Патриархальная теория происхождения государства и права рассматривает государство как результат

Обновлено: 23.04.2024

Теории происхождения государства и права — это научные концепции, объясняющие условия и причины возникновения государства.

Государственно-правовая действительность окружает людей на протяжении многих тысячелетий. Люди являются подданными, или гражданами определенного государства, сообразуют свои действия с правовыми требованиями и предписаниями, подчиняются государственной власти.

Еще в глубокой древности люди начали задумываться о том, как появились государство и право, причины и пути их возникновения. Различные теории по- разному отвечают на эти вопросы. Множественность теорий обусловлена различиями социальных и исторических условий, в которых жили исследователи, разнообразием философских и идеологических позиций, которые они занимали.

Основные теории происхождения государства и права:

  • теологическая теория;
  • патриархальная теория;
  • органическая теория;
  • теория насилия;
  • психологическая теория;
  • теория общественного договора (естественного права);
  • историко-материалистическая теория.

Теологическая, патриархальная, органическая теории

Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения государства и права. Она объясняла их происхождение исключительно божественной волей. Представители теологической теории: религиозные деятели средневековой Европы (XIII век — Фома Аквинский), Древнего Востока, идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты).

Теологическая теория отстаивает идеи вечности и незыблемости государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле, как воле Бога, которая проявляется через религиозные организации и церковь. Теологическая теория недоказуема, ее невозможно прямо опровергнуть. Вопрос об истинности теологической теории решается только вместе с вопросом о существовании Высшего Разума, Бога и т.п.

Готовые работы на аналогичную тему

Патриархальная теория. Ее основатель — Аристотель (III в. до н.э.). Идеи патриархальной теории высказывали и поддерживали Михайловский, Фильмер и др. Суть теории в том, что государство появляется из разрастающейся во времени, из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится монархом, главой государства. Его власть является продолжением власти отца. Монарх выступает отцом всех подданных. Все население должно подчиняться законам и государственной власти.

Патриархальная теория полностью опровергнута исследованиями современных ученых. Не существует ни одного исторического свидетельства, подтверждающего эту теорию. Доказано, что патриархальная семья и государство появились одновременно в процессе разложения первобытнообщинного строя. Родственные связи в таком обществе достаточно быстро утрачиваются.

Органическая теория возникла в XIX веке в результате определенных успехов в естествознании. Еще древнегреческие мыслители сравнивали государство с живым организмом, законы которого представляли собой процессы человеческой психики. С появлением дарвинизма социологи и юристы стали применять некоторые биологические закономерности (эволюция, межвидовая и внутривидовая борьба, естественный отбор и т.д.) на социальные процессы. Наиболее яркие представители этой теории: Г. Спенсер, Блюнчли, Прейс, Вормс и др.

Согласно органической теории человечество появляется в виде результата эволюции животного мира:

  1. Развитие человечества привело к объединению людей, обусловленных процессом естественного отбора (противостояние и борьба с соседями) в единый организм — государство.
  2. В этом организме функции мозга выполняет правительство, которое управляет всем организмом, используя право в качестве импульсов, передаваемых мозгом.
  3. Низшие классы выполняют функции обеспечения жизнедеятельности организма (внутренние функции), а господствующие классы — внешние функции (нападение, оборона).

Органическая теория проявила свою несостоятельность. Все существующее в ней выстроено с учетом разных уровней проявления, жизнедеятельности и бытия. Развитие каждого уровня обусловлено характерными для этого уровня законами (классической и квантовой механики, биологии, химии и т.п.). Как нельзя объяснить эволюцию исходя только из законов естественных наук, так и нельзя распространить на развитие человеческого общества биологические законы. Отдельные положения органической теории можно использовать, как аналоги для понимания процессов возникновения государства.

Теория насилия, психологическая теория, теория общественного права, историко-материалистическая теория

Теория насилия появилась в XIX веке. Основные представители: К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг и др. Теория насилия объясняет происхождение государства и права определенными аспектами военно-политического характера — союзом племен. Государственный аппарат создавался для подавления порабощенного племени, принимались нужные законы. Возникновение государства — реализация закономерности принципа подчинения слабого сильному. Сторонники теории опирались на факт происхождения таких государств, как: венгерское раннегерманские и др.

Психологическая теория появилась XIX веке. Ее представители: Л.И. Петражицкий, Г. Тард и др. Появление государства и права объяснялось развитием и проявлениям свойств человеческой психики: подражанием, потребностью подчиняться, осознанием справедливости определенных вариантов отношений и действия, зависимости от элиты первобытного общества и др. Социальные закономерности могут реализоваться только через человеческую деятельность и поведение. Свойства психики оказывают некоторое влияние на реализацию этих закономерностей, но при этом не являются решающими. Сама психика формируется под воздействием соответствующих социальных, экономических и других внешних условий.

Теория естественного права, или общественного договора. Теория возникла в XVII-XVIII вв., ее разрабатывали Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, В. Спинозы, А.Н. Радищева Ж.Ж. Руссо, и др. Большинство концепций рассматривает идею «естественного права», наличия у каждого естественных и неотъемлемых прав, полученных от Природы или Бога. В процессе развития права одних людей входят в противоречие с правами других; возникает насилие и нарушается порядок. Для обеспечения нормальной и полноценной жизни люди заключают договор о создании государства, при этом часть прав от одних людей передается другим. Отдельные положения отображены в конституциях ряда европейских стран.

Историко-материалистическая теория связана с именами Л. Моргана, К. Маркса и Ф. Энгельса. Суть теории в том, что государство появляется, как естественный результат развития религии, первобытного общества, экономического развития, которое обеспечивает материальные условия появления государства и права, определяет социальные трансформации общества, представляющие важные условия и причины возникновения государства и права.

Сторонники: Конфуций, Аристотель, Р. Филмер, Н. Михайловский

Патриархальная теория впервые была сформулирована в VI-V вв. до н.э. китайским философом Конфуцием. Он говорил о государстве, как о большой семье, где власть правителя подобна власти отца. В этой семье чтят традиции, преемственность поколений, главенство старших. В обмен на уважение и подчинение правитель оберегает и направляет подданных, подобно отцу-наставнику.

Аристотель развивает эту концепцию. Он пишет, что в государстве все формы общения достигают своего завершения и благой жизни. И ради этого блага люди подсознательно стремятся к образованию единой большой семьи.

В отличие от теологической концепции патриархальная называет государство благом, а не аппаратом насилия и угнетения. И это свойственно не только Аристотелю с его гуманным отношением к человеку и обществу, но и другим идеологам патриархальной теории.

В XVII веке английским политическим теоретиком Робертом Филмером был внесен значительный вклад в развитие патриархальной концепции. Власть, по мнению Р.Филмера, есть проявление божественной воли. Она исходит от Адама, который получил ее от Бога, и от прародителя человечества даруется людским правителям. Как Адам был отцом человеческого рода, так и монархи являются опекунами человечества. Их власть неограниченна, ибо только им ведомо, что есть благо, а что зло и заблужденье.

В России данную теорию пропагандировали: социолог, теоретик народничества, Н.К. Михайловский и известный историк XX века М.Н.Покровский .

Патриархальная теория дает основу патернализму – слепой глубокой вере в «царя-батюшку». На этом явлении, таким образом, строится более прочное легитимная господство. Это, помимо идеи Р. Филмера «власть от Адама», уже второе основание для нерушимой власти правителя. Легитимация, благодаря этим основаниям, происходит на двух уровнях. Если в современных концепциях легитимность – это признание правителя подданными, то есть один уровень взаимодействия, то патриархальная теория предлагает второй уровень – признание правителя Богом. Тень теологической парадигмы здесь весьма значительна, поскольку именно Бог фигурирует как дарующий жизнь и власть обществу, первооснове государства. Но в целом патриархальная теория является отражением натуралистической парадигмы. Государство возникает вследствие разрастания семьи – естественной совокупности биологических единиц.

С точки зрения понимания патриархальная концепция так же проста и доступна, как и теологическая. В вопросе об истоках власти, эти теории таксономичны. Теория примитивна, т.к не объясняет множества аспектов, сопровождающих становление государства. Не указываются предпосылки развития тех или иных институтов, не говорится об иерархии управления этими институтами. Не освещено множество параметров, по которым мы можем назвать то же племя государством. Но данная теория уже способна дать власти не только сакральное обоснование, но и легитимность на почве семейных уз. Подобное отношение между правителем и подданными выделяется в ходе исследования взаимодействия между властью и обществом. Это исследование есть факт проявления интереса к различным политическим явлениям. Следовательно, мы можем говорить о прогрессе в политических воззрениях на генезис государства.

Процесс возникновения и становления государственности всегда вызывал множество разногласий и споров. Каждая теория опирается на мнение и взгляды различных социальных групп, слоев общества, наций. Патриархальная теория строится на аналогии с семьей во главе с отцом, который имеет власть над домочадцами.

Государство — политическая организация, обладающая властью и аппаратом воздействия на общество, выполняющая законодательную функцию на определенной территории.

Сам термин был введен итальянским философом Никколо Макиавелли только в XVI веке, хотя первые государства зародились еще в IV-III веках до н.э. Автор знаменитого «Государя» дал термину определение «политическое состояние общества».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Возникновение государственности было обусловлено потребностью общества в принципиально новой системе управления народом и территорией, отличной от систем кланов и племен.

Процесс формирования государства у разных народов происходил разными способами. И часто этот вопрос вызывает разногласия, поскольку появляются новые исторические или этнографические факты, влияющие на причины возникновения государственности на той или иной территории.

Наиболее известными теориями происхождения государства являются:

  • теологическая;
  • патриархальная;
  • договорная;
  • теория насилия;
  • органическая;
  • материалистическая;
  • марксистско-ленинская;
  • психологическая.

Такое многообразие обусловлено различным мировоззрением создателей теорий и сложностью самого процесса создания государственности, что мешает верному восприятию этого процесса.

Выделяют экономические, политические и социальные причины появления государств. Среди них можно назвать:

  • переход от присваивающей к производящей экономике;
  • появление избыточного продукта;
  • возникновение частной собственности;
  • классовое расслоение;
  • обострение межклассовых отношений;
  • возвышение вождя племени и его ближайшего окружения;
  • появление аппарата власти.

Государство является главным институтом политической системы нашего общества. Его цель — создание и реализация законов, контроль за их соблюдением, обеспечение порядка в социальной жизни общества. Процесс изучения государства сложен и важен для понимания сущности политических, экономических и правовых явлений, их роли в общественной жизни.

Понятие и предпосылки патриархальной теории происхождения государства

В основе патриархальной теории лежит суждение о государстве как о большой семье, во главе которой стоит отец-патриарх. Термин «семья» в понятии этой теории означает не просто супругов и детей, но общество, построенное на основе нескольких кланов с общими предками.

Основателем теории считается китайский философ Конфуций, который еще в VI-V вв. до н.э. сравнил государство с большой семьей, где чтят старших и следуют традициям. А правитель заботится о своих подданных, как отец.

Концепцию Конфуция развил древнегреческий философ-гуманист Аристотель. Он считал, что люди, стремясь достичь счастливой жизни, подсознательно пытаются объединиться и стать большой семьей.

Аристотель пытался описать идеальное государство с идеальным обществом. Он сразу отверг возможность «многонаселенного» государства. Особенностью этого общества людей, знающих друг друга, равных, способных участвовать в жизни страны, является отсутствие в нем иностранцев. В результате, создается модель государства, в основе которого лежит семья, преемственность поколений и взаимное уважение между правителем и обществом.

Работы последнего часто вызывают неоднозначное отношение. В его сочинениях «Что такое прогресс?» и «Борьба за индивидуальность» семья характеризуется как «зародыш…рода, общины, племени, государства» и «элементарная общественная единица». И в то же время Михайловский не считает патриархальное государство идеальной моделью устройства общества.

Суть трактатов Роберта Филмера

Патриархальную теорию часто сопоставляют с семейной теорией происхождения государства. Ее создателем является английский мыслитель Роберт Филмер. Он продвигал мысль о божественном праве монархов на престол.

Суть трактатов Роберта Филмера

Трактат Филмера «Патриарх: защита естественной власти королей от неестественной свободы народа» был опубликован только в 1680 году, почти через 30 лет после смерти автора. Это произошло во время восстановления на английском престоле династии Стюартов после событий Английской буржуазной революции.

Известнейшее произведение Филмера пользовалось популярностью в монархических странах. В том числе и в Англии. Преимущество королевской власти над властью парламента, следовавшее из трактата, использовалось как политическое орудие монархистов.

Наряду с трактатом, стоит выделить:

  • «Рассуждения о политике Аристотеля, касательно форм правления»;
  • «Наставления в послушании правительству в опасные и смутные времена»;
  • «Рассуждения о происхождении правления».

Взгляды Филмера кажутся близкими к теологической теории возникновения государственности. Но его система построена на идее о разрастании семьи, где власть монарха подобна власти отца. Повиновение народа государю, соблюдение законов, наказание за неповиновение сродни подчинению младших членов семьи старшему.

Роберт Филмер видел в преемственности поколений в монаршей семье аналогию библейской повести об Адаме. Власть, полученная им от Бога, передавалась от поколения к поколению. Потомок Адама Ной, спасшийся во время Великого потопа, передал ее своим сыновьям-патриархам. А уже их потомки являются монархами по праву наследования от первого человека.

По мнению Филмера, монарх должен быть свободным от всяческого контроля и ответственности перед законом. Он обладает властью, данной ему свыше, и народ не имеет права влиять на выбор главы государства.

Теория неоднократно подвергалась критике. Жан-Жак Руссо, например, выдвинул весомый аргумент против нее. Он предлагал изучить вопрос о праве первородства. Ведь доподлинно не известно, кто же является прямыми потомками Адама.

Также с опровержением трактата Филмера выступали Олджернон Сидней и Джон Локк. Пренебрежение правами первородства, по их мнению, исключает современных правителей из претендентов на наследование государственной власти.

Плюсы и минусы патриархальной теории

Патриархальная теория происхождения государства при своей неоднозначности обладает рядом достоинств. К ним относятся:

  • уважительное отношение народа к власти;
  • распространение идеи родства, единства народа как членов семьи;
  • «отеческая» забота правителя об обществе;
  • создание управленческого строя, исключающее безнравственное отношение к людям.

Недостатки теории вызваны противоречиями, напрямую связанными с отождествлением правителя с отцом-патриархом:

  • отсутствие родственных связей между монархом и значительным большинством населения;
  • на должность правителя нередко избирается представитель другого государства;
  • власть монарха носит публичный характер;
  • подчинение законам осуществляется по принципам принуждения, а не в соответствии с соблюдением семейных традиций.

Следует вывод, что патриархальная теория не объясняет иерархию власти и возникновение социальных институтов. Она пренебрегает явными различиями в функциях семьи и государства.

Из курса истории известно, что семья, как социальный институт, возникла одновременно с государством, поэтому ошибочно считать ее первоосновой.

Многие философы считают патриархальную теорию несостоятельной из-за явной пропаганды монархической власти и непризнания демократического строя.

Современные ученые опровергают патриархальную теорию как объяснение становления государств в целом. Но не исключают применения ее идей при изучении формирования государственности некоторых племен, к примеру, североамериканских индейцев.

Эта теория также возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.).
Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической), естественно, вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.

Власть и ее виды. Государственная власть: понятие и структура

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

1)Верховная власть (высшая власть в государстве, являющаяся источником полномочий всех его органов)

2)Законодательная власть (власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства.)

3)Исполнительная власть (один из видов самостоятельной и независимой [1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.)

5)Политическая власть (способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.)

7)Публичная власть (это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя.)

8)Символическая власть (как способность формировать или изменять категории восприятия и оценки социального мира, которые в свою очередь могут оказывать непосредственное влияние на его организацию.)

Государственная власть - это разновидность политической власти, оказывающая определяющее воздействие на общество в целом с помощью особой организации — государства. Государственная власть одна из видов сложной организованной формы власти. Как и другие виды власти - это управление общественны­ми процессами путём подчинения воли людей. От других видов власти государственная власть отличается следующим. Во-первых, она имеет особый субъект управления - государство. Во-вторых, это единственная форма власти, управляющая всем общест­вом, всеми основными сферами общественной жизни. В-третьих, государ­ственная власть является основным инструментом удовлетворения наибо­лее важных интересов. Характерные черты государственной власти: 1) она распространяется на все общество; 2) носит публично-политический характер; 3) опирается на государственное принуждение; 4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); 5) действует система налогов; 6) население делится по территориальному признаку; 7) ей присущи легитимность, легальность и т.п. Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании цен­ности власти, в ее праве управлять. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Структурными частями государственной власти выступают три группы элементов: 1) идеальные, 2) материальные и 3) процессуальные. К числу идеальных компонентов относят: а) государственную волю, б) государственную идеологию и в) государственный авторитет. Материальная область государственной власти институционализируется в форме государства, системе государственных органов и учреждений. Процессуальную сферу государственного управления составляют категории политической деятельности и политического планирования.
Специфика содержания государственной власти зависит от особенностей взаимодействия материальных характеристик господства и подчинения с идеальными и процессуальными.

7. Понятие, признаки и социальное назначение государства

Государство —продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой.

Государство — исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции.

Немецкий юрист Р. Моль в 1872 году писал, что “государство есть постоянный, единый организм таких установлении, которые, будучи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общею силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости”( Цит. по: Шершеневич Г. Ф.)

Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Многие из этих определений интересны не только с точки зрения исторической науки. Коркунов, например, определяет государство как “общественный союз. представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми”( Коркунов Н. М. Указ. соч. С. 240.). Трубецкой считает, что “государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории”( Трубецкой Е. Н. Указ. соч. С. 22.). Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государство Шершеневич и Кокошкин( Кокошкин Ф. Ф. Русское государственное право. М., 1908. С. 4.). Хвостов писал, что государство — “это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти”( Хвостов В. М, Общая теория права. М.. 1914. С. 15.).

Гумплович определяет государство как “естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка”.

Итак, подавляющее большинство мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения. Но наряду с социологическим определением понятия государства в учении о государстве одновременно предпринимались попытки дать ему юридическое определение. Так, Еллинек считал, что государство представляет собой особое общественное образование и особое правовое явление. Его учение соответственно подразделяется на “социальное” и “правовое”. “Так как право — существенный элемент государства, — пишет Еллинек, — то познание последнего невозможно без изучения его юридической природы. Государство, упорядоченное правом. должно занимать определенное место в самом праве, — должно существовать правовое понятие о государстве”( Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 117—118). Государство он определяет как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав. В известной мере подобный взгляд на государство разделял и русский государствовед Н.М. Коркунов( Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1908. С. 51.).

Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.


Патриархальная теория происхождения государства и права строит свои положения на учении Аристотеля. Философ древности изучал психологию человека и пришел к выводу, что человек не может жить один. Коллективная суть привела его к доказательствам появления общественных объединений по принципу семьи.


Суть теории

Государство по теории – большая семья, коллектив, связанный узами различных отношений. Суть патриархальной идеологии происхождения государства сводится к следующим позициям:

  • человек не может без общения;
  • он создает вокруг себя ячейку (группу);
  • в семье начинают распределяться роли: главенствующие (отец) и подчиненные (дети);
  • глава общества – отец (патриарх), к нему следует относиться с почтением и уважением;
  • власть отца не оспаривается, как и его место.

По теории легко понять, почему существует неограниченная власть. Патриарх ассоциируется с отцом, которому обязаны жизнью. Он обеспечивает порядок, заботу и условия быта.


Исторические подходы к теории

Патриархальные идеи позволяют провести изучение истории появления государств. Сначала общество – это небольшая семья, простейшая группа лиц, нашедших общие интересы. Первобытные общины по структуре сначала напоминают маленькие государства. В них все родственники, самый сильный не только по физическим показателям, но и по духу, становится лидером. Но в его полномочиях не только власть, но и обязанность заботиться о тех, кто младше, слабее, старше и имеет какие-то недуги. Затем время меняется, семья разрастается.

Семья и государство развиваются практически параллельно. Чем сложнее связи в семье, тем обширнее становится государственная граница.

Авторы идеологии

Кто является автором патриархального происхождения государственной структуры? Философ Древней Греции Аристотель нашел механизм, по которому происходило создание политического устройства и выделение социальных групп. Мужчина, по теории является ключевой фигурой. Он стоит на лестнице выше женщин, он отец, человек, дающий жизнь, создающий семью. В основе лежит внимание к психологии и религиозности. Бог направляет на Землю Адама, делает главой первой семьи – Патером. Эволюция увеличивает количество родственных групп. Государство – итог эволюции. Отец становится властителем, первым правителем, патриархом. Приверженцем считается еще один древний мыслитель – Конфуций.

которые читают вместе с этой





Представители более позднего развития теории: Р. Филмер, Н. К. Михайловский, М. Покровский.

Отличие от патримониальной идеи

Патримониальная теория происхождения государства появилась в трудах швейцарского ученого-мыслителя К. Л. Галлера. Он берет за основу землю, территорию, на которой происходит образование общин. Земля – главный ресурс, который помогает человеку в его существовании и развитии. Тот, кто обретает права на землю, становится правителем. Две созвучные теории имеют совершенно разные подходы к пониманию образования стран и общин.

Власть монарха и патриарха незыблема. Их воля и личностные качества схожи, различны права и обязанности.

Недостатки и преимущества идеологии

Основоположник не выделял в теории положительных и отрицательных моментов. Их стремились найти критики и ученые, предлагающие другие теории.

Плюсы и минусы кратко можно изложить, разобрав саму суть идеологии Аристотеля. Семья и государство – неравнозначные понятия. Не все отношения, возникающие внутри семейной ячейки общества, находят отражение в государственной власти. Одно из основных чувств людей, на котором строится жизнь, – любовь. В государственном строении она не обязательна. Если рассмотреть современные страны, то аппарат политического устройства очень сложен, его нельзя сопоставить с семьей.

Важно понимать, что семья – это единица, давшая начало государству только на уровне первобытных эпох. Постепенно, структурная единица начинает развиваться по своим законам, не сходным с огромным объединением родственников на одной территории.

Что мы узнали?

Мы познакомились с основными положениями патриархальной теории происхождения государства, ее сути и отличия от патримониальной идеологии. Изучили кратко идеи ученых – основоположников теории. Выяснили, что по патриархальной идеологии государство произошло из семьи, где главенствует мужчина.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: