По истечении срока согласно приказу благодаря репетитор наперекор судьбе вопреки ожиданий

Обновлено: 18.04.2024

3. Отметьте номера предложений с ошибочными формами степеней сравнения.
1) Лето более красивее, чем зима.
2) Осень - самое красивое время года.
3) Байкал - самое глубочайшее озеро в мире.
4) Любовь - прекраснейшее из всех чувств.

4. В каком варианте пишется буква И?
1) н. кому остаться дома
2) н. за что не скажу
3) н. у кого попросить денег
4) н. которые люди

5. В каком варианте необходимо слитное написание?
1) (не)сколько книг
2) не(с)кем посоветоваться
3) ни(у)кого не спросил
4) ни(о)чем не думай

6. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:
- согласно (распоряжение, приказ, указание, решение);
А) распоряжению, приказу, указанию, решению
Б) распоряжения, приказа, указания, решения
- по (истечение) срока, по (приезд) в город.
А) по истечению срока, по приезду в город
Б) по истечении срока, по приезде в город

7. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:
- вопреки (предсказание, совет, уговор);
А) предсказания, совета, уговора
Б) предсказанию, совету, уговору
- по (прибытие) на метро, по (окончание) школы.
В) по прибытии на метро, по окончании школы.
Г) по прибытию на метро, по окончанию школы.

8. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:
благодаря (выступление, успех, знание);
А) выступлению, успеху, знанию
Б) выступления, успеха, знания
по (окончание) техникума, по(истечение) срока.
А) по окончании техникума, по истечении срока.
Б) по окончанию техникума, по истечению срока.

9. Найти в предложении нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
A) Летом небо на юге черное-черное, и звезды на нем как будто водили хоровод.
B) Он обхватил стакан обеими руками, чтобы согреть пальцы, и долго молчит.
C) Лесная дорога высохла и белела от пыли.
D) Громадное солнце едва успевало скатиться за лесное кольцо, а в небе уже мерцают две-три зеленые звезды.

Грамматические ошибки Задание № 7 Синтаксические нормыСоставила учитель.

1) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом:

Потребовалось четыре года, заполненными и педагогической работой,
прежде чем роман «Анна Каренина» стал достоянием читателя.
( Причастие заполненными не согласовано в падеже со словосочетанием четыре года- правильно : заполненные.

2. Ошибка в построении предложения с несогласованным приложением: В торговом.

2. Ошибка в построении предложения с несогласованным приложением:

В торговом комплексе «Юбилейном» будет открыт музей занимательной науки.
( Собственные имена существительные, используемые как приложения, могут быть только в именительном падеже: в торговом комплексе «Юбилейный».

3.Ошибка в построении сложного предложения.При построении сложного предложени.

3.Ошибка в построении сложного предложения.
При построении сложного предложения ошибкой является неточное использование союзов и союзных слов: неверное употребление одного союза или союзного слова вместо другого , употребление лишнего союза:
1) Размышляя о значении литературы, понимаешь, что насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека.
( В данном сложноподчинённом предложении союз «что» лишний, так как есть уже союзное слово «насколько».

Ошибки, связанные с неправильным употреблением падежной формы существительног.

Ошибки, связанные с неправильным употреблением падежной формы существительного с предлогом.
1) После предлогов благодаря, согласно, вопреки, подобно, наперекор, наперерез имена существительные употребляются только в форме дательного падежа.
А) благодаря настойчивости, согласно распоряжению, вопреки желанию, подобно животному, наперекор судьбе, наперерез врагу.
2) Предлог благодаря лексически связан с глаголом благодарить и употребляется при положительном результате, неправильно: «Благодаря крушению поезда пострадали люди.»

5. После предлога ПО в значении «после чего –либо имя существительное употреб.

5. После предлога ПО в значении «после чего –либо имя существительное употребляется в форме предложного падежа.
Запомните:
А) По прибытии в Москву;
Б) По окончании школы;
В) По завершении строительства;
Г) По истечении срока;
Д) По приезде в Венецию
Е) По прилёте в Москву.

6. Довольно часто встречаются предложения с ошибками в падежной форме существ.

6. Довольно часто встречаются предложения с ошибками в падежной форме существительного или местоимения после глагола.
Запомни:
А) оплатить телефон, оплатить проезд. (нельзя: оплатить за проезд)
Б) указать на недостатки
В) уделять внимание изучению
Г) отчитаться о проделанной работе
Д) скучать по вас, грустить по нас ( нельзя: грустить по вам,скучать по нам)

Е) поражаться (чему?) твоему терпению; ж) упрекать (в чём?) в неоправданном.

Е) поражаться (чему?) твоему терпению;
ж) упрекать (в чём?) в неоправданном бессердечии;
з) установить (что?) причины аварии.
Запомните управление при следующих именах существительных:
1) заведующий (чем?) кафедрой, лабораторией;
2) управляющий (чем?) банком, фирмой;
3) отзыв ( о чём?) о книге, о публикации;
4) Рецензия (на что?) на книгу, на публикацию.

7. Ошибки, связанные с нарушением связи между подлежащим и сказуемым. Запомни.

7. Ошибки, связанные с нарушением связи между подлежащим и сказуемым.
Запомните: подлежащее ТЕ (ВСЕ)+глагол-сказуемое во множественном числе;
Подлежащее КТО+ глагол-сказуемое в единственном числе.
1) Те, кто побывал в Кижах, видели каменную гряду в виде животного.
2) Все, кто побывал на Белом море, знают о начале зверобойного промысла.

8. Ошибки в построении предложений с косвенной речью. Косвенная речь- это сп.

8. Ошибки в построении предложений с косвенной речью.
Косвенная речь- это способ передачи чужой речи в виде придаточной части сложноподчинённого предложения.
1) Недопустимо смешивать в одном предложении прямую и косвенную речь.(Учитель поинтересовался, ЧТО КТО отсутствует в классе. – что-лишний союз.)
2)Недопустимо в предложении с косвенной речью употреблять в придаточной части союз ЧТО при наличии союза ЛИ:
Мама спросила, смогу ЛИ я помочь ей вымыть окна.

9. Недопустимо при переводе прямой речи в косвенную в придаточной части употр.

9. Недопустимо при переводе прямой речи в косвенную в придаточной части употреблять личное местоимение «Я»: местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменять местоимениями и глаголами в форме третьего лица.
1) В своих воспоминаниях Короленко писал, что ОН всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

10. Ошибки, связанные с нарушением видовременной соотнесённости глагольных ф.

10. Ошибки, связанные с нарушением видовременной соотнесённости глагольных форм.
Следует обратить особое внимание на проблему согласования времён глаголов в предложении: они должны быть в одной временной форме:

А.С. Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию – «испытанию любовью»- и этим раскрыл (раскрывает) истинную сущность своего героя.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

1) В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога.

Производные предлоги благодаря, вопреки, согласно, наперерез, наперекор, подобно требуют Д.п. (кому? чему?): согласно расписанию, наперерез врагу. Ошибка : согласно графика, вопреки ожидания.

2) Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже: в меру (чего?), в течение (чего?), в продолжение (чего?), в силу (чего?), в заключение (чего?), в виде (чего?), по причине (чего?), наподобие (чего?)

3) Запомнить: предлог по в значении «после чего-либо» употребляется только с П.п.: по истечении срока, по окончании лекции, по прибытии поезда, по приезде в Москву. Ошибка: по возвращению из отпуска, по прочтению книги.

Ошибки в употреблении предлогов

4) Смешение предлогов из и с (со), в и на, от и с, через и из-за

Ошибка: Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.

5) Отсутствие предлога. Ошибка: Нельзя не приклоняться его героизмом .

6) Наличие ненужного предлога. Ошибка: Автор описывает о событиях послевоенного времени.

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…», «каждый, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.

Все , кто смотрел на него, не могли не заметить…


мн.ч ед.ч ед.ч. мн.ч.


Ошибка: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

ИЛИ Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

2) В предложениях, где подлежащее выражено сочетанием слова большинство (меньшинство, несколько) и сущ. в Р.п. мн.ч., сказуемое употребляется в ед.ч., если сущ. неодушевленное: Большинство столов было занято; если при слове большинство имеется определение абсолютное, подавляющее: Подавляющее большинство регионов участвует в эксперименте.

Если сущ. обозначает одушевленный предмет или имеются однородные члены в составе подлежащего и сказуемого, то сказуемое употребляется во мн. ч.: Большинство учеников нашего класса участвовали в соревнованиях.

3) Употребление полной формы прилагательных вместо краткой

- в роли сказуемого выступают краткие формы прилагательных:

Сестра больна уже неделю. Ошибочно: Сестра больная уже неделю.

Эта фотография дорога нам. Ошибочно: Эта фотография дорогая нам.

4) Нарушение в роде несклоняемых существительных

Ошибка: Весь день пони катало в зоопарке детей (пони - м.р., поэтому «катал»)

5) Нарушение в роде аббревиатуры

Ошибка: МГУ было основано в 1755 году (МГУ – университет, поэтому «был основан»)

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное существительным.

В задании с буквой должны быть кавычки. Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п.

Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка». Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется.

Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».

Ошибка: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном» (Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном»)

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Часто в предложении при двух однородных членах (сказуемых) имеется общее дополнение. Такие конструкции правильны, если однородные сказуемые требуют одного падежа и предлога.

Ошибка: Я люблю и горжусь своей Родиной (люблю Родину В.п. и горжусь Родиной Т.п. – Я люблю Родину и горжусь ею)

2) в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи. Ошибка: я люблю рисовать и живопись

3) Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов и не смешиваются ли части разных союзов.

Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно.

Ошибка: если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.

Ошибка: Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику (Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику)

4) Нарушение однородности синтаксических элементов

Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи.

Ошибка: Набережная тянется вдоль Волги и очень красивая. Листья, осыпавшиеся с деревьев (причастный оборот) и которые устилали тропинку (придаточное предложение), совсем пожухли.

5) полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения:

Сестра была красива и грустна.

Ошибочно : Сестра была красива и грустная.

5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Ищем в заданиях с буквой причастный оборот. Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный? Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию.

Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.

2) смешение страдательных и действительных причастий: Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений. Ошибка: Задание, выполняющееся нами.

6. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие обозначает добавочное действие при основном (глагол-сказуемое).

Следует помнить:

глагол-сказуемое и деепричастие относятся к одному лицу или предмету!

Например : Испугавшись шума, стая птиц поднялась над водой.

(Стая – подлежащее, которое выполняет основное действие поднялась и добавочное действие испугавшись, т.е. испугалась)

. Часто деепричастный оборот употребляется в односоставном предложении, где подлежащее легко восстанавливается с помощью личных местоимений – я, мы, ты, вы:

Переходя дорогу, всегда стараюсь быть внимательным (говорящий я переходит дорогу и говорящий я старается быть внимательным).

. Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве (неопределенной форме глагола), когда действие выражено словами «можно», «нельзя»: Хорошо было лежать на траве, смотреть в небо, думая о будущем.

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (шляпа – подлежащее, которое выполняет основное действие слетела и не может выполнить добавочное действие спрыгнуть с подножки трамвая), т.е. сказуемое и деепричастие относятся к разным лицам.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот).

Убежав из дома, мальчик был найден родителями (деепричастный оборот относится к страдательному причастию найден – в этом случае субъекты действий не совпадают).

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь – способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. Создание косвенной речи является преобразованием прямой речи. В косвенной речи меняется форма местоимения: Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» (прямая речь). – Пушкин писал, что в «жестокий век восславил он свободу» (косвенная речь).

Ошибка : Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

8. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Вид у глагола бывает совершенным и несовершенным. Совершенный — это действие законченное, совершённое (вопрос: что Сделать? *видите «С» в вопросе — вот вам подсказка, что вид «Совершенный», тоже на «с»*). Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что делать?). Потому следите, чтобы эти два вида, а также времена глаголов совмещались корректно.

Ошибка: однородные глаголы-сказуемые имеют разный вид и форму разного времени (И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя; «подвергает» - наст. время и несовершенный вид (что делает?), а «раскрыл» - прош. время и совершенный вид (что сделал?))

9. Нарушение в построении сложноподчиненного предложения

Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного. Важно то, что от главного к придаточному можно задать вопрос. Если предложение сложноподчиненное, то связь в нем подчинительная, то есть при помощи подчинительных союзов и союзных слов: где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как, поэтому, потому, потому что, что, чтобы, для того чтобы, пока, до тех пор, пока, если, хотя, который…

1) Нарушение границ предложения

Ошибка: Когда я закончил читать эту книгу. Понял глубокий замысел автора (Я понял глубокий замысел автора, когда закончил читать книгу)

2) Разрыв между определяемым словом и придаточным предложением

Ошибка: Игру надо было закончить до темноты, которой мы увлеклись (Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить до темноты)

3) Неоправданное соседство двух подчинительных союзов или союзных слов

Ошибка: Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному Петербурга изображен в произведениях русских авторов (Читая классическую литературу, замечаешь, насколько по-разному Петербурга изображен в произведениях русских авторов)

4) Неоправданное употребление соотносительного слова «то»

Ошибка: Она говорила то, что в жизни много полезного и прекрасного ( Она говорила, что в жизни много полезного и прекрасного)

5) Одновременное использование подчинительного союза и частицы «ли» в роли союза

Ошибка: Незнакомец поинтересовался, что правильной ли дорогой он идет в усадьбу (Незнакомец поинтересовался, правильной ли дорогой он идет в усадьбу)

I. 1. Согласно (устав предприятия, приказ директора, постановление правительства, указ президента, желание большинства). 2. Благодаря (помощь и поддержка друзей, успешное стечение обстоятельств, забота родителей, полученные знания). 3. Вопреки (ожидания, здравый смысл, советы врача, мнение большинства, всё). 4. Наперекор (судьба, воля отца, обстоятельства). 5. По (возвращение из отпуска, приезд в столицу, окончание переговоров, прибытие на конференцию).
II. 1. Рецензия (книга, статья, спектакль). 2. Отзыв (диссертация, монография, работа). 3. Точка зрения (события, происходящее). 4. Анонс (спектакль, гастроли). 5. Вклад (развитие, искусство, наука). 6. Талант (живопись, музыка, шитьё). 7. Жажда (слава, знания). 8. Заведующий (кафедра, отдел).

I. 1. Согласно уставу предприятия, приказу директора, постановлению правительства, указу президента, желанию большинства. 2. Благодаря помощи и поддержке друзей, успешному стечению обстоятельств, заботе родителей, полученным знаниям. 3. Вопреки ожиданию, здравому смыслу, советам врача, мнению большинства, всему. 4. Наперекор судьбе, воле отца, обстоятельствам. 5. По возвращению из отпуска, приезду в столицу, окончанию переговоров, прибытию на конференцию.
II. 1. Рецензия на книгу, на статью, на спектакль. 2. Отзыв о диссертации, о монографии, о работе. 3. Точка зрения на события, на происходящее. 4. Анонс спектакля, гастролей. 5. Вклад в развитие, в искусство, в науку. 6. Талант живописца, музыканта, портного (?). 7. Жажда славы, знаний. 8. Заведующий кафедрой, отделом.

1) Согласно уставу предприятия, приказу директора, постановлению правительства, указу президента, желанию большинства. Благодаря помощи и поддержке друзей, успешному стечению обстоятельств, заботе родителей, полученным знаниям. Вопреки ожиданию, здравому смыслу, советам врача, мнению большинства, всему. Наперекор судьбе, воле отца, обстоятельствам. По возвращению из отпуска, приезду в столицу, окончанию переговоров, прибытию на конференцию.
2) Рецензия на книгу, на статью, на спектакль. Отзыв о диссертации, о монографии, о работе. Точка зрения на события, на происходящее.
Анонс спектакля, гастролей. Вклад в развитие, в искусство, в науку.
Талант живописца, музыканта, портного (Талант в живописи, в музыке, в шитье). Жажда славы, знаний. Заведующий кафедрой, отделом.

3. Отметьте номера предложений с ошибочными формами степеней сравнения.
1) Лето более красивее, чем зима.
2) Осень - самое красивое время года.
3) Байкал - самое глубочайшее озеро в мире.
4) Любовь - прекраснейшее из всех чувств.

4. В каком варианте пишется буква И?
1) н. кому остаться дома
2) н. за что не скажу
3) н. у кого попросить денег
4) н. которые люди

5. В каком варианте необходимо слитное написание?
1) (не)сколько книг
2) не(с)кем посоветоваться
3) ни(у)кого не спросил
4) ни(о)чем не думай

6. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:
- согласно (распоряжение, приказ, указание, решение);
А) распоряжению, приказу, указанию, решению
Б) распоряжения, приказа, указания, решения
- по (истечение) срока, по (приезд) в город.
А) по истечению срока, по приезду в город
Б) по истечении срока, по приезде в город

7. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:
- вопреки (предсказание, совет, уговор);
А) предсказания, совета, уговора
Б) предсказанию, совету, уговору
- по (прибытие) на метро, по (окончание) школы.
В) по прибытии на метро, по окончании школы.
Г) по прибытию на метро, по окончанию школы.

8. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:
благодаря (выступление, успех, знание);
А) выступлению, успеху, знанию
Б) выступления, успеха, знания
по (окончание) техникума, по(истечение) срока.
А) по окончании техникума, по истечении срока.
Б) по окончанию техникума, по истечению срока.

9. Найти в предложении нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
A) Летом небо на юге черное-черное, и звезды на нем как будто водили хоровод.
B) Он обхватил стакан обеими руками, чтобы согреть пальцы, и долго молчит.
C) Лесная дорога высохла и белела от пыли.
D) Громадное солнце едва успевало скатиться за лесное кольцо, а в небе уже мерцают две-три зеленые звезды.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: