Патриотизм как основа сознательного отношения граждан к защите государства

Обновлено: 23.04.2024

У каждого поколения могут быть свои идеалы. У моего - свои, у вашего - другие…Жалко то поколение, у которого нет никаких.

В.О. Ключевский

Проблемный анализ

В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии. В основе такого понимания лежит идея интеграции. Эта идея возникла на основе всеобщности и единства законов природы и культуры, потому что сами по себе они предполагают объединение, соподчинение, взаимосвязь отдельных компонентов. Современному обществу нужен человек, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Согласно принципам гуманистического характера образования, сформулированным в Федеральном Законе «Об образовании», социальный заказ государства на воспитание человека следующий: образованный, нравственный, способный к сотрудничеству, обладающий чувством ответственности за судьбу страны. Кроме того, любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

К сожалению, в последние годы, в период глубоких социальных перемен в жизни нашего общества, материальные ценности и прагматические интересы оказались выше духовных и нравственных.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества перед образованием в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважение к старшим и сверстникам, к культуре и традициям других народов.

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Отсутствие мировоззренческо-идеологических основ и единых концептуальных положений в патриотическом воспитании требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы. Это сложная и длительная работа.

Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему Отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те чувства, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Я думаю, что мы должны использовать любую возможность, чтобы формировать у детей патриотическое сознание и гражданское поведение. На уроках истории такая работа ведется при изучении практически любой темы. Но еще большие возможности появляются во внеклассной деятельности.

В год празднования 65-летия Победы необходимо активизировать работу в этом направлении. Литература о Великой Отечественной войне, фильмы, телевизионные передачи, уроки истории обладают огромной воспитательной силой, формирующей патриотическое сознание народа, поднимают на невиданную высоту проблемы ответственности человека, его долга, его обязанности сохранять верность высоким нравственным идеалам перед лицом самых жестоких обстоятельств, даже перед смертью.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Цель проекта:

Необходимо в рамках празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне создать наиболее благоприятные условий для гражданского и патриотического становления учащихся, формирования патриотического сознания и гражданского поведения; выстроить воспитательное пространство на основе взаимодействия и партнерства.

Методические задачи проекта:

  • расширение знаний учащихся по истории Великой Отечественной войны, воспитание уважения, чувства долга к людям той эпохи;
  • развитие у учащихся социальной активности, гражданской ответственности, духовности;
  • развитие познавательной активности, критического мышления; умение видеть проблему и намечать пути её решения;

· повышение профессионального уровня и педагогической культуры учителей школы на основе над – и метапредметности .

  • формирование информационной, политической, социальной компетентностей;
  • формирование единой воспитательной позиции по гражданскому, патриотическому воспитанию;
  • формирование патриотического сознания и гражданского поведения;
  • формирование правовой культуры и гражданского сознания;
  • формирование коммуникативной культуры;
  • формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности;
  • формирование опыта социально-значимой деятельности .

Гипотеза проекта

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Определение проекта

Особенности проекта:

· по характеру результата - продукционный;

· по типу деятельности - информационный проект, так как и исходные, и готовые материалы являются продуктами информационных процессов;

· по профилю знаний – межпредметный.

· по уровню контактов - внутришкольный,

· по количеству участников – групповой (всего над проектом работало 5 творческих групп);

· по продолжительности – в течение учебного года.

Основные принципы реализации проекта:

1. Принцип партнерства : оказание взаимной помощи педагогами, родителями в вопросах воспитания, уважение мнения всех участников учебно-воспитательного процесса, привлечение к делу воспитания культурного, профессионального и жизненного опыта родителей, представителей различных социальных институтов воспитания.

2. Принцип создания творческой атмосферы, взаимного доверия и уважения, сотрудничества : педагоги не только транслируют образцы критичности мышления, организации деятельности, но и живут по этим образцам.

3. Принцип саморазвития : создание условий для проявления у всех участников образовательного процесса установки на осознание ценности и значимости совместных усилий.

4. Принцип доверия и поддержки: решительный отказ от практики социоцентрического и авторитарного воздействия на родителей и культивирование доверия и взаимной поддержки педагогического коллектива и родительской общественности, глубокое осознание того, что только совместными усилиями нам удастся решать воспитательные задачи.

5. Принцип самоопределения : осознание себя и своего образовательного учреждения как уникального и особенного, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деятельности.

Объект проекта: процесс формирования гражданской ответственности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Предмет проекта: содержание и технологии формирования патриотического сознания и гражданского поведения, обеспечивающих готовность молодых людей самостоятельно принимать решения, способность к сотрудничеству, воспитание чувства ответственности за судьбу страны.

Информационное описание проекта

Концепцией модернизации Российского образования определена исключительная роль семьи в воспитании ребенка. В связи с этим было не лишним обратиться к богатейшим традициям семейной педагогики, истории семьи, участия ее членов в Великой Отечественной войне, в общественной жизни страны. Велика и неоценима роль социума и различных социальных институтов воспитания в патриотическом и гражданском становлении детей и подростков.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Зарождаясь из любви к своей малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству.

Проектируемая на данной основе работа должна будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях

Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания. Открытие нового под руководством учителя (опыт учителя, его ценностно-культурная компетентность, выступают в роли путеводной звезды) должно проходить следующие стадии развития:

- стадия чувственного, которая помогает создать образ предмета, явления, события и т.д. На данном этапе роль учителя заключается в создании яркого, загадочного образа;
- стадия проблематизации - открыватель узнает о собственном знании и незнании (данная стадия является переходной, именно здесь образ представляется проблемой, которую надо разрешить);
- поиск методов разрешения проблемы (позже эти методы станут собственностью открывателя, именно им он будет искать место в обыденности). Роль учителя на данной стадии - показать ряд методов, из которых исследователь выберет тот, который подходит только ему. Чем больше методов предоставит учитель на этом этапе, тем больше выбора будет у открывателя в будущем;
- в процессе исследования возникают новые образы – незнание трансформируется в знание, открывая новое незнание. Здесь роль учителя совпадает с ролью первой стадии - создании яркого, загадочного образа нового незнания.

В данной схеме чётко прослеживается переход от дифференцированного знания к интегрированному, от образного к теоретическому. Отсутствие перехода порождает мозаичность знаний без возможного их практического применения.

Основные направления работы над проектом

1. Акция «Картотека войны».

2. Летопись войны в лицах земляков.

3. Духовно-нравственные истоки Победы.

4. Информационно-наглядное сопровождение этапов празднования 65-й годовщины Победы.

5. Путешествие во времени «Мы – наследники Победы»


Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью патриотического воспитания новых поколений России, а также в данной работе отражен результат проведенного статистического исследования, касающегося знаний молодежного общества об исследуемом понятии.

Ключевые слова: патриотизм, патриот, патриотическое воспитание, гражданственность, ответственность.

Процессы, происходящие в Российской Федерации общественно- политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, обеспечивающего на деле конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности.

В настоящее время, в стране уделяется большое внимание патриотическому воспитанию студенческой молодежи. Проводятся мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам, направленные на военно-патриотическое воспитание. Ведется пропаганда достижений российской науки, культуры и государственности, отечественного спорта, трудовых свершений граждан, подвигов защитников Отечества, государственных символов, разрабатываются методические пособия, проводятся социологические исследования в данной области. Все это является формами патриотического воспитания, но что же такое «патриотическое воспитание»?

В проекте федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» патриотическое воспитание определяется как система мер, направленных на формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Целью патриотического воспитания является формирование в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Исходя из выше сказанного, патриотическое воспитание призвано стать отдельной системой воспитания личности. Но почему же возникает потребность в формировании всех этих качеств, казалось бы, естественных для граждан сильной и могучей державы? Для этого необходимо понять, что же такое «патриотизм» и что значит быть патриотом своей Родины.

Патриотизм (от греч. patriotes — соотечественник, от patris — родина, отечество), любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно нравственные, культурные, исторические и другие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества.

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время заметно возрос интерес к проблеме патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям в прессе и появлению документов на государственном уровне. В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений.

Гражданское воспитание тем ценно, что для будущего страны важно не только, какие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция. Поэтому актуальность гражданского воспитания в молодежной среде выходит на первый план, являясь приоритетной в образовательной политике государства. Реализация программ, направленных на воспитание человека как гражданина своей страны, требуют усиления внимания к проблемам гражданского воспитания.

В современных условиях модернизации образования это определяется рядом обстоятельств:

обновлением системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях;

необходимостью осмысления процессов, протекающих в обществе, образовании, в изменении самого человека,

усилением гуманитаризации содержания образования,

непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин,

введением новых организационных форм, технологий обучения;

изменением характера отношения преподавателей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.

Опыт воспитательной работы показывает, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность - то есть совокупность ценностей, составляющих гражданственность, лучше усваивается студентами через привлечение к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе.

Гражданское воспитание тесно связано с патриотическим воспитанием. Человек нуждается в определенных нравственных ориентирах, в опоре на общечеловеческие ценности. Только определив цель, можно очертить нормативное содержание гражданского воспитания. Целенаправленное формирование личности гражданина предполагает ее проектирование (термин введен А. С. Макаренко 1957, т. 5, -С.9), но не на основе общего шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его особенности. Но при этом не уменьшается, а, наоборот, возрастает роль общего проекта, роль целенаправленно организованной системы воспитания гражданина. При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей студента, его индивидуальных образовательных запросов. Включение студента в организованную учебную и вне учебную деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, выступающими в качестве мотивов, регулирующих взаимоотношения студентов.

Таким образом, основными социально-педагогическими качествами, лежащими в основании развития гражданственности студентов, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для каждого человека ценности, убеждения, потребности.

Установлено, что ценностно-ориентированная внутренняя позиция студента возникает в результате организации образовательной деятельности, в которую он включен.

Необходима организация различных форм и видов деятельности:

1. Лекционные занятия проводятся в форме групповых обсуждений, семинаров на заданную тему. Таким образом, решается сразу две задачи: выявляется первоначальный уровень знаний по определенной теме, и в дальнейшем исследуется новый учебный материал.

2. Эффективным направлением является краеведческая деятельность и проведение психологических тренингов и совместных обсуждений с кратким обзором истории и традиций края.

3. Участие в общественных работах приобщает к осознанию гордости за свою родину.

4. Важным элементом гражданского воспитания является формирование адекватных представлений о собственных правах и обязанностях, о власти и властных отношениях в расширяющейся системе социальных институтов (семья, учебные заведения и т.д.).

Созидание и развитие гражданского общества, как справедливо отмечает З.Я.Капустина, зависит от патриотического воспитания граждан, составной частью которого является подготовка молодого поколения к активному участию в формировании и продвижении в жизнь политики государства, к участию в законотворчестве и осуществлению жизнедеятельности по действующим законам. Развитие демократизации общественных процессов в стране вносит существенные коррективы в содержание патриотизма и воспитание патриотов. Дело в том, что Родина и государство – не синонимы. Гражданство само по себе не есть преданность государству, а есть принадлежность человека к нему. Принадлежность гражданина государству превращается в преданность, на наш взгляд, если государство стоит на службе гражданскому обществу.

В сентябре-декабре 2016 г. нами было проведено исследование патриотических воззрений студентов, было опрошено 50 респондентов очного отделения 1 курса.

Анализ данных социологического исследования показал, что социальное пространство ценностных ориентаций современной российской молодежи противоречиво и размыто. В качестве основополагающих, студентами были выделены – семейные ценности, установление и поддержание порядка в стране и любовь как высшая нравственная категория.

Список литературы

2. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодёжь России: социологический портрет. М.: ЦСП, 2010.4.Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи// Социс. –2012.-No6.-С.121-126

3. Кривых М.В., Манохина Э.А., Воробьева Н.В. Ценностные ориентации и жизненные планы студенческой молодежи // «Молодёжь Сибири –науке России»: материалы международной научно-практической конференции / Сост. Т.А. Кравченко; Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии». -Красноярск, 2015. 404 с. С. 206-208

4. Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. – 2003.

5. Купрейченко, А.Б. Нравственное самоопределение молодежи / А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьева; Российская академия наук, Институт психологии. -М.: Институт психологии РАН, 2013. -480 с.

6. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Мировосприятие российской молодежи: патриотические и геополитические компоненты // Социологическая наук и социальная практика. –2014. № 4(8). –С. 105-123.

В данной статье автор рассматривает патриотизм с точки зрения гражданского права. При этом выделяет его основные признаки, а также объект патриотизма, объективную сторону, субъект и субъективную сторону патриотизма. Субъекта автор рассматривает в контексте возрастных категорий: 1) от 3-х до 7 лет; 2) от 7 до 14 лет; 3) от 14 до 18 лет, при этом анализируя его дееспособность и правосубъектность. Автор устанавливает конечную цель патриотизма и видит ее в стремлении гражданина к благополучию государства и ее народа.


1. Белинский В.Г. Полн. Собр. Соч. в 13-ти томах / Ред. коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. – М.: АН СССР, 1954. – т. 4. – С. 605.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, в 4-х томах. Т. 3 П-Р.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – С. 23.

6. Куницын А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. – С. 141-145.

7. Лепелетье Л.И. План национального воспитания//Педагогические идеи Великой французской революции / Пер. с фр. – М.: Работник просвещения, 1926. – С. 246-267.

8. Лушников А.М. История педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. – 2-е изд. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1994. – С. 302.

9. Михельсон М.И. Русская мысль и речь: свое и чужое; опыт русской фразеологии: сборник образных слов и иносказаний, в 2-х т., т. 2. – М., 1994. – С. 420.

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник. – 1999. С. 543.

12. Чаннаев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии/Учебное пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – С. 410.

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

После распада Советского Союза в обществе произошел раскол, а также переоценка ценностных ориентаций среди молодежи. Появился приоритет материальных ценностей над духовными, отошли на дальний план те условия, которые способствуют формированию высокой нравственной культуры, а также общественно-полезной социальной активности молодежи с определением четко выраженной гражданской позицией.

В силу этого, патриотическое воспитание молодежи также отошло на второстепенный план, что послужило одной из причин потери целого поколения, представители которого могли бы стать истинными патриотами нашей великой страны.

Вопросы патриотического воспитания рассматриваются во многих научных работах, изданиях, учебной литературе, методических пособиях, различных разработках, статьях, но с точек зрения философии, педагогики, социологии и других наук. Так, Конфуций, в своем учении выделял такие ценности, как «почитание старших, традиций, любовь к семье, народу, стране» [1] .

По мнению Сократа, в человеке существуют «всеобщие и низменные нравственные понятия, которые он должен стремиться осознать», к их числу он относил также любовь к Родине [2] .

Каменский Я.А. в качестве одного из главных направлений воспитания рассматривал воспитание у ребенка «желание оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей» [3] .

По мнению Л.И. Лепелетье «дети должны воспитываться в духе трудолюбия и преданности Отечества» [4] .

А.Н. Радищев писал: «Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества» [5] .

В.Г. Белинский утверждал, что: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством. Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [6] .

Идея патриотического воспитания рассматривалась и в Советское, а также и в постсоветское время, не потеряла свою актуальность и в наши дни.

Анализируя вышеизложенное мы делаем вывод о том, что вопросы патриотизма по большей части рассматривались как философская категория, а также с точки зрения педагогического воспитания, науки социологии и определялся как «стремление человека к процветанию Родины, основой его духовной жизни».

В нашей работе мы постараемся разобрать патриотизм с точки зрения науки гражданского права, с учетом ее объективных и субъективных признаков, применяя при этом различные научные методы исследования.

Что же из себя представляет патриотизм, в чем его гражданско-правовая сущность? Для ответа на эти вопросы необходимо, по нашему мнению, разобраться в том, что же относится к объекту патриотизма, а также в чем внешне проявляются патриотические действия человека?

Согласно толковому словарю иноязычных слов под патриотизмом понимается преданность и любовь к своему отечеству, своему народу [7] .

Владимир Даль в своем толковом словаре живого великорусского языка патриотизм рассматривает от существительного «патриот» и характеризует его как «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, патриотизм – любовь к Отчизне» [8] .

В соответствии с разъяснением в сборнике образных слов и иносказаний «патриот» рассматривается как «преданный своей Родине» [9] .

Патриотизм в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова определяется как «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» [10] .

Анализируя все вышеизложенные мнения и подходы к изучению понятия «патриотизм» мы делаем вывод о том, что патриотизм рассматривается как основополагающий принцип, который выражается в преданности Отчизне, Родине, в любви к ее народу. В силу этого, по нашему мнению, объектом патриотизма являются те общественные отношения, содержание которых составляют отношения, связанные с фундаментальными началами деятельности каждого гражданина России, его личными неимущественными правами, а также идеями, образами, символами, которыми обладает человек, и которые неразрывно связаны с его носителем, а также обязанностью личности быть преданным своему государству, Отчизне и своему народу.

Анализируя множество определений патриотизма мы выделяем следующие его признаки: 1) патриотизм характеризуется как нравственный принцип, всеобщее начало; 2) лицо осуществляет свои патриотические деяния в форме действия или бездействия; 3) патриотические действия или бездействия человека мотивированы любовью к Отечеству, преданности ему, гордостью за его прошлое, настоящее и будущее; 4) целью патриотических действий является мысленное представление лица о благополучии государства, его членов, защита интересов Родины.

Разделяя эти признаки на объективные и субъективные, мы установили, что к объективным признакам относятся объект патриотизма и внешнее проявление патриотизма, выражающееся в действии или бездействии конкретного лица, которые направлены именно на защиту интересов государства, благополучие его народа.

Применительно к внешнему проявлению патриотизма мы хотим внести некоторые уточнения, которые заключаются в следующем. Патриотизм, как известно, это нравственное чувство, однако, в соответствии с ч. 1 ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. По нашему мнению защита Отечества и любовь к Отечеству и своему народу – эти два понятия неотделимы друг от друга. Поэтому, если лицо не любит свое Отечество и свой народ, то, соответственно, оно не будет осуществлять различные действия или бездействия, которые направлены на защиту Отечества и на благополучие Родины. В силу этого данное лицо не будет являться патриотом своей Родины и не будет стремиться к тому, чтобы Отечество и свой народ процветали и имели благополучие, то есть будет совершать противоправное деяние, которые запрещено Российским законодательством.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете, или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Уклонение от прохождения службы по призыву является уголовно наказуемым деянием. Глава 29 УК РФ предусматривает значительное количество преступлений (ст. ст. 275-284 УК РФ), за совершение которых наступает уголовная ответственность. Согласно этому перечню гражданин РФ не имеет право изменять государству, осуществлять шпионскую деятельность в пользу иностранного государства, вооруженный мятеж, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, разглашать государственную тайну и совершать другие действия, запрещенные нормами уголовного закона. То есть, гражданин РФ обязан соблюдать все необходимые нормы и правила, установленные нормами Российского законодательства, чтобы, тем самым избежать применения санкций государственно-правовой машины.

Поэтому, патриотизм, на наш взгляд, является не только нравственным чувством гражданина, но и гражданско-правовой обязанностью этого гражданина, который своими патриотическими деяниями, совершаемыми в форме действия или бездействия, стремится приумножать значение РФ, защитить интересы РФ и ее народа, как внутри страны, так и на международной арене. Конкретная обязанность по защите государства выражается, по нашему мнению, в рамках гражданского договора, заключенного между гражданином и органами государственной власти, которые созданы в результате проведения выборов путем непосредственной или представительной демократии. За невыполнение обязательств, которые возложены на граждан РФ, наступает юридическая ответственность (гражданско-правовая, административно-правовая, уголовно-правовая).

Применительно к объекту патриотизма, как гражданско-правовой категории, мы склоняемся к тому, что общественные отношения патриотизма выражаются, прежде всего, в личных неимущественных правах гражданина РФ. Эти личные неимущественные права гражданина РФ выражаются в тех идеях, ценностях, образах, символах, которыми гражданин обладает, несет их в массы, народу, тем самым дает возможность людям показать, как нужно быть преданным своему государству и действовать только для его блага, а также блага своего народа.

Для выполнения патриотической обязанности, а также реализации общественных отношений государство взяло курс на патриотическое воспитание своих граждан. Объем патриотического воспитания имеет различные границы, который , по нашему мнению, необходимо определить с дееспособностью конкретного гражданина РФ, а также его совершеннолетием или несовершеннолетием.

С этой целью, как нам представляется, необходимо рассмотреть гражданина РФ с позиции субъекта патриотизма.

По нашему мнению, субъектами патриотизма, как гражданско-правовой категории, могут являться: 1) физические лица; 2) юридические лица; 3) общественные объединения (организации); муниципальные образования.

Все эти субъекты обязаны обладать гражданской правосубъектностью. Особый интерес в этом качестве представляют физические лица. Для анализа физических лиц, как субъектов патриотизма, по нашему мнению, необходимо классифицировать по следующим возрастным категориям: 1) от 3-х до 7 лет; 2) от 7-ми до 14 лет; 3) от 14 до 18 лет; 4) от 18 и старше.

Для определения фактического положения дел с патриотизмом, нами было проведено анкетирование, в рамках которого нами были установлены ответы на некоторые вопросы, которые отражают формы проведения патриотического воспитания, периодичность его проведения, отношения учеников к патриотическому воспитанию, а также рекомендации по улучшению работы, связанной с патриотизмом.

Анализируя результаты проведенного исследования нами поставлены следующие выводы: 1) работа по патриотическому воспитанию детей в возрасте от 3 до 7 лет проводится постоянно, с периодичностью 1 раз в неделю; 2) в своей работе воспитатели используют совокупность форм и методов патриотической работы, начиная от чтения и изучения патриотических стихотворений до более сложных, требующих больших усилий от персонала, форм и методов; 3) воспитанники адекватно реагируют на формы и методы патриотической работы с ними, применяя в качестве обратных связей правильные ответы на вопросы о государственных символах, читая наизусть стихи о своей Родине, а также отражая свое мнение относительно своей Родины в рисунках; 4) вся патриотическая работа осуществляется в рамках утвержденного руководителем ДОУ плана, в соответствии с утвержденными им же должностными инструкциями воспитателей, где указаны в полном объеме их обязанности; 5) не выполнение утвержденной работы по патриотическому воспитанию в установленные сроки и в установленных формах, в соответствии со своими должностными обязанностями, влечет наступление в отношении виновных лиц дисциплинарной ответственности.

Анализируя патриотическую работу с учениками в возрасте от 7 до 14 лет и от 14 до 18 лет, нами установлено, что патриотическая работа проводится с периодичностью от 1 раза в неделю до 1 раза в квартал, в зависимости от возникшей необходимости. Однако, данная работа планируется, план утверждается руководителем образовательного учреждения, и работа осуществляется в соответствии с должностными инструкциями учителей в рамках установленных предметных занятий.

Формы и методы проведения занятий аналогичны тем формам и методам, которые применяются с воспитанниками в возрасте от 3 до 7 лет. Однако, по своей сущности и по количественному составу являются менее информативными. В качестве форм и методов в своем большинстве менее всего преобладают такие формы и методы, как встречи с представителями ветеранских организаций.

Анализируя вышеизложенное, нами ставится, как нам кажется, значимый вывод: сотрудники учебных заведений осуществляют свою работу только в соответствии с должностными инструкциями, подписав и согласившись с которыми учитель взял на себя ответственность за то, что он в обязательном порядке обязан проводить занятия по патриотическому воспитанию. В силу этого педагог доводит эту информацию до ученика и между ними возникают прямые связи. В ответ на это ученик должен осознать суть полученной информации, пропустить ее через свое «сознание», провести анализ этой информации, после чего поставить правильные выводы и довести их до педагога. Доведя эти выводы до учителя между ними возникают обратные связи. В результате возникновения прямых и обратных связей, общение проводится, по нашему мнению, на основе гражданско-правовой обязанности передавать или получать определенные знания, а сама обязанность возникает на основе как устного гражданско-правового договора (проведение занятий на уроке, где у учителя и ученика имеются гражданские права и гражданские обязанности), так и письменного (установление обязанности в должностной инструкции).

Кроме этого, и одна, и другая стороны обязаны осознавать сущность передаваемой и получаемой информации и желать ее передачи (учителем) или получения (учеником). Только при наличии этих условий учитель и ученик могут показать свое психическое отношение к сущности патриотизма с точки зрения гражданско-правовой категории с учетом субъективного восприятия.


Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. В Толковом словаре Владимира Даля указывается, что патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник [1, с. 461].

Термины патриот и патриотизм являются весьма своеобразными понятиями. На многозначность трактовки данных понятий указывают происхождение и принадлежность терминов к определенной культуре. Разные народы по-своему истолковывали данные понятия. Одни народы патриотизмом прикрывали свои грабежи и убийства, трактуя это деяниями во имя Родины. Другие, в противовес, сосуществовали мирно и не стремились к возвышению своего народа над другими культурами, что не мешало им безгранично уважать свое происхождение и национальную принадлежность. Таким образом, патриотизм в исторической эволюции с момента зарождения являлся особым эмоциональным переживанием своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям независимо от культуры, обычаев, вероисповедания. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма в настоящее время у людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают. Патриотизм как общественное явление, прежде всего, относится к области социальной психологии и в настоящее время имеет две трактовки (философскую и педагогическую) и выполняет следующие функции:

С точки зрения философии, патриотизм толкуется как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, основанное на любви к Родине, преданности Отчизне, гордости и переживании за прошлое, настоящее и будущее Отечества, стремлении безоговорочно, добросовестно служить и защищать интересы страны.

Ильичев Н. М. трактует патриотизм как исторически сложившуюся и диалектически развивающуюся на основе материального производства категорию социальной философии, где отражено позитивное отношение людей к своей Родине, включающую патриотическое сознание, деятельность, отношение, организацию и реализующую мировоззренческую, методологическую, коммуникативную, ценностную и другие функции [2, с. 87].

С педагогической точки зрения, патриотизм, помимо нравственных чувств, включает в себя соответствующую потребительскую и мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности характеризуют патриотизм как нравственное качество, подкрепленное особым чувством.

По функциональной наполненности можно выделить:

В основе мировоззренческой функции лежит общность системы взглядов общественности на мир и место человека в нем, формирование отношения к окружающей государственной обстановке. Согласно данной функции патриотизм как социальная категория направлен на формирование и корректировку мировоззрения.

В основе методологической функции патриотизм предстает как аккумуляция фундаментальных знаний, основанных на духовной практической деятельности человека за всю историю существования современной цивилизации. Духовное наследство, приобретенное посредством сохранения культурных ценностей и национальных реликтов.

Коммуникативная функция направлена на общность идей по сплочению и объединению людей в решении наиболее важных задач общественной жизни внутри государства.

Регулятивная функция направлена на формирование патриотических принципов и норм как отдельной личности, так и социальной группы в добровольном порядке. Данная функция обусловливается во всех сферах прогресса в развитии государства.

Ценностная функция выражается в том, что положения патриотического содержания являются теми критериями, которые обеспечивают определенные качества, направленность поступков как отдельных людей, так и различных общностей. Именно благодаря ценностной функции становится возможным выявлять всевозможные антипатриотизмы, запрудившие современные зарубежными СМИ.

Изучая определение патриотизма с точки зрения современного социального явления современные ученые выявили, что в содержание данного понятия входит четыре основных элемента: патриотическое сознание, патриотическая деятельность, патриотические отношения и патриотические организации.

В основе патриотического сознания лежит большая часть общественного сознания, которая представляет собой «выжимку» из всех других его частей, имеющих отношение к развитию и защите Отечества и изменяющаяся в зависимости от общественно-экономической формации. Таким образом, патриотическое сознание «присутствует» во всех формах общественного сознания: политическом, нравственном, эстетическом, экономическом, историческом, экологическом, религиозном, атеистическом и т. д. Оно способно опережать общественное бытие, отставать от него и пр., то есть является относительно самостоятельным явлением. Патриотическое сознание может выражаться на обыденном и теоретическом уровнях, что особенно важно учитывать в процессе его формирования у обучающихся.

В основе патриотической деятельности лежат все формы служения во благо своему народу и Отечеству.

Патриотические отношения в своей основе имеют идею совершенствования внутренних и внешних сторон жизни страны. Реализация патриотических отношений происходит в общении между патриотами в соответствующем отношением к врагам, порой откровенно выражающим свою агрессивную сущность в отношении определенного народа.

Патриотические организации направлены на реализацию патриотической деятельности. Основную роль играют государственные, общественно-политические и просветительские, особенно учебные, заведения. Тем не менее, основное воспитание патриотических идей должно идти из семьи. Это основная ступень в познании и изучении данного понятия как особого чувства. Субъектами патриотического воспитания должны стать все социальные группы, начиная от первичных и кончая народами. Субъектом патриотического воспитания надлежит быть и каждому человеку в отношении себя.

Изучая труды Ильичева Н.М о формировании патриотизма у молодежи, можно сказать, что в настоящее время определение понятия патриотизма имеет несколько уровней в идейном содержании. В одном случае данное определение рассматривается как некое явление, образующее комплекс из свойств и характеристик, влияющих на социальную внутригосударственную среду. А в следующем случае данное понятие представляется из себя некое безвозмездное, но в то же время требующее взамен соответствие в настоящее время определению патриотизма как внутри, так и за пределами государства.

Следует выделить следующие уровни патриотизма:

Личностный. На этом уровне патриотизм выступает как многогранное понятие, в основе своей имеющее сложный комплекс свойств и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях функционирования социальной системы. На личностном уровне для человека-патриота характерны следующие черты: устойчивое мировоззрения, нравственные идеалы, соблюдение норм поведения. На общественном же уровне патриотизм понимается как стремление к усилению значимости государства и повышение его авторитета в мировом сообществе. Патриотизм на уровне отдельного человека рассматривается из компонентов его личностной подструктуры и относится к области высших чувств и устойчивых личностных особенностей (ценностей, убеждений, норм поведения, критериев оценки социальных явлений). Как сложное интегральное личностное образование и, прежде всего, чувство, патриотизм включает в себя любовь к Родине, бескорыстную и бесконечную преданность и самоотдачу ей, нерушимое единство с ней, идентификацию своих интересов с интересами отечества, приоритетно служение только ее интересам. Быть патриотом — значит связать свою жизнь с жизнью Родины, свою судьбу — с судьбой своего Отечества.

Общественный уровень является, в свою очередь, беспредельной и безусловной верностью государству, всесторонней поддержкой правящих политических структур.

Таким образом, рассмотренное понятие патриотизма является многообразным и многогранным. Патриотизм — это понятие, являющееся для каждого человека индивидуальным. Это связано с тем, что в разные эпохи времени определение данного понятия формировалось под воздействием определенного культурного менталитета и национального мировоззрения.

Исходя из выше сказанного следует отметить, что в настоящее время понятие патриотизм имеет двуличный облик. С одной стороны данное определение это государственный манипуляционный инструмент, действующий массово на сознание граждан, побуждающий их к тем или иным действиям, зачастую преследуя корыстные государственные цели. А с другой стороны, данное определение рассматривается как некое нравственное и высшее чувство, так же побуждающее граждан на те или иные действия во благо Родины — Отечества. Важно подчеркнуть, что данное определение имеет в структуре своего содержания благие и светлые намерения, но в разные эпохи времени, в разных культурах и цивилизациях преследовало разные цели.

По нашему убеждению патриотизм в наше время является неоднозначным определением. Время вносило и вносит свои коррективы в социальную жизнь граждан любого государства. В разные эпохи времени понятие патриотизма намеренно менялось на ложное, в зависимости от преследуемых государственных целей и задач. И наши будни не являются исключением. Понятие патриотизм для каждого современного человека индивидуальное, несущее в себе индивидуальный смысл и индивидуальные цели. В одном данное понятие у многих людей будет схоже, любовь к Родине. Но не стоит забывать, что для каждого человека чувства к Родине — Отечеству проявляются по разному. Для кого-то понятие патриотизм проявляется в полном подчинении и служении интересам государства в ущерб собственным убеждениям. А для кого-то патриотизм — это любовь к родным местам, к природе, к культуре, к своему народу. Для данного контингента граждан данное определение связанно непосредственно с состоянием души, желание служить, в первую очередь, своей Родине, а потом уже интересам государства.

  1. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
  2. Ильичев Н. М. Патриотическое воспитание молодежи // Вестник РФО. — 2003. № 3.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотизм, патриотическое сознание, время, общественное сознание, отношение, патриотическая деятельность, Родина, эпоха времени, особое чувство, патриотическое воспитание.


В статье сделана попытка анализа разных подходов к проблеме патриотизма в виде объединяющей идеи российского общества. В результате сделан вывод о том, что необходимо противостояние проявлениям экстремизма через патриотическое воспитание в вузах и школах, которое должно обеспечить формирование у молодых граждан открытости к иным культурам, готовность ценить свободу личности, готовность предупредить конфликтные ситуации или разрешать их различными ненасильственными средствами, уважение достоинства и личности человека.

Ключевые слова: патриотизм, массовое сознание, национальная идея, идеология

Исторический генезис развития государств демонстрирует, что во время разрушения общественно-экономических формаций возникает ломка старых форм духовного производства; изменяются нравственные ориентиры в преобразующемся обществе. Однако неизменным в то же время будет оставаться главное: в рамках нестабильности в идеологии, политике и социальной сфере, увеличения «внутренних» и «внешних» угроз государственной безопасности будет усиливаться активность патриотических настроений, порой выражающихся и в искаженной форме. Как раз патриотические ценности позволяют народным массам не растеряться и отыскать в них «фундамент» гражданской консолидации. [1]

В различные исторические периоды главы стран в соответствии с выбранными задачами пользовались патриотическим настроением молодежи, наполняя их необходимым в этой ситуации идеологическим содержанием. К примеру, любовь к собственной Родине, к людям, к государству можно изучать через под влиянием позиций этнического, классового, общегосударственного и гражданского характера.

Итак, можно отметить, что патриотизм бывает способом манипулирования сознанием масс и со стороны государственных чиновников, и со стороны национальной, религиозной, региональной или политической элиты. В связи с этим в текущем обществе и в сложившихся политических реалиях патриотизм является одним из наиболее многогранных понятий. Однако, что же предполагается под патриотизмом?

Если изучать идеологическое содержания патриотизма, то оно содержит государственный патриотизм и гражданский патриотизм.

Так, государственный патриотизм при выборе идеологического подхода к патриотическим ценностям изучается в виде стержня, обязательного условия государственности. Основной идеей здесь считается возрождение России в виде великой Державы. Соответственно, государство изучается в виде объекта патриотизма. В этой ситуации патриотические ценности предусматривают наличие у граждан, включая молодёжь, общих интересов, единой цели, отношения к государству как к наиболее великой ценности «объединителя народов» и, естественно, ощущения любви и ответственности за судьбу Отечества. При этом в текущих непростых условиях народнохозяйственного и духовно-нравственного развития граждан воспитание молодых людей в духе государственного патриотизма оказывается практически непосильной задачей. Чувство национальной бравады искусственно сохранялось за счёт того, что один мифологический враг менялся на другого. Совершенно понятно, что непрерывный поиск «врагов» — это невыход из получившегося положения и не может длиться до бесконечности. Нужна более мощная идейная сила, готовая объединить российских граждан.

Гражданский патриотизм по идеологической сути считается как бы продолжением государственного патриотизма. В основу гражданского патриотизма положены: любовь к родным местам, к собственному отчему дому, к своему народу, гордость за исторические события прошлого своего государства, приверженность и уважение к народным традициям.

Патриотизм нередко считается респондентами проявлением ощущения гордости за собственную страну. Как продемонстрировал опрос, россияне чаще всего гордятся природными богатствами страны (38,5 %), её историей (37,8 %), различными спортивными успехами (28,9 %), культурой (28,5 %), большими размерами государства (28 %). Весьма малое количество россиян ощущает гордость за достижения в социально-экономической сфере: только 2 % респондентов отметили, что гордятся государственной системой здравоохранения, 5,2 % гордятся государственной системой образования, 5,4 % — экономическими результатами. Ещё одним тревожным показателем стало то, что лишь 7,9 % российских граждан гордятся собственными согражданами. [3]

Ещё одним компонентом выражения гражданского патриотизма у всех народов России, можно считать культ героев, их общественное почитание. Наиболее яркой иллюстрацией этого, по нашему мнению, можно считать отношение россиян к празднованию Дня Победы. При этом Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), предлагая к изучению данные опроса, указывает на тот факт, что, на взгляд россиян, Парады Победы в России, прежде всего, должны напомнить о подвиге советских граждан в войне 1941–1945 гг. — так считает каждый второй россиянин (47 %). Торжественные шествия 9 мая тоже считаются возможностью отдать дань памяти павшим в войне (15 %), поздравить сейчас здравствующих ветеранов (12 %), компонентом патриотического воспитания молодых людей (11 %) и т. п. Организуются они, прежде всего, для ветеранов (46 %), во вторую — для подростков (30 %). Лишь некоторые из них считают основными зрителями Парада Победы руководителей нашего государства (5 %) или же глав зарубежных стран (3 %).

По нашему мнению, в текущих условиях, сформировавшихся в России, государственный и гражданский патриотизм являются двумя сторонами одной медали.

Как мы уже говорили ранее, в текущих политических и экономических условиях, сформировавшихся вокруг России, стране нужна идея, призванная выступать консолидирующей базой для массового сознания российских граждан. Указанная идея должна обязательно восприниматься гражданами вне зависимости от их возраста и текущего социального статуса, места проживания и их материального положения.

Проводя анализ возможности создания идеологии, Зиновьев А. А. указывает на условия, т. е. метод выражения идеологической сферы. Ситуация заключается в том, что идеи (учения) сами по себе не будут распространяться и не станут заползать в головы миллионов граждан, для этого необходимо большое количество профессионально подготовленных граждан, требуется система заведений и организаций из подобных людей, формирующих идеологический механизм общества. Имеющийся сейчас идеологический механизм оказывается не заинтересованным в выработке учения, о котором говорится, и располагает необходимыми силами, чтобы помешать его возникновению и последующему распространению. Однако перспективы у таких сил нет. Российское общество со временем выздоравливает, и граждане, осознавая идеологизированность различных социальных процессов, в целом, приходят в результате к осознанию того, что противопоставлять внутренним и внешним угрозам, о которых отмечалось выше, можно лишь новую идеологию, способную объединять, направлять все общественные силы на созидательные процессы. В данном плане, даже с учётом принципиального положения о том, что наука и религия обладают абсолютно разной основой: знание — в первой ситуации, и веру — во второй, мы всегда будем объединяться в борьбе за возвышенные нравственные идеалы, культурные и духовные ценности, являющиеся основными компонентами идеологии патриотизма.

Р. Г. Яновский внёс существенный вклад в сферу определения патриотизма в виде ядра объединяющего идеологию и среду её формирования. Он смог обосновать совокупность важнейших категорий, которые образуют социологическую теорию новой идеологии России в данной группе: гуманизацию, общественный долг, научное мировоззрение, интеллигентность, а также, первым в общественной науке изучил феномены «культура патриотизма» и «идеология патриотизма». [2]

Современная динамика народнохозяйственного развития демонстрирует, что идеи патриотизма являются это не только продолжением национальных традиций, культуры, истории, а также достижений в разных областях деятельности. Патриотическую идею способна родить практика бытия, в данном смысле она является сотворением повседневной жизни.

Увы, последние 20 лет это самое бытие не смогло прибавить патриотизма, а только истощило его. В независимую жизнь смогло войти новое поколение, те, кто родились в 1990-х гг. В это не хочется поверить, но мы оказались на пороге очередного завершения интеллектуального ресурса в нашей стране. Об этом свидетельствуют общеизвестные показатели в сфере образования, культуры и в иных сферах.

В качестве примера «взгляда изнутри» можно привести оценку студенчеством собственного культурного уровня. По итогам проведения исследований А. С. Андреева, основная часть опрошенных оценивает собственный культурный уровень как высокий (77,5 %). При этом четверть респондентов на вопрос «Считаете ли Вы себя культурным человеком?» с уверенностью говорит «да», а свыше 50 % — «скорее да, чем нет». При этом тем, практически 80 % молодых респондентов, давая ответ на вопрос не о себе лично, а о молодых людях в целом, считают, что молодые люди недостаточно интересуются нашей историей и культурой, и в значительной степени ориентируются на зарубежные ценности; практически 70 % считают, что для современных молодых людей свойственны цинизм и равнодушие к идеалам.

Исторические знания большинства вчерашних учеников отличаются разрозненностью, эпизодическим характером. Студенты не без труда могут сопоставлять события, которые происходили в один исторический период в России и в иных государствах; определить причинно-следственные связи, провести анализ и выделить последствия разных исторических фактов. При этом непонимание важности таких знаний, может свидетельствовать лишь о близорукости, так как несформированность системы исторического знания считается крайне опасной тенденцией в ходе формирования личности молодого человека. У него не только не будет развиваться аналитическое и стратегическое мышление, так нужное всем, кто считает себя успешным человеком и большим профессионалом собственного дела, но, главное, у молодого человека произойдёт трансформация его ценностных ориентаций. В данной ситуации при любых социальных либо политических потрясениях можно с высокой степенью уверенности спрогнозировать вспышку агрессии и интолерантного поведения. В практической деятельности это будет выражаться, к примеру, в исчерпывающем переводе в массовом сознании граждан определения патриотизма из нравственно-гуманитарной области в область национализма и экстремизма, в преобразовании патриотизма в разменную карту ведения политической борьбы, что способно привести к расколу общества и обострению конфронтации.

В текущей работе педагогов образование должно стать направленным на появление у подростков патриотизма. Данная идея начинает пониматься в контексте целевых направлений общества, при этом усиление могущества государства определяется в виде одного из ключевых целевых итогов действия системы образования, который удаётся достичь через прививание патриотизма молодым российским гражданам начала третьего тысячелетия, готовых по уровню собственной жизни и профессионализма решать различные проблемы государства. [4]

Особым образом отметим, что главные черты экстремизма оказываются прямо противоположными патриотическим принципам. К примеру, если экстремистская деятельность предусматривает пропаганду особой исключительности, превосходства либо неполноценности людей в соответствии с их социальным положением, расой, национальностью, религией и языком, то принципы патриотического воспитания будут исходить из того, что граждане, различаясь по собственной природе, внешнему облику, положению, языку, поведению и ценностям, будут обладать нерушимым правом сохранять собственную индивидуальность, в равной мере пользоваться универсальными правами и главными свободами индивида.

В ходе осуществления экстремистской деятельности в массах образуется культ силы, не знающий милосердия, не имеющий ни правовых, ни нравственных ограничений, развращающий души людей своей беспощадной вседозволенностью. Не из-за этого ли зачастую зло кажется привлекательным, и, так называемые, негативные герои в литературе, кино и компьютерных играх считаются более достоверными и ярче положительных. При этом преобладание зла в искусстве вызывает зло в реальности.

Причины появления экстремистского поведения мы связали ещё и с процессами миграции, волна которой смогла захлестнуть европейские страны.

Следует особенно отметить духовно-нравственный вектор в патриотическом воспитании, состоящее в понимании человеком высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально важных процессов и явлений реальной жизни, готовность руководствоваться ими в виде определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно предусматривает развитие высокой культуры и образованности, понимание идеи, во имя которой выражается готовность достойно служить Отечеству, создание норм поведения высоконравственного и профессионально-этического характера, ответственности и коллективизма, воспитание ключевых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, характеризующих особенности формирования и развития российского общества и государства, национального самосознания, образа жизни, понимания мира и судьбы российских граждан. Оно предусматривает беззаветную любовь и преданность собственному Отечеству, ощущение за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание святынь и символов своей страны, готовность достойно и самоотверженно служить обществу и государству.

Увы, в современной эпохе не наблюдается широкого проявления патриотизма. Для этого есть много причин: провал экономической системы, упадок науки, кризис в армии — оплота патриотической сути страны. Патриотизм — материализация гордости, личности и нации в целом. Базой для патриотизма во все времена оказывалась элита общества, которую создавали не денежные средства, а наиболее выдающиеся достижения её труда. [3]

Итак, можно видеть различные подходы к трактовке борьбы с экстремизмом и определению объединяющей национальной идеи, а также способов её реализации. Однако общность взглядов заключается в том, что базовой идеей считается патриотизм. При этом патриотизм выступает нравственной базой для жизнеспособности государства и выступает в виде мобилизационного ресурса развития.

  1. Ореховская Н. А. Об общей культуре первокурсника технического вуза / Н. А. Ореховская // Высшее образование в России. -2014. — № 3. — С. 135–139.
  2. Ореховская Н. А. Толерантность массового сознания молодежи как фактор социально -политической стабильности российского общества / Н. А. Ореховская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — № 3. — С. 145–150.
  3. Ореховская Н. А. Массовый героизм в Великой Отечественной войне как феномен массового сознания многонационального советского народа / Н. А. Ореховская // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные общества, его цементирующей основой. Патриотизм — это верность отцу и матери, верность роду и Отечеству, это правдивость и нежность, доброта и бесстрашие, которое всегда вместе, ибо сострадание есть отвага души. Значит, патриотизм — это преданность всем своим истокам. Патриотизм есть то, что не имеет специализации, не прикладывается к диплому, не тем более, к должности. Патриотизм есть достоинство и совесть, ибо он морально-психологическое здоровье общества науки. — 2011. — № 4(96). — С. 256–261.
  4. Яновский Р. Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения человеку, народу России, Отечеству / Р. Г. Яновский. — М., 2004. — С. 406.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотизм, гражданский патриотизм, государственный патриотизм, государство, гражданин, Россия, патриотическое воспитание, российское общество, ценность, идеологическое содержание.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: