Отправление это деятельность специально создаваемых государственных органов судов по рассмотрению

Обновлено: 19.04.2024

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

(с изменениями на 27 декабря 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Государственной Думой
21 апреля 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
26 апреля 2006 года

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

3. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

(Часть дополнительно включена с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 80-ФЗ)

Статья 2. Право граждан на обращение

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

(Часть в редакции, введенной в действие с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 80-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт дополнен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ - см. предыдущую редакцию);

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5_1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Статья 7. Требования к письменному обращению

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

(Часть в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3_1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия (пункт дополнен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ - см. предыдущую редакцию);

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(Часть в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Конституционный контроль[3] занимает особое место в правоохранительной деятельности. Эту функцию осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации. Задача Конституционного Суда РФ - защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на территории Российской Федерации.

Отправление правосудия – это деятельность специально создаваемых государственных органов – судов по рассмотрению и разрешению различных категорий дел (гражданских дел, разрешению экономических споров, уголовных дел, административных и иных дел, подсудным делам, образованных в соответствии с федеральным конституционным законом) в пределах своей компетенции и вынесению по ним законных, обоснованных и справедливых решений. Для реализации этой функции в Российской Федерации создана система федеральных судов общей юрисдикции, система федеральных арбитражных судов и мировые судьи в субъектах Российской Федерации.

Организационное обеспечение деятельности судов заключается в осуществлении мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на обеспечение нормального функционирования судебных органов и создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов судейского сообщества, обеспечение оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, и обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями, формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Прокурорский надзор – направление правоохранительной деятельности, осуществляемое от имени государства специально уполномоченными должностными лицами – прокурорами. Прокурорский надзор призван обеспечить верховенство закона, точное исполнение и единообразное применение законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Выявление и расследование преступлений – правоохранительная деятельность должностных лиц (оперативных сотрудников, дознавателей, следователей), направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц, привлечение их к уголовной ответственности, а также установление всех обстоятельств совершенного преступления.

Обеспечение правопорядка и безопасности в Российской Федерации – это деятельность правоохранительных органов исполнительной власти (органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов службы внешней разведки, органов федеральной службы охраны, органов юстиции, таможенных и налоговых органов), в пределах их компетенции, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка, обеспечение общественной безопасности, а также на борьбу с преступлениями и правонарушениями, создающими угрозу безопасности личности, обществу и государству.

Исполнение судебных решений – деятельность органов Министерства юстиции в лице Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, направленная на обеспечение исполнения наказаний и принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Оказание юридической помощи – деятельность, направленная на обеспечение правовой защищенности личности в обществе. Эту функцию призваны осуществлять: адвокаты путем оказания квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию; нотариусы путем совершения предусмотренных законодательными актами Российской Федерации нотариальных действий от имени государства; частные детективные и охранные службы в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

Предупреждение преступлений и правонарушений – эту функцию реализуют все правоохранительные органы. Она направлена на установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, выявление нарушений прав и свобод граждан, а также других нарушений закона, допущенных при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом и принятие мер по их устранению.

Отношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним в статье 33 Конституции Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Этим Законом устанавливается общий порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами публичной власти и должностными лицами.

Исключением являются обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами Федеральным законом «Об исполнительном производстве», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и др. Если какие-то отношения не урегулированы специальными нормами, то следует применять общие нормы, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Во исполнение указанных законов различными ведомствами принимаются подзаконные нормативные акты, конкретизирующие и детализирующие положения федерального законодательства.

Субъекты Российской Федерации принимают свои законы, относящиеся к данной сфере, которые могут только дополнять гарантии, предоставленные федеральными законами, но не вправе снижать установленный федеральным законодателем уровень защищенности конституционного права на обращение.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» подчиненным прокурорам поручено обеспечить рассмотрение обращений и организацию приема заявителей в строгом соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции.

В Инструкции установлены общие принципы и способы организации работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

Особенности порядка и сроков рассмотрения обращений, связанных с реализацией заявителями процессуальных прав и законных интересов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, обращений, вытекающих из международных отношений и обязательств, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, военнослужащих и иных обращений, а также приема граждан регулируются Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах военной прокуратуры - приказами и иными организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.

В соответствии с приказом каждое обращение должно получить объективное и окончательное разрешение в том органе прокуратуры, к компетенции которого относится решение вопроса.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор использует полномочия, предусмотренные ст. 22 и другими статьями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В частности, согласно этим полномочиям прокурор вправе: требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов, и др.

При удовлетворении обращения гражданина в ответе должно быть указано, какие меры прокурорского реагирования приняты по его просьбам, а впоследствии должно быть сообщено о результатах их рассмотрения. Если решение вопросов, по которым обратился гражданин, не входит в компетенцию прокурора, обратившемуся должен быть разъяснен порядок защиты его прав и свобод. Во всех случаях, в особенности в случае неудовлетворения просьб заявителя, ему должен быть разъяснен порядок обжалования принятого по его обращению решения, в том числе возможность обращения в суд, если это предусмотрено законом.

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации
по Сибирскому федеральному округу

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу

21 декабря 2020, 11:44

Регулирование правоотношений по рассмотрению обращений граждан

Отношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним в статье 33 Конституции Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Этим Законом устанавливается общий порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами публичной власти и должностными лицами.

Исключением являются обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами Федеральным законом «Об исполнительном производстве», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и др. Если какие-то отношения не урегулированы специальными нормами, то следует применять общие нормы, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Во исполнение указанных законов различными ведомствами принимаются подзаконные нормативные акты, конкретизирующие и детализирующие положения федерального законодательства.

Субъекты Российской Федерации принимают свои законы, относящиеся к данной сфере, которые могут только дополнять гарантии, предоставленные федеральными законами, но не вправе снижать установленный федеральным законодателем уровень защищенности конституционного права на обращение.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» подчиненным прокурорам поручено обеспечить рассмотрение обращений и организацию приема заявителей в строгом соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции.

В Инструкции установлены общие принципы и способы организации работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

Особенности порядка и сроков рассмотрения обращений, связанных с реализацией заявителями процессуальных прав и законных интересов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, обращений, вытекающих из международных отношений и обязательств, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, военнослужащих и иных обращений, а также приема граждан регулируются Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах военной прокуратуры - приказами и иными организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.

В соответствии с приказом каждое обращение должно получить объективное и окончательное разрешение в том органе прокуратуры, к компетенции которого относится решение вопроса.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор использует полномочия, предусмотренные ст. 22 и другими статьями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В частности, согласно этим полномочиям прокурор вправе: требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов, и др.

При удовлетворении обращения гражданина в ответе должно быть указано, какие меры прокурорского реагирования приняты по его просьбам, а впоследствии должно быть сообщено о результатах их рассмотрения. Если решение вопросов, по которым обратился гражданин, не входит в компетенцию прокурора, обратившемуся должен быть разъяснен порядок защиты его прав и свобод. Во всех случаях, в особенности в случае неудовлетворения просьб заявителя, ему должен быть разъяснен порядок обжалования принятого по его обращению решения, в том числе возможность обращения в суд, если это предусмотрено законом.

© 2003-2022 Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу
Все права защищены

Охрана прав и законных интересов личности, общества и государства является функцией правового государства. Выполнение данной функции обеспечивается специально создаваемыми правоохранительными органами, а деятельность этих органов по реализации этой функции именуется правоохранительной.

Правоохранительная деятельность – это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, борьбе с преступностью и другими правонарушениями, оказанию гражданам в случае необходимости квалифицированной юридической помощи и обеспечению доступа к правосудию.


В научной литературе имеются и другие определения данного понятия. Так, Л.К. Савюк определяет правоохранительную деятельность как властно-организующую деятельность компетентных органов и лиц, направленную на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе.


А К.Ф. Гуценко и М.А. Ковалев под правоохранительной деятельностью понимают деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неукоснительном соблюдении установленного им порядка.

Правоохранительная деятельность в государстве направлена на охрану личности, ее прав и свобод, охрану общества, его материальных и духовных ценностей, охрану государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности. Эти задачи решаются в процессе реализации правоохранительными органами соответствующих функций.

Правоохранительные функции – основные направления деятельности правоохранительных органов, направленные на защиту прав и законных интересов личности, общества, государства от противоправных посягательств. К основным функциям правоохранительной деятельности относятся следующие (схема 2).


Отправление правосудия – это деятельность специально создаваемых государственных органов – судов по рассмотрению и разрешению различных категорий дел (гражданских дел, экономических споров, уголовных дел, административных и иных дел, подсудных судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом) в пределах своей компетенции и вынесению по ним законных, обоснованных и справедливых решений. Для реализации этой функции в Российской Федерации создана система федеральных судов общей юрисдикции, система федеральных арбитражных судов и мировые судьи в субъектах Российской Федерации.

Организационное обеспечение деятельности судов заключается в осуществлении мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на обеспечение нормального функционирования судебных органов и создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов судейского сообщества, обеспечение оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, и обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями, формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Прокурорский надзор – направление правоохранительной деятельности, осуществляемое от имени государства специально уполномоченными должностными лицами – прокурорами. Прокурорский надзор призван обеспечить верховенство закона, точное исполнение и единообразное применение законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, соответствие законам издаваемых ими правовых актов, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Выявление и расследование преступлений – правоохранительная деятельность должностных лиц (оперативных сотрудников, дознавателей, следователей), направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц, привлечение их к уголовной ответственности, а также установление всех обстоятельств совершенного преступления.

Обеспечение правопорядка и безопасности в Российской Федерации – это деятельность правоохранительных органов исполнительной власти (органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов службы внешней разведки, органов федеральной службы охраны, органов юстиции, таможенных и налоговых органов) в пределах их компетенции, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка, обеспечение общественной безопасности, а также на борьбу с преступлениями и правонарушениями, создающими угрозу безопасности личности, обществу и государству.

Исполнение судебных решений – деятельность органов Министерства юстиции в лице Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, направленная на обеспечение исполнения наказаний и принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Оказание юридической помощи – деятельность, направленная на обеспечение правовой защищенности личности в обществе. Эту функцию призваны осуществлять: адвокаты путем оказания квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию; нотариусы путем совершения предусмотренных законодательными актами Российской Федерации нотариальных действий от имени государства; частные детективные и охранные службы в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

Предупреждение преступлений и правонарушений – эту функцию реализуют все правоохранительные органы. Она направлена на установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, выявление нарушений прав и свобод граждан, а также других нарушений закона, допущенных при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом, и принятие мер по их устранению.

Осуществление независимого и беспристрастного правосудия, повышение его доступности, обеспечение самостоятельности судов находится в тесной связи с организационным и материально-техническим обеспечением судебной деятельности.


Обеспечение судов кадрами, финансами, транспортом, мебелью, средствами связи, оргтехникой и другими материально-техническими и иными ресурсами относится к гарантиям самостоятельности и независимости судебной власти в системе разделения властей.

Это обеспечение, с одной стороны, должно исключать материальную зависимость судов от органов законодательной и исполнительной власти, а с другой – не должно отвлекать внимание судей на выполнение несвойственных правосудию функций.

Организационное обеспечение деятельности судов – деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по осуществлению мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Обеспечение деятельности судов осуществляется по следующим направлениям.

Формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей:

  • для федеральных судов -> осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;
  • для мировых судей -> осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Организационно-правовое обеспечение:

  • разработка и внесение в соответствующие органы предложений, проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам организации судов, установления штатной численности судей;
  • изучение и обобщение организации работы судов и разработка мер по ее совершенствованию; внесение в Верховный Суд РФ предложений по созданию или упразднению судов;
  • разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппарата судов; сбор, обработка и анализ судебной статистики;
  • организационно-методическое обеспечение делопроизводства и работы судебных архивов;
  • информатизация и информационно-правовое обеспечение судебной деятельности, взаимодействие с органами судейского сообщества, с Советом судей РФ, его президиумом, комиссиями судей, обеспечение безопасности судей и охрана зданий судов.

Мероприятия по кадровому обеспечению и государственной службе:

  • определение потребностей судов в кадрах;
  • осуществление работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей;
  • взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
  • ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, органов и учреждений Судебного департамента;
  • обеспечение судов различной информацией правового характера (законами, иными нормативными правовыми актами, судебными решениями, специальной литературой и т.п.);
  • методическое и организационное обеспечение психологического сопровождения судебной деятельности, психодиагностического опроса кандидатов на должность судей;
  • создание нормативной базы прохождения государственной гражданской службы в системе Судебного департамента и в федеральных судах;
  • контроль за исполнением законов и нормативных актов о государственной гражданской службе;
  • аттестация государственных гражданских служащих и присвоение им классных чинов; мобилизационная работа в судах и системе Судебного департамента;
  • работа по защите государственной тайны и секретного делопроизводства;
  • обеспечение работы Центральной наградной комиссии, созданной приказом Председателя Верховного Суда РФ.

Финансово-экономическое обеспечение: разработка и представление в Правительство РФ согласованных с Советом судей РФ предложений о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год; обеспечение судей и сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента денежным содержанием; реализация финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов и других мероприятий; контроль за использованием средств федерального бюджета.

Материально-техническое обеспечение: мероприятия по обеспечению судов предметами снабжения и расходными материалами, в том числе: обеспечение судов транспортом, мебелью, средствами связи, предметами государственной символики, оргтехникой; разработка и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства, а также информационного обеспечения судебной деятельности; организация строительства зданий, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов.

Организационное и техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества:

  • координация мероприятий по подготовке и проведению совместно с органами судейского сообщества, структурными подразделениями Судебного департамента пленарных заседаний Совета судей РФ, заседаний президиума Совета судей РФ, заседаний Высшей квалификационной коллегии судей РФ, совещаний, семинаров и иных мероприятий с органами судейского сообщества;
  • комплексный анализ информации о потребностях в области организации материально-технического обеспечения органов судейского сообщества субъектов РФ, о состоянии работы территориальных управлений Судебного департамента в субъектах РФ в части организационного и технического обеспечения деятельности органов судейского сообщества; контроль за выполнением структурными подразделениями Судебного департамента при Верховном Суде РФ поручений органов судейского сообщества.

Обеспечение социальных прав и гарантий судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов:

  • защита социальных прав и гарантий судей и государственных служащих;
  • принятие мер по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями;
  • организация медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством; организация страхования имущества, жизни и здоровья судей.

Иные направления обеспечения деятельности судов:

  • формирование общественного мнения о деятельности судов и органов судейского сообщества в целях повышения авторитета судебной власти и престижа профессии судьи;
  • организация взаимодействия со средствами массовой информации по вопросам судебной проблематики;
  • взаимодействие с адвокатурой, другими правоохранительными органами по вопросам обеспечения деятельности судов;
  • обеспечение безопасности судей и работников суда внутри суда, безопасности судей и членов их семей вне суда; принудительное исполнение судебных решений;
  • организация охраны и конвоирования лиц, находящихся под стражей; развитие международного сотрудничества в сфере правосудия и повышение его эффективности.

Принципы организационного обеспечения деятельности судов:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: