Ответственность по транспортному праву порядок доказывания претензий и исков

Обновлено: 28.03.2024

Специфика рассмотрения споров по грузовой перевозке заключается в наличии особого претензионного порядка. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном транспортным уставом или кодексом (ст. 797 ГК). Претензия — это обращенное к перевозчику письменное требование об уплате штрафа или о возмещении убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по перевозке. Лишь при отклонении претензии (полностью или частично) либо при неполучении в течение установленного срока ответа на нее можно предъявить иск. Если претензия не была заявлена, истец лишается права на иск. Право на предъявление претензии принадлежит: а) отправителю — при невыполнении перевозчиком обязанности подать транспортные средства; б) отправителю и получателю — при полной утрате груза в зависимости от того, кто из них предъявил документы на груз (грузовую квитанцию, коносамент); в) получателю — при недостаче, порче или повреждении груза, а также в случае просрочки в его доставке против накладной или коносамента; г) отправителю или получателю — при переборе грузовых платежей в зависимости от того, кто из них представит накладную (коносамент). Передача другим лицам права на предъявление претензии, в принципе, не допускается, кроме случаев передачи такого права отправителем получателю и наоборот, а также любым из них экспедитору или страховщику.

Претензия с приложением необходимых документов должна быть заявлена в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. При частичном или полном отказе перевозчика от удовлетворения претензии или при неполучении от него ответа в тридцатидневный (на воздушном транспорте—45-дневный) срок грузоотправитель или грузополучатель может предъявить перевозчику иск. Срок исковой давности в любых отношениях по перевозке грузов составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. 11

11 Гражданское право. Учебник. Том 2. Отв. Ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, М.: Проспект, 2006.

Заключение.

Транспортные обязательства – это один из хозяйственных важнейших видов обязательств, благодаря которому осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей, промышленностью и обществом. Сторонами по транспортным обязательствам являются транспортные организации-перевозчики, грузоотправитель и грузополучатель. Договор перевозки грузов (пассажиров и багажа) государственных и общественных организаций заключается на основании плана, обязательного для обеих сторон. Таким образом, договор перевозки грузов, пассажиров и багажа плановый. И перевозчик, и грузоотправитель, и грузополучатель имеют права и несут ответственность, следовательно, договор перевозки двусторонний. Договор перевозки грузов (пассажиров) - реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком. На данном этапе договорные обязательства регулируются как Гражданским кодексом, так и иными нормативными актами, некоторые из которых были приняты ещё в СССР. Но вся проблема заключается в несовершенстве нашей законодательной базы. Не секрет, что порой договорные обязательства просто не выполняются в силу тех или иных причин. В таких случаях, хотя на бумаге и предусмотрена ответственность, она не наступает, т. к. нет строгого соблюдения закона. Практически во всех случаях его можно обойти, а это влечёт, в свою очередь, нарушение налаженных хозяйственных связей между поставщиками и потребителями той или иной продукции, несоблюдение правил перевозки грузов и т. п.

Договор перевозки грузов призван обеспечить строго регламентированные правила перевозки грузов, в связи с этим требуется его неукоснительное выполнение. Грузоотправитель и грузополучатель должны со всей ответственностью подходить к выполнению обязательств по перевозке. А наш закон не должен создавать препятствий в этом, как это порой бывает (что и вынуждает людей его обходить), а наоборот, всячески помочь и обеспечить справедливое административное наказание (взыскание и т.п.) в тех случаях, когда это необходимо.

Список используемой литературы:

1. Гражданский Кодекс РФ. 2. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.99г.// СЗ РФ.1999.№18. 3. Устав автомобильного транспорта РФ от 08.11.07г. 4. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ 07.03.01г. //СЗ РФ. 2001.№11. 5. Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.03г. //СЗ РФ. 2003. №2. 6. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО: Учебник. Часть II / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2006.

7. Разрешительная система при международных автомобильных перевозках. Контроль за осуществлением международных автомобильных перевозок в России. Система допуска перевозчиков к осуществлению мап.

Разрешительная система. Суть заключается в том. что грузовое ТС имеет право пересечения границы данной страны только при наличии спец документа «разрешения». Только при наличии двухстороннего правительственного соглашения об организации м/ународних грузовых авто перевозок. РФ имеет 44 таких соглашения. В наличии двухстороннего правительственного соглашения указывается: вид разрешения, порядок обмена, возможность и спец положение по перевозке крупногабаритных и опасных грузов(КТГ/ADR, на ж/д RID, на самолете ADM) При этом станы обмениваются спец географическими картами где нанесены автодороги открытые для МАП, указаны пункты загранпереходов и таможенного контроля, указывается режим работы этих пунктов. Отдельно оговариваются ограничения по общей массе автопоезда, ограничения по дням недели и времени суток движения. Разрешение – это «виза» для ТС, изготовлена на спец. Бумаге с целью предотвращения подделки. Каждая страна изготавливает эти бланки в соответствии с КВТ ЕЭК ООН. Они двуязычные. Содержат след информацию: 1)наименование государства, которое выдает разрешение. 2) наименование компетентного органа 3)номер разрешения. 4)наименование государства, которому выдается это разрешение. 5) срок действия разрешения 6) когда перевозчик получает это разрешение в АСМАПе он должен заполнить графу наименование перевозчика, при отправке в рейс информацию о номерах ТС. 7) вид разрешения 8) печати и подписи комплексного органа и перевозчика. Разрешение сдается в АСМАП для отчётности. Виды разрешения: 1) отъезд-выезд, 2) транзитное, 3) разрешение на перевозки груза в третьи страны, 4) многостороннее – ЕКМТ. На любую страну. На год. 5) зеленое (бесплатное) – для машин которые соответствуют экологическим стандартам, 6) на перевозку тяжелогабаритных и опасных грузов. Груз для которого обычно не требуется разрешение: 1)театральный реквизит, 2) оборудование для выставок и ярмарок, 3)движимое имущество при переселении, 4) спортивный инвентарь, 5) поврежденное ТС , 6) груз 200. Правила пользования разрешением: 1)должно храниться на борту ТС, 2) нельзя передавать третьему лицу, 3)перевозчик обязан соблюдать на территории государства пребывания все действующие законы и правила в части транспорта и дор. движения, 4) разрешение действительно только для МАП и не действительно для внутренних.

Процедура допуска. Допуск к выполнению МАП осуществляется на основании «Положения о допуске Российских перевозчиков на АТ к выполнению МАП». Проводит РОСТРАНСНАДЗОР. Требования к заявителю: 1) наличие транспортных средств, которые отвечаю международным стандартам (ЕВРО-4) 2) у юридического лица или индивидуального предпринимателя д/б лицо, которое лично несёт ответственность за МАП (курсы в АСМАП) 3) заявитель должен подтверждать свою финансовую состоятельность , т.е. на балансе предприятия д/Б имущество на правах собственности исходя их расчёта на 1 авто – 50 тыс. руб. 4) наличие полиса гражданской ответственности владельца ТС (АСАГО). Заявитель подает пакет документов в органы Российской транспортной инспекции. При положительном решении: на человека – удостоверение о допуске к МАП , на ТС – карточка допуска (д/б у водителя) сроком на 1 год(первый раз), последующие разы на 5 лет. РОСТРАНСНАДЗОР может онулировать документы в случае грубейших нарушений.

Ст. 797 ГК устанавливает, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами и кодексами. Суть претензионного порядка, действующего при исполнении обязательства по перевозке, заключается не только в том, чтобы одна сторона направила другой стороне претензию. Стороны спорного правоотношения обязаны принять все меры для того, чтобы урегулировать возникшие между ними разногласия: сверить расчеты, рассмотреть обоснованность предъявленных требований и т.д.

Претензионный порядок по спорам, возникающим из перевозки грузов, должен быть соблюден независимо от того, кем предъявляется претензия - клиентурой перевозчика или смежными организациями транспорта, выступающими в роли грузоотправителя или грузополучателя, независимо от вида перевозок и т.д. Транспортными уставами и кодексами детально регламентируется порядок предъявления претензий и исков. ( глава VIII, ст. 119-126 УЖТ, глава XXV КТМ, глава XVIII КВВТ, ст. 125-128 ВК, ст157-168 УАТ).

Претензии и иски по перевозкам удовлетворяются в соответствии с нормами гражданского процессуального права.

Претензионный порядок считается соблюденным, если:

претензия заявлена в установленный срок;

претензия заявлена надлежащим заявителем;

претензия заявлена к надлежащему перевозчику;

к претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента.

Транспортные уставы и кодексы устанавливают одинаковые для всех видов транспорта сроки для предъявления претензий. Претензии об уплате штрафов могут предъявляться в течение 45 дней, по перевозкам – в течении 6 месяцев.

Указанные сроки исчисляются:

б) по претензиям, связанным с повреждением, порчей, частичной утратой (недостачей) груза, а также с просрочкой его доставки – со дня выдачи груза;

в) по претензиям, связанным с невыполнением принятой заявки на перевозку груза – по истечении срока, установленного для уплаты штрафа (на морском и автомобильном транспорте). На железнодорожном транспорте (ст. 123 УЖТ) указанный срок исчисляется по истечении 5 дней с момента взыскания штрафа. По возврату платы за пользование вагонами, контейнерами, штрафа за задержку вагонов – со дня получения заявителем претензии копии инкассового поручения (счета) перевозчика о начислении платы (штрафа); КВВТ и ВК эти сроки не установлены;

г) в всех остальных случаях – со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии.

Право на предъявление претензии имеют:

а) в случае утраты груза – грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления накладной (коносамента), грузовой квитанции (накладной) с отметкой железнодорожной станции (порта, аэропорта) назначения о неприбытии груза (при железнодорожных, внутренних водных и воздушных перевозках) либо при условии представления банком или иной кредитной организацией документа об оплате стоимости груза.

Отметку о неприбытии груза станция (порт, аэропорт) назначения обязана сделать на предъявленной правомочным лицом грузовой квитанции (квитанции о приеме груза к перевозке). Отказ сделать такую отметку может быть обжалован в установленном порядке. Доказательством отказа станции (порта, аэропорта) в проставлении отметки в грузовой квитанции о неприбытии груза является копия жалобы и документ, подтверждающий подачу жалобы (почтовая квитанция, расписка в приеме жалобы). Эти доказательства прилагаются к претензии.

б) в случае недостачи, порчи, повреждения груза – грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления накладной, коммерческого акта или документа об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта;

в) в случае просрочки доставки груза или задержки выдачи груза – грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления накладной и акта общей формы (при задержке выдачи груза);

г) в случае возврата провозной платы – грузополучатель (грузоотправитель). К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная или грузовая квитанция о приеме груза к перевозке, а также, если по отправке проводилось довзыскание суммы провозных платежей на станции назначения, справка главного бухгалтера грузополучателя. В случае несостоявшейся перевозки груза к претензии должна быть приложена квитанция о приеме груза с отметкой станции отправления о возврате груза (факт возврата груза станцией отправления подтверждается подписью грузоотправителя в получении груза в дорожной ведомости;

д) в случае возврата штрафа за невыполнение принятой заявки или за неподачу вагонов, контейнеров для выполнения заявки – грузоотправитель. К претензии прилагаются учетная карточка выполнения заявки, документы, подтверждающие внесение платежей по учетной карточке, а также акт общей формы, составленный в случае отказа одной из сторон подписать учетную карточку.

Ст. 120 УЖДТ определены также надлежащие заявители претензий по уплате штрафов и платы за пользование вагонами при обслуживании подъездных путей.

На автомобильном транспорте право на предъявление претензий и исков имеют грузоотправители и грузополучатели. Передача этого права другим организациям или гражданам не допускается (ст. 161 УАТ), за исключением случаев передачи такого права грузоотправителем грузополучателю или наоборот, а также грузоотправителем или грузополучателем вышестоящей организации или транспортно-экспедиционной организации. Передача права на предъявление претензий и исков удостоверяется переуступочной надписью в перевозочном документе.

В соответствии со ст. 135 ТУЖД грузоотправитель, грузополучатель могли передать свои права на предъявление претензий и исков иным ФЛ или ЮЛ посредством надлежащего оформления договора поручения или доверенности. При этом согласно ст. 182, 971 ГК и ст. 34 Арбитражного процессуального кодекса истцом по делу является грузоотправитель или грузополучатель, заключивший договор поручения или выдавший доверенность. Передача прав грузоотправителем и грузополучателем в порядке, предусмотренном Уставом, не является уступкой прав требования по обязательствам, связанным с перевозкой грузов (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 12.11.1998 г., № 18).

Новым УЖТ (ст. 120) установлено, что «право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, … предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю, грузополучателю, в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке. То же установлено ст. 125 ВК и ст. 404 КТМ. В КВВТ о передаче права на предъявление претензии и иска не говорится.

На практике нередко встречаются случаи, когда грузоотправитель не является владельцем груза и у него при предъявлении претензии к перевозчику, связанной с утратой груза, могут возникнуть проблемы. В подобных ситуациях следует иметь в виду, что грузоотправитель выполняет свои действия в соответствии с договором поручения (ст. 971 ГК) либо, в соответствии со ст. 801 ГК, он, являясь экспедитором, заключил с перевозчиком договор перевозки от своего имени, обеспечивая отправку и получение груза. Претензия такого грузоотправителя при надлежаще оформленных документах является обоснованной и подлежит рассмотрению перевозчиком на общих основаниях.

Претензии предъявляются к транспортному предприятию (перевозчику). По штрафам за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) грузоотправителя на перевозку грузов претензия всегда предъявляется к транспортному предприятию пункта отправления. Когда перевозки как прямые выполняются несколькими транспортными предприятиями одного вида транспорта, претензии предъявляются на железнодорожном, внутреннем водном и воздушном транспорте – к транспортному предприятию пункта назначения (к перевозчикам по месту их нахождения). На автомобильном транспорте при утрате груза – к предприятию принявшему и во всех остальных случаях выдавшему груз.

На морском транспорте претензия предъявляется к транспортной организации, которая осуществляла перевозку, а если перевозка не была осуществлена – к транспортной организации, которая в соответствии с договором должна была осуществить перевозку (ст. 403 КТМ).

В отношениях по смешанной перевозке, выполняемой предприятиями нескольких видов транспорта, претензия предъявляется к предприятию конечного пункта назначения. Существенным обстоятельством при предъявлении претензии к перевозчику являются документы, подтверждающие право требования клиента. Указанные документы представляются в подлиннике, а в соответствии со ст. 120 УЖТ и 161 КВВТ – надлежаще заверенные копии документом, причем ст. 120 УЖТ оставляет за перевозчиком право при необходимости потребовать представление оригиналов документов.

Ст. 797 ГК предусматривает, что иски к перевозчику могут быть предъявлены грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения ответа от перевозчика в тридцатидневный срок. Уведомление об удовлетворении или отклонении претензии подписывается руководителем транспортного предприятия. Если претензии отклонена или удовлетворена частично, транспортное предприятие обязано возвратить заявителю претензии приложенные к ней документы. При удовлетворении претензии полностью документы не возвращаются.

При рассмотрении претензии может быть установлено, что груз переадресован либо выдан другому грузополучателю по заявлению грузоотправителя или первоначального грузополучателя. В таких случаях претензия возвращается заявителю с указанием где, когда и кому выдан груз для непосредственного расчета заявителя с фактическим грузополучателем.

Арбитражные суды в соответствии с п. 5 ст. 87 АПК оставляют иски без рассмотрения, если истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора с перевозчиком (претензия вообще не предъявлялась). Вместе с тем Пленум ВАС РФ в своем постановлении от 12.11.1998 г., № 18 (п. 28) указал, что предъявление грузоотправителем или грузополучателем претензии к предприятию железнодорожного транспорта за пределами сроков, предусмотренных ст. 139 ТУЖД (ст. 123 УЖТ), при условии установленного Уставом порядка предъявления претензий не является основанием к возвращению искового заявления.

Однако, если при рассмотрении иска будет установлено, что дело возникло вследствие нарушения истцом установленных Уставом сроков на предъявление претензии, то арбитражный суд в соответствии с п. 3 ст. 95 АПК вправе отнести на истца судебные расходы независимо от исхода дела. И хотя данное разъяснение Пленума ВАС касается только железнодорожных перевозок, оно может быть распространено и на перевозки грузов другими видами транспорта, учитывая однотипность возникающих отношений.

Исковая давность – это срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК). С истечением срока исковой давности погашается возможность осуществления нарушенного права в принудительном порядке. Однако право на обращение в суд сохраняется. Ст. 199 ГК устанавливает, что требование о защите нарушенного права принимается судом к рассмотрению независимо от истечения срока исковой давности. Ст. 797 ГК срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки грузов, устанавливает в один год с момента, определяемого транспортными уставами и кодексами. Этот срок един для всех видов транспорта. Течение срока исковой давности начинается со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензий.

В отличие от других глав ГК РФ, содержащих достаточно полную регламентацию гражданско-правовых договоров, исключающую во многих случаях необходимость принятия по этим вопросам специальных законов, гл. 40 ГК РФ «Перевозка» содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах (всего 17 статей), ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст. 784 ГК РФ, осуществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В настоящее время в области транспортного права действующими являются следующие уставы и кодексы:

- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001г. № 24-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.

- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999г. № 81-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.

- Воздушный Кодекс Российской Федерации от 19.03.1997г. № 60-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.

- Устав автомобильного и городского наземного транспорта от 08.11.2007г. № 259-ФЗ.

Порядок предъявления претензий и исков к перевозчику предусматривается ст. 797 ГК РФ, согласно которой до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами или кодексами.

Порядок предъявления претензий при перевозке грузов

До предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщику обязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику.

Предприятия, учреждения и граждане вправе в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, обратиться в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов.

Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка (ст. 4 АПК РФ).

Претензия - это письменный документ, составляемый в соответствии с требованиями федерального закона, устанавливающего претензионный порядок урегулирования данной категории споров, а в остальных случаях - в произвольной форме в соответствии с условиями договора и (или) юридическими обыкновениями

Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения.

Порядок предъявления претензий к перевозчику предусматривается ст. 797 ГК РФ, согласно которой до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами или кодексами.

К претензии должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии.

К претензии об утрате, о недостаче или о повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или о повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта.

Претензионный порядок рассмотрения споров различается в зависимости от вида транспорта. В частности, отличается перечень документов, которыми заявитель должен обосновать конкретный вид претензий; круг лиц, имеющих право на их предъявление; транспортные организации, к которым претензии предъявляются; сроки предъявления и рассмотрения претензий.

Суть претензионного порядка, действующего при исполнении транспортного обязательства, заключается в том, что стороны должны принять все меры для того, чтобы урегулировать возникшие между ними разногласия (сверить расчеты, рассмотреть обоснованность предъявленных требований и т.д.).

Претензионный порядок по спорам, возникающим из перевозки грузов, должен быть соблюден независимо от того, кем предъявляется претензия - клиентурой перевозчика или смежными органами транспорта, выступающими в роли отправителя или получателя груза, независимо от вида перевозок и т.д.

- управлению железной дороги назначения, когда конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция;

- пароходству, когда конечным пунктом перевозки является порт (пристань).

Если по заявленной пароходству претензии ответственной является железная дорога, пароходство направляет претензию железной дороге, которой принадлежит станция перевалки груза на воду; если претензия предъявлена железной дороге назначения, а ответственным по ней является пароходство, то железная дорога направляет претензию пароходству перевалки. Железная дорога и пароходство при направлении претензий обязаны приложить к ним данные о результатах рассмотрения в части ответственности, относящейся к дороге или пароходству, и уведомить заявителя о пересылке претензий.

Управления железных дорог и пароходства обязаны пересылать друг другу претензии в срок не позднее 3 месяцев до истечения установленного срока на рассмотрение претензии.

Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения.

Транспортные уставы и кодексы не предъявляют каких-либо требований к форме и содержанию претензии. Однако очевидно, что в претензии должны быть указаны:

- наименование организации, которой адресована претензия;

- обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии, и доказательства, их подтверждающие;

- ссылки на соответствующий нормативный акт или условия договора;

- сумма претензии и ее обоснование;

- иные сведения, необходимые для урегулирования спора;

- документы, подтверждающие данные, содержащиеся в претензии. Они должны быть представлены в подлинниках или копиях, заверенных в порядке, установленном законом, либо выписки из них (накладные, договоры и т.д.).

К претензии об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта.

Претензия подписывается руководителем организации, предъявляющей претензию, либо лицом, надлежащим образом уполномоченным.

Во избежание разногласий по поводу факта и даты поступления претензии и прилагаемых документов целесообразно претензию отправлять заказным или ценным письмом, либо используя средства связи, которые обеспечивают фиксирование ее отправления, либо вручать под расписку.

Претензионный порядок считается соблюденным, если:

- претензия заявлена надлежащим заявителем;

- претензия заявлена к надлежащему перевозчику;

- к претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента;

- претензия заявлена в установленный срок.

Предъявление претензий по перевозкам грузов детально регламентируется:

- статьей 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации при перевозках внутренним водным транспортом

- статьей 403 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации при перевозках морским транспортом

- статьей 124 Воздушного кодекса Российской Федерации при перевозках воздушным транспортом

- статьей 120 Устава железнодорожного транспорта РФ при перевозках железнодорожным транспортом

- статьей 120 Устава автомобильного и городского наземного транспорта при перевозках автомобильным транспортом

Особенности предъявления претензий предусмотрены применительно к отношениям в области торгового мореплавания и в области воздушных перевозок.

Применительно к требованиям, возникающим из отношений в области торгового мореплавания, обязательный порядок предъявления претензии КТМ РФ предусмотрел только для требований к перевозчику по договору морской перевозки груза в каботаже (ст. 403 КТМ РФ). Данный порядок не распространяется на требования из других видов перевозки, а также на требования из иных правоотношений, связанных с деятельностью в области торгового мореплавания. Однако, если обязательный порядок предъявления претензии установлен договором, то такой порядок подлежит применению к требованиям, вытекающим из этого договора, в том числе и к требованиям, которые заявляются перевозчиком.

В п. 1 статьи 403 КТМ воспроизведено содержание п. 1 ст. 797 ГК с тем только различием, что КТМ ограничил перевозки, в связи с которыми обязательно предъявляются претензии, перевозками в каботаже. Это ограничение не освобождает от обязанности заявлять претензии по требованиям из такой перевозки иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства.

По смыслу ст. 403 в претензионном порядке должны предъявляться любые требования к перевозчику, возникающие из морской перевозки груза в каботаже. Этот порядок обязателен не только для требований по фрахту, убыткам от повреждения груза и т.п., но и для требований об уплате диспаши и демереджа.

Соблюдение обязательного претензионного порядка ст. 403 не связывает с тем, в каком юрисдикционном органе надлежит рассматривать дело по спору о требовании, в удовлетворении которого перевозчиком было отказано или по которому не был получен от должника ответ в установленный для рассмотрения претензии срок.

Применительно к воздушным перевозкам особенностью является требование, предусмотренное п.4 ст. 124 ВК РФ: подача перевозчику заявления или претензии в аэропортах пункта отправления или назначения по усмотрению заявителя. Практическое исполнение данного требования представляется не всегда выполнимым, если указанные аэропорты не входят в состав одного с перевозчиком юридического лица или не являются местом нахождения юридического лица-перевозчика либо его постоянно действующих подразделений (представительств, филиалов или иных обособленных подразделений). Аэропорты, связанные с перевозчиками только договорными отношениями, не вправе принимать адресованные перевозчику претензии. Экипажи воздушных судов перевозчика (специально не наделенные полномочиями принимать претензии и заявления пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей) также не являются надлежащими представителями юридического лица, обязанными принимать претензии.

Указание на то, что само отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска к перевозчику, не освобождает указанных лиц ни от обязанности представлять доказательства вины перевозчика в неисправной перевозке, ни от соблюдения претензионного порядка урегулирования споров. В статье 125 ВК указано, что такими документами могут быть багажная квитанция или грузовая накладная.

Суд указал, что при наличии вины причинителя вреда основанием для отказа в иске является умысел потерпевшего, а для уменьшения размера возмещения – грубая неосторожность потерпевшего, за исключением возмещения отдельных расходов


По мнению одного из экспертов «АГ», Верховный Суд, рассмотрев частный случай возмещения убытков, вызванных ДТП, делает более широкие выводы, способные повлиять не только на дела о возмещении убытков, но и на иные категории споров. Другой предположил, что позиция ВС, возможно, изменит практику преюдициального значения административного материала органов ГИБДД для данной категории споров.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда вынесла Определение № 66-КГ20-3 по спору о взыскании убытков владельцем авто, пострадавшего в ДТП, с его виновника.

В сентябре 2017 г. в Иркутске произошло ДТП с тремя автомобилями, виновным в совершении которого признали одного из водителей – Михаила Смирнова. Впоследствии владелица одного из поврежденных автомобилей Анастасия Нагорская обратилась в страховую компанию за прямым возмещением убытков, однако ей было отказано в этом из-за отсутствия полиса ОСАГО у виновника ДТП. В связи с этим женщина предъявила Михаилу Смирнову иск о взыскании убытков на сумму свыше 515 тыс. руб., расходов на проведение экспертизы в размере 18 тыс. руб. и уплаченной госпошлины более 11 тыс. рублей.

Суд отказал как в удовлетворении иска, так и во взыскании расходов по составлению рецензии на заключение эксперта. При этом он исходил из того, что вина Михаила Смирнова в совершении ДТП не нашла своего подтверждения в материалах дела. В дальнейшем это решение суда устояло в апелляции, которая сочла, сославшись на заключение эксперта общества «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» от 8 января 2018 г., что в ДТП виновна именно истица, а не ответчик.

В кассационной жалобе в Верховный Суд Анастасия Нагорская обжаловала судебные акты как незаконные.

После изучения материалов дела Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ со ссылкой на ст. 86 и 87 ГПК РФ напомнила, что заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В случаях недостаточной ясности или неполноты экспертного заключения суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.

Как пояснила Коллегия, в рассматриваемом деле представитель Анастасии Нагорской ходатайствовал о назначении повторной экспертизы, ссылаясь на недопустимость заключения эксперта общества «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» в связи с допущенными при ее выполнении существенными нарушениями, а также имеющимися в нем противоречиями. Тем не менее суд первой инстанции отказал в удовлетворении такого ходатайства, но не дал оценки доводам представителя истца о недостатках заключения эксперта и допущенных им нарушениях в нарушение ст. 198 ГПК РФ.

При этом из установленных судом обстоятельств следовало, что столкновение двух автомобилей, принадлежащих участникам спора, произошло вследствие перестроения автомобиля под управлением ответчика в правый ряд, по которому двигался автомобиль под управлением Нагорской. На момент столкновения маневр перестроения Смирновым завершен не был.

«Отказывая в иске, судебные инстанции сослались на заключение эксперта о том, что Анастасия Нагорская превысила допустимую скорость движения, а если бы она двигалась с разрешенной скоростью, то имела бы возможность предотвратить столкновение автомобилей. Однако суды не учли, что в силу п. 2 ст. 1064 ГК РФ обязанность доказать отсутствие вины возложена на причинителя вреда, а в силу п. 8.4 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. Отказывая в удовлетворении иска о возмещении вреда в полном объеме по мотиву вины в дорожно-транспортном происшествии самой Анастасии Нагорской, судебные инстанции не приняли во внимание положения ст. 1083 ГК РФ, согласно которой вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит», – отметил ВС.

Верховный Суд добавил, что при наличии вины причинителя вреда основанием для отказа в иске является умысел потерпевшего, а для уменьшения размера возмещения – грубая неосторожность потерпевшего (за исключением возмещения отдельных расходов, указанных в законе). Однако нижестоящие инстанции не сделали выводов о доказанности невиновности Смирнова либо о доказанности умысла Нагорской. В связи с этим Верховный Суд отменил определение апелляции и вернул ей дело на новое рассмотрение.

Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев отметил, что суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований истца, фактически не установили обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, и не приняли во внимание, что вина ответчика в ДТП была установлена органами ГИБДД, а руководствовались исключительно заключением эксперта, представленным в судебном заседании. «При этом суды формально подошли к рассмотрению ходатайства стороны истца о проведении повторной экспертизы в связи допущенными нарушениями и несогласием с выводами эксперта. Такой подход не соответствует принципам всесторонности, полноты и объективности рассмотрения дела, что, безусловно, не могло остаться незамеченным Верховным Судом», – полагает он.

По словам адвоката, отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, ВС указал на необходимость полного и всестороннего рассмотрения дела с целью установления обстоятельств, подлежащих обязательному установлению по данной категории дел, а именно: степень вины каждого из участников ДТП или отсутствие таковой. «Данная позиция в целом согласуется с судебной практикой, но и дополняет ее, поскольку зачастую суды закладывают в основу решения суда первоначальный административный материал, составленный сотрудниками ГИБДД, в котором устанавливается виновник ДТП, и на основании выводов, изложенных в этом материале, и выносят решение по делу. Позиция ВС, возможно, изменит практику преюдициального значения административного материала органов ГИБДД для данной категории споров», – предположил Илья Прокофьев.

Руководитель арбитражной практики АБ «Халимон и Партнеры» Игорь Ершов заметил, что установление состава гражданского правонарушения, в том числе вины правонарушителя, требует тщательности и аккуратности со стороны участников процесса и суда: «Однако это определение Верховного Суда не ограничено только непосредственно вопросом вины лица в совершении ДТП, поскольку Судебная коллегия по гражданским делам ВС обозначает одновременно несколько проблем, вопросов, интересных и сами по себе».

По словам эксперта, во-первых, в рассматриваемом случае возникает проблема соотношения императивных норм. «С одной стороны, закон обязывает водителя уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения, но, с другой стороны, водители обязаны соблюдать скоростной режим. Очевидно, указанные императивные нормы создают противоречие, влияющее в значительной степени на определение вины причинителя вреда и вины потерпевшего в противоправных действиях. Во-вторых, Верховный Суд подчеркивает в развитие положений законодательства, что экспертное заключение необязательно для суда и оно не является исключительным средством доказывания. Следовательно, судам предложено установить некий баланс между экспертным заключением и положениями нормативно-правовых актов, устранив противоречие между ними», – пояснил Игорь Ершов.

Он добавил, что суды должны сделать выводы не только о доказанности виновности/невиновности причинителя вреда, но и о доказанности умысла или грубой неосторожности потерпевшего. «Таким образом, Верховный Суд, рассмотрев частный случай возмещения убытков, вызванных ДТП, делает более широкие выводы, способные повлиять не только на дела о возмещении убытков, но и на иные категории споров», – резюмировал эксперт.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: