Пенсионное обеспечение государственных служащих как элемент государственных гарантий

Обновлено: 22.04.2024

Пенсионное обеспечение в любом государстве - важная составляющая системы социальной защиты населения. В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, наша страна является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В настоящее время в России полным ходом идет реформа пенсионного обеспечения: меняется тип пенсионной системы, существенные изменения претерпевает качественный и количественный состав прав граждан, полномочий органов, предоставляющих обеспечение, и т.д. Одновременно чрезвычайно динамично развивается российская государственная служба.

Ныне действующий Федеральный закон №119 "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. закрепляет основные положения, касающиеся государственной службы - понятия государственной должности, государственной службы, государственного служащего, категории государственной службы и др. Он определяет правовое положение государственного служащего. В соответствии с законом на государственного служащего как на лицо, несущее перед обществом особые обязательства, налагаются повышенные ограничения и обязанности. Государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом законодательных (представительных) органов; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; принимать участие в забастовках. Такие ограничения компенсируются как социальной значимостью, престижностью работы на государственной службе, так и повышенными мерами социальной защиты чиновника. Закон закрепляет право государственного служащего на отдых, на медицинское страхование, кроме того, на пенсионное обеспечение как одну из фундаментальных гарантий государственных служащих. Ставя себя в подчиненное положение по отношению к общественным интересам, государственные служащие ожидают от государства оценки своих заслуг не только в период выполнения своей работы, но и по окончании ее.

Право на пенсионное обеспечение с учётом стажа государственной службы одновременно выступает элементом правового положения государственного служащего (гл. III Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации») и, соответственно, распространяется на государственных служащих всех государственных органов, включая правоохранительные. Данное положение основывается на преамбуле Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», указывающей, что данный закон устанавливает основы правового положения государственных служащих, а особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами на основании данного закона.

Пенсионное обеспечение обычных гражданских государственных служащих в настоящее время находится в стадии становления, тогда как пенсионное обеспечение служащих, проходящих службу в «милитаризованных» государственных органах власти имеет длительную историю, правовую преемственность, что обуславливает её определённую консервативность. В литературе в последнее время вопросы социальной защиты, как гражданских государственных служащих, так и военнослужащих стали объектом детального изучения, тогда как вопросы социальной защиты работников правоохранительных органов оставались не исследованными.

В последние годы система органов, осуществляющих правоохранительную функцию государства, была значительно изменена - появилась новая правоохранительная структура - налоговая полиция, таможенным органам придан статус правоохранительных органов, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы выделились из состава МВД России, произошло обособление и реформирование службы судебных приставов и пр. Безусловно, данные изменения отразились и на статусе работников указанных органов, включая и право на определённые меры социальной защиты. Пенсионное обеспечение является одной из важных гарантий для работников правоохранительных органов и именно в данной сфере, как в зеркале, отражаются проблемы правового регулирования статуса указанных работников, прохождения службы и пр., что и предопределило, выбор темы исследования.

В обществе сложилось мнение, что уровень социальной защиты вообще и пенсионного обеспечения в частности государственных служащих «милитаризованных» государственных органов очень высок, а система мер социальной защиты является привилегированной, в правовом регулировании которой если и имеются проблемы, то они не значительны и не нарушают пенсионных прав работников правоохранительных органов. Действительно, на фоне крайне низких размеров пенсий обычных пенсионеров, бывшим служащим правоохранительных органов, чьи пенсии назначены в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» жаловаться вроде бы нет оснований. Тем не менее, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и работников правоохранительных структур постоянно рассматриваются судами общей юрисдикции, в том числе Верховным Судом Российской Федерации. Специальных же исследований, посвященных именно вопросам пенсионного обеспечения работников правоохранительных министерств и ведомств, нет.

Статья 52. Основные государственные гарантии гражданских служащих

1. Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются:

1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

3) условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

5) медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

6) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения обследования в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, в соответствии с федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

9) возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган. Порядок и условия возмещения расходов гражданскому служащему устанавливаются соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

9.1) при назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, - возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации; расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации после расторжения срочного служебного контракта или освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы. Возмещение расходов, предусмотренных настоящим пунктом, производится в порядке и на условиях, которые установлены для возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации при переводе гражданского служащего в другой государственный орган;

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 395-ФЗ)

9.2) обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения - возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения. В случае, если гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту прохождения гражданской службы, договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим не может быть расторгнут по требованию наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации. Порядок и условия обеспечения федеральных гражданских служащих служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения федеральным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения устанавливаются Правительством Российской Федерации, порядок и условия обеспечения гражданских служащих субъектов Российской Федерации служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения гражданским служащим субъектов Российской Федерации расходов на наем (поднаем) жилого помещения - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

(п. 9.2 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 395-ФЗ)

10) защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом;

11) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

1.1. Нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации гражданским служащим, назначенным (назначаемым) в порядке ротации на должности гражданской службы в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах Российской Федерации, наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 9.1 и 9.2 части 1 настоящей статьи, могут предоставляться иные гарантии.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 11.12.2018 N 461-ФЗ)

2. В случае освобождения гражданского служащего от замещаемой должности в связи с избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием (делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, условия пенсионного обеспечения данного гражданского служащего устанавливаются по его выбору.

3. Гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами.

Размеры пенсий за выслугу лет, установленные до 01.01.2015 в соответствии со ст. 7, пересчитываются с 01.01.2015 с учетом положений ст. 14 и 21 данного документа (в ред. ФЗ от 21.07.2014 N 216-ФЗ).

Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим

(в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 187-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О сохранении права на пенсию за выслугу лет за лицами, приобретшими его до 01.01.2017, см. ФЗ от 23.05.2016 N 143-ФЗ.

1. Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2013 N 57-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом "а" пункта 1, пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О сохранении права на пенсию за выслугу лет за лицами, приобретшими его до 01.01.2017, см. ФЗ от 23.05.2016 N 143-ФЗ.

1.1. Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.05.2011 N 94-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих. При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.

3.1. Лицам, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей или одна из иных указанных выплат по их выбору.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

О сохранении права на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты) за лицами, приобретшими их до 01.01.2017, см. ФЗ от 23.05.2016 N 143-ФЗ.

4. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

(в ред. Федеральных законов от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

1. Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются:

1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

3) условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

5) медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

6) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения обследования в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, в соответствии с федеральным законом;

7) выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

9) возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган. Порядок и условия возмещения расходов гражданскому служащему устанавливаются соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

9.1) при назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, - возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации; расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации после расторжения срочного служебного контракта или освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы. Возмещение расходов, предусмотренных настоящим пунктом, производится в порядке и на условиях, которые установлены для возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации при переводе гражданского служащего в другой государственный орган;

9.2) обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения - возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения. В случае, если гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту прохождения гражданской службы, договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим не может быть расторгнут по требованию наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации. Порядок и условия обеспечения федеральных гражданских служащих служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения федеральным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения устанавливаются Правительством Российской Федерации, порядок и условия обеспечения гражданских служащих субъектов Российской Федерации служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения гражданским служащим субъектов Российской Федерации расходов на наем (поднаем) жилого помещения - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

10) защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом;

11) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

1.1. Нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации гражданским служащим, назначенным (назначаемым) в порядке ротации на должности гражданской службы в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах Российской Федерации, наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 9.1 и 9.2 части 1 настоящей статьи, могут предоставляться иные гарантии.

2. В случае освобождения гражданского служащего от замещаемой должности в связи с избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием (делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, условия пенсионного обеспечения данного гражданского служащего устанавливаются по его выбору.

3. Гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами.

Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, по которому отдельным категориям граждан предоставляются пенсии за счет федерального бюджета.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению возникает:

- в связи с длительным выполнением гражданами особых функций, связанных с непосредственной деятельностью государства;

- в целях частичной компенсации вреда, нанесенного здоровью человека радиационными и техногенными катастрофами;

- предоставления гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, материальной поддержки при наступлении престарелого возраста, инвалидности или в случае потери кормильца.

Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению:

  1. федеральные государственные служащие,
  2. военнослужащие,
  3. участники Великой Отечественной войны,
  4. граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф,
  5. нетрудоспособные граждане.

Виды пенсий (связаны с категорией их получателей):

  1. за выслугу лет (назначается федеральным государственным и военнослужащим);
  2. по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф);
  3. по инвалидности (военнослужащим, участникам ВОВ, а также гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф);
  4. по случаю потери кормильца (семьям военнослужащих и граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф);
  5. социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам).

Пенсии федеральным государственным служащим.

Под термином «федеральные государственные служащие» понимаются лица, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ».

К ним относятся работники (служащие) Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, аппаратов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, федеральных министерств, комитетов и других ведомств, входящих в структуру федеральных органов исполнительной власти, работники аппаратов федеральных судов (Конституционного, Верховного и т.п.) и т.д.

Виды пенсии и условия назначения пенсии:

Федеральным государственным служащим предоставляется право на получение пенсии за выслугу лет.

Для получения права на данную пенсию необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Наличие стажа государственной службы не менее 15 лет,
  2. Увольнение с государственной службы по следующим 5 основаниям:

а) ликвидация органов государственной власти и управления, сокращение штата;

б) увольнение с определенных должностей в связи с прекращением полномочий;

в) достижение предельного возраста для замещения должности федеральной государственной службы;

г) обнаружившееся несоответствие замещаемой должности вследствие состояния здоровья;

д) увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

При этом лица, уволенные с федеральной государственной службы по основаниям, предусмотренным указанными выше пунктами «б»-«д», будут иметь право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

Следует иметь в виду, что пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости и по инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», и выплачивается одновременно с ней.

Поэтому, если федеральному государственному служащему по каким-либо причинам не установлена трудовая пенсия по старости либо по инвалидности, пенсия за выслугу лет ему также не может быть назначена даже при наличии необходимого стажа государственной службы и увольнении с государственной службы по указанным выше причинам.

Размер пенсии:

Пенсия за выслугу лет федеральным государственным служащим устанавливается с таким расчетом, чтобы ее сумма и сумма базовой и страховой частей трудовой пенсии не превышала размера от 45 до 75% их среднемесячного заработка (в зависимости от продолжительности выслуги).

При наличии стажа государственной службы не менее 15 лет пенсия назначается в размере 45% этого заработка за 12 последних полных месяцев федеральной государственной службы перед увольнением либо достижением пенсионного возраста (с ограничением 1,8 должностного оклада) за вычетом базовой и страховой частей пенсии, установленной по ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»,

- за каждый год выслуги сверх 15 лет – дополнительное увеличение на 3% (т.е. от 45 до 75%),

- общая сумма пенсии (за выслугу лет и трудовой) не может превышать 75% среднемесячного заработка.

Все вышеизложенное можно проиллюстрировать следующей формулой:


СМЗ х % -( трудовая пенсия ) = пенсия за выслугу

Лет





от 45 до 75% по старости по инвалидности

(45% - за 15 лет или

полный год выслуги)

не может превышать

Итого(общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии)


Не может превышать 75% СМЗ федерального государственного служащего

Также необходимо подчеркнуть, что пенсия за выслугу лет в период нахождения на государственной службе не выплачивается.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: