Пмр как правовое государство

Обновлено: 23.04.2024

Основы конституционного строя ПМР — это основополагающие, базовые принципы, на которых строится приднестровская государственность, и в соответствии с которыми необходимо толковать и понимать все иные нормы Конституции. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя. Таких основ 15
1. Приоритет прав и свобод человека по отношению ко всем иным ценностям (статья 16). Человек и его права провозглашаются высшей ценностью общества и государства.
2. Суверенитет (статья 1). Приднестровье — это независимое государство, которое самостоятельно осуществляет власть на подконтрольной ему территории, принимает законы, исполняет их и обеспечивает их защиту правосудием.
3. Демократия (статья 1). Власть в Приднестровье должна осуществляется с учетом воли большинства граждан при защите прав меньшинства.
5. Высшая юридическая сила и прямое действие Конституции (статья 2). Конституция обязательна для применения на всей территории Приднестровья. Никакой другой документ не может ей противоречить
6. Равное для всех гражданство (статья 3). Все граждане Приднестровья обладают равными правами и несут равные обязанности
7. Равная защита всех форм собственности (статья 4). В Приднестровье существуют частная, государственная и муниципальная формы собственности. Все они в равной степени защищаются государством.
8. Исключительная государственная собственность на землю и недра (статья 5). Собственником земли, недр и полезных ископаемых может быть только государство. Граждане могут пользоваться ими лишь на праве аренды.

9. Разделение властей (статья 6). Власть в Приднестровье разделена на законодательную, исполнительную, судебную. Исполнительную власть осуществляет ПРАВИТЕЛЬСТВО; законодательную власть — Верховный Совет; судебную власть — суды. Президент я вляется орбитром власти. Все три ветви являются равновеликими. Ни одна из ветвей не имеет приоритета.
10. Местное самоуправление (статья 7). Органами местного самоуправления являются Советы народных депутатов и органы территориального общественного самоуправления, которые решают вопросы местного значения, исходя из интересов населения. Для этого они должны обладать соответствующими полномочиями и доходами.
11. Политический плюрализм выражается в многообразии в полит сфере(партии) и экономическом многообразии форм собственности.
12. Светское государство (статья 9). Никакая религия не может быть государственной либо обязательной. 13. Распространение норм международного права на ПМР (статья 10). Несмотря на то, что Приднестровье является непризнанным государством, оно добровольно, самостоятельно обязуется исполнять основополагающие нормы и принципы международного права.
14. Создание Вооруженных Сил (статья 11). Вооруженные Силы рассматриваются как гарант независимости Приднестровья.
15. Равный статус молдавского, русского и украинского языков(статья 12). Формально три языка обладают равным статусом, используются в делопроизводстве, на них ведутся судебные заседания.

С развитием государственности в ПМР идет формирование основных принципов правового государства.

Правовое государство не есть простое государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право, где устанавливается такой единый и обязательный для всех граждан правовой порядок, который обеспечивал бы им возможно меньшую зависимость от прихотей политиков.

С провозглашением 2 сентября 1990 г. Приднестровской Молдавской Республики и началось становление правового государства.

Самопровозглашение ПМР было в полном соответствии с нормами международного права и в самой демократической форме – путем всенародного референдума. Основные принципы и нормы формирования правового государства заложены в Конституции ПМР.

В статье 1 ПМР провозглашается демократическим правовым государством, где единственным источником власти признается народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум и свободные выборы), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Причем органы государственной власти и управления, местного самоуправления, должностные лица и граждане, общественные объединения должны подчиняться и соблюдать Конституцию и законы ПМР. Это означает, что и человек, и все общественные организации, и само

государство в ПМР должны неукоснительно соблюдать прав (правовые законы). В этом есть выражение одного из важнейших признаков правового государства.

Но в правовом гоударстве главенствует не любой закон, а только правовой , справедливый.

Законы не должны противоречить международным правовым стандартам. В Конституции ПМР в разделе 1 (статья10) указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права является составной частью правовой системы ПМР.

Государство должно принимать гуманные законы, которые способны принимать, гарантировать и надежно защищать права человека, свободу и равенство всех граждан. Они закреплены в Конституции ПМР. (Раздел II. Права, свободы, обязанности и гарантии человека и гражданина.) но нужно помнить, что права принадлежат нам естественно, от природы их не даруют нам государство. Примером могут служить принятые в нашем государстве Законы «О гражданстве», «О языках в ПМР», «О свободе совести и религиозных организациях», «О правах ребенка», «О печати», «Об охране труда и здоровья», «О государственном пенсионном обеспечении граждан ПМР» и др.

Законы в ПМР призваны отражать интересы большинства своих граждан служить людям, обществу обеспечивать их нормальную жизнь.

Насколько законы будут справедливыми гуманными действующими зависит от устройства гос-й власти. В правовом гос-ве действуют принцип разделения власти. Существует такое разделение, согласно Конституции ПМР, и в нашем государстве. Рездел I, Статья 6 «Государственная власть в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах своих полномочий самостоятельны».

Законодательным органом государственной власти ПМР является Верховнй Совет ПМР. Депутаты ВС избираются гражданами республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (статья60).

Исполнительная власть в Республике возглавляет Президент. Для осуществления своих полномочий в качестве главы исполнительной власти Президент ПМР формирует Правительство.

Главная задача исполнительной власти – проводить в жизнь, то есть исполнять принятые ВС решения.

Судебная власть в ПМР осуществляется судами посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства. Суд – это орган защиты права.

Как во всех правовых государствах , в ПМР действует Конституционный суд – орган конст-го контроля. Но гарантирует верховенство Конституции ПМР, ответственность гос-ва перед гражданином и гражданина перед гос-вом, обеспечивает свободу принципа разделения властей.

В ПМР всенародно выбран Президент. президент является главой нашего гос-ва и возглавляет исполнительную власть в Республике.

Разделение властей исключает возможность сосредоточение всех 3 ветвей власти в руках одной организации, партии и т.д. это один из основных признаков правового гос-ва, без которого невозможно верховенство права, ни незыблемость прав и свобод чел-ка.

Главная цель правового гос-ва – обеспечить гарантию прав и свобод граждан. Но для этого необходимо, чтобы и граждане в свою очередь проявляли уважение к законам и основным правовым институтам.

Таким образом, в ПМР есть все признаки для формирования правового гос-ва. Но это все находится на стадии становления. ПМР еще предстоит долгий и нелегкий путь, чтобы стать правовым гос-вом.

2. Государство, его основные признаки. Формы правления.

Билет № 2

1. Потребности человека.

2. Правовое государство, его основные признаки. Становление ПМР как праврвого государства.

Билет № 3

1. Способности человека.

2. Право, его роль в жизни человека и общества.

Билет № 4

1. Человек и культура.

2. Юридическая ответственность, ее виды.

Билет № 5

1. Взаимосвязь природы и общества.

2. Конституция ПМР - основной закон государства. Государственная символика.

Билет № 6

1. Особенности межличностных отношений.

2. Правонарушение, виды правонарушений.

Билет № 7

1. Общение. Культура общения.

2. Права человека. Защита прав человека – высшие ценности нашего общества и государства.

Билет № 8

1. Малая группа. Человек в группе.

2. Религия, атеизм и свобода совести.

Билет № 9

1. Общество. Основные сферы общественной жизни.

2. Глобальные проблемы человечества.

Билет № 10

1. Экономика и ее роль в жизни человека. Особенности развития экономической деятельности в Приднестровье.

2. Всеобщая декларация прав человека - общая характеристика.

Билет № 11

1. Рыночная экономика. Спрос и предложение.

2. Гражданин. Участие граждан в политической жизни.

Билет № 12

1. Социальная сфера жизни общества. Социальная политика. Политика Приднестровского государства в области социальных отношений.

2. Государство и экономика. Роль государства в развитии отечественной экономики.

Билет № 13

1. Социальные группы и общности.

2. Основные ценности и нормы морали. «Золотое правило нравственности».

Билет № 14

1. Нации и межнациональные отношения в современном мире. Особенности национальной политики нашего государства.

2. Семья. Правовые основы брака.

Билет № 15

1. Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Основы конституционного строя ПМР.

Основы конституционного строя ПМР — это основополагающие, базовые принципы, на которых строится приднестровская государственность, и в соответствии с которыми необходимо толковать и понимать все иные нормы Конституции. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя. Таких основ 15.

1. Приоритет прав и свобод человека по отношению ко всем иным ценностям (статья 16). Человек и его права провозглашаются высшей ценностью общества и государства. Если защита прав человека вступает в конфликт с любыми другими конституционными ценностями, то приоритет должен быть отдан правам человека.

Права человека провозглашаются «естественными и неотчуждаемыми». Это значит, что они существуют вне зависимости от того, закреплены они в данной конституции или нет, а также, что государство не вправе отчуждать или чрезмерно ограничивать эти права. Даже сами граждане не могут отказаться от этих прав.

2. Суверенитет (статья 1). Приднестровье — это независимое государство, которое самостоятельно осуществляет власть на подконтрольной ему территории, принимает законы, исполняет их и обеспечивает их защиту правосудием.

3. Демократия (статья 1). Власть в Приднестровье должна осуществляется с учетом воли большинства граждан при защите прав меньшинства. В Приднестровье должны регулярно проводиться свободные выборы во все высшие органы государственной власти. По основным вопросам общественно-политической жизни могут проводиться общегосударственные либо местные референдумы.

4. Народовластие (статья 1). Данный принцип имеет декларативный характер. Его задача — легитимировать действующую власть. Из этого принципа не вытекает никаких субъективных прав и юридических обязанностей. Положение о том, что «никто не может присваивать власть[…] Захват власти или присвоение властных полномочий является тягчайшим преступлением против народа» действует только в том случае, если попытка захвата власти потерпела поражение.

5. Высшая юридическая сила и прямое действие Конституции (статья 2). Конституция обязательна для применения на всей территории Приднестровья. Никакой другой документ не может ей противоречить. Для применения Конституции не требуется никаких дополнительных, уточняющих законов. Все её нормы действуют прямо и непосредственно.

6. Равное для всех гражданство (статья 3). Все граждане Приднестровья обладают равными правами и несут равные обязанности. Граждане ПМР могут иметь множественное гражданство. Никто не может быть лишен гражданства ПМР.

7. Равная защита всех форм собственности (статья 4). В Приднестровье существуют частная, государственная и муниципальная формы собственности. Все они в равной степени защищаются государством. При возникновении коллизии между собственниками, никто не может иметь преимущества лишь на том основании, что одна форма собственности «важнее» другой.

8. Исключительная государственная собственность на землю и недра (статья 5). Собственником земли, недр и полезных ископаемых может быть только государство. Граждане могут пользоваться ими лишь на праве аренды.

9. Разделение властей (статья 6). Власть в Приднестровье разделена на законодательную, исполнительную, судебную. Исполнительную власть осуществляют Президент и подконтрольные ему министерства и ведомства; законодательную власть — Верховный Совет; судебную власть — суды. Все три ветви являются равновеликими. Ни одна из ветвей не имеет приоритета.

Полномочия между органами государственной власти должны распределяться так, чтобы ни один из органов не обладал слишком большим объёмом полномочий, и не мог бы узурпировать власть, уничтожив при этом и разделение властей, и свободу как таковую.

10. Местное самоуправление (статья 7). Органами местного самоуправления являются Советы народных депутатов и органы территориального общественного самоуправления, которые решают вопросы местного значения, исходя из интересов населения. Для этого они должны обладать соответствующими полномочиями и доходами.

Однако Глава 4 Конституции противоречит статье 7 и данному принципу. В соответствии с Главой 4, Советы народных депутатов и местные администрации являются органами государственного управления, не обладают необходимыми им полномочиями и финансовыми средствами, а главы госадминистраций городов и районов не выбираются населением, а назначаются Президентом.

11. Политический плюрализм (статья 8). Никакая идеология не является государственной либо обязательной. Партии, общественные объединения и граждане вправе исповедовать и распространять любую идеологию, за исключением разжигающих национальную, социальную либо расовую рознь, ненависть или вражду.




12. Светское государство (статья 9). Никакая религия не может быть государственной либо обязательной. Государство отделено от церкви и не вмешивается в вопросы религии. Все религиозные объединения обладают равными правами.

13. Распространение норм международного права на ПМР (статья 10). Несмотря на то, что Приднестровье является непризнанным государством, оно добровольно, самостоятельно обязуется исполнять основополагающие нормы и принципы международного права. Международные акты, в которых эти нормы закреплены, рассматриваются Приднестровьем, как часть правовой системы страны. При этом эти акты имеют приоритет по отношению к внутреннему законодательству.

14. Создание Вооруженных Сил (статья 11). Вооруженные Силы рассматриваются как гарант независимости Приднестровья. Порядок их создания и деятельности определяется законом.

15. Равный статус молдавского, русского и украинского языков (статья 12). Формально три языка обладают равным статусом, используются в делопроизводстве, на них ведутся судебные заседания. Однако на практике это положение является декларативным. Весь документооборот ведется на русском языке. На украинском и молдавском языках издаются отдельные документы и ведется несколько передач на ТВ ПМР. При этом даже эти документы и передачи на украинском и молдавском практически невостребованы.

2. Добро и зло - основные понятия этики. Моральный выбор.

Большинство народов мира сейчас имеют неко­торые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скром­ность, гуманизм, мудрость и др. Качества, кото­рые вызывают порицание у многих народов (по­роки), — глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т.д.

Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее об­щие понятия, которые позволяют оценивать дей­ствия и поступки людей. Добро — главная цен­ность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.

У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственно­сти за выбранный путь.

Существует множество определений морали - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу в целом; система норм, санкций, оценок, предпи­саний, образцов поведения; потребности и уста­новки индивида, его поступки в соответствии с существующими в данной группе представлени­ями о добре и зле. Очень близкими понятию мо­рали являются нравственность, совесть, этика.

В обществе обычно не бывает специальных орга­низаций, ведающих моралью. Мораль должна поддерживаться общественным мнением, кото­рое создает духовную атмосферу. Нравственный идеал всегда зависит от конкретного общества и исторического периода (при наличии общих ос­нов). Идеал — это образ должного в существую­щем, обозначение того состояния, к которому должно стремиться человечество и человек.

Особенность морали состоит в том, что она ос­нована на ценностях - предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полно­го согласия человека с действительностью и са­мим собой). Отсюда исходят: доброта, великоду­шие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т.п. Все эти ценности можно назвать добродетелями. Им противостоятпороки — ненависть, зависть, гор­дыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т.п.

Нравственное самосовершенствование состоит в изменении пропорций злого и доброго в самом себе в сторону первого, но для этого необходимо сделать личный моральный выбор.

Моральный выбор начинается тогда, когда че­ловек сталкивается с необходимостью действо­вать «правильно», т.е. в соответствии с нравствен­ными ценностями и нормами. Он связан с тем, какой системы ценностей придерживается тот или иной человек. Свобода создает предпосылки для определения человеком целей и средств, на­правлений и характера своих поступков.

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Признаки правового государства:

§ главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

§ равенство всех перед законом;

§ разделение властей на три ветви;

§ реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

§ признание прав и свобод человека высшей ценностью;

§ взаимная ответственность личности и государства;

§ политический и идеологический плюрализм;

§ стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

§ господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;

§ признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

§ взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;

§ разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;

§ разграничение полномочий между органами власти различных уровней;

§ контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: