Ответственность строительного контроля за качество работ решение суда

Обновлено: 24.04.2024

ГрК РФ Статья 53. Строительный контроль

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 53 ГрК РФ

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 240-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. В отношении отдельных объектов федерального значения, а также иных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением. Правительством Российской Федерации могут быть установлены случаи, в которых по решению Правительства Российской Федерации строительный контроль при строительстве объектов транспортной инфраструктуры, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Солнечное" (далее - общество) на постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.07.2019 по делу N А71-16106/2018 Арбитражного суда Удмуртской Республики

по заявлению общества о признании недействительным предписания Главного управления по Государственному надзору Удмуртской Республики (далее - управление) от 31.08.2018 N 0530-375 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства (с учетом уточнения требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),

решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.11.2018, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2019, заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16.07.2019 решение и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены; в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество просит об отмене судебного акта округа, ссылаясь на существенные нарушения норм права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из представленных материалов, управлением в отношении объекта капитального строительства "Жилой комплекс "Солнечный" в Октябрьском районе г. Ижевска 2-я очередь строительства. Многоэтажный жилой дом N 2" (секция 3)", расположенного по адресу: г. Ижевск, проезд Подлесный, 3-1 в Октябрьском районе (далее - объект капитального строительства), проведена надзорная выездная проверка соблюдения требований градостроительного законодательства и соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов и проектной документации.

В ходе проведения проверки управлением установлено, что в нарушение требований градостроительного законодательства обществом (застройщиком) осуществляются функции технического заказчика (заключение договоров, осуществление строительного контроля, приемка выполненных работ путем подписания актов освидетельствования скрытых работ, актов освидетельствования ответственных строительных конструкций), без членства в саморегулируемой организации (далее - СРО).

Составлен акт, выдано оспариваемое предписание, обязывающее общество устранить выявленные нарушения.

Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что общество самостоятельно не осуществляет строительство объекта капитального строительства, в связи с чем обязанность членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в данном случае для застройщика Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) не установлена.

Суды сослались на постановление Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2016 N 304-АД16-6361, согласно которому строительный контроль без допуска от СРО вправе осуществлять не только сам застройщик, но также и заказчик, которому застройщик передал свои полномочия. При этом как застройщику, так и заказчику не обязательно получать свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства.

Суды отметили, что расширительное толкование положений пункта 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень N 624), в части возложения на застройщика или заказчика обязанности по получению свидетельства о допуске к выполнению работ по строительному контролю в случае самостоятельного осуществления таких работ недопустимо.

Суд округа отменил названные судебные акты исходя из следующего.

Проанализировав во взаимосвязи положения части 3, 3.1, пункт 5 части 2.2 статьи 52, часть 2 статьи 53, часть 2 статьи 55.8 Градостроительного кодекса, пункт 32 раздела III Перечня N 624, суд округа пришел к выводу о том, что деятельность по осуществлению строительного контроля является деятельностью по строительству объектов капитального строительства, которую может осуществлять только лицо, являющееся членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, и отменил названные судебные акты.

Судами не учтены изменения, введенные в Градостроительный кодекс Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми с 01.07.2017 для выполнения работ (на основании договоров) по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не нужно иметь свидетельство о допуске, а необходимо являться членом СРО по месту регистрации.

При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для признания оспариваемого предписания недействительным.

Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, судом округа не допущено.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

отказать обществу с ограниченной ответственностью "Солнечное" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Положения Градкодекса не всегда следует толковать буквально. К такому выводу пришла рабочая группа Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ в процессе подготовки Аналитической справки и по вопросу об обязанности лиц, осуществляющих строительный контроль, быть членами саморегулируемых организаций. По мнению экспертов, в отдельных случаях смысл норм Градкодекса России может быть установлен только в системном единстве с иными положениями ГрК РФ, иных нормативных правовых актов, а также с учетом целей правового регулирования.

Именно к таким случаям относятся случаи осуществления строительного контроля заказчика. Из буквального толкования положений Градкодекса России следует, что лицам, осуществляющим строительный контроль заказчика, не обязательно быть членами саморегулируемой организации, так как договор на осуществление строительного контроля является не договором подряда, а договором возмездного оказания услуг.

Однако эксперты настаивают, что с точки зрения законодательства о градостроительной деятельности осуществление строительного контроля оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства так же, как и работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу, выполняемые по договорам строительного подряда. При этом квалификация соответствующего договора как договора подряда либо договора возмездного оказания услуг имеет значение лишь для регулирования гражданских правоотношений. Таким образом, на отношения по осуществлению строительного контроля заказчика должны по аналогии распространяться правила, которые установлены Градкодексом России в целях обеспечения безопасности строительства, в том числе обязанность быть членом саморегулируемой организации.

Эксперты уточняют, что осуществление строительного контроля является функцией застройщика, однако по решению последнего может быть полностью передана техническому заказчику. При этом технический заказчик должен быть членом саморегулируемой организации в силу прямого указания на это в пункте 22 статьи 1 ГрК РФ.

Данная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой, преобладающим мнением антимонопольных органов и позицией Минстроя России.

Впрочем, есть и иная точка зрения. Так, Ростехнадзор прямо указывает на то, что организациям, осуществляющим строительный контроль по договору, не требуется членство в саморегулируемой организации. По мнению Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ, применение указанной позиции заблокировало бы возможность государственных (муниципальных) заказчиков привлекать саморегулируемые организации к субсидиарной ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств лицами, осуществляющими строительный контроль на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством о государственных закупках, что в свою очередь, противоречило бы публичным (общественно-значимым) интересам.

Что же до строительного контроля подрядчика, то к нему должны применяться иные требования, касающиеся необходимости членства в саморегулируемой организации. Эксперты полагают, что такой контроль является самостоятельным видом строительного контроля, отличным от строительного контроля заказчика, не указывается в Перечне видов работ и не признается деятельностью, оказывающей влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Кроме того, к отношениям по осуществлению строительного контроля подрядчика не могут быть по аналогии применены положения пункта 22 статьи 1 ГрК РФ о техническом заказчике, поскольку последний, выступая в интересах застройщика, осуществляет строительный контроль заказчика, а не подрядчика. Сам же подрядчик не вправе выполнять строительный контроль заказчика, поскольку это противоречило бы статье 53 ГрК РФ и Положению о строительном контроле. Таким образом, осуществление строительного контроля подрядчика привлеченной подрядчиком организацией не требует членства такой организации в СРО.

При этом, законодательством остаются неурегулированными вопросы о том, как определять размер обязательств, исходя из которого должен решаться вопрос об обязанности лица, осуществляющего строительный контроль, быть членом саморегулируемой организации, а также как определять размер обязательств, исходя из которого должен определяться необходимый уровень ответственности такого лица. Научно-консультативная комиссия, ссылаясь на позицию Минстроя России и сформированную судебную практику, настаивает, что размер обязательств следует определять исходя из стоимости работ по договору строительного подряда, по которому осуществляется контроль за производством работ.

В завершение отмечается, что лица, осуществляющие строительный контроль, несут гражданско-правовую ответственность перед заказчиком строительных работ за ненадлежащее качество оказанных услуг по строительному контролю. В свою очередь, саморегулируемая организация несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение ее членами обязательств по договорам об осуществлении строительного контроля из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.

Подборка наиболее важных документов по запросу Технический надзор строительный (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Технический надзор строительный

Судебная практика: Технический надзор строительный

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 52 "Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов) Суд удовлетворил требования департамента государственного строительного и технического надзора субъекта РФ к комитету по городскому хозяйству и промышленному комплексу администрации муниципального образования о привлечении комитета к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ. Как установлено, комитет на основании разрешения на строительство осуществляет работы по строительству объекта капитального строительства. Как застройщиком комитетом принято решение о консервации объекта в связи с приостановлением строительства на срок более 6 месяцев. Однако на момент проведения департаментом проверки комитетом не разработан проект консервации, не проведена консервация объекта, что является нарушением требований ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, п. 6.15 СП 48.13330.2011 Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", Постановления Правительства РФ от 30.09.2011 N 802 "Правила приведения консервации объекта капитального строительства". При этом комитетом не выполнено в установленный срок законное предписание департамента об устранении выявленных нарушений.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 53 "Строительный контроль" Градостроительного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов) Суд отказал в удовлетворении требований истца (исполнитель) к ответчику (заказчик) о взыскании задолженности по договору оказания услуг технического надзора (строительного контроля), задолженности по договору оказания услуг авторского надзора. Как указал суд, указанные договоры строительного контроля и авторского надзора на основании п. 2 ст. 168 ГК РФ являются ничтожными сделками, поскольку из положений ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 748 - 749 ГК РФ следует, что истец как лицо, осуществляющее строительные работы на объекте строительства, не может одновременно являться лицом, осуществляющим строительный контроль и авторский надзор на данном объекте.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Технический надзор строительный

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по судебной практике. Возмездное оказание услуг 12.1. Вывод из судебной практики: Договор о техническом надзоре и строительном контроле регулируется положениями Гражданского кодекса РФ о возмездном оказании услуг.

Подборка наиболее важных документов по запросу Минстрой строительный контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Минстрой строительный контроль

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 53 "Строительный контроль" Градостроительного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов) Суд отказал в удовлетворении требований федерального казенного предприятия об оспаривании предписания отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ об устранении нарушений при реконструкции объекта капитального строительства, осуществлении строительного контроля. При этом суд указал, что в соответствии с ч. 2 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Распоряжением Правительства РФ предприятие определено единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Министерства. Согласно контракту на реконструкцию государственный заказчик в целях выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с генподрядчиком передал исполнение части своих функций предприятию. Таким образом, именно предприятие согласно государственному контракту и положениям приведенной нормы права обязано выполнять контроль за производством работ и соответствием выполненных работ утвержденному проекту.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Минстрой строительный контроль

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как провести строительный контроль
(КонсультантПлюс, 2022) В некоторых случаях строительный контроль проводит Минстрой России или подведомственное ему государственное (бюджетное или автономное) учреждение.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: В каком порядке провести закупку услуг по проведению строительного контроля в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2022) Учтите, что до 31.12.2024 заказчики вправе выбирать способ закупки услуг строительного контроля для нужд Республики Крым, г. Севастополя и нужд муниципальных образований этих субъектов РФ в особом порядке. Он должен быть согласован с Минфином России и установлен НПА этих субъектов РФ. Кроме того, установлено, что порядок выбора способа определения поставщика при осуществлении закупок строительного контроля, выполняемого Минстроем России или подведомственным государственным (бюджетным или автономным) учреждением для обеспечения государственных нужд Республики Крым и г. Севастополя, муниципальных нужд муниципальных образований этих субъектов, согласовывается с Минфином России (ч. 1.3 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, ч. 66, 67 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.04.2020 N 543).

Нормативные акты: Минстрой строительный контроль

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Решение Якутского УФАС России от 01.12.2021 по делу N 014/06/59-2416/2021
Обстоятельства: По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение действующего законодательства о контрактной системе неправомерно установлено требование к участникам закупки о членстве в СРО.
Решение: Признать жалобу необоснованной. Из разъяснений, указанных в Письме Минстроя России от 05.09.2017 N 31723-ТБ/02 "О требованиях к членам саморегулируемых организаций" также следует, что при выполнении только функций строительного контроля такому лицу требуется членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: