Первым реально действующим механизмом сокращения сроков предоставления государственных услуг стал

Обновлено: 24.04.2024

Смысл концепции в том, чтобы избавить заявителей от необходимости собственноручно подписывать документы и подавать их лично. Граждане будут получать большинство услуг в электронной форме. От заявителей перестанут требовать документы и сведения, которые есть в распоряжении органов власти и МСУ либо подведомственных им организаций или в личном кабинете на портале госуслуг. Также заявитель сможет дать согласие на то, чтобы результат предоставления ему услуги могли использовать заинтересованные лица: например, работодатель и поставщики услуг ЖКХ.

Авторы концепции предлагают исключить необоснованные временные, финансовые и организационные издержки для заявителей. Предстоит убрать избыточные процедуры: дублирующие визирования и согласования, простои, перепроверки ранее установленных фактов, ручные операции и субъективные критерии при принятии решений. Внутренние процессы при предоставлении муниципальных услуг должны быть формализованы и оцифрованы настолько, насколько это возможно.

Важная деталь: Гражданам сохранят возможность при необходимости очно оформить и получить нужную справку или выписку на бумаге в МФЦ или органе МСУ

Чтобы реализовать концепцию, чиновники исследуют фактический путь получения услуги с момента, когда у заявителя возникает потребность в ней. По результатам такого анализа может выясниться, что нужно оптимизировать не только эту услугу, но и другие услуги, необходимые для ее получения.

Какие услуги заявители смогут получать в режиме 24/7, станет понятно уже в ближайшее время. Минэкономразвития и Минцифры должны составить перечень до конца июня. Они же разработают план оптимизации государственных и муниципальных услуг. Органам местного самоуправления предстоит в тот же срок определить должностных лиц, ответственных за качество муниципальных услуг.

Какие муниципалитеты первыми столкнутся с изменениями

Реализация концепции не охватит сразу всю Россию. Сначала она начнется в регионах — участниках пилотного проекта. В них будут созданы специальные центры оптимизации для оказания методической поддержки государственных и муниципальных услуг. В III квартале 2022 года такие центры появятся не менее чем в 30 регионах. Внутренние процессы госведомств при предоставлении государственных и муниципальных услуг будут формализованы и оцифрованы. Позже практика будет масштабирована на всю страну. С 1 января 2023 года федеральные чиновники начнут осуществлять мониторинг качества предоставления услуг в новом формате.

Сейчас Правительство уже приступило к реализации пилотного проекта по оптимизации государственных и муниципальных услуг в четырех регионах: Белгородской, Воронежской, Калининградской областях и Чувашской Республике. В рамках этой работы подготовлено свыше 60 предложений о том, как упростить получение 20 услуг.

Какие задачи предстоит решать органам госвласти и местного самоуправления в рамках пилотного проекта, посмотрите в перечне ниже.

Что предстоит сделать органам власти и местного самоуправления в рамках пилотного проекта

Разработать проекты целевого состояния услуг в соответствии с перечнем, определенным соглашениями между Минэкономразвития и участниками пилотного проекта
Сформировать предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, необходимые для реализации целевого состояния услуг
Внести изменения в нормативные правовые акты регионального и муниципального уровней, необходимые для реализации целевого состояния услуг
Разработать и утвердить цифровые административные регламенты
Обеспечить предоставление государственных и муниципальных услуг в соответствии с описаниями их целевого состояния. В том числе протестировать интерактивные формы заявлений на едином портале, а затем сформировать замечания и предложения
Участвовать в образовательных и методологических мероприятиях, направленных на реализацию концепции

Кто обязан разработать описание целевого состояния услуги — зависит от ее типа. В концепции все услуги делятся на три типа:

  • федеральные государственные и муниципальные услуги, включенные в перечень большинства услуг;
  • региональные и муниципальные услуги, включенные в перечень большинства услуг;
  • иные услуги.

Разрабатывать описания целевого состояния услуг первых двух типов — задача федеральных и региональных органов. Муниципалитеты будут совершенствовать оказание иных услуг. Орган местного самоуправления, который предоставляет услугу, принимает решение о ее оптимизации. Затем он разрабатывает описание целевого состояния этой услуги. Оно должно пройти экспертизу. Ее порядок устанавливает региональный коллегиальный орган. Он же затем одобряет описание целевого состояния услуги. В соответствии с одобренными описаниями органы МСУ внесут необходимые изменения в муниципальные правовые акты.

Как будет достигнуто целевое состояние услуг

Сейчас состояние государственных и муниципальных услуг далеко от целевого. По данным Минэкономразвития, в 2020 году заявители обращались за региональными и муниципальными услугами 79 млн раз. Из них 10 млн пришлось на МФЦ. 50 млн заявлений поступили непосредственно в органы власти, МСУ и организации. Обращений через электронные каналы связи было 19 млн, но часть из них впоследствии дублировались очными обращениями заявителей из-за правовых и иных препятствий. 34 процента федеральных услуг, размещенных на едином портале, не имеют интерфейсов для онлайн-обращений, а 15 процентов таких интерфейсов неработоспособны. В более чем половине случаев заявители не получают оповещений о ходе предоставления услуг. За большинством государственных и муниципальных услуг по-прежнему нельзя обратиться в онлайн-режиме. Правда, в 2020 году ситуация немного улучшилась. На единый портал были выведены более 40 новых услуг и сервисов, предоставляемых в проактивном режиме.

Авторы концепции предусмотрели восемь инструментов, которые помогут довести услуги до целевого состояния. Посмотрите информацию о них в таблице.

20.06.2014
Создание современных, удобных для граждан инструментов предоставления государственных услуг – важнейшая задача при построении всей системы сервисного государства.

Так, одной из наиболее успешных и перспективных форм обслуживания населения стало предоставление государственных услуг в режиме «одного окна». Это предполагает, что заявитель общается не с государственным служащим, а с сотрудником фронт-офиса, который принимает документы и при необходимости оказывает консультации по получению государственных услуг.

Принцип «одного окна» предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом.
Режим «одного окна» реализуется в многофункциональных центрах по оказанию государственных и муниципальных услуг – МФЦ. Для населения подобные центры – зримый результат реформирования системы государственного управления, социально-управленческая инновация, призванная облегчить жизнь гражданам и бизнесу. Развитие сети центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» способствует сокращению сроков предоставления услуг, снижению очередей и, в конечном итоге, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.

Данные центры позволяют не только упростить процедуры оказания услуг населению, синхронизировать работу разных ведомств, но и обеспечить комфорт посетителей, снизить временные и финансовые затраты граждан при получении разных услуг. Документы в МФЦ принимает не государственный служащий, а сотрудник фронт-офиса, который принимает запросы по услугам различных ведомств. Решение о предоставлении или не предоставлении услуги, как и раньше, принимается в государственном или муниципальном органе. Но теперь заявитель не общается с государственным служащим каждого ведомства непосредственно в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии. Это не только повышает комфорт посетителя, но и существенно снижает риск возникновения коррупции.

Многофункциональный центр, по сути, стал первым реально действующим механизмом сокращения сроков предоставления государственных услуг. Время ожидания в очереди в многофункциональных центрах рекордное среди всех существующих способов получения услуг – в среднем, оно составляет менее 15 минут.
Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»» установлены не только функции, права и обязанности многофункциональных центров и ведомств, предоставляющих государственные услуги, принципы взаимодействия этих структур друг с другом, но и сняты все ограничения на федеральном уровне по предоставлению государственных услуг по принципу «одного окна», за предоставление которые отвечают федеральные органы исполнительной власти. Следующий этап – снять такие ограничения на уровне субъектов Российской Федерации.

Законодательно установлено, что многофункциональный центр является полноправным участником межведомственного взаимодействия, что предоставляет возможность запрашивать по межведомственным каналам имеющиеся в распоряжении ведомств сведения, избавив гражданина от необходимости ходить за разными справками. В ближайшей перспективе возможность получения услуг по принципу «одного окна» будет реализована во всех муниципальных районах и городских округах, а также в сельских поселениях и удаленных населенных пунктах.

Дальнейшее совершенствование законодательства позволит расширить количество услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах по принципу «одного окна».

К настоящему времени более 15 миллионов человек, как минимум один раз, обратились в многофункциональный центр, где в одном месте можно получить более 100 документов и справок от различных ведомств и организаций.
В 2007 году в пилотном режиме 16 субъектов Российской Федерации при поддержке Минэкономразвития России создали в районных центрах единые офисы предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых необходимые справки, документы и выписки выдавались сразу в одном офисе несколькими ведомствами. Тогда еще не был запушен принцип «одного окна», посетителю все равно приходилось стоять в очереди к государственному служащему конкретного ведомства, но, тем не менее, это уже был большой шаг вперед.

Теперь создание новых многофункциональных центров и практика обслуживания населения по принципу «одного окна» стремительно распространится во всех регионах России.

Согласно Указу Президента к 2015 году доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, должна увеличиться до 90%.
Для повышения эффективности управления проектом расширения практики «одного окна» Министерством экономического развития Российской Федерации подготовлен типовой план-график организации предоставления государственных и муниципальных услуг по этому принципу в каждом субъекте Российской Федерации. План-график одобрен Правительственной комиссией по проведению административной реформы 30 октября 2012 г.

edwfwerg6767.jpg

Единый бренд для системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации.

Создание современных, удобных для граждан инструментов предоставления государственных услуг – важнейшая задача при построении всей системы сервисного государства.
Так, одной из наиболее успешных и перспективных форм обслуживания населения стало предоставление государственных услуг в режиме «одного окна». Это предполагает, что заявитель общается не с государственным служащим, а с сотрудником фронт-офиса, который принимает документы и при необходимости оказывает консультации по получению государственных услуг.

Принцип «одного окна» предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом.

Режим «одного окна» реализуется в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг – МФЦ. Для населения подобные центры – зримый результат реформирования системы государственного управления, социально-управленческая инновация, призванная облегчить жизнь гражданам и бизнесу. Развитие сети центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» способствует сокращению сроков предоставления услуг, снижению очередей и, в конечном итоге, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.

Данные центры позволяют не только упростить процедуры оказания услуг населению, синхронизировать работу разных ведомств, но и обеспечить комфорт посетителей, снизить временные и финансовые затраты граждан при получении разных услуг. Документы в МФЦ принимает не государственный служащий, а сотрудник фронт-офиса, который принимает запросы по услугам различных ведомств. Решение о предоставлении или не предоставлении услуги, как и раньше, принимается в государственном или муниципальном органе. Но теперь заявитель не общается с государственным служащим каждого ведомства непосредственно. Это не только повышает комфорт посетителя, но и существенно снижает риск возникновения коррупции.

Многофункциональный центр, по сути, стал первым реально действующим механизмом сокращения сроков предоставления государственных услуг.

Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»» установлены не только функции, права и обязанности многофункциональных центров и ведомств, предоставляющих государственные услуги, принципы взаимодействия этих структур друг с другом, но и сняты все ограничения на федеральном уровне по предоставлению государственных услуг по принципу «одного окна», за предоставление которые отвечают федеральные органы исполнительной власти. Следующий этап – снять такие ограничения на уровне субъектов Российской Федерации.

Законодательно установлено, что многофункциональный центр является полноправным участником межведомственного взаимодействия, что предоставляет возможность запрашивать по межведомственным каналам имеющиеся в распоряжении ведомств сведения, избавив гражданина от необходимости ходить за разными справками. В ближайшей перспективе возможность получения услуг по принципу «одного окна» будет реализована во всех муниципальных районах и городских округах, а также в сельских поселениях и удаленных населенных пунктах.

Дальнейшее совершенствование законодательства позволит расширить количество услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах по принципу «одного окна».

В 2007 году в пилотном режиме 16 субъектов Российской Федерации при поддержке Минэкономразвития России создали в районных центрах единые офисы предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых необходимые справки, документы и выписки выдавались сразу в одном офисе несколькими ведомствами. Тогда еще не был запушен принцип «одного окна», посетителю все равно приходилось стоять в очереди к государственному служащему конкретного ведомства, но, тем не менее, это уже был большой шаг вперед.

Теперь создание новых многофункциональных центров и практика обслуживания населения по принципу «одного окна» стремительно распространится во всех регионах России.

Согласно Указу Президента к 2015 году доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, должна была увеличиться до 90%.

Для повышения эффективности управления проектом расширения практики «одного окна» Минэкономразвития России в каждом субъекте Российской Федерации был разработан и утвержден план-график организации предоставления государственных и муниципальных услуг по этому принципу.

С 2012 года по всей стране ведется системная работа по вводу в эксплуатацию новых МФЦ. На конец 2011 года МФЦ работали в 62 субъектах Российской Федерации. За 2012 год ещё 11 регионов впервые открыли МФЦ и организовали реализацию данного проекта.

По состоянию на 1 января 2016 года на территории Российской Федерации создано 2684 центра и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%.

Чтобы оптимизировать мониторинг планирования и развития сети МФЦ и привлекаемых организаций, запущена в эксплуатацию специальная информационная система, позволяющая формировать и отслеживать планы регионов по развитию сети МФЦ в режиме реального времени, включая графическое отображение точек предоставления услуг по принципу «одного окна» на карте каждого субъекта России.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Минэкономразвитием России выполнены работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации. В рамках проекта разработан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, ставший отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.

Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Создание современных, удобных для граждан инструментов предоставления государственных и муниципальных услуг — важнейшая задача при построении всей системы сервисного государства.

Одно окно — это термин, обозначающий технологию предоставления услуг для граждан и бизнеса. Технология «одно окно» имеет целью снизить время вынужденного общения граждан и бизнеса со специалистами, которые занимаются предоставлением услуг. Она характеризуется тем, что оказание любых услуг концентрируется в одном месте, начиная от подачи заявления, до выдачи результатов (решения исполнительного или иного органа).

Из этого следует, что принцип «Одного окна» предусматривает предоставление государственных и муниципальных услуг при однократном обращении заявителя с соответствующим запросом с минимальным количество документов, которые заявитель должен предоставлять в орган власти для принятия решения. В таком случае заявитель перестает быть курьером для доставки информации о себе из одного ведомства в другое. То есть заявитель сдает один раз один минимально необходимый набор документов в одном месте и далее орган самостоятельно осуществляет все процедуры согласований и оформления.

В процессе предоставления услуг весь объем работ по сбору, подготовке, сверке, согласованию документов, которые формируются и хранятся в органах публичной власти и подведомственных им организациях, должен производиться этими органами и организациями самостоятельно (без участия заявителей). Функции по сбору из разных инстанций документов, касающихся заявителя, и формированию на их основе полного комплекта документов, необходимого для получения заявителем услуги, выполняются специалистами организаций, занимающихся предоставлением услуг.

«Одно окно» — осуществляет централизованный прием документов от заявителя на получение услуг, а также осуществляет контроль за соблюдением сроков подготовки документов и производит их выдачу.

— упрощение процедур предоставления услуг для заявителей, в том числе, оптимизацию процесса предоставления услуги, сокращение времени предоставления услуг;

— упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг;

— повышение комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг;

— сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных и муниципальных услуг;

— повышение удовлетворенности получателей государственных и муниципальных услуг качеством их предоставления.

— выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

ДОКУМЕНТЫ И СВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ГРАЖДАНИН ОБЯЗАН ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

4) документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида;

5) документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида;

7) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания;

8) документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

9) справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения;

10) документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;

11) документы, выданные (оформленные) органами дознания, следствия либо судом в ходе производства по уголовным делам, документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского или административного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражных судах, в том числе решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

13) решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;

16) удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки, а также документы, выданные федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и необходимые для осуществления пенсионного обеспечения лица в целях назначения и перерасчета размера пенсий;

18) первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Полезные ссылки

Администрация Среднетымского сельского поселения муниципального образования © 2022 г.

Отделы МФЦ открыты во всех районах Нижнего Новгорода на три месяца раньше обозначенного Президентом России срока. Об этом сегодня на пресс-коференции заявил директор муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Нижнего Новгорода» Максим Рабин.

По его словам, в соответствии с указом Президента России Владимира Путина подобные центры в расчете одно окно на пять тысяч жителей населенного пункта должны были появиться до 1 января 2015 года. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев поставил еще более серьезную задачу – обеспечить работу необходимого количества окон и организовать деятельность центров в Нижнем Новгороде к 1 октября 2014 года, что и было сделано в срок.

«11 марта 2014 года состоялось открытие первого офиса многофункционального центра на улице Славянской в доме №25. Свою работу МФЦ начал с предоставления 15 муниципальных услуг. Спустя восемь месяцев, 1 октября 2014 года, открылись последние два офиса МФЦ в Автозаводском районе на улице Краснодонцев-1 и в Сормовском районе на улице Коминтерна-137. Таким образом, на сегодняшний день на территории приволжской столицы отделы МФЦ открыты во всех районах города – это 250 окон. Сейчас они предоставляют уже 92 услуги: 51 государственную, 36 муниципальных и еще пять иных. Это список не конечный, он будет дополняться отдельным решением Правительства РФ», - сказал Максим Рабин.

Директор учреждения отметил, что самыми популярными услугами, за которыми горожане обращаются в офисы, являются государственный кадастровый учет недвижимого имущества, подача заявления на получение паспорта гражданина Российской Федерации и заграничного паспорта старого образца, содействие в поиске подходящей работы, а работодателям – в подборе сотрудников, постановка на очередь в детские сады. Всего же с 11 марта по 15 октября 2014 года специалисты МФЦ Нижнего Новгорода предоставили нижегородцам 51 тыс. 854 услуги с учетом консультаций и выдачи документов.

«С недавнего времени одним из важных направлений нашей работы стала помощь в оформлении документов переселенцам из городов Восточной Украины. Люди оказались в трудной жизненной ситуации, и мы вместе со специалистами Федеральной миграционной службы в оперативном режиме оформляли для них документы на получение статуса временного пребывания, а также помогали с поиском работы через службу занятости», - добавил Максим Рабин.

Директор учреждения подчеркнул, что если в марте-апреле 2014 года в центры приходило около 50 человек в неделю, то сейчас та цифра возросла в десятки раз – до 3 тыс. человек в неделю.

«Наши специалисты готовы к такой нагрузке. Более того, мы готовы принимать в несколько раз больше людей без потери в качестве работы. Ряд офисов работает с утра до позднего вечера и в выходные дни. Недавно я сам стал свидетелем нескольких похожих ситуаций в одном из наших отделов, когда человек, взяв талон на получение кадастрового паспорта, после прошествии двух-трех минут с удивлением обнаружил, что уже подошла его очередь, и он стал звонить своим знакомым, чтобы они подходили в офис. Люди привыкли проводить в очередях в государственных учреждениях по несколько часов, но теперь эта устоявшаяся традиция, к счастью, уходит в прошлое. Многофункциональный центр, по сути, стал первым реально действующим механизмом сокращения сроков предоставления государственных услуг», - сказал Максим Рабин.

Отвечая на вопрос о перспективах развития работы МФЦ, Максим Рабин отметил, что в планах учреждения ввести несколько новых услуг, среди которых, например, предоставление справки об отсутствии судимости.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: