Палата уголовного суда это

Обновлено: 23.04.2024

СУДЕБНАЯ ПАЛАТА, судебный орган, создан в ходе судебной реформы 1864. С. п. рассматривала наиболее крупные уголовные и гражданские дела, а также должностные преступления и апелляции на решения окружных судов. Судьи назначались императором по представлению министра юстиции. После октября 1917 упразднена.

Смотреть что такое "СУДЕБНАЯ ПАЛАТА" в других словарях:

СУДЕБНАЯ ПАЛАТА — судебный орган в России в 1864 1917. Рассматривала наиболее крупные уголовные и гражданские дела, а также должностные преступления и апелляции на решения окружных судов. Судьи назначались императором по представлению министра юстиции … Большой Энциклопедический словарь

Судебная палата — судебный орган в России в 1864 1917. Рассматривала наиболее крупные уголовные и гражданские дела, а также должностные преступления и апелляции на решения окружных судов. Судьи назначались императором по представлению министра юстиции.… … Политология. Словарь.

СУДЕБНАЯ ПАЛАТА — в судебной системе России 1864 1917 гг. вышестоящие по отношению к окружным судам инстанции. С.п. создавались, как правило, на территориях нескольких губерний. Председатели и члены этих судов назначались Императором. Требования к тем, кто хотел… … Юридическая энциклопедия

судебная палата — судебный орган в России в 1864 1917. Рассматривала наиболее крупные уголовные и гражданские дела, а также должностные преступления и апелляции на решения окружных судов. Судьи назначались императором по представлению министра юстиции. * * *… … Энциклопедический словарь

Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации — – государственный орган при Президенте в 1993 2000 гг. Содержание 1 История 2 Коллектив 3 Оценка … Википедия

СУДЕБНАЯ ПАЛАТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СПОРАМ — специальный орган при Президенте РФ с квазисудебными функциями. Образована в соответствии с Указом Президента РФ от 31 декабря 1994 г. Основная задача содействие Президенту РФ в эффективной реализации конституционных полномочий гаранта… … Юридический словарь

СУДЕБНАЯ ПАЛАТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СПОРАМ — государственный орган при Президенте РФ, призванный разрешать споры и иные дела, возникающие в сфере деятельности средств массовой информации, кроме тех, которые отнесены законом к юрисдикции судов РФ. С.п. по и.с. создана на основе учрежденного… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

СУДЕБНАЯ ПАЛАТА — в судебной системе России 1864 1917 гг вышестоящие по отношению к окружным судам инстанции С. п. создавались, как правило, на территориях нескольких губерний. Председатели и члены этих судов назначались Царем. Требования к тем, кто хотел занимать … Энциклопедический словарь экономики и права

СУДЕБНАЯ ПАЛАТА — в России в 1864–1917 гг. судебный орган; рассматривала наиболее крупные уголовные и гражданские дела, а также должностные преступления и апелляции на решения окружных судов; судьи назначались царем по представлению Министерства юстиции … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Народная судебная палата (Третий рейх) — Роланд Фрейслер, председатель Народной судебной палаты Народная судебная палата (нем. Volksgerichtshof) высший чрезвычайный судебный орган Третьего рейха. Созд … Википедия

105.В палате уголовнаго суда заседает председатель один, два советника и два ассессора.

106.Палата уголовнаго суда ни что иное есть как Юстиц-коллегии департамент, которому поручаются особенно уголовныя дела и следственныя дела в преступлении должнос­тей в той губернии.

107.Того наместничества уголовныя дела, кои подвергают обвиняемаго лишению жизни или чести, да внесутся из верьхняго земскаго суда, или верьхней расправы, или гу­бернскаго магистрата без всякой аппелляции или переноса прямо на ревизию и вершение палаты уголовнаго суда той губернии.

108.Ревизия уголовных дел ни что иное есть как прилежное разсмотрение, произведено ли дело порядочно и сходствен­но с законами, сколь для оправдания невинности, столь и для приведения в ясность преступления или для обличения преступника.

109.В палате уголовнаго суда стряпчей уголовных дел по приказанию и дозволению губернатора жалобу свою при­носит по его должности.

О течении дел уголовных

110.Течение дел уголовных да будет отныне следующим порядком: буде кто учинит уголовное преступление в под­судном ведомстве уезднаго суда, или городоваго магистра­та, или ратуши, или нижней расправы, тогда из сих судов тот в подсудном ведомстве, котораго то уголовное преступ­ление учинилось, долженствует учинить немедленное изследование произшедшаго преступления, и буде преступление не подлежит ни лишению жизни, ни лишению чести, ни торговой казни, то суд, изследовав, властен учинить в силу законов приговор решительный, который для исполнения и наказания преступника за преступление на месте уездный суд и нижняя расправа вручит нижнему земскому суду, а городовый магистрат или ратуша — городничему.

111.Буде же обвиняемый за преступление подлежит лише­нию жизни, или лишению чести, или торговой казни, тогда по изследовании дела с приличными законами и со мнением отошлет дело и обвиняемаго: уездный суд — в верьхний земский суд, городовый магистрат или ратуша — в губерн­ский магистрат, а нижняя расправа — в верьхнюю расправу для приговора.

112.Верьхний земский суд, или губернский магистрат, или верьхняя расправа, получа из суда следствие уголовнаго преступления, не теряя времени, прилежно входит в разсмотрение обстоятельств и учинит в силу законов приговор, который отсылает при описании дела в палату уголовнаго суда для ревизии о порядочном производстве и решении дела.

113.Палата уголовнаго суда по получении уголовнаго дела, не мешкав ни мало, учинит производству уголовнаго дела ревизию и приступает к решительному вершению дела, и для того взносит оное к государеву наместнику, дабы повелением его в страх злым наказан был преступник за преступление в том уезде или городе, где учинил злое дело.

Ревизия– (здесь) проверка. Ревизионный порядок пересмотра решений предполагал проверку дела в полном объеме и утверждение решения нижестоящего суда.

Решительное вершение дела– окончательное принятие решения.

О должности палаты гражданскаго суда

114.В палате гражданскаго суда заседает председатель один, два советника и два ассессора.

115.Палата гражданскаго суда ни что иное есть как соеди­ненный департамент Юстиц- и Вотчинной коллегий, кото­рому поручается аппелляция для ревизии гражданских дел на верьхний земский суд, губернский магистрат и верьхнюю расправу той губернии.

116.Ревизия гражданских дел ни что иное есть как прилеж­ное разсмотрение: произведено ли дело порядочно и сход­ственно с законами, сколь для приведения в ясность права оправданной стороны, столь и для опровержения мнимаго права противоречущей стороны.

Главной целью реформы являлось приспособление государственного аппарата к осуществлению его фискальных и карательных функций. Для этого проводились разукрупнение губерний и ликвидация провинций. Если накануне реформы в России насчитывалось 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов, то к концу царствования Екатерины II число губерний выросло до 50. Соответственно увеличилось количество уездов. Губернию составляла территорию с населением в 300—400 тыс. душ, она делилась на уезды по 20-30 тыс. душ. Вместе с упразднением провинций отменили должности воевод.

При организации губернского и уездного управления была сделана попытка разделить местные власти, отделить судебную власть от административной. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Ему принадлежала вся полнота власти в губернии. Он возглавлял Губернское правление, в которое, кроме него, входили два советника. Губернатору был непосредственно подчинён губернский прокурор, выполнявший надзорные функции по отношению ко всем губернским органам. В его распоряжении находились два стряпчих.

Всеми доходами и расходами губернских органов ведала Казенная палата, поставляемая вице-губернатором. В её состав входили: директор экономии, совет-пик, два асессора и губернский казначей. В подчинении вице-губернатора находился также губернский землемер.

Губернские судебные учреждения представляли собой две палаты: Палата yголовного суда и Палата гражданского суда. В каждой из них состояли два советника и два асессора. Само судопроизводство имело чисто сословный характер. Для рассмотрения дел дворян созывался Верхний земский суд в составе двух председателей и 10 заседателей. Горожан судил Губернский магистрат в составе двух председателей и шести заседателей. Дела казённых крестьян рассматривала Верхняя расправа, включавшая двух председателей и 10 заседателей. Все председатели судов назначались правительством, а заседатели выбирались соответствующими сословными собраниями и утверждались губернатором.

Должностные лица общей и финансовой губернской администрации, а также состав палат уголовного и гражданского суда назначались правительством.

На уездном уровне общее административное руководство вручалось Нижнему земскому суду во главе с земским исправником или капитаном. В составе суда были 2-3 заседателя. Состав Нижнего земского суда выбирался местным дворянством. В уездном городе администрацию возглавлял комендант, а там, где его не было городничий. В более крупном городе имелся подчинённый городничему начальник полиции. Финансовыми вопросами в уезде ведал уездный казначей, а земельными - уездный землемер. Надзорные функции выполнял уездный стряпчий. Медицинскую помощь оказывали уездный доктор и лекарь.

Судебные дела дворян в уезде рассматривал Уездный суд в составе судьи и двух заседателей. Дела городских жителей разбирал городской голова или выборный городовой магистрат в составе двух бургомистров и четырех ратманов. Дела казенных крестьян в уезде рассматривала Нижняя расправа в составе расправного судьи и восьми выборных заседателей. Расправные судьи назначались губернским правлением из числа дворян.

Реформой 1775 г. была введена должность генерал-губернатора, которому обычно поручалось управление несколькими губерниями. Полномочия генерал - губернатора были несколько шире, чем полномочия губернатора. Ему подчинялись губернаторы, он являлся «главнокомандующим в отсутствие императорского величества», имел право непосредственного доклада императору, принятия экстренных мер в случае народных волнений и стихийных бедствий и т. д.

Реформа 1775 г. носила ярко выраженный феодально-крепостнический характер, она значительно укрепила позиции дворянства на местах. Был создан аппарат, который мог эффективнее, чем прежде, пресекать классовые выступления угнетённых крестьян. Попытка отделить судебную власть от административной, хотя и не удалась в полной мере, носила прогрессивный характер.

В ходе судебной системы была сформулирована и упрочнена сословная судебная система. Предполагалось установить несколько видов судов — духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый (по купеческим и маклерским делам); военный; придворный (по уголовным делам придворных чином); специальный (по таможенным делам).

Уголовные, гражданские и полицейские суды должны были создаваться по территориальному принципу — земские и городские. В городах, кроме того, предполагалось ввести цеховые суды.

Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности: уезд — провинция — губерния.

Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство — гласным.

Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г. В процессе этой реформы была сформулирована и yпрочена сословная судебная система.

Высшими судебными инстанциями в губерниях стали Палаты по уголовным и гражданским делам — всесословные судебные учреждения. Далее шла сложная система сословных судов.

1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.

Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов, — по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города).

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, и которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян — по дворянским делам, горожан — по делам горожан, крестьян — по крес­тьянским делам. Суд носил характер примирительного — рассматривал гражданские иски, а также специального суда — по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

Апелляционной и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам). В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе. К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.

Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы. При судах состояли прокуроры и стряпчие, назначаемые Сенатом. Контроль за судами осуществлял генерал-прокурор.

Верхним земским судам подчинялись суды первой инстанции: уездные суды, дворянские опеки и нижние земские суды.

Верхний надворный суд был местным апелляционным судом для рассмотрения уголовных и гражданских дел лиц, находящихся на государственной службе. Суды этого уровня были оборудованы в Санкт-Петербурге и Москве, их задача заключалась в выделении высших чиновников из подсудности общим судам.

Верхние надворные суды рассматривали в качестве второй инстанции дела, прошедшие через нижние надворные суды. Решения Верхних надворных судов подлежали утверждению Палатой уголовного суда.

Верхняя расправа в качестве второй инстанции рассматривала уголовные и гражданские дела государственных, экономических, дворцовых крестьян и однодворцев. Верхние расправы учреждались в губерниях но инициативе губернаторов. Председатели расправ назначались Сенатом по представлению Губернского правления, заседатели избирались крестьянами из своей среды и утверждались губернатором. Верхние расправы были апелляционными судами для нижних расправ и нижних земских судов (в губерниях, где не было Верхних земских судов).

Решения расправ могли быть также обжалованы в Палатах уголовного или гражданского суда.

Губернский магистрат являлся местным судебным учреждением губернских городах. Губернские магистраты подчинялись Губернскому правлению и, в свою очередь, имели в подчинении городовые магистраты и ратуши, сиротский суд.

В губернских городах учреждались также специальные суды: губернский совестный суд, рассматривавший малозначительные уголовные дела и гражданские споры в качестве третейского или мирового суда; дворянская опека для управления делами дворянских вдов и сирот (при дворянском уездном суде под председательством уездного предводителя дворянства); сиротский суд, ведавший вопросами опеки мещанских вдов и сирот (при городовом магистрате под председательством уездного городского головы).

Председатели Губернских магистратов назначались Сенатом. Заседатели избирались купечеством и мещанами губернского города и утверждались губернатором.

В компетенцию Губернских магистратов входило рассмотрение споров «о владениях и привилегиях», о разделе имущества, разбор жалоб на действия Городской и Шестигласной дум (с 1785 г.), пересмотр решенных в нижней инстанции уголовных дел. Им подчинялись как городовые магистраты, руководствовавшиеся в своих решениях российским законодательством, так и ратуши городов, вошедших в империю в конце XVII — начале XVIIIв. и руководствовавшихся нормами городского магдебургского права.

Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей). Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами. Продолжала существовать и действовать вотчинная юстиция.

Представители разных сословий в Уложенной комиссии выразили явное стремление закрепить свои сословные права. Это стремление было особенно характерным для дворянства: оно настаивало на сохранении уездных сословных корпораций, получающих право влиять на местное управление и суд. Дворянские уездные предводители (избираемые для выборов депутатов в Комиссию) должны были остаться в качестве постоянно действующего сословно-корпоративного института. Высказывались также требования учредить должность уездного исправника,которому следует поручить руководство местной полицией.

В целом губернская властьформировалась на трех уровнях: первый бессословный составляли губернские палаты (казенная, уголовная, гражданская) и губернское правление.

Второй включал сословные губернские суды (верхний земский, губернские магистраты, верхние расправы) и часть бессословных учреждений (совестные суды, приказ общественного призрения).

Третий уровень состоял исключительно из сословных учреждений (нижний земский суд, нижняя расправа, уездные городские магистраты).

Характерно, что полицейские функции осуществляли дворянские учреждения — нижний земский суд, как полицейский орган, действовал в пределах всего уезда, а его председатель (исправник) избирался только дворянами.

Таким образом, судебная система сделала попытку отделить суд от администрации. Используя теорию разделения властей, и совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Но в то же время разделение властей не было полным, так как губернатор мог вмешиваться в дела суда.

Совет Безопасности может передать "ситуацию" Прокурору, действуя согласно Главе VII Устава ООН, когда, как представляется, были совершены одно или несколько преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда (статьи 13(b))

Прокурор может начать расследование proprio motu на основании полученной из любого надежного источника информации о совершении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда (статьи 13(с) и 15).

Совет Безопасности также может обратиться к Суду с просьбой отсрочить расследование или уголовное преследование на 12 месяцев, приняв резолюцию на этот счет согласно Главе VII Устава ООН (статья 16).

Статут предусматривает создание трех палат в рамках Суда, которые соответствуют порядку «движения» дела в Суде:

Палата предварительного производства, которая занимается обеспечением расследования дела, - дает санкцию прокурору на расследование дела по собственной инициативе, выдает ордер на арест и приказ о явке в суд, принимает решение об утверждении обвинений лицу и др. После утверждения обвинений дело переходит в Судебную палату.

2. Судебная палата на заседании Международного уголовного суда рассматривает дело по сути и принимает решение. Само по себе решение, согласно Статуту, не должно выходить за рамки фактов и обстоятельств, изложенных в обвинении. Также установлена обязанность Суда обосновывать свое решение исключительно на доказательствах, представленных ему и рассмотренных им в ходе судебного разбирательства. В случае установления вины лица, обвиняемого в совершении преступления, Суд принимает решение о назначении наказания. При этом Судебная палата может провести дополнительное судебное слушание для определения меры наказания.

Римский статут предусматривает создание Апелляционной палаты, что является нетипичным для международных судебных учреждений. Стороны процесса могут обжаловать в Апелляционной палате как решения Судебной палаты, так и Палаты предварительного производства. Апелляционная палата при рассмотрении дела обладает теми же полномочиями, что и Судебная палата, однако ее решения являются окончательными и обжалованию не подлежат

Суд может осуществлять свою юрисдикцию, только если предполагаемое преступление было совершено после вступления в силу Римского Статута (статья 11(а)); и в большинстве случаев когда:

предполагаемое преступление было совершено на территории государства-участника;

СУДЕБНЫЕ ПАЛАТЫ СУДЕБНЫЕ ПАЛАТЫ - в судебной системе России 1864-1917 гг. вышестоящие по отношению к окружным судам инстанции. Создавались обычно на территориях нескольких губерний. Председатели и члены этих судов назначались царем. Требования к тем, кто хотел занимать такую должность, во многом совпадали с требованиями, предъявлявшимися к кандидатам в окружные судьи. К основным функциям С.п. относились: а) принятие решений о предании суду, в т.ч. и по делам, рассматривавшимся в окружных судах с участием присяжных; б) разбирательство по первой инстанции дел о государственных преступлениях и "преступлениях по должности" (обычно в эти суды попадали чиновники так называемого среднего уровня); в) проверка в апелляционном порядке обоснованности и законности решений окружных судов по гражданским делам и их приговоров, вынесенных по уголовным делам без участия присяжных заседателей или сословных представителей. По первой инстанции в судах этого уровня решения и приговоры выносились, как правило,, профессиональными судьями. Для некоторых случаев закон допускал или считал обязательным участие сословных представителей. Участие присяжных не предусматривалось.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "СУДЕБНЫЕ ПАЛАТЫ" в других словарях:

Судебные палаты — см. Судоустройство … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

судебные палаты — в судебной системе России 1864 1917 гг. вышестоящие по отношению к окружным судам инстанции. Создавались обычно на территориях нескольких губерний. Председатели и члены этих судов назначались царем. Требования к тем, кто хотел занимать такую… … Большой юридический словарь

СУДЕБНЫЕ УСТАВЫ 1864 г. — – законы о судоустройстве, уголовном и гражданском процессах, принятые 20 ноября 1864 г. (Учреждение судебных установлений, Уставы уголовного и гражданского судопроизводства, Положение о нотариальной части помещены в Своде законов Российской… … Советский юридический словарь

Судебные процессы по иску швейцарской фирмы "Нога" к России — Швейцарская экспортно импортная торговая фирма Нога основана в 1957 году. Включает сеть гостиниц, занимается торговлей и финансами, а также строительством, реализует крупные проекты в Африке. В 1991 году российское правительство заключило со… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Судебные пристава — в России институт не совершенно новый. Еще древнерусское судостройство знало приставов, вызывавших на суд ответчика и свидетелей и производивших взыскания по определению суда. В московский период значение приставов постепенно падало, а в XVIII… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Палаты уголовного и гражданского суда — апелляционные и ревизионные судебные инстанции на уровне губерний. Созданы в ходе Губернской реформы 1775 г … Краткий словарь историко-правовых терминов

Судебные по уголовным и гражданским делам палаты — в 2 й пол. XIX в. апелляционные инстанции по приговорам окружных судов … Краткий словарь историко-правовых терминов

Международные судебные органы — Международные суды судебные органы, создаваемые на основе международных договоров для рассмотрения споров между государствами или между государствами и частными лицами. К ним, в частности, относятся: Международный суд ООН Международный… … Википедия

ad hoc panels of CAS — судебные палаты ad hoc Спортивного арбитражного суда (CAS), формируемые Спортивным арбитражным судом для ускоренного рассмотрения споров, возникающих в ходе проведения Олимпийских игр и других крупнейших спортивных соревнований. Несмотря на свое… … Glossary of international commercial arbitration

Судоустройство — I совокупность постановлений, определяющих организацию суда и его вспомогательных органов. Судебная власть есть одна из отраслей власти государственной, или по выражению наказа имп. Екатерины II один из средних протоков, через которые действует… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: