Пленум верховного суда о воинской обязанности и военной службе

Обновлено: 25.04.2024

В статье проанализирована судебная практика по применению законодательства о воинской обязанности, воинской службе и статусе военнослужащих. Представленный материал будет полезен для бухгалтерских служб и руководителей учреждений силовых министерств и ведомств.

Пленум Верховного Суда в целях единообразия применения судами законодательства РФ о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих привел свои разъяснения в Постановлении от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - Постановление N 8). В данном документе все вопросы объединены в тематические подборки, в которых рассмотрены:
- подсудность военными судами гражданских дел, дел об административных правонарушениях и материалов о грубых дисциплинарных проступках;
- заключение контракта о прохождении военной службы;
- назначение на воинские должности, зачисление военнослужащих в распоряжение командиров (начальников);
- выплата денежного довольствия и иные выплаты;
- реализация права на отдых;
- реализация права на жилище;
- предоставление социальных гарантий и компенсаций при исполнении обязанностей военной службы;
- материальная и иные виды ответственности военнослужащих;
- порядок увольнения с военной службы.
Более подробно мы остановимся только на некоторых разделах, которые касаются выплаты денежного довольствия и предоставления социальных гарантий и компенсаций при исполнении обязанностей военной службы.

Выплата денежного довольствия

В соответствии с ч. 1, 2 и 28 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ и п. п. 10 и 11 ст. 38 Федерального закона N 53-ФЗ денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы. Оно подлежит выплате начиная с момента начала военной службы и по день исключения из списков личного состава воинской части в связи с окончанием военной службы.
--------------------------------
Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Пленум Верховного Суда в п. 17 Постановления N 8 обращает внимание на то, что денежное довольствие и другие выплаты считаются выданными военнослужащему в день их получения в финансовой службе воинской части (уполномоченном финансовом органе) либо в день поступления (зачисления) денежных средств на банковский (карточный) счет военнослужащего. Таким образом, ссылки на тот факт, что платежные поручения о перечислении денежных средств представлены в ОФК или отделения банка, не являются основанием того, что денежное довольствие выплачено.
Далее при рассмотрении вопросов, связанных с выплатой денежного довольствия военнослужащим, Пленум Верховного Суда обращает внимание на ч. 24 и 28 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ. В соответствии с нормами, приведенными в данной статье, в период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника) ему выплачиваются оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет в установленном порядке.
В случае прохождения военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов и процентных надбавок.

Обратите внимание! Истечение срока нахождения военнослужащего в распоряжении командира (начальника), предусмотренного п. 4 ст. 42 Федерального закона N 53-ФЗ и ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы , не может являться основанием для прекращения выплаты военнослужащему денежного довольствия (п. 18 Постановления N 8).
--------------------------------
Утверждено Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237.

В п. 19 Постановления N 8 рассматривается вопрос выплаты денежного довольствия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами. В частности, отмечается: необходимо учитывать, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 305 военнослужащим, переведенным с их согласия на должности с меньшим окладом, производится выплата сохраненного оклада по прежней воинской должности при прохождении военной службы на той воинской должности, на которую они были назначены с сохранением указанного оклада. Назначение впоследствии на иную воинскую должность не влечет выплату военнослужащему ранее сохраненного оклада по прежней воинской должности.
--------------------------------
Постановление Правительства РФ от 17.03.1999 N 305 "О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба".

Выплата компенсации за дни отдыха

В п. 21 раздела "Право на отдых" Постановления N 8 Пленум Верховного Суда обратил внимание на п. 3 ст. 11 Федерального закона N 76-ФЗ . В силу норм данного пункта военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Таким образом, отказ в предоставлении компенсации при условии, что военнослужащий изъявил желание в ее получении, является необоснованным и нарушает права военнослужащего.
--------------------------------
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Напомним, что порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. В настоящее время для военнослужащих Вооруженных Сил, проходящих военную службу по контракту, денежная компенсация вместо предоставления дополнительных суток выплачивается на основании Приказа Министра обороны РФ от 14.02.2010 N 80. Эта компенсация предоставляется по просьбе указанных военнослужащих. Основаниями для выплаты являются:
- приказы должностных лиц от командира соединения (ему равного) и выше о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий;
- приказы командиров воинских частей (руководителей организаций) о выплате военнослужащим денежной компенсации с указанием количества дополнительных суток отдыха, за которые выплачивается денежная компенсация, и ее суммы, издаваемые на основании рапортов военнослужащих.
Данная денежная компенсация выплачивается за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, одновременно с выплатой денежного довольствия за месяц, следующий за месяцем окончания мероприятий. Кроме этого, ее необходимо отражать в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельной графе.
В учете в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы на выплату такой компенсации относятся на подстатью 212 "Прочие выплаты" КОСГУ.

Социальные гарантии и компенсации

Исходя из п. 5 ст. 2 Федерального закона N 76-ФЗ право на социальные гарантии и компенсации имеют военнослужащие и члены их семей. При этом к членам семьи военнослужащего относятся:
- супруга (супруг);
- несовершеннолетние дети;
- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
- лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В п. 30 Постановления N 8 обращается внимание на то, что право на предоставление социальных гарантий и компенсаций членам семей военнослужащих непосредственно вытекает из факта исполнения военнослужащими обязанностей военной службы. Например, предоставление отпуска без сохранения заработной платы до 14 календарных дней в году регламентировано ст. 128 ТК РФ, социальных гарантий в области образования - п. 5 ч. 7 ст. 71 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Некоторые гарантии предоставляются при наступлении определенных условий, например в случае смерти военнослужащего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, в том числе при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом. Так, в частности, в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2010 N 10 дополнительные гарантии и компенсации назначаются военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона РФ. Согласно п. 2 названного Приказа военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и включенные в состав специальных сил и (или) сил Объединенной группировки, имеют право на ежемесячную надбавку к денежному довольствию в размере двух месячных окладов в соответствии с занимаемой воинской должностью. Таким образом, чтобы предоставить данную компенсацию, необходимо, чтобы наступили определенные условия.
Далее в п. 31 Постановления N 8 Пленум Верховного Суда обращает внимание на п. п. 8 и 9 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ. На основании обозначенных пунктов в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, членам его семьи выплачиваются установленные этим Законом пособия и компенсации. Так, исходя из п. 13 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ при установлении инвалидности вследствие военной травмы выплата ежемесячной компенсации производится в следующих размерах: 14 000 руб. - инвалиду I группы; 7000 руб. - инвалиду II группы; 2800 руб. - инвалиду III группы.
Выплата ежемесячной денежной компенсации в случае гибели (смерти) военнослужащего производится каждому члену семьи. При этом ее сумма рассчитывается путем деления суммы ежемесячной денежной компенсации, установленной для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы) (п. 9 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ). Например, семья погибшего военнослужащего, имеющего инвалидность I группы (включая его), состоит из четырех человек. Значит, каждому члену семьи будут ежемесячно выплачивать компенсацию в размере 3500 руб. (14 000 руб. / 4 чел.).
Однако нужно учитывать причину гибели военнослужащего. Чтобы выплатить указанные пособия и компенсации, необходимо проверить, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы. Следует помнить, что при обстоятельствах, перечисленных в п. 2 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ (например, в случае совершения военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным), названные лица не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы. Значит, если судом будет признано, что смерть наступила по основаниям, приведенным в п. 2 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ, в выплате пособия будет отказано.
Далее Пленум Верховного Суда в п. 33 Постановления N 8 обращает внимание судов на предоставление гарантий и компенсаций военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии с разъяснениями, приведенными в данном пункте, нужно учитывать, что Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) распространяется на определенный круг лиц, непосредственно указанных в ст. 1 этого Закона. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Законе N 4520-1 не поименованы, в связи с чем на них действие ст. 33 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно" Закона N 4520-1 не распространяется.
В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, действует специальная норма, предусмотренная п. 1.1 ст. 20 Федерального закона N 53-ФЗ. Согласно названной норме военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов РФ, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории РФ к месту использования основного (каникулярного) отпуска и обратно.
При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту за пределами территории РФ, имеют право на проезд на безвозмездной основе к месту использования основного (каникулярного) отпуска на территории РФ и обратно.

Материальная ответственность военнослужащих

Споры о материальной ответственности в судебной практике встречаются довольно часто. Поэтому Пленум Верховного Суда выделил их в отдельную подборку.
В силу п. п. 1 и 4 ст. 8 Федерального закона N 161-ФЗ возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части. Приказ о привлечении к материальной ответственности может быть оспорен военнослужащим в соответствующий военный суд в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ.
--------------------------------
Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих".

Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.
Исходя из разъяснений, приведенных в п. п. 34 и 35 Постановления N 8, вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части.

Обратите внимание! Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа (п. 7 ст. 8 Федерального закона N 161-ФЗ).

Финансовым службам необходимо иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. Днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командиру воинской части (а в соответствующих случаях - вышестоящим в порядке подчиненности органам военного управления и воинским должностным лицам) стало известно о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим.
Возмещение ущерба, причиненного имуществу военнослужащими не при исполнении обязанностей военной службы или при исполнении таких обязанностей, но имуществу, не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими частями, либо ущерба, причиненного физическим лицам, осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ.
При этом следует помнить, что приведение военнослужащим себя в состояние опьянения, а также другие обстоятельства, перечисленные в п. 2 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ, не освобождают его от ответственности, в том числе материальной, за нарушение обязанностей военной службы.

В заключение отметим, что представленный материал по рассмотрению судебных споров позволит финансовым органам разрешать спорные ситуации на месте, не доводя дело до разбирательств в суде.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Право на жилище

25. При рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.

26. Обратить внимание судов на то, что согласно части 2 статьи 15, части 5 статьи 57 ЖК РФ, пунктам 1 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предоставляемое военнослужащему жилое помещение по договору социального найма или в собственность, в том числе по избранному постоянному месту жительства, должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и должно находиться в границах соответствующего населенного пункта.

Судам также следует учитывать, что в силу пункта 19 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае, если военнослужащий, проходящий военную службу по истечении срока контракта в добровольном порядке до получения жилого помещения, отказывается от предложенного жилого помещения, которое расположено по избранному месту жительства, а также изъявляет желание изменить ранее избранное место жительства, такому военнослужащему предоставляется жилищная субсидия.

Разрешая споры, связанные с предоставлением военнослужащим жилого помещения либо жилищной субсидии вместо ранее предложенного жилого помещения, судам необходимо учитывать конкретные обстоятельства дела, интересы военнослужащих и членов их семей и другие заслуживающие внимания обстоятельства.

27. Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).

28. Во избежание нарушения прав военнослужащих на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" судам следует исходить из того, что такое право сохраняется за офицерами в воинском звании полковника, ему равном и выше, не только проходящими военную службу, но и уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Иные категории военнослужащих (например, командиры воинских частей в воинском звании до подполковника, капитана 2 ранга включительно) имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения военной службы.

При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них (пункт 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

В тех случаях, когда военнослужащему невозможно предоставить по установленным нормам жилое помещение, в том числе с учетом его права на дополнительную общую площадь жилого помещения, допускается превышение нормы предоставления жилого помещения с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, но не более установленных норм (пункты 1 и 3 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Предусмотренное абзацем четвертым пункта 16 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих на предоставление жилого помещения в собственность общей площадью, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, может быть реализовано только с их согласия, поскольку в этом случае военнослужащие производят оплату общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, за счет собственных средств. Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, устанавливается Правительством Российской Федерации.

29. При разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

Увольнение с военной службы

39. При увольнении военнослужащих с военной службы в связи с достижением предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями за ними сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами.

При наличии у военнослужащего одновременно нескольких оснований для увольнения с военной службы, предусмотренных статьей 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д1", "д2", "е", "е1" и "з" пункта 1 и подпунктами "в", "д", "е1" и "е2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), он имеет право выбора одного из них по своему усмотрению.

При разрешении споров об увольнении с военной службы беременных женщин-военнослужащих, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, необходимо учитывать социальные гарантии, предусмотренные для них пунктом 25 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

40. В случае сокращения занимаемой воинской должности и при невозможности назначения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность такой военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

По смыслу нормативных положений, регулирующих военную службу и порядок ее прохождения, при сокращении воинской должности, занимаемой военнослужащим, и отсутствии вакантных воинских должностей в военном округе, в котором он проходит военную службу, другая воинская должность должна предлагаться военнослужащему, изъявившему желание на назначение на низшие или высшие воинские должности, в масштабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а военнослужащим других войск, воинских формирований и органов - в масштабах федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу.

41. Досрочное увольнение с военной службы по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям.

Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

42. Решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт "ж" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") должно быть основано не только на волеизъявлении военнослужащего, но и на объективных данных, гарантирующих возможность его поступления на конкретную должность государственной гражданской службы.

43. Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению судами по делам об оспаривании досрочного увольнения с военной службы по подпункту "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", являются не только обстоятельства, связанные с установлением факта нарушения запретов, ограничений и обязанностей, установленных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", но и обстоятельства, связанные с соблюдением воинскими должностными лицами процедуры досрочного увольнения военнослужащего с военной службы по указанному основанию.

При рассмотрении споров о применении взыскания, предусмотренного подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", необходимо учитывать, что оно применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения лицу, обладающему правом применения указанного взыскания, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

По смыслу Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", под актом о применении к военнослужащему взыскания - досрочного увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 названного закона, понимается приказ воинского должностного лица, обладающего правом его издания.

44. В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий в случае существенного и (или) систематического нарушения в отношении его условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Существенным нарушением условий контракта со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, может быть признано такое нарушение, из-за которого военнослужащий лишился возможности осуществлять свои конституционные права, либо нарушение, лишающее военнослужащего или членов его семьи возможности воспользоваться наиболее значимыми для них правами, социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих.

При разрешении заявлений об оспаривании отказа в увольнении с военной службы в связи с нарушением условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вопрос о том, являются ли допущенные в отношении военнослужащего нарушения условий контракта существенными, должен решаться судом индивидуально по каждому конкретному делу с учетом таких обстоятельств, как семейное и материальное положение военнослужащего, место его военной службы и условия ее прохождения, а также других данных.

Систематическим нарушением условий контракта должны признаваться многократные нарушения предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих прав военнослужащего (повторяющиеся более двух раз) в течение непродолжительного времени.

45. Судам следует учитывать, что признание офицеров или прапорщиков (мичманов) ограниченно годными к военной службе на основании подпункта "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает принуждение их к дальнейшему прохождению военной службы, поскольку решение вопроса о сохранении или прекращении статуса таких военнослужащих зависит от их свободного волеизъявления. В случае увольнения с военной службы, если общая продолжительность военной службы составляет 10 лет и более, такие военнослужащие не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих" для военнослужащих.

При этом признание военно-врачебной комиссией военнослужащего ограниченно годным к военной службе дает ему право, но не обязывает досрочно увольняться с военной службы и не лишает его права продолжать военную службу на должности, позволяющей выполнять соответствующие состоянию здоровья общие, должностные и специальные обязанности. В связи с этим военнослужащие, принявшие решение продолжить военную службу, обеспечиваются жилыми помещениями в общем порядке в соответствии с существующей очередностью федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

46. В случаях досрочного увольнения военнослужащих с военной службы в связи с нарушением в отношении их условий контракта или в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункты "а" и "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") они по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", должны обеспечиваться жилищными субсидиями или жилыми помещениями как увольняющиеся соответственно в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья.

47. При проверке законности и обоснованности действий воинских должностных лиц, связанных с увольнением военнослужащего с военной службы по собственному желанию, судам необходимо учитывать, что согласно пункту 6 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.

Поданный военнослужащим рапорт и соответствующее заключение аттестационной комиссии не являются безусловными основаниями для увольнения по собственному желанию, поскольку решение данного вопроса отнесено к полномочиям соответствующего воинского должностного лица.

48. Военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

В случаях когда указанные военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы, согласились уволиться с военной службы, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилищной субсидией или жилым помещением не имеется, поскольку в этом случае требования пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не нарушаются.

Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилищной субсидии или жилого помещения, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица в соответствии с законом не могут быть уволены с военной службы.

Исходя из положений абзаца четырнадцатого пункта 1 статьи 15, абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы при разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства.

49. В силу пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

В случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

50. В случае признания судом увольнения с военной службы необоснованным военнослужащий в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит восстановлению на военной службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Восстановление на военной службе производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится воинским должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником. При этом признание военнослужащего не годным по состоянию здоровья к военной службе, истечение срока заключенного контракта или достижение им предельного возраста пребывания на военной службе на момент судебного разбирательства не может служить препятствием к принятию такого решения.

51. Принимая во внимание право прокурора вступать в процесс в случаях, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ и статьей 39 КАС РФ, в том числе о восстановлении военнослужащих на военной службе, военным судам следует извещать соответствующего прокурора о месте и времени рассмотрения соответствующих гражданских и административных дел.

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 27)

(см. текст в предыдущей редакции)

При рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с нарушением их прав, свобод и охраняемых законом интересов, необходимо устанавливать причины и условия, способствовавшие нарушению воинскими должностными лицами и органами военного управления законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, и при наличии к тому оснований реагировать на них в предусмотренном процессуальным законом порядке.

Обратить внимание судов на то, что исполнение судебных решений по вопросам воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих должно рассматриваться как элемент судебной защиты, а федеральные органы исполнительной власти обязаны принимать необходимые меры по их реализации. Неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки.

52. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившими силу:

постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих";

пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 "Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам".

В статье проанализирована судебная практика по применению законодательства о воинской обязанности, воинской службе и статусе военнослужащих. Представленный материал будет полезен для бухгалтерских служб и руководителей учреждений силовых министерств и ведомств.

Пленум Верховного Суда в целях единообразия применения судами законодательства РФ о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих привел свои разъяснения в Постановлении от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - Постановление N 8). В данном документе все вопросы объединены в тематические подборки, в которых рассмотрены:
- подсудность военными судами гражданских дел, дел об административных правонарушениях и материалов о грубых дисциплинарных проступках;
- заключение контракта о прохождении военной службы;
- назначение на воинские должности, зачисление военнослужащих в распоряжение командиров (начальников);
- выплата денежного довольствия и иные выплаты;
- реализация права на отдых;
- реализация права на жилище;
- предоставление социальных гарантий и компенсаций при исполнении обязанностей военной службы;
- материальная и иные виды ответственности военнослужащих;
- порядок увольнения с военной службы.
Более подробно мы остановимся только на некоторых разделах, которые касаются выплаты денежного довольствия и предоставления социальных гарантий и компенсаций при исполнении обязанностей военной службы.

Выплата денежного довольствия

В соответствии с ч. 1, 2 и 28 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ и п. п. 10 и 11 ст. 38 Федерального закона N 53-ФЗ денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы. Оно подлежит выплате начиная с момента начала военной службы и по день исключения из списков личного состава воинской части в связи с окончанием военной службы.
--------------------------------
Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Пленум Верховного Суда в п. 17 Постановления N 8 обращает внимание на то, что денежное довольствие и другие выплаты считаются выданными военнослужащему в день их получения в финансовой службе воинской части (уполномоченном финансовом органе) либо в день поступления (зачисления) денежных средств на банковский (карточный) счет военнослужащего. Таким образом, ссылки на тот факт, что платежные поручения о перечислении денежных средств представлены в ОФК или отделения банка, не являются основанием того, что денежное довольствие выплачено.
Далее при рассмотрении вопросов, связанных с выплатой денежного довольствия военнослужащим, Пленум Верховного Суда обращает внимание на ч. 24 и 28 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ. В соответствии с нормами, приведенными в данной статье, в период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника) ему выплачиваются оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет в установленном порядке.
В случае прохождения военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов и процентных надбавок.

Обратите внимание! Истечение срока нахождения военнослужащего в распоряжении командира (начальника), предусмотренного п. 4 ст. 42 Федерального закона N 53-ФЗ и ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы , не может являться основанием для прекращения выплаты военнослужащему денежного довольствия (п. 18 Постановления N 8).
--------------------------------
Утверждено Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237.

В п. 19 Постановления N 8 рассматривается вопрос выплаты денежного довольствия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами. В частности, отмечается: необходимо учитывать, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 305 военнослужащим, переведенным с их согласия на должности с меньшим окладом, производится выплата сохраненного оклада по прежней воинской должности при прохождении военной службы на той воинской должности, на которую они были назначены с сохранением указанного оклада. Назначение впоследствии на иную воинскую должность не влечет выплату военнослужащему ранее сохраненного оклада по прежней воинской должности.
--------------------------------
Постановление Правительства РФ от 17.03.1999 N 305 "О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба".

Выплата компенсации за дни отдыха

В п. 21 раздела "Право на отдых" Постановления N 8 Пленум Верховного Суда обратил внимание на п. 3 ст. 11 Федерального закона N 76-ФЗ . В силу норм данного пункта военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Таким образом, отказ в предоставлении компенсации при условии, что военнослужащий изъявил желание в ее получении, является необоснованным и нарушает права военнослужащего.
--------------------------------
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Напомним, что порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. В настоящее время для военнослужащих Вооруженных Сил, проходящих военную службу по контракту, денежная компенсация вместо предоставления дополнительных суток выплачивается на основании Приказа Министра обороны РФ от 14.02.2010 N 80. Эта компенсация предоставляется по просьбе указанных военнослужащих. Основаниями для выплаты являются:
- приказы должностных лиц от командира соединения (ему равного) и выше о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий;
- приказы командиров воинских частей (руководителей организаций) о выплате военнослужащим денежной компенсации с указанием количества дополнительных суток отдыха, за которые выплачивается денежная компенсация, и ее суммы, издаваемые на основании рапортов военнослужащих.
Данная денежная компенсация выплачивается за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, одновременно с выплатой денежного довольствия за месяц, следующий за месяцем окончания мероприятий. Кроме этого, ее необходимо отражать в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельной графе.
В учете в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы на выплату такой компенсации относятся на подстатью 212 "Прочие выплаты" КОСГУ.

Социальные гарантии и компенсации

Исходя из п. 5 ст. 2 Федерального закона N 76-ФЗ право на социальные гарантии и компенсации имеют военнослужащие и члены их семей. При этом к членам семьи военнослужащего относятся:
- супруга (супруг);
- несовершеннолетние дети;
- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
- лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В п. 30 Постановления N 8 обращается внимание на то, что право на предоставление социальных гарантий и компенсаций членам семей военнослужащих непосредственно вытекает из факта исполнения военнослужащими обязанностей военной службы. Например, предоставление отпуска без сохранения заработной платы до 14 календарных дней в году регламентировано ст. 128 ТК РФ, социальных гарантий в области образования - п. 5 ч. 7 ст. 71 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Некоторые гарантии предоставляются при наступлении определенных условий, например в случае смерти военнослужащего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, в том числе при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом. Так, в частности, в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2010 N 10 дополнительные гарантии и компенсации назначаются военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона РФ. Согласно п. 2 названного Приказа военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и включенные в состав специальных сил и (или) сил Объединенной группировки, имеют право на ежемесячную надбавку к денежному довольствию в размере двух месячных окладов в соответствии с занимаемой воинской должностью. Таким образом, чтобы предоставить данную компенсацию, необходимо, чтобы наступили определенные условия.
Далее в п. 31 Постановления N 8 Пленум Верховного Суда обращает внимание на п. п. 8 и 9 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ. На основании обозначенных пунктов в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, членам его семьи выплачиваются установленные этим Законом пособия и компенсации. Так, исходя из п. 13 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ при установлении инвалидности вследствие военной травмы выплата ежемесячной компенсации производится в следующих размерах: 14 000 руб. - инвалиду I группы; 7000 руб. - инвалиду II группы; 2800 руб. - инвалиду III группы.
Выплата ежемесячной денежной компенсации в случае гибели (смерти) военнослужащего производится каждому члену семьи. При этом ее сумма рассчитывается путем деления суммы ежемесячной денежной компенсации, установленной для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы) (п. 9 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ). Например, семья погибшего военнослужащего, имеющего инвалидность I группы (включая его), состоит из четырех человек. Значит, каждому члену семьи будут ежемесячно выплачивать компенсацию в размере 3500 руб. (14 000 руб. / 4 чел.).
Однако нужно учитывать причину гибели военнослужащего. Чтобы выплатить указанные пособия и компенсации, необходимо проверить, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы. Следует помнить, что при обстоятельствах, перечисленных в п. 2 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ (например, в случае совершения военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным), названные лица не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы. Значит, если судом будет признано, что смерть наступила по основаниям, приведенным в п. 2 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ, в выплате пособия будет отказано.
Далее Пленум Верховного Суда в п. 33 Постановления N 8 обращает внимание судов на предоставление гарантий и компенсаций военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии с разъяснениями, приведенными в данном пункте, нужно учитывать, что Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) распространяется на определенный круг лиц, непосредственно указанных в ст. 1 этого Закона. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Законе N 4520-1 не поименованы, в связи с чем на них действие ст. 33 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно" Закона N 4520-1 не распространяется.
В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, действует специальная норма, предусмотренная п. 1.1 ст. 20 Федерального закона N 53-ФЗ. Согласно названной норме военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов РФ, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории РФ к месту использования основного (каникулярного) отпуска и обратно.
При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту за пределами территории РФ, имеют право на проезд на безвозмездной основе к месту использования основного (каникулярного) отпуска на территории РФ и обратно.

Материальная ответственность военнослужащих

Споры о материальной ответственности в судебной практике встречаются довольно часто. Поэтому Пленум Верховного Суда выделил их в отдельную подборку.
В силу п. п. 1 и 4 ст. 8 Федерального закона N 161-ФЗ возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части. Приказ о привлечении к материальной ответственности может быть оспорен военнослужащим в соответствующий военный суд в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ.
--------------------------------
Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих".

Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.
Исходя из разъяснений, приведенных в п. п. 34 и 35 Постановления N 8, вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части.

Обратите внимание! Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа (п. 7 ст. 8 Федерального закона N 161-ФЗ).

Финансовым службам необходимо иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. Днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командиру воинской части (а в соответствующих случаях - вышестоящим в порядке подчиненности органам военного управления и воинским должностным лицам) стало известно о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим.
Возмещение ущерба, причиненного имуществу военнослужащими не при исполнении обязанностей военной службы или при исполнении таких обязанностей, но имуществу, не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими частями, либо ущерба, причиненного физическим лицам, осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ.
При этом следует помнить, что приведение военнослужащим себя в состояние опьянения, а также другие обстоятельства, перечисленные в п. 2 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ, не освобождают его от ответственности, в том числе материальной, за нарушение обязанностей военной службы.

В заключение отметим, что представленный материал по рассмотрению судебных споров позволит финансовым органам разрешать спорные ситуации на месте, не доводя дело до разбирательств в суде.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: