Передача и закрепление имущества на балансе государственных юридических лиц что значит

Обновлено: 25.04.2024

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.12.2015, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.06.2016 по делу N А57-18020/2015,

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление), Комитет по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет) и Администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация).

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.12.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 14.06.2016, в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Администрация просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

По мнению заявителя жалобы, судами неправильно применена статья 299 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Именно момент передачи спорных объектов свидетельствует о возникновении права оперативного управления у МБУ "Служба благоустройства города" с 24.06.2014. Заявитель также не согласен с выводами судов о незаконном изъятии имущества.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, Распоряжением комитета от 30.10.2008 N 1357-р за Предприятием закреплены на праве хозяйственного ведения объекты нежилого фонда расположенные по адресу: г. Саратов, ул. Орджоникидзе, д. 12б.

Между Комитетом и Предприятием заключен контракт от 09.02.2009 N 356 на право хозяйственного ведения на объект нежилого фонда площадью 256,9 кв. м по адресу: г. Саратов, ул. Орджоникидзе, д. 12б, литера АА1. Срок действия контракта на право хозяйственного ведения не ограничен и устанавливается с 26.12.2008.

На основании распоряжения Комитета от 23.06.2014 N 2072-р из хозяйственного ведения предприятия изъяты объекты нежилого фонда, расположенные по адресу: г. Саратов, ул. Орджоникидзе, д. 12б, в том числе объект площадью 256,9 кв. м и закреплены на праве оперативного управления за учреждением.

Согласно акту приема-передачи от 24.06.2014 объект передан учреждению, акт подписан сторонами 18.07.2014.

Между комитетом и учреждением заключен контракт от 16.09.2014 N 2669-О на право оперативного управления на объект нежилого фонда площадью 256,9 кв. м по адресу: г. Саратов, ул. Орджоникидзе, д. 12б, литера АА1. Срок действия контракта на право оперативного управления не ограничен и устанавливается с 23.06.2014.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 12.02.2015 по делу N А57-6255/2014 предприятие признано несостоятельным (банкротом), введена процедура наблюдения.

Истец, ссылаясь на отсутствие у него возможности оформления права оперативного управления на объект недвижимости и получения свидетельства о государственной регистрации права на него во внесудебном порядке, запись в реестре о государственной регистрации права хозяйственного ведения за предприятием на спорный объект не может носить правоподтверждающий характер, ввиду фактического прекращения данного права, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды трех инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. (пункт 3 статьи 299 Гражданского кодекса).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснил, что право хозяйственного ведения и оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

Судам при разрешении споров, связанных с защитой права хозяйственного ведения и права оперативного управления государственных (муниципальных) предприятий и учреждений, следует исходить из того, что, поскольку в федеральном законе, в частности статье 295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.

В пункте 1 статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) перечислены полномочия собственника имущества унитарного предприятия, в перечень которых не включено, за исключением казенных предприятий, право изымать, а также иным образом распоряжаться находящимся в хозяйственном ведении предприятия имуществом.

Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.

Таким образом, суды обоснованно исходили из того, что ни положения ГК РФ, ни нормы Закона N 161-ФЗ не предоставляют собственнику имущества, образованного на праве хозяйственного ведения, право изымать у него это имущество.

Кроме того, после возбуждения производства по делу о банкротстве должника - ответчика, собственник имущества утрачивает свои права в отношении такого предприятия и его имущества в силу части 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", запрет на изъятие имущества унитарного предприятия его собственником прямо установлен статьей 63 указанного Закона.

Ссылаясь на положения статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, разъяснения, содержащиеся в пункте 52 постановления Пленума от 29.04.2010 N 10/22, и в пункта 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения" суды правомерно указали, что иск о признании права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим законодательством.

Удовлетворение требований лица, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

Отказать в передаче кассационной жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.


В нашей стране законодательство предусматривает передачу имущества на праве оперативного управления. Право оперативного управления обычно применяют в отношении государственного или муниципального имущества. Эксперт «Что делать Консалт» рассказывает обо всех особенностях этой процедуры.

Оперативное управление как вещевое право


Бюджетное учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления. Это право возникает в отношении имущества, закреплённого за учреждением собственником или приобретённого им по иным основаниям. Оперативное управление — это вещное право, при котором учреждение владеет и распоряжается имуществом в пределах, установленных собственником, в соответствии с уставными целями и назначением самого имущества. Исторически данный вид права возник в советский период, когда преобладала в основном государственная собственность. Также при таком виде управления имущество может быть изъято собственником и использовано по своему усмотрению. Учреждение может отказаться от права оперативного управления относительно некоторого имущества. Главное понимать, что обладателем любого имущества бюджетного учреждения является его учредитель – публично-правовое образование ( ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О некоммерческих организациях» , ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) ).

консультант плюс 30 лет

В СПС КонсультантПлюс есть Путеводители по любым видам договоров, а также полная база сопутствующих документов.

Передача имущества

Основные пути приобретения права на имущество — это передача активов от собственника. Для передачи имущества в оперативное управление собственником должен быть издан распорядительный документ об этом. Форма решения правообладателя о передаче имущества законом не установлена, поэтому она может иметь разные варианты. Передача имущества представляет собой сделку, а так как субъектами исследуемого права могут быть только юридические лица, проводиться такие сделки должны в простой письменной форме.

Примерные условия, которые могут содержаться в решении:

  • вид передаваемого объекта собственности;
  • классификационные (идентификационные) номера, адрес расположения;
  • назначение имущества;
  • номер и дата регистрации в реестре;
  • имеющиеся обременения.

Для движимого имущества это может быть:

  • идентификационный номер;
  • номер кузова;
  • государственный регистрационный знак;
  • марка, модель имущества.

Этот перечень неполный и может быть доработан по конкретному объекту. Главное — детализировать все характеристики имущества как можно подробнее.

По итогу передачи имущества может заключаться договор. Заключить его необходимо в том случае, если данное действие закреплено на нормативном уровне у учредителя. Некоторыми субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями утверждены типовые формы договоров.

Следует учесть, что на праве оперативного управления нельзя передать земельный участок, так как такой вид права при владении землёй не предусмотрен гражданским законодательством. В таких случаях оформляют право постоянного бессрочного пользования землей либо аренду.


При передаче недвижимости требуется регистрация права оперативного управления.

консультант плюс 30 лет

Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс помогут вам при возникновении сложных ситуаций.

  • документы, подтверждающие право собственности на недвижимость;
  • паспорт представителя;
  • документы, подтверждающие полномочия представителя органа.
  • распорядительный акт о передаче имущества в оперативное управление;
  • акт приёма-передачи имущества;
  • паспорт представителя;
  • документы, подтверждающие полномочия представителя органа.

Стоит отметить, что относительно федерального имущества, которое закрепляется за федеральными бюджетными учреждениями, есть интересное правило, которое заключается в том, что взаимодействие между органами относительно согласования решений, связанных с распоряжением имуществом, должно быть осуществлено только в электронной форме через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в интернете (далее — МВ-портал) посредством размещения электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, включая обращения федеральных органов исполнительной власти. Рассмотрение обращений по указанным вопросам, поступивших посредством бумажного документооборота, не осуществляется, за исключением обращений, имеющих ограничения в связи с возможностью разглашения служебной и государственной тайны, направление которых осуществляется в бумажном виде с указанием вида ограничения ( Росимущества от 31.01.2020 № ВЯ-08/2882 «О порядке распоряжения федеральным имуществом» ).

консультант плюс 30 лет

С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.


Приобретение имущества учреждением самостоятельно

Таким образом, использование учреждением своего имущества независимо от источника его появления будет считаться неправомерным, если это использование не будет осуществляться ради реализации того или иного установленного полномочия учредителя.


Вопрос

Может ли бюджетное учреждение получить от своего учредителя — субъекта РФ имущество? Как это оформить и зарегистрировать?

Ответ

Может, имущество передаётся на праве оперативного управления. Учредитель — субъект РФ вправе передать учреждению любое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, как движимое, так и недвижимое. Для передачи издаётся решение о передаче имущества, подписывается акт приёма-передачи, в случае передачи недвижимости регистрируется право оперативного управления.

консультант плюс 30 лет

С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По акту о приеме-передаче объектов нефинансовых активов из казны муниципального образования муниципальному унитарному предприятию передано нежилое помещение с закреплением объекта на праве хозяйственного ведения. У объекта по данным передающей стороны нулевая остаточная стоимость (сумма амортизации равна первоначальной стоимости).
Надо ли данный объект отражать на балансе?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Объект имущества, полученный МУП от собственника сверх уставного фонда, подлежит учету на балансе получателя.
Вопрос определения учетной стоимости не решен законодательно.
С учетом официальных разъяснений и применяемых с 2022 года ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 считаем возможным полученную недвижимость принять к учету по ее рыночной стоимости, определенной получателем и согласованной с учредителем. Исходя из такой стоимости решается вопрос о включении полученного актива в состав основных средств.

Обоснование вывода:
Порядок учета на балансе коммерческих организаций объектов основных средств (далее - ОС) определен ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (далее соответственно - ПБУ 6/01 и Методические указания), а начиная с отчетности за 2022 год взамен них применяются ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" (как мы поняли, организация не применяет их досрочно).
Для принятия имущества к учету в качестве объекта основных средств необходимо выполнение условий, перечисленных в п. 4 ПБУ 6/01. При этом стоимость объекта или отсутствие права собственности на него не указаны этим стандартом в качестве препятствий для учета актива в качестве ОС (смотрите также п. 5 ФСБУ 6/2020 и Рекомендацию Р-9/2010-КпР "Право собственности как критерий признания и списания основных средств").
Кроме того, полное погашение стоимости объекта ОС путем начисления амортизации само по себе не является основанием для списания этого объекта с бухгалтерского учета. Списать можно лишь те ОС, которые больше не используются в деятельности организации или выбывают (п. 29 ПБУ 6/01, п. 75 Методических указаний). То есть если объекты ОС, даже полностью самортизированные, продолжают использоваться организацией, они в общем случае должны учитываться в бухгалтерском учете организации на счете 01 "Основные средства".
Но в данном случае речь идет о полученном из муниципальной казны имуществе, у которого, как следует из документов на передачу, остаточная стоимость равна нулю (первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизация равны).
Согласно п.п. 21, 49 Методических указаний в составе основных средств организации могут учитываться и активы, принадлежащие им на праве хозяйственного ведения, стоимость которых обязательно погашается посредством начисления амортизации (письмо Минфина России от 19.11.2020 N 02-07-10/101644).
Напомним, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (п.п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", далее - Закон N 161-ФЗ). Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию (п.п. 1, 2 ст. 11 Закона N 161-ФЗ).
В соответствии с п. 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. При этом порядок определения первоначальной стоимости основных средств, полученных унитарными предприятиями от учредителей сверх взноса в уставный фонд, ни в ПБУ 6/01, ни в Методических указаниях не определен.
Чиновники, комментируя в этой части бухучет в коммерческих организациях, в разное время упоминали то п. 9, то п. 10 ПБУ 6/01. В последнем говорится, что первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией безвозмездно, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.
Кроме того, обращается внимание на Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год (письма Минфина России от 19.11.2020 N 02-07-10/101644 и от 22.10.2020 N 02-06-10/93294). В них, в частности, со ссылкой п. 9 ПБУ 6/01 указывается, что не предусмотрено отражение в бухгалтерском учете МУП, принимающего объект основных средств в хозяйственное ведение, сумм амортизации, начисленных организацией, передающей такой объект (письмо Минфина России от 19.03.2014 N 02-06-10/11905).
Что касается непосредственно получения имущества в хозяйственное ведение сверх размера уставного фонда, то в письме Минфина России от 17.08.2020 N 07-01-09/71839 дана ссылка на Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год. Суть предложений сводится к тому, что при отсутствии в НПА соответствующих правил организация разрабатывает их самостоятельно согласно п. 7.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"*(1), при этом она может использовать иные положения по бухгалтерскому учету в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов. При поступлении рекомендовано определять разницу между продажной и номинальной стоимостью актива с отражением по кредиту счета 83 "Добавочный капитал" (смотрите Инструкцию по применению Плана счетов). А при изъятии собственником у унитарного предприятия имущества, полученного им сверх размера уставного фонда, рекомендовано списывать его остаточную стоимость при выбытии с переносом с добавочного капитала на счет учета нераспределенной прибыли (84).
Учитывая отсутствие в действующих положениях по бухгалтерскому учету прямых норм, регулирующих интересующий нас вопрос, полагаем, что предприятие при данных обстоятельствах может принять решение о формировании первоначальной стоимости полученного объекта исходя из его рыночной стоимости по аналогии с п. 10 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 25.07.2019 N 07-01-09/55510).
Этот же порядок предусмотрен п.п. 9 и 14 ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", которыми надлежит руководствоваться начиная с отчетности за 2022 год (согласно п. 12 ФСБУ 6/2020 первоначальной стоимостью объекта ОС считается общая сумма связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта основных средств в бухгалтерском учете).
Так, в соответствии с п. 9 ФСБУ 26/2020 капитальные вложения признаются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов основных средств. Для целей этого Стандарта затратами считается выбытие (уменьшение) активов организации или возникновение (увеличение) ее обязательств, связанных с осуществлением капитальных вложений. При этом в целях определения фактических затрат к возникновению (увеличению) обязательств организации приравнивается увеличение капитала организации, в том числе вследствие безвозмездного получения имущества от акционеров, собственников, участников, учредителей организации (в том числе вследствие передачи государственного или муниципального имущества унитарному предприятию). Фактическими затратами в имущество, которое организация получает безвозмездно, считается справедливая стоимость этого имущества (п. 14 ФСБУ 26/2020).
Для целей ФСБУ 26/2020 справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" (п. 13 ФСБУ 26/2020). В свою очередь, в понимании МСФО (IFRS) 13 справедливая стоимость - оценка, основанная на рыночных данных, а не оценка, специфичная для организации. Этот стандарт определяет понятие "справедливая стоимость" как цену, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки (п.п. 2, 9 МСФО (IFRS) 13).
Полагаем, что, устанавливая такие правила, регулятор "убрал" существующую неясность в учете*(2).
На наш взгляд, рыночную (справедливую) стоимость ОС, определенную МУП, следует согласовать с собственником. Ведь, как указано выше, операция по принятию к учету полученного в хозяйственное ведение имущества непосредственным образом затрагивает статьи капитала. Для определения справедливой стоимости также может быть использована рыночная стоимость, определенная оценщиком (ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет основных средств, полученных унитарными предприятиями от собственников;
- Вопрос: Определение первоначальной стоимости основных средств, полученных унитарным предприятием в хозяйственное ведение от собственника (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.);
- Вопрос: Учет основных средств, полученных в хозяйственное ведение (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2020 г.);
- Вопрос: Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете имущество, полученное унитарным предприятием в хозяйственное ведение от собственника имущества сверх уставного фонда? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.)
- Вопрос: Принятие к бухгалтерскому учету основного средства, правильность документального оформления и обоснованность определения его стоимости (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2020 г.).

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

28 января 2021 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В случае, если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008, использует последовательно следующие документы:
а) международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);
б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
в) рекомендации в области бухгалтерского учета.
*(2) Ранее мы допускали иной вариант (смотрите Вопрос: Муниципальному унитарному предприятию, находящемуся на УСН ("доходы минус расходы"), в хозяйственное ведение, сверх уставного фонда, передана часть здания со 100%-ным износом. В акте приемки-передачи имущества указана нулевая остаточная стоимость. Какими проводками отразить постановку на учет полученного основного средства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2009 г.)).

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Комментарии к ст. 299 ГК РФ

1. В п. 1 статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или права оперативного управления при создании УП или учреждения. По общему правилу имущество становится объектом названных прав не с момента принятия собственником решения о его закреплении, а с момента передачи имущества предприятию или учреждению. Понятие "передача" раскрывается в ст. 224 ГК (см. коммент. к ней).

2. На практике факт закрепления государственного или муниципального имущества на балансе УП или учреждения признается передачей имущества и создает презумпцию наличия у этих юридических лиц одного из рассматриваемых прав. Аналогичное правило должно действовать в отношении учреждений, создаваемых иным собственником. При этом необходимо учитывать следующее:

а) из законодательного или иного правового акта либо из решения собственника может следовать, что имущество предоставлено предприятию (учреждению) временно с условием последующего возврата собственнику либо для передачи другому лицу, либо для иных целей, не связанных с закреплением данного имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В этом случае момент перехода имущества предприятию (учреждению), а также характер прав на него определяются законодательным (иным правовым) актом или решением собственника;

б) комментируемая норма носит диспозитивный характер. Это означает, что законом, иными правовыми актами или решением собственника может быть установлен иной момент перехода имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление организации.

3. В п. 2 статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления после создания предприятия (учреждения), т.е. в процессе их хозяйственной деятельности. Этот момент определяется по общим правилам перехода права собственности. При этом имущество, приобретенное УП за счет своей прибыли, остается государственной (муниципальной) собственностью и не может безвозмездно передаваться в собственность трудового коллектива предприятия (информационное письмо ВАС РФ от 31 июля 1992 г. "О разрешении споров, связанных с применением законодательства о собственности" // Вестник ВАС РФ. 1993. N 1. С. 96).

4. Право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом прекращается по общим нормам о прекращении права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества по решению собственника (п. 2 ст. 296 ГК).

В случае приватизации предприятия право хозяйственного ведения прекращается вместе с правом государственной или муниципальной собственности. Выкуп приватизируемым предприятием занимаемого им нежилого помещения является основанием для прекращения права хозяйственного ведения государственного (муниципального) предприятия, на балансе которого помещение находилось (п. 13 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав).

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Комментарии к ст. 296 ГК РФ

1. Субъектами данного права являются УП, основанные на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), и учреждения, независимо от того, кто (государство, муниципальное образование, юридическое лицо) выступает их собственником. Объект права - имущество казенного предприятия и имущество учреждения.

2. Содержание права оперативного управления значительно уже содержания права хозяйственного ведения. Лицо, владеющее государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, владеет, распоряжается и пользуется им в пределах, очерченных требованиями закона, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

3. Значительно шире права по распоряжению переданным имуществом у собственника этого имущества. Собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, вправе во внесудебном порядке изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество казенного предприятия или учреждения и распорядиться им.

Однако в том случае, если учреждение или казенное предприятие обратится в арбитражный суд с иском о признании недействительными актов управомоченных собственников органов об изъятии их имущества, бремя доказывания обстоятельств, содержащихся в п. 2 ст. 296 ГК, возлагается на этот орган (п. 41 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

4. Дополнительную особенность права оперативного управления составляет наличие субсидиарной ответственности собственника по долгам как казенного предприятия (ст. 115 ГК), так и учреждения (ст. 120 ГК, ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). При этом учреждение отвечает по своим долгам лишь в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств, в то время как казенное предприятие - всем своим имуществом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: