Перечисление средств на депозитный счет арбитражного суда проводки в бюджетном учете

Обновлено: 22.04.2024

Депозитные счета арбитражных судов открываются в целях реализации положений статей 94, 106 - 110, 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 124 "Регламента арбитражных судов Российской Федерации".

Депозитные счета арбитражных судов открываются для учета средств, поступающих во временное распоряжение арбитражных судов, на балансовом счете N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций" в учреждениях Центрального Банка России или кредитных организациях в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, на основании разрешения на открытие счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение организации, выдаваемого органом федерального казначейства.

2. Внесение средств на депозитный счет суда

2.1. На депозитный счет вносятся суммы лицами, участвующими в деле, в порядке встречного обеспечения при рассмотрении арбитражными судами заявлений о принятии обеспечительных мер, а также лицами, заявившими ходатайство о назначении экспертизы, вызове свидетелей, привлечении переводчика в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В назначении платежа обязательно указывается, за что вносится оплата и полностью указывается номер дела (например, оплата за экспертизу по делу N А40-6897/04-15-89).

2.2. Внесение денежных средств, перечисляемых юридическими лицами, осуществляется по платежным поручениям заявителей.

Внесение денежных средств от граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеющих статус индивидуального предпринимателя, или граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (физические лица) и производящих оплату без открытия банковского счета, производится через банк, осуществляющий операции по обслуживанию физических лиц, по платежному документу, установленному банком.

2.3. Подтверждением внесения денежных средств является платежный документ с отметкой банка об исполнении.

Копия платежного документа, по которому производилось внесение средств на депозитный счет суда, в обязательном порядке представляется судье для приобщения к материалам дела.

3. Контроль за поступлением средств

3.1. Для подтверждения внесения плательщиком средств на депозитный счет суда, помощник судьи или специалист судебного отделения представляет в бухгалтерию суда копию платежного поручения.

Подтверждением зачисления средств является банковская выписка по депозитному счету с приложенными к ней платежными документами, полученными в обслуживающем суд банке.

3.2. На основании банковской выписки по депозитному счету главный бухгалтер или лицо, его заменяющее, делает отметку о зачислении денежных средств на копии платежного документа и возвращает ее помощнику судьи или специалисту судебного отделения не позднее следующего дня.

3.3. Если денежные средства на депозитный счет на текущую дату не поступили, главный бухгалтер или лицо, его заменяющее, составляет и подписывает об этом справку, которая передается в тот же день судье.

4. Перечисление средств с депозитного счета

4.1. Перечисление денежных средств с депозитного счета производится бухгалтерией суда только на основании судебного акта, содержащего указание в резолютивной части о выплате денежных средств лицам, участвующим в деле, за счет средств, внесенных в порядке встречного обеспечения, денежных сумм, причитающихся эксперту, свидетелям, переводчикам в связи с выполнением ими своих обязанностей в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, или о возврате средств плательщику, за исключением случаев ошибочного зачисления средств.

4.2. Возврат ошибочно зачисленных средств (в том числе ошибочно зачисленной государственной пошлины) производится на основании письменного заявления физического или юридического лица. Главный бухгалтер или лицо, его заменяющее, составляет на имя Председателя суда справку, подтверждающую зачисление на депозитный счет суда указанной суммы. На основании заявления и справки Председатель суда делает резолюцию о возврате.

4.3. Заверенная копия судебного акта, счет (счет-фактура, акт о произведенной экспертизе или переводе), расчет по вызову свидетеля с приложенными к нему оправдательными документами, банковские реквизиты, по которым должна быть произведена оплата или возврат средств, передаются в бухгалтерию. Передача производится по реестру передачи документов специалистом судебного отделения или помощником судьи, вынесшего судебный акт, после осуществления отправки копий сторонам по делу. Реестр подшивается в производство по делу.

4.4. Перечисление денежных средств производится только безналичным путем:

- юридическим лицам - на расчетный счет;

- физическим лицам - на лицевой счет физического лица, открытый в кредитной организации.

4.5. В случае отсутствия банковских реквизитов оплата по судебному акту не производится.

4.6. Не востребованные сторонами средства (в том числе ошибочно зачисленная государственная пошлина) списываются с депозитного счета по истечении трех лет со дня их внесения на основании акта о списании, утверждаемого Председателем суда, с последующим перечислением невостребованных средств в доход федерального бюджета.

5. Бухгалтерский учет по операциям с депозитным счетом

5.1. Средства, поступившие во временное распоряжение суда, учитываются по дебету счета 43400000000000000320102510 "Поступление денежных средств во временное распоряжение учреждения" и кредиту счета 43400000000000000330401730 "Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение". Возврат средств или перечисление их по назначению отражаются по кредиту счета 43400000000000000320102610 "Выбытие денежных средств учреждения, поступивших во временное распоряжение" и дебету счета 4340000000000000330401830 "Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, поступившим во временное распоряжение".

5.2. Аналитический учет средств, поступивших во временное распоряжение, ведется по номерам дел или плательщикам.

5.3. Учет операций по движению средств, поступивших во временное распоряжение, ведется в журнале операций по банковскому счету N 2 на основании платежных документов, приложенных к выписке банка по счету.

5.4. Бухгалтерская отчетность ежеквартальная и годовая представляется в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в установленные сроки по форме 0503130 "Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета".

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Минфина России от 24 июля 2020 г. N 02-06-10/65074 Об отражении в бюджетном учете операций по перечислению казенным учреждением денежных средств на депозитный счет арбитражного суда для оплаты вознаграждения экспертам


Обзор документа

Письмо Минфина России от 24 июля 2020 г. N 02-06-10/65074 Об отражении в бюджетном учете операций по перечислению казенным учреждением денежных средств на депозитный счет арбитражного суда для оплаты вознаграждения экспертам

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе рассмотрел письмо государственного казенного учреждения, и сообщает.

Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в том числе денежные суммы, подлежащие выплате экспертам.

При этом эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений (часть 2 статьи 107 АПК РФ).

Частью 1 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство, в срок, установленный арбитражным судом на основании определения суда.

Указанные расходы согласно Порядку применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н относятся на подстатью 297 "Иные выплаты текущего характера организациям".

В соответствии с положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н, в бюджетном учете операции по перечислению казенным учреждением денежных средств на депозитный счет арбитражного суда для оплаты вознаграждения экспертам отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Содержание операций Дебет Кредит
Начисление расходов по судебным издержкам в сумме причитающегося вознаграждения экспертов на основании определения суда 1 401 20 297 1 302 97 731
Перечисление денежных средств на депозитный счет арбитражного суда 1 302 97 831 1 304 05 297
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Сивец

Обзор документа

Минфин разъяснил, как казенному учреждению отразить операции по перечислению денег на депозитный счет арбитражного суда для оплаты вознаграждения экспертам.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Бухгалтерские проводки по депозитам и процентам, как и по всем другим учетным операциям, должны быть составлены корректно. Ведь от этих записей зависит достоверность бухгалтерской отчетности и даже правильность исчисления налогов. Поговорим в нашей статье о депозитных счетах и счетах бухучета, привязанных к ним, а также о том, какие в учете потребуются бухгалтерские проводки по размещению денег на депозите, их возврату и начислению процентов.

Размещение денег на депозите — что это такое

Если у организации образуются свободные денежные средства, то чтобы они не лежали мертвым грузом на расчетном счете, организация может заставить их работать. Таким образом, деньги, не задействованные в обороте, способны приносить дополнительный доход. Одним из способов получения такого дохода является размещение средств на депозите.

Депозитный счет — это счет в банковском учреждении, на котором лицо размещает свободные денежные средства, а банк согласно условиям подписанного договора начисляет на них проценты в установленном размере. Обычно депозитные договоры заключаются на определенный срок. По его истечении денежные средства возвращаются их владельцу. На данный счет могут зачисляться денежные средства только в качестве вклада.

Депозитный счет не предусмотрен для осуществления расчетов по нему с третьими лицами.

Какие счета задействуются в бухгалтерских проводках по учету депозитных операций

Депозитный счет относится к так называемым специальным счетам в банке, для учета которых в бухгалтерии предназначен счет 55. К указанному счету Планом счетов (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, в ред. от 08.11.2010) предусмотрено несколько субсчетов. Депозиты учитываются на субсчете 55.3 «Депозитные счета».

Поскольку депозитные вклады признают финансовыми вложениями согласно п. 3 ПБУ 19/02, то учитывать их можно и на счете 58 «Финансовые вложения» путем открытия соответствующего субсчета.

Способ учета движения денег на депозите организация закрепляет в учетной политике.

Счета 55 и 58 являются активными, поэтому увеличение средств на депозите будет проходить по дебету, а их уменьшение на депозитном счете или возврат владельцу на расчетный счет — по кредиту.

Что касается проводок по поступлению процентов на расчетный счет и, соответственно, их начислению, то в них будет задействован счет 91 «Прочие доходы и расходы». Субсчет 1 к этому счету «Прочие доходы» предназначен для отражения различных поступлений, в том числе и полученных процентов, от деятельности, не связанной с основной.

Как составляются бухгалтерские проводки при перечислении средств во вклад — депозит и при их возврате (поступлении на расчетный счет)

Итак, организация приняла решение разместить свободные денежные средства на депозитном счете в банке. Для этого заключается договор банковского вклада (ст. 834, 835 ГК РФ), где прописываются:

  • вид вклада;
  • сумма, зачисляемая на депозит;
  • размер начисляемых банком процентов и периодичность их начисления;
  • размер платы за обслуживание депозитного счета;
  • срок хранения денежных средств на счете;
  • ответственность, предусмотренная для каждой из сторон;
  • условия расторжения договора;
  • другие условия, согласованные сторонами.

После того как все формальности будут улажены, банк открывает депозитный счет, куда обычно с расчетного счета перечисляются денежные средства организации. При этом на основании первичных документов, в том числе и выписки банка, в учете должна быть сделана запись:

Дт 55.3, 58 «Депозиты» Кт 51

Если перевод был осуществлен с валютного счета, то запись примет вид:

Дт 55.3 Кт 51, 58 «Депозиты»

По окончании срока хранения денежных средств на депозитном счете банк обязан вернуть их владельцу на расчетный счет. Проводки по возврату депозита будут следующими:

Дт 51, 52 Кт 55.3, 58 «Депозиты»

Начислены проценты по депозиту — проводка в бухгалтерском учете и ее значение для налогового учета

Как мы уже отметили, периодичность начисления процентов, так же как и их ставка, — одно из обязательных условий договора. При начислении процентов у организации — владельца средств на основании банковских документов должна быть сформирована следующая проводка:

Дт 76 Кт 91.1

Проценты по депозитам должны быть обязательно учтены в качестве внереализационных доходов при расчете налога на прибыль, если организация применяет основной режим, или единого налога при УСН по мере их начисления (либо поступления) — п. 6 ст. 250 НК РФ.

Проценты могут перечисляться на расчетный счет лица по мере их начисления, а могут накапливаться на депозитном счете и выплачиваться единовременно лишь по истечении срока договора. Перечисление процентов на расчетный счет отразится корреспонденцией:

Дт 51 Кт 76

Итоги

На депозите компания может разместить денежные средства, чтобы получить дополнительный доход. В учете появятся записи с использованием счета 55 или 58, где будут отражаться операции по перечислению денег на депозит и их возврату, и счета 91.1, где будут зафиксированы начисленные банком проценты в пользу владельца средств в составе прочих доходов.

В статье были приведены основные бухгалтерские проводки, которые должны появиться в учете при отражении операций по депозитным счетам.

Согласно поправкам, внесенным Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н (далее – Приказ № 89н) в Инструкцию № 157н, скорректирован порядок применения счета 209 00 «Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам». В статье рассмотрим, для отражения каких операций предназначен данный счет с учетом внесенных изменений, а также приведем корреспонденцию счетов с использованием указанного счета и проиллюстрируем ее на конкретных примерах.

Общие положения о применении счета 209 00

Согласно новой редакции п. 220 Инструкции № 157н счет 209 00 называется «Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам». Ранее он назывался «Расчеты по ущербу имуществу».

Предназначение данного счета значительно расширилось. Теперь счет 209 00 предназначен не только для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, но и для учета:

  • сумм предварительной оплаты, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
  • сумм задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы);
  • сумм задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • сумм излишне произведенных выплат;
  • сумм принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев;
  • сумм ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Напомним, что до внесения изменений ущерб оценивался по рыночной стоимости материальных ценностей на день его обнаружения, которой признавалась сумма денежных средств, получаемая в результате продажи обозначенных активов.

Как и прежде, на суммы недостач, хищений, потерь от порчи, иного ущерба, не признанных виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. При получении решения суда суммы ущерба, предъявленного к возмещению, уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.

Стоит также отметить введение в п. 220 Инструкции № 157н положений, связанных с особенностями учета расчетов по ущербу в иностранной валюте:

  1. Учет задолженности дебиторов по ущербу и иным доходам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату начисления задолженности (признания доходов).
  2. Переоценка расчетов плательщиков по ущербу и иным доходам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по оплате (возврату) расчетов в соответствующей иностранной валюте.
  3. Положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по доходам в иностранной валюте с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.

Аналитические счета

Пункт 221 Инструкции № 157н, определяющий порядок применения аналитических счетов, открываемых к счету 209 00, полностью обновлен.

Согласно данному пункту к имеющимся аналитическим счетам добавились новые. Сравним перечень аналитических счетов в соответствии со старой и новой редакциями п. 221 Инструкции № 157н.

Перечень аналитических счетов
счета 209 00 согласно новой редакции п. 221 Инструкции № 157н

Счет 209 30 «Расчеты по компенсации затрат»

Счет 209 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»

Счет 209 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»

Счет 209 71 «Расчеты по ущербу основным средствам»

Счет 209 72 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»

Счет 209 73 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»

Счет 209 74 «Расчеты по ущербу материальным запасам»

Счет 209 80 «Расчеты по иным доходам»

Счет 209 81 «Расчеты по недостачам денежных средств»

Счет 209 82 «Расчеты по недостачам иных финансовых активов»

Счет 209 83 «Расчеты по иным доходам»

а) на счете 209 30 учитываются:

  • суммы ущерба по произведенной предварительной оплате в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, по иным соглашениям, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы;
  • суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодные оплачиваемые отпуска;
  • суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда, в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек);
  • суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным потерям, ранее списанной на забалансовый счет;
  • прочие суммы ущерба, возникающие в ходе хозяйственной деятельности учреждения;
  • суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения;
  • суммы расходов, связанных с судопроизводством;
  • суммы неустойки, предусмотренные договорами;
  • суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным потерям, ранее списанной на забалансовый счет;

Аналитический учет по счету 209 00 ведется в карточке учета средств и расчетов (форма 0504051) в разрезе лиц, ответственных за возмещение причиненного ущерба (виновных лиц), по виду имущества и (или) суммам ущерба, в том числе по выявленным хищениям, недостачам (п. 222 Инструкции № 157н).

Корреспонденция счетов

Рассмотренные выше общие положения применения счета 209 00 приведены в Инструкции № 157н, которая определяет единый порядок организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных (муниципальных) учреждениях. При этом корреспонденция счетов с использованием данного счета в Инструкции № 157н отсутствует.

Правила оформления бухгалтерских записей с применением счета 209 00 содержатся в инструкциях № 162н, № 174н, № 183н, которые разработаны для определенного типа учреждений (казенных, бюджетных и автономных соответственно). Приведем в таблице корреспонденцию счетов с использованием счета 209 00 на основании положений указанных инструкций с учетом предполагаемых изменений (соответствующие проекты приказов размещены на сайте Минфина).

Операции по увеличению расчетов по ущербу (недостачам) оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Принятые бюджетные обязательства — проводки по ним мы рассмотрим в статье — имеют особенные правила классификации в бухучете государственных учреждений. Изучим специфику данных правил подробнее.

Что представляют собой принятые бюджетные обязательства?

Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):

  • принятие и подтверждение финансовых обязательств;
  • санкционирование выполнения финансовых обязательств;
  • подтверждение выполнения финансовых обязательств.

Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).

В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).

Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.

Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.

Пример

Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.

Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.

Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.

Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок

Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).

Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.

Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:

  • с дебетом счета 0 501 00 000 (лимиты обязательств), если учреждение — казенное;
  • с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства), если учреждение — автономное или бюджетное.

Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).

Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств учреждениями в конкретной сфере бюджетного финансирования.

Таким образом, в регистрах бухучета бюджетных учреждений применяется 9-значный код (соответствующий 18–26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:

  • первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
  • следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
  • следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
  • еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).

При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:

  • при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9);
  • при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).

В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.

В числе самых распространенных хозяйственных операций государственных учреждений, которые соответствуют принятым ими бюджетным обязательствам:

  • оплата работ и услуг, оказываемых сторонними хозяйствующими субъектами;
  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • освоение целевой субсидии.

Рассмотрим примеры проводок по соответствующим хозяйственным операциям.

Оплата работ и услуг сторонним поставщикам: счета и проводки

Предположим, государственное учреждение заключило договор со сторонней фирмой на оказание консультационных услуг.

Факт принятия учреждением бюджетных обязательств на всю сумму договора с поставщиком отражен проводкой

Счет 1 501 13 226 используется нами, поскольку включает коды:

  • 1 — отражающий факт принятия обязательств за счет бюджетных средств;
  • 501 — показывающий принятие бюджетных обязательств по лимиту;
  • 13 — отражающий факт санкционирования лимитов в текущем году;
  • 226 — показывающий, что учреждение оплачивает услуги (по КОСГУ).

Счет 1 502 11 226 задействуется нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающий, собственно, факт принятия учреждением бюджетных обязательств;
  • 11 — показывающий, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:

В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:

  • включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств;
  • включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.

Выплата зарплаты: счета и проводки

Зарплата в госучреждениях обычно выплачивается 2 раза в месяц — в виде аванса и основной суммы. Каждая выплата при этом формирует отдельную связку из бюджетных и денежных обязательств.

С 2021 года в КОСГУ планируют внести изменения. В части зарплаты, например, на подстатью 211 нужно будет относить компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении. А из подстатьи 2013 уберут пособия, которые сейчас работодатели оплачивают за счет ФСС.

Допустим, зарплата сотрудника составляет 40 000 рублей, авансом уплачивается 15 000.

В случае с авансом обязательство оформляется проводкой:

Данная проводка отражает тот факт, что в данном случае сначала возникает только денежное обязательство на сумму 15 000 рублей по авансу. При этом бюджетное обязательство образуется только в конце месяца, при начислении всей зарплаты.

При начислении всей зарплаты (в конце месяца) проводки будут применены следующие:

1. Проводка, отражающая принятие бюджетных обязательств в рамках лимита, то есть на всю сумму в 40 000 рублей:

Счет 1 501 13 211 используется нами, поскольку включает коды:

  • 501 — отражающий тот факт, что зарплата будет выплачиваться за счет лимитов по бюджетным обязательствам;
  • 13 — показывающий, что используются лимиты, установленные на текущий финансовый год.

2. Проводка, которая, как и в первом случае, отражает принятие учреждением денежного обязательства на оставшуюся сумму зарплаты в 25 000 рублей:

Освоение целевых субсидий: счета и проводки

Допустим, бюджетное учреждение получило целевую субсидию на установку пожарной лестницы.

В данном случае мы будем использовать проводки:

1. Отражающую принятие учреждением бюджетного обязательства (по договору с предприятием, которое установит лестницу):

Счет 5 506 10 225 выбран нами, так как в его структуре присутствуют коды:

  • 5 — код финансового обеспечения (в данном случае — субсидия);
  • 506 — синтетический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что речь идет о реализации права на получение обязательств (данное право может быть реализовано только бюджетными и автономными учреждениями);
  • 10 — аналитический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что принятые обязательства относятся к текущему финансовому году;
  • 225 — код КОСГУ, отражающий тот факт, что учреждение заказывает работы и услуги по содержанию имущества в виде установки пожарной лестницы.

Счет 5 502 11 225 выбран нами, так как в его структуре присутствует код вида 502 — синтетический код, отражающий тот факт, что учреждение приняло бюджетные обязательства.

2. Отражающую принятие учреждением финансового (денежного) обязательства (по факту завершения работ и получения документов на оплату):

Счет 5 502 11 225 использован нами по той же причине, что и в предыдущей проводке.

Счет 5 502 12 225 задействован нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающего тот факт, что учреждение приняло финансовые обязательства;
  • 12 — отражающего тот факт, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Итоги

Принятые государственным учреждением бюджетные обязательства отражаются в регистрах бухучета с применением проводок со счетами по Единому плану, утвержденному Минфином, или же с применением проводок, которые утверждены в отдельных НПА для казенных, автономных и бюджетных учреждений, но так или иначе на основе Единого плана. Формируются данные счета с учетом значения конкретных кодов, которые входят в структуру соответствующих счетов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: