Перевод церковных земель в собственность государства это

Обновлено: 16.04.2024

На протяжении всей истории России отношения между государством и церковью часто менялись коренным образом. С одной стороны, РПЦ, особенно в княжеский, царский, имперский периоды всегда поддерживала светскую власть. Она являлась авторитетным идеологическим проводником между государственным аппаратом и народом. С другой стороны, священство с властью нередко противостояли друг другу. В XVIII веке причиной того, что русское духовенство значительно потеряло свое влияние, явилась секуляризация церковных земель.

Секуляризация: суть и возникновение

Секуляризацией называется процесс изъятия церковной собственности в пользу государства. Название происходит от латинского слова «saecularis», что значит «мирской», «светский».

Термин возник в XVII веке, однако страны Европы начали конфискацию имущества церквей и монастырей гораздо раньше: при Реформации, во время первых буржуазных революций. В XVI веке процесс обращения государством церковной земельной собственности в светскую начался в Нидерландах и Англии. По причине Английского переворота середины XVII века вовсе были уничтожены архиепископства, епископства, а их имущество перешло к джентри.

Еще более масштабная секуляризация происходила в XVIII веке. Во Франции земли духовенства были национализированы после окончания Великой французской революции. Наполеоновские войны положили начало всеобщей западноевропейской конфискации храмового имущества в пользу государства.

Что касается Российской империи, то ограничить владения духовенства власть безуспешно пыталась еще с XV века. Но большую часть своих владений РПЦ начала терять из-за реформы, которая была проведена в годы правления Петра I. Он считал, что монастырские земли не используются должным образом, приносят мало пользы. Император уничтожил льготные права обителей, а в 1701 году возобновил деятельность монастырского приказа. С этого времени хозяйство, доходы обителей перешли под контроль светской власти.

Елизавета Петровна, а также ее преемник Петр III подготавливали радикальную церковную реформу, однако секуляризация церковных земель при Екатерине II превзошла все предыдущие проекты.

Секуляризационная реформа Екатерины ІІ

После вступления на престол 28 июня (9 июля) 1762 года Екатерина II объявила святотатством «Манифест о секуляризации церковных земель» покойного супруга Петра III об изъятии владений храмов, монастырей, епархий. Но через несколько месяцев она кардинально изменила свое мнение. Опираясь на указы Петра I, в 1763 году Екатерина II изменила сферу управления церковными вотчинами: средства, получаемые с них, шли на содержание архиерейских домов, учреждение училищ, домов для инвалидов. С этого же времени началась подготовка к широкомасштабной реформе церковного землевладения.

Причины реформы

Секуляризационная реформа церковных земель Екатерины II стремилась к тому, чтобы:

  • сократить площади обширных беломестных (не плативших налог в казну) земель;
  • использовать конфискованные земли более эффективно;
  • уменьшить количество малозаселенных монастырей;
  • повысить зависимость церкви от государственного аппарата.

Одним из известных противников реформы был митрополит Сибирский Арсений Мациевич. Являясь глубоко верующим человеком, активным проповедником, членом Святейшего Синода, он открыто отстаивал независимость русской церкви от государства, угрожал анафемой. По указу императрицы он был лишен сана, а затем отправлен в Белозерский Ферапонтов монастырь.

Екатерина II опасалась его влияния на народное сознание, поэтому достаточно часто менялось место заключения Арсения, получившего новое имя «Андрей Враль». Скончался он будучи заключенным Ревельской крепости, с 2000 года почитается как священномученик. Расправившись с оппозицией, Екатерина Великая еще больше укрепила свой авторитет. Решение довести реформу до конца стало ее целью.

Содержание указа

Начался 1764 год. Особая Комиссия, специально созданная для изучения истинного положения дел, предоставила Екатерине II проект изъятия храмовых владений в пользу казны. Он был одобрен императрицей.

Непосредственно издание указа «О разделении духовных имений» относится к 26 февраля (8 марта) 1764г.

Основные положения указа:

  • Все церковные вотчины вместе с 910 тысячами прикрепленных к ним крестьян перешли под контроль Коллегии экономии.
  • Крестьяне стали называться «экономическими» и получили личную свободу.
  • С 1764 года экономические крестьяне платили не прежние оброк и барщину, а подушный оклад, который составлял 1,5 руб. Через Коллегию Экономии он доходил непосредственно до казны.
  • Монастыри, приходы, епархии больше не подчинялись божественным учреждениям. На их содержание выделялась фиксированная сумма денег – 404 тысяч рублей годовых, тогда как до 1780-х годов лишь крестьянский оброк составлял более чем 1300 тысяч.

Нововведения в стране распространялись неравномерно. Только через через 22 года реформа затронула Новгород-Северскую, Черниговскую и Киевскую губернии, а затем – Воронежскую, Курскую, Екатеринославскую. Позднее Коллегия экономии была расформирована, а бывшие земли храмов и обителей окончательно закрепились за казной.

Результаты, последствия

Реформа Екатерины II повлекла за собой огромные перемены в материальной сфере русской православной церкви.

  • казна получила почти 9 млн гектар из числа бывших церковно-монастырских земельных владений;
  • материально духовенство стало полностью зависеть от самодержавия;
  • произошло сокращение количества великорусских монастырей: из 954 были закрыты 418; лишь 226 остались на государственном содержании, остальные храмы объявлялись «заштатными», пожертвования стали единственным источником их дохода;
  • сократились земельные участки и доходы многих соборов, уединенных общин, из-за чего они неизбежно пришли к упадку;
  • весной 1764 года указ был дополнен распоряжением разделить заштатные монастыри на три класса для еще большей экономии распределяемых между ними материальных средств.

Изменилась духовная жизнь церковнослужителей:

  • из-за реформы были изменены монастырские уставы;
  • упал нравственный авторитет духовенства;
  • из-за бедственного положения некоторые монастыри обезлюдели;
  • именно с екатерининской эпохи в Российской империи берут свое начало свобода вероисповедания, некоторые послабления для старообрядцев.

Значение

Таким образом, 26 февраля (8 марта) 1764 года – важная историческая дата, установившая новые материально-правовые отношения между РПЦ и светской властью, которые сохранились практически неизменными вплоть до 1917 года. Императрица умело провела коренной переворот церковного устройства, значительно увеличила доход казны. В 90-е годы XVIII века он составлял почти 4 миллиона рублей, из которых до церкви доходила лишь восьмая часть.

Екатерина Алексеевна не выступала против православной веры, однако считала, что духовенство не должно иметь полную экономическую независимость. Иначе оно имело бы полное право влиять на дела государства, диктовать свои условия во внутри- и даже внешнеполитических вопросах. Несмотря на то, что власть обещала заниматься благотворительностью по отношению к духовенству, делала она это крайне редко. Вырос оброк, что явилось одной из причин восстания под предводительством Емельяна Пугачева.

Русская церковь XIX века

В начале следующего столетия Александр I несколько ослабил контроль за деятельностью духовенства. С позволения государя монастыри получили право покупать пустующие земли. При Николае I улучшилось их материальное положение за счет отведенных под обители лесных участков. Открылись некоторые закрытые, а также были построены новые храмы и обители. К 1896 году было окончено строительство известного Ново-Афонского монастыря.

Важными центрами паломничества до сих пор остаются Оптинская пустынь и Дивеевский монастырь. При Александре II было разрешено строительство без испрашивания воли императора. Благодаря уступкам со стороны государства именно в XIX веке было заложено большое количество новых особножитий.

Секуляризация церковных земель это процесс, который впервые был начат в России при правлении Петра 3, а завершен Екатериной 3 В рамках этого процесса церковь лишилась всех земель, которые ранее обрабатывались подневольным трудом. В результате примерно 910 тыс крестьян в монастырских и церковных получили свободу и стали называться «экономическими крестьянами». Церковь сохраняла за собой право на всю недвижимость.

Вопрос секуляризации земель церкви в пользу Российской Империи можно разделить на 3 этапа:

  • 21 марта 1762 года. Император Петр 3 издал Указ «О секуляризации монастырских и церковных земель».
  • Август 1762 года. Екатерина 2 отменяет Указ Петра 3 и отменяет секуляризацию как неподготовленную и несвоевременную.
  • 26 февраля 1764 года. Екатерина 2 вновь издает Указ о секуляризации. На этот раз указ имел практический вес и был актуальным вплоть до 1917 года, до распада Российской Империи.

Подготовка к принятию Манифеста

Примечательно, что подготовку и проведение секуляризации проводили 3 императора, которые известны своим специфическим отношением к религии. Первым из них является Пётр 1. Много раз уже говорилось о том, что Петр Великий всегда рассматривал церковь исключительно как государственный институт и не более. Поэтому как только в период его бесконечных воин государству потребовались деньги, император провел первую частичную секуляризацию церковных земель. Процесс был частичным, поскольку страна не была готова к тому, чтобы ликвидировать все церковные земли, а сам Петр опасался острой реакции духовенства и его влияния на людей.

Петр 1 и церковь

Второй императорам, который продвигал вопросы секуляризации, был Пётр 3. Этот человек правил Российской Империей всего 6 месяцев, но успел наделать много. В частности это касается и вопроса конфискации церковных земель. Напомним, что Петр 3 был католиком, который принял православие перед принятием титула императора российского.

Император Петр 3

Наконец третий император, который и сформировал полную секуляризацию это Екатерина 2. Относительно ее религиозных взглядов мало информации, однако, абсолютно очевидно, что на начальном этапе своего правления, когда Указ и издавался, во главу угла Екатерина ставила вопросы абсолютизма и просвещения. Часть историков видят противоречия в том, что Екатерина 2 сначала отменила Указ Петра 3 о секуляризации, а затем его продублировала через 2 года. Однако в этом никакого противоречия нет. Дело в том, что, вступив на российский престол в 1762 году, Екатерина 2 должна была заручиться поддержкой, чтобы не стать очередной жертвой эпохи Дворцовых переворотов. Именно поэтому императрица сразу же отменила большинство указав своего предшественника, в том числе и касательно церковных земель. Только спустя 2 года, когда позиции Екатерины 2 стали достаточно крепкими, она вновь вернулась к данному вопросу и вновь провела секуляризацию, на этот раз полную.

Екатерина 2

Суть секуляризации и ее причины

Основные причины секуляризации церковных земель в России при Екатерине 2 следующие:

  • Экономические. Государственная казна находилась в плачевном положении: армия не получала зарплату 6 месяцев, военно-морской флот был в очень плохом состоянии, государство было вынуждено продать практически все монополии частным лицам. На этом фоне Российская Империя остро нуждалась в финансах и в новом источнике их пополнения. Церковные земли стали реальной возможностью решить экономические проблемы.
  • Социальные. Екатерина 2 своим указом подчинила церковь государству. Это то, что пытался сделать ещё Пётр 1. До секуляризации церковь обладала всем необходимым для самостоятельного существования. Фактически это было государство в государстве. После 1764 года церковь напрямую экономически зависела от государства.

По условиям указа о секуляризации 910 тыс крестьян, которые ранее относились к церковным землям, переходили под контроль Коллеги экономики. Отсюда и их название - экономические крестьяне. Они получали в распоряжение землю, которая раньше относилась к церкви. За пользование этой землей крестьяне не несли никакой повинности, кроме уплаты налога величиной в 1,5 руб в год. Эти деньги напрямую поступали в государственный бюджет. В совокупности это приносило государству ежегодный доход в размере 1,36 млн руб.

Екатерина 2 поставила церковь в зависимость от государства, лишив церкви и монастыри собственных финансов. Государство брало на себя расходы на обеспечение монастырей, но не всех. Известно, что на момент прихода к власти Екатерины 2 в Российской Империи насчитывалось 954 монастыря. После принятия указа о секуляризации было решено ликвидировать 418 монастырей. Из оставшихся 226 монастырей получали содержание от государства («штатные»), а оставшиеся 310 оказались «заштатными» и могли существовать исключительно на пожертвования. Положение даже тех монастырей, которые оказались на государственном обеспечении, было тяжёлым. По указу императрицы все монастыри были разделены на 3 класса, каждый из которых получал определенную долю содержанию. Чем выше класс, тем выше содержание. В результате основная часть финансирования доставалось монастырям первого класса, к которому относились Киево-Печерская лавра, Александро-Невская лавра, Троице-Сергиева лавра и другие. Эти учреждения получали сравнительно достаточное финансирование, а остальным монастырям денег не хватало катастрофически. Денег не хватало даже на содержание штата. Поэтому уже 1771 году, даже несмотря на практически двукратное сокращение количества монастырей, в действующих монастырях было 527 вакантных мест. Причина в том, что денег монастырям не хватало и они экономили на всём чем только можно. Поэтому шло сокращение штатов, чтобы не требовать дополнительных средств, поскольку монастыри опасались, что государство не даст денег, а решит ликвидировать нерентабельный монастырь. Примеров таких было огромное количество. Самый резонансный случай это закрытие в 1788 году Симонова монастыря в Москве. Это подчеркивает, что государство без какого-либо промедления закрывало любое церковное учреждение.

Разрушенный монастырь и церковь

Значение и результаты

Главный итог церковный секуляризации земель заключался в стремительном обнищание монастырей и стремительном сокращении их количества. Кроме того, церкви и монастыри оказались в полной экономической зависимости от государства. Фактически произошло формирование новых отношений между церковью и государством. При этом очень важно отметить, что именно эта точка была апогеем, после чего отношения между церковью и государством становилось все лучше и положение церкви с каждым последующим императором становилось легче.

Относительно вопросов секуляризации очень часто Екатерину 2 обвиняют в неверии и в отрицательном отношении к религии в целом и к православной церкви в частности. Это не так. Прежде всего Екатерина была абсолютно практичным человеком, который устранял конкурентов. Она видела, что такое Дворцовые перевороты и очень опасалась их против себя. Поэтому церковь она воспринимала не как религиозный объект, а как значимый социальный институт, способный очень сильно влиять на настроение народных масс. Именно поэтому она полагала, что духовенство не должно иметь экономической независимости, а должно находиться в подчинении от государства. Только в этом случае церковь и государство могли выступать единым фронтом.

Аналогичные процессы в Европе

Секуляризация церковных земель не является российским изобретением, поскольку ранее аналогичные процессы проходили в Европе. Они начались в эпоху буржуазных революций в Англии и Нидерландах. Происходило это в 17 веке и также как и в России преследовало целью подчинить церковь государству и увеличить доходы бюджета. Однако если в 17 веке эти процессы носили в целом хаотичный характер, то в 18 веке, в период наполеоновских войн, вся Европа была охвачена процессом секуляризации и все церковные земли были конфискованы государством.

Судьба Манифеста после Екатерины 2

Формально манифест о секуляризации церковных и монастырских земель просуществовал до 1917 года. Однако реально с каждым последующим императором после Екатерины 2 положение церкви становилось заметно легче. Прежде всего это отражается в количестве монастырей, которые работали на территории России. Для демонстрации достаточно привести только следующие цифры:

  • 1808 год - в России 447 монастырей и примерно 5 тыс монахов.
  • 1815 год - в России 478 монастырей и примерно 6,5 тыс монахов.
  • 1917 год - в России 1257 монастырей и примерно 107 тыс монахов.

Здесь очень важно отметить, что численность монастырей достигалась не только за счет открытия новых монастырей, но в основном за счет восстановления старых монастырей, которые были закрыты при Екатерине 2. При этом шел процесс не только увеличение количества монастырей, но и постепенное наделение землёй церквей и монастырей. Например, в 1916 году Николай 2 издал указ, согласно которому церкви было передано 3,6 тысяч десятин пашни.


Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Секуляриза́ция (позднелат. saecularis — мирской, светский):

Секуляризация (история) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности. В Западной Европе секуляризация проводилась в XVI—XVII веках во время Реформации. Ещё более масштабная секуляризация в западной Европе (особенно во Франции, Италии и Германии) произошла после Французской буржуазной революции. В России в основном закончилась в XVIII веке.

СЕКУЛЯРИЗА'ЦИЯ, и, мн. нет, ж. [от латин. secularis — светский] (книжн.). 1. Изъятие чего-н. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., право). С. школьного преподавания. || Конфискация государством церковных и монастырских имуществ (офиц., право). 2. перен. Освобождение от церковного, духовного влияния. С. мысли, литературы.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

секуляриза́ция

1. обращение церковной или монастырской собственности в светскую ◆ Екатерина II провела обширную секуляризацию монастырских имений.

2. изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению ◆ С начала XIX века происходила секуляризация европейской системы образования.

3. истор. в Западной Европе — осуществляемый с разрешения церкви переход духовного лица в светское состояние с освобождением от церковной должности и утратой соответствующих прав

4. истор. освобождение от религиозного влияния в общественной деятельности, культуре, искусстве ◆ Секуляризация культурной жизни в городах Италии была связана с возродившимся интересом к античности.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова подфарник (существительное):

СЕКУЛЯРИЗА́ЦИЯ 1764, в Рос. им­пе­рии пе­ре­да­ча в соб­ст­вен­ность го­су­дар­ст­ва цер­ков­ных не­дви­жи­мых вла­де­ний и кре­сть­ян. Яви­лась за­вер­ше­ни­ем про­цес­са со­кра­ще­ния иму­ществ. прав ду­хо­вен­ст­ва, ко­то­рый раз­ви­вал­ся по ме­ре ста­нов­ле­ния цен­тра­ли­зов. го­су­дар­ст­ва, ук­ре­п­ле­ния вер­хов­ной вла­сти и фор­ми­ро­ва­ния аб­со­лю­тиз­ма. Не­по­средств. при­чи­ны С.: не­воз­мож­ность на­ла­дить сбор точ­ных све­де­ний о раз­ме­рах до­хо­дов ду­хов­ных вот­чин и, со­от­вет­ст­вен­но, про­ве­рить пра­виль­ность уп­ла­ты ими на­ло­гов; не­ма­лые сум­мы де­нег в ви­де ру­ги, вы­де­ляе­мые из каз­ны в поль­зу без­вот­чин­ных мо­на­сты­рей; по­сто­ян­ный де­фи­цит бюд­же­та стра­ны, воз­рос­ший в свя­зи с рас­хо­да­ми, по­не­сён­ны­ми Рос­си­ей в хо­де Се­ми­лет­ней вой­ны 1756–63; мас­со­вые вол­не­ния цер­ков­ных кре­сть­ян, стре­мив­ших­ся ос­во­бо­дить­ся от вот­чин­ной за­ви­си­мо­сти и до­бить­ся ста­ту­са гос. кре­сть­ян. Про­ект се­ку­ля­ри­зац. ре­фор­мы под­го­тов­лен в со­от­вет­ст­вии с ука­зом имп. Ека­те­ри­ны II от 27.11(8.12).1762 Ко­мис­си­ей о цер­ков­ных име­ни­ях (фак­тич. ру­ко­во­ди­тель – Г. Н. Те­п­лов ) со­вме­ст­но с Кол­ле­ги­ей эко­но­мии (см. Эко­но­мии кол­ле­гии ). Им­пе­ра­т­ри­ца одоб­ри­ла про­ект и 26.2(8.3).1764 под­пи­са­ла ма­ни­фест о С. цер­ков­ных име­ний. Мо­на­стыр­ские зем­ли с на­се­ляв­ши­ми их кре­сть­я­на­ми пе­ре­да­ва­лись в ве­де­ние и управ­ле­ние Кол­ле­гии эко­но­мии и ста­ли счи­тать­ся «эко­но­ми­че­ски­ми». В быв. цер­ков­ные вот­чи­ны бы­ли на­прав­ле­ны чи­нов­ни­ки – эко­но­мич. упра­ви­те­ли (с 1770, на­ря­ду с кол­ле­ги­ей, под­чи­ня­лись ре­гио­наль­ным Эко­но­мич. прав­ле­ни­ям). Епар­хии и мо­на­сты­ри пе­ре­ве­ли на ка­зён­ное со­дер­жа­ние, ко­то­рое в це­лом поч­ти вос­пол­ня­ло ущерб круп­ных мо­на­сты­рей, по­не­сён­ный от С. Боль­шин­ство мо­на­сты­рей бы­ло уп­разд­не­но, их иму­ще­ст­во под­ле­жа­ло про­да­же с тор­гов. Кре­сть­я­не об­ла­га­лись еже­год­ным об­ро­ком (1,5 руб.) с ду­ши муж­ско­го по­ла в поль­зу каз­ны; бар­щи­ну в поль­зу го­су­дар­ст­ва не не­сли. В ито­ге С. в гос. соб­ст­вен­ность пе­ре­шли 8,5 млн. де­с. (ок. 9,3 млн. га) зем­ли и св. 910 тыс. душ кре­сть­ян муж­ско­го по­ла. В 1786–88 се­ку­ля­ри­зац. ре­фор­ма про­во­ди­лась в Ки­ев­ском, Нов­го­род-Се­вер­ском и Чер­ни­гов­ском на­ме­ст­ни­че­ст­вах.

Секуляризационная реформа 1764 года - изъятие церковных владений, упразднение части монастырей, и определение содержания для епархий и некоторых обителей, проведенные правительством Российской империи в 1764 году.

Предпосылки

Реформа

26 февраля 1764 года императрица Екатерина II издала указ о церковных владениях, который подводил черту под многовековым противостоянием между Русской Православной Церковью и Российским государством по вопросу о церковных владениях.

  1. Все имения Святейшего Синода, епархиальных кафедр, монастырей и приходов окончательно передавались государственной Коллегии экономии. Все церковные учреждения устранялись от управления этими имениями. Крестьяне, жившие в этих имениях, число которых по ревизии 1760 года составляло 910866 ревизских душ (то есть только мужчин), передавались в ведение Коллегии экономии, и в дальнейшем они именовались экономическими крестьянами.
  2. Вместо барщинной работы и разных оброков с 1 января 1764 года эти крестьяне обязаны были платить по 1,5 руб. подушного оклада, который через Коллегию экономии поступал в государственную казну.
  3. Для содержания церковных учреждений — епархиальных кафедр, монастырей и приходских церквей, ранее владевших землей, Коллегия экономии должна была выделять определенную сумму.
  4. Епархии были разделены на три класса, и содержание им назначалось в зависимости от класса.
  5. Для монастырей, вначале только великорусских, - то есть кроме тех, что были подчинены Киевскому митрополиту, - составлялись монастырские штаты, в которые были внесены 225 (Троице-Сергиева Лавра и Александро-Невский монастырь; 156 мужских монастырей; 67 женских монастырей) монастыей разделенные на 3 класса по уровню содержания.

По донесению Синода от 1 января 1762 года, во всех епархиях России насчитывалось 954 монастыря, с имениями и без, с 11 153 монашествующими. После секуляризации 1764 года Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся 226 получали содержание от государства, остальные же 310 монастырей, отныне известные как заштатные, должны были существовать на доброхотные приношения народа.

31 марта 1764 года вышло дополнительное распоряжение о том, чтобы заштатные монастыри тоже были разделены на 3 класса: 1 класс - 20 монастырей, 2 класс - 56 и 3 класс - 85, всего 161 монастырь (все мужские) с 1247 монахами. Остальные 149 монастырей упразднялись. Оставшиеся заштатные монастыри должны были существовать либо на доброхотные приношения народа, либо за счет расположенной около обителей ненаселенной земли, которую монахи обрабатывали собственными силами. Таким образом в Великороссии оставалось 387 монастырей.

Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии. В 1786 году аналогичное положение установилось в Малороссии, т.е. Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях, а в 1788 году — на Слобожанщине, т.е. в Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской губерниях.

Великорусские монастыри на 1764 год

Штатные первоклассные

  1. Троице-Сергиева Лавра (мужская)
  2. Санкт-Петербургский Александро-Невский монастырь (мужской)
  3. Новгородский Юрьев монастырь (мужской)
  4. Александровский Успенский монастырь (женский)
  5. Валдайский Иверский монастырь (мужской)
  6. Московский Вознесенский монастырь (женский)
  7. Московский Новодевичий монастырь (женский)
  8. Свияжский Успенский монастырь (мужской)
  9. Суздальский Покровский монастырь (женский)

Штатные второклассные

  1. Воронежский Алексеево-Акатов монастырь (мужской)
  2. Вятский Трифонов Успенский монастырь (мужской)
  3. Казанский Богородицкий монастырь (женский)
  4. Новгородский Антониев Богородице-Рождественский монастырь (мужской)
  5. Переславль-Залесский Данилов Троицкий монастырь (мужской)
  6. Псково-Печерский монастырь (мужской)

Штатные третьеклассные

  1. Белгородский Никольский монастырь (мужской)
  2. Иркутский Вознесенский монастырь (мужской)
  3. Московский Златоустовский монастырь (мужской)
  4. Николо-Угрешский монастырь (мужской)
  5. Путивльский Молченский монастырь (мужской)
  6. Селенгинский Троицкий монастырь (мужской)
  7. Тамбовский Вознесенский монастырь (женский)
  8. Хотьковский Покровский монастырь (женский)

Заштатные

  1. Артемиево-Веркольский монастырь (мужской)
  2. Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь (мужской)
  3. Ростовский Петровский монастырь (мужской)
  4. Саратовский Преображенский монастырь (мужской)
  5. Шаровкин Успенский монастырь (мужской)
  6. Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь (мужской)

Упраздненные

Последствия

Секуляризационная реформа 1764 года во многом положила начало новой эпохе в истории Русской Православной Церкви.

Для позднейшей истории русского монашества штаты определили не только финансовое положение, но во многом и духовное развитие монастырей. Появилось два разных типа не только обителей, но и монахов, а монастырский устав как основа иноческого жития надолго утратил свое значение. Определенное штатами содержание для монастырей было слишком мало, его едва хватало на братию, монастырские строения из года в год ветшали и разрушались, а настоятели опасались доносить об этом Синоду ввиду возможности упразднения монастыря. Чтобы улучшить финансовое положение обителей, настоятели зачастую стремились сократить предусмотренное штатами число монашествующих. Монастыри обеднели и обезлюдели, но в новых условиях, без бремени забот о собственности, появился и стимул для переустройства монашеской жизни на аскетических основах.

См. также

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

"СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ 1764" еще можно поискать:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: