Пленум верховного суда разъяснил правила проведения митингов в россии

Обновлено: 25.04.2024

Пленум Верховного суда утвердил новое постановление, в котором объяснил, как правильно согласовать митинг, как себя на нем вести и как, напротив, поступать не стоит. Ко второму чтению редакционная комиссия внесла в документ ряд изменений.

Пленум Верховного суда впервые дал разъяснения на эту тему – этому поспособствовало поручение президента Владимира Путина, которое он дал в декабре 2017 года по итогам заседания Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).

Документ условно состоит из двух частей. Первая из них подробно описывает процесс согласования публичного мероприятия и подробно отвечает на вопросы, когда нужно уведомить власти о проведении митинга, где можно его провести и как обжаловать отказ в согласовании в судебном порядке.

Второй важный блок разъяснений, которые дал Пленум ВС, по делам об административных правонарушениях, связанных с применением законов о публичных мероприятиях. В числе прочего Верховный суд рассказал, как не стоит вести себя на митингах и в каком виде на них лучше не появляться. Также Пленум напоминает, что принуждение к посещению любого публичного мероприятия является незаконным, а сразу несколько пикетов в одном месте можно приравнять к митингу.

Подробно об основных моментах документа мы писали в материале "Диалог власти и общества: Пленум ВС дал свои разъяснения о митингах". Ко второму чтению Пленум ВС вычеркнул из документа некоторые положения – например, по вопросу проведения нескольких публичных мероприятий в одном месте. Как объяснил судья-докладчик Владимир Меркулов, такое разъяснение преждевременно, поскольку этот вопрос подлежит урегулированию на законодательном уровне.

Кроме того, из постановления исключили пункт о необходимости для истца доказать факт нарушения прав при оспаривании предложения властей об изменении времени или места проведения публичного мероприятия.

C текстом Постановления Пленума Верховного суда от 26 июня 2018 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" можно ознакомиться здесь.

МОСКВА, 21 июня. /ТАСС/. Проведение митингов и шествий должно считаться согласованным, если власти в течение трех дней после уведомления об их проведении не внесли предложений об изменении их места или формата.

Об этом говорится в разработанном пленумом Верховного суда РФ постановлении с разъяснениями по спорам о проведении публичных мероприятий.

Пленум отметил, что закон о шествиях и митингах предусматривает четкие сроки согласования публичных акций. "Если в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц органом публичной власти не доведено до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места или времени проведения публичного мероприятия или предложение об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям публичное мероприятие может расцениваться как согласованное", - отметил пленум ВС в разъяснении судьям.

Исключением является случай, когда организатор публичного мероприятия уклоняется от получения соответствующего предложения.

Пленум обратил внимание судов "на недопустимость доведения до сведения организатора публичного мероприятия предложения об изменении места или времени проведения публичного мероприятия по истечении трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия". Закон не предусматривает продления срока, даже если один из трех дней приходится на выходной, пояснил пленум.

В связи с этим "органу публичной власти следует использовать все доступные ему средства связи и доставки, позволяющие довести в указанный срок содержание названных документов до сведения организатора публичного мероприятия с фиксацией факта получения соответствующей информации адресатом", отмечается в проекте разъяснений пленума ВС.

В свою очередь и для организаторов публичных акций закон устанавливает жесткие сроки для уведомления о проведении мероприятия - оно должно быть получено органом власти не ранее дня, после которого остается 15 дней до проведения мероприятия, и не позднее дня, после которого остается 10 дней до мероприятия.
Если последний день срока подачи уведомления совпадает с нерабочим днем, то уведомление подается в предыдущий рабочий день. Уведомление, поданное за пределами срока, не подлежит рассмотрению, о чем организатор мероприятия должен быть незамедлительно уведомлен, но это не лишает его права на повторное обращение. При этом сроки подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не включают дни направления уведомления и проведения публичных мероприятий.

Пленум также напомнил о сокращенных сроках обращения с иском в суд для оспаривания отказа в согласовании публичного мероприятия, предложения об изменении места или времени его проведения либо предложения об устранении несоответствия целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям закона, сокращенного срока для направления судом копий определения о принятии к производству административного иска, срока на его рассмотрение и составление мотивированного решения об отказе в удовлетворении иска, незамедлительному вручению сторонам копий решения по административному делу, рассмотренному до дня или в день проведения публичного мероприятия, а также после немедленного исполнения решения суда, если действия органа власти по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия, а также с вынесенным предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения признаны незаконными.

Об административном аресте нарушителей

Пленум Верховного суда России считает, что административный арест за нарушения в ходе митингов и других публичных акций допустим лишь в исключительных случаях, а назначаемые гражданам штрафы могут быть ниже предусмотренных статьей КоАП.

"При решении вопроса о назначении виновному в нарушении законодательства РФ о публичных мероприятиях лицу административного наказания необходимо иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами", - отмечается в тексте проекта.
Пленум напомнил, что КоАП предусматривает в отношении граждан по статьям 5.38 и 20.2 ("Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством РФ" и "Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования") возможность назначения наказания в виде административного штрафа ниже минимального уровня, предусмотренного этими статьями (в отношении должностных лиц и юридических лиц - только санкции ч. 3, 4, 6.1-8 ст. 20.2 КоАП РФ) в случае признания его виновным.
Кроме того, пленум намерен обратить внимание судей на то, что административный арест за административные правонарушения, связанные с организацией и проведением публичных мероприятий либо участием в них, "назначается лишь в исключительных случаях, в том числе когда применение иного более мягкого административного наказания из числа предусмотренных санкцией подлежащей применению статьи не будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания".

В свою очередь для применения введенных шесть лет назад обязательных работ за совершение административных правонарушений во время проведения публичных мероприятий (предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ), "судам необходимо исследовать вопрос о наличии вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо иных подобных последствий, а также причинно-следственную связь между совершенными действиями и наступившими последствиями".

О незаконном отказе в проведении митинга

Заведомо незаконный отказ в проведении митинга или другого публичного мероприятия (шествия, демонстрации и т. д.) является административным правонарушением, равно как и попытки других лиц не дать провести законное мероприятие, говорится также в подготовленном проекте постановления пленума Верховного суда РФ.
"Воспрепятствование организации или проведению публичного мероприятия состоит в недопущении либо незаконном создании препятствий для реализации организатором или участниками публичного мероприятия прав, предусмотренных законодательством РФ о публичных мероприятиях", - говорится в тексте проекта.
При решении вопроса о наличии в действиях или бездействии должностного лица признаков состава административного правонарушения по ст. 5.38 КоАП РФ ("Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствие с законодательством РФ, либо участию в них") "следует учитывать, что воспрепятствование организации или проведению публичного мероприятия может иметь место, в частности, при уклонении от получения уведомления о проведении публичного мероприятия; заведомо незаконном отказе в проведении публичного мероприятия; недоведении до сведения организатора публичного мероприятия информации об установленной норме предельной заполняемости территории".

Также речь идет о неназначении уполномоченного представителя органа власти для содействия в проведении публичного мероприятия и необеспечении совместно с организатором акции и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан.

К воспрепятствованию проведению публичного мероприятия, по оценке пленума ВС РФ, "следует относить действия не являющихся участниками публичного мероприятия граждан, нарушающие нормальный ход публичного мероприятия и затрудняющие или исключающие достижение его целей".

Такие действия могут представлять собой громкие крики и звуки с целью невозможности доведения мнений участников публичного мероприятия, уничтожение или повреждение плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Воспрепятствованием участию в публичном мероприятии может быть расценен и запрет прохода гражданина к месту проведения акции путем незаконного создания заслонов, ограждений, а также в недопущении выражения участником публичного мероприятия своего мнения способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.

В то же время действия должностного лица, "например, при использовании <. >материально-технических средств для осуществления деятельности, препятствующей проведению публичного мероприятия; привлечении лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, к недопущению людей к месту проведения согласованного и проводимого в соответствии с законом публичного мероприятия; выделении сил охраны правопорядка для неправомерного приостановления или прекращения публичного мероприятия" при наличии к тому оснований могут быть квалифицированы в качестве преступления по ст. 149 УК РФ ("Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия").

По этой же статье УК, говорится в проекте постановления, могут квалифицироваться действия должностного лица для принуждения к участию в публичном мероприятии, "например, путем угрозы увольнения с работы, переводом на нижеоплачиваемую должность, лишением премии, надбавки, применения мер взыскания и т. п., либо с применением насилия".

За последние 10 лет, согласно судебной статистике, российские суды рассмотрели 110 дел по ст. 5.38 КоАП РФ, по которым подверглись административным наказаниям 39 граждан и должностных лиц.

Как правильно организовать митинг, как себя на нем вести и как отстоять свои интересы в суде, если что-то пошло не так, – на эти и другие вопросы ответил Пленум Верховного суда, который сегодня обсудил новое тематическое постановление об административной ответственности за нарушение правил проведения митингов и прочих публичных акций.

Пленум Верховного суда впервые дал разъяснения на эту тему – поспособствовало этому поручение президента Владимира Путина, которое он дал в декабре 2017 года по итогам заседания Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).

Судья Верховного суда Владимир Меркулов, который представил проект, заявил, что разъяснения необходимы для единообразия судебной практики и цивилизованного диалога общества и власти.

Как правильно согласовать митинг: инструкция от Пленума ВС

Документ условно состоит из двух частей, первая из которых подробно описывает процесс согласования публичного мероприятия, а также разъясняет порядок обжалования возможного отказа в судебном порядке.

Когда нужно уведомить о митинге?

Один из спорных вопросов – срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. Пленум ВС напоминает, что уведомление о проведении публичного мероприятия должно быть получено госорганом не ранее дня, после которого остается 15 дней до дня, в который планируется митинг, и не позднее дня, после которого остается 10 дней до дня встречи. Если последний день для подачи заявки воскресенье или другой нерабочий праздничный день, уведомление нужно подать в последний рабочий день до этого момента. Уведомление, поданное за пределами этих сроков, не подлежит даже рассмотрению, и госорган должен незамедлительно уведомить заявителя об этом.

Где можно провести митинг?

Пленум указывает, что проведение митинга на территории частной собственности, например, в торговом центре, не освобождает его организаторов от обязанности уведомить власть. У властей также есть право отказать в проведении митинга в предложенном месте, но при этом они должны предложить альтернативное место, и мотивированное предложение о замене места не может считаться отказом в проведении митинга. Если в течение трех дней не сообщили о изменении места, то публичное мероприятие может расцениваться как согласованное за исключением случаев, когда организатор уклоняется от получения соответствующих предложений.

Может ли митинг мешать жизни города?

Пленум Верховного суда утверждает: да, может. Судам необходимо учитывать, что, например, неудобства, связанные с необходимостью временного изменения маршрутов движения транспорта или помехи движению пешеходов не могут расцениваться в качестве уважительной причины предложения об изменении места проведения митинга. В то же время, если акция будет опасной для дорожно-транспортной безопасности, он должен быть перенесен.

Когда власти могут отказать в проведении митинга?

ВС указывает, меры, принимаемые органами публичной власти в ходе реализации полномочий по согласованию проведения публичного мероприятия, должны предусматривать наименьшую степень вмешательства в право проведения мирных публичных мероприятий. Судам следует учитывать, что решения органов публичной власти по вопросам согласования акций должны основываться на законе, отвечать принципам необходимости, пропорциональности, недискриминации и не препятствовать открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных мероприятий.

В связи с этим Пленум ВС указывает, что власти вправе отказать в согласовании митинга, когда о нем уведомило лицо, не имеющее права быть его организатором, либо если митинг планируется провести в месте, где публичные акции запрещены.

Кто может обжаловать отказ в согласовании митинга?

Зачастую у организаторов и госорганов возникают разногласия – не все заявки получают одобрение. Возможность обжалования такого отказа законом предусмотрена, но у судов также возникают расхождения в том, как рассматривать такие дела. Оспорить решение об отказе в проведении митинга может организатор, его уполномоченное лицо или прокурор. Административное исковое заявление может быть подано в суд по месту нахождения административного ответчика вне зависимости от места проведения митинга. Кроме того, такой иск может быть подан коллективно.

Поведение, достойное гражданина

Второй важный блок разъяснений, которые дал Пленум ВС, по делам об административных правонарушениях, связанных с применением законов о публичных мероприятиях. В числе прочего, Верховный суд рассказал, как не стоит вести себя на митингах и в каком виде на них лучше не появляться.

Начальство просит сходить на митинг – законно?

Нет. Разъяснения Верховного суда, в числе прочего, затрагивают и вопросы привлечения к административной ответственности за такие действия (ст. 5.38 КоАП). При этом судам следует учитывать, что такие действия квалифицируются в качестве административного правонарушения, если были осуществлены должностным лицом с использованием своего служебного положения, например, путем угрозы увольнением с работы, переводом на нижеоплачиваемую должность, лишением премии, надбавки, применения мер взыскания и т. п., либо с применением насилия или с угрозой его применения. Такие действия содержат признаки уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 149 Уголовного кодекса.

Перекричать толпу

Пленум ВС разъяснил, что по ст. 5.38 КоАП можно привлечь к ответственности не только за принуждение к участию в митинге, но и за воспрепятствование его проведению. К таким, говорится в тексте проекта, следует относить действия не являющихся участниками публичного мероприятия граждан, нарушающие нормальный ход публичного мероприятия и затрудняющие или исключающие достижение его целей.

Такие действия могут представлять собой в том числе издание громких криков и звуков с целью невозможности доведения мнений участников публичного мероприятия и их требований до сведения конкретного лица, организации, органа публичной власти, которым они адресованы; уничтожение или повреждение плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации, быстровозводимых сборно-разборных конструкций.

Закрыл лицо – заплатишь штраф

Верховный суд напоминает, что использование масок, шарфов и иных предметов для того, чтобы закрыть лицо, может расцениваться как объективная сторона административного правонарушения. Но ответственность за такие действия наступит, только если целью этих действий было именно затруднение определения личности. Для установления наличия такой цели судьям следует учитывать используемые способы и средства маскировки, реагирование участников публичного мероприятия на замечания уполномоченных лиц и наступившие последствия в том числе с точки зрения обеспечения безопасности и общественного порядка.

Слишком много людей

Согласно предложенным разъяснениям, организатор акции, проведенной с превышением заявленной численности ее участников, может быть привлечен к административной ответственности лишь в случае наличия реальной угрозы общественной безопасности. Например, когда организатор понял, что пришло много людей, но не предпринял никаких действий для того, чтобы обеспечить дополнительную безопасность.

Неодиночные пикеты

По общему правилу уведомление об одиночном пикете не требуется – это отличает такое мероприятия от митингов. При этом, отмечает ВС, совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному делу одним публичным мероприятием.

Административная ответственность за несогласованное проведение публичных мероприятий может наступить, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, "с достаточной очевидностью" объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы.

При этом доказать в суде, что пикетчики на самом деле связаны одной целью, должны органы власти.

Справедливое наказание

Пленум ВС указывает: при назначении административного наказания судам необходимо иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При этом административный арест по этой категории дел должен назначаться лишь в исключительных случаях, в том числе когда применение иного, более мягкого административного наказания не будет соответствовать целям и задачам законодательства.

Комментируя проект постановления Пленума, Михаил Сорокин, судья Нижегородского областного суда, призвал к скорейшему принятию разъяснений. По его словам, российские суды должны работать "без права на ошибку", потому что многие дела об административных нарушениях на митингах в итоге доходят до ЕСПЧ. А такой "единый системный документ", как постановление Пленума, поспособствует балансу публичных и частных интересов и облегчит для судов рассмотрение спорной категории дел. Разъяснения также поддержали замминистра юстиции Алу Алханов и заместитель генерального прокурора Леонид Коржинек.

Сообщается, в частности, что оспорить действия и решения по приостановлению, прекращению публичного мероприятия вправе его организатор, лицо, уполномоченное организатором, прокурор, участники данного мероприятия, чьи права на проведение публичного мероприятия нарушены, в том числе путем предъявления коллективного административного иска. Административное исковое заявление может быть подано в суд по месту нахождения административного ответчика независимо от места проведения публичного мероприятия.

Административные дела об оспаривании отказа в согласовании проведения публичного мероприятия, обоснованного предложения об изменении места или времени его проведения подлежат рассмотрению в максимально короткие сроки, позволяющие принять решение до дня проведения публичного мероприятия, но не позднее десяти дней со дня поступления в суд административного искового заявления.

Уведомление о проведении публичного мероприятия должно быть получено органом публичной власти не ранее дня, после которого остается 15 дней до дня, в который планируется проведение публичного мероприятия, и не позднее дня, после которого остается 10 дней до дня, в который планируется проведение публичного мероприятия. Если последний день срока подачи уведомления совпадает с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем, то уведомление подается в рабочий день, предшествующий данному дню, в рамках установленного срока. Уведомление, поданное за пределами установленного периода, не подлежит рассмотрению.

Не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора обоснованного предложения об изменении места или времени его проведения, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям законодательства, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия запретов, предусмотренных законодательством.

Неудобства, связанные с необходимостью временного изменения маршрутов движения транспорта, помехи движению пешеходов не могут расцениваться в качестве уважительной причины предложения об изменении места или времени проведения публичного мероприятия, если условия дорожного движения и поведение всех участников этого движения будут находиться в пределах допустимых норм и не будут способствовать возникновению дорожно-транспортных происшествий.

Орган публичной власти обязан представить суду доказательства, подтверждающие наличие конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте или в заявленное время. При этом суд не вправе признать обоснованным такое предложение со ссылкой на иные обстоятельства, не указанные в этом предложении.

Изменение органом публичной власти согласованных ранее места, времени и условий проведения публичного мероприятия не допускается. Изменение организатором места, времени, цели, формы и иных условий проведения публичного мероприятия, определенных в рамках согласительных процедур, требует подачи нового уведомления.

Сокрытие участниками публичного мероприятия своего лица (его части), в том числе путем использования масок, средств маскировки, иных предметов, может составлять объективную сторону состава соответствующего административного правонарушения в том случае, если данные предметы используются именно в целях затруднения определения их личностей.

Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в Интернете допускаются с разрешения судьи в установленном им порядке.

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.

Как правильно организовать митинг, как себя на нем вести и как отстоять свои интересы в суде, если что-то пошло не так, – на эти и другие вопросы ответил Пленум Верховного суда, который сегодня обсудил новое тематическое постановление об административной ответственности за нарушение правил проведения митингов и прочих публичных акций.

Пленум Верховного суда впервые дал разъяснения на эту тему – поспособствовало этому поручение президента Владимира Путина, которое он дал в декабре 2017 года по итогам заседания Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).

Судья Верховного суда Владимир Меркулов, который представил проект, заявил, что разъяснения необходимы для единообразия судебной практики и цивилизованного диалога общества и власти.

Как правильно согласовать митинг: инструкция от Пленума ВС

Документ условно состоит из двух частей, первая из которых подробно описывает процесс согласования публичного мероприятия, а также разъясняет порядок обжалования возможного отказа в судебном порядке.

Один из спорных вопросов – срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. Пленум ВС напоминает, что уведомление о проведении публичного мероприятия должно быть получено госорганом не ранее дня, после которого остается 15 дней до дня, в который планируется митинг, и не позднее дня, после которого остается 10 дней до дня встречи. Если последний день для подачи заявки воскресенье или другой нерабочий праздничный день, уведомление нужно подать в последний рабочий день до этого момента. Уведомление, поданное за пределами этих сроков, не подлежит даже рассмотрению, и госорган должен незамедлительно уведомить заявителя об этом.

Пленум указывает, что проведение митинга на территории частной собственности, например, в торговом центре, не освобождает его организаторов от обязанности уведомить власть. У властей также есть право отказать в проведении митинга в предложенном месте, но при этом они должны предложить альтернативное место, и мотивированное предложение о замене места не может считаться отказом в проведении митинга. Если в течение трех дней не сообщили о изменении места, то публичное мероприятие может расцениваться как согласованное за исключением случаев, когда организатор уклоняется от получения соответствующих предложений.

Пленум Верховного суда утверждает: да, может. Судам необходимо учитывать, что, например, неудобства, связанные с необходимостью временного изменения маршрутов движения транспорта или помехи движению пешеходов не могут расцениваться в качестве уважительной причины предложения об изменении места проведения митинга. В то же время, если акция будет опасной для дорожно-транспортной безопасности, он должен быть перенесен.

ВС указывает, меры, принимаемые органами публичной власти в ходе реализации полномочий по согласованию проведения публичного мероприятия, должны предусматривать наименьшую степень вмешательства в право проведения мирных публичных мероприятий. Судам следует учитывать, что решения органов публичной власти по вопросам согласования акций должны основываться на законе, отвечать принципам необходимости, пропорциональности, недискриминации и не препятствовать открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных мероприятий.

В связи с этим Пленум ВС указывает, что власти вправе отказать в согласовании митинга, когда о нем уведомило лицо, не имеющее права быть его организатором, либо если митинг планируется провести в месте, где публичные акции запрещены.

Зачастую у организаторов и госорганов возникают разногласия – не все заявки получают одобрение. Возможность обжалования такого отказа законом предусмотрена, но у судов также возникают расхождения в том, как рассматривать такие дела. Оспорить решение об отказе в проведении митинга может организатор, его уполномоченное лицо или прокурор. Административное исковое заявление может быть подано в суд по месту нахождения административного ответчика вне зависимости от места проведения митинга. Кроме того, такой иск может быть подан коллективно.

Поведение, достойное гражданина

Второй важный блок разъяснений, которые дал Пленум ВС, по делам об административных правонарушениях, связанных с применением законов о публичных мероприятиях. В числе прочего, Верховный суд рассказал, как не стоит вести себя на митингах и в каком виде на них лучше не появляться.

Нет. Разъяснения Верховного суда, в числе прочего, затрагивают и вопросы привлечения к административной ответственности за такие действия (ст. 5.38 КоАП). При этом судам следует учитывать, что такие действия квалифицируются в качестве административного правонарушения, если были осуществлены должностным лицом с использованием своего служебного положения, например, путем угрозы увольнением с работы, переводом на нижеоплачиваемую должность, лишением премии, надбавки, применения мер взыскания и т. п., либо с применением насилия или с угрозой его применения. Такие действия содержат признаки уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 149 Уголовного кодекса.

Пленум ВС разъяснил, что по ст. 5.38 КоАП можно привлечь к ответственности не только за принуждение к участию в митинге, но и за воспрепятствование его проведению. К таким, говорится в тексте проекта, следует относить действия не являющихся участниками публичного мероприятия граждан, нарушающие нормальный ход публичного мероприятия и затрудняющие или исключающие достижение его целей.

Такие действия могут представлять собой в том числе издание громких криков и звуков с целью невозможности доведения мнений участников публичного мероприятия и их требований до сведения конкретного лица, организации, органа публичной власти, которым они адресованы; уничтожение или повреждение плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации, быстровозводимых сборно-разборных конструкций.

Верховный суд напоминает, что использование масок, шарфов и иных предметов для того, чтобы закрыть лицо, может расцениваться как объективная сторона административного правонарушения. Но ответственность за такие действия наступит, только если целью этих действий было именно затруднение определения личности. Для установления наличия такой цели судьям следует учитывать используемые способы и средства маскировки, реагирование участников публичного мероприятия на замечания уполномоченных лиц и наступившие последствия в том числе с точки зрения обеспечения безопасности и общественного порядка.

Согласно предложенным разъяснениям, организатор акции, проведенной с превышением заявленной численности ее участников, может быть привлечен к административной ответственности лишь в случае наличия реальной угрозы общественной безопасности. Например, когда организатор понял, что пришло много людей, но не предпринял никаких действий для того, чтобы обеспечить дополнительную безопасность.

По общему правилу уведомление об одиночном пикете не требуется – это отличает такое мероприятия от митингов. При этом, отмечает ВС, совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному делу одним публичным мероприятием.

Административная ответственность за несогласованное проведение публичных мероприятий может наступить, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, "с достаточной очевидностью" объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы.

При этом доказать в суде, что пикетчики на самом деле связаны одной целью, должны органы власти.

Пленум ВС указывает: при назначении административного наказания судам необходимо иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При этом административный арест по этой категории дел должен назначаться лишь в исключительных случаях, в том числе когда применение иного, более мягкого административного наказания не будет соответствовать целям и задачам законодательства.

Комментируя проект постановления Пленума, Михаил Сорокин, судья Нижегородского областного суда, призвал к скорейшему принятию разъяснений. По его словам, российские суды должны работать "без права на ошибку", потому что многие дела об административных нарушениях на митингах в итоге доходят до ЕСПЧ. А такой "единый системный документ", как постановление Пленума, поспособствует балансу публичных и частных интересов и облегчит для судов рассмотрение спорной категории дел. Разъяснения также поддержали замминистра юстиции Алу Алханов и заместитель генерального прокурора Леонид Коржинек.

C текстом Постановления Пленума Верховного суда от 26 июня 2018 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" можно ознакомиться здесь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: