Первый международный судебный орган это

Обновлено: 27.03.2024

Международный Суд (МС) является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН). Он был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций.


Печать Суда

Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды). Из шести главных органов Организации Объединенных Наций Суд является единственным органом, расположенным вне Нью-Йорка. Другими пятью главными органами Организации Объединенных Наций являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.

Суд состоит из 15 судей, и его обслуживает Секретариат, его административный орган. Его официальными языками являются английский и французский.

Когда родилась идея разрешения международных споров на основе права?

Учреждение Международного Суда стало кульминацией длительного процесса, в ходе которого постепенно развивались методы мирного урегулирования международных споров.

Помимо переговоров, посредничества и примирения идея обращения к беспристрастному органу для решения спора на основе права уходит корнями в древность. Она известна как арбитраж.

По общему признанию, современная история арбитража ведет свое начало от Договора Джея, заключенного Соединенными Штатами Америки и Великобританией в 1794 году. В этом Договоре о дружбе, торговле и судоходстве предусматривалось создание состоящих из равного числа американских граждан и британских подданных смешанных комиссий для урегулирования нескольких нерешенных вопросов. Благодаря работе этих смешанных комиссий произошло развитие института арбитража в девятнадцатом столетии.

Арбитражное разбирательство по делу о судне «Алабама» в 1872 году знаменует собой другой решающий этап. Соединенные Штаты и Великобритания передали на арбитражное разбирательство претензии Соединенных Штатов, связанные с предполагаемыми нарушениями Великобританией нейтралитета в период гражданской войны в Америке. Арбитражный трибунал, состоявший из членов, назначенных сторонами и тремя другими странами, постановил, что Великобритания должна выплатить компенсацию. Образцовое выполнение Великобританией арбитражного решения продемонстрировало эффективность арбитража при урегулировании крупного спора.

Стимулировал ли успех арбитража создание новых учреждений?

Да. Этот успех заставил государства задуматься о постоянном международном суде, отвечающем за мирное разрешение споров, с тем чтобы устранить необходимость создания специальных судебных органов для решения каждого отдельного спора, который может быть решен в порядке арбитражного производства.

Это предложение начало обретать реальные формы на Гаагских конференциях мира, созванных в 1899 и 1907 годах по инициативе царя России Николая II. Представленные на первой конференции 26 государств подписали Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учреждении Постоянной палаты третейского суда (ППТС), первого многостороннего учреждения подобного рода.

ППТС, которая начала работать в 1902 году, по-прежнему существует. Она независима от всех других международных организаций, и по состоянию на 2000 год сторонами Конвенции являются 89 государств. Хотя она имеет Международное бюро, находящееся в Гааге и выполняющее функции, соответствующие функциям судебной канцелярии, она в действительности не является постоянным судом или арбитражным органом. Бюро ведет список юристов (до четырех человек от одного государства-участника, которые вместе составляют так называемую «национальную группу» этого государства), из которого соответствующие стороны спора могут выбирать членов арбитражного трибунала.

Как развивалась работа Постоянной палаты третейского суда (ППТС)?

Постоянная палата третейского суда, соседствующая с Судом во Дворце мира в Гааге, уже не занимается исключительно спорами между государствами. С годами объем оказываемых ею услуг существенно увеличился.

В настоящее время она предлагает широкий диапазон процедур разрешения споров (установление фактов, примирение и различные виды арбитража) государствам и сторонам, не являющимся государствами (например, международным организациям, частным юридическим или физическим лицам). Благодаря этому она во все большей степени участвует в разрешении коммерческих и финансовых споров. Международное бюро ППТС также выполняет функции секретариата во время различных арбитражных разбирательств (например, арбитражное разбирательство спора между Эритреей и Йеменом в отношении права на острова в Красном море, которое было завершено в 1999 году) и оказывает техническую или административную помощь арбитражным трибуналам, учрежденным вне рамок ППТС (например, Трибунал по рассмотрению претензий Ирана и Соединенных Штатов, учрежденный этими двумя странами для рассмотрения претензий американских граждан к Ирану и иранских граждан к Соединенным Штатам после кризиса, который возник в связи со взятием заложниками 52 американских граждан в посольстве Соединенных Штатов в Тегеране в 1979 году).

Процедуры ППТС основываются исключительно на согласии сторон, которые достигают соглашения по различным практическим пунктам и процедурам (например, формулировки вопросов, которые должны быть представлены на арбитражное разбирательство, и назначение арбитров) до начала арбитража.

Это — главная причина, по которой еще на второй Гаагской конференции мира в 1907 году несколько государств обратились с призывом учредить постоянный международный трибунал, который разрешал бы споры, применяя судебные процедуры, характеризующиеся в большей степени элементом принуждения, чем арбитража.

Однако расхождения во мнениях относительно порядка выбора судей заставили делегации на Конференции 1907 года ограничиться внесением поправок в Конвенцию 1899 года и совершенствованием норм, регулирующих арбитражное производство.

Различия между ППТС и МС

ППТС (арбитраж)

  • Стороны назначают арбитров
  • Стороны согласуют процедуры
  • Стороны выбирают официальные языки
  • Заседания являются закрытыми
  • Все расходы несут стороны

МС (судебное разрешение)

  • Суд уже учрежден
  • Процедуры определены заранее в его Статуте и Регламенте
  • Официальными языками являются английский и французский
  • Заседания в большинстве случаев являются открытыми
  • Расходы Суда покрывает ООН

Является ли МС первым международным судебным органом, который применял судебные методы разрешения споров?

Нет. Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учрежденная в 1920 году под эгидой Лиги Наций, преемником которой в 1945 году стал МС.

С учреждением Лиги Наций после первой мировой войны возник приемлемый функциональный механизм для выборов судей Суда, что до этого времени порождало непреодолимые препятствия.

Что нового привнесла Постоянная палата международного правосудия (ППМП)?

Как и в случае Постоянной палаты третейского суда, юрисдикция Постоянной палаты международного правосудия зависит от желания сторон передавать споры на ее рассмотрение, однако новая особенность заключалась в том, что государство могло заранее объявить о признании обязательной юрисдикции Палаты в отношении любого спора, который может возникнуть в будущем с другим государством, сделавшим такое же заявление. Таким образом, государство могло обратиться в Палату в одностороннем порядке и привлечь к разбирательству другое государство без необходимости предварительного соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение Палаты.

ППМП также отличалась и другими особенностями. Она состояла из постоянных судей, которые представляли главные правовые системы мира и избирались Советом и Ассамблеей Лиги. Ее деятельность регулировалась ее Статутом и Правилами процедуры, которые уже действовали и имели обязательную силу для сторон, обратившихся к ней; она имела право выносить консультативные заключения по любому юридическому вопросу, переданному ей Советом или Ассамблеей Лиги Наций, и, наконец, ее заседания были в значительной степени открытыми.

Хотя Палата, располагавшаяся во Дворце мира, была создана и финансировалась Лигой Наций, она, тем не менее, не являлась частью Лиги и ее Статут не являлся частью Статута Лиги. Государство — член Лиги Наций не являлось автоматически стороной Статута ППМП. Вместе с тем обязательную юрисдикцию Палаты признали много государств. Было подписано несколько сотен договоров, предусматривающих юрисдикцию ППМП по спорам, связанным с этими договорами.

Деятельность ППМП была чрезвычайно успешной. В период с 1922 по 1940 год она вынесла решения по 29 спорам между государствами и 27 консультативных заключений, из которых практически все были выполнены. Палата также внесла важный вклад в развитие международного права.

Деятельность Палаты была прервана второй мировой войной, и в 1946 году она была распущена вместе с Лигой Наций.

Почему в рамках Организации Объединенных Наций был создан новый суд (МС)?

Участники Конференции в Сан-Франциско в 1945 году, на которой было принято решение об учреждении Организации Объединенных Наций и Международного Суда, привели несколько причин, в число которых входят следующие:

  • поскольку Суд должен являться главным судебным органом Организации Объединенных Наций, а все государства — члены Организации Объединенных Наций — участниками его Статута, было сочтено нецелесообразным наделять такими функциями ППМП, которая была связана с Лигой Наций, к тому времени практически прекратившей свое существование;
  • несколько государств, которые являлись участниками Статута ППМП, не были представлены в Сан-Франциско, тогда как ряд участников Конференции в Сан-Франциско не были участниками Статута ППМП (включая Соединенные Штаты Америки и Союз Советских Социалистических Республик);
  • ППМП ассоциировалась со старым порядком, в котором доминировала Европа, и считалось, что создание нового суда позволит сделать круг его участников более универсальным.

Вместе с тем в значительной мере была сохранена преемственность между ППМП и МС. Статут МС является практически идентичным статуту ППМП, как и регламенты обоих учреждений; правда, в 1978 году Суд принял пересмотренный Регламент в целях упрощения и ускорения разбирательств.

Как проходил процесс передачи полномочий от ППМП к МС?

В октябре 1945 года ППМП на своей последней сессии приняла решение о передаче своих архивов и имущества МС, который также должен был заседать во Дворце мира в Гааге. 31 января 1946 года судьи ППМП ушли в отставку и 5 февраля 1946 года Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций избрали первых членов МС.

В апреле 1946 года ППМП была официально распущена и МС, собравшись на первое заседание, избрал своего Председателя судью Хосе Густава Герреро (Сальвадор), который был последним Председателем ППМП.

Произведя назначение членов своего Секретариата (в значительной степени из числа бывших сотрудников ППМП), Суд провел свое первое открытое заседание 18апреля 1946 года. Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 года. Оно касалось инцидента в проливе Корфу (Соединенное Королевство против Албании).

Подчиняются ли МС некоторые международные трибуналы?

Нет. Международный Суд является гражданским судом, наделенным конкретной компетенцией (разрешение споров между государствами и вынесение консультативных заключений органам и специализированным учреждениям ООН) и не имеющим вспомогательных органов.

Вместе с тем создание большого числа региональных судов и специализированных трибуналов с 1946 года привело к определенной неразберихе.

Международный Суд не обладает уголовной юрисдикцией и, следовательно, не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных Организацией Объединенных Наций, таких, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), а также Международного уголовного суда (МУС).

МС также следует отличать от Европейского суда (находящегося в Люксембурге) и занимающегося исключительно делами, связанными с Европейским союзом, а также от Европейского суда по правам человека (Страсбург, Франция) и Межамериканского суда по правам человека (Сан-Хосе, Коста-Рика), которые рассматривают утверждения о нарушениях конвенций по правам человека, в соответствии с которыми они были учреждены. Эти три суда могут рассматривать дела, переданные на их рассмотрение частными лицами (против государств и других ответчиков), которые Международный Суд не может принимать к производству.

Международный Суд также отличается от специализированных международных трибуналов, таких, как Международный трибунал по морскому праву (МТМП).

МС также не является верховным судом, в котором можно обжаловать решения национальных судов; он не является высшей инстанцией для физических лиц и не является апелляционным судом, рассматривающим решение какого-либо международного трибунала. Однако он имеет право выносить решения о законности арбитражных решений по делам, в отношении которых он обладает юрисдикцией.

Какова связь между Судом и другими органами Организации Объединенных Наций, в функции которых входит поддержание мира?

Устав Организации Объединенных Наций возлагает главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности на Совет Безопасности. Совет Безопасности может расследовать любой спор и рекомендовать меры для его урегулирования с учетом того, что юридические споры должны, как правило, передаваться сторонами на рассмотрение Международного Суда.

Со своей стороны, Генеральная Ассамблея может обсуждать вопросы, касающиеся поддержания международного мира и безопасности, и выносить рекомендации.

При осуществлении своих функций как Совет Безопасности, так и Генеральная Ассамблея могут обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения по любому юридическому вопросу.

Кроме того, Суд может выносить решения по спорам, связанным с поддержанием международного мира и безопасности и представленным на его рассмотрение, даже если такие споры также рассматриваются Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей. Суд ограничивается правовыми аспектами этих споров. Тем самым он вносит особый вклад в дело поддержания международного мира и безопасности.

Дворец мира — местопребывание МС

Дворец мира, местопребывание Суда


Дворец мира, местопребывание Суда

Строившийся с 1907 по 1913 годы для Постоянной палаты третейского суда на средства, безвозмездно пожертвованные американским промышленником и филантропом Эндрю Карнеги, Дворец мира находится в парке площадью 7 га в центре Гааги.

Построенное из гранита, песчаника и красного кирпича здание, спроектированное французским архитектором Луисом Кордонье, с покатой крышей из сероватой черепицы сочетает в себе романский и византийский стили. На фасаде, перед которым находятся лужайки, расположены несколько скульптур, свидетельствующих о предназначении Дворца. Слева находится часовая башня с курантами высотой 80 метров. Находящиеся внутри деревянные скульптуры, витражи, мозаика, гобелены и предметы искусства, полученные в дар от государств, которые участвовали в двух Гаагских конференциях мира, отражают разнообразие мировых культур.

С 1946 года Суд, как и ППМП (его предшественница), занимает помещения, выделенные ему Нидерландским фондом Карнеги, который владеет и распоряжается Дворцом. В новом крыле, построенном в 1978 году за дворцом, находятся служебные кабинеты судей и совещательная комната Суда. Оно было расширено в 1997 году, в частности, для размещения возросшего числа судей ad hoc. В том же году был переоборудован чердак дворца, на котором были расположены новые служебные помещения для должностных лиц Секретариата Суда.

Дворец, в котором также находится одна из самых крупных мировых библиотек по вопросам международного публичного права (библиотека Дворца мира, которая является публичной в отличие от библиотеки Суда) и проводятся летние курсы Гаагской академии международного права, можно посещать в рабочие дни. Информацию можно получить в Фонде Карнеги
(тел.: + 31 70 302 4137).

Музей истории и деятельности Суда, а также других организаций, работающих в Дворце мира, был открыт в мае 1999 года г-ном Кофи Аннаном и судьей Стивеном М. Швебелем соответственно Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и Председателем Суда в то время. Он находится в южном крыле здания.

Краткая история возникновения международных судебных учреждений

Международные судебные учреждения — это «произведение» XX века. В XIX в. идею создания международного суда трудно было бы вообразить себе.

Зарождение и развитие института использования независимых международных органов для разрешения споров между суверенами не было изолировано от общего развития международных отношений. Вплоть до XIX в. господствующим оставалось убеждение в том, что война сохраняется как последнее средство международной политики, хотя некоторые выдающиеся личности, как, например, основоположник современного международного права Г. Гроний, высказывали идеи о том, что войну лучше предотвращать 1 Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956. С. 539-541. .

Э. Ваттель писал: «Если ни одна из спорящих наций не найдет нужным отступиться от своих прав или претензий, то естественное право, которое предписывает им мир, согласие и милосердие, обязывает их применить самые мирные средства для разрешения их разногласий» 2 Ваттель де Э. Право народов. М., 1960. С. 405. . Таковыми он считал признаваемые и в наше время действенными переговоры, посредничество и арбитраж, а также реторсии и репрессалии 3 Причисление к мирным средствам реторсий и репрессалий, которые по сути являются принудительными мерами, показывает, что насилие считалось вполне законной мерой в между народных отношениях. . Если же эти средства окажутся безрезультатными, считал Ваттель, «тогда должно последовать объявление войны. Война — это состояние, в котором своего права добиваются силой».

Уже в самом конце XIX в. немецкий юрист А.В. Гефтер писал: «Международные споры вообще не имеют иной гарантии, кроме силы правового дела и фактического могущества спорящих сторон. Последнее или крайнее средство, способное охранить непризнаваемые или нарушаемые права, — это употребление силы с целью или простой обороны, т.е. отражения наступления, или, напротив, нападения, чтобы получить удовлетворение, в котором отказано 4 Гефтер А.В. Европейское международное право. СПб, 1880. С. 203,204. . Войну он характеризует как средство достижения «справедливого и полного удовлетворения за причиненные оскорбления и нарушенные права». В то время не отвергал войну и замечательный российский юрист Ф.Ф. Мартенс 5 Пустогаров В.В. «. С пальмовой ветвью мира». Ф.Ф. Мартенс — юрист, дипломат, публицист. М., 1993. , хотя и оставлял ее на самый крайний случай: «Ранее нежели прибегнуть к насильственным мерам, государства, в собственных своих интересах, должны использовать другие миролюбивые и менее насильственные и опасные средства, находящиеся в их распоряжении: дипломатические переговоры, добрые услуги и посредничество, третейское разбирательство, блокаду и т.п. Война — последнее и крайнее средство для восстановления нарушенного права и достижения поставленных целей» 6 Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. II, СПб., 1888. С. 448, 449. .

Но конец XIX в. — это время, когда разные народы стали осознавать свою взаимосвязанность; шел активный поиск новых методов организации международных отношений. Множились постоянные дипломатические представительства, но становилось все более ясно, что дипломатических контактов недостаточно для обеспечения эффективного функционирования всей международной системы, и появилась идея проведения регулярных международных конференций как формы расширенной дипломатии. Начало этому было положено еще Мирной Вестфальской конференцией 1648 г., которая завершила тридцати летнюю религиозную войну в Центральной Европе и формально положила начало Европе, состоящей из национальных государств. Можно назвать еще ряд конференций, которыми обычно заканчивались войны. Состоявшийся в 1856 г. (после Крымской войны) Парижский дипломатический конгресс отличался от своих предшественников тем, что, приняв регулирование относительно закончившейся войны, он принял некоторые обязательные положения на будущее. Так, в Мирный трактат была включена ст. 8, которая предусматривала в случае споров между Турцией и другими участниками трактата обращение спорящих сторон к участникам трактата за посредничеством до момента обращения к силе. И тогда же появился Парижский протокол № 23 от 14 апреля 1856 г. — один из первых международных договоров, зафиксировавший обязательство, «чтобы государства, между которыми возникли бы серьезные несогласия, обращались, прежде чем взяться за оружие, к добрым услугам дружественной державы». Далее указывалось, что под «добрыми услугами» следует понимать « посредничество» 7 Право и мир в международных отношениях. Сборник статей. М., 1899. С. 366-369. .

Берлинская конференция 1871 г. завершила франко-прусскую войну, а конференции 1884-1885 г. занимались балканским урегулированием.

Эти конференции составили некую прелюдию учреждению постоянно действующих международных институтов, поскольку стало ясно, что таких почти случайных конференций в современных условиях недостаточно: они только отсрочивали разрешение действительного противоречия, лежащего в основе враждебных, вплоть до войны, отношений между государствами.

В тот же период возникло довольно много неправительственных организаций, таких как Комитет Красного креста (1863) или Всемирная ассоциация международного права (1873), это показывает растущее осознание международной общественностью необходимости различных форм международного сотрудничества.

Международный суд лучше всего существует с опорой на международную организацию, а вплоть до Первой мировой войны существовало лишь несколько таких организаций, да и то в чисто технических областях, где судебное разбирательство было совершенно излишним.

Межгосударственные международные организации стали первоначально возникать в тех случаях, когда было удобно или выгодно установить непосредственную связь между административными или исполнительными органами разных государств для решения конкретных задач. Так возникли смешанные комиссии по рекам Рейн и Дунай, а позднее для других рек Центральной Европы. Успешность их деятельности послужила основанием для образования более широких административных союзов. Так, в 1865 г. был создан Международный телеграфный союз, который в 1934 г. был переименован в Международный союз электросвязи и под этим именем функционирует до сих пор, 9 лет спустя — Всемирный почтовый союз.

Вся вторая половина XIX в. отмечена ростом числа таких административных союзов — в области транспорта, связи, здравоохранения и экономического сотрудничества. Эти ограниченного масштаба организации подготовили почву для перехода к сотрудничеству в рамках широкомасштабных по числу участников и по объему решаемых задач организаций.

В рамках административных союзов процесс принятия решений был гораздо сложнее и разнообразнее, чем на международных конференциях; это подводило общественность к мысли о том, что международный орган без ущерба для суверенитета государств может принимать обязывающие решения. Считается, что самым первым договором о межгосударственном арбитраже был Договор о дружбе, торговле и навигации (так называемый Договор Джея) 1794 г. между Англией и Америкой. В этом договоре речь шла о разрешении множества юридических вопросов, возникших после войны за независимость США. В частности, по договору должны были быть учреждены три арбитражные комиссии, состоящие из граждан США и подданных Великобритании. Каждая комиссия должна была решать вопросы, не урегулированные в ходе переговоров. Порядок формирования и деятельности комиссий показывает, что фактически они были арбитражами.

Первым практическим примером международного арбитража в истории обычно называют дело о судне «Алабама» . Арбитраж в составе короля Италии, президента Швейцарской конфедерации и императора Бразилии был учрежден в силу Вашингтонского договора 1871 г. Спорящими сторонами в нем были США, которые вели гражданскую войну против южных штатов, и Великобритания, которую США обвиняли в нарушении нейтралитета, выразившемся в том, что Великобритания не препятствовала постройке для конфедератов военного корабля «Алабама». Примечательно, что США обвиняли Великобританию в неправомерном, по их мнению, признанию Конфедерации южных штатов в качестве воюющей стороны, что составляло вмешательство в их внутренние дела. Впрочем, на рассмотрение арбитража был представлен только вопрос о нарушении Великобританией нейтралитета. Арбитраж решил, что Великобритания действительно нарушила нейтралитет тем, что не приняла эффективных мер, противодействующих постройке корабля. В процессе рассмотрения этого спора Англия оправдывалась тем, что в ее законодательстве нет нормы об обязанности третьего государства соблюдать нейтралитет. Арбитраж тогда не принял этот довод во внимание, заявив, что национальное законодательство не освобождает государство от его международного обязательства. Великобритания была признана нарушившей международное право и присуждена к выплате крупной компенсации за ущерб, нанесенный кораблем «Алабама» 8 Moore J.B. International Arbitrations. Washington. DC, 1898. Vol. 1. P. 495. .

После этого разбирательства межгосударственный арбитраж приобрел популярность, что объясняется в определенной степени тем, что бремя военных расходов на многочисленные в то время войны стало осознаваться общественностью как неоправданное расходование средств; приобретали популярность идеи пацифизма, и арбитраж либо иной «нейтральный» орган стали рассматриваться как средство урегулирования разногласий в противовес войне, которая в то время считалась вполне законным средством разрешения споров. До конца XIX в. отмечается более 100 случаев обращения государств к данному средству мирного урегулирования. В частности, важные международные споры, разрешенные в тот период арбитражем, — это споры о разграничении в Беринговом море и о границе между Венесуэлой и Британской Гайаной. Кроме того, помимо передачи арбитражам уже существующих споров положения о будущем их использовании стали включаться в международные договоры.

Нарастание пацифистских настроений привело к созыву Гаагских конференций 1899 и 1907 гг. Эти конференции в числе других очень значительных шагов приняли, после множества острых дебатов, решение об учреждении Постоянной палаты третейского суда и формировании кодекса арбитражной процедуры.

Постоянная палата третейского суда — это не суд в общепринятом смысле. Он представляет собой скорее просто список, из которого государства могут выбирать арбитров, секретариат и кодекс арбитражного процесса. Таким образом, хотя Палата называется «постоянный суд», это в сущности средство для формирования арбитражей ad hoc. Новый арбитражный суд занят центр внимания, и большая часть спорных дел разрешалась именно с его помощью. В промежуток времени между его созданием и началом Первой мировой войны (примерно семь лет) в него было передано 17 дел. Постоянная палата третейского суда существует и активно действует до сих пор.

Во время второй Гаагской конференции, в 1907 г., была принята Конвенция об учреждении Международного призового суда, т.е. суда, который бы специально занимался спорами между воюющими и нейтральными государствами, в особенности связанными с захватами судов на море. Это был шаг, скорее завершающий средневековый период в развитии международного права, чем обращенный в будущее. Призовое право было широко распространено в Средние века и еще практиковалось в XVII и XVIII веках, особенно в Англии и Франции. Но уже в 1856 г. Парижская декларация о морской войне (первый международный договор о праве войны на море) запретила захват нейтральных судов, и в ней не было ни слова о призовом праве и призовых судах. Поэтому неудивительно, что Конвенция о Международном призовом суде не была ратифицирована и не вступила в силу.

Крупный специалист в области международного правосудия М. Хадсон, основной автор статутов Постоянной палаты международного правосудия и Международного суда ООН, признавая возможность создания самых разнообразных международных судов, решительно отрицал перспективы призовых судов. Он писал: «Поскольку теперь речь идет о серьезной попытке объявить войну вне закона, едва ли будет терпимо такое положение, при котором право морской войны будет развиваться от прецедента к прецеденту; перемещение центров внимания и интересов, имевшее место за последнее время, дает основание думать, что в этом отношении невозможен возврат к атмосфере Гаагской конференции 1907 г.» 9 Менли О. Хадсон. Международные суды в прошлом и будущем / Пер. с англ. Ф.Е. Богомольной; под ред. С.Б. Крылова. М., 1947. С. 226. .

Одна из деклараций, принятых на Второй Гаагской конференции, ознаменована введением в мировую практику идеи обязательного арбитража: в ней было сказано, что арбитражное разбирательство, если стороны дали на него согласие заблаговременно, может начать действовать по заявлению лишь одной стороны в споре, а вторая обязана согласиться на это.

В ходе Второй конференции началась подготовка к созданию Всемирного суда: были приняты документы об учреждении Арбитражного суда; окончательное принятие планировалось на следующей Гаагской конференции в 1915 г., но Первая мировая война разрушила эти планы.

События, происходившие в Гааге, отозвались на американском континенте. В 1907 г. пятью Центральноамериканскими государствами был создан Центральноамериканский суд. Он начал свою работу в 1908 г. и продолжал действовать 10 лет. Его юрисдикция распространялась не только на межгосударственные споры, но и на жалобы индивидов против правительства любого государства- участника на нарушение норм международного права. В конце концов деятельность Суда стала невозможной: в мире еще не созрела обстановка для такого амбициозного предприятия, но его опыт был использован при разработке Статута Постоянной палаты международного правосудия уже после Первой мировой войны.

Разрушения и бедствия, причиненные Первой мировой войной, придали новый импульс призывам к мирному улаживанию международных отношений и к переходу от мировой системы, основанной на силе, к системе, основанной на господстве права. Логичным мероприятием для осуществления таких идей было создание межгосударственной организации с широкими полномочиями, особенно в области предупреждения и прекращения войн. Во время подведения итогов Первой мировой войны на Парижской мирной конференции 1919 г. было предложено создать универсальную международную организацию — Лигу Наций и включить в состав ее органов суд. Тогда времени на это не хватило, и создание суда было отложено на будущее.

В 1920 г. Совет Лит Наций сформировал Комитет из десяти юристов для подготовки документов суда. Все юристы участвовали в Гаагской конференции 1907 г., поэтому они были вполне осведомлены обо всех идеях и представляли пути решения поставленной задачи. В декабре 1920 г. для подписания и ратификации был представлен Протокол подписания Статута Постоянной палаты международного правосудия. С формальной точки зрения Протокол не имел связи с Пактом Лиги Наций, и Палата быта учреждена как независимый международный судебный орган, к которому Лига быта вправе лишь обращаться по некоторым вопросам. Палата находилась в Гааге, в то время как штаб-квартирой Лиги Наций быта Женева.

Палату и Лигу связывало несколько моментов: выборы судей осуществлялись Советом и Ассамблеей Лиги; денежное содержание членов Палаты и секретаря выплачиваюсь Лигой, как и расходы на содержание Палаты; Совет и Ассамблея Лиги были уполномочены запрашивать консультативные заключения Палаты; Генеральный секретарь Лиги был депозитарием Протокола подписания и других документов Палаты.

В основе создания Постоянной палаты международного правосудия лежала надежда на то, что использование судебного разрешения споров станет эффективным методом устранения потенциально опасных точек напряжения между государствами и стабилизации обстановки в мире. Точкой опоры ППМП была ст. 14 Пакта Лиги Наций, дополненная в 1920 г. Статутом ППМП; был создан правовой режим международного судебного разбирательства, действующий до сих пор.

15 февраля 1922 г. Палата официально начала свою деятельность. Ее первым делом было вынесение консультативного заключения относительно назначения рабочих в делегацию Нидерландов на 3-ю сессию Международной конференции труда. Постоянная палата международного правосудия прекратила свою деятельность вскоре после начала Второй мировой войны, хотя формально продолжала существовать до 18 апреля 1946 г., пока не была заменена Международным судом ООН.

Международный суд был организован в значительной степени как отражение Постоянной палаты международного правосудия, он является ее преемником и продолжением. Это означает, что основная форма международного судебного учреждения была найдена. Дальнейшее развитие шло по пути конкретизации и уточнения.

Международный Суд (МС) является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН). Он был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций.


Печать Суда

Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды). Из шести главных органов Организации Объединенных Наций Суд является единственным органом, расположенным вне Нью-Йорка. Другими пятью главными органами Организации Объединенных Наций являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.

Суд состоит из 15 судей, и его обслуживает Секретариат, его административный орган. Его официальными языками являются английский и французский.

Когда родилась идея разрешения международных споров на основе права?

Учреждение Международного Суда стало кульминацией длительного процесса, в ходе которого постепенно развивались методы мирного урегулирования международных споров.

Помимо переговоров, посредничества и примирения идея обращения к беспристрастному органу для решения спора на основе права уходит корнями в древность. Она известна как арбитраж.

По общему признанию, современная история арбитража ведет свое начало от Договора Джея, заключенного Соединенными Штатами Америки и Великобританией в 1794 году. В этом Договоре о дружбе, торговле и судоходстве предусматривалось создание состоящих из равного числа американских граждан и британских подданных смешанных комиссий для урегулирования нескольких нерешенных вопросов. Благодаря работе этих смешанных комиссий произошло развитие института арбитража в девятнадцатом столетии.

Арбитражное разбирательство по делу о судне «Алабама» в 1872 году знаменует собой другой решающий этап. Соединенные Штаты и Великобритания передали на арбитражное разбирательство претензии Соединенных Штатов, связанные с предполагаемыми нарушениями Великобританией нейтралитета в период гражданской войны в Америке. Арбитражный трибунал, состоявший из членов, назначенных сторонами и тремя другими странами, постановил, что Великобритания должна выплатить компенсацию. Образцовое выполнение Великобританией арбитражного решения продемонстрировало эффективность арбитража при урегулировании крупного спора.

Стимулировал ли успех арбитража создание новых учреждений?

Да. Этот успех заставил государства задуматься о постоянном международном суде, отвечающем за мирное разрешение споров, с тем чтобы устранить необходимость создания специальных судебных органов для решения каждого отдельного спора, который может быть решен в порядке арбитражного производства.

Это предложение начало обретать реальные формы на Гаагских конференциях мира, созванных в 1899 и 1907 годах по инициативе царя России Николая II. Представленные на первой конференции 26 государств подписали Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учреждении Постоянной палаты третейского суда (ППТС), первого многостороннего учреждения подобного рода.

ППТС, которая начала работать в 1902 году, по-прежнему существует. Она независима от всех других международных организаций, и по состоянию на 2000 год сторонами Конвенции являются 89 государств. Хотя она имеет Международное бюро, находящееся в Гааге и выполняющее функции, соответствующие функциям судебной канцелярии, она в действительности не является постоянным судом или арбитражным органом. Бюро ведет список юристов (до четырех человек от одного государства-участника, которые вместе составляют так называемую «национальную группу» этого государства), из которого соответствующие стороны спора могут выбирать членов арбитражного трибунала.

Как развивалась работа Постоянной палаты третейского суда (ППТС)?

Постоянная палата третейского суда, соседствующая с Судом во Дворце мира в Гааге, уже не занимается исключительно спорами между государствами. С годами объем оказываемых ею услуг существенно увеличился.

В настоящее время она предлагает широкий диапазон процедур разрешения споров (установление фактов, примирение и различные виды арбитража) государствам и сторонам, не являющимся государствами (например, международным организациям, частным юридическим или физическим лицам). Благодаря этому она во все большей степени участвует в разрешении коммерческих и финансовых споров. Международное бюро ППТС также выполняет функции секретариата во время различных арбитражных разбирательств (например, арбитражное разбирательство спора между Эритреей и Йеменом в отношении права на острова в Красном море, которое было завершено в 1999 году) и оказывает техническую или административную помощь арбитражным трибуналам, учрежденным вне рамок ППТС (например, Трибунал по рассмотрению претензий Ирана и Соединенных Штатов, учрежденный этими двумя странами для рассмотрения претензий американских граждан к Ирану и иранских граждан к Соединенным Штатам после кризиса, который возник в связи со взятием заложниками 52 американских граждан в посольстве Соединенных Штатов в Тегеране в 1979 году).

Процедуры ППТС основываются исключительно на согласии сторон, которые достигают соглашения по различным практическим пунктам и процедурам (например, формулировки вопросов, которые должны быть представлены на арбитражное разбирательство, и назначение арбитров) до начала арбитража.

Это — главная причина, по которой еще на второй Гаагской конференции мира в 1907 году несколько государств обратились с призывом учредить постоянный международный трибунал, который разрешал бы споры, применяя судебные процедуры, характеризующиеся в большей степени элементом принуждения, чем арбитража.

Однако расхождения во мнениях относительно порядка выбора судей заставили делегации на Конференции 1907 года ограничиться внесением поправок в Конвенцию 1899 года и совершенствованием норм, регулирующих арбитражное производство.

Различия между ППТС и МС

ППТС (арбитраж)

  • Стороны назначают арбитров
  • Стороны согласуют процедуры
  • Стороны выбирают официальные языки
  • Заседания являются закрытыми
  • Все расходы несут стороны

МС (судебное разрешение)

  • Суд уже учрежден
  • Процедуры определены заранее в его Статуте и Регламенте
  • Официальными языками являются английский и французский
  • Заседания в большинстве случаев являются открытыми
  • Расходы Суда покрывает ООН

Является ли МС первым международным судебным органом, который применял судебные методы разрешения споров?

Нет. Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учрежденная в 1920 году под эгидой Лиги Наций, преемником которой в 1945 году стал МС.

С учреждением Лиги Наций после первой мировой войны возник приемлемый функциональный механизм для выборов судей Суда, что до этого времени порождало непреодолимые препятствия.

Что нового привнесла Постоянная палата международного правосудия (ППМП)?

Как и в случае Постоянной палаты третейского суда, юрисдикция Постоянной палаты международного правосудия зависит от желания сторон передавать споры на ее рассмотрение, однако новая особенность заключалась в том, что государство могло заранее объявить о признании обязательной юрисдикции Палаты в отношении любого спора, который может возникнуть в будущем с другим государством, сделавшим такое же заявление. Таким образом, государство могло обратиться в Палату в одностороннем порядке и привлечь к разбирательству другое государство без необходимости предварительного соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение Палаты.

ППМП также отличалась и другими особенностями. Она состояла из постоянных судей, которые представляли главные правовые системы мира и избирались Советом и Ассамблеей Лиги. Ее деятельность регулировалась ее Статутом и Правилами процедуры, которые уже действовали и имели обязательную силу для сторон, обратившихся к ней; она имела право выносить консультативные заключения по любому юридическому вопросу, переданному ей Советом или Ассамблеей Лиги Наций, и, наконец, ее заседания были в значительной степени открытыми.

Хотя Палата, располагавшаяся во Дворце мира, была создана и финансировалась Лигой Наций, она, тем не менее, не являлась частью Лиги и ее Статут не являлся частью Статута Лиги. Государство — член Лиги Наций не являлось автоматически стороной Статута ППМП. Вместе с тем обязательную юрисдикцию Палаты признали много государств. Было подписано несколько сотен договоров, предусматривающих юрисдикцию ППМП по спорам, связанным с этими договорами.

Деятельность ППМП была чрезвычайно успешной. В период с 1922 по 1940 год она вынесла решения по 29 спорам между государствами и 27 консультативных заключений, из которых практически все были выполнены. Палата также внесла важный вклад в развитие международного права.

Деятельность Палаты была прервана второй мировой войной, и в 1946 году она была распущена вместе с Лигой Наций.

Почему в рамках Организации Объединенных Наций был создан новый суд (МС)?

Участники Конференции в Сан-Франциско в 1945 году, на которой было принято решение об учреждении Организации Объединенных Наций и Международного Суда, привели несколько причин, в число которых входят следующие:

  • поскольку Суд должен являться главным судебным органом Организации Объединенных Наций, а все государства — члены Организации Объединенных Наций — участниками его Статута, было сочтено нецелесообразным наделять такими функциями ППМП, которая была связана с Лигой Наций, к тому времени практически прекратившей свое существование;
  • несколько государств, которые являлись участниками Статута ППМП, не были представлены в Сан-Франциско, тогда как ряд участников Конференции в Сан-Франциско не были участниками Статута ППМП (включая Соединенные Штаты Америки и Союз Советских Социалистических Республик);
  • ППМП ассоциировалась со старым порядком, в котором доминировала Европа, и считалось, что создание нового суда позволит сделать круг его участников более универсальным.

Вместе с тем в значительной мере была сохранена преемственность между ППМП и МС. Статут МС является практически идентичным статуту ППМП, как и регламенты обоих учреждений; правда, в 1978 году Суд принял пересмотренный Регламент в целях упрощения и ускорения разбирательств.

Как проходил процесс передачи полномочий от ППМП к МС?

В октябре 1945 года ППМП на своей последней сессии приняла решение о передаче своих архивов и имущества МС, который также должен был заседать во Дворце мира в Гааге. 31 января 1946 года судьи ППМП ушли в отставку и 5 февраля 1946 года Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций избрали первых членов МС.

В апреле 1946 года ППМП была официально распущена и МС, собравшись на первое заседание, избрал своего Председателя судью Хосе Густава Герреро (Сальвадор), который был последним Председателем ППМП.

Произведя назначение членов своего Секретариата (в значительной степени из числа бывших сотрудников ППМП), Суд провел свое первое открытое заседание 18апреля 1946 года. Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 года. Оно касалось инцидента в проливе Корфу (Соединенное Королевство против Албании).

Подчиняются ли МС некоторые международные трибуналы?

Нет. Международный Суд является гражданским судом, наделенным конкретной компетенцией (разрешение споров между государствами и вынесение консультативных заключений органам и специализированным учреждениям ООН) и не имеющим вспомогательных органов.

Вместе с тем создание большого числа региональных судов и специализированных трибуналов с 1946 года привело к определенной неразберихе.

Международный Суд не обладает уголовной юрисдикцией и, следовательно, не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных Организацией Объединенных Наций, таких, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), а также Международного уголовного суда (МУС).

МС также следует отличать от Европейского суда (находящегося в Люксембурге) и занимающегося исключительно делами, связанными с Европейским союзом, а также от Европейского суда по правам человека (Страсбург, Франция) и Межамериканского суда по правам человека (Сан-Хосе, Коста-Рика), которые рассматривают утверждения о нарушениях конвенций по правам человека, в соответствии с которыми они были учреждены. Эти три суда могут рассматривать дела, переданные на их рассмотрение частными лицами (против государств и других ответчиков), которые Международный Суд не может принимать к производству.

Международный Суд также отличается от специализированных международных трибуналов, таких, как Международный трибунал по морскому праву (МТМП).

МС также не является верховным судом, в котором можно обжаловать решения национальных судов; он не является высшей инстанцией для физических лиц и не является апелляционным судом, рассматривающим решение какого-либо международного трибунала. Однако он имеет право выносить решения о законности арбитражных решений по делам, в отношении которых он обладает юрисдикцией.

Какова связь между Судом и другими органами Организации Объединенных Наций, в функции которых входит поддержание мира?

Устав Организации Объединенных Наций возлагает главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности на Совет Безопасности. Совет Безопасности может расследовать любой спор и рекомендовать меры для его урегулирования с учетом того, что юридические споры должны, как правило, передаваться сторонами на рассмотрение Международного Суда.

Со своей стороны, Генеральная Ассамблея может обсуждать вопросы, касающиеся поддержания международного мира и безопасности, и выносить рекомендации.

При осуществлении своих функций как Совет Безопасности, так и Генеральная Ассамблея могут обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения по любому юридическому вопросу.

Кроме того, Суд может выносить решения по спорам, связанным с поддержанием международного мира и безопасности и представленным на его рассмотрение, даже если такие споры также рассматриваются Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей. Суд ограничивается правовыми аспектами этих споров. Тем самым он вносит особый вклад в дело поддержания международного мира и безопасности.

Дворец мира — местопребывание МС

Дворец мира, местопребывание Суда


Дворец мира, местопребывание Суда

Строившийся с 1907 по 1913 годы для Постоянной палаты третейского суда на средства, безвозмездно пожертвованные американским промышленником и филантропом Эндрю Карнеги, Дворец мира находится в парке площадью 7 га в центре Гааги.

Построенное из гранита, песчаника и красного кирпича здание, спроектированное французским архитектором Луисом Кордонье, с покатой крышей из сероватой черепицы сочетает в себе романский и византийский стили. На фасаде, перед которым находятся лужайки, расположены несколько скульптур, свидетельствующих о предназначении Дворца. Слева находится часовая башня с курантами высотой 80 метров. Находящиеся внутри деревянные скульптуры, витражи, мозаика, гобелены и предметы искусства, полученные в дар от государств, которые участвовали в двух Гаагских конференциях мира, отражают разнообразие мировых культур.

С 1946 года Суд, как и ППМП (его предшественница), занимает помещения, выделенные ему Нидерландским фондом Карнеги, который владеет и распоряжается Дворцом. В новом крыле, построенном в 1978 году за дворцом, находятся служебные кабинеты судей и совещательная комната Суда. Оно было расширено в 1997 году, в частности, для размещения возросшего числа судей ad hoc. В том же году был переоборудован чердак дворца, на котором были расположены новые служебные помещения для должностных лиц Секретариата Суда.

Дворец, в котором также находится одна из самых крупных мировых библиотек по вопросам международного публичного права (библиотека Дворца мира, которая является публичной в отличие от библиотеки Суда) и проводятся летние курсы Гаагской академии международного права, можно посещать в рабочие дни. Информацию можно получить в Фонде Карнеги
(тел.: + 31 70 302 4137).

Музей истории и деятельности Суда, а также других организаций, работающих в Дворце мира, был открыт в мае 1999 года г-ном Кофи Аннаном и судьей Стивеном М. Швебелем соответственно Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и Председателем Суда в то время. Он находится в южном крыле здания.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: