Перечислите особенности коммуникативной психологии деятельности судьи в судебном заседании

Обновлено: 28.03.2024

В 6:17 поступил вопрос в раздел Юридическая психология, который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике "Юридическая психология". Ваш вопрос звучал следующим образом: Перечислите особенности коммуникативной психологии деятельности судьи в судебном заседании.

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

  • Ответ: Равное отношение ко всем участникам групповых преступлений
  • Ответ: Установление психологического контакта с аудиторией как сообществом с единой психологической направленностью
  • Ответ: Установление деловых психологических взаимоотношений с представителями государственного обвинения, экспертами и другими участниками процесса

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:


Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

Анисимова Нонна Ефимовна - автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 55 341 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Ответы на вопросы - в этот раздел попадают вопросы, которые задают нам посетители нашего сайта. Рубрику ведут эксперты различных научных отраслей.

Полезные статьи - раздел наполняется студенческой информацией, которая может помочь в сдаче экзаменов и сессий, а так же при написании различных учебных работ.

Красивые высказывания - цитаты, афоризмы, статусы для социальных сетей. Мы собрали полный сборник высказываний всех народов мира и отсортировали его по соответствующим рубрикам. Вы можете свободно поделиться любой цитатой с нашего сайта в социальных сетях без предварительного уведомления администрации.

Исследование современных характеристик судьи как субъекта гражданского процесса. Изучение развития отношений конфликтующих сторон, являющихся участниками судебного процесса. Анализ психологической структуры деятельности судьи в гражданском процессе.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 25.02.2019
Размер файла 22,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева», Россия, Самара

Психологические особенности деятельности судьи в гражданском процессе

В данной статье проводится исследование психологических характеристик судьи как субъекта гражданского процесса. Безусловно, изучение деятельности судьи с точки зрения психологии - не только предпосылка качественного рассмотрения принятых к производству дел, но и фактор развития будущих отношений конфликтующих сторон, являющихся участниками судебного процесса. В статье проводится анализ психологической структуры деятельности судьи в гражданском процессе, которая существенно влияет на психологическое состояние всех участников процесса, воздействует на уровень роста или спада конфликтной ситуации, определяет качественность рассмотрения дел.

Ключевые слова: психологическая структура, деятельность судьи, коммуникативное взаимодействие, познавательная деятельность суда, профессиональная деятельность, организаторская деятельность суда, качества судьи.

судья гражданский психологический

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE JUDGE IN THE CIVIL PROCESS

Samara National Research University

Актуальность данной темы на сегодняшний день обуславливается предъявлением высоких требований не только к профессиональным умениям и знаниям судьи, но и к его личности. Во-первых это связано с тем, что профессиональная деятельность судьи связана с осуществлением от имени государства правоприменительных функций [1]. Во-вторых, судьи обеспечивают защиту социальных гарантий и прав граждан, общества в целом [4].

Психологическая структура судебного разбирательства как вида юридической деятельности судьи представляет собой совокупность коммуникативного, познавательного, организационного и воспитательного подвидов профессиональной деятельности[2].

Необходимым условием эффективности гражданского процесса является установление судьей коммуникативного взаимодействия с участниками процесса, основанного на сочетании инициативы сторон с активностью суда, выявление фактической базы иска, привлечение сторон и других участников процесса к конструктивному сотрудничеству, выяснение их позиций в конфликте и сущности возникших между ними психологических барьеров, а также ликвидацией напряжения между сторонами конфликта. Важным аспектом качественного рассмотрения гражданских дел является поиск путей снятия конфликтного противоборства сторон еще при подготовке дела к слушанию в суде. В гражданском судопроизводстве превалирует противодействие психологических установок, имущественных и неимущественных личных интересов. Решение данной проблемы ложится непосредственно на плечи судьи. Здесь как раз таки проявляются два элемента личности судьи как субъекта гражданского процесса. Во-первых, судья должен перед участниками процесса продемонстрировать себя в качестве руководителя, обладающего такими качествами, как самоконтроль, эмоциональная сдержанность, умение сохранять спокойствие в напряженных ситуациях, требовательность к форме поведения и высказываниям участвующих лиц. Во-вторых, судья является своего рода психологом процесса, который должен проявлять терпимость, тактичность, способность к релаксации, снижению чрезмерной эмоциональной возбужденности отдельных участников заседания. Так, еще до рассмотрения бракоразводного дела судья должен организовать собеседование со сторонами, стараясь помочь им найти компромисс или даже отказаться от искового заявления, заставляя людей тщательно обдумать все основания их конфликта, последствия развода как в их личной судьбе, так и судьбе их детей. Люди часто действуют под влиянием эмоций и стрессов, не подвергая суть конфликтной ситуации тщательному логическому анализу. Необходимо учитывать основательность и устойчивость сформировавшихся у сторон позиций, выбранную ими стратегию поведения, характерологические и интеллектуальные особенности личностей [3]. Устойчивость позиции истца - категорическое требование к суду об удовлетворении заявленного им иска иногда может быть следствием его психологических состояний, эмоций и свойств (например, ригидности - неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.). В таких ситуациях важно преодолеть ранее сформированные мотивационные установки, заставить заявителя шире смотреть на проблему с нравственно-этической стороны и искать иные возможные пути ее решения.

Деятельность судьи, связанная с познанием имеет свои особенности. Фундаментальной основой процесса познания в форме судебного разбирательства является строгое соблюдение принципов его открытости, гласности, непосредственности, которые существенно влияют на поведение участников процесса, на весь ход рассмотрения дела, оценку доказательств по делу. Основная часть познавательной деятельности судьи связана со сравнительным исследованием им материалов поступившего гражданского дела и конкретного закона. В процессе взаимодействия с представителями сторон у судьи должно сложиться четкое представление о требованиях истца и возражениях ответчика, разграничение бесспорных фактов и проблематичных утверждений. Исходной базой для организации собеседования являются исковое заявление и прилагаемые к нему документы. На основании этого все познавательные процессы судьи (память, мышление, воображение) должны быть направлены на выделение юридически значимой информации из представляемого набора документов сторонами. Результатом таких процессов является структурированная концептуальная модель сложившейся ситуации между сторонами процесса, основанная на понимании позиций конфликтующих сторон в гражданском процессе и сущностью конфликтной ситуации. Однако во многих случаях исковые заявления бывают неполными и юридически не корректными. Поэтому в процессе беседы с истцом и ответчиком происходит уточнение фактов, полного или частичного их признания, опровержения их другими фактами и т.д. В процессе доказывания на судью возложена функция анализа поступающей от участников процесса доказательственной информации, при этом судья должен в многообразии противоречивых показаний выделять и оценивать главное -- суть событий, отделять факты от эмоциональных реакций, от социального камуфляжа и личностных притязаний участников судебного процесса. Судья должен определить подлинные интересы и стремления людей, их нравственные принципы, знать закономерности их индивидуального и группового поведения [2].

В науке определены основные факторы, влияющие на эффективность познавательной деятельности в суде:

1) полнота и тщательность сбора всей информации на предварительном судебном заседании; 2) внутренние условия познавательной деятельности (т.е. внутренняя готовность судьи воспринимать, анализировать, сопоставлять информацию, поступающую в суд);

3) внешние условия познавательной деятельности (психологическое состояние участников судебного разбирательства);

4) полнота и правильность использования источников фактов (тщательное изучение в судебном заседании не только фактов, но и их источников: личности истца, ответчика, свидетеля и пр.);

5) полнота и правильность использования судом познавательной деятельности всех участников судебного разбирательства (прокурора, адвоката, эксперта, представителя и др.); 6) стадийность (последовательность) познавательной деятельности (процесс познания истины осуществляется путем прохождения строго определенных этапов).

В когнитивной (познавательной) сфере особую роль играют такие качества мышления, как аналитичность, критичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные, выделять главное и наиболее существенное [2].

Организаторская деятельность позволяет судье проводить беседы с гражданами во время их приема и в связи с разрешением дела; готовить необходимые документы, изучать жалобы, руководящей судебной практики и законодательных норм; анализировать информацию, необходимую для принятия решения, различные технические процедуры (вызов свидетелей, привлечение эксперта и др.), выполнение процессуальных действий в рамках слушания дела и т.д. Организаторская деятельность суда необходима при исполнении приговора (решения), разрешении возникших в ходе разбирательства процессуальных вопросов, а также осуществлении контроля над соблюдением законности при исполнении его воли. В связи с этим у судей востребованы такие профессионально важные качества, как воля, собранность, целеустремленность, настойчивость. На заключительной стадии процесса при вынесении решения, где окончательно оцениваются и обобщаются результаты исследования и оценки доказательств, суд в очередной раз демонстрирует свою лидирующую роль.

Положение судьи с профессиональной точки зрения, как уже было сказано ранее, характеризуется тем, что закон возлагает на него руководство ходом судебного заседания. Судья должен обладать многими психологическими качествами: высоким чувством долга и ответственности, хладнокровием, тактичностью, вежливостью, сдержанностью, критичностью мышления, спокойствием, беспристрастностью и др.

Процесс судебного разбирательства так или иначе оказывает воспитательное воздействие не только на участников конкретного судебного разбирательства, но и на все гражданское общество. Суд воздействует на следующие аспекты общественного мнения: способствует формированию правосознания граждан; создает уверенность в вынесении справедливого решения; высокая культура судопроизводства формируют атмосферу веры общества в справедливость и беспристрастность вынесенного решения. Для этого аспекта деятельности судей характерны такие качества, как гуманизм, гражданственность, патриотизм, высокий уровень профессиональной ответственности, принципиальность, беспристрастность и выдержка.

Таким образом, деятельность судьи осуществляется в напряженных условиях, связанных с неопределенностью развития конфликта между сторонами процесса, дополненных непрерывной обязанностью суда, заключающейся в осуществлении контроля за поведением всех участников процесса, за соответствием закону сроков рассмотрения дела, высоким уровнем ответственности, ростом объемов дел поступающих к судье на рассмотрение. Такая обстановка накладывает достаточно негативные последствия на психологическое состояние самого судьи, а как следствие и на качество рассмотрения дел, что для правового государства является неприемлемым.

1. 3акон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 05.12.2017) «О статусе судей в Российской Федерации» // [Доступ СПС Консультант Плюс 2018]

3. Дикая Л.Г., Занковский А.Н. (ред.) Психологические проблемы профессиональной деятельности // М.: Наука, 1991. - 166 с .

4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. // M.: Perse, 2001. - 511 с.

Равное отношение ко всем участникам групповых преступлений; Установление психологического контакта с аудиторией как сообществом с единой психологической направленностью; Установление деловых психологических взаимоотношений с представителями государственного обвинения, экспертами и другими участниками процесса

Какие приемы и методы рекомендует юридическая психология применять при введении переговоров с преступниками, захватившими заложников?

Логическая аргументированность бессмысленности противостояния силам правопорядка; Убеждение в необходимости освобождения заложников

--> Укажите психологические особенности деятельности состава суда на стадии вынесения приговора.

Запрещение контактов с другими лицами; Повышенная психологическая активность; Концентрация внимания на решении всех вопросов, подлежащих включению в приговор

Для какого типа преступника будет характерно следующее высказывание: «Я живу только в минуту смертельной опасности»:

Что является предметом юридической психологии?

Психические явления, психологические механизмы и закономерности, проявляющееся в сфере действия норм права

Составная часть юридической психологии, изучающая психологические основы ресоциолизации личности осужденного — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизни в обществе

Какой тип виктимного поведения преобладает среди детей и подростков:

Что такое «тюремно-лагерная дорога»:

Это связные каналы между камерами осужденных

В чем заключается отличие между рациональным аффективным самоубийством (РА) и рациональным неаффективным (РН) самоубийством:

РН является спланированным, продуманным самоубийством, РА совершается чаще всего под влиянием сильной эмоции и без построения плана и замысла самоубийства

Что такое «аффект» в психологическом значении?

Сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, развивающиеся в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из экстремальных, опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций

Что понимается в юридической психологии под термином «стокгольмский синдром»?

Необычайные психологические чувства взаимной симпатии заложников и захвативших их террористов

Завершение допроса в уголовном деле означает следующее:

Проставление подписи допрашиваемого под протоколом допроса


Позволяют ли публичность, открытый характер рассмотрения дел, обстановка в зале судебного заседания, повторное переживание события преступления составу суда уяснить реальные мотивы деяния и психологические особенности личности правонарушителя?

Укажите психологические особенности создания преступниками тайников, сокрытия похищенного или орудий преступления:

Изготовление «ложных тайников»; Оставление искомых предметов на видном; Организация конфликтов с целью отвлечения внимания от нахождения тайника при обыске

Выберите правильное определение судебно-психологической экспертизы:

Вид судебной экспертизы по исследованию особенностей психической деятельности свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, их эмоциональных реакций, жизненных свойств, состояний в целях правильной оценки их показаний

В каком случае несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, не подлежит вменению уголовной вины:

В случае психического расстройства или отставания в психическом развитии

Какое из определений понятия «восприятие» является правильным?

Процесс формирования субъективного образа предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов («перцепция» или «перцептивный процесс»)

С именем какого ученого связывают рождение виктимологии:

Может ли выступать в качестве биологической предпосылки к преступному поведению нервно-психическое заболевание:


Как защищать свои права через суд?

Принятие решения об обращении в суд

Всегда можно договориться

Правила написания искового заявления.

В Москве 35 районных суда и более 300 мировых судей! Какой из них нужен Вам?

За правосудие тоже надо платить

Подать заявление тоже нужно правильно!

Подготовка дела к суду и предварительное судебное заседание.

Основное судебное заседание.

Решение еще надо получить

Работа с судебными приставами-исполнителями

Запись на консультацию: 8 (495) 585-82-43

Адрес: г. Москва, Варшавское ш. Д.132 стр. 9, оф. 589

3 минуты от м."Южная", 15 минут от м."Пражская"


< ?php
if (!defined('_SAPE_USER'))<
define('_SAPE_USER', 'c4218ac0657f35e5345a76d17cc72f66');
>
require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'._SAPE_USER.'/sape.php');

$o['request_uri'] = $_SERVER['REDIRECT_URL'];
$o['charset'] = 'UTF-8';

$sape = new SAPE_client($o);
unset($o);
? >
< ?php
echo $sape- > return_links();
? >


Все статьи Психология деятельности судьи

Психология деятельности судьи

Судья является ведущим лицом, формальным руководителем судебного процесса. Он уполномочен выступать как представитель Закона и Государства. Все действия судьи жестко регламентируются, он подчиняется только закону и должен быть независим от всех посторонних влияний, поскольку только такая независимость от различных внешних и внутренних факторов (политических, материально-экономических, личностных) может обеспечить объективность и справедливость решений, принимаемых судьей или судебной коллегией в ходе судебного расследования.

При равенстве прав всех участников судебного процесса судье принадлежит роль лидера, так как он несет основную ответственность за подготовку, организацию, ведение судебного разбирательства как по уголовным, так и по гражданским делам, а также за справедливость и законность выносимого судом решения.

Деятельность судьи сложна, ответственна и многогранна в связи с разнообразием выполняемых им функций и решением комплекса правоприменительных задач.

Для выполнения своей регулирующей роли судья должен обладать такими качествами, как самоконтроль, эмоциональная сдержанность, умение сохранять спокойствие в напряженных ситуациях, требовательность к форме поведения и высказываниям участвующих лиц, и в то же время проявлять терпимость, тактичность, способность к релаксации, снижению чрезмерной эмоциональной возбужденности отдельных участников заседания.

Важен характер взаимоотношений судьи со своими коллегами как членами общей профессиональной группы. Оптимальный стиль поведения судьи – демократический. Выступая в роли формального руководителя, судья должен быть также лидером, которого коллеги уважают за высокий профессионализм. Поэтому он не должен подавлять самостоятельного мнения других членов суда, не нарушать их равноправность.

Суд решает важные социальные проблемы правовых отношений граждан, защиты их чести, достоинства, прав и свобод, применяя закон в условиях гласности и наглядности для населения. Общественность обычно очень внимательно следит за деятельностью суда, оценивая организацию, правовые основы, культуру и результативность действующей в стране правоохранительной системы. Граждане так или иначе связаны с системой судопроизводства, будучи либо в роли участников этого процесса, либо будучи информированы о деятельности суда через средства массовой информации. Поэтому суды, ведущую роль в которых выполняет судья, оказывают непосредственное воздействие на формирование правосознания и правозаконного поведения граждан. При этом суд воздействует на следующие аспекты общественного мнения:

– способствует формированию правосознания граждан;

– создает уверенность в неотвратимости наказания за совершенные правонарушения;

– высокая культура судопроизводства и справедливость приговора формируют атмосферу общественного осуждения преступности и личности преступника;

– судебный процесс привлекает внимание общественности к причинам преступности и проблемам ее профилактики.

В мотивационной сфере деятельности судьи следует выделить такие качества, как уважение к закону, стремление служить правосудию и в соответствии с законом решать гражданские и уголовные дела, использовать результаты судебных процессов для воспитания правосознания граждан и профилактики преступности.

В сфере целеполагания и постановки профессиональных задач судья характеризуется разнообразием выполняемых им функций и решаемых задач, рассмотренных нами выше. К таким профессиональным задачам мы отнесли: подготовку, организацию и проведение судебного разбирательства, контроль и регуляцию действий участников судебного заседания в соответствии с процессуальными нормами, подготовку и оглашение решения суда. В осуществлении всех стадий судебного разбирательства судья сохраняет свою лидирующую роль.

На стадии практического завершения судебного процесса судья составляет и оглашает судебное заключение-приговор, оформляет необходимую документацию. Здесь требуется высокая правовая эрудиция, знание законов, высокая ответственность, умение оформлять документацию в соответствии с процессуальными нормами, требованиями юридической культуры и логики. На этой же стадии судья должен проанализировать и правильно оценить результативную информацию с тем, чтобы учесть ее и творчески использовать в своей дальнейшей практике.

Деятельность судьи имеет высокоинтеллектуальный и творческий характер, поэтому параллельно с выполнением своих служебных функций в суде, судья должен систематически повышать свой профессиональный уровень, профессиональное мастерство. Судья не должен замыкаться только в рамках непосредственного судопроизводства. Он должен поддерживать связи с общественными и учебными организациями с целью формирования правовых знаний у населения, привлечения общественности к борьбе с преступностью, оказанию помощи правосудию. Судья должен получать информацию о результатах поведения и воспитания лиц, осужденных к лишению свободы.

Что касается собственно психограммы судьи, т.е. характеристики тех психических процессов, посредством которых он осуществляет решение теоретических и практических задач в своей деятельности, то к особо важным профессиональным свойствам можно отнести следующие.

В когнитивной (познавательной) сфере особую роль играют такие качества мышления, как аналитичность, критичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные, выделять главное и наиболее существенное.

Среди свойств памяти особую роль играют оперативность в переработке информации, отбор ценной информации и ее передача в долговременную память, точное и полное знание законодательства и процессуальных норм юридической деятельности.

Особо важными для судьи являются такие свойства внимания, как устойчивость при изучении и составлении важной для суда документации, концентрация внимания, распределение и переключение внимания в сложных и динамичных ситуациях судебного процесса.

Среди свойств восприятия особо важными являются объективность, наблюдательность, умение по мимике и пантомимике участвующих в суде лиц определить их состояние, искренность поведения или наносную эмоциональность, камуфляж.

Речь судьи должна отличаться высокой культурой, лаконичностью, четкостью, внятностью, строгостью в формулировке суждений.

Воображение судьи должно совмещать в себе репродуктивные и творческие функции, а также функции прогнозирования (антиципации), т.е. способностью в конкретных образах предвидеть результаты планируемых судебных заседаний и последствий принимаемых судебных решений, что позволяет избежать в деятельности судьи примитивных и непрофессиональных действий методом «проб и ошибок».

В коммуникативной сфере деятельности судьи, посредством которой он реализует социально-психологические аспекты своей деятельности, можно выделить информационный аспект, в котором особенно важны такие свойства, как способность к высказыванию, передаче и приему вербальной информации, вербальная эрудиция, умение вести диалог и монолог; а также интерактивный аспект, посредством которого судья организует взаимодействие с другими участниками судебного процесса – с коллегами и участвующими лицами. Среди интерактивных свойств следует выделить экстравертивность, т.е. направленность действий во-вне, на других людей; общительность; коллективизм; адекватное использование мимики и пантомимики.

В регуляторной сфере деятельности судьи следует выделить эмоциональные качества: ответственность, патриотизм, честность, эмоциональная сдержанность, а также такие волевые качества: принципиальность, лидерство, настойчивость, самоконтроль, дисциплинированность.

Практические советы от практикующих юристов ( субъективное мнение) — как использовать психологию судьи на процессе.

По мнению некоторых опытных юристов суд - это театр (иногда - цирк). И многое зависит не только от того ЧТО вы говорите, но и от того КАК и КОГДА, а также от общего производимого Вами впечатления.
Вопрос необходимо знать как можно детальнее. Очень поможет проанализировать его с другой точки зрения. Если Вы не владеете вопросом , велик вероятность того, что Вас слушать не будут, не воспринимая как юриста. А, как известно, сложившее первое впечатление изменить очень непросто.

Чтобы убедить других в своей правоте необходимо быть прежде всего уверенным в себе и в своей позиции. В суде нужно вести себя тактично, однако не в ущерб своим интересам. Выстройте и структурируйте Вашу позицию, намечая точки разветвления. Уделите внимание подготовке документов, разложите их так, чтоб при необходимости предъявить (или не предъявлять) тот или иной документ. Такие решения нужно принимать быстро, потому что показанный в нужный момент документ поможет достичь максимального эффекта.

Внимательное изучение судебных актов даст Вам прекрасный образец для написания исков/отзывов/объяснений грамотным языком и правильно оформленных.

Немаловажно помнить, что судьи, как и все люди, обладают индивидуальными особенностями, которые нельзя не учитывать. Но каким бы не был судья ( или судьи), некоторые юристы рекомендуют на заседании общаться только с судом, как будто другой стороны просто нет.

Зачастую, тактику поведения приходится выбирать непосредственно на заседании. На выбор может повлиять и психологический портрет оппонента, но в меньшей степени, чем психология конкретного судьи. У одного судьи стоит вести процесс агрессивно, добивать оппонента. Другого судью такое поведение раздражает, агрессию при нем проявлять нельзя, но очень уместно будет при спокойном поведении и ненавязчивых вопросах выставить оппонента не в лучшем виде или вывести его из равновесия. Иногда выбранную тактику приходится менять в процессе. Каждый судья индивидуален. С судейской тройкой (или большим количеством), конечно, сложнее.

Мнения юристов о психологии судей: судьи тоже люди и ничто человеческое им не чуждо.

Ситуация из жизненной практики: судья вернула иск на основании того, что в нем были объединены не объединимые, по мнению судьи, требования. Апелляция обязала судью иск принять. Истец опасается, что судья будет мстить за отмену вынесенного им судебного акта. Мнения же юристов по этому поводу разнятся, в зависимости от практического опыта, хотя, с теоретической точки зрения слову «месть» нет места в психологии деятельности судьи. Точка зрения, что судьи мстят, близка далеко не всем. Замечено, что за отмену определения, часто достигается противоположный эффект. Судья начинает видеть «сильного» представителя и до обычного вредительства не опускается.

Иногда поданная на судью жалоба и обещание обратиться в ККС дисциплинирует судью, заставляя вести себя профессиональнее. Но то не значит , что вынесенное решение будет в вашу пользу.

Судья является ведущим лицом, формальным руководителем судебного процесса. Его действия жестко регламентируются, он подчиняется только закону и должен быть независим от всех посторонних влияний (политических, материально-экономических, личностных). Только в этом случае можно говорить о справедливости и объективности решений, принимаемых судьей или судебной коллегией в ходе судебного расследования. При равенстве прав всех участников судебного процесса судье принадлежит главная роль, так как он несет основную ответственность за подготовку, организацию, ведение судебного разбирательства как по уголовным, так и по гражданским делам, а также за справедливость и законность выносимого судом решения.

Функции судьи

Деятельность судьи сложна, ответственна и многогранна в связи с разнообразием выполняемых им функций и решением комплекса правоприменительных задач.

Исследование материалов предварительного следствия и всех относящихся к нему документов. Все познавательные процессы судьи (память, мышление, воображение) должны быть направлены на выделение юридически значимой информации. В результате у судьи формируется собственная концептуальная модель изучаемого явления, связанная с пониманием позиций конфликтующих сторон в гражданском процессе и сущностью криминогенной ситуации. Следует отметить, что следственное заключение может оказывать сильное внушающее воздействие на оценку данной ситуации судьей. Поэтому так важно, чтобы судья обладал такими личностными качествами, как принципиальность, независимость и самостоятельность.

Вынесение решения либо о возврате дела на доследование, либо о предании подозреваемого суду.

Формирование вероятностной первоначальной модели изучаемого события, включающей гипотезу о степени виновности подозреваемого лица и проект будущего приговора. Однако такая модель лишь исходный стимул для организации судебного разбирательства, в ходе которого должна быть сформирована достоверная модель на основе тщательной проверки всех аспектов вероятностной модели.

Тщательный анализ всей доказательственной информации, поступающей в форме показаний от обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, экспертов. При этом судья должен в многообразии противоречивых показаний выделять и оценивать главное — суть событий, отделять факты от эмоциональных реакций, от социального камуфляжа и личностных притязаний участников судебного процесса. Судья должен определить подлинные интересы и стремления людей, их нравственные принципы, знать закономерности их индивидуального и группового поведения.

Осуществление дисциплинарно-регулирующей функции в управлении процессом судебного следствия — сдерживание эмоций и конфликтных, агрессивных проявлений сторон. Для выполнения своей регулирующей роли судья должен обладать такими качествами, как самоконтроль, эмоциональная сдержанность, умение сохранять спокойствие в напряженных ситуациях, требовательность к форме поведения и высказываниям участвующих лиц, и в то же время проявлять терпимость, тактичность, способность к релаксации, снижению чрезмерной эмоциональной возбужденности отдельных участников заседания. Оптимальный стиль поведения судьи — демократический. Выступая в роли формального руководителя, судья должен быть также лидером, которого коллеги уважают за высокий профессионализм. Поэтому он не должен подавлять самостоятельного мнения других членов суда, нарушать их равноправность.

Составление и оглашение приговора суда на заключительной стадии судебного процесса. Судья имеет право решающего голоса, и выступает последним. Здесь окончательно оцениваются и обобщаются результаты проверки в суде всех представленных доказательств и должно быть обеспечено принятие обоснованного, законного приговора суда. Зачитывая приговор суда, судья еще раз подчеркивает свою лидирующую функцию представителя государства и закона. Следует отметить, что на всех этапах судебного разбирательства и, особенно, на завершающем, судья должен наглядно и публично демонстрировать основные социальные функции суда — правоохранительную и воспитательную.

Суд воздействует на следующие аспекты общественного мнения:

  • способствует формированию правосознания граждан;
  • создает уверенность в неотвратимости наказания за совершенные правонарушения;
  • высокая культура судопроизводства и справедливость приговора формируют атмосферу общественного осуждения преступности и личности преступника;
  • судебный процесс привлекает внимание общественности к причинам преступности и проблемам ее профилактики.

Деятельность судьи имеет высокоинтеллектуальный и творческий характер, поэтому параллельно с выполнением своих служебных функций в суде судья должен систематически повышать свой профессиональный уровень, профессиональное мастерство. Судья не должен замыкаться только в рамках непосредственного судопроизводства. Он должен поддерживать связи с общественными и учебными организациями с целью формирования правовых знаний у населения, привлечения общественности к борьбе с преступностью, оказания помощи правосудию. Судья должен получать информацию о результатах поведения и воспитания лиц, осужденных к лишению свободы.

Психограмма судьи

Что касается собственно психограммы судьи, т.е. характеристики тех психических процессов, посредством которых он осуществляет решение теоретических и практических задач в своей деятельности, то к особо важным профессиональным свойствам можно отнести следующие.

В когнитивной (познавательной) сфере особую роль играют такие качества мышления, как аналитичность, критичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные, выделять главное и наиболее существенное.

Среди свойств памяти особую роль играют оперативность в переработке информации, отбор ценной информации и ее передача в долговременную память, точное и полное знание законодательства и процессуальных норм юридической деятельности.

Особо важными для судьи являются такие свойства внимания, как устойчивость при изучении и составлении важной для суда документации, концентрация внимания, распределение и переключение внимания в сложных и динамичных ситуациях судебного процесса.

Среди свойств восприятия особо важными являются объективность, наблюдательность, умение по мимике и пантомимике участвующих в суде лиц определить их состояние, искренность поведения или наносную эмоциональность, камуфляж.

Речь судьи должна отличаться высокой культурой, лаконичностью, четкостью, внятностью, строгостью в формулировке суждений.

Воображение судьи должно совмещать в себе репродуктивные и творческие функции, а также функции прогнозирования (антиципации), т.е. способность в конкретных образах предвидеть результаты планируемых судебных заседаний и последствий принимаемых судебных решений, что позволяет избежать в деятельности судьи примитивных и непрофессиональных действий методом «проб и ошибок».

В коммуникативной сфере деятельности судьи, посредством которой он реализует социально психологические аспекты своей деятельности, можно выделить такие свойства, как способность к передаче и приему вербальной информации. Среди интерактивных свойств следует выделить экстравертивность, т.е. направленность действий вовне, на других людей, общительность, адекватное использование мимики и пантомимики. Как подчеркивает И.И. Аминов:

«. одним из важнейших показателей психологической компетентности судьи является умение слушать других участников судебного разбирательства, Проявление судьей этого коммуникативного качества — одно из важнейших социально-психологических условий объективного, беспристрастного, правильного и справедливого разрешения рассматриваемого уголовного дела».

В регуляторной сфере деятельности судьи следует выделить эмоциональную сдержанность, а также такие волевые качества: принципиальность, лидерство, настойчивость, самоконтроль, дисциплинированность.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: