Пересказ сцен троекуров и шабашкин суд чего хотел добиться троекуров отняв кистеневку у дубровского

Обновлено: 19.04.2024

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Картины жизни русского барства. Дубровский и Троекуров». Анализ 1-2 глав.

Тип урока : урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

1.1 Ввести в понятийный аппарат учащихся литературоведческий термин «роман», знать жанровые особенности романа;

1.2 рассказать об истории создания романа "Дубровский";

1.3 определить характер отношения героев;

1.4 обучать умению видеть основную мысль текста, погружаться в текст, вести самостоятельную поисковую деятельность;

1.5 продолжить формирование навыка сопоставительного анализа, умения отбирать цитатный материал.

2.0 Развивающие и коррекционные:

2.1 развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

2.2 развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

2.3 развивать умение работать в парах;

2.4 развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

2.5 развитие логического мышления;

2.6 развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

3.1. способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

3.2. воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.Включаются в учебную деятельность.

-Имя Александра Сергеевича Пушкина вам, ребята, хорошо знакомо. Взрослея, вы открываете для себя снова и снова удивительный мир произведений писателя. Его поэзия и проза будят в душе самые лучшие чувства. Именно чувства и любовь. Как к самому писателю, так и к слову в его произведениях.

-Мы с вами понимаем, что сегодня на уроке разговор предстоит о произведении А.С.Пушкина «Дубровский», понимаем, что предстоит заново встретиться с его героями.

Вы поделитесь открытиями, сделанными во время чтения этого произведения.

– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении произведения «Дубровский».

- Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.

Опрос домашнего задания.

- Что было задано на дом?

1.Как и когда создавался роман?

1 ученик: Роман написан в 1832-1833годах. Образ Дубровского имел несколько прототипов. Нащокин рассказал Пушкину о помещике Островском, который «имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом других.

2 ученик: Пушкин знал о деле нижегородского помещика (фамилия та же, что и у героя), у которого в 1802 г. незаконно было отнято имение его родственника.

3 ученик: Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах: решение суда об отнятии у отца Дубровского имения в пользу Троекурова.

Пушкина интересовала судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.

Введение нового материала. Работа над темой: « А. С. Пушкин. «Дубровский».

1). Теория литературы.

- Начнём мы с теории литературы. Определите жанр этого произведения.

- Что же такое роман? (Знакомство с определением этого термина по словарю литературоведческих терминов и по учебнику. Запись определения в тетрадь.)

- Какие признаки романа мы находим в «Дубровском»?

- В названии романа вынесена фамилия - Дубровский.

Как вы думаете, кто за ней скрывается Андрей Гаврилович Дубровский или Владимир Дубровский? Найдите доказательства в тексте романа.

- Каков же сюжет романа?

& Работа со словарём:

Романбольшое повествовательное произведение, со множеством действующих лиц и развитым сюжетом.

Запись в тетради:

1. Большое повествовательное произведение;

2. разветвлённый сюжет;

3. значительный объём.

глава 3: Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести.

Владимир Дубровский - офицер, сын родовитого, но обедневшего помещика. После потери родового имения Дубровский из мщения и ненависти поджигает усадьбу, уходит со своими крестьянами в лес и становится разбойником. Полюбив дочь виновника всех несчастий Троекурова – Марию Кирилловну, Дубровский под видом французского учителя Дефоржа проникает в дом своего врага, демонстрирует незаурядную храбрость и решительность: оказавшись в клетке с медведем, убивает его, чем покоряет сердце Марии Кирилловны. Но бежать с Дубровским Маша соглашается, только когда ей грозит брак со старым князем Верейским. Герой опаздывает освободить Машу до венца. Дубровский со своей шайкой нападает на карету, в которой возвращаются из церкви обвенчанные Маша и князь. Маша отказывается от помощи Дубровского. В последней главе Дубровский распускает шайку и уезжает за границу.

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Предоставление вступительного слова ученику стало традиционным на моих уроках. У ребенка есть возможность получить оценку, у всех – повторить материал, по реакции учеников можно судить о степени усвоения материала.
2.Беседа по роману

1.Можно ли такие отношения назвать дружбой?

- С какими героями мы познакомились в начале романа? Похожи ли эти герои?

Обратимся к тексту.

- Что говорит автор об их сходстве и различии?
Общее между Троекуровым и Дубровским: ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали отчасти и в характерах и наклонностях.
- Запомним это слово отчасти.

Найдем в тексте авторские характеристики этих героев.
(Троекуров: «Выказывал пороки человека необразованного, привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума, надменный. с людьми самого высшего звания, с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».
Дубровский: нетерпеливость и решительность характера, беден и независим», горд - отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира)
Выводы:

Чего же больше: сходства или различий в характерах этих героев? (Различий.)
- Одинакова ли судьба этих героев? Что об этом говорит Пушкин

- Что узнали из романа о том, как герои относятся к любви, семье, детям?

- Каковы взаимоотношения Кирила Петровича и Маши? (гл. 8) (Он любит дочь, угождает ее прихотям и в то же время суров и жесток. Между ними нет взаимопонимания, какое должно быть между родителями и детьми). Почему? Кто воспитывал Машу?

- Какие чувства испытывает Владимир при чтении писем матери? («Владимир зачитался и позабыл все на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастья. »)
- Где еще в романе встречалось нам это слово - семейственное? (гл. З) (Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста - со всем тем он романически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь. »)
- Похожи ли эти семьи? (Судьбы отчасти похожи, но семьи разные. Дубровских в полном смысле этого слова можно назвать семьей, они понимают друг друга, любят, у них есть святыни, которые они берегут.) Что делает семью семьёй?

- Как автор характеризует дворовых Троекурова? (гл. 1) («они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство».) Что такое тщеславие? Это отрицательная черта или положительная?
- Как ведут себя люди Кирила Петровича после ссоры хозяина с Дубровским? (Покровские мужики воруют лес Андрея Гавриловича.) Почему они так себя ведут? Им было разрешено?
Вывод: хозяин и его холопы очень похожи: тщеславны, грубы, своенравны.
- Что узнали об отношениях Дубровских и их слуг из разговора Владимира с Антоном? (гл. З) («у него (Троекурова. ...) и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет. Нет, дай Бог долго здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж Бог его приберет, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».)
- В какой главе, в каком эпизоде Орина Егоровна журит барина? Обратите внимание, как она, крепостная, к нему обращается:«Зачем ты встал с постели» - говорила ему Егоровна, - на ногах не стоишь, а туда же норовишь, куда и люди».
- Если опустить слова автора и оставить только прямую речь, как выдумаете, кто мог бы сказать эти слова? (Только близкий человек, человек любящий, относящийся к Андрею Гавриловичу по-матерински.)
Вывод: между хозяевами и слугами царят добрые, человеческие, семейственные отношения.

- Как возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея Гавриловича при осмотре псарни? (гл. 10) («Дубровский молчал и хмурился. он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».)
- А что такое «зависть»?

- Хорошее ли это свойство характера - зависть?
- Что отвечает Дубровский Кирилу Петровичу на его вопрос? («. псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам».)
-Почему Парамошка сказал: «. иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. »?
- Холоп ответил дворянину не просто как равному, а дерзко. Что оскорбило Андрея Гавриловича? (Дерзость Парамошки и то, что сразу после слов псаря раздался смех, смеялись все: и Троекуров!) Как, по-вашему должен был повести себя Троекуров?
Дубровского унизили, оскорбили, над ним посмеялись. Почему Дубровский воспринял это очень болезненно?(Задета честь)

- Принимает ли близко к сердцу этот инцидент Троекуров? (Нет, он даже не заметил, что Дубровский уехал.) Почему? (Не привык, не умеет и не хочет понимать, что происходит с другими, он эгоистичен, себялюбив, жесток).
- Как дальше развиваются события? (Троекуров дважды посылает за Дубровским, получает отказ и письмо с требованием выдать ему Парамошку для наказания.) Какова реакция на письмо?
- Как себя чувствует Троекуров на охоте? (Охота не удалась, обед не удался, Кирила Петрович прибил повара, разбранил гостей.) Что его раздражает? Почему он так себя ведет? (Это обычное для него поведение. Но все-таки ссора с Дубровским, его письмо не дают покоя).
(«Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское - Кирила Петрович без него скучал, и досада его громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные».)
- Кто же помог, чтобы вражда разгорелась еще пуще? (Соседи, доносившие все в искаженном виде, сплетни тоже сыграли свою роль.)Что такое сплетни? Почему они появляются?
- Как решил отомстить Троекуров Дубровскому за наказание покровских мужиков, воровавших лес в кистеневской роще? (Отнять имение)

-Вспомним, в каких отношениях были помещики? Когда Троекуров хотел помочь Дубровскому?

Почему все-таки он решился отнять имение у друга? Можно ли их назвать друзьями?
Пересказ сцен »Троекуров и Шабашкин», »Суд».

- Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистеневку у Дубровского? (Сломить гордость Андрея Гавриловича.)
- Удалось ли ему это?
-Был ли Троекуров удовлетворен успехом в суде?(4глава) (Совесть его роптала, он не был корыстолюбив, победа не радовала сердце.) Почему?
(Кирила Петрович - натура неуравновешенная, властолюбивая вспыльчивая, но и отходчивая.)
2.Младший Дубровский.

- Какой образ жизни ведет Владимир Дубровский в Петербурге, как это его характеризует? (Как и все молодые люди дворянского сословия, он живет в свое удовольствие.) Как вы думаете, отдает ли он себе отчет, как достаются его отцу деньги, которые он легкомысленно тратит? Думает ли он о будущем?) Изменилось ли его поведение по приезде в Кистеневку? ( Смерть отца заставила его повзрослеть. В нем проявляются независимость и решительность).

- С какой целью дает автор в 5-й главе описание осеннего пейзажа? (Пейзаж соответствует состоянию героя, грусть, тоска, чувство духовного бездорожья, одиночества, в котором он оказался после смерти отца. Осень - символ увядания и умирания жизни.)

- Как Пушкин показывает переживания героя? (Идет, не разбирая дороги… Прочитать. ).

- Как Владимир стал разбойником? Что побудило его сжечь родовую усадьбу? (гл. 6) (Портрет матери, ее письма - все это свято и дорого Владимиру, как и его отцу; он не мог позволить, чтобы враг его семейства надругался над этим.)
- Каков Дубровский в роли предводителя разбойников? Показывает ли Пушкин, как Владимир руководит бунтовщиками? (Нет.) Почему?

- Можно ли утверждать, что Дубровский был благородным разбойником? ( В образе генерала, который возвращает деньги, украденные приказчиком.) Как вы думаете, почему Дубровский так поступает?
- В роли кого появляется Дубровский в доме Троекурова? Каким поступком он удивил Троекурова? (В роли учителя Дефоржа, сумевшего заставить себя уважать, смелого и решительного)

.-Почему Дефорж-Дубровский всегда носит с собой пистолет?(Не прощает обиды). Что это объясняет?
- Когда мы узнаем, что Дефорж - это Владимир Дубровский? (В 10-й главе, когда он ограбил Антона Пафнутьича). Почему он это сделал? ( За лжесвидетельство в пользу Троекурова.)

- Почему Владимир Дубровский отказался от мести? (гл. 12) («Я ему простил. Я понял, что дом, где обитаете вы, священен, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию».)
3.Была ли любовь?

- Как вы понимаете слова: «Пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести» (гл. 3) и слова из главы 8: «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича. есть героиня нашей повести? (Настоящими героями повести А.С.Пушкин назвал Владимира и Машу, значит, эта повесть - о любви.)
- Любил ли Владимир Машу? Если любил, то когда возникло это чувство? (гл. 3, 12, 15)
- Как относится Маша к Дубровскому? (гл. 8, 12, 14) (гл. 8: «Маша в него влюбилась»; гл. 12: «Может быть, она еще не была влюблена, но при первом случайном препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнугь в ее сердце»; гл. 14:
«Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным. брак пугал ее как плаха, как могила. «Нет, нет, - повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского»».)
Обращаем внимание на последовательность слов: умереть - монастырь - за Дубровского.

-Любила ли Маша ?
«Главное для нее: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготованным». Вспомним, кто такая Маша, как она воспитана, каково её отношение к разбойнику?
Брак с Верейским для Маши равнозначен плахе, могиле; в безысходной ситуации она из двух зол выбирает меньшее - решается обратиться за помощью к Дубровскому.
- Почему Маша после венчания отказывается от предложения Владимира? Только ли потому, что (как мы поняли) не испытывает к нему таких же чувств? (гл. 18) («Я дала клятву». Дав клятву в церкви в верности мужу, она не может её нарушить. Чувство долга, чести берут верх.)

-Каково поведение Дубровского в этом эпизоде? Как это его характеризует?
На протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский ни выступал, он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести.
- Почему же Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян? Почему Дубровский расстается со своими сообщниками» и советует им сменить ремесло? (Пушкинский герой мог выступать лишь в роли атамана разбойников, пока в этом был смысл: сначала – месть за оскорбление и гибель отца, затем – благородное служение всем, несправедливо обиженным и обманутым, и конечно же — спасение любимой девушки от ненавистного брака.)
Домашнее задание: для домашнего сочинения учащимся предлагаются следующие темы: «Почему роман полезно читать в 21 веке?», «Письмо Дубровскому», «Продолжение романа».

Дубровский. Сюжет и композиция

Цели урока: 1) выработать навыки работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно объявленных вопросов; 2) развивать умение выделять главную мысль, делать выводы, сопоставляя описанные события с историей; 3) совершенствовать навыки составления плана текста, навыки текстологического анализа произведения; 4) работать над выразительным чтением; 5) воспитывать культуру связной речи; 6) совершенствовать умение выражать свое мнение.

Задачи : раскрыть понятия «сюжет» и «композиция»; учить составлять план событий, восстанавливать их истинный ход.

Тип урока : постановка и решение учебных задач.

- Ребята,сегодня мы продолжим работу над романом Пушкина «Дубровский» и,чтобы сделать наш урок интереснее, предлагаю вам разделиться на три группы. Вопросы я буду задавать каждой группе отдельно и вы сможете на них ответить в ходе урока. Задача каждой группы – к концу урока дать оценку своим соперникам.

Работа I группы.

-Как автор характеризует дворовых Троекурова?

(гл. 1) («…они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство).

-Как ведут себя люди Кирила Петровича после ссоры хозяина с Дубровским?

(Покровские мужики воруют лес у Андрея Гавриловича).

-Отсюда можно сделать вывод, что хозяин и его холопы похожи: тщеславны, грубы и своенравны. Что нового узнаём мы об отношениях господ Дубровских и их слуг из разговора Владимира Дубровского с кучером Антоном?

(л. 3) («…у него (Троекурова) и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо сдерёт. Нет, дай Бог здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж Бог его приберёт, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем»).

В этой же главе, при встрече старика Дубровского с сыном, Орина Егоровна журит барина. Обратите внимание, как она, крепостная, к нему обращается: «Зачем ты встал с постели, - говорила ему Егоровна, - на ногах не стоишь, а туда же норовишь, куда и люди». Если опустить слова автора и оставить только прямую речь, как вы думаете, кто мог бы сказать такие слова?

(Только очень близкий человек, человек любящий, относящийся к Андрею Гавриловичу по-матерински).

-Значит, между хозяевами и слугами царят добрые, человеческие, вспомним слово «семейственные» и употребим его, говоря об этих отношениях. Подобные отношения между господином и слугой мы сможем наблюдать в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» между Петрушей Гринёвым и Савеличем (учащиеся делают на полях в тетради пометки «А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Гринёв и Савелич»)

Работа II группы.

-Из-за чего возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея Гавриловича при осмотре псарни?Обратите внимание на выражение внутренних переживаний героя и найдите авторские оценки этого состояния.

(гл. 10) («Дубровский молчал и хмурился… он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения… », «отвечал сурово», «побледнел и не сказал ни слова»).

-Что отвечает Дубровский Кирила Петровичу на вопрос?

(«…псарня чудная, вряд людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам»).

-Чем, на ваш взгляд, вызвана столь язвительная реплика Дубровского?

-А что такое «зависть»? Обратимся к словарю В. И. Даля: «Зависть – досада по чужом добре или благе». И в той словарной статье приведена поговорка: «Лихоманка и зависть – Иродовы сёстры». Но не только завистью было вызвано его язвительное замечание Андрея Гавриловича, в нем был виден весь Дубровский, прямой, независимый, смелый.

-Обидел ли он своими словами Троекурова?

(Нет, реакции не последовало).

-А мог ли обидеть его «тщеславных» холопов?

(Мог. И тут же последовал ответ псаря Парамошки: «…иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку»).

-Холоп ответил дворянину не просто как равному, а дерзко. Подумайте, только ли ответ Парамошки оскорбил Андрея Гавриловича?

(Не только, сразу после слов псаря раздался смех, смеялись все: и Троекуров, и его гости, и, видимо, слуги).

-Как ведёт себя Троекуров в этой ситуации?

(Он расхаживал по псарне, громко засмеялся при «дерзком замечании» своего холопа. Он не придал значения тому, что его Парамошка оскорбил и унизил Андрея Гавриловича).

-Дубровского не просто унизили, оскорбили, задета дворянская честь, а мы с вами говорили, что Дубровский – человек гордый и независимый. Принимает ли близко к сердцу этот инцидент Троекуров?

(Нет, он даже не заметил, что Дубровский уехал, о том, что было в душе Дубровского, он просто не думал).

-Как дальше развиваются события?

(Заметив наконец отсутствие Дубровского, Троекуров, который«отроду не выезжал на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров» дважды посылает за ним, нополучает отказ и письмо с требованием выдать ему Парамошку для наказания).

- Отметим, что Троекуров не просил Дубровского вернуться. Он «велел тотчас его догнать и воротить непременно».

Отказ же Дубровского осердил Троекурова, который привык ко всеобщей покорности. Письмо Дубровского еще больше рассердило его. Троекуров счел себя оскорбленным тем, что от него кто-то смеет требовать извинений. Как себя чувствует Троекуров на охоте?

(Охота не удалась, обед не удался, Кирила Петрович прибил повара, разбранил гостей).

-А. С. Пушкин очень тонко передаёт психологическое состояние героя. Задумаемся над вопросами: что было бы, если бы и охота удалась, и обед удался? Как поступил бы тогда взбалмошный, своенравный человек? Поехал бы полями Дубровского? Или приехал бы сам к нему мириться?

Как показал автор Троекурова после охоты?

(«Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское – Кирила Петрович без него скучал, и досада его громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные»).

-Кто же помог тому, чтобы вражда разгорелась ещё пуще?

(Соседи, доносившие всё в искажённом виде, сплетни тоже сыграли свою роль).

-Как решил отомстить Троекуров Дубровскому за наказание покровских мужиков, воровавших лес в кистенёвской роще?

(Отнять имение).

Пересказ сцен «Троекуров и Шабашкин», «Суд».

-Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистенёвку у Дубровского?

(Сломить гордость Андрея Гавриловича).

-Удалось ли ему это? Почему его торжество было отравлено?

(Такого исхода – сумасшествия Дубровского – он не ожидал).

-Что мы узнали о состоянии Кирила Петровича из 4-ой главы?

(Совесть его роптала, он не был корыстолюбив, победа не радовала сердце).

-Почему, описывая ссору помещиков, Пушкин так много внимания уделяет Троекурову?
(Кирила Петрович – натура неуравновешенная, властолюбивая, вспыльчивая, но отходчивая, поэтому Пушкин так подробно описывает все движения души, поступки этого героя; Дубровский же гордый и независимый, никогда не смог бы простить оскорбления, поэтому он показан статично. Пушкин этим эпизодом ещё раз показал правильность той характеристики героев, которую дал вначале романа).

Работа III группы.

-Какие черты характера Владимира Дубровского проявляются во время жизни в Петербурге, а какие – в Кистенёвке?

(Как и все молодые люди дворянского сословия, он ведёт светский образ жизни, мало думает о будущем. Смерть отца заставила его повзрослеть. Когда приехал в Кистенёвку Троекуров, косвенно виновный в смерти Андрея Гавриловича, Владимир держался независимо и решительно, чем очень напоминал старшего Дубровского).

-С какой целью автор даёт в пятой главе описание осеннего пейзажа?

(Пушкин хочет показать, как повзрослел Владимир; пейзаж наводит на философские размышления. В рощу Владимир попадает в тот момент, когда им владело чувство духовного бездорожья, одиночества, в котором он оказался после смерти отца. Пейзаж даётся в неразрывной связи с чувствами и мыслями героя о быстротечности жизни: жизнь течёт, и ручей течёт. Не случаен именно осенний пейзаж, ведь осень – символ увядания и умирания жизни. Смерть отца и осенние опадающие листья символизируют конец жизни. Такое аллегорическое сравнение мы встретим при описании пейзажа и у Льва Толстого) (на полях тетради учащиеся записывают: Л. Толстой «Война и мир»).

-Как Владимир стал разбойником? Что побудило его сжечь родную усадьбу?

(гл. 6) (Портрет матери, её письма – всё это свято и дорого Владимиру, как и его отцу; он не мог позволить, чтобы «враг его семейства» надругался над этим).

-Каков Дубровский в роли предводителей разбойников? Показывает ли Пушкин, как Владимир руководит бунтовщиками?

-О каких эпизодах разбойничьей жизни Дубровского узнаёт читатель и от кого?

(От Анны Савишны Глобовой. Ей он является как генерал, который возвращает деньги, украденные её приказчиком).

-В роли кого появляется Дубровский в доме Троекурова?

(В роли учителя Дефоржа, сумевшего заставить себя уважать, смелого и решительного, не побоявшегося остаться наедине с разъярённым медведем).

-Когда мы узнаём, что Дефорж – это Владимир Дубровский?

(В 10-ой главе, когда он отомстил Антону Пафнутьичу за лжесвидетельство в пользу Троекурова).

-А теперь я предлагаю вашим группам на время объединиться и поработать вместе.

(Чтобы заинтриговать читателя).

-Сравним, как в романе изложены события и как «было на самом деле».

Записи в тетради.

В романе: гл. 8 – Дефорж и медведь; гл. 9 – обед у Троекурова; гл. 10 – Спицын и Дефорж; гл. 11 – встреча Дубровского с Дефоржем.

Хронологическая последовательность: встреча Дубровского с Дефоржем – гл. 11; Дефорж и медведь – гл. 8; обед у Троекурова – гл. 9; Спицын и Дефорж – гл. 10.

Иногда писатели нарушают последовательность изложения событий и делают это намеренно, причины бывают разные.

До сих пор говоря о произведении, о событиях, описываемых в нём, мы использовали такой термин, как сюжет. Сегодня мы познакомимся с новым термином – фабула. Чем же они отличаются? Поможет нам «Краткий словарь литературоведческих терминов под ред. Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева» (М., 1978): «Фабула – от лат. сказание, рассказ, предание. Может употребляться в том же смысле, что и сюжет. Иногда под сюжетом понимают хронологическую последовательность событий, а под фабулой – тот порядок, в котором о них повествуется». Итак, история дворянина Островского, рассказанная Пушкину его другом П. В. Нащокиным, явилась фабулой, на основе которой строился сюжет повести «Дубровский». Фабула, таким образом, средство достижения авторской цели.

Несовпадение фабулы и сюжета мы встретим и у М. Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени».

-Почему Владимир Дубровский отказался от мести?

(гл. 12) («Я ему простил… Я понял, что дом, где обитаете вы, священен, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию»).

-Как вы понимаете слова: «Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести» (гл. 3) и слова из гл. 8: «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича… есть героиня нашей повести»?

(Настоящими героями повести А. С. Пушкин назвал Владимира и Машу, значит, эта повесть – о любви).

-Любил ли Владимир Машу? Если любил, то когда возникло это чувство?

-Как относится Маша к Дубровскому?

(гл. 8, 12, 14) (гл. 8: «Маша в него влюбилась»; гл. 12: «Может быть, она ещё не была влюблена, но при первом случайном препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в её сердце»; гл. 14: «Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным… брак пугал её как плаха, как могила… «Нет, нет, повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского»).

Обратим внимание на этот ряд: умереть – монастырь – за Дубровского. Разве так думают о любимом человеке?

И ещё одна цитата из 16-ой главы: «Главное для неё: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготованным».

Брак с князем Верейским для Маши равнозначен плахе, могиле; в безысходной ситуации она из двух зол выбирает меньшее – решается обратиться за помощью к Дубровскому.Почему после венчания Маша отказывается от предложения Владимира? Только ли потому, что (как мы поняли) не испытывает к нему никаких чувств?

(гл. 18) («Я дала клятву». Чувство долга, чести берёт верх) (запись на полях в тетради: А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: Татьяна и Онегин).

-Прежде чем мы ответим на последний вопрос, найдите в тексте главы 18 начало эпизода, когда Владимир появляется перед Верейским и Машей.

(Чтение со слов: «Вдруг раздались крики погони…»).

-Почему Пушкин называет Владимира «маскированным разбойником»?

(Он появляется перед Машей в полумаске, это ещё одна роль, роль благородного спасителя).

-На протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский ни выступал, он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести.

-Работа над романом не была завершена А. С. Пушкиным. Если I часть была написана за две недели, то остальные главы писались с интервалами в 7-10 дней, а 15 января 1833 года Александр Сергеевич прерывает работу над повестью. В черновиках писателя сохранился план III части: «Жизнь М. К. Смерть кн. Вер. Вдова. Англичанин. Свидание…» Почему же Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян? Почему Дубровский расстаётся со своими сообщниками?

(Пушкинский герой мог выступать лишь в роли атамана разбойников, пока в этом был смысл: сначала – месть за оскорбление и гибель отца, затем – благородное служение всем несправедливо обиженным и обманутым (Анна Савишна Глобова), и конечно же – спасение любимой девушки от ненавистного брака).

-Давайте ещё раз обратимся к «Словарю русских личных имён». Что значит имя Владимир?
(Владимир – владеющий миром).

-И опять значение имени помогает нам понять характер и поступки героя. Владимир Дубровский по своему характеру, принципам не вписывается в круг разбойников. Пушкин не показывает своего героя как единомышленника бунтующих крестьян. А прочитав повесть «Капитанская дочка», мы поймём и отношение Пушкина к бунту.

Благородство, честность и великодушие дворянина Дубровского несовместимы с той средой, в которую он попадает, и с тою ролью, которая выпала на его долю.

Подведение итогов.

-Сегодня мы отлично поработали с вами, ребята. Давайте оценим работу ваших команд вместе.

Выставление оценок.

-Когда дочитываешь последние страницы повести, охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам. Повесть действительно считалась неоконченной и не имела названия, именем главного героя произведение назвали, готовя к посмертному изданию сочинения Пушкина (при жизни поэта повесть не была напечатана). Подумайте, как могла бы сложиться дальнейшая судьба героев.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Картины жизни русского барства. Дубровский и Троекуров». Анализ 1-2 глав.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Ввести в понятийный аппарат учащихся литературоведческий термин «роман», знать жанровые особенности романа;

рассказать об истории создания романа "Дубровский";

определить характер отношения героев;

обучать умению видеть основную мысль текста, погружаться в текст, вести самостоятельную поисковую деятельность;

продолжить формирование навыка сопоставительного анализа, умения отбирать цитатный материал.

Развивающие и коррекционные:

развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

развивать умение работать в парах;

развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

развитие логического мышления;

развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.Включаются в учебную деятельность.

-Имя Александра Сергеевича Пушкина вам, ребята, хорошо знакомо. Взрослея, вы открываете для себя снова и снова удивительный мир произведений писателя. Его поэзия и проза будят в душе самые лучшие чувства. Именно чувства и любовь. Как к самому писателю, так и к слову в его произведениях.

-Мы с вами понимаем, что сегодня на уроке разговор предстоит о произведении А.С.Пушкина «Дубровский», понимаем, что предстоит заново встретиться с его героями.

Вы поделитесь открытиями, сделанными во время чтения этого произведения.

– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении произведения «Дубровский».

- Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.

Опрос домашнего задания.

- Что было задано на дом?

1.Как и когда создавался роман?

1 ученик: Роман написан в 1832-1833годах. Образ Дубровского имел несколько прототипов. Нащокин рассказал Пушкину о помещике Островском, который «имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом других.

2 ученик: Пушкин знал о деле нижегородского помещика (фамилия та же, что и у героя), у которого в 1802 г. незаконно было отнято имение его родственника.

3 ученик: Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах: решение суда об отнятии у отца Дубровского имения в пользу Троекурова.

Пушкина интересовала судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.

Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Дубровский».

1). Теория литературы.

- Начнём мы с теории литературы. Определите жанр этого произведения.

- Что же такое роман? (Знакомство с определением этого термина по словарю литературоведческих терминов и по учебнику. Запись определения в тетрадь.)

- Какие признаки романа мы находим в «Дубровском»?

- В названии романа вынесена фамилия - Дубровский.

Как вы думаете, кто за ней скрывается Андрей Гаврилович Дубровский или Владимир Дубровский? Найдите доказательства в тексте романа.

- Каков же сюжет романа?

&Работа со словарём:

Романбольшое повествовательное произведение, со множеством действующих лиц и развитым сюжетом.

Запись в тетради:

1. Большое повествовательное произведение;

2. разветвлённый сюжет;

3. значительный объём.

глава 3: Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести.

Владимир Дубровский - офицер, сын родовитого, но обедневшего помещика. После потери родового имения Дубровский из мщения и ненависти поджигает усадьбу, уходит со своими крестьянами в лес и становится разбойником. Полюбив дочь виновника всех несчастий Троекурова – Марию Кирилловну, Дубровский под видом французского учителя Дефоржа проникает в дом своего врага, демонстрирует незаурядную храбрость и решительность: оказавшись в клетке с медведем, убивает его, чем покоряет сердце Марии Кирилловны. Но бежать с Дубровским Маша соглашается, только когда ей грозит брак со старым князем Верейским. Герой опаздывает освободить Машу до венца. Дубровский со своей шайкой нападает на карету, в которой возвращаются из церкви обвенчанные Маша и князь. Маша отказывается от помощи Дубровского. В последней главе Дубровский распускает шайку и уезжает за границу.

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» Цель: знакомство с понятием «роман», с историей создания романа «Дубровский», с историческими особенностями того времени, развитие т/ч: грамотность, выразительность, беглость.

Задачи: учить выделению этапов развития сюжета; вырабатывать навык анализа эпизода; учить сравнительной характеристике героев.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму при консультативной помощи учителя;

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа.

Предметные: научиться анализировать эпизод.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. В.Я.Коровиной, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Приветствие; проверка готовности к уроку, организует внимание

Готовят рабочее место

2. Актуализация опорных знаний

1. Проверка д/з

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

2. Беседа

-Имя Александра Сергеевича Пушкина вам, ребята, хорошо знакомо. Взрослея, вы открываете для себя снова и снова удивительный мир произведений писателя. Его поэзия и проза будят в душе самые лучшие чувства. Именно чувства и любовь. Как к самому писателю, так и к слову в его произведениях.

-Мы с вами понимаем, что сегодня на уроке разговор предстоит о произведении А.С.Пушкина «Дубровский», понимаем, что предстоит заново встретиться с его героями.

3. Фронтальный опрос

- Что общего у всех этих пословиц? Поясните их смысл.

От одного слова – да навек ссора.

Одна задириха, а другая неспустиха.

Нелады да свары хуже пожара.

Разгорелся сыр-бор из-за сосенки.

- Приходилось ли вам ссориться с кем-либо? По какой причине? Чем закончилась ссора?

- Почему люди ссорятся? (Из-за разных характеров и взглядов на жизнь).

- Как можно избежать ссоры?

Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р

Записывают пословицы в тетрадь, определяют что общего у этих пословиц. Отвечают на вопросы учителя.

3. Постановка цели и темы урока.

Изучение нового материала

Ставит перед учащимися проблему.

- Подумайте, как эти пословицы связаны с содержанием романа и определите тему нашего урока.

- На какие вопросы мы должны будем ответить?

- Что нужно будет сделать, чтобы получить ответы на эти вопросы?

- Итак, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие цели вы перед собой сегодня поставите?

Запишите тему сегодняшнего урока.

- Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, а для этого необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь

1.Как и когда создавался роман?

- Роман написан в 1832-1833годах. Образ Дубровского имел несколько прототипов. Нащокин рассказал Пушкину о помещике Островском, который «имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом других.

- Пушкин знал о деле нижегородского помещика (фамилия та же, что и у героя), у которого в 1802 г. незаконно было отнято имение его родственника.

- Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах: решение суда об отнятии у отца Дубровского имения в пользу Троекурова.

Пушкина интересовала судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.

Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.

Слушают учителя, анализируют текст.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

4. Первичное закрепление

Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий.

Теория литературы.

Определите жанр этого произведения.

- Что же такое роман?

Романбольшое повествовательное произведение, со множеством действующих лиц и развитым сюжетом.

Запись в тетради:

1. Большое повествовательное произведение;

2. разветвлённый сюжет;

3. значительный объём.

Беседа.

- Какие признаки романа мы находим в «Дубровском»?

В названии романа вынесена фамилия - Дубровский.

- Как вы думаете, кто за ней скрывается Андрей Гаврилович Дубровский или Владимир Дубровский? Найдите доказательства в тексте романа.

- Каков же сюжет романа?

глава 3: Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести.

Владимир Дубровский - офицер, сын родовитого, но обедневшего помещика. После потери родового имения Дубровский из мщения и ненависти поджигает усадьбу, уходит со своими крестьянами в лес и становится разбойником. Полюбив дочь виновника всех несчастий Троекурова – Марию Кирилловну, Дубровский под видом французского учителя Дефоржа проникает в дом своего врага, демонстрирует незаурядную храбрость и решительность: оказавшись в клетке с медведем, убивает его, чем покоряет сердце Марии Кирилловны. Но бежать с Дубровским Маша соглашается, только когда ей грозит брак со старым князем Верейским. Герой опаздывает освободить Машу до венца. Дубровский со своей шайкой нападает на карету, в которой возвращаются из церкви обвенчанные Маша и князь. Маша отказывается от помощи Дубровского. В последней главе Дубровский распускает шайку и уезжает за границу.

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Беседа.
С помощью вопросов активизируем уже имеющиеся знания детей об этой эпохе. Прочитаем первую строку романа.
— Когда происходит действие романа? (действие происходит в первой половине XIX века)
— Каким было общество тех времен? (самодержавие, крепостное право. Царь; сословия: дворяне, чиновники, крестьяне — крепостные и вольные. (Общие представления.)
— Какое произведение о крепостном праве мы изучали в 5 классе? (вспомним «Муму» И. С. Тургенева)
— Каким было отношение барыни к своим крепостным? Какими были отношения между крепостными? Вспомните, как вели себя приживалки старой барыни.
— Вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». К какому сословию принадлежали Жилин и Костылин? Обратим внимание детей, что оба офицера были дворянами, но Костылин был богат, а Жилин беден. Дворянство было неоднородным. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Некоторые дворяне владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, владения других были небольшими.
Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как считали нужным (вспомним самодурство барыни в «Муму»). Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания и уважения. Дворяне жили в основном в своих поместьях, занимались хозяйством и ездили друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина словом «барин», хозяйку — барыней, детей — барчуками и барчатами.

Знакомство с определением этого термина по словарю литературоведческих терминов и по учебнику. Запись определения в тетрадь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: