяженность судоходного канала — 227 километров, а ширина в самых узких участков не превышает 35 метров. Максимальная глубина фарватера не превышает 4 метров, что существенно ограничивает тоннаж проходимости судов.

Строительство Беломоро-Балтийского канала| Фото: Новая газета.


Беломоро-Балтийский канал начал работу в 1933 году и создавался силами заключенных ГУЛАГа. Примечательно, что, несмотря на свою внушительную протяженность, он был вырыт менее чем за два года. Вдоль канала расположились живописные пейзажи, множество значимых исторических сооружений и памятников.

5. Великий Китайский канал

О Великой Китайской стене слышали буквально все, но вот о Великом Китайском канале знает лишь малая часть путешественников. Несмотря на это, именно Великий канал является старейшим искусственно созданным и по совместительству самым протяженным (1782 километра) судоходным путем в мире. Канал начали строить еще в 5 веке до н.э. и закончили лишь в 13 веке н.э. Таким образом, на строительство канала ушло практически две тысячи лет.

Великий Китайский канал| Фото: LiveJournal.

Ширина судоходного фарватера варьируется в пределах от 40 до 350 метров. В настоящее время Великий Китайский канал является крупнейшей внутренней водной артерией КНР, соединяющей крупные морские порты: Шанхай, Тяньжин, Пекин и другие. Ежегодно по каналу перевозится до 10 миллионов тонн груза. Из-за небольших глубин (2 — 3 метра) канал в большей степени специализируется на внутренних перевозках небольшими баржами и малотоннажными судами.

Акведук канала им. Москвы.


Каждый раз мы восхищаемся, рассматривая инженерные «диковинки» Европы. А ведь и в России достаточно удивительных сооружений, которые не уступают в оригинальности заграничным. Так, в столице на участке между шлюзами № 7 и № 8 канала им. Москвы можно увидеть уникальный мост. Суда проходят не под ним, а прямо по его поверхности.

Судоходный мост, построенный на 42 км канала им. Москвы в 1937 году.

Канал им. Москвы начали строить еще в далеком 1932 году, тогда он назывался канал Волга-Москва. Для того, чтобы канал прошел по участку между 7 и 8 шлюзами, не нарушая движения транспорта по Волоколамскому шоссе, было принято решение создать искусственную насыпь над дорогой и проложить канал по мосту. Построенный акведук вот уже почти 80 лет удивляет жителей и гостей столицы.

Судоходный мост над Волоколамским шоссе.

С самого начала под мостом проходили две полосы для одностороннего движения. В 1944 году к ним добавили трамвайные линии и пешеходный переход. С каждым последующим десятилетием количество транспортных единиц только увеличивалось, поэтому в 1972 году под акведуком проложили еще один тоннель.

Яхта, проходящая по акведуку над Волоколамский шоссе.

Комплекс транспортного пересечения Волоколамского шоссе.

В 2001 году проезд под судоходным мостом претерпел еще некоторые изменения. Было построено еще 2 тоннеля: двух- и трехполосный. Для осуществления этой задачи акведук был осушен, а насыпь сорвана.

При путешествиях между материками водный транспорт просто незаменим. Но и при наличии альтернативы он остаётся самым экономичным способом перемещения грузов.

К сожалению, вода прокладывает свои дороги там, где угодно природе, а не человеку. Это удлиняет пути, порой существенно.

Что же делать, если человеку хочется спрямить водную дорогу или «срезать угол» трассы? Рыть канал Познакомимся с десятью самыми известными судоходными каналами.

10. Среднегерманский канал (Германия)


Сложный комплекс гидротехнических сооружений, строительство которого началось после окончания II Мировой войны, состоит из множества шлюзов, дамб и отдельных каналов, связывающих притоки больших водных артерий.

Пересекая практически всю Германию, Среднегерманский канал обеспечивает транспортную связность практически всей Европы от Атлантики до Чёрного моря.

Длиннейший из каналов Германии — длина 326 км — канал проходит по живописным местам и является популярным маршрутом водных экскурсий.

Кроме многочисленных исторических достопримечательностей, во множестве расположенных по берегам канала, туристов восхищают также «водные мосты» — судоходные акведуки. Ощущение того, что ты буквально «проплываешь над рекой», оставляет незабываемые впечатления.

9. Хьюстонский судоходный канал (США)


Исторически это был всего лишь один из рукавов реки Буффало-бай, впадающей в Мексиканский залив.

В начале XIX века предприниматели Август и Джон Аллены дальновидно предположили, что земли вдоль реки могут быть удобны для строительства поселений и скупили побережья реки.

Постепенно вдоль Буффало-бай вырос оживлённый город, быстро ставший центром торговли и промышленности. И встала проблема: океанские корабли могли парковаться в Мексиканском заливе — но промышленные предприятия и торговые терминалы было бы желательно выстроить вдоль уже разросшегося города.

С 1855 по 1914 год продолжались работы по расширению и углублению устья реки, укреплению её берегов. В результате, в 1914 году был торжественно открыт «Хьюстонский судоходный канал», который фактически связывает сухопутную территорию (центр штата Техас) с акваторией Мексиканского залива.

8. Кильский канал (Германия)

В 1887 году правительство кайзера Вильгельма II вполне практично и быстро принялось за сооружение судоходного канала, призванного соединить бассейны Балтийского и Северного морей. Ранее эту функцию выполнял Айдер-канал длиной (вместе с руслом реки Айдер) 175 км.

Кильский канал, открытый в 1895 году, обеспечивал более короткий путь — всего 98 км. Более того, его параметры обеспечивали проводку тяжёлых морских судов, что было незаменимо для растущего военно-морского флота Германии.

С обеих сторон канал оканчивается системой шлюзов, позволяющих независимую проводку судов малого и большого тоннажа, что увеличивает пропускную способность комплекса.

7. Волго-Донской канал (Россия)


Ещё в XVI веке турецкий султан Селим II предпринял попытку в военных целях прорыть канал между двумя великими реками. Попытка не удалась, на тот момент турки не располагали ни временем, ни техническими возможностями для такого мероприятия.

Великий реформатор Пётр I также осознавал важность прямого водного пути для военного дела. По его указу строительство даже было начато, но Северные войны не дали возможности его даже развить.

Лишь в конце 40-х годов XX века удалось разработать осуществимые проекты Волго-Донского канала и начать их реализацию. Открытый в 1962 году гидротехнический комплекс соединяет бассейны Чёрного, Азовского и Каспийского морей.

6. Канал Рейн-Майн-Дунай (Германия)


Карл Великий (VIII век н.э.) в 793 году начал сооружение того, что спустя 1200 лет (в 1992 году) обеспечило речное судоходство от берегов Атлантики до Чёрного моря — обеспечивая также выход к Северному морю.

Карл Великий начал со строительства относительно небольшого Каролингского канала, который соединял притоки Дуная и Майна.

В XIX веке был построен Людвигов канал, но он оказался практически несудоходен, а во время II Мировой войны оказался практически разрушен.

Тем не менее, в 1960 году было начато строительство канала по пути, предложенному Карлом Великим, но исполненного по современным нормам судоходства.

Открытый в 992 году, канал Рейн-Майн-Дунай содержит 16 шлюзов и признан культурно-исторической ценностью.

5. Беломорско-Балтийский морской канал (Россия)


  • Длина: 227 км
  • Соединяет:Белое море (Арктика) и Онежское озеро (Балтика)

Упоминания о водном пути между Беломорьем и Балтикой встречались в источниках начиная с XV века. Пётр I очень интересовался идеей обустройства канала между этими бассейнами, но вплотную приступить к разработке проекта смогли только в XIX веке.

Советское правительство воспользовалось уже готовыми — но не реализованными — царскими проектами и решилось воплотить их в жизнь.

В течение «первой пятилетки» (с 1931 по 1933 год) принудительным трудом многочисленных заключённых гидротехническое сооружение было сооружено.

К сожалению, быстрота сооружения канала не позволила обеспечить достаточные габариты судового хода. Крупные океанские суда и суда класса «река-море» испытывают трудности при проводке. Но Беломорско-Балтийский морской канал сохраняет уникальное значение как северный туристический маршрут.

4. Коринфский канал (Греция)


Ещё в VII веке до нашей эры греки пытались обеспечить проход из моря Эгейского в Ионическое. Коринфский перешеек, соединяющий центральную часть Греции с полуостровом Пелопоннес, в самом узком месте имеет поперечник всего 6 км.

Но что-то всё время препятствовало затее. Даже Нерону в I веке н.э. пришлось бросить уже начатые работы, потому что в Риме против него созрело восстание и пришлось срочно возвращаться на родину.

Но после открытия в 1869 году Суэцкого канала вопрос транспортной эффективности встал как никогда остро, и греческое правительство настояло на завершении канала.

В 1893 году путь был открыт и сразу позволил сократить трансгреческий транзит на 400 км.

Сейчас Эгейское и Ионическое моря в Греции соединяет Коринфский канал длиной 6 км и глубиной 8 м. Ширина в 25 м позволяет пропускать почти все морские суда среднего класса.

3. Панамский канал (Панама)


Необходимость соединения Тихого и Атлантического океанов была очевидна всем путешественникам и торговцам ещё с VI века. Несмотря на то, что такое грандиозное сооружение в те времена было невозможно осуществить, король Испании Филипп II предусмотрительно наложил вето на проектирование.

В 1879 году Франция попробовала захватить инициативу и даже получила от правительства Колумбии концессию на строительство. Но работы шли ни шатко ни валко, и подрядчик разорился с международным скандалом.

В 1904 году за дело взялось правительство США. И открытие в 1914 году Панамского канала ознаменовало свершение одного из самых амбициозных в истории человечества проектов.

2. Суэцкий канал (Египет-Африка)


  • Длина: 160 км
  • Соединяет: Средиземное море и Красное море

Древние египтяне прекрасно осознавали важность кратчайших торговых путей. Первые упоминания о «канале фараонов», который соединял Красное море с Нилом, восходят к VIII веку до н.э..

Ко II веку до н.э. канал уже был достоверно судоходным. А в конце XVII века уже нашей Эры Наполеон Бонапарт во время египетского похода всерьёз интересовался восстановлением древнего канала и его продлением до Средиземного моря.

Полностью осуществить проект удалось лишь в 1869 году, и теперь судам не приходится по пути из Европы в Индию огибать Африканский континент.

Благоприятная архитектура Суэцкого канала (отсутствие шлюзов, значительная глубина и ширина) позволяет пропускать даже самые крупные морские суда, включая супертанкеры.

1. Великий канал (Китай)


Поистине грандиозный комплекс гидротехнических сооружений соединяет водные артерии западные, северные и юго-восточные провинции Китая.

На протяжении 24 столетий кропотливо прорывались каналы, возводились дамбы и шлюзы, которые в результате создали систему водных путей, опутавшую почти весь Китай.

Длина основного русла составляет 1782 км, но с ответвлениями общая протяжённость системы составляет 2470 км. Перепады уровней соединяемых рек компенсируются 21 шлюзом. Небольшая (всего от 2 до 3 метров) глубина, тем не менее, вполне достаточна для речного судоходства.

С развитием сети железных дорог экономическое значение Великого канала несколько снизилось. Но он остаётся грандиозным историческим памятником, а также имеет ценность для туризма.


Путь из Балтийского моря в Северное лежит через Датские проливы, вокруг полуострова Ютландия или же напрямую, через Кильский канал. Путь через Кильский канал значительно короче, поэтому многие суда пользуются именно этим способом. Прохождение Кильским каналом экономит около суток хода. Поэтому многие судовладельцы находят целесообразным оплатить проход по каналу. Помимо экономии времени, бывает что прохождение каналом позволяет избежать штормовой погоды.


Кильский канал занимает первое место в мире по количеству пропускаемых судов. Ежедневно по каналу проходят более 250 судов.
Кильский канал, (Nord-Ostee-Kanal) — судоходный канал, пересекает южную часть Ютландского полуострова и соединяет Северное море с Балтийским. Канал проходит по территории Германии от Кильской бухты до устья реки Эльбы. Кильский канал был построен в 1887-1895 гг., его длина составляет 98,7 км. или 53,2 мили. В зависимости от количества судов, прохождение Кильского канала занимет 7-8 часов. Практически все суда проходят канал под проводкой лоцмана, кроме судов, капитаны которых имеют право на безлоцманский проход по каналу.


Максимальная длина судов, проходящих Кильским каналом составляет 235,5 метров, с максимальной шириной 32,5 метров. Осадака этих судов не должна превышать 7 метров. Суда длиной до 160,00 метров могут иметь осадку до 9,50 метров.


Официальное его название — Североморско-Балтийский, а Кильским его называют по имени столицы северогерманской земли Шлезвиг-Гольштейн города Киля, через которую он и проходит, среди моряков ходит название "Канава", "Голубая дорога Шлезвига" или "Игольное ушко". На мой взгляд первое подходит больше всего, т.к. вода в канале отнюдь не голубая:) Насчет "Игольного ушка" тоже можно согласиться, при длине канала 100 км, его ширина всего 100 метров, и на всем протяжении есть только 12 расширений для расхождения крупных судов.


Через канал перекинуто 10 мостов, а также работает более 12 паромных переправ, паромы снуют туда-сюда без остановки, но при этом не нарушая движения, огромным судам лишь приходится сбавлять ход, который и так ограничен скоростью в 15 км/ч.


Паромные переправы на Кильском канале.


Помимо традиционных паромных переправ, есть и более экзотическая воздушная переправа.



Так она выглядит из далека.


Денежные сборы за проезд зависят от величины судна или баржи. Стоимость колеблется от 2 тысяч евро до 8 тысяч, что составляет приблизительно от 20 до 80 евро за километр, для маломерных судов до 30 футов в длину сборы составляют от 10 до 20 евро за весь маршрут.


Существуют подробные правила дорожного движения для канала. Каждое судно относится к одной из шести групп, в соответствии с его размерами. Во время шлюзования судно пользуется услугами береговых швартовщиков. Для прохода по Кильскому каналу обязателен лоцман и, в зависимости от размера судна, два рулевых.


Волны от судов наносят непоправимый вред береговым откосам, унося приблизительно 10 кубических метров грунта на каждый метр Кильского канала в год.



Вдоль канала проложены пешеходные и велосипедные дорожки. Желающие могут сопровождать большие круизные лайнеры на всей дистанции канала, следуя параллельным курсом на велосипеде (скорость прохождения судов по каналу небольшая). На этих дорожках предусмотрены пункты питания – кафе со смотровыми площадками, которые расположены, как правило, с видом на самые живописные места канала.



В 2015 году Кильский канал отметил своё 120-летие. Он имеет огромное экономическое значение, ежегодно поддерживая экономику государства и обеспечивая более 2500 рабочих мест.


Дабы скрасить транзит и для поднятия жизненного тонуса моряков администрация канала в обеих шлюзах установила скромные магазинчики с порножурналами, баночным пивом и сувенирами.



Существует официальный сайт Кильского канала, где благодаря современным технологиям можно лицезреть суда в шлюзах и любоваться красотами Северной Германии.


Администрация канала специально для нас сняла 9 минутный ролик, где в ускоренном режиме корабль проходит через весь канал от начала до конца, а в процессе бегущей строкой рассказывают интересные факты о работе этого сооружения, только вот озвучить не захотели, но все равно познавательно!

А если кому то лень читать, можно посмотреть это видео, пожилого спотера и любителя "кораблей")

На этих кадрах можно увидеть раритетный колесный пароход.

Коринфский канал

Коринфский канал — самый узкий в мире судоходный канал. Он находится в Греции и соединяет Саронический залив Эгейского и Коринфский залив Ионического морей. Длина канала составляет 6 км, глубина — 8 м, ширина — всего 25 м. По Коринфскому каналу могут двигаться корабли шириной до 20 м

Водный канал — искусственно созданное русло для связи рек, озер, водохранилищ и морей. Наибольший интерес представляют судоходные каналы, предназначенные для движения грузовых и пассажирских судов. Такие каналы подразделяются на открытые и шлюзованные. Открытые каналы соединяют водные пути с одинаковым уровнем воды, шлюзованные — водоемы с разными уровнями.

Длиннейший в мире

Великий канал (Китай).

Самый длинный судоходный канал в мире — Великий канал (Китай). Он тянется с севера на юг на 1801 км и соединяет столицу Китая город Пекин с Восточно-Китайским морем. Это одно из древнейших гидротехнических сооружений в мире: его строительство началось в IV в. до н. э. Канал оборудован 21 шлюзом. В настоящее время он является важной транспортной артерией страны, используется для перевозки различных грузов.

Важнейший в мире

Суэцкий канал (Египет)

Суэцкий канал (Египет) — один из важнейших в мире искусственных водных путей. Этот бесшлюзовый канал считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией. Водная артерия соединяет Средиземное и Красное моря. Строительство канала началось в 1859 г., а открытие состоялось в 1869 г. Длина канала составляет 163 км, глубина — 20 м. Ежегодно через канал проходят около 18 000 судов.

Самый оживленный канал

Кильский канал (Германия)

Самым оживленным является Кильский канал (Германия) соединяющий Северное и Балтийское моря. Длина этого канала составляет 98 км 700 м. Наибольшая ширина по глади воды достигает 104 м, а по дну — 44 м, глубина канала — 11м 30 см. Ежегодно по каналу проходят более 40 000 судов различного тоннажа.

Путь на озеро Лох-Несс

Каледонский канал (Шотландия)

Каледонский канал (Шотландия) проходит от портового города Инвернесс на восточном побережье до залива Лох-Линни на западном. Длина канала составляет 88 км (из которых 32 км — искусственные русла). На канале имеется 29 шлюзов. Канал связывает множество озер, среди которых — всемирно известное озеро Лох-Несс (согласно легенде, в этом озере обитает Лохнесское чудовище).

Озеро Лох-Несс

Панамский канал

Панамский канал

Панамский канал — один из самых напряженных, протяженных и сложных в исполнении искусственных водных путей в мире. Он расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама. Строительство канала было начато в 1879 г., а официальное открытие состоялось только 12 июля 1920 г. Длина водного пути составляет 81 км 600 м, в том числе 65 км 200 м по суше и 16 км 400 м по дну Панамской и Лимонской бухт. В настоящее время через канал ежегодно проходят около 17 500 судов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: