Ответственность за загрязнение морской среды с судов

Обновлено: 18.04.2024

В соответствии со статьёй 68 Водного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Кроме того, статьёй 8.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.Совершение данного административного правонарушения повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

В случаях же, если загрязнение водных объектов повлекло за собой существенные негативные последствия, виновному лицу грозит уголовная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Уголовного кодекса Российской Федерации за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству виновному лицу грозит штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев.

В случае если те же деяния, повлекли причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершены на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, виновному лицу грозит ответственность вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. Если же вышеуказанные деяния повлекли по неосторожности смерть человека виновнику грозят принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок.

Кроме того, следует помнить, что привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими впредь.

Информация подготовлена Томской межрайонной природоохранной прокуратурой

Прокуратура
Томской области

Прокуратура Томской области

23 сентября 2020, 09:16

Уголовная и административная ответственность за загрязнение водных объектов

В соответствии со статьёй 68 Водного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Кроме того, статьёй 8.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.Совершение данного административного правонарушения повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

В случаях же, если загрязнение водных объектов повлекло за собой существенные негативные последствия, виновному лицу грозит уголовная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Уголовного кодекса Российской Федерации за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству виновному лицу грозит штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев.

В случае если те же деяния, повлекли причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершены на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, виновному лицу грозит ответственность вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. Если же вышеуказанные деяния повлекли по неосторожности смерть человека виновнику грозят принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок.

Кроме того, следует помнить, что привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими впредь.

Информация подготовлена Томской межрайонной природоохранной прокуратурой

УК РФ Статья 252. Загрязнение морской среды

1. Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и водных биологических ресурсов либо препятствующих правомерному использованию морской среды, -

(в ред. Федеральных законов от 09.04.2007 N 46-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 06.05.2010 N 81-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, водным биологическим ресурсам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам, -

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Статья 121. Ответственность судовладельца за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Судовладелец несет ответственность за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей.

2. Вред, который причинен имуществу физических лиц или юридических лиц, а также инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей и в результате которого такое имущество утрачено или повреждено, включая расходы на ремонтные либо восстановительные работы для возобновления нормального функционирования поврежденного имущества, расходы на подъем, удаление и утилизацию затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находящихся на судне предметов, подлежит возмещению.

Ущерб, нанесенный вследствие утечки, слива или сброса с судна нефти и других веществ и повлекший за собой причинение вреда имуществу физических лиц или юридических лиц, включает в себя возмещение расходов на принятие разумных восстановительных мер, а также мер по предотвращению ущерба или ликвидации его последствий.

3. В случае, если вред имуществу физических лиц или юридических лиц загрязнением с судна нефтью и другими веществами, в том числе вследствие утечки, слива или сброса с судна нефти и других веществ, причинен более чем одним судном, владельцы этих судов несут ответственность за причиненный вред пропорционально степени вины каждого из них, если не докажут, что имеют право на освобождение от ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если ответственность между виновными судовладельцами невозможно разделить, они несут ее солидарно.

4. Эксплуатация владельцем (в том числе в целях транзита) судов, за исключением маломерных судов, прогулочных судов, спортивных парусных судов и несамоходных судов для перевозок сухогрузов, допускается, если застрахована его гражданская ответственность или имеется банковская гарантия обеспечения его гражданской ответственности (далее - финансовое обеспечение) за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей. Объектом указанного страхования или финансового обеспечения являются имущественные интересы судовладельца, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей.

5. В соответствии с настоящей статьей подлежат страхованию или финансовому обеспечению следующие страховые риски:

1) возникновение ответственности владельца судна за вред, причиненный при столкновении его с другими судами;

2) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный его судном имуществу третьих лиц в результате утраты (гибели) или повреждения любого имущества (включая плавучее), в том числе инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей;

3) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный загрязнением с судна нефтью и другими веществами;

4) возникновение ответственности за убытки, причиненные в связи с подъемом, удалением и утилизацией затонувшего судна, в части обязанности судовладельца, предусмотренной настоящим Кодексом.

6. Минимальная страховая сумма или минимальная сумма финансового обеспечения устанавливается в отношении каждого судна владельца в соответствии с валовой вместимостью судна в следующем порядке:

1) для судов вместимостью до 200 включительно минимальная страховая сумма составляет два миллиона рублей;

2) для судов вместимостью более чем 200 до 2000 включительно минимальная страховая сумма составляет два миллиона рублей плюс десять тысяч рублей за каждую единицу вместимости свыше 200;

3) для судов вместимостью более чем 2000 минимальная страховая сумма составляет двадцать миллионов рублей плюс восемь тысяч рублей за каждую единицу вместимости свыше 2000.

7. Наряду с указанными в пунктах 5 и 6 настоящей статьи страховыми рисками и страховыми суммами договором страхования могут быть предусмотрены иные страховые риски и страховые суммы в размере, превышающем страховые риски и страховые суммы, установленные пунктами 5 и 6 настоящей статьи.

8. Для целей настоящей статьи вместимость судна определяется на основании мерительного свидетельства, предусмотренного статьей 14 настоящего Кодекса.

9. В случае, если ответственность судовладельца, установленная пунктом 1 настоящей статьи, застрахована в соответствии с условиями, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, или в соответствии с иными договорами страхования, в том числе договорами страхования, заключенными как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, по страховым рискам и на страховые суммы в размерах не менее чем размеры страховых сумм, указанных в пункте 6 настоящей статьи, считается, что требования пункта 4 настоящей статьи судовладельцем исполнены полностью и дополнительного страхования или финансового обеспечения, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, не требуется при условии соблюдения требований пункта 10 настоящей статьи.

10. Страховщик подтверждает заключение договора страхования путем выдачи судовладельцу страхового полиса, страхового сертификата (далее - страховой полис). Страховой полис выдается в отношении каждого судна владельца независимо от флага, под которым оно плавает, или регистрации судна с указанием также наименования судна или его номера, идентификационного номера, присвоенного судну при его государственной регистрации, порта (места) регистрации, судовладельца и места его основной деятельности (наименование и место нахождения - для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства - для физического лица).

Копия страхового полиса, заверенная страховщиком, выдавшим страховой полис, находится на судне и предъявляется должностному лицу органа государственного надзора и должностному лицу администрации бассейна внутренних водных путей, в том числе при осуществлении государственного портового контроля.

Если текст страхового полиса оформлен на любом языке, за исключением русского языка или английского языка, такой текст должен содержать перевод на один из указанных языков.

При наличии финансового обеспечения вместо страхового полиса выдается документ, который подтверждает финансовое обеспечение и должен содержать информацию, указанную в настоящем пункте. Если текст документа оформлен на любом языке, за исключением русского языка или английского языка, такой текст должен содержать перевод на один из указанных языков.

11. При наступлении страхового случая потерпевшее лицо, в том числе администрация бассейна внутренних водных путей, вправе предъявить непосредственно к страховщику или к организации, выдавшей документ о финансовом обеспечении, требование о возмещении вреда, причиненного имуществу, и (или) о возмещении расходов на подъем, удаление, утилизацию затонувшего судна или иного затонувшего имущества. Соответствующее заявление направляется страховщику или организации, выдавшей документ о финансовом обеспечении, вместе с документами, подтверждающими причинение такого вреда и его размер.

12. При заключении договора страхования и в период его действия страховщик может проводить за свой счет самостоятельно или с привлечением экспертных организаций экспертизу судна, в том числе экспертизу на предмет соответствия судна требованиям, предъявляемым к нему настоящим Кодексом.

13. Судовладелец содействует в проведении назначенной страховщиком экспертизы судна, в том числе обеспечивает доступ экспертных организаций на судно и предоставляет им имеющуюся на судне техническую и иную документацию.

Куделькин Николай Сергеевич - кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора эколого-правовых исследований Института государства и права Российской академии наук.

В статье рассматривается чрезвычайно важное для современного права понятие "загрязнение морской среды", поскольку от его содержания во многом зависит уровень охраны Мирового океана. Дается характеристика данного понятия с точки зрения как естественных наук, так и юриспруденции. Исследуются определения данного термина, используемые в международном и российском праве (международных конвенциях и федеральных законах Российской Федерации). Анализируются взгляды по данному вопросу отечественных и зарубежных специалистов: юристов, ученых-экологов. В процессе работы использовались общенаучные, частные и специальные методы познания, в их числе: логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, метод анализа и синтеза, формально-юридический и др. В статье проведен с междисциплинарных позиций анализ понятия "загрязнение морской среды", используемого в отечественном и международном праве, сделаны предложения по совершенствованию данного понятия. В особенности о необходимости расширения используемого в настоящее время определения рассматриваемого термина в части, касающейся видов и способов совершения "загрязнения морской среды".

Ключевые слова: морская среда, загрязнение, понятийный аппарат, охрана природы, мировой океан, загрязнитель, экология, сброс, захоронение, инвазия.

Kudelkin Nikolay Sergeevich - PhD in Law, Scientific Researcher of the Department of Environmental Legal Studies of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences.

The article concerns the definition of "pollution of marine environment", which is extremely topical for the modern law, since the threshold of protection of the World ocean to a considerable extend depends on its elements. The author characterizes this term from the standpoints of natural sciences and jurisprudence. He studies definitions of this term in international and Russian law (including international treaties and Federal Laws of the Russian Federation). The author then analyzes the position of Russian and foreign legal scholars and environmental specialists on this issue. The author used general and specific scientific cognition methods, including logical, systemic and structural analysis, comparative legal studies, analysis and synthesis, formal legal approach, etc. The article includes an interdisciplinary study of the definition of "pollution of marine environment" in Russian and international law, and he provides propositions for its improvement, especially concerning widening the scope of this term in part of types and methods of committing "pollution of marine environment".

Key words: marine environment, pollution, definition apparatus, environmental protection, the World ocean, pollution agent, environment, dump, disposal, invasion.

Мировой океан имеет исключительное значение в жизнеобеспечении Земли. Это и "легкие" Планеты, и сосредоточение огромных богатств полезных ископаемых, и биологические ресурсы. Сохранение морской среды должно являться одним из приоритетных направлений как международной, так и национальной политики. Очевидно, что понятие "загрязнение морской среды" играет в этой связи первостепенную роль, от его содержания во многом зависит уровень охраны этого природного объекта.

Рассмотрение данного вопроса целесообразно начать с определений загрязнения, применяющихся в естественных науках. Одно из определений загрязнения в экологии звучит как "неблагоприятное изменение нашего окружения, являющееся полностью или в основном побочным результатом деятельности человека" (Б. Небел, 1994). Под загрязнением также понимается внесение в ту или иную экологическую систему несвойственных ей живых и (или) неживых компонентов, физических или структурных изменений, прерывающих или нарушающих процессы круговорота и обмена веществ, потока энергии с непременным следствием в виде снижения продуктивности или разрушения этой экосистемы .

Французский ученый Ф. Рамад определял загрязнение как "неблагоприятное изменение окружающей среды, которое целиком или частично является результатом человеческой деятельности, прямо или косвенно меняет распределение приходящей энергии, уровни радиации, физико-химические свойства окружающей среды и условия существования живых существ" .

Передельский Л.В. Экология: Учебник. М.: Проспект, 2008. С. 231.

В словаре по естественным наукам приводится следующее определение загрязнения - привнесение в среду, или возникновение в ней новых (нехарактерных для нее) физических, химических или биологических агентов, или превышение естественного среднемноголетнего уровня концентрации тех же агентов в рассматриваемый период .

В науке различают следующие виды загрязнения окружающей среды: химическое (тяжелыми металлами, пестицидами, СПАВ, пластмассами и т.п.), физическое (тепловое, шумовое, радиоактивное, электромагнитное) и биологическое (биогенное, микробиологическое, чужеродными видами).

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает такой тип загрязнения, как загрязнение чужеродными видами. Оно сложно контролируется и представляет огромную угрозу как для морской среды, так и для сохранения биоразнообразия в целом.

В настоящее время в результате антропогенной деятельности ежедневно перемещаются десятки тысяч видов животных и растительных организмов, причем значительное число успешных интродукций чужеродных видов приводит к серьезнейшим экологическим, социальным и экономическим последствиям. Чужеродные (инвазивные) виды считаются второй по значению угрозой биоразнообразию (после разрушения мест обитания). Вселение чужеродных видов животных, растений и микроорганизмов в природные сообщества в результате деятельности человека (интродукции) представляет собой один из типов "биологического загрязнения". Последствия биологического загрязнения, в отличие от других видов антропогенного воздействия, имеют, как правило, необратимый характер, что обусловливает особую опасность этого вида антропогенного воздействия. Одним из наиболее ярких примеров катастрофических биологических инвазий является сравнительно недавнее занесение с балластными водами судов американского гребневика мнемиопсиса в Черное и Каспийское моря .

Однако, говоря о загрязнении чужеродными видами, следует помнить о том, что большая часть таких случаев происходит хотя и благодаря деятельности людей, но без их контроля, что отмечают и западные ученые, занимающиеся данной проблематикой. Следовательно, большая часть подобного загрязнения происходит невиновно (суда неизбежно перевозят огромное число живых организмов в балластных водах, которые закачиваются в балластные отсеки для выравнивания ватерлинии, компенсации грузов; эти отсеки могут содержать тысячи тонн воды, а организмы, содержащиеся в этой воде, могут быть перенесены и выпущены в результате сброса воды в другой окружающей среде и стать в ней захватчиками, выживая коренные виды и причиняя существенные изменения окружающей среде), в результате чего невозможно применение ответственности либо установление виновных невозможно из-за того, что последствия такого вида загрязнения проявляются не сразу, в отличие, например, от загрязнения химическими веществами.

Для сокращения числа чужеродных видов, перевозимых в балластных водах (а также болезнетворных микробов), по мнению профессора Фреда Доббса (Fred Dobbs (Old Dominion University)), возможно применение широкого ряда методов: от фильтрации до использования биоцидов - веществ, способных уничтожать или повреждать живые организмы, от ультразвука до облучения ультрафиолетом . Закрепление подобных мер на уровне Международной Морской Организации могло бы увеличить эффективность борьбы с инвазиями, а также обеспечить возможность применения ответственности за нарушение данных стандартов.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет загрязнение окружающей среды как поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду (т.е. наносят экологический вред). Из этого определения следует, что российский законодатель понимает под загрязнением процесс, приводящий к негативным последствиям (к изменениям свойств окружающей среды), а не процесс, который создает угрозу наступления таких последствий.

СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Определения же загрязнения в международном праве несколько отличаются от понятия, принятого в Российской Федерации. Например, в соответствии с Конвенцией по морскому праву (1982) под загрязнением морской среды понимается привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, включая эстуарии, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха. Другие международные конвенции, посвященные охране морской среды, в целом используют аналогичный подход к загрязнению морской среды или загрязнителям; в них учитывается не только наступивший вред, но и возможность его наступления.

СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493.

Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря (1992) дает определение загрязнению морской среды с суши (от наземных источников), под которым понимается загрязнение моря сбросами с суши от всех видов точечных или рассредоточенных источников, поступающими в море водным или воздушным путем либо непосредственно с побережья. Оно включает также загрязнение в результате любого преднамеренного удаления с суши на морское дно посредством тоннеля, трубопровода или другим путем.

Сборник рекомендаций Хельсинкской комиссии. Справочно-методическое пособие. СПб.: РОО "Экология и Бизнес", 2001. С. 19 - 66.

В статье 252 УК РФ, предусматривающей ответственность за загрязнение морской среды, данное явление описано крайне сжато и не раскрыто полностью: в случае загрязнения из находящихся на суше источников законодатель не указывает конкретные способы совершения данного вида деяния, следовательно, оно может быть совершено любыми способами и включать все виды загрязнения. Однако в случае загрязнения морской среды из источников, находящихся непосредственно в морской среде, либо над ней, законодатель раскрывает признаки деяния путем описания способов его совершения, указывая при этом сброс и захоронение веществ и материалов (с нарушением правил), таким образом, исключая некоторые виды загрязнения, например энергией.

В соответствии с Конвенцией по морскому праву (1982) под захоронением понимается: а) любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций; б) любое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций.

СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493.

При этом "захоронением" не считается: а) удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций и их оборудования, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, платформами или другими искусственно сооруженными в море конструкциями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, платформам или другим искусственно сооружаемым в море конструкциям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, платформах или конструкциях; б) помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям Конвенции.

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972) определяет сброс как любое преднамеренное удаление в море отходов или других материалов с судов, самолетов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций; любое преднамеренное захоронение в море судов, самолетов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций.

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII. М.: Международные отношения, 1978. С. 540 - 549.

Иными словами, в данном определении понятия "захоронение" и "сброс" соотносятся как часть и целое, но понятие "захоронение" применяется только в отношении затопления в море судов, самолетов, платформ или других искусственных сооружений, т.е. не материалов или каких-либо веществ, а технических объектов.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью (Лондон, 12 мая 1954 г.) применяет термин "слив", который по отношению к нефти или нефтяной смеси означает любой слив или утечку, независимо от того, чем оно вызвано.

Анализ данных (конвенционных) понятий показывает, что определения сброса и захоронения являются либо идентичными, либо взаимопоглощающими.

В российском законодательстве данные понятия достаточно четко определены и разделены, их разъяснение дается в ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" . Под термином "захоронение" понимается преднамеренное удаление отходов или других материалов. Вредные вещества захоронению не подлежат. К ним применяется термин "сброс". Сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества, означает любой сброс с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также сброс вредных веществ для проведения правомерных морских научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним.

СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.

Следует отметить, что положения ст. 37 указанного Закона не распространяются на объекты, расположенные на берегу, а касаются лишь объектов, место нахождения которых - морская среда.

В учебниках по уголовному праву и комментариях к УК РФ понятие "загрязнения морской среды" раскрывается как привнесение в морскую среду веществ и материалов, ухудшающих качество морской среды, ограничивающих ее использование, приводящее к уничтожению, сокращению, истощению или заболеваниям живых ресурсов моря . К понятию "загрязнение" подходят как к процессу, имеющему негативные последствия в виде изменения качества морской среды, либо понятие "загрязнения морской" среды определяется с помощью описания некоторых способов его совершения , что является недостаточным для раскрытия такого сложного понятия.

Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунеева, А.В. Наумова. 2-е изд., перераб. и доп. С. 359.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.И. Рарог) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2011 (7-е издание, переработанное и дополненное).

См., например: Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Отв. ред. А.В. Наумов. М.: Юристъ, 2004. С. 640; Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. А.И. Рарога. М.: Проспект, 2008. С. 470.

Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник для вузов / Под ред. Н.Г. Кадникова. М.: Городец. С. 681; Ветров Н.И. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2000. С. 331; Уголовное право России. Практический курс / Под ред. А.И. Бастрыкина, А.В. Наумова. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 606.

На наш взгляд, наиболее емкое и полное определение термина "загрязнение морской среды" дано в Конвенции по морскому праву (1982) , так как в нем оно рассматривается не только как процесс, приводящий к негативным изменениям морской среды, но и как процесс, который создает угрозу наступления таких последствий.

СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493.

Однако заметим, что понятия загрязнения, предложенные учеными-экологами, значительно более емкие и описывают больше видов загрязнения, чем понятия, используемые правоведами.

По нашему мнению, для более полной защиты морской среды необходимо, чтобы понятие загрязнения включало все виды и способы, которыми оно может быть совершено, а не только самые распространенные, так как интенсивность освоения и использования морской среды растет и будет продолжать расти, поскольку увеличивающееся быстрыми темпами население Земли все больше будет нуждаться в Океане как источнике минеральных и биологических богатств, альтернативной энергии, как транспортной системе, связывающей собой все части света. Таким образом, в недалеком будущем те виды и способы загрязнения морской среды, которые в настоящий момент еще не являются основными, могут развиться до угрожающих масштабов.

Библиография:

References (transliteration):

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Предмет преступления - морская среда, т.е. воды моря, животный и растительный мир, рекреационные зоны, объекты природной среды. В диспозиции статьи использован термин "морская среда". Учитывая аналогию с термином "среда обитания", представляется, что в данном случае подразумевается широкое понятие моря. Имеется в виду комплекс естественных условий обитания для человека, флоры и фауны, связанный с морем.

УК РФ под морской средой подразумевает внутренние морские воды РФ, воды открытого моря, территориальные воды (например, Баренцева, Карского морей, Тихого океана).

Внутренние морские воды - это воды, глубоко вдающиеся в сушу, сообщающиеся с океаном и проливами (Черное, Балтийское, Белое моря). Понятие внутренних морских и территориальных вод определены ст. 5 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"[299] и ст. ст. 14, 15 Водного кодекса РФ.

Правовую базу, обеспечивающую безопасные условия пользования морскими водами, образует ряд международных актов, ратифицированных СССР и Россией. Основными из них являются Конвенция об открытом море 1958 г.[300], Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г.[301], Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.[302].

Объективная сторона преступления выражается в действии либо бездействии, связанном с загрязнением морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды.

Под нарушением правил захоронения или сброса вредных веществ и материалов следует понимать их умышленное затопление вопреки требованиям Правил охраны от загрязнения прибрежных вод морей (от 12 апреля 1984 г.) и Правил выдачи разрешений на сброс в целях захоронения в море отходов и других материалов, регистрации их характеристик и количества, определения места, времени и метода сброса (от 26 января 1983 г.)[303].

Под захоронением подразумевается погружение веществ и материалов в воду и оставление их в водной среде. Преступление считается оконченным с момента сброса.

Под сбросом понимается любое преднамеренное удаление веществ и материалов, их объектов в море.

Искусственные сооружения, возведенные в море, - это, например, платформы, т.е. стационарные технические устройства, предназначенные для выполнения работ в море: буровые установки, маяки, сооруженные в море, и т.д.

Вредными для здоровья людей и живых ресурсов моря являются яды, ртутные соединения, нефть и нефтепродукты, сульфиды, хлористые вещества, соли и другие вещества, способные уничтожать, отравлять либо заражать живые организмы.

Под "препятствованием правомерному использованию морской среды" следует понимать невозможность лова рыбы, водных животных, использования воды для опреснения и т.д.

Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 252 УК РФ, - формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из указанных деяний.

Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом или неосторожностью.

Субъект специальный - лицо, на которого возложена обязанность по осуществлению контроля за сбросом в море вредных веществ: директора предприятий, капитаны судов, командиры воздушных судов, должностные лица платформ, работники платформ или члены экипажей, обязанные согласно должностным инструкциям сообщать соответствующим организациям о готовящемся или произведенном сбросе, члены команды судна.

Статья 252 УК РФ предусматривает квалифицирующие признаки: причинение существенного вреда здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам (ч. 2), а также повлекшие по неосторожности смерть человека (ч. 3).

Порча земли (ст. 254 УК РФ)

Предмет преступления - земли: находящиеся в промышленной зоне, сельскохозяйственных угодий, отдельных пользователей земельных участков (населенных пунктов, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; природоохранного, а также природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; лесного и водного фондов, а также земли запаса).

Таким образом, имеются в виду любые виды земельных участков (угодий): освоенные, осваиваемые либо неосваиваемые человеком, выведенные из оборота независимо от формы собственности на землю или характера владения ею. В смысле анализируемой статьи смежным с термином "земля" является понятие "почвы" как минерально-органическое образование, поверхностный слой земли, характеризующийся плодородием.

Уровень вредного воздействия на землю определяется Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации от 23.12.1993 г., Положением о порядке выдачи лицензий на проведение исследований по выявлению деградированных и загрязненных земель от 07.12.1993 г., утв. Приказом Минприроды России и Роскомзема России от 01.12.1993 г., и другие акты.

Объективная сторона выражена в ряде деяний: 1) отравление; 2) загрязнение; 3) порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Таким образом, объективная сторона включает три необходимых признака:

а) совершение действий в форме отравления, загрязнения, порчи земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, ядохимикатами и т.д.;

б) наступление последствий в виде причинения вреда здоровью человека или окружающей среде. Вред окружающей среде может выражаться в гибели растительности, растительноядных и иных животных, приведении почвы в состояние, не пригодное для использования в сельском хозяйстве или для выполнения экологических функций. Между деянием и наступившими последствиями необходимо установить причинную связь. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами утвержден Минприроды и Роскомземом в 1993 г. Вред фауне рассчитывается по Шкале гражданских исков, предъявляемых к организациям и лицам в возмещении ущерба, причиненного государственному охотничьему фонду, от 22 июля 1993 г.[304];

в) причинную связь между действиями и опасными последствиями.

Состав преступления - материальный.

Субъективная сторона - умысел или неосторожность.

Субъект - лицо, достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 ст. 254 УК РФ предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Часть 3 ст. 254 УК РФ говорит о деяниях, повлекших по неосторожности смерть человека вследствие совершения указанных в ч. ч. 1 или 2 ст. 254 УК РФ действий.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: