Отторжение части территории государства может производиться только по соглашению с этим государством

Обновлено: 15.04.2024

Вопросы, касающиеся приобретения государственной территории, всегда относились к числу важнейших, сложных и особо деликатных международных проблем, протяжении всей истории человечества приводили к кровавым столкновениям и войнам между государствами, острых межнациональных конфликтов даже в рамках одного государства. Острота этих вопросов выявляется и в настоящее время, например на территориях бывшего Союза ССР и Югославии, в Анголе, Руанде.

Следует отметить, что современное международное право признает только законные способы приобретения территорий. Хотя понятие правомерности таких способов, как и выработка самих способов, прошли период эволюционного развития.

В международном праве издавна сложилось, что государство владеет территорией, если:

- Осуществляет над ней государственную власть;

- Организует на ней хозяйственную деятельность;

- Сообщает другим о присоединении этой территории (нотификуе территорию).

Одни из первых «легальных» способов приобретения земель, которые установились в международном праве средних веков, были связаны с эпохой великих географических открытий. Именно тогда в качестве правового основания для присоединения новых земель появился титул «первичного присвоения». В дальнейшем этот способ приобретения территории, заключавшийся в том, что государство присоединяет все открытые никому ранее не принадлежащие территории (например, открытие Христофора Колумба), - кто первый открыл неизвестную до того землю и хотя бы номинально ней овладевал, получал на нее право собственности («пришел, увидел и . присвоил»), получил наименование «Очков оккупации». Позже было признано, что сам по себе факт очков оккупации, ограничивался лишь нотификацией, то есть публичным объявлением о открытия и присоединения земель, не может создавать титула на такие земли. В международном праве появилось требование «эффективной оккупации», то есть практического, хозяйственного освоения таких территорий.

Несмотря на то что такое занятие «ничейной» территории означало прямое насильственный захват территорий «нецивилизованных» народов, сопровождавшееся полным игнорированием законных прав и интересов коренного населения, такая практика продолжалась столетиями, приобретая подчас новых форм. Такие, например, как приобретение территории путем длительного и неподвижного владения («древность приобретателя »), захват и присоединение территории или ее части в более слабой государства. Пользуясь этими способами, на протяжении XV-XIX веков наиболее развитые капиталистические державы - Англия, Франция, Германия, Нидерланды, Испания, а конце этого периода - США и Япония захватили и объявили своими владениями огромные пространства Африки, Азии, Америки и Австралии, установив там колониальный режим и лишив местное население элементарных человеческих прав.

В этот же период появляется еще один начальный способ приобретения государственной территории - в результате увеличения территории заключается в установлении государством суверенитета над вновь образованными новыми участками суши (чаще всего островами), появление которых связано с природными катаклизмами (землетрясение, извержение вулкана). В настоящее время увеличение территории в большинстве случаев связано с целенаправленной деятельностью человека, направленной на увеличение территории государства (намыв новых участков территории в море, строительство искусственных островов и т.д.).

В процессе исторического развития на смену начальном присвоению земель пришли производные способы приобретения государственной территории, значение которых состояло в переходе территории одного государства в состав территории другого. Такой переход мог осуществляться как на договорной, так и на внедоговорной основе. Такой градацией практически было положено начало классификации законных и незаконных способов приобретения территории.

Договорным способов приобретения государственной территории принадлежат цессия, обмен, дарения территории, в том числе по брачному контракту между царствующими лицами, а также продажа территории.

Цессия (уступка территории) - передача территории одного государства другому по соглашению между ними. Исторически цессия является односторонней сделкой заинтересованных государств на территориальную смену. Раньше государство уступала частью своей территории под определенным давлением и практически без всякой компенсации. Позже цессия стала осуществляться на возмездных началах, то есть сопровождаться компенсацией в денежной или иной форме. Кроме того, цессия требует заключения между соответствующими государствами международного договора, который должен отвечать всем основным принципам современного международного права. Примером цессии может служить уступка в 1867 году Россией США Аляски (1519 тыс. кв. Км, для сравнения: площадь Украины составляет 603,7 тыс. кв. км) за 7,2 млн. долларов. Есть примеры цессии и в более позднее практике межгосударственных отношений. Так, в 1946 году СССР вступил Афганистана часть водной территории Амударьи, а годом позже Финляндия цесувала СССР за 700 млн. финляндских марок 176 кв. км своей территории в районе гидроэлектростанции Янискоски и плотины Нискакоски на реке Паатсо-Йоки.

Международному праву известна двойная цессия или обмен территориями. Так, в 1951 году СССР и Польша на основе соглашения обменялись участками своих территорий в районах Люблинский воеводства ПНР и Дрогобычской (ныне Львовской) области УССР, поэтому что население этих территорий исторически тяготело к смежным районам СССР и Польши. В 1999 году принято решение об обмене территориями между Одесской областью Украины и Молдавией

(Район села Паланка), в результате которого Молдавия получает доступ к реке Дунай и отдает принадлежащую ей участок, проходящий по территории Украины.

Одним из видов договорной уступки является плебисцит - всенародное голосование по вопрос о территориальных изменения (государственной принадлежности определенной территории). Плебисцит может проводиться как на основании внутригосударственного акта, так и соответствии с международным договором. В зависимости от этого его проведения может поручатися государственному органу или международной организации. Плебисцит впервые был проведен в период Великой французской революции 1789-1894 годов. По итогам Первой мировой войны, в соответствии с решениями Парижской мирной конференции 1919-1920 годов была проведена целая серия плебисцитов. В 1944 году Исландия на основе плебисцита вышла Датского королевства и стала независимым государством. На основании плебисцита, проведенного в 1967 году, был решен территориальный спор между Испанией и Великобританией относительно Гибралтара.

В современной международной практике также случаи вхождения одного государства к состав какого-либо другого государства, отделение от любого государства с созданием собственной государственности. Так, на основании волеизъявления населения в 1990 году произошло объединение ФРГ и ГДР в единое германское государство ФРГ, в 1965 году Сингапур вышел из состава Федерации Малайзии и образовал самостоятельное государство - член ООН.

Следует отметить, что реализация принципа самоопределения народов возможна только в тесной взаимосвязи с другими основными принципами международного права. Итак, при его реализации не должен быть нарушен принцип территориальной целостности государств. Время на практике очень трудно достичь гармоничного сочетания этих принципов. Проблема Чечни в России, Приднестровья в Молдавии, Нагорного Карабаха в Азербайджане, Тибета в Китае является ярким тому подтверждением.

Договорным способов приобретения государственной территории относится продажа территории. Так, например, США в 1803 году купили у Франции Луизиану, в 1916 году - в Дании группу Антильских островов.

К правомерным способов территориальных изменений современная международная доктрина относит отторжения части территории государства-агрессора в качестве санкции. Такая мера применяется к конкретной государства не только как форма ответственности за развязанную агрессию против другого государства или государств, но и в качестве превентивной меры, направленной на предотвращение агрессии с территорий, отрываются, в будущем. Такая практика имела место после Второй мировой войны, когда соответствии с решениями Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 года в Германии была оторвана северная часть Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом и передана СССР, - в настоящее время город Калининград и одноименная область в составе Российской Федерации, а южная часть Восточной Пруссии была передана Польше; за Мирным Договором Италией 1947 года Греции на правах полного суверенитета были переданы Додеканезьки острова, а Югославии - остров Пелагоза и прилегающие островки.

Международному праву известно временное пользование территориями. Под этим понимают аренду территорий, транзит через территории, кондоминиум, территорию общего пользования и др.. В «старом» международном праве это именовалось международными сервитута (еще в гражданском праве под сервитута понималось право ограниченного пользования чужим земельным участком). Следует отметить, что ряд ученых-международников относились к этому понятию негативно. Так, в 1920 году комиссия юристов, предназначена Лигой Наций для выяснения вопроса о Аландские острова, в своем заключении отметила, что существование международных сервитутов не является общепризнанным. Однако этот срок продолжает употребляться в зарубежной литературе, для обозначения закрепленного договором или в некоторых случаях обычаю права одной, нескольких или всех государств на определенную форму пользования территорией другого государства или на определенное состояние участка этого государства. При этом объектом сервитута выступает именно территория, и обязанности по нему, носящие постоянный характер, переходят к другому государству при правопреемстве.

Различают сервитуты положительного характера, которые заключались в обязанности государства допускать на своей территории действие власти другого государства (например, право прохода или проезда, право пользования водоемом другим государством) и сервитуты негативного характера - под ними понимается обязанность государства воздерживаться от определенных действий на своей территории (наиболее показательным примером является демилитаризованных и нейтрализованные зоны).

Практически этот срок ныне применяется к праву транзита или пролета через определенную зону, к праву прохода некоторыми реками и к праву аренды государственной территории. Под арендой в международном праве понимают временное пользование одним государством части территории другого государства для целей, не противоречащих основным принципам международного права, и не связанных с установлением политического господства на данной территории. Договор международной аренды отличается от других видов временного пользования территории тем, что:

- Он заключается на определенный срок и является возмездным;

- Он имеет сугубо целевой характер использования арендуемой территории, и поэтому она не может быть использована в других целях, кроме указанных в договоре (строительство и эксплуатация транспортных путей, создание свободных экономических зон, размещение научных объектов и т.д.);

- Цели, закрепленные в договоре, не могут противоречить основным принципам международного права

- В международном договоре об аренде оговаривается, что суверенитет над арендуемой территории сохраняется за государством-арендодателя или такое положение именно следует из содержания данного договора. Примером международно-правовой аренды территории

может служить Договор между СССР и Финляндией о передаче в аренду Финляндии советской части Сайменский канал и острова Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 года.

Кондоминиум - это совместное владение двух и более государств определенной территорией, на которую распространяется

их суверенитет. В настоящее время кондоминиумы практически не встречаются, когда они были единственным компромиссным мерой для удовлетворения притязаний нескольких государств на право владения определенной территорией. Поэтому правовой основой создания кондоминиумов было соглашение между заинтересованными государствами, что определяло характер и пределы административной власти каждой из них. Например, на основании Венского договора 1864 земля Шлезвиг-Гольштейн и Лауэнбург находились под кондоминиумом Австрии и Пруссии с 1864 по 1866 годы, на основе соглашения между Бельгией и Пруссией, заключенного в начале XIX века, был образован кондоминиум в Морени, что, просуществовав более ста лет, прекратил свое существование в 1919 году в соответствии с Версальского мирного договора, который признал полный суверенитет Бельгии над этой территорией.

В современный период существует единственная сухопутная государственная территория общего пользования - согласно Парижского договора о Шпицберген (архипелаг Свальбард) от 9 февраля 1920 года, он, с одной стороны, является суверенным частью Королевства Норвегии, а с другой - на нем действует режим совместного пользования.

Наконец, международному праву известны некоторые другие правомерные средства приобретения государственной территории, в частности, на основании решения арбитража или суда в случае мирного разрешения территориального спора. Таким способом является адьюдикация - передача части территории одного государства другому на основании решения судебного органа. Она будет считаться правомерным только в том случае, если, во-первых, при обращении в судебный орган спорящих должны в совокупности достаточные правовые основания на владение территорией оспаривается и, во-вторых, если обе государства признают над собой юрисдикцию данного суда.

Современное международное право, опирающееся на общепризнанные принципы, полностью отрицает всякую возможность насильственного изменения территории государств с нарушением положениями Устава ООН, не признает перехода суверенитета от побежденной государства к державы-победительницы даже при длительной фактической оккупации территории побежденной государства (например, оккупация Ираком территории Кувейта), отрицает древности приобретателя. Не признаются правомерными и такие способы приобретения территории, как дебеляция (завоевание, захват территории с помощью силы) и аннексия (Подарок победителю, незаконное отторжение территории). Никакая оккупация не признается законной. В Заключительном акте СБСЕ 1975 года государства приняли на себя обязательства «уважать территориальную целостность каждого из государств-участников, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных средств применения силы нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких средств или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законным ».

В настоящее время является общепризнанным, что высшим и основным принципом правомерного разграничение государственной территории является выбор самого народа, проживающего на данной территории, и принцип самоопределения народов и наций, что, как правило, осуществляется и проводится в жизнь мирным путем, а в некоторых случаях, допустимых международным правом, и посредством применения силы (при борьбе колониальных и зависимых народов за свое национальное освобождение и образование собственной государственности, при борьбе против иностранной оккупации или вторжения).

В современном международном праве существуют территориальные нормы, они являются общепризнанными и способствуют сохранению и укреплению международного мира. С точки зрения правового режима территории можно разделить на:

суверенные территории одного государства;

суверенные территории с международным режимом (открытое море, воздушное пространство, дно моря за пределами континентального шельфа);

территории, имеющие правовой режим смешанного типа (исключительная экономическая зона, континентальный шельф).

Государственная территория

Государственная территория – часть земной поверхности, включая сушу, недра, воздушное, водное пространство, которая является суверенной частью определенного государства.

Сухопутная территория включает в себя сушу с ее недрами, находящуюся в пределах установленных границ, а также прибрежные острова и анклавы. В ряде стран государственной территорией является арктический сектор, все земли и острова, входящие в его состав. Недра, находящиеся под землей и водой на территории государства, обладают полным и исключительным суверенитетом государства. Данное право находит подтверждение в основных конституционно-правовых документах государств и международных актах.

К водным государственным территориям относятся внутренние воды: реки, озера, заливы, бухты, порты, а также территориальные воды, имеющие особый режим. Специальный режим имеют поверхность и недра континентального шельфа и экономические зоны. Территориальные воды примыкают к берегам государства, сюда же относятся и острова. В пределах экономической зоны разрешается свободный проход судов всех стран, однако государство, которому принадлежат территориальные воды, обладает преимущественным правом на разведку и освоение морских недр и морепродуктов.

Воздушной государственной территорией является пространство, находящееся над сушей и водной частью страны. Воздушное пространство отделяется от других стран границами, которые признаны нормами международного права.

К территории государства относятся морские суда, воздушные и космические корабли под флагом государства, трубопроводы, посольства.

Территория государства, его величина, конфигурация, природные особенности выступают фактором долговременного действия, но в разные периоды развития их роль различна.

Анклавы

Анклав – территориальная часть государства, которая находится отдельно от основной части страны, окруженная со всех сторон другими государствами. Если у этой территории имеется выход к морю, то она называется полуанклавом.

Эксклав – несамостоятельный регион, отделенный территориально от материнского государства и полностью окруженный одной или несколькими странами.

Одна и та же территория одновременно может быть анклавом и эксклавом.

В мире много таких мест. В Беларуси на территории Гомельской области находится населенный пункт Саньково-Медвежье. Административно он относится к Брянской области РФ. Для России эта территория считается эксклавом, для Беларуси – анклавом. Аляска является полуэксклавом США и полуанклавом Канады. Мелилья и Сеута имеют выход к Средиземному морю и являются полуанклавами для Марокко и полуэксклавами для Испании.

Наличие такой обособленной территории в международном праве предполагает особые правовые отношения. Чтобы попасть в анклав, необходимо пересечь территорию другого государства. Также необходимо решать важные проблемы, обеспечивать жизнедеятельность анклава. Все вопросы решаются, как правило, заключением соглашений и договоров между заинтересованными сторонами. Право доступа государства к своему анклаву реализуется путем подписания специального соглашения с государством, на территории которого находится анклав.

Правовой режим анклава определяется национальным законодательством или международными нормами.

Теории правовой природы государственной территории

Существует несколько точек зрения на правовую природу территории государства. Наиболее распространены объектная теория и теория пространственного предела власти государства. Сторонники объектной теории утверждают, что территория – это объект обладания. Это исторический взгляд на территорию, берущий свое начало в эпохе феодализма, когда собственность на землю рассматривалась как источник власти.

Юрист В.А. Незабитовский выдвинул другую теорию, выступая против приравнивания территории государства к объекту обладания. Территориальное верховенство – это право государства осуществлять власть над людьми, которые живут в этом государстве. Государственная территория является пространственной сферой осуществления государственного верховенства. В границах территории действует власть государства, которая обладает исключительным суверенитетом. Поэтому территорию можно с полным правом отнести к одному из основных признаков суверенного государства.

Суверенитет РФ согласно ст. 4 Конституции распространяется на всю территорию страны, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Государство устанавливает административно-территориальное деление, организует государственную власть и управление на основании территориального признака. В компетенцию государства входит определение и изменение государственной территории, вопросы гражданства, нахождения иностранных граждан на территории страны, охрана и оборона территории.

Нормы международного права говорят о неприкосновенности территориальной целостности и независимости государств.

Правомерное изменение территории государства

Существуют правомерные способы изменения государственной территории, установленные международным правом.

Возможно образование нового государства путем проведения референдума или в результате плебисцита.

Плебисцит (референдум) – опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает.

Во Франции плебисцит считается более емким понятием, чем референдум. В США плебисцит и референдум – синонимы. Необходимость обязательного референдума предусмотрена конституцией или конституционно-правовыми актами. Проведение факультативного референдума зависит от воли государственного органа или избирателей. Законодательство РФ предусматривает только понятие «референдум».

Возможно отторжение территории как санкция за агрессию, за развязывание войны. После окончания Второй мировой войны районы бывшей Восточной Пруссии были переданы Советскому Союзу и Польше. Развязывание войны – международное преступление, поэтому агрессор лишается части своей территории. Это мера, направленная на недопущение повторения агрессии.

Международное право предусматривает аренду, продажу, цессию государственной территории.

Аренда территории – предоставление права пользования частью территории государства другому государству. Аренда территории носит временный, договорной характер.

Государство, которое арендует территорию, может пользоваться определенными правами, тем самым ограничивая права государства-арендодателя. Договор заключается с учетом интересов обеих сторон. Территория, которая арендуется, не может быть использована в целях подрыва суверенитета или безопасности государства-арендодателя. Часто на арендованных территориях создаются военные базы. В международных правовых нормах сказано, что государство, предоставляющее свою территорию в аренду, сохраняет суверенитет над ней, но на практике это положение становится юридической фикцией. Государства полностью контролируют арендуемую территорию (кубинская база Гуантанамо, Диего-Гарсиа).

Примером продажи территории может служить продажа Аляски Россией США в 1867 году.

Цессия – уступка территории, ее дарение, передача, обмен части территории по взаимному соглашению между государствами.

Так в 1951 году СССР и Польша обменялись участками государственных территорий, в 1954 году между СССР и Ираном был заключен подобный договор об обмене во взаимных интересах. В 1968 году произошел обмен территориями между Францией и Люксембургом в целях уточнения границы.

Если возникают спорные территориальные вопросы, в международном праве предусмотрено мирное урегулирование. Территории, приобретенные при помощи силы или угрозы силой, не являются законными и не признаются международным сообществом.

Территория в международном праве (МП) – пространство с определённым правовым режимом, то есть это часть Земли (сухопутная, водная, воздушное пространство, недра), включая космос с небесными телами.

Правовой статус территорий определен нормами внутригосударственного и международного права.

Виды территорий в МП

В соответствии с правовым режимом территории в МП могут быть:

  • Государственными.
  • Со смешанным режимом.
  • С международным режимом.

Государственная территория – материальная база существования соответствующей страны и находящаяся под ее суверенитетом. Основой правового статуса гостерриторий являются нормы национального права.

Территории со смешанным режимом – включают континентальный шельф и экономическую зону и не входят в состав гостерриторий. При этом прибрежные страны в данных пространствах обладают определёнными суверенными правами, закрепленными в национальном законодательстве и международных договорах.

Территории со смешанным режимом – включают открытое море за границами территориальных вод, международный район морского дна, определённые международные проливы, реки, каналы, Антарктику, космическое пространство с небесными телами. Они не являются собственностью какого-либо государства и находятся в совместном пользовании всех стран.

Государственная территория

Государственная территория представляет собой часть Земли, находящуюся под суверенитетом конкретной страны.

Государственная территория состоит из:

  1. Сухопутной территории (суша целиком, располагающаяся в границах этого государства или острова).
  2. Водной территории (все водоёмы на суше, а также части морских и океанских вод, примыкающих к берегам).
  3. Воздушной территории (всё воздушное пространство над сушей и водой).
  4. Недр (располагаются под сухопутной и водной территориями).

Условная государственная территория включает:

  • Космические корабли (морские и воздушные), которые находятся вне государственной территории.
  • Трубопроводы, прочие сооружения и оборудование, расположенные на международной территории (искусственно созданные острова, буровые конструкции и т.п.).

Правовой режим гостерриторий определен, в первую очередь, национальным законодательством каждой страны. В международных договорах регламентируются общие принципы определения внутренних вод и территориальных морей, регулируется происхождение государственной границы, устанавливаются вопросы пограничного режима и пр.

Государственная территория выполняет важную функцию, так как в пределах нее страна осуществляет территориальное верховенство и свою национальную юрисдикцию. Государство обладает исключительным правом владеть, пользоваться и распоряжаться конкретной территорией и расположенными на ней природными ресурсами.

В современном МП запрещено насильственное изменение гостерритории. Страны неприкосновенны и не могут выступать объектом военной оккупации либо прочих насильственных действий. МП не признает никаких территориальных приобретений или иных выгод, полученных вследствие применения силы либо угрозы силой.

Условия изменения территории государства

Территория страны может измениться вследствие:

  • Обмена гостерриториями по согласованию сторон.

В соответствии с Соглашением 1954-го г. Союз ССР и Иран обменялись участками собственных территорий.

  • Разделения конкретной страны, выхода части территории из ее состава или слияния 2-х или нескольких государств.
  • Применения мер ответственности за агрессивные действия.

Отхождение Пруссии от Германии в 1945-м г. и причисление к СССР.

  • Национальной освободительной борьбы и осуществления права на самоопределение.
  • Цессии – уступки права на территорию (сегодня не практикуется).

Государственные границы определяют пределы территориального верховенства.

Одним из основных принципов современного международного права является принцип неприкосновенности и целостности государственной территории. Он запрещает насильственные территориальные изменения. В то же время международное право допускает возможность и необходимость в некоторых случаях изменений территории государств.

Главным правовым основанием территориальных изменений является принцип самоопределения народов (наций), согласно которому возможны не только частичные изменения территории государств, но и образование новых государств в результате их разделения (как это было с Советским Союзом), или, наоборот, объединения (Германия). Принцип самоопределения народов имеет две стороны: внешнюю – право народа (нации) на вхождение в состав того или иного государства или образование самостоятельного государства и внутреннюю – определение своего внутреннего устройства.

Принадлежность отдельных участков территории, сравнительно небольших и незаселенных или малозаселенных, может быть изменена по соглашению между соответствующими государствами.

Таким образом, можно выделить два способа изменения принадлежности государственной территории:

1) на основе осуществления принципа самоопределения народов (наций);

2) по соглашению между соответствующими государствами.

К каждому из этих способов предъявляются свои требования, несоблюдение которых может вести к значительным осложнениям международных отношений, или даже к недействительности изменения принадлежности территории, или к территориальному спору.

Международно-правовая практика выработала следующие способы и формы решения территориальных вопросов: плебисцит, цессия, правомерное отторжение и приращение территории (аккреция).

ПЛЕБИСЦИТ – это свободное волеизъявление народа по осуществлению принадлежащего ему суверенного права путем тайного голосования решать вопрос о государственной принадлежности своей территории. Плебисцит как одну из форм территориальных изменений следует отличать от референдума. В отличие от плебисцита, являющегося международно-правовым институтом, референдум – институт внутреннего права государств, применяется для решения вопросов формы правления, конституционных проблем, государственного устройства и т.п.

ЦЕССИЯ, или уступка территории, – это передача одним государством определенной части территории другому государству по соглашению между ними. Таким образом, цессия может быть признана правомерной только при наличии равноправного договора, заключенного между соответствующими государствами.

Согласно современному международному праву цессия должна происходить на компенсационной основе (в денежной или иной форме). Так, например, по договору между СССР и Финляндией от 10 февраля 1947 г. Финляндия уступила Советскому Союзу участок территории размером 176 кв.км. За этот участок и находившиеся на нем здания и сооружения СССР выплатил Финляндии единовременно 700 млн. финских марок.

Другой формой цессии является обмен. В 1951 г. СССР обменялся с Польшей небольшим участком в Драгобычском районе Украины. Во всех этих случаях передача территории должна оформляться заключением договора между соответствующими государствами.

Условия цессии могут включать предоставление права транзита через границу, создания на территории другого государства зон и портов, права пользования водами, протекающими по территории другого государства. Эта форма получила название международных сервитутов, т.е. это обоюдовыгодное ограничение суверенитета одного государства в интересах другого государства или государств (например, право почтового транзита).

В силу того, что в основе территориальных разграничений в современном международном праве лежит принцип самоопределения наций, договоры о цессии, совершенные в нарушение этого принципа, следует квалифицировать как неправомерные, а сторона, чьи суверенные права нарушены, имеет все основания их отвергнуть.

Особым видом правомерных территориальных изменений является отторжение от государства-агрессора той части его территории, которая неоднократно служила плацдармом для агрессии. В соответствии с Ялтинскими и Потсдамскими соглашениями 1945 г. от Германии была отторгнута Восточная Пруссия, которая вошла в состав Польши и частично – СССР (ныне-Калининградская обл.). Такие территориальные изменения являются одной из форм реализации международно-правовой ответственности государств за совершение агрессии.

Современное международное право признает и временное изменение государственной территории путем ее аренды. Международно-правовая аренда территории – это предоставление одним государством другому определенного участка своей территории для использования в обусловленных взаимным соглашением целях и на установленный срок. При этом государство-арендатор получает не суверенные, а лишь строго определенные права на временное целевое использование арендованной территории, а территориальное верховенство остается за государством-арендодателем. За пользование арендуемой территорией выплачивается арендная плата в установленном размере. По истечении срока действия договора аренда, естественно, прекращается.

В международно-правовой литературе к основаниям территориальных изменений также относятся ПРИРАЩЕНИЕ (аккреция) и ПРИСУЖДЕНИЕ (адъюдикация) территории.

При этом под приращением понимают присоединение к государству вновь образовавшейся по естественным или искусственным причинам сухопутной территории (например, намыв нового острова на пограничной реке, изменение ее русла, сооружение дамб, отводящих морские воды и увеличивающих береговую часть территории). Приращение оформляется соответствующим договором или соглашением.

Под присуждением понимают присуждение территории по решению Международного суда ООН. Этот способ территориальных изменений приобретает правовую основу только в результате заключения конкретных соглашений между соответствующими государствами, признающими обязательную юрисдикцию Международного суда ООН.

В Декларации принципов Хельсинкского заключительного акта СБСЕ 1975 г. провозглашены принципы нерушимости границ и территориальной целостности, которые запрещают насильственные действия по изменению территорий государств. Вместе с тем МП допускает правомерные способы изменения государств территории.

Юр. основания территориальных изменений:

1) Принцип самоопределения народов. Способы реализации данного принципа - вооруженная борьба, решение парламента, плебисцит (референдум).

Плебисцит - это всенародное голосование по вопросу государственной принадлежности определенной территории; может проводиться как на основании внутригосударственного акта, так и в соответствии с международным договором, организация и контроль за его проведением могут поручаться гос. органу или международной организации. Исландия вышла из Датского королевства и стала независимой республикой; провинция Эритрея отделилась от Эфиопии.

При реализации принципа самоопределения народов необходимо помнить, что осуществление данного принципа не должно причинять ущерба территориальной целостности государств.

2) Цессия - это передача части территории одного государства другому на основе соглашения между ними. Цессия обычно осуществляется на возмездных началах, т.е. требует компенсации в денежной или иной форме. В 1947 г. Финляндия цессировала СССР за определенную сумму небольшой участок своей территории в районе гидроэлектростанции Янискоси.

Может иметь место также двойная цессия или обмен территориями. В 1951 г. СССР и Польша на основе соглашения обменялись участками своих территорий в районах Люблинского воеводства ПНР и Дрогобычской (ныне Львовской) области УССР.

3) Отторжение части территории государства-агрессора в качестве санкции за агрессию и меры, направленной на предотвращение агрессии в будущем с отторгаемых территорий. Подобные исключительные меры были применены против Германии и Японии по окончании второй мировой войны, и они не рассматривались как аннексия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: