Переход спорной территории по решению компетентного международного суда это адъюдикация

Обновлено: 24.04.2024

Территориальный принцип действия государственной власти. Государственная власть территориально “распространяется”, т. е. воздействует, не на саму территорию, не на пространство, а на людей, находящихся в пределах определенной территории, в определенном пространстве, включая водное и воздушное. Таким образом, территориальный элемент государства — это пространство, в пределах которого действует власть определенного государства и которое эта власть защищает как жизненное пространство граждан или подданных.

Любая публичная власть в той или иной мере регулирует отношения подвластных к объектам, находящимся на территории действия этой власти, в частности, отношения к земле и другим природным ресурсам. Но территориальный элемент государства — это не объекты, составляющие государственную территорию.

Государство возникает с появлением собственности, с разделением частного владения (dominium) и публичной власти (imperium). Это еще не обособление сфер гражданского общества и государства, которое достигается в индустриальном обществе (в доиндустриальном, например феодальном, обществе власть может быть соединена с собственностью на землю), но это уже появление сферы экономической деятельности, свободной от публичной власти. Так что государственная власть может распространяться на объекты, включая природные, в пределах территории государства постольку, поскольку они находятся в государственной собственности, или постольку, поскольку отношения людей к этим объектам являются предметом правового регулирования.

Деспотическая же власть исключает свободу подвластных в отношении территориальных объектов, особенно в отношении земли и других природных ресурсов. Следовательно, она распространяется на определенную территорию в более широком смысле, нежели государственная власть, а именно она распространяется на все объекты, включая природные, находящиеся в пределах ее пространственного действия, полностью определяет отношения людей к этим объектам.

Территориальный и субстанциональный элементы государства. Территориальный элемент непосредственно свяэан с субстанциональным элементом государства. Территории, на которых возникают государства, суть территории, освоенные этносами, формирующими государство.

Исторически государственность возникает в процессе перехода от кровнородственных форм социальной организации этносов к территориальной социальной (политической) организации. И первоначально государственная власть распространяется только на территорию обитания этнической общности, создающей государство. Затем кровнородственные связи на этой территории и даже этническая принадлежность отдельных людей утрачивают свое определяющее значение для социальной организации: государственная власть — это такая власть, которая распространяется на всех, кто находится на территории ее действия. Подобно тому как нация формируется на этнической основе, но затем в ее состав включаются подвластные независимо от их этнической принадлежности, территория государства возникает как территория обитания этноса, формирующего государство, но государственная власть распространяется на всех находящихся в пределах этой территории независимо не только от их этнической, но и от их государственной принадлежности.

Вместе с тем положение на территории государства лиц, принадлежащих и не принадлежащих к этому государству, различно. С точки зрения идеологии естественных прав человека граждане и неграждане должны быть равноправны в сфере личной свободы и собственности. Но в государстве до- индустриального общества даже в этой сфере положение граждан и неграждан могло существенно различаться. Кроме того, даже современное государство возлагает на своих подданных такие обязанности и дает им на своей территории такую защиту и покровительство, которые не распространяются на иностранцев.

Итак, территориальный элемент — это не просто территория в признанных границах государства, а географическая область существования этнической общности, образовавшей государство. Это область, естественные границы которой предопределяют демаркацию и политическое признание границ- Но в тех случаях, когда территория государства изменяется в результате захвата других территорий, граница может быть установлена произвольно, вне связи с естественными границами проживания этносов, особенно если захватчика интере- суют не людские, а природные ресурсы территории.

Политическое самоопределение этносов происходит на территории, которая является для них родиной. Следовательно, территория государства — это страна, являющаяся родиной для нации или ее этнического ядра[407]. Признание в современном мире естественных прав на самоопределение с необходимостью ведет к признанию естественного права этноса на родину, т. е. территориальное самоопределение[408]. С этой точки зрения территориальный элемент государства можно рассматривать как территорию, на которую нация, этнос, создающий государство, имеет право — право на родину. Однако возможна такая конфликтная ситуация, когда два этноса или две нации претендуют на одну и ту же географическую область как на свою родину. Примером служит Палестина, являющаяся родиной и для евреев, и для палестинских арабов. Разрешение такого конфликта происходит в пользу той нации (этноса), у которой достаточно силы для реализации территориальных притязаний и за которой стоит силовая поддержка мирового сообщества (великих держав). Вместе с тем силовое решение такого конфликта в пользу одного этноса не лишает другой этнос права на внутреннее политическое самоопределение на своей родине.

Изменение государственной территории. В общем учении о государстве основания изменения государственной территории ранее (до возникновения современного международного права) трактовались главным образом с силовой позиции. В частности, различались “оккупация”, аннексия, цессия и адъюдикация[409].

“Оккупацией” (лат. occupatio — занятие, завладение) называлось занятие территории, не принадлежащей другому государству. Так, колониальные державы придерживались доктрины, согласно которой “ничья” территория или страна, населенная неевропейскими аборигенами, может быть правомерно (в смысле старой доктрины) присоединена к европейскому государству путем “оккупации”, в результате длительного фактического владения. Это понятие “оккупации” не имеет ничего общего с существующими в международном праве понятиями occupatio belloca и occupatio pacifica. Последние означают захват территории другого государства без ее формального включения в состав оккупирующего государства. Аннексия (лат. annexio — присоединение) означает одностороннее, не основанное на договоре присоединение территории другого государства.

Сегодня с юридической точки зрения очевидно, что в обоих случаях речь идет лишь о расширении государственной территории de facto. Но ни факт аннексии, ни факт “оккупации” сами по себе не могут порождать юридических основании для включения территории в состав других государств, даже если речь не идет о присоединении территории в результате агрессии. Ибо если эти территории населены, то вопрос об их вхождении в то или иное государство может решаться только политическим самоопределением населения.

Цессия (лат. cessio — официальная уступка, передача своих прав другому лицу) означает переход территории от одного государства к другому по договору. Нередко цессия происходит по окончании войны в результате заключения мирного договора. Как правило, при этом меняется государственная принадлежность населения передаваемой территории. Но чтобы не унижать национальное самосознание этого населения, жителям передаваемой территории часто предоставляется возможность оптации — право выбора гражданства.

Адъюдикация (лат. adjudicatio — присуждение) — это переход спорной территории по решению компетентного международного суда. Здесь, как и в случае “оккупации безгосударственной территории”, территория, присоединяемая к государству, рассматривается как некий “объект”, на который некий властный “субъект” приобретает право собственности по давности владения, в результате присуждения и т. д. Очевидно, что такая позиция в вопросе о юридических основаниях присоединения к государству других территорий является результатом силовой трактовки права. Она соответствует феодальным или абсолютистским представлениям о территории государства как о принадлежащей суверену с “людишками”, “городишками”, “сельцами” и т. д. и никоим образом не соответствует современному международному праву, праву народов на самоопределение. Если бы речь шла о ненаселенных территориях, тогда можно было бы говорить об этих территориях как “объектах”. Но если речь идет о населенных территориях, то в контексте современного международного правопорядка вопрос о правомерности изменения государственной принадлежности этих территорий не может решаться без и помимо волеизъявления населения этих территорий. В частности, адъюдикация возможна лишь как подтверждение правовых последствий такого волеизъявления.

Таким образом, следует различать два принципиально возможных варианта изменения государственной территории — силовой и правовой. Критерий их различения — политическое самоопределение населения территорий.

Территориальный элемент непосредственно связан с суб­стан­цио­нальным элементом государства. Территории, на ко­торых возни­кают государства, суть территории, освоен­ные этно­сами, форми­рую­щими государство.

Исторически государственность возникает в процессе пе­ре­хода от кровнородственных форм социальной органи­за­ции эт­но­сов к террито­риальной социальной (политиче­ской) орга­ни­за­ции. И пер­воначально государственная власть рас­про­страня­ется только на территорию оби­тания этнической общ­ности, создаю­щей государ­ство. Затем кров­но­родствен­ные связи на этой терри­тории и даже этническая принадлеж­ность от­дельных лю­дей утра­чивают свое опреде­ляющее зна­чение для социаль­ной организа­ции: государст­венная власть – это такая власть, кото­рая распро­страняется на всех, кто находится на террито­рии ее действия, и в развитом государственно-правовом обще­нии “снимаются” этнические, расовые и подобные различия между людьми. По­добно тому как на­ция формиру­ется на эт­ни­ческой ос­нове, территория го­сударства воз­никает как терри­то­рия оби­тания этноса, форми­рующего го­сударство; но за­тем в состав нации включаются подвластные независимо от их этни­ческой при­над­лежности, и так же го­судар­ственная власть рас­простра­няется на всех, находя­щихся в пределах этой террито­рии – не­зави­симо не только от их этниче­ской, но и от их госу­дарствен­ной принадлежно­сти.

Вместе с тем на территории государства положение лиц, при­над­лежащих и не принадлежащих к этому государству, раз­лично. С точки зрения идеологии естественных прав че­ло­века граждане и неграждане, неравноправные в сфере политической активности, должны быть равноправны в сфере личной сво­боды и собственности. Но в государстве до­индуст­риального обще­ства даже в этой сфере по­ложение гра­ждан и неграждан могло суще­ст­венно различаться. Кроме того, даже современное госу­дарство возлагает на своих под­данных та­кие обязанности и дает им на своей тер­ритории та­кую защиту и по­кро­вительство, кото­рые не рас­пространяются на иностранцев. Гражданин го­судар­ства – это исторически последняя категория привилеги­рован­ного человека, последний привилегированный человек.

Итак, территориальный элемент – это не просто террито­рия в при­знанных грани­цах го­сударства, а географиче­ская об­ласть су­ществова­ния этнической общности, образовав­шей го­судар­ство. Это область, ес­тественные границы кото­рой предо­преде­ляют де­маркацию и полити­ческое призна­ние гра­ниц. Но в тех случаях, ко­гда территория государ­ства изме­няется в ре­зуль­тате захвата дру­гих территорий, гра­ница мо­жет быть ус­тановлена произ­вольно, вне связи с есте­ствен­ными грани­цами прожива­ния этно­сов – осо­бенно, если за­хватчика интересуют не люд­ские, а при­родные ре­сурсы тер­ритории.

Политическое самоопределение этносов происходит на тер­ри­то­рии, которая является для них родиной. Следова­тельно, терри­тория го­сударства – это страна, являю­щаяся ро­ди­ной для нации или ее этниче­ского ядра. Признание в со­времен­ном мире естест­венных прав на са­моопределение с не­обходимо­стью ведет к при­знанию естественного права эт­носа на родину, т.е. территориаль­ное самоопределение. С этой точки зрения терри­ториальный элемент государства можно рас­сматривать как территорию, на ко­торую нация, этнос, соз­дающий го­судар­ство, имеет право – право на ро­дину. Однако возможна такая кон­фликтная ситуация, когда два этноса или две нации претен­дуют на одну и ту же гео­графиче­скую об­ласть как на свою ро­дину. Примером слу­жит Палестина, яв­ляющаяся родиной и для евреев, и для пале­стин­ских арабов. Разрешение такого кон­фликта проис­ходит в пользу той нации (эт­носа), у которой дос­таточно силы для реализации террито­ри­аль­ных притязаний и за ко­торой стоит си­ловая поддержка мирового сообщества (ве­ли­ких держав). Вме­сте с тем силовое решение та­кого кон­фликта в пользу одного эт­носа не лишает другой этнос права на внут­рен­нее политическое самоопреде­ление на своей ро­дине.

Основания изменения госу­дар­ст­венной территории ранее (до возникновения совре­мен­ного ме­ж­ду­народного права) трактовались, главным образом, с си­ловой по­зи­ции. В частности, различались “оккупация”, аннек­сия, цес­сия и адъюдикация.

“Оккупацией” (лат. occupatio – занятие, завладение) на­зы­ва­лось за­нятие территории, не принадлежащей другому госу­дар­ству. Так, коло­ниальные державы придерживались док­трины, со­гласно которой “ничья” территория или страна, на­селенная неев­ропей­скими абориге­нами, может быть пра­во­мерно (в смысле ста­рой доктрины) присоеди­нена к евро­пей­скому госу­дарству путем “оккупации”, в резуль­тате дли­тель­ного фактиче­ского владения. Это понятие “оккупа­ции” не имеет ничего об­щего с существую­щими в международ­ном праве поня­тиями occupatio bellica и occu­pa­tio paci­fica. Послед­ние означают за­хват территории другого го­су­дар­ства без ее формального включения в со­став окку­пирую­щего го­су­дар­ства.

Аннексия (лат. annexio – присое­ди­нение) озна­чает одно­сто­роннее, не ос­нованное на дого­воре присоеди­нение территории другого го­сударства.

Сегодня, с юридической точки зрения, очевидно, что в обоих слу­чаях речь идет лишь о расширении государствен­ной тер­рито­рии de facto. Но ни факт аннексии, ни факт “оккупации” сами по себе не мо­гут порождать юридических оснований для включения территорий в состав других госу­дарств – даже если речь не идет о присоединении террито­рии в результате агрес­сии. Ибо если эти территории насе­лены, то вопрос об их вхож­дении в то или иное государство может ре­шаться только по­ли­тическим самоопреде­ле­нием населения.

Цессия (лат. cessio – официальная уступка, передача своих прав другому лицу) означает переход территории от одного го­су­дарства к другому по договору. Нередко цессия происхо­дит по окончании войны в результате заключения мирного до­го­вора. Как правило, при этом ме­няется госу­дар­ственная при­над­лежность на­селения передаваемой тер­рито­рии. Но чтобы не унижать нацио­нальное самосознание этого на­селения, жи­телям передаваемой территории часто предос­тавляется воз­можность оптации – право выбора гра­ждан­ства.

Адъюдикация (лат. adjudicatio – присуждение) – это пе­ре­ход спор­ной территории по решению компетентного ме­жду­на­род­ного суда.Здесь, как и в случае “оккупации безго­су­дар­ст­вен­ной терри­тории”, территория, присоединяемая к го­су­дар­ст­ву, рас­сматрива­ется как некий “объект”, на кото­рый не­кий вла­ст­ный “субъект” приобретает право собст­венности – по давно­сти вла­дения, в ре­зультате присужде­ния и т.д. Оче­видно, что такая по­зиция в во­просе о юриди­ческих ос­нова­ниях при­соеди­нения к государству других территорий явля­ется резуль­татом силовой трактовки права. Она соответ­ствует феодальным или абсолю­ти­стским пред­ставле­ниям о террито­рии государства как о при­надле­жащей суве­рену земле с “людишками”, “городишка­ми”, “сельцами” и т.д. и никоим образом не соот­ветствует со­времен­ному междуна­род­ному праву, праву наро­дов на самооп­ределе­ние. Если бы речь шла о ненасе­ленных территориях, то­гда можно было бы говорить об этих тер­риториях как “объек­тах”. Но если речь идет о насе­ленных террито­риях, то, в кон­тексте совре­мен­ного междуна­родного пра­вопо­рядка, вопрос о право­мерности из­менения го­сударственной при­надлеж­ности этих территорий не может решаться без и по­мимо волеизъ­явле­ния на­селения этих терри­торий. В ча­ст­ности, адъюдикация воз­можна лишь как под­тверждение правовых по­следствий такого волеизъявления.

Таким образом, следует различать два принципиально воз­мож­ных варианта изменения государственной террито­рии – си­ловой и право­вой. Критерий их различения – поли­тическое са­мо­определе­ние насе­ления территорий.

Институциональный элемент государства составляют инсти­туты государственной власти (государственно-властные учре­ж­дения). Это государственный аппарат, система государственных органов, или государство в узком смысле (правительство).

Потестарная интерпретация положения инди­вида в го­сударстве утверждает безуслов­ную обязан­ность под­чи­няться власти и признает права по от­ношению к госу­дар­ствутолько как права ок­трои­рованные. С юридической же позиции госу­дарст­венная власть, госу­дар­ст­венный суве­ренитет произ­водны от сво­боды людей, составляющих государство. С юридической точки зре­ния оправ­дана обя­занность пови­нове­ния государст­венной власти, но не может быть юри­диче­ской обязанности по­ви­но­ваться любой политической власти. Со вре­мен антич­ности поли­тико-правовая мысль при­знает право на непо­вино­ве­ние; в частно­сти, в со­временной науке различа­ются “консервативное” право на со­противление по­пыт­кам узур­пиро­вать власть в демократиче­ском конститу­ционном госу­дарстве (право на защиту сущест­вующего правового по­рядка) и револю­ционное право на непо­винове­ние тираниче­ской, правонарушаю­щей вла­сти. Если власть нетер­пимо на­рушает права чело­века, то это дает под­вла­ст­ным основа­ние реализовать свое право на (гражданское) неповиновение вплоть до восста­ния. Правда, ни теория, ни между­народно-право­вая практика не ставят вопрос о четких критериях, по­зволяющих устано­вить, до какого предела под­властные обя­заны повино­ваться и терпеть противоправ­ные проявления власти. Оче­видно, это вопрос кон­кретной право­вой и поли­тической куль­туры.

Право на неповиновение правонарушающей власти может и должно быть га­ран­тировано ми­ровым или макро­ре­гиональ­ным государст­венно-правовым сооб­ществом. Но здесь возникает вопрос о до­пустимо­сти силового вме­ша­тельства (“гуманитар­ной интер­венции”) и правовых основа­ниях та­кого вмешатель­ства со сто­роны право­вого сообще­ства го­су­дарств. По суще­ству, это тот же вопрос о пределах противо­прав­ности власти: до какого пре­дела междуна­родно-право­вое со­обще­ство обя­зано уважать су­верени­тет государства, в котором грубо нару­ша­ются права че­ловека? Или: каковы критерии, по­зво­ляющие различать право­мер­ные и юридиче­ски неоправ­данные акции неповиновения (со­противле­ния) противоправ­ному ре­жиму? В каких слу­чаях юри­дически до­пустимо вме­шиваться во внут­ренние дела суве­ренного госу­дарства ради защиты прав че­ло­века?

Исторический опыт показывает, что на практике о праве на не­по­виновение, на восстание говорят тогда, когда вос­ста­ние по­бе­дило. В противном случае говорят, что был бунт против закон­ной власти или попытка государственного пе­реворота, но власть вос­становила закон­ный порядок. От­сюда можно за­клю­чить, что право на неповиновение вплоть до восстания – это не норматив­ная, а объяснительная кате­го­рия: с помощью этой ка­тегории нельзя ус­тановить, до ка­ких пор сле­дует тер­петь произ­вол власти и когда его сле­дует считать нестерпи­мым; зато эта категория по­зволяет post factum давать правовое объяс­не­ние ре­волюций, ме­няющих ор­ганизацию власти.

По существу, то же самое относится и к правам на поли­ти­че­ское самоопределение, на родину: если у определенной эт­ни­че­ской группы достаточно силы или за ней стоит сило­вая под­держка ми­рового или макрорегионального сообще­ства, то, в слу­чае сецессии, признается, что эта этническая группа реа­ли­зовала свое право на создание госу­дарства на территории, ко­то­рая явля­ется ее родиной. Но если такой силы (силовой или иной автори­тетной поддержки) нет, то эту этниче­скую группу просто не при­знают субъектом права на внешнее поли­ти­ческое само­определе­ние, а ее стремление к сецессии расце­нивается как преступная дея­тельность, уг­рожаю­щая целостно­сти госу­дар­ства. Воз­ни­кает впечатление, что права на непови­новение и внешнее поли­тиче­ское само­определение су­щест­вуют лишь как “право сильного”, “право силы”, достаточной для револю­ции или сецессии.

Но, с другой стороны, не всякая сила, способная осуще­ст­вить госу­дарственный переворот или сецессию, призна­ется со­времен­ным меж­дународно-правовым сообществом в каче­стве силы, имеющей право­вые основания. Так что оценка прав на неповино­вение и на внешнее политическое самоопределе­ние в качестве объяснительных категорий от­нюдь не отрицает собст­венно юри­ди­ческий характер этих категорий.

АДЪЮДИКАЦИЯ АДЪЮДИКАЦИЯ - способ мирного разрешения территориального спора международным арбитражем или судом. А. является правомерным способом приобретения территории, т.к. рассмотрение спора в международном суде или арбитраже должно предполагать, что спорящие государства имеют в совокупности достаточные правовые основания на владение оспариваемой территорией.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "АДЪЮДИКАЦИЯ" в других словарях:

АДЪЮДИКАЦИЯ — (лат. adjudicatio, от adjudicare присуждать). Судебный приговор, присуждающий кому нибудь какую либо вещь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АДЪЮДИКАЦИЯ лат. adjudicatio, от adjudicare, присуждать.… … Словарь иностранных слов русского языка

адъюдикация — сущ., кол во синонимов: 1 • приговор (23) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

АДЪЮДИКАЦИЯ — Способ мирного разрешения территориального спора международным арбитражем или судом. Является правомерным способом приобретения территории, т.к. рассмотрение спора в международном суде или арбитраже должно предполагать, что спорящие государства… … Словарь бизнес-терминов

АДЪЮДИКАЦИЯ — способ приобретения территории посредством решения международного арбитража или суда в случае мирного решения территориального спора. А. является правомерным способом приобретения территории, т.к. рассмотрение спора в международном суде или… … Юридическая энциклопедия

Адъюдикация — юридический термин. В Российской империи адъюдикация означала передачу собственности или утверждение какого либо другого вещного права (как, например, поземельной повинности) посредством судебного приговора. Власть эта принадлежала судье… … Википедия

Адъюдикация — означает передачу собственности или утверждение какого либо другого вещного права (как, напр., поземельной повинности) посредством судебного приговора. Власть эта принадлежит судье исключительно в спорах из за дележа, где дело идет о разложении… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

АДЪЮДИКАЦИЯ — способ приобретения территории посредством решения международного арбитража или суда в случае мирного решения территориального спора. А. является правомерным способом приобретения территории, т.к. рассмотрение спора в международном суде или… … Энциклопедический словарь экономики и права

адъюдикация — способ мирного разрешения территориального спора международным арбитражем или судом. А. является правомерным способом приобретения территории, т.к. рассмотрение спора в международном суде или арбитраже должно предполагать, что спорящие… … Большой юридический словарь

Посольство — … Википедия

Содружество Независимых Государств — Запрос «СНГ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Содружество Независимых Государств Флаг СНГ … Википедия

означает передачу собственности или утверждение какого-либо другого вещного права (как, напр., поземельной повинности) посредством судебного приговора. Власть эта принадлежит судье исключительно в спорах из-за дележа, где дело идет о разложении общей собственности, о разделении наследства, а также в спорах из-за границы, поскольку здесь судья в случае, если нельзя найти настоящую границу, может рассматривать спорный участок как общее достояние. Во всех этих случаях конечною целью процесса является не простой судебный приговор, но разделение общности, а это последнее может быть достигнуто не иначе, как уничтожением прежнего юридического отношения и заменой его новым — таким, напр., образом, что судья предоставляет исключительную собственность над общим прежде имуществом одному из совладельцев, обязав его за это вознаградить приличным образом остальных. Кроме того, А. означает еще присуждение вещи, продаваемой с публичного торга, тому, кто больше всех предлагает за нее. В некоторых законодательствах А. называется не самое присуждение собственности, а передача ее судебным порядком по уплате покупной цены (как, напр., по королевско-саксонским законам).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое "Адъюдикация" в других словарях:

АДЪЮДИКАЦИЯ — (лат. adjudicatio, от adjudicare присуждать). Судебный приговор, присуждающий кому нибудь какую либо вещь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АДЪЮДИКАЦИЯ лат. adjudicatio, от adjudicare, присуждать.… … Словарь иностранных слов русского языка

АДЪЮДИКАЦИЯ — способ мирного разрешения территориального спора международным арбитражем или судом. А. является правомерным способом приобретения территории, т.к. рассмотрение спора в международном суде или арбитраже должно предполагать, что спорящие… … Юридический словарь

адъюдикация — сущ., кол во синонимов: 1 • приговор (23) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

АДЪЮДИКАЦИЯ — Способ мирного разрешения территориального спора международным арбитражем или судом. Является правомерным способом приобретения территории, т.к. рассмотрение спора в международном суде или арбитраже должно предполагать, что спорящие государства… … Словарь бизнес-терминов

АДЪЮДИКАЦИЯ — способ приобретения территории посредством решения международного арбитража или суда в случае мирного решения территориального спора. А. является правомерным способом приобретения территории, т.к. рассмотрение спора в международном суде или… … Юридическая энциклопедия

Адъюдикация — юридический термин. В Российской империи адъюдикация означала передачу собственности или утверждение какого либо другого вещного права (как, например, поземельной повинности) посредством судебного приговора. Власть эта принадлежала судье… … Википедия

АДЪЮДИКАЦИЯ — способ приобретения территории посредством решения международного арбитража или суда в случае мирного решения территориального спора. А. является правомерным способом приобретения территории, т.к. рассмотрение спора в международном суде или… … Энциклопедический словарь экономики и права

адъюдикация — способ мирного разрешения территориального спора международным арбитражем или судом. А. является правомерным способом приобретения территории, т.к. рассмотрение спора в международном суде или арбитраже должно предполагать, что спорящие… … Большой юридический словарь

Посольство — … Википедия

Содружество Независимых Государств — Запрос «СНГ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Содружество Независимых Государств Флаг СНГ … Википедия

Территориальный элемент - это территория в признанных границах государства, а также географическая область существования этнической общности, образовавшей государство. Это область, естественные границы, которой предопределяют демаркацию[178] и политическое признание границ[179]. Территория есть область, занимаемая государственным союзом, т.е. то пространство суши, воды и воздуха, на котором государство осуществляет свою власть.

Считается, что на одной и той же территории может осуществлять свою власть только одно государство. Причем, следует заметить, что государственная власть территориально воздействует, не на саму территорию, не на пространство, а на людей, находящихся в пределах определенной территории, в определенном пространстве, включая водное и воздушное.

Государственная территория, согласно традиционной доктрине государственного права, юридически исключительна и непроницаема, непроникновенна. Все находящиеся на ней лица обязаны подчиняться приказаниям власти данного государства; исключения могут допускаться лишь положительными предписаниями самой этой власти. Так, например, если иностранцы, связанные с данным государством только территориально, находятся в несколько ином правовом положении, чем собственные подданные, то это объясняется наличностью признанных норм международного права, согласно которым само государство "добровольно" ограничивает (обычно на началах взаимности) свое господство над иностранными гражданами[180].

Положение на территории государства лиц, принадлежащих и не принадлежащих к этому государству, различно. С точки зрения идеологии естественных прав человека граждане и неграждане должны быть равноправны в сфере личной свободы и собственности. Но в государстве доиндустриального общества даже в этой сфере положение граждан и неграждан могло существенно различаться. Кроме того, даже современное государство возлагает на своих подданных такие обязанности и дает им на своей территории такую защиту и покровительство, которые не распространяются на иностранцев.

Если говорить о государстве, как субъекте права, то территория должна рассматриваться в качестве конститутивного, первичного элемента его юридического статуса: вне пространственной определенности немыслимо и юридическое бытие современного государства. С этой точки зрения, неверно видеть в территории объект государственного господства: "она представляет собою момент государства, как субъекта"[181].

Отсюда выводится теория неделимости и неотчуждаемости государственной территории, - теория, наталкивающаяся на непреодолимые трудности.

Политическое самоопределение этносов происходит на территории, которая является для них родиной. Признание в современном мире естественных прав на самоопределение с необходимостью ведет к признанию естественного права этноса на родину, т. е. территориальное самоопределение. Однако возможна такая конфликтная ситуация, когда два этноса или две нации претендуют на одну и ту же географическую область как на свою родину. Примером служит Палестина, являющаяся родиной и для евреев, и для палестинских арабов. Разрешение такого конфликта происходит в пользу той нации, у которой достаточно силы для реализации территориальных притязаний и за которой стоит силовая поддержка мирового сообщества (великих держав). Вместе с тем силовое решение такого конфликта в пользу одного этноса не лишает другой этнос права на внутреннее политическое самоопределение на своей родине.

В общем учении о государстве основания изменения государственной территории до возникновения современного международного права трактовались с силовой позиции. В частности, различались оккупация, аннексия, цессия и адъюдикация[182].

Оккупацией (лат. occupatio - захват, завладение) называлось занятие территории, не принадлежащей другому государству. Например, колониальные державы придерживались доктрины, согласно которой "ничья" территория или страна, населенная неевропейскими аборигенами, может быть правомерно присоединена к европейскому государству путем "оккупации", в результате длительного фактического владения.

Аннексия (лат. annexio - присоединение) означает одностороннее, не основанное на договоре присоединение (захват) всей или части территории другого государства или народа, а также насильственное удержание народности в границах чужого государства.

Цессия (лат. cessio - официальная уступка, передача своих прав другому лицу) означает переход территории от одного государства к другому по договору. Нередко цессия происходит по окончании войны в результате заключения мирного договора. Как правило, при этом меняется государственная принадлежность населения передаваемой территории. Но чтобы не унижать национальное самосознание этого населения, жителям передаваемой территории часто предоставляется возможность оптации - право выбора гражданства.

Адъюдикация (лат. adjudicatio - присуждение) - это переход спорной территории по решению компетентного международного суда. Территория, присоединяемая к государству, рассматривается как некий "объект", на который некий властный "субъект" приобретает право собственности по давности владения, в результате присуждения и т. д. Такая позиция в вопросе о юридических основаниях присоединения к государству других территорий является результатом силовой трактовки права.

Таким образом, следует различать два принципиально возможных варианта изменения государственной территории - силовой и правовой. Критерий их различения - политическое самоопределение населения территорий.

Таким образом, подводя итог данной теме, необходимо обобщить вышесказанное и сделать следующий вывод: под территориальным элементом государства понимается пространство, в пределах которого действует власть определенного государства и которое эта власть защищает как жизненное пространство граждан или подданных.

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

§ 6.2. Население как элемент государства

§ 6.2. Население как элемент государства Вторым элементом государства признается население. С точки зрения государственного права, население (или народ) есть совокупность людей, живущих в пределах государственной территории и объединенных подчинением государственной

§ 6.3. Власть как элемент государства

§ 6.3. Власть как элемент государства Необходимым и наиболее характерным элементом государства является власть. Власть можно рассматривать в двух значениях: как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью

§ 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти

§ 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти В предыдущих главах государство рассматривалось как некая абстрактная категория, имеющая различные формы, выполняющая разнообразные функции, прямо не касающиеся

Глава 5. Представление доказательств как элемент доказывания

Глава 5. Представление доказательств как элемент доказывания 1. Как известно, начальным элементом процесса доказывания является собирание доказательств. Согласно закону (ч. 1 ст. 86 УПК РФ) оно осуществляется проведением следственных и иных процессуальных действий,

1. Исполнение судебных решений как элемент права на судебную защиту

1. Исполнение судебных решений как элемент права на судебную защиту Толкование статьи 6 Конвенции как включающей исполнение судебных решений в право на судСамый большой блок нарушений статьи 6 Конвенции со стороны России связан с неисполнением судебных решений

§ 1. Право на юридическую помощь как элемент права на справедливое правосудие

§ 1. Право на юридическую помощь как элемент права на справедливое правосудие Право на юридическую помощь, как оно предусмотрено подп. «с» п. 3 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предполагающее, что каждый обвиняемый в совершении уголовного

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики Функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы. Он охватывает основные направления деятельности государства по

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

3. Государственная служба как организационно-правовая категория, элемент государственной организации и правовой институт

3. Государственная служба как организационно-правовая категория, элемент государственной организации и правовой институт Государственная служба как социальная и государственно-правовая категория представляет собой сложное общественное явление. Ее необходимо

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих

2. Право на культурные ценности как элемент системы прав человека и культурные ценности как объект права собственности

2. Право на культурные ценности как элемент системы прав человека и культурные ценности как объект права собственности 2.1. Право человека на культурные ценностиВпервые право человека на культурные ценности было зафиксировано в самой общей форме в международно-правовом

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: