Первый договор между древнерусским государством и византией был подписан

Обновлено: 18.04.2024

Византия – это государство со столицей в Константинополе в разные периоды занимавшее больше или меньше территорий по побережью Черного и Средиземного моря.

В силу географических обстоятельств восточные славяне и Византия контактировали еще до появления на Руси государственности. Источники сообщают о походах, которые были совершены восточнославянскими племенами, на малоазиатское побережье Черного моря и на Крым в VIII-IX вв. В 860 г. была проведена попытка нападения на Константинополь, но закончилась она недельной осадой города и заключением мира.

Русско-византийские отношения при первых русских князьях X века

Первые задокументированные договоры Руси с Византией были заключены князем Олегом.

В 907 г. Олег выступает в поход на Константинополь, снарядив большое пешее и морское войско. Лев VI, византийский император, опасаясь штурма, закрыл ворота и загородил цепями гавань. В этом случае Олег принял оригинальное решение: он приказал воинам вытащить корабли на сушу и поставить их на колеса. Таким образом, когда подул ветер, на поднятых парусах корабли поехали к городу. Это зрелище так впечатлило византийцев, что они тут же предложили русскому князю мир.

По договору Византия обязывалась платить Руси дань и устанавливала упрощенные правила торговли для русских купцов. В знак своей победы Олег прибил русские щиты на ворота Константинополя.

Некоторые исследователи считают, что этого похода на самом деле не было. Дело в том, что сведения о нем имеются только в русских источниках, а вот византийские про это ничего не рассказывают, при том, что описывали походы русских до и после этого события. Текст же договора представляет собой компиляцию договоров 911 г. и 944 г. Впрочем, поход мог быть, но без осады Константинополя.

Готовые работы на аналогичную тему

В 911 г. Олег направил послов в Византию для подтверждения этого договора. Согласно новым положениям, условия оставались прежние, однако, пропадает упоминание о беспошлинной торговле. Соглашение 911 г. признается подлинным, поскольку сведения о нем имеются и в русских, и в византийских источниках.

При следующем князе – Игоре, были продолжены походы на Византию. В 941 г. Игорь снарядил большое войско, однако, флот был почти полностью уничтожен греками при помощи так называемого «греческого огня» (горючей смеси неизвестного сегодня состава). Множество кораблей было разрушено, а выжившие воины были взяты в плен.

Через несколько лет, в 944 году Игорь собрал новое войско, состоявшее из варягов, славян (ильменских словен, полян, тиверцев, кривичей) и наемных печенегов. Основную часть войска составлял флот. Византийский император Роман I Лакапин, заранее зная о походе, послал навстречу русскому войску посольство с богатыми дарам. Игорь счел это удовлетворительным и принял дары, а позже подписал военно-торговое соглашение с Византией.

После Игоря княжение приняла его жена Ольга как регент при малолетнем сыне Святославе. При ней боевых действий с византийцами не велось, а вот дипломатические визиты Ольга в Константинополь совершала:

  • в 955 г. в столице Византии она приняла крещение и взяла христианское имя Елена. Это было ее личное побуждение, не имевшее влияния на общую религиозную ситуацию на Руси. Известно, что она пыталась приобщить к христианству своего сына Святослава, однако, он оказался, мотивировав это тем, что его дружина станет над ним смеяться. Это означало, что позиции христианства на Руси были не крепки, но и не отторгались, поскольку обратиться в эту веру могла себе позволить мать князя.
  • в 957 г. Ольга с посольством нанесла визит византийскому императору Константину Багрянородному. В византийских документах она называется правительницей Руси при том, что Святослав упоминается без титула. По всей вероятности, этот визит не принес ожидаемых результатов, так как в летописи сообщается о холодном отношении Ольги к византийским послам в Киеве после этой поездки.

Воинственный Святослав вновь вернул русско-византийские отношения в военное русло.

В 967 г. византийский император Никифор Фока заключил договор со Святославом, чтобы тот оказал ему военную помощь в конфликте с Болгарией. Возможно, Византия хотела нанести удар по Болгарии чужими руками, а заодно и ослабить Киевскую Русь. В 968 г. Святослав разгромил болгар в битве под Доростолом и взял множество городов, в том числе и важный Переяславец. Таким образом, Болгария осталась под контролем Святослава.

Однако контроль Святослава над Болгарией не давал покоя Византии, в которой в 970-971 гг. начали готовиться к военному походу. Русское войско со Святославом тогда находилось в Переславяце, штурм которого византийцы вели в течение трех месяцев. В силу истощения ресурсов Святослав запросил мир. Согласно договору, Святослав покидал Переяславец, а также возобновлялся старый мир, по которому русским купцам предоставлялось право беспошлинной торговли.

Святослав с войском двинулись в Киев, но во время зимовки на днепровских порогах подосланный византийским императором Иоанном Цимисхием печенежский отряд во главе с Курей убил Святослава и его дружину.

Русско-византийские отношения в конце X века – XI веке

Новый поворот в русско-византийских отношениях начался при Владимире Великом. В 988 г. император Василий II попросил у русского князя военную помощь в подавлении восстания. В обмен на это Владимир потребовал руку сестры императора Анны. Вынужденный пойти на эти условия, Василий согласился, однако, обещания своего не выполнил. Тогда Владимир осаждает византийский город Корсунь и, после трехмесячной осады, берет его, что угрожало дальнейшим продвижением русского войска к столице Византии.

Согласно летописи, Василий соглашается отдать Анну, если Владимир примет крещение, что русский князь и делает прямо в Корсуни. Однако, эта история носит, вероятнее всего, легендарный характер, так же, как и легенда о «выборе веры», когда Владимир принял решение о необходимости введения на Руси новой религии. Это решение было принято под влиянием множества факторов, в том числе нужды народа в объединительной силе и улучшении отношений Руси с Византией.

В любом случае примерно в 988 г. в нескольких центрах, в том числе в Киеве и Новгороде, проходят массовые мероприятия по принятию новой веры. В них активно принимают участие византийские священники.

Принятие Русью христианства по православному обряду оказывает огромное влияние на последующее развитие страны:

  • Русь встала в ряд других христианских государств, что укрепляло ее международное положение;
  • развитие архитектуры, живописи, письменности и т.д. под влиянием Византии;
  • изменение быта и сознания людей.

Это лишь некоторые факторы. Византия теперь действительно играла большую роль в культуре Руси. В русские города начали прибывать византийские мастера, которые строили и создавали тут свои шедевры (Десятинная церковь, Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке и т.д.) и основывали школы, также хлынул поток произведений византийского искусства (многочисленные иконы). Богослужения поначалу велись на греческом, а это означало, что и основная часть священников тоже из Византии. Письменность также была создана греческим филологом и миссионером Кириллом, который адаптировал греческую азбуку под славянские языки.

До 1043 г. отношения Руси и Византии развивались довольно мирно, пока Ярослав Мудрый не послал своего сына Владимира в поход на Византию. Повод был следующий – убийство знатного русского в Константинополе. Этот поход завершился в 1046 г. с подписанием мирного договора, в закрепление которого византийская царевна выходила за сына Ярослава Всеволода. Также, в течение этого периода русские войска принимали участие на стороне Византии в нескольких военных кампаниях.

С началом на Руси удельного периода международные отношения перестали иметь общерусский характер: теперь политика зависела от конкретного княжества. В 1050-1070-х гг. русские наемники еще были в византийском войске. До 1115 г. между Киевом и Константинополем сохранялись хорошие отношения, развивалось паломничество и заключались династические браки.

В 1116 г. Владимир Мономах принял участие в походе против Византии, однако вскоре мирные отношения были восстановлены. Несмотря на мелкие региональные конфликты в целом отношения между Русью и Византией были дружественными.

Таким образом, за период IX-XII вв. между Русью и Византией сложились определенные отношения, которые начинались с постоянных военных столкновений и завершились мощным культурным влиянием, которое оказала Византия на русские земли. Именно в этот период сложились и укрепились культурные русско-византийские связи.

2 сентября 911 г. был заключен первый международный договор между Русью и Византией

2 сентября 911 года великий князь Олег, после успешной русско-византийской войны 907 года, заключил договор с Византией, который регулировал уголовные и гражданские отношения между русами и ромеями (греками).

После военного удара Руси по Византийской империи в 907 году и заключения между русами и греками общеполитического межгосударственного соглашения в отношениях между двумя державами наступила пауза в четыре года. Затем в летописи сообщается, что князь Олег послал своих мужей «построити мира и положити ряд» между двумя государствами и излагается сам текст соглашения. Договор 911 года дошёл до нас полностью со всей основной договорной структурой: с начальной формулой, заключительной клятвой и датой. После текста соглашения, летописец сообщает, что ромейский император Лев VI почтил русское посольство, одарил его богатыми дарами, организовал экскурсию по храмам и палатам, а затем отпустил на Русскую землю с «честию великой». Послы прибыв в Киев поведали великому князю «речи» императоров (в этот момент правил император Лев VI, а его соправителями были – сын Константин и брат Александр) и рассказали о сотворении мира и принятии ряда-договора.

По мнению ряда исследователей договора (в том числе А. Н. Сахарова), это обычный межгосударственный договор. В нём есть две стороны: «Русь» и «Греки», или «Русь» и «хрестианы». Кроме того, он является типичным соглашением «мира и любви»: его общеполитическая часть повторяет договора 860 и 907 гг. Первая статья соглашения посвящена проблеме мира, обе стороны клянутся сохранять и соблюдать «любовь непревратну и непостыжну» (мирные отношения). Фактически договор подтверждает прежние «словесные» (или в основном словесные) подобные соглашения.

Договор 907 г. явился не только соглашением «мира и любви», но и «рядом», который решал конкретные проблемы взаимоотношений двух держав и их подданных в политической и экономических сферах. Статьи договора говорят о способах рассмотрения различных злодеяний и мерах наказания за них; об ответственности за убийство, и имущественной ответственности за него; об ответственности за умышленное избиение, воровство и грабеж. Регламентируется порядок помощи «гостям»-купцам обеих держав во время их плавания, помощи тем, кто потерпел кораблекрушение, порядок выкупа пленников – русов и греков. Восьмая статья говорит о союзной помощи Византии со стороны Руси и порядке службы русов в армии императора. Следующие статьи посвящены порядку выкупа любых других пленников (не русов и греков); возвращению бежавшей или похищенной челяди; практике наследования имущества умерших в Византии русов; о порядке русской торговле в Византийской империи; об ответственности за долги и неуплату долга.

Всего в договоре 13 статей, которые охватывают широкий круг проблем регулирующих взаимоотношения между Русью и Византией, и их подданными. Договор носит двусторонний и равноправный характер. Это выражено тем, что в договоре обе стороны дают клятву соблюдать «мир и любовь» навечно. Отмечается, что в случае если будет совершено какое-либо преступление и не будет доказательств, то следует прибегнуть к клятве и подозреваемый должен клясться согласно своей вере (христианской или языческой). За убийство русом грека, или греком руса, преступник карается смертью (вторая статья). Равноправность отношений можно заметить и в остальных статьях договора: одинаковые наказания для русов и греков за удар оружием или каким-либо другим предметом – третья статья, за воровство – четвертая статья, за покушение на грабеж – пятая статья. Продолжена эта линия и в других статьях соглашения. В шестой статье мы видим, что в случае если ладья русов или греков терпит кораблекрушение, то обе стороны несут равную ответственность за спасение корабля другого государства. Русь обязана отослать греческое судно «на землю хрестьаньскую», а греки должны проводить русскую ладью в «Русскую землю». Равноправность и двусторонность обязательств четко видны и в статье тринадцатой, где указывается, что если рус сделает долг в Русской земле и затем не возвратится на родину, то заимодавец имеет полное право пожаловаться на него греческим властям. Провинившегося схватят и возвратят на Русь. Русская сторона давала обязательство сделать то же самое в отношении сбежавших греческих должников.

Ряд статей содержат только обязательства греческой стороны. В частности, византийские обязательства прослеживаются там, где идет речь о непременном возвращении убежавшего или украденного русского челядина. Кроме того, византийцы обязывались возвращать на Русь имущество умерших в империи русских подданных, если умерший не сделал на этот счет каких-либо распоряжений. Обязательства греческой стороны относятся и к статье о разрешении русам служить в византийской армии. Кроме того, эта же статья указывает на военный союз Руси и Византии: сообщается, что в случае войны греков с каким-либо противником русы могут оказать империи военную помощь. Есть мнение, что подобное соглашение было заключено устно как в 860 г., так и в 907 г. Военную поддержку со стороны Русского государства греческая сторона оплачивала золотом в виде дани и политико-экономическими льготами. Византия была заинтересована в военной помощи Руси против арабов. Эти союзные отношение были нарушены примерно в 930-х годах.

Письменные договоры Руси с Византией – представляют собой первые известные исторической науке договоры, заключенные между Русью и Византийской империей. Договоры были заключены в 907 г. (но достоверность факта заключения сомнительна), а также в 911, 944, 971 и 1043 г.

Создание Древнерусского государства

Политические, социальные и экономические причины обусловили появление у восточных славян в IХ - Х в. собственного государства. Выгодные торговые пути в богатую Византию и арабские страны, появление скандинавов-викингов, плывущих за богатством, славой и добычей, выделение племенной аристократии и дружин способствовало появлению государственных образований у восточных славян в IХ в. Восточные славяне стали единственной группой славян кто был объединен в одно государство, в отличие от южных или западных славян. Такой объединяющей силой стали дружины скандинавов. То, что под именем варяги и русь скрываются именно скандинавы, доказывают многочисленные археологические и письменные источники.

Отметим, что согласно последним находкам выяснилось, что скандинавы стали селиться на южном берегу Финского залива, ещё в VIII в. В это же время в эти земли с запада пришли и славянские племена словен и кривичей. Всем интересующимся темой советуем обратить внимание на работы А. Горского «Русское средневековье» и Л. Клейна «Спор о варягах».

Согласно дошедшим летописным рассказам из «Повести временных лет» новгородские словене, кривичи и чудь в 862 г. пригласили варягов во главе с Рюриком на княжение как арбитра, способного предотвратить очередные междоусобицы, терзавшие местных жителей.

Рюрик согласно летописной традиции стал основателем династии Рюриковичей. Он осел в районе современного Великого Новгорода. Возможно, с его именем, связано, так называемое Рюриково городище -— поселения на острове у выхода реки Волхова из озера Ильмень в 2 км от Новгорода. Судя по результатам исследования, поселение существовало примерно с середины IX в. и скорее всего, было центром какого-то политического объединения. В результате археологических раскопок кроме славянского инвентаря были найдены многочисленные предметы скандинавского происхождения (оружие, украшения), в том числе и такие, которые связаны с отправлением характерных для Скандинавии религиозных культов (например, молоточки Тора на шейных гривнах).

Готовые работы на аналогичную тему

После смерти Рюрика, власть принял его сподвижник Олег, прозванный позднее Вещим. А в 882 году князь Олег, собрав войско, отправился на юг и захватил город полян Киев. Согласно летописи, Олег приказал убить князей, правивших там, Аскольда и Дира, ушедших от Рюрика в Среднее Поднепровье. При князе Олеге, согласно летописям были подчинены соседние славянские племена древлян, а также северян и радимичей, ставших платить дань не хазарам, а Киеву.

Первые контакты Руси и Византии

Возможно, первое знакомство Руси и Византии произошло около 839 г., когда согласно хронике Западно - Франкского королевства императору Людовику Благочестивому прибыло посольство от византийского императора Феофила. При этом в составе посольства были люди «..утверждавших, что они, то есть народ их, называется Рос…», и пробираются через Византийскую империю и Западную Европу, а правитель их, именуется хаканом. Франкский император, как говорилось в Бертинских анналах, выяснил, что эти послы народа «рос» являются шведами и счёл их более лазутчиками в своей стране, чем послами и решил их задержать. О дальнейшей судьбе их ничего не известно. Однако, можно предположить, что представителями народа «рос» были скандинавы, осевшие где-то на землях Восточной Европы.

Из ряда византийских источников, а именно из «Окружного послания» патриарха Византии восточным патриархам, и из «Продолжателя» Феофана, известно, что вскоре после набега состоялось подписание некоего договора между русами и Византийской империей. К сожалению, условия договора не были приведены в источниках, однако, сообщается о желании русов креститься, и о том, что их желание было удовлетворено и к русам был направлен византийский епископ.

В 882 г. князь Олег, прозванный Вещим, объединил под своею властью большую часть земель восточных славян и сделал своею столицей Киев. С его именем связаны первые задокументированные договоры между Русью и Византией.

Первые договоры Руси с Византией

Договор 907 г.

Согласно «Повести Временных лет» договор был результатом удачного похода Олега на Константинополь, когда он прибил свой щит к вратам Царьграда. Однако, Новгородская Первая летопись относит этот поход к 922 г. В настоящий момент в исторической науке утверждается мнение, что договор 907 г. является протокольной записью устного соглашения между Олегом и Львом VT, как подготовка к оформлению уже в будущем письменного договора. Необходимо отметить, что дата заключения соглашения и похода самого Олега условна.

Договор 911 г.

Договор был заключен 2 сентября 911 г. в результате успешного похода князя, около 907 г. Согласно договору Руси давались исключительные для внешней политики Византии привилегии, в частности, русские купцы освобождались от обычной таможенной пошлины в 10%. Им предоставлялось бесплатное жильё.

Договор 944 г.

Договор 971 г.

Согласно «Повести временных лет» договор был заключен после победы войска Святослава над армией императора Византии Иоанна Цимисхия. Но в реальности князь Святослав потерпел поражение и был вынужден уйти из Болгарии. Согласно договору Русь обязывалась не нападать на Византийскую империю и оказывать ей в помощи в случае нападения на Империю.

Древнейшими из дошедших до наших дней источников международного права Древней Руси являются договоры с Византией. Доступные нам благодаря «Повести временных лет» документы являются письменными доказательствами существования торговых отношений между Русью и Византией и дают нам немало ценной информации об истории международных отношений обеих стран.

Наибольшее внимание в данных договорах уделяется порядку ежегодных экономических отношений между двумя странами, а также регулированию пребывания русских купцов в Константинополе. Более поздние договоры регулируют также военно-политические обязательства стран друг перед другом и их действия в случае военной агрессии третьей стороны. Такие союзнические отношения были выгодны обеим сторонам как с точки зрения обороны и развития торговли, так и с точки зрения культурного взаимообогащения.

Отношения Руси с Византией и походы русских князей

Основная внешнеполитическая деятельность русских правителей была направлена на расчистку и охрану торговых путей, а также на поиск новых торговых рынков. Наибольший интерес Руси вызывала Византия.

Русь и Византия

Историкам известно о шести походах русских князей на Царьград:

  • В 860 году под предводительством Аскольда и Дира; ;
  • Два похода князя Игоря, совершённые в 941 и 944 годах;
  • Превратившийся в войну с греками болгарский поход Святослава в 971 году;
  • Последнее столкновение двух стран 1043 году, состоявшееся во времена властвования Ярослава Мудрого.

Благодаря дошедшим до наших дней договорам историкам достоверно известно, с какой целью русские князья совершали походы на греков. Главной задачей правителей было восстановление и поддержание выгодных экономических отношений с византийцами, поэтому такие походы, как правило, оканчивались подписанием торговых договоров.

Регулярное взаимодействие с Византией благотворным образом влияло на развитие русской культуры. Нельзя отрицать тот факт, что эта связь повлияла также на выбор Русью Христианства в качестве государственной религии.

История русско-визайнтийских договоров

Изначально текст договора между двумя странами составлялся на двух языках: греческом и старославянском. Однако до нас дошли только старославянские варианты.

Договор 907 года

Есть мнение, что этот договор является лишь подготовительным актом к договору 911 года, однако именно с данных событий началась история русско-византийской дипломатии. Соглашение было заключено во времена правления греческого царя Льва VI Мудрого с одной стороны и Олега Вещего – с другой. Подписан документ был в результате первого похода князя Олега на Царьград, подробно описанного в Повести временных лет монахом Нестором.

Русско-Византийский договор 907

Первые в истории обязательства, которые были оглашены между Русью и Византией, заключались в следующем:

  1. Византийцы были вынуждены выплатить по 12 гривен каждому воину, и сверх того, осуществить отдельные выплаты князьям, подданным Олега, участвовавших в походе.
  2. Был установлен порядок пребывания русских купцов в греческой стороне. На протяжении 6 месяцев нахождения в Константинополе, они полностью обеспечивались пропитанием, имели свободный вход в общественные бани, а на обратный путь получали запасы провизии, корабельных снастей, якорей, парусов и прочих необходимых вещей.

Ежегодно русские купцы направлялись в Константинополь и на полгода оставались в предместье города, где некогда располагался монастырь св. Маманта. Глядя на функционирование экономической системы в этой стране, русские купцы проникались важностью развития торговли и купечества.

Заключение мира было утверждено священными обрядами, в ходе которых византийский император клялся Евангелием, а русский князь – Перуном.

Договор 911 года

Достоверно первый письменный договор Руси с Византией датируется 911 годом. Подписание данного документа было инициировано Византией для того, чтобы обезопасить себя от русских набегов. Теперь въезжать в столицу купцам из Руси позволялось в количестве, не превышающем 50 человек, без оружия и в сопровождении императорского чиновника. Русские же купцы, помимо оговоренных в 907 году преимуществ, получали также право беспошлинной торговли и возможность найма на военную службу в Византии.

Русско-Византийский договор 911 года

Важно! Самый главный момент заключается в том, что в договоре прописываются взаимные обязательства двух стран, по факту превращающих их в союзников.

Таким образом, определялся порядок выкупа пленных, наследования имущества, уголовного процесса, а также изменялся порядок берегового права. Теперь захваченное или выброшенное на берег судно одной из сторон охранялось второй стороной, в случае обнаружения. Имущество и гребцы, находившиеся на потерпевшем крушение корабле, также попадали под охрану дружественной стороны.

Договор 944 года

Этот документ является результатом двух безуспешных походов на Константинополь князя Игоря в 941 и 944 годах. Воспользовавшись отсутствием императорского флота, Игорь направил свои корабли на Царьград, но потерпел поражение из-за использования второй стороной т.н. греческого огня (горючей смеси, позволявшей подживать вражеские суда, огонь от которой не боялся воды). Оба раза русская сторона понесла большие материальные и людские потери, в результате чего князь был вынужден пойти на подписание мирного договора.

Договор Руси с Византией 944 года

Цитата: «Будто молнию небесную, – говорили они, – имеют у себя греки и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их».

— Повесть временных лет

Новый договор повторял то, что было установлено в предыдущих, подписанных Олегом, но дополнительные условия соглашения были не такими выгодными русской стороне, как раньше. В первую очередь, русские купцы лишались права беспошлинной торговли. Также Русь не имела права претендовать на область Херсонскую, а также была обязана оказывать Византии военную помощь в случае необходимости.

Этот документ – самый полный из дошедших до нас русско-византийских договоров, что делает его одним из наиболее значимых источников по истории международного права того периода. В нём большое внимание уделяется статьям военного характера, в то время как в старом договоре об этом можно было найти лишь пункт, касающийся возможности принятия русских на военную службу в Византии.

Договор 971 года

Как и его предшественники, был составлен на двух языках, но до нас дошёл только старославянский вариант, сохранившийся в «Повести временных лет».

Договор Руси с Византией 971года

Этот правовой источник появился в результате похода князя Святослава – сына Игоря – на Византию в 971 году. Основной посыл документа заключался в том, что Святослав обязался никогда не помышлять военных кампаний против Византии, Болгарии и области Херсонской. В случае нападения на Византию третьей стороны, русский князь был обязан оказать своему стороннику военную поддержку. В качестве подтверждения серьёзности своих намерений князь поклялся Перуном и Велесом.

Одновременно подтверждались все значимые моменты из предыдущих документов, без изменений оставались многие статьи из договора 944 года. В итоге подтверждались устоявшиеся экономические и политические связи между двумя государствами, прописанные в соглашениях 907 и 944 года с добавлением новых военно-политических обязательств русской стороны.

Договор 1046 года

Этот документ не дошёл до нас в своём изначальном виде, поэтому историкам известно о нём мало. Последний из русско-визайнтийских договоров явился завершением войны 1043 года. В тот год князь Ярослав Мудрый отправил своего сына Владимира Ярославовича в Константинополь после получения известия об избиении там русских купцов и убийстве одного из них. Как можно догадаться, главная цель похода заключалась в восстановлении выгодных экономических отношений, но в этой войне русский флот потерпел сокрушительное поражение.

Договор Руси с Византией 1046 года

Причиной тому явился разразившийся в Чёрном море шторм, который изрядно потрепал русские суда, а также обилие использованного византийцами греческого огня. Выброшенные на берег шесть тысяч русских воинов во главе с воеводой по имени Вышата были взяты в плен или убиты. Спустя три года участник сражения был отпущен из плена, а ещё 800 пленных были переданы русской стороне вместо брачного подарка от Казимира, замуж за которого Ярослав отдал свою сестру.

Мир, заключённый в 1046 году был продиктован желанием Византии защитить себя от новых набегов печенегов, приблизившихся к северным границам страны. Император был заинтересован в возвращении союзных отношений с Русью, для чего и был подписан последний известный нам подобный договор. Позже мир был подкреплён заключением династического брака между сыном Ярослава Мудрого Всеволодом и византийской царевной.

«Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная». Лебедев К.В., 1880-е гг.

Русско-византийский договор 971 года — один из сохранившихся в летописях мирных договоров между Русью и Византией, заключён после русско-византийской войны 970-971 годов.

Подписание договора состоялось весной 971 года, после того как князь Святослав выдержал несколько месяцев осады в крепости Доростол и понял бесперспективность дальнейших попыток удержаться в Болгарии.

Договор имел два варианта — один на греческом (не сохранился) и один на старославянском языках. Несмотря на то, что в договоре не упоминается факт возвращения к условиям договора Игоря Рюриковича с Византией 945 года, однако Лев Диакон, описывая заключение мира, приводит такие строки:

будут считать своими друзьями тех, которые будут посылаемы по торговым делам в Византии, как было установлено прежде [1] Лев Диакон, «История» .

Кратко об основных положениях договора

  • Святослав обязывался более не воевать с Византией, Болгарией или Корсунью (византийские владения в Крыму и северном причерноморье) и не приводить с войной другие народы
  • В случае нападения кого-либо на империю русы обязывались помогать ей войсками.
  • Восстанавливаются условия пребывания русских купцов в Константинополе по договору 945 года
  • Святославу и его войскам разрешается безпрепятственный выход из осаждённой крепости, а также они забирают все имеющиеся трофеи
  • Император выдал в дорогу хлеб на каждого воина

Последние три пункта выводятся из описания заключения мира по Льву Диакону [2] Лев Диакон, «История» .

Текст договора

Текст договора приводится Повестью Временных Лет в следующем виде:
«Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе русском, и при Свенельде, писано при Феофиле Синкеле к Иоанну, называемому Цимисхием, царю греческому, в Доростоле, месяца июля, 14 индикта, в год 6479.

Я, Святослав, князь русский, как клялся, так и подтверждаю договором этим клятву мою: хочу вместе со всеми подданными мне русскими, с боярами и прочими иметь мир и истинную любовь со всеми великими царями греческими, с Василием и с Константином, и с боговдохновенными царями, и со всеми людьми вашими до конца мира. И никогда не буду замышлять на страну вашу, и не буду собирать на нее воинов, и не наведу иного народа на страну вашу, ни на ту, что находится под властью греческой, ни на Корсунскую страну и все города тамошние, ни на страну Болгарскую. И если иной кто замыслит против страны вашей, то я ему буду противником и буду воевать с ним.

Как уже клялся я греческим царям, а со мною бояре и все русские, да соблюдем мы неизменным договор. Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем. Не сомневайтесь в правде того, что мы обещали вам ныне, и написали в хартии этой и скрепили своими печатями» [3] Повесть Верменных Лет .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: