Парламент страны принял ряд новых законов какие из перечисленных законов направлены на решение суда

Обновлено: 23.04.2024

1) являются совокупностью социально-природных проблем
2) представляют угрозу существованию человечества
3) возникают только в постиндустриальном обществе
4) могут быть решены только совместными усилиями человечества
5) вызваны исключительно хозяйственной деятельностью человека

2. Выберите верные суждения о глобальных проблемах человечества

1) Глобальные проблемы представляют угрозу существованию человечества.
2) Глобальные проблемы обострились во второй половине XX в.
3) Все глобальные проблемы могут быть успешно решены современной наукой.
4) Глобальные проблемы могут быть решены на региональном уровне.
5) Глобальные проблемы являются совокупностью социально-природных проблем.

3. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) постепенное истощение запасов нефти и металлов
Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей)
В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки
Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран
Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств

1) угроза мирового терроризма
2) угроза экологического кризиса
3) проблема «Север — Юг»

4. Установите соответствие между видами глобальных проблем и их конкретными проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые.
Б) Глобальное изменение климата.
В) Высокий уровень концентрации массовой бедности и нищеты в странах
Тропической Африки.
Г) Сокращение биоразнообразия Земли.
Д) Ограниченность природных запасов углеводородного сырья.

ВИД ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ

1) экологические проблемы
2) проблема «Север-Юг»
3) энергетическая проблема

5. Какие из перечисленных мер направлены на преодоление проблемы «Север-Юг»?

1) подготовка инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест в экономически неразвитых странах
2) деятельность международных правительственных организаций, направленная на борьбу с терроризмом
3) предоставление торговых преференций для стран с сырьевым характером экспорта
4) сокращение расходов на преодоление безграмотности
5) разработка программ поставок оружия
6) ограничение выброса загрязняющих веществ в атмосферу

6. Гонка вооружений повлияла на обострение экологической и экономической ситуации в мире. Выберите из приведенного ниже списка глобальные проблемы, которые непосредственно отражены в данной причинно-следственной связи.

1) угроза новой мировой войны
2) экологический кризис и его последствия
3) отставание развивающихся стран «третьего мира» от развитых стран
4) демографическая ситуация на планете
5) алкоголизм и наркомания
6) международный терроризм

7. В стране Z создан Центр изучения глобальных экологических проблем. Какие проблемы могут стать объектом изучения в данном центре?

1) проблема «Север—Юг»
2) потепление климата
3) повышение уровня Мирового океана
4) распространение вируса СПИДа
5) озоновые дыры
6) глобальное перенаселение

8. Парламент страны Х принял ряд новых законов. Какие из перечисленных законов направлены на решение существующих глобальных проблем?

1) Введены налоговые льготы для предприятий, устанавливающих новейшее очистное оборудование.
2) Ужесточена ответственность за сокрытие информации о готовящихся террористических актах.
3) В Гражданский кодекс внесены изменения, направленные на упрощение процедуры регистрации сделок.
4) Законодательно был повышен размер МРОТ.
5) В государстве учреждена новая должность Уполномоченного по правам ребёнка.
6) Ратифицировано международное соглашение по сокращению выбросов в атмосферу.

9. Что такое глобальные проблемы, примеры, пути решения.

10. Признаки глобальных проблем, примеры, пути решения.

1. 124
2. 125
3. 21332
4. 21213
5. 13
6. 123
7. 235
8. 126

Найдите в приведенном ниже списке формы территориально-государственного устройства и обведите цифры, под которыми они указаны.

4) унитарное государство

Найдите в приведенном списке черты, характерные для демократического политического режима. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) высший орган государственной власти избирается непосредственно народом

2) власть подчинена контролю общества

3) ограничение оппозиции

4) строгая централизация государственной власти

5) конституционно закреплено всеобщее и равное избирательное право

Найдите в приведенном списке отличительные черты тоталитарного политического режима. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) взаимная ответственность государства и общества

2) монополия государства на средства массовой информации

3) общеобязательная идеология

4) централизованная система управления экономикой

5) власть подчинена контролю общества

Гражданка России Д. решила выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата на пост Президента РФ. Однако, ознакомившись с ее документами, избирательная комиссия отказала ей в регистрации. Найдите в приведенном списке возможные причины отказа.

1) гражданке Д. недавно исполнилось 30 лет

2) гражданка Д. имеет второе гражданство Колумбии

3) гражданка Д. является атеисткой

4) гражданка Д. на территории РФ постоянно проживает 3 года

5) гражданка Д. не имеет высшего образования

Гражданин С. является членом одной из либеральных партий. В приведенном списке найдите идеологические взгляды, которые должен разделять гражданин С. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Право собственности есть коренное юридическое начало, вытекающее из свободы человека.

2) Права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

3) История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.

4) Демократия — единственно приемлемый для большинства населения политический режим, при условии перехода к главенству права.

5) Капиталистическое общество расколото на два больших враждебных лагеря — буржуазию и пролетариат.

Найдите в приведенном списке характеристики конституционной монархии. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) глава государства — наследственный монарх, обладающий представительскими функциями

2) высшую судебную власть осуществляет монарх

3) законодательную власть осуществляет выборный парламент

4) исполнительная власть принадлежит правительству

5) представительские функции осуществляет председатель верхней палаты парламента

Найдите в приведенном списке черты, присущие идеологии либерализма. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сильное государство

2) соблюдение прав и свобод личности

3) гражданское равноправие

4) приоритет личности перед обществом и государством

Найдите в приведенном списке положения, характеризующие парламентскую республику. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) формирование правительства парламентом

2) прямое всенародное избрание президента

3) отсутствие у президента права роспуска парламента

4) ответственность правительства перед парламентом

5) наделение президента представительскими полномочиями

Государство Z объединяет несколько штатов, имеющих свои парламенты, правительства и законодательство. В Z периодически проводятся свободные выборы в парламент государства, который формирует правительство из представителей победивших политических партий. Депутаты парламента избирают президента, выполняющего представительные функции. Выберите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) президентская республика

2) унитарное государство

3) демократическое государство

4) парламентская республика

5) авторитарное правление

6) федеративное государство

Политическая партия находится в меньшинстве в законодательном собрании и критикует деятельность властей. Она не имеет широкого круга членов, предпочитая создавать на местах небольшие, но компетентные и профессиональные штабы. Партия отстаивает идеи социальной справедливости, введения прогрессивной шкалы налогообложения. Выберите из перечня понятия, термины, имеющие отношение к характеристике данной партии.

Найдите в приведённом ниже списке полномочия Президента РФ, и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1) выступление в качестве главы государства с ежегодным посланием к Федеральному собранию

2) внесение поправок в текст Конституции РФ и иные конституционные законы

3) отклонение (вето) на законопроекты, принятые Государственной Думой, с целью их повторного рассмотрения

4) роспуск Государственной думы и объявление досрочных парламентских выборов в случае несогласия президента с позицией думы по бюджетным вопросам

5) подписание от имени РФ международных договоров

6) назначение судей Конституционного суда РФ

Раскрывая роль государства в жизни общества, учёные-политологи характеризуют его как центральный институт политической системы. Какие из перечисленных признаков подтверждают это суждение?

1) обладает наивысшей концентрацией власти

2) устанавливает общеобязательные нормы

3) его деятельность регулируется определёнными нормами

4) выполняет определённые общественные функции

5) регулирует деятельность граждан и организаций на определённой территории

6) возникло раньше других социальных институтов

Депутаты Законодательного собрания и Правительство области Н. благодаря согласованным и продуманным решениям смогли обеспечить политическую стабильность и рост благосостояния населения в своей области, что может служить свидетельством компетентности политической элиты этой области. Найдите в приведённом списке характеристики данной политической элиты и запишите цифры, под которыми они указаны.

Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие политические партии по их идеологической направленности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе

2) двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов

3) включение в состав государства нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определённой собственной компетенцией

4) действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции

5) наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан

6) политический плюрализм

В государстве Z президент избирается членами обеих палат парламента. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что государство Z является парламентской республикой? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Парламент является постоянно действующим органом.

3) Правительство несет ответственность перед президентом.

4) Главой правительства становится лидер победившей на выборах в парламент партии.

5) Парламент избирается на основе всеобщего и равного избирательного права.

6) Главной функцией правительства является разработка и принятие законов.

В ст. 3 Конституции Итальянской Республики указано, что задачей государства является устранение препятствий, которые фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности. Какие выводы позволяет сделать данное конституционное положение? Запишите цифры, под которыми эти выводы указаны.

1) Республика провозгласила ценности демократического социального государства.

2) Республика отличается стабильными социальными отношениями.

3) Республика является государством благосостояния с высокими жизненными стандартами.

4) Республика является современным государством с развитым законодательством.

5) Республика провозгласила суверенитет народа.

6) Республика признает человека, его права и свободы высшей ценностью.

В государстве Z проводятся регулярные выборы законодательного собрания. В них участвуют представители различных политических сил. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в стране действует пропорциональная избирательная система? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мандаты распределяются между партиями в соответствии с количеством поданных голосов

2) оппозиционные партии наряду с проправительственными выдвигают своих кандидатов

3) голосование проводится по партийным спискам

4) в предвыборный период создаются межпартийные коалиции

5) голосование проводится в несколько туров

6) устанавливается наименьшая доля голосов избирателей, которая необходима для избрания (избирательный порог)

В государстве Z принята новая конституция, с определенной периодичностью проводятся выборы. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Z существует тоталитарный режим? Выберите верные ответы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Основные высшие органы власти формируются на основе выборов.

2) Ветви власти конституционно разделены.

3) Отдельные статьи конституции посвящены правам и свободам граждан.

4) Существует единая обязательная политическая идеология.

5) Установлен полный контроль государства над всеми аспектами жизни общества и человека.

6) Глава государства пользуется авторитетом.

В государстве Z оппозиция создала свою партию и имеет свои печатные органы. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что государство Z является демократическим? Найдите в приведенном списке отличительные признаки демократии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) политический плюрализм

2) существуют образовательный и имущественный избирательные цензы

3) парламент избирается на свободных и альтернативных выборах

4) страна имеет унитарную форму государственного устройства

5) конституция гарантирует права и свободы граждан, которые реализуются на практике

6) президент наделен широкими полномочиями

Государство Z возглавляет харизматический лидер. Какие черты свойственны данному типу политического лидерства? Запишите цифры, под которыми эти черты указаны.

1) лидерство основывается на традициях

2) лидерство осуществляется на основе законов, принятых современным демократическим обществом

3) лидера отличают риторические и коммуникативные способности, артистизм

4) граждане наделяют лидера исключительными, выдающимися качествами вождя

5) лидер заряжает своей энергией окружающих

6) лидерство основывается на привычке граждан к подчинению

Государство Z возглавил популярный в народе наследник правящей династии. Какая информация из перечисленной ниже свидетельствует о том, что политическое лидерство в государстве Z может быть охарактеризовано как традиционное? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Авторитет главы основан на существующих в стране обычаях.

2) Политическое лидерство характеризует вера граждан в необыкновенные, выдающиеся качества вождя.

3) Лидер осуществляет политическую власть на основе законов и в рамках законов.

4) Члены общества испытывают по отношению к лидеру одновременно и чувство любви, и чувство страха.

5) Лидерство опирается на привычку к подчинению.

6) Компетенция лидера четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами.

В Основном Законе Федеративной Республики Германии говорится, что Федеративная Республика Германия является демократическим государством. Какая дополнительная информация о государстве ФРГ подтверждает наличие в данном государстве указанного типа политического режима? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) высокий уровень экономического развития

2) государственный суверенитет

3) политический плюрализм

4) активная роль в Европейском Союзе

5) право граждан критиковать власть

6) наличие свободных и альтернативных выборов

В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в государстве установился авторитарный политический режим? Запишите цифры, под которыми она указана.

1) власть носит публичный характер

2) сложилась система правоохранительных органов

3) все стороны жизни подчинены единой идеологии

4) существующая в стране оппозиция подконтрольна властям

5) для удержания власти используются силовые структуры

6) контроль над экономикой полностью централизован

Найдите в приведённом ниже списке признаки, присущие любому государству как общественному институту. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) законодательная деятельность

2) выборность органов власти

4) территориальная целостность

5) наличие публичной власти

6) разделение властей

В государстве Z сторонники вновь созданной политической партии разделяют идею сохранения привилегий отдельных социальных слоёв. Какие из приведенных признаков свидетельствуют о том, что партия стоит на консервативных позициях? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Власть не должна вмешиваться в отношения собственности.

2) Важнейший приоритет общества — полная экономическая свобода.

3) Первостепенное значение имеет принцип социальной справедливости.

4) Следует поддерживать традиционные ценности.

5) Государство должно помогать наиболее обездоленным группам населения.

6) Незыблемой ценностью является семья.

В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какие из приведенных признаков свидетельствуют о том, что в государстве Z установился авторитарный политический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) проявляется слабость гражданского общества

2) власть носит публичный характер

3) парламент контролирует деятельность правительства

4) допускается использование силовых структур для удержания власти

5) все стороны жизни подчинены единой идеологии

6) контроль над экономикой полностью централизован

Школьник-старшеклассник готовит реферат по теме «Принципы демократического государства». Какие положения из приведённых ниже ему целесообразно раскрыть в своей работе? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) народ — источник государственной власти

2) коллективные интересы выше личных

3) идеологическое единство — основа общества

4) интересы и мнения меньшинства заслуживают уважения

5) политическая свобода граждан — одна из высших ценностей

6) равенство всех перед законом — норма жизни

Статья 1 Конституции Испании содержит положение о том, что Испания является демократическим государством. Какие из приведенных признаков подтверждают эту характеристику? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Страна является одним из самых больших производителей Западной Европы.

2) В Испании сформировалась многопартийная парламентская система.

3) В стране созданы организации для проведения дебатов и обсуждения важнейших законопроектов, включая конституцию страны.

4) Это центр международного туризма с разнообразными курортами и высокоразвитой инфраструктурой.

5) Испания является конституционной монархией.

6) Победу на парламентских выборах 2011 года одержала оппозиционная Народная партия.

Найдите в приведённом ниже списке примеры рационально-легального политического лидерства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Во главе политической партии оказался лидер по призванию, народный вождь.

2) Монарх в выборе своих решений опирается на обычаи и традиции.

3) Глава государства осуществляет свою власть исключительно на основе законов.

4) Журналисты отметили, что нового главу государства отличает высокая уверенность в себе, убеждённость в своих собственных представлениях.

5) Политическую власть в стране возглавил человек неординарный, нравственно сильный.

6) Властные полномочия лидера чётко очертили соответствующие положения принятой конституции.

В государстве Z прошли очередные выборы в высший орган власти. Явка избирателей составила 75%. Какие из приведенных признаков позволяют сделать вывод о том, что в государстве Z установился демократический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Возникла система сдержек и противовесов разделённых ветвей власти.

2) Новый закон о местном самоуправлении обеспечил участие граждан в социальной политике.

3) Стал заметен рост экономического развития.

4) Политическое лидерство получило крепкую основу в признании особых качеств главы государства.

5) Увеличилась рождаемость и снизилась детская смертность.

6) Государство заключило ряд международных договоров.

Пётр I узаконил самовластный характер абсолютизма, включив в главу III артикулов «Устава воинского» положение о принуждении почитания низшими чинами высших, о принятии монархом самостоятельных решений и наказании за оскорбление его Величества. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в царской России сложился авторитарный режим? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Носителю верховной власти — Царю, Императору — принадлежали верховные права в законодательстве, в верховном управлении, в высшем суде.

2) Выборы в Государственную думу Российской империи I созыва прошли в 1906 году согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года.

3) Дума обсуждала два проекта по аграрному вопросу: от кадетов и от депутатов Трудовой группы.

4) Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года.

5) В царской России отсутствовали возможности самостоятельного участия граждан в определении государственной политики.

6) Права политической оппозиции были нарушены, её издания подвергались цензуре, её лидеры — арестам.

документы работа бумаги офис страхование

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

1. Конституция РФ

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

  • Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
  • Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.


Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права МГУ, председатель Межрегиональной ассоциации конституционалистов России, доктор юридических наук, профессор Сурен Авакьян в интервью «АГ» рассказывает о сильных и слабых местах Конституции РФ, со дня принятия которой исполняется 25 лет, и о возможных ее изменениях.

– 25 лет назад Конституцию приняли на референдуме. Зачем понадобилось всенародное голосование и есть ли такие прецеденты в других странах?

– Есть несколько взаимосвязанных причин, почему проект Конституции вынесли на всенародное голосование. Прежде всего, основным стержнем пропагандистской кампании накануне референдума был постулат, что если Конституция вынесена на референдум, то каждый гражданин сопричастен к ее принятию. Кроме того, Борису Ельцину хотелось, чтобы текст, который внес всенародно избранный президент России, был бы одобрен народом и тем самым дал дополнительную поддержку самому президенту. Любой политический деятель всегда пользуется таким аргументом. Учитывалось и положение России в мире, и отношение к нашей стране за рубежом; мы хотели показать, какие положения будут составлять основу Конституции и как они отражают наши достижения на демократическом пути развития страны.

Наиболее важные вопросы отражались в первых двух главах: Основы конституционного строя и Права и свободы человека и гражданина. Хочу заметить, что права и свободы уже были закреплены в ряде международных документов, а также в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. Положения этой декларации были воспроизведены еще в Конституции РСФСР, а затем в Конституции 1993 г.

Напомню, что существовало два конкурирующих проекта: один готовила Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, второй – Аппарат президента РФ. И когда началось Конституционное совещание, созванное по инициативе Ельцина, то одним из первых предложений, принятых без спора, было перенесение в президентский проект первых двух глав из проекта Конституционной комиссии. Поэтому одним из самых значимых достижений принятой Конституции стали обстоятельно обсужденные и согласованные первые главы.

Принятие Конституции на референдуме – не такое уж частое явление. Ведь когда в стране есть единство, то референдум и не нужен. Но когда в стране наблюдается политическое противостояние, то дебаты и споры, как правило, затрагивают какие-то конкретные вопросы. Например, о сохранении института брака или о возможности разводов, как это было в Италии. Или о сохранении Союза ССР – этот вопрос выносили на референдум СССР 17 марта 1991 г., о необходимости введения поста президента России – так было с российским референдумом в тот же день.

Вообще, по принятию новой Конституции возможно обсуждение в парламенте или на специальной Конституционной ассамблее. Но в 1993 г. у нас наблюдалась непримиримая борьба парламентариев с главой государства, в марте была предпринята попытка отрешить президента от должности, но не хватило голосов. В ноябре, если бы депутатский корпус продолжил работать, новая попытка импичмента могла стать успешной. В такой ситуации было очевидно, что Съезд народных депутатов и Верховный Совет не поддержат предложения президента, и потому он решил воспользоваться моделью референдума.

В дальнейшем, если встанет вопрос о новой Конституции, ее может принять либо Конституционное Собрание, либо народ на новом референдуме – это прямо предусмотрено ст. 135 действующей Конституции России. Но по модели, которая закреплена в самой Конституции, новая Конституция нужна тогда, когда что-то надо пересмотреть в гл. 1, 2 либо в гл. 9, посвященной самому конституционному реформированию. А остальные главы (3–8) можно изменить путем конституционных поправок, что, кстати, уже делалось. Но в этом случае сама Конституция остается действующим документом – по крайней мере, по дате.

– Как вы считаете, 25 лет для Основного закона – это много?

– Это все очень относительно. Есть страны, где новую конституцию принимали через полгода-год после принятия прежней. И в стране при этом ничего особенного не изменялось. В других странах Конституция действует сотни лет…

В нашей стране это те 25 лет, за которые много чего произошло. Но Конституция действовала, и все законы писались с учетом этого.

За годы, которые прошли с момента написания Библии, люди рождались, спорили, враждовали и умирали, а библейский текст не изменялся. Конституция – это, конечно, не Библия, но какими-то библейскими характеристиками она наделена, ведь в ней записаны те истины, с которыми люди согласны. Хотя и не всегда им следуют. Заповедь «не убий» постоянно нарушается, но ее никто не ставит под сомнение. Также не всегда соблюдаются и основные нормы Конституции, но изменять их из-за этого никто не требует.

Споры могут вестись, но как раз в рамках Конституции, ст. 13 которой провозглашает в России идеологическое многообразие. Значит, у нас возможны разные идеологии, которые могут схлестнуться в дискуссии. Только это должны быть мирные споры, а не насильственные действия.

– А вы не опасаетесь, что из Конституции постараются изъять именно норму об идеологическом многообразии, заменив ее единой национальной идеей?

– Сама по себе Конституция – это идеологический документ. Она декларирует идеологические принципы: демократию, федерализм, различные формы собственности. И вряд ли кто станет вычеркивать эти принципы. Скорее, может снова встать вопрос о президентской форме правления. Ведь по прежней Конституции вся власть принадлежала Съезду народных депутатов, коммунисты были вообще против введения поста президента. Но когда объявили президентские выборы, то КПРФ приняла в них участие и принимала все эти годы. Неужели вы думаете, что если бы Геннадий Зюганов стал президентом, то одним из своих первых указов он ликвидировал бы этот пост? Нет, конечно. И я думаю, что вряд ли кто-то сейчас готов вернуться к парламентской республике. Ведь мы уже привыкли, что президент обладает весьма широкими полномочиями и очень много может сделать не только для своей партии, но и для всего народа. А парламентская модель хороша только для очень стабильного общества, в котором не наблюдается значительных противоречий.

– И все-таки, согласны ли вы с предложением вписать в Конституцию какую-то национальную идею, может, даже с религиозным оттенком?

– Как сформулировать национальную идею в двух-трех строках? Сегодня я не уверен, что это можно сделать. Однако я по-прежнему являюсь сторонником идеи, которую сформулировал еще в 1977 г., когда в связи с подготовкой новой Конституции СССР решили разработать и Конституцию РСФСР. Ее готовила группа ученых, я был в ней одним из самых молодых. Тогда я предложил написать в первой статье «РСФСР олицетворяет государственное единство русского и других народов Российской Федерации». Эта ключевая фраза отражала бы национальную структуру страны.

Все, что касается религии, отражено в ст. 14 Конституции. Религия у нас отделена от государства. Если мы назовем в Конституции какие-то доминирующие религии, то нам придется изменить эту статью. А ее изменить нельзя – она находится в гл. 1. Как мы уже говорили, поправки можно вносить только в главы с третьей по восьмую.

Я бы напомнил, что у нас есть ст. 13 о многопартийности. Но там же не перечислены партии и иные общественные объединения. Есть право на объединение, предполагающее создание и партий, и религиозных организаций.

– До сих пор не приняты два конституционных закона, предусмотренные Конституцией. Один из них – о Конституционном Собрании, второй – о порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Созыв Конституционного Собрания предполагается в связи с пересмотром Конституции. Значит ли это, что противники пересмотра Конституции пока имеют большинство в Федеральном Собрании и препятствуют принятию данного закона? И не очень ясно, почему не принимается и другой закон?

– Я не раз поднимал эту проблему в своих работах. Решительно не понимаю, почему законодатель отказывается от принятия этих законов.

Существует два подхода. Один – мой и моих единомышленников – если в Конституции предусмотрен такой закон, извольте его принять. Второй подход – если есть реальная потребность в таком законе, тогда его надо принимать. Если нет – можно повременить.

То есть они полагают, что закон о Конституционном Собрании надо принять только в том случае, если появятся предпосылки к принятию новой Конституции.

Мне кажется, что это политические аргументы, рассчитанные на то, что при отсутствии закона не будет и политических обстоятельств. Но ведь политические обстоятельства возникают независимо от того, есть ли регулирующий их закон или нет.

Исторический пример. Была Конституция СССР, в которой предусматривалось право союзной республики на выход из СССР. Закона на этот счет не было. Мы осторожно намекали, что такой закон не помешало бы иметь. Но его не принимали, и многие даже не верили, что он когда-нибудь может понадобиться. Считалось, что никто не хочет выходить из СССР.

А когда вдруг поднялась волна суверенитетов, то Верховный Совет СССР под руководством Анатолия Ивановича Лукьянова спешно разработал и принял такой закон.

– Помню. Его еще назвали «законом о невыходе из Союза».

– Дело даже не в том, что закон был несовершенен. Момент был уже упущен. И тех, кто решил выйти, уже трудно было остановить законом. А ведь там прописана не только сама процедура выхода, но и урегулирование всех спорных вопросов, связанных с экономикой, с собственностью, с гражданскими правами.

Когда СССР развалился, все объекты, построенные в том числе на средства Союза, остались в собственности вышедших республик. Остались им и все автономии, народ которых даже не спросили, хотят ли они выхода из СССР.

Когда закон принят заранее, можно спокойно оценить, чем грозит та или иная процедура. А когда это делается впопыхах, то закон будет просто игнорироваться, так как в нем все увидят политические, а не правовые механизмы.

Совсем иной пример – принятие в 2001 г. конституционного закона о порядке принятия в состав РФ нового субъекта. 13 лет этот закон не применялся. Но в 2014 г., когда Республика Крым сначала заявила о суверенитете, а затем уже суверенное государство попросило принять его в состав РФ, все было сделано строго в соответствии с этим законом и с учетом международно признанного права на суверенитет. Как бы к нам ни придирались, но никто не может сказать, что мы приняли закон в соответствии с политической конъюнктурой.

– А почему так и не принят конституционный закон о конституционно-правовом статусе субъекта Российской Федерации?

– Я полагаю, что и этот закон следует принять.

– Есть ли, на ваш взгляд, в Конституции РФ слабые места?

– Безусловно. Со мной может не согласиться президент, но с точки зрения правоведа самым слабым местом является нарушенный баланс между президентом и парламентом. У президента очень сильные полномочия, а у парламента – очень слабые, и их можно было бы усилить. В частности, это касается влияния на состав правительства.

Министров силового блока у нас, как известно, назначает президент. Парламент мог бы давать согласие на такие назначения. Это предлагалось еще Ельцину, и в декабре 1992 г. он дал на это согласие. Но в окончательный текст Конституции это положение не попало. А когда принимали Закон о Правительстве в 1997 г., то в проекте записали, что президент не только назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы, но и отстраняет его по такой же процедуре. Однако с этим Ельцин решительно не согласился. Чтобы принять этот закон, пришлось такое предложение снять.

Получается, что парламент может долго согласовывать кандидатуру премьера, а потом уже назначенного председателя правительства президент может снять чуть ли не на следующий день. И парламент ничего не сможет сделать – все по закону.

Или, например, по Конституции Дума может выразить недоверие правительству. Но у депутатов может не быть претензий ко всему кабинету. Однако возникло недовольство работой отдельных министров. Почему-то потребовать их отставки парламент не может, он должен выражать недоверие правительству в целом.

Это какая-то круговая порука, как в армии, когда вместо одного проштрафившегося солдата наказывают все отделение, чтобы потом сослуживцы долго третировали провинившегося.

В свое время Дума полтора месяца требовала, чтобы президент снял двух министров и одного зампреда правительства, действиями которых депутаты были недовольны. Ельцин в итоге их снял, Дума отозвала свое «недоверие», но осадок, как говорится, остался.

Такие мелкие недочеты в Конституции встречаются.

У меня есть свои предложения по поправкам, которые могли бы урегулировать культуру взаимоотношений между ветвями власти. В частности, в прежней Конституции президента можно было отрешить от должности, если он не соблюдает присягу и Конституцию. В действующей – только за государственную измену и другое тяжкое преступление. Простите, но разве президент уже не обязан соблюдать Конституцию? Обязан. И все это понимают. По ст. 82 Конституции в своей присяге, которую президент приносит при вступлении в должность, он клянется, помимо прочего, «соблюдать и защищать Конституцию». Только вот об ответственности далее нет ни слова.

– Не пора ли готовить новую Конституцию?

– Не буду будоражить общественное мнение, сейчас эту идею большинство не поддерживает. Но некоторые вопросы в развитие норм о конституционном строе можно было бы уточнить. Правда, для этого надо поставить перед Конституционным Судом вопрос, можно ли, не изменяя первую и вторую главы, добавить в Конституцию слова о том, что у нас есть гражданское общество, назвать его институты. В законе об Общественной палате говорится, что она является одним из эффективных инструментов гражданского общества. Но что такое гражданское общество, нигде не указано.

Что такое демократия и демократические институты? Осуществляют ли они самоуправление в обществе? Об этом надо хотя бы общими словами сказать в Конституции. И, скорее всего, в первой ее главе. На встрече с президентом я сказал, что можно не менять Конституцию, но дополнить ее новой главой 1 прим, посвященной гражданскому обществу, ее институтам и политическим правам личности. Можно ли это сделать, должен истолковать Конституционный Суд.

– Если все-таки мы начнем готовить новую Конституцию, не окажется ли она хуже действующей?

– Вряд ли Россия сможет жить 100 или 200 лет по тексту, который был сформулирован в конкретных исторических условиях. Какие-то положения этого текста стабильны, но по другим возможна динамика. Даже в Конституции США 1787 г. имеется 27 принятых позже поправок. А Конституцию ФРГ, принятую в 1949 г., изменяли более 50 раз. Но она продолжала действовать. Мы тоже можем вносить в Конституцию поправки, но должны сделать так, чтобы она стала лучше, а не хуже.

В любом случае в Конституции останутся главные ее составляющие: тезисы о правовом и социальном государстве, о том, что Россия остается президентской республикой, что в ней допускаются разные формы собственности и соблюдаются основные права человека. Должны, на мой взгляд, быть развиты тезисы о политическом плюрализме и о гражданском обществе, позволяющие избирать такую власть, которой мы готовы доверить руководство страной.


Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права МГУ, председатель Межрегиональной ассоциации конституционалистов России, доктор юридических наук, профессор Сурен Авакьян в интервью «АГ» рассказывает о сильных и слабых местах Конституции РФ, со дня принятия которой исполняется 25 лет, и о возможных ее изменениях.

– 25 лет назад Конституцию приняли на референдуме. Зачем понадобилось всенародное голосование и есть ли такие прецеденты в других странах?

– Есть несколько взаимосвязанных причин, почему проект Конституции вынесли на всенародное голосование. Прежде всего, основным стержнем пропагандистской кампании накануне референдума был постулат, что если Конституция вынесена на референдум, то каждый гражданин сопричастен к ее принятию. Кроме того, Борису Ельцину хотелось, чтобы текст, который внес всенародно избранный президент России, был бы одобрен народом и тем самым дал дополнительную поддержку самому президенту. Любой политический деятель всегда пользуется таким аргументом. Учитывалось и положение России в мире, и отношение к нашей стране за рубежом; мы хотели показать, какие положения будут составлять основу Конституции и как они отражают наши достижения на демократическом пути развития страны.

Наиболее важные вопросы отражались в первых двух главах: Основы конституционного строя и Права и свободы человека и гражданина. Хочу заметить, что права и свободы уже были закреплены в ряде международных документов, а также в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. Положения этой декларации были воспроизведены еще в Конституции РСФСР, а затем в Конституции 1993 г.

Напомню, что существовало два конкурирующих проекта: один готовила Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, второй – Аппарат президента РФ. И когда началось Конституционное совещание, созванное по инициативе Ельцина, то одним из первых предложений, принятых без спора, было перенесение в президентский проект первых двух глав из проекта Конституционной комиссии. Поэтому одним из самых значимых достижений принятой Конституции стали обстоятельно обсужденные и согласованные первые главы.

Принятие Конституции на референдуме – не такое уж частое явление. Ведь когда в стране есть единство, то референдум и не нужен. Но когда в стране наблюдается политическое противостояние, то дебаты и споры, как правило, затрагивают какие-то конкретные вопросы. Например, о сохранении института брака или о возможности разводов, как это было в Италии. Или о сохранении Союза ССР – этот вопрос выносили на референдум СССР 17 марта 1991 г., о необходимости введения поста президента России – так было с российским референдумом в тот же день.

Вообще, по принятию новой Конституции возможно обсуждение в парламенте или на специальной Конституционной ассамблее. Но в 1993 г. у нас наблюдалась непримиримая борьба парламентариев с главой государства, в марте была предпринята попытка отрешить президента от должности, но не хватило голосов. В ноябре, если бы депутатский корпус продолжил работать, новая попытка импичмента могла стать успешной. В такой ситуации было очевидно, что Съезд народных депутатов и Верховный Совет не поддержат предложения президента, и потому он решил воспользоваться моделью референдума.

В дальнейшем, если встанет вопрос о новой Конституции, ее может принять либо Конституционное Собрание, либо народ на новом референдуме – это прямо предусмотрено ст. 135 действующей Конституции России. Но по модели, которая закреплена в самой Конституции, новая Конституция нужна тогда, когда что-то надо пересмотреть в гл. 1, 2 либо в гл. 9, посвященной самому конституционному реформированию. А остальные главы (3–8) можно изменить путем конституционных поправок, что, кстати, уже делалось. Но в этом случае сама Конституция остается действующим документом – по крайней мере, по дате.

– Как вы считаете, 25 лет для Основного закона – это много?

– Это все очень относительно. Есть страны, где новую конституцию принимали через полгода-год после принятия прежней. И в стране при этом ничего особенного не изменялось. В других странах Конституция действует сотни лет…

В нашей стране это те 25 лет, за которые много чего произошло. Но Конституция действовала, и все законы писались с учетом этого.

За годы, которые прошли с момента написания Библии, люди рождались, спорили, враждовали и умирали, а библейский текст не изменялся. Конституция – это, конечно, не Библия, но какими-то библейскими характеристиками она наделена, ведь в ней записаны те истины, с которыми люди согласны. Хотя и не всегда им следуют. Заповедь «не убий» постоянно нарушается, но ее никто не ставит под сомнение. Также не всегда соблюдаются и основные нормы Конституции, но изменять их из-за этого никто не требует.

Споры могут вестись, но как раз в рамках Конституции, ст. 13 которой провозглашает в России идеологическое многообразие. Значит, у нас возможны разные идеологии, которые могут схлестнуться в дискуссии. Только это должны быть мирные споры, а не насильственные действия.

– А вы не опасаетесь, что из Конституции постараются изъять именно норму об идеологическом многообразии, заменив ее единой национальной идеей?

– Сама по себе Конституция – это идеологический документ. Она декларирует идеологические принципы: демократию, федерализм, различные формы собственности. И вряд ли кто станет вычеркивать эти принципы. Скорее, может снова встать вопрос о президентской форме правления. Ведь по прежней Конституции вся власть принадлежала Съезду народных депутатов, коммунисты были вообще против введения поста президента. Но когда объявили президентские выборы, то КПРФ приняла в них участие и принимала все эти годы. Неужели вы думаете, что если бы Геннадий Зюганов стал президентом, то одним из своих первых указов он ликвидировал бы этот пост? Нет, конечно. И я думаю, что вряд ли кто-то сейчас готов вернуться к парламентской республике. Ведь мы уже привыкли, что президент обладает весьма широкими полномочиями и очень много может сделать не только для своей партии, но и для всего народа. А парламентская модель хороша только для очень стабильного общества, в котором не наблюдается значительных противоречий.

– И все-таки, согласны ли вы с предложением вписать в Конституцию какую-то национальную идею, может, даже с религиозным оттенком?

– Как сформулировать национальную идею в двух-трех строках? Сегодня я не уверен, что это можно сделать. Однако я по-прежнему являюсь сторонником идеи, которую сформулировал еще в 1977 г., когда в связи с подготовкой новой Конституции СССР решили разработать и Конституцию РСФСР. Ее готовила группа ученых, я был в ней одним из самых молодых. Тогда я предложил написать в первой статье «РСФСР олицетворяет государственное единство русского и других народов Российской Федерации». Эта ключевая фраза отражала бы национальную структуру страны.

Все, что касается религии, отражено в ст. 14 Конституции. Религия у нас отделена от государства. Если мы назовем в Конституции какие-то доминирующие религии, то нам придется изменить эту статью. А ее изменить нельзя – она находится в гл. 1. Как мы уже говорили, поправки можно вносить только в главы с третьей по восьмую.

Я бы напомнил, что у нас есть ст. 13 о многопартийности. Но там же не перечислены партии и иные общественные объединения. Есть право на объединение, предполагающее создание и партий, и религиозных организаций.

– До сих пор не приняты два конституционных закона, предусмотренные Конституцией. Один из них – о Конституционном Собрании, второй – о порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Созыв Конституционного Собрания предполагается в связи с пересмотром Конституции. Значит ли это, что противники пересмотра Конституции пока имеют большинство в Федеральном Собрании и препятствуют принятию данного закона? И не очень ясно, почему не принимается и другой закон?

– Я не раз поднимал эту проблему в своих работах. Решительно не понимаю, почему законодатель отказывается от принятия этих законов.

Существует два подхода. Один – мой и моих единомышленников – если в Конституции предусмотрен такой закон, извольте его принять. Второй подход – если есть реальная потребность в таком законе, тогда его надо принимать. Если нет – можно повременить.

То есть они полагают, что закон о Конституционном Собрании надо принять только в том случае, если появятся предпосылки к принятию новой Конституции.

Мне кажется, что это политические аргументы, рассчитанные на то, что при отсутствии закона не будет и политических обстоятельств. Но ведь политические обстоятельства возникают независимо от того, есть ли регулирующий их закон или нет.

Исторический пример. Была Конституция СССР, в которой предусматривалось право союзной республики на выход из СССР. Закона на этот счет не было. Мы осторожно намекали, что такой закон не помешало бы иметь. Но его не принимали, и многие даже не верили, что он когда-нибудь может понадобиться. Считалось, что никто не хочет выходить из СССР.

А когда вдруг поднялась волна суверенитетов, то Верховный Совет СССР под руководством Анатолия Ивановича Лукьянова спешно разработал и принял такой закон.

– Помню. Его еще назвали «законом о невыходе из Союза».

– Дело даже не в том, что закон был несовершенен. Момент был уже упущен. И тех, кто решил выйти, уже трудно было остановить законом. А ведь там прописана не только сама процедура выхода, но и урегулирование всех спорных вопросов, связанных с экономикой, с собственностью, с гражданскими правами.

Когда СССР развалился, все объекты, построенные в том числе на средства Союза, остались в собственности вышедших республик. Остались им и все автономии, народ которых даже не спросили, хотят ли они выхода из СССР.

Когда закон принят заранее, можно спокойно оценить, чем грозит та или иная процедура. А когда это делается впопыхах, то закон будет просто игнорироваться, так как в нем все увидят политические, а не правовые механизмы.

Совсем иной пример – принятие в 2001 г. конституционного закона о порядке принятия в состав РФ нового субъекта. 13 лет этот закон не применялся. Но в 2014 г., когда Республика Крым сначала заявила о суверенитете, а затем уже суверенное государство попросило принять его в состав РФ, все было сделано строго в соответствии с этим законом и с учетом международно признанного права на суверенитет. Как бы к нам ни придирались, но никто не может сказать, что мы приняли закон в соответствии с политической конъюнктурой.

– А почему так и не принят конституционный закон о конституционно-правовом статусе субъекта Российской Федерации?

– Я полагаю, что и этот закон следует принять.

– Есть ли, на ваш взгляд, в Конституции РФ слабые места?

– Безусловно. Со мной может не согласиться президент, но с точки зрения правоведа самым слабым местом является нарушенный баланс между президентом и парламентом. У президента очень сильные полномочия, а у парламента – очень слабые, и их можно было бы усилить. В частности, это касается влияния на состав правительства.

Министров силового блока у нас, как известно, назначает президент. Парламент мог бы давать согласие на такие назначения. Это предлагалось еще Ельцину, и в декабре 1992 г. он дал на это согласие. Но в окончательный текст Конституции это положение не попало. А когда принимали Закон о Правительстве в 1997 г., то в проекте записали, что президент не только назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы, но и отстраняет его по такой же процедуре. Однако с этим Ельцин решительно не согласился. Чтобы принять этот закон, пришлось такое предложение снять.

Получается, что парламент может долго согласовывать кандидатуру премьера, а потом уже назначенного председателя правительства президент может снять чуть ли не на следующий день. И парламент ничего не сможет сделать – все по закону.

Или, например, по Конституции Дума может выразить недоверие правительству. Но у депутатов может не быть претензий ко всему кабинету. Однако возникло недовольство работой отдельных министров. Почему-то потребовать их отставки парламент не может, он должен выражать недоверие правительству в целом.

Это какая-то круговая порука, как в армии, когда вместо одного проштрафившегося солдата наказывают все отделение, чтобы потом сослуживцы долго третировали провинившегося.

В свое время Дума полтора месяца требовала, чтобы президент снял двух министров и одного зампреда правительства, действиями которых депутаты были недовольны. Ельцин в итоге их снял, Дума отозвала свое «недоверие», но осадок, как говорится, остался.

Такие мелкие недочеты в Конституции встречаются.

У меня есть свои предложения по поправкам, которые могли бы урегулировать культуру взаимоотношений между ветвями власти. В частности, в прежней Конституции президента можно было отрешить от должности, если он не соблюдает присягу и Конституцию. В действующей – только за государственную измену и другое тяжкое преступление. Простите, но разве президент уже не обязан соблюдать Конституцию? Обязан. И все это понимают. По ст. 82 Конституции в своей присяге, которую президент приносит при вступлении в должность, он клянется, помимо прочего, «соблюдать и защищать Конституцию». Только вот об ответственности далее нет ни слова.

– Не пора ли готовить новую Конституцию?

– Не буду будоражить общественное мнение, сейчас эту идею большинство не поддерживает. Но некоторые вопросы в развитие норм о конституционном строе можно было бы уточнить. Правда, для этого надо поставить перед Конституционным Судом вопрос, можно ли, не изменяя первую и вторую главы, добавить в Конституцию слова о том, что у нас есть гражданское общество, назвать его институты. В законе об Общественной палате говорится, что она является одним из эффективных инструментов гражданского общества. Но что такое гражданское общество, нигде не указано.

Что такое демократия и демократические институты? Осуществляют ли они самоуправление в обществе? Об этом надо хотя бы общими словами сказать в Конституции. И, скорее всего, в первой ее главе. На встрече с президентом я сказал, что можно не менять Конституцию, но дополнить ее новой главой 1 прим, посвященной гражданскому обществу, ее институтам и политическим правам личности. Можно ли это сделать, должен истолковать Конституционный Суд.

– Если все-таки мы начнем готовить новую Конституцию, не окажется ли она хуже действующей?

– Вряд ли Россия сможет жить 100 или 200 лет по тексту, который был сформулирован в конкретных исторических условиях. Какие-то положения этого текста стабильны, но по другим возможна динамика. Даже в Конституции США 1787 г. имеется 27 принятых позже поправок. А Конституцию ФРГ, принятую в 1949 г., изменяли более 50 раз. Но она продолжала действовать. Мы тоже можем вносить в Конституцию поправки, но должны сделать так, чтобы она стала лучше, а не хуже.

В любом случае в Конституции останутся главные ее составляющие: тезисы о правовом и социальном государстве, о том, что Россия остается президентской республикой, что в ней допускаются разные формы собственности и соблюдаются основные права человека. Должны, на мой взгляд, быть развиты тезисы о политическом плюрализме и о гражданском обществе, позволяющие избирать такую власть, которой мы готовы доверить руководство страной.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: